Русская народная вышивка крестом: схемы узоров и орнаментов
Особенности русской народной вышивки
Народные вышивки всегда имеют свои особенности. Древнерусская вышивка не является исключением. По количеству приемов и узоров русская вышивка может считаться одной из самых разнообразных. Связано это в первую очередь с тем, что в каждом регионе формировались свои традиции, которые были связаны с местными природными условиями и поверьями.
Большая протяженность страны привела к тому, что традиционная русская вышивка разделилась на несколько разновидностей в зависимости от области.
Что планируете вышивать?
ОдеждуОберег
Географические особенности вышивки
Чувашская вышивка предполагает густую зашивку. В ней присутствуют геометрические узоры, животные и растения. Она тоже относится к русской народной и имеет ряд характерных особенностей. В ней используются только три цвета:
- красный – символизирует стремление к новому;
- белый – знак чистоты и невинности;
- черный – связь мира живых и мертвых, знак родового единства.
Также интересной особенностью чувашской вышивки является то, что в процессе ее выполнения не используют приспособлений, которые облегчают работу. Она ведется только на руках, без пялец и рамок.
В центральных регионах у славян преобладали вышитые красной нитью геометрические узоры, которые переплетаются в сложный орнамент.
Мастерицы из Карелии создавали узоры, которые имели значение, связанное с языческими верованиями. Работу вели только красной ниткой на белом полотне. Центр вышивки занимало тотемное животное или растение, которое было окружено дополнительными символами.
В регионе, где сегодня находится республика Марий Эл, защитная вышивка создавалась только на домотканой основе. В такой вышивке особое значение отводилось символу дерева, который считался оберегом для всей семьи. Также присутствовали в сюжете образы животных и геометрические элементы.
Тарусская вышивка предполагала использование только льняной нити. Работу вели, прошивая белую строчку, а затем делая на ней цветную перевить. Для узоров выбирались только различные растения. Отличительная особенность данной техники – отсутствие изнанки, так как полноценный узор создается на обеих сторонах.
Особенности народной вышивки в южных регионах
Для славян из южной части России характерными узорами в вышивке являются геометрические орнаменты, которые выполнены в технике , и белая строка. На домотканом полотне переплетение нитей хорошо заметно, это позволяло мастерицам добиваться ровности узора.
Однако наиболее распространены для южан цветная перевить и счетная гладь
Традиционно для вышивания у небогатого населения использовались хлопковые и льняные нити, а у зажиточных людей – шелковые. Иногда узор дополнялся речным жемчугом.
Особенности народной вышивки в северных регионах
В северных районах основными техниками народной вышивки являются гладь, россыпи и косые стежки. Такие узоры создавались традиционно в Вологодской, Архангельской и Ленинградской областях.
Крест встречался в вышивке, но в малом количестве при создании .
Цвета северной вышивки яркие, она многоцветная и содержит преимущественно растительные узоры. Также в ней встречаются символы Солнца и Луны.
Орнаменты и узоры славянских народов и их обозначение
В русской народной вышивке узоры и орнаменты несут особый смысл. В ней нет элементов, которые выполняются только для красоты.
- Солнце. Вышивается в форме круга, розетки или традиционного солнца с лучами, которые внутри заполняются орнаментом, напоминающим кружево. Это символ плодородия, радости и жизни. В зависимости от узора работу ведут крестом или тамбурным швом.
- Вода. Символизирует границу, разделяющую Явь и Навь. Знак призван нести знание и защиту от преждевременной смерти. Также в ряде регионов он долгое время считался символом бессмертия и перерождения. Вышивается такой узор в виде зигзага или волны.
- Берегиня или Макошь. Она призвана защищать семью от неприятностей и бед, а также сохраняет женское здоровье. Символ изображается как женщина с поднятыми руками.
- Огневица. Оберег для женщин, который помогает защищаться от плохих мыслей, злых дел и гнева. Вышивается символ только крестом красной или алой нитью на белом или золотом фоне.
- Стрибожич. Это символ, изображающий лопасти ветряной мельницы. Такой знак традиционно вышивали на рабочей одежде как защиту от стихии. Также считалось, что этот узор помогает справляться с тяжелой работой. Вышивался он крестом красными нитями на белом фоне, а вокруг него в ряде районов делался синими нитями квадрат.
- Рожаница. Это богиня, образ которой в вышивке символизирует плодородие, благополучие в семье и многодетность. Такой оберег часто вышивался на одежде замужних женщин, а также на свадебных рушниках и скатертях. Существовало поверье, что особой силой он обладает, если сделан старшей женщиной в семье. Работа выполняется крестом, красными и синими нитями.
При создании узора в традиционном славянском стиле, не стоит изменять принятые цветовые решения или сочетания символов, самостоятельно перерабатывая схему. Такой эксперимент может привести к тому, что вышивка вместо защитных свойств будет иметь отрицательные, или станет просто украшением, потеряв свое первоначальное значение.
Схемы узоров и орнаментов
Древо Рода: Руская народная вышивка
16.07.2017Вышивка – едва ли не самое развитое искусство среди многих видов руского народного творчества. Шитьём занимались повсюду. Оно не требовало специальных приспособлений, а холст, нитки и игла были в каждом доме.
Художественный, образный язык орнамента руской народной вышивки многообразен. Выполняя задачу на первый взгляд декоративного значения, он зачастую является средством выражения народного мировоззрения, одним из проявленных элементов Родовой памяти.
Руская народная вышивка отображает извечную связь человека с Природой и утверждает единую основу всех существующих образов. Это солярные мотивы: солнышки-обереги в украшениях ворот, наличников; ступенчатые ромбы, звезда, круги, овалы, полукружья, крестообразные розетки в рисунке ковров, гобеленов. Космические образы и растительный мир мы видим в живописном богатстве красок костюма. Стилизованные ель, сосну, шиповник угадываем в затейливом кружевном узоре, вышивке…
Под воздействием времени эти образы могли менять своё содержание и функции, внешнюю конфигурацию, однако жизненно важные представления, нравственные и эстетические, всегда оставались в основе народного творчества, выражая его коллективную сущность.
В раскрытии семантики орнамента руской вышивки достигнуто немало успехов. Однако далеко не всё остаётся выясненным. Расшифровка его древней семантики составит задачу не одного поколения учёных.
Состав узоров, их композиция, расцветка различались в зависимости от того, кому предназначались предметы — мужчине или женщине. Возрастные различия и семейное положение также отражались в вышивках (особенно головных уборов) у большинства народов.
Для понимания языка орнамента большое значение имеет терминология узоров. Её изучению этнографы уделяют особое внимание.
Вышивки архаического типа справедливо признают выдающимся явлением руского народного искусства. Это один из важных источников для раскрытия особенностей древнего мировоззрения их создателей.
Современные мастерицы, открывая тайны Родовой памяти и по сей день создают не просто красивые вещи, а произведения искусства, обладающие обережной силой.
Так мастер вышивки и писанкарства Божена Филатова рассказывает о значении вышитых вещей:
«Полотно – это проявлений мир, то есть мир Яви. Вышивка на нём – это информация из мира Прави. Вышивальщица получает её от Богов и от своих предков. Эта женщина чувствует и знает, что она пропускает божественную энергию, энергию Живы, жизни.
Нить выступает в качестве нити судьбы. Когда нить начинает путаться, это говорит о том, что вышивальщица о чём-то не том подумала, и нить возвращает её мысли назад.
Игла выступает в качестве волшебной палочки. Все мы хотели в детстве быть феями, иметь волшебную палочку, которая осуществляет наши желания. Так вот, когда мы держим иглу, мы пальцы собираем вместе, и тогда энергия концентрируется на кончике иглы. Мы выступаем проводниками энергии и, нанося вышивку, мы закладываем нужные нам образы в изделие. Это и есть магия вышивки.
Перед тем, как начинать вышивать, мы должны обязательно заговорить свой инструмент: кладём иглу себе на руку, закрываем руками, зовём Свет Рода Всевышного, Живу-матушку. Чувствуем поток энергии, который входит в нашу макушку, это тепло начинает разливаться по нашему телу. Мы знаем, что в наших ладонях сейчас находится игла, мы её уже не чувствуем, она слилась с нами воедино.
Представляем образ того, что мы держим сейчас иглу в качестве волшебной палочки. Видим перед собой образ, который мы хотим воплотить в вышитую вещь, для чего мы будем её вышивать, для кого она предназначается, какие образы мы будем туда закладывать.
Представляем, что будет исцелять либо усиливать какие-то наши качества, гармонизировать нас. Смотрим, как мы этой иглой начинаем вышивать это изделие. Мы его вышиваем, смотрим, как у нас красиво всё получается. В этот момент в нас просыпается Родовая память, память прошлых жизней. Всё задуманное у нас осуществляется, видим, как образ уже воплощён.
Затем представляем, что мы используем эту вещь по назначению, и те мысли, которые закладывались в вышивку, воплощаются в жизнь. Возвращаемся мыслями в свои ладони, отпуская образ. И говорим себе такие слова:
«Иглу свою заговариваю – на здоровье, на радость благословляю. Пусть мысли мои осуществятся, пусть все те образы в жизни исполнятся. Пусть будет так во веки веков, как вечный камень алатырь»
Мысленно на ладонях трижды рисуем перуницу, алатырь. Чувствуем, как из наших ладоней выходит алатырь, и сияние этого алатыря, начинает разливаться вокруг нас, вокруг места, где мы находимся, входит в Матушку Землю, и Земля укутывается этим сиянием. Затем отпускаем алатырь, который начинает кружить вокруг нашей головы. Пусть сквозь наши руки идёт божественная энергия, пусть сила предков прибудет с нами воедино. Отпускаем этот образ, возвращаемся к нашим рукам, чувствуем их. Делаем глубокий вдох, выдох и открываем глаза.
Вот так превращается простая игла в волшебную, с помощью которой женщина воплощает свои желания.
В зависимости от нашего намерения у нас должен быть набор вышивальных игл: более короткая, более длинная, более толстая, более тонкая. В то время, когда мы пользуемся иглами, мы не имеем права передавать их даже своим дочкам. Каждая игла должна иметь своё место, где она хранится – это может быть или футляр, или ткань. Когда игла находится в чистой белой ткани, эта ткань снимает информацию с неё и очищает её. Ведь игла забирает все злые намерения, негативные мысли, и её нужно очищать. А белое полотно, на котором нет никаких изображений, забирает отрицательную энергию и очищает иглу, поэтому лоскутки, где хранилась игла, очень часто теряются.
Пяльцы наши предки не использовали, вышивали только на руках. Пяльцы имеют такое же свойство, как и защитный обрядовый круг, через него ничего плохое не может зайти внутрь круга. Пяльцы – это круг, и потому мы не можем подпитать энергией жизни, Живы тот образ, который мы вышиваем внутри круга. Кроме того, когда женщина вышивает на пяльцах, она постоянно втыкает иглу вниз полотна, что символизирует Навий мир. А ведь смысл вышивки – проводить в Явный мир энергию из мира Прави…»
У нас на сайте в формате PDF можно скачать книги о руской народной вышивке, которые, несомненно будут полезны как начинающим, так и опытным вышивальщицам:
«Орнамент руской народной вышивки как историко-этнографический источник». В книге рассматривается техника выполнения вышивки, её сюжеты и семантика орнаментальных мотивов. Автором – Гали Семёновной Масловой – выделены основные типы вышивки и их ареалы, показана связь типов вышивки с различной социальной средой. Книга богато иллюстрирована и рассчитана на искусствоведов, этнографов, историков, а также на широкий круг читателей, которым интересна данная тема.
«Изобразительные мотивы в руской народной вышивке. Музей народного искусства». Коллекция русской народной вышивки Музея народного искусства — одна из самых значительных среди других в музейных собраниях страны. Здесь хранится большое количество украшенных вышивкой предметов крестьянского и городского быта и одежды XVIII — начала XX века, собранных почти по всей территории России. Наиболее полно представлены произведения крестьянского искусства из „заповедника» нашей национальной культуры — с Севера России, среди которых в изобилии встречаются лицевые изображения растений, птиц, животных и человека.
«Руская вышивка и кружево». В данном альбоме, предлагаемом читателю, в двух самостоятельных разделах «Русская вышивка XII – начала XX века» и «Русское кружево XVII – начала XX века» показаны лучшие образцы русской вышивки и кружева из коллекции отдела тканей и костюмы Государственного Исторического музея. Многие из них уникальны и имеют не только художественную, но и историческую ценность.
«Сокровища руского орнамента». Это наиболее полное на сегодняшний день исследование руского текстильного орнамента, его истории и смысла, значения тех или иных орнаментов в одежде и предметах убранства дома. Отдельное внимание уделено значению вышиваемых символов, месту их расположения для выполнения ими обережной роли по отношению к своему владельцу. В основном описываются различные орнаменты женской одежды как североруской, так и рязанской. Показана и роль мужчины, действующего зачастую во враждебной внешней среде, противостоящего агрессии и нуждающегося в совершенно определённой символике. В книге представлены образцы мужских поясов и рубах с вышитыми символами, защищающими в бою и повседневной жизни в агрессивной среде российских городов.
«Строчка и вышивка». Автор этого скромного практического руководства по вышивке, изданного в далёком 1953 году, — известная художница-вышивальщица, заслуженный деятель искусств РСФСР, художественный руководитель Тарусской фабрики художественной вышивки — Маргарита Николаевна Гумилевская (1895—1985). На основе изучения народной вышивки в основном Калужской области, она разработала стиль и направление художественной вышивки. Советские народные художественные промыслы рассматривались автором как «народное искусство сегодня». Книга представляет интерес в качестве первоисточника и уже исторического свидетельства о развитии советской художественной вышивки середины XX-го века. Технические объяснения швов и вышивальных приёмов также интересны, поскольку теория вышивки как наука ещё и не начиналась и в специализированной литературе царит терминологический хаос. В связи с последним, воззрения корифея советского декоративно-прикладного искусства, изложенные ею самой, имеют немаловажное значение.
«Ручная и машинная вышивка». Подробно изложен процесс обучения ручной и машинной вышивке от простых приёмов и швов до сложных. Представлены различные виды вышивки, характерные для руского народного творчества. Текст сопровождается чертежами швов, рисунками руской народной и современной вышивки, фотографиями лучших образцов изделий.
© Методический центр «Древо Рода»
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Статья на тему: «Традиции русской вышивки» | Статья по теме:
ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ВЫШИВКИ
Когда речь заходит о вышивке, то, конечно, большинство людей представляет вышивку крестиком или гладью. Такого рода произведения до сих пор хранятся в домах, и наши бабушки вспоминают о том, как еще в середине прошлого века просиживали часами над кропотливой и увлекательной работой. Но надо сказать, что этими двумя видами техника вышивки не исчерпывается. Тем более традиционной русской вышивки.
Это понятие столь широко и многообразно, что требует серьезного рассмотрения. Гладь и крестик как технические приемы вышивки простые и удобные в исполнении стали распространяться довольно поздно под влиянием городской культуры. В сельской же местности мастерицы еще долго сохраняли верность традиционным швам, сложным и трудоемким. Причем в каждом регионе складывался свой особый тип вышивки. Иногда это были неповторимые уникальные приемы шитья, иногда в разных регионах техника повторялась, но вносились свои нюансы, отличительные особенности. И благодаря сохранившимся образцам в музейных и частных коллекциях мы можем увидеть и оценить все богатство и разнообразие не только технических приемов традиционной вышивки, но и многообразие ее изобразительных мотивов, что делает русскую народную вышивку уникальным художественным явлением.
Нам сейчас трудно представить насколько востребована была вышивка в быту. Вышивкой украшали детали одежды и головные уборы. Особенно обильно украшали праздничную одежду. Во внутреннем убранстве дома немаловажное место занимали вышитые изделия: полотенца, скатерти-столешники, подзоры (богато орнаментированные края простыни). Особую роль играли вышитые полотенца в различных обрядах, в том числе связанные со свадьбами, крестинами, похоронами. Вышивка была всецело женским занятием и уже лет с восьми крестьянские девочки начинали обучаться этому ремеслу. Иногда вышитые изделия создавались не только для своих нужд, но и на продажу. В различных регионах России целые села и монастыри становились центрами вышивальных промыслов, где сохранялись и развивались местные традиции вышивки. В некоторых местах эти центры, хотя и заметно видоизмененные, сохранились и по сей день.
Во многих регионах России были распространены такие виды вышивок как счетная и строчевая вышивки. Счетные швы выполнялись по счету нитей ткани (как правило, домотканого холста) и были тесно связаны с ее структурой. Серебристо-серый фон хоста прекрасно сочетался с орнаментальным решением, выполненным цветными, в основном красными нитями.
В северных губерниях России (Олонецкой, Архангельской, Вологодской и др.) наиболее популярными видами швов были «роспись», «счетная гладь», «набор». Северные вышивки демонстрируют большое разнообразие мотивов, стилизованных изображений барсов, коней, птиц, человеческих фигур, древа жизни в сочетании с геометрическим орнаментом. Изображения располагались в виде широких фризовых композиций на подзорах, столешниках, подолах рубах. Концы полотенец, оплечья рубах украшали сложными узорами, где крупные и мелкие элементы чередовались в определенном порядке. Часто это были трехчастные композиции с женской фигурой или древом жизни – в центре, а по бокам – геометризованные изображения барсов, птиц или коней.
Другим видом широко распространенной вышивки в северных губерниях России была строчевая вышивка, чрезвычайно трудоемкая в исполнении. Наиболее традиционна «белая строчка», выполнявшаяся по сетке, образованной путем выдергивания нитей. Узоры этой вышивки во многом повторяют мотивы счетного шитья, но необыкновенный художественный эффект выражается в сочетании фактур: сетчатого фона, разнообразных ажурных заполнений некоторых фигур и плотного настила, покрывающего элементы орнамента. Приемы этой вышивки чрезвычайно многообразны.
Строчевая вышивка была известна не только на севере, но и во многих других губерниях: Новгородской, Тверской, Нижегородской, Смоленской, Калужской, Тульской, Ивановской. Везде она имела свои местные особенности, неповторимые приемы, устойчивые традиции. В Новгородской губернии – знаменитая «крестецкая строчка», в Нижегородской – «н Каждый из этих швов требует виртуозного владения техникой. Воздушность, легкость, изящество – основные черты созданных в этих техниках произведений. Не во всех регионах использовался только белый цвет, в некоторых местностях белую ажурную композицию дополняли цветные элементы, например, в виде обводки контура фигур. В Калужской, Смоленской, Тульской губерниях был широко распространен совершенно особенный вид строчевой вышивки – «цветная перевить». При выполнении этого вида шва продольные и поперечные столбики подготовленной сетки плотно обвивают цветными нитями. При этом фон и элементы узора обвиваются разными по цвету нитями.
Каждый из этих швов требует виртуозного владения техникой. Воздушность, легкость, изящество – основные черты созданных в этих техниках произведений. Не во всех регионах использовался только белый цвет, в некоторых местностях белую ажурную композицию дополняли цветные элементы, например, в виде обводки контура фигур. В Калужской, Смоленской, Тульской губерниях был широко распространен совершенно особенный вид строчевой вышивки – «цветная перевить». При выполнении этого вида шва продольные и поперечные столбики подготовленной сетки плотно обвивают цветными нитями. При этом фон и элементы узора обвиваются разными по цвету нитями.
На севере и в северо-западных районах страны во второй половине XIX века, кроме счетных швов, широко был распространен тамбур. Тамбурный шов состоит из округлых звеньев, которые входят, как цепочки, одно в другое. Этот подвижный шов дает возможность строить узоры, очерченные округлыми линиями. Узор белого или красного цвета с прихотливо сплетающимися стеблями гибких трав то равномерно заполнял декорирующую плоскость, то создавал акценты из длинных гирлянд или отдельных пышных букетов.
В Новгородской, Вологодской областях и в Карелии встречаются и многоцветные тамбурные вышивки с тонкой колористической гаммой.
Олонецкие мастерицы в линейный тамбурный узор красного или белого цвета чаще всего вводили яркие гладьевые вставки, которые горели как огоньки среди замысловатой кружевной вязи. Они тонко чувствовали декоративные возможности тамбурного шва, образующего рельефную цветную линию и создавали узоры, неповторимые по красоте и самобытности.
Вологодские мастерицы чаще всего применяли линейный рисунок, где гладкие и прихотливо петляющие линии, очерчивающие рисунок, были красного цвета или переходили из одного цвета в другой, создавая сложный ритм охристо-золотых, зеленовато-синих и огненно-оранжевых тонов.
В Новгороде тамбурные цветные линии плотно, ряд за рядом, заполняли основные орнаментальные формы. Они создавали яркий растительный узор, где преобладали красные, зеленые, голубые и золотистые тона. Яркие розетки цветов с округлыми лепестками окружались легкой дымкой линейного кружевного узора из тонких прозрачных веточек. Так, в каждом районе тамбурные вышивки с изображением цветов имели свои характерные черты.
В растительный орнамент тамбурных вышивок нередко вводилось изображение птиц, зверей, домашних животных и человека, как например, на полотенцах вологодских и архангельских мастериц.
Традиции народных тамбурных вышивок на севере в настоящее время развивает предприятие «Заонежская вышивка» в Карелии, а также фабрика строчевышитых и кружевных изделий имени 8 Марта в Кировской области. «Заонежская вышивка» находится в деревне Шуньга Медвежегорского района Карелии. Она основана на базе артели, созданной в 1928 г. Там выпускают столовое и постельное белье, женскую и детскую одежду с цветной тамбурной вышивкой.
В их оформлении бережно сохраняются особенности традиционной народной вышивки, красотой которой Карелия славилась на весь мир. Красочные столешники, полотенца, салфетки, фартуки, блузки и платья этого предприятия охотно покупает не только местное население. Их с удовольствием увозят к себе на родину многочисленные туристы из разных стран.
Кировские художники и мастерицы тамбурной вышивкой оформляют женские платья, блузки, жилеты и фартуки, изделия декоративного назначения для убранства интерьера
Композиционные решения в этом виде вышивки не уступают по сложности техническим. Помимо сложных геометрических фигур, часто встречаются зооморфные и антропоморфные мотивы. Часто элементы «белой строчки» сочетались с приемами «цветной перевити», что позволяло достигнуть особого декоративного эффекта. Этим видом вышивки украшали концы полотенец, праздничную, нарядную одежду. В каждой из названных губерний, несмотря на некоторые сходные черты, были свои самобытные традиции вышивки. Это касалось не только технических приемов исполнения, но и орнаментации, а также колористического решения.
В Смоленской губернии в вышивке преобладает геометрический орнамент красного цвета в сочетании с белым, синим, желтым. Калужская вышивка изобилует разнообразием изобразительных мотивов, вплоть до сюжетных композиций. Здесь мы можем увидеть трехчастные композиции, включающие изображения женских фигур, птиц, коней, растительных мотивов с дополнениями в виде разнообразных мелких фигур. Подобные композиции решены обычно в приглушенно красном цвете в сочетании с синим или зеленым с редким включением других цветов.
В устойчивых названиях некоторых техник и видов вышивки сохранились указания на место их зарождения и развития, например, в уже названных выше «крестецкой строчке» или «нижегородских гипюрах». Во Владимирской губернии получил развитие такой вид вышивки как «владимирские швы».
Это — яркая декоративная гладьевая вышивка цветными нитями, в основном красными, по неразреженной ткани, где плотный настил нитей в одних деталях узора сочетается с редким заполнением различными разделками (в данном случае элементами счетной глади) – в других. В этом виде вышивки преобладают цветочно-растительные мотивы. Изысканные тонкие цветочные мотивы в виде гирлянд и букетов, выполненные с ювелирной точностью мастерицами Мстеры, являются еще одной визитной карточкой Владимирского края. Изящные вещи из белого батиста и тонкого полотна, покрытые белыми воздушными узорами, вышитыми гладью в сочетании с ажурными вставками, поражают воображение. Подобной вышивкой украшали детали одежды и бытовые предметы. Носовые платочки, накидки на подушку, салфетки, покрывала – все это можно сегодня увидеть лишь в музейных собраниях и у коллекционеров.
Особое место в рассказе о традиционных техниках вышивки принадлежит золотошвейному искусству. Известно, что в художественной культуре Древней Руси искусство золотного шитья занимало достойное место. Мастерицы прошлого в совершенстве владели сложными приемами этой вышивки. Постепенно складывались свои известные центры изготовления предметов в этой труднейшей технике шитья в Нижегородской, Тверской, Вологодской, Архангельской и других губерниях России. Но самым значительным центром драгоценного шитья был Торжок (Тверская губерния). Золотной и серебряной вышивкой украшались головные уборы и платки, детали и элементы народного костюма (сарафаны, душегреи, передники). Традиция украшать обильно праздничный костюм золотым узорочьем существовала обычно в тех регионах, где были развиты золотошвейные промыслы. Мастерство торжокских золотошвей в XVIII-XIX веках было известно далеко за пределами Тверской губернии.
Изготовленные ими головные уборы, а также отдельные детали к ним предназначались для продажи во многих губерниях России. Руками мастериц из Торжка часто украшались части южнорусских «сорок» и других праздничных крестьянских головных уборов. Заказы на изготовление различных предметов поступали и от купечества, и от дворянства. Известно, что одно из парадных платьев Екатерины Второй было расшито торжокскими мастерицами.
Позже изделия торжокских золотошвей, в совершенстве владеющих техническими приемами шитья металлическими нитями, можно было купить в Торжке, Москве, Петербурге и на Нижегородской ярмарке.
Основными мотивами вышивки были цветочно-растительные композиции, в которые органично вписывались стилизованные изображения павлинов, лебедей, львов, орлов и других животных.
Узор, как правило, дополнялся завитками, петельками и блестками. Этот знаменитый промысел существует и сегодня. Современные мастерицы с блеском используют приемы старинного шитья, например, «кованый шов», «литой шов». Как в прежние времена для достижения особого эффекта рельефности под настил из нитей подкладывают кусочки кожи, бересты или картона .
В наши дни интерес к вышивке возрождается. Необходимо сказать, что в разных областях России, также как в Торжке, до сих пор живут мастерицы, которые несмотря на трудности, продолжают работу по сохранению богатейших традиций русской вышивки.
Список используемой литературы:
1. Богуславская И.Я. О трансформации орнаментальных мотивов, связанных с древней мифологией в русской народной вышивке. М., 1964.
2. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М., 1972.
3. Богуславская И.Я. Русское народное искусство Севера. Л., 1968.
4. Динцес Л.А. Древние черты в русском народном шве // История культуры Древней Руси. Т. 2. М.-Л., 1951.
5. Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке: Музей народного искусства. — М.: Советская России, 1990.
6. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. М., 1982.
7. Климова Н.Т. Вышивка. Основы художественного ремесла. М., 1978.
Первые шаги по новому пути. Традиционная русская вышивка. Досюльный шов.
Закончив свою вышивку Сирень, длиной в 15 лет, я почувствовала, что ею подвела итог своему «роману с крестиком». Не скажу, что больше не буду вышивать крестиком, но думаю, что научилась в этом виде рукоделия всему, чему было возможно и не вижу перспектив для развития лично для себя. Буду неспеша заканчивать долгострои, может что-то новое начну, но сейчас всё моё внимание приковано к неизведанному, в большинстве своём новому для меня миру традиционной русской вышивки.А это мой образец в процессе отшива на берегу моря. |
Тадам!!!! Мой первый отшитый образец (сэмплер). |
Лицо |
и изнанка. Найди 10 отличий 🙂 |
У Аграфены есть прекрасная статья про традиционную вышивку » Реликтовый лес » традиционной вышивки, а в группе Родная Земля Творческая Мастерская есть прекрасные альбомы, где можно не только увидеть образцы такой вышивки, но и освоить её основы.
Пока на занятиях мы шьём образцы, чтобы понять принцип, набить руку и освоить приёмы выполнения основных узоров и швов. Параллельно Аграфена даёт нам множество нужной информации о материалах, технике, семантике узора, истории. Отшиваем мы в основном Вологодские, Каргапольские и Тверские мотивы. Ну а так же общерусские.
Так подробно пишу про курсы и даю ссылки потому что сама испытывала проблемы с поиском информации по теме. Может кому-то эти ссылки будут полезны.
Рисунок легко запоминается — после того, как вышьешь один рапорт, другие уже шьёшь по памяти или ориентируюсь на уже отшитое, что очень удобно — в схему смотреть не надо. Поэтому для вышивки можно использовать каждую свободную минутку, да и на отдыхе очень удобно вышивать. Мой первый образец заполнен и я готова его Вам показать. И в кои то веки мне не стыдно за изнанку, хотя до идеала ещё ой как далеко!
Второй интересный шов — косичка. Его возможности я раскрываю сейчас — оказывается им можно шить целые узоры!
А теперь расскажу, как отличить лицо от изнанки.
Птички с лица. Стоят птички на шве «косичка». |
Те же птички, но с изнанки. Здесь косичка выглядит как две параллельные линии. Вот так и можно отличить лицо от изнанки |
И ещё меня спрашивают про этих птичек. Птички головой вниз — так и должно быть. |
А я подумала, что для меня такая машина времени — вещи, которые приходят ко мне из прошлого, как этот стул или традиционная русская вышивка с её вековыми, застывшими во времени узорами. Всё это оттуда, из прошлого, но существует в нашем времени. Разве это не здорово?
Русская народная вышивка схемы для начинающих, фото
Русская народная вышивка. Среди многих видов русского народного творчества вышивка всегда занимала важное место. Шили повсюду. Не нужно было искать особых приспособлений, а ткань, иголки и нитки были в каждом доме. Вышивкой украшали одежду и предметы быта: занавески, скатерти, полотенца, подзоры, передники, головные уборы, платки, юбки, платья.
Вышитые изделия в повседневной жизни быстро старели, изнашивались и исчезали. Изучением вышивки, как отдельным видом искусства, стали лишь в середине XIXв. , поэтому в музеях наиболее ранние образцы относятся только к XVIIIв.. Читайте еще: Как плести фенечки из мулине.
История русской вышивки
На Руси вышивка имела сакральное значение: то есть, была тесно связана с верованиями в мистические силы природы и богов. Языческая вышивка славян появилась задолго до прихода на княжение Рюрика. Обережные узоры и символы украшали одежду и предметы быта. Господствовал красный цвет ниток: на белом полотне он ярко выделялся, привлекал внимание.
С принятием христианства начался новый виток развития русской вышивки. Несмотря на ярую борьбу с языческими корнями, здесь, как и в других областях, вытравить древние обычаи не удалось: народная вышивка совместила старые славянские мотивы с новыми церковными.
Например, люди всегда поклонялись солнцу как источнику света и жизни, оно символизировало весёлого бога Ярило. С принятием христианства солнце никуда не исчезло из вышивок, но теперь он символизировало Божье величие.
В эти времена – X-XII века – зародилось и стало развиваться русское золотошвейное искусство. Роскошные узоры украшали иконы, предметы церковного обихода, одежду богатых людей. Тогда же – характерная для русской вышивки черта – вошёл в декоративное искусство речной жемчуг. Вышивка жемчугом с тех пор прочно вошла в мировую историю как характерная славянская особенность.
Шли годы. Первоначально вышивкой занимались монахини: это связано было с тем, что с помощью вышивки на Руси украшали в основном церковные атрибуты.
Постепенно вышиванием занялись знатные женщины: было ли это влиянием Анны Ярославовны, ставшей французской королевой и поведавшей об этой западной традиции, или просто юным девицам так прививали благочестие – неизвестно.
Параллельно славянская вышивка развивается в крестьянской среде. Здесь история вышивки словно стоит на месте: древние языческие узоры и символы по-прежнему украшают одежду, бельё, занавески. К XVII веку народная вышивка входит в моду, и её мотивы проникают и в дворянскую среду.
С XVIII века и далее на русскую вышивку начинают оказывать влияние западные мотивы. Пётр I вводит европейский костюм, и дамы спешат украсить свои платья на парижский или берлинский манер. Наиболее востребована мужская вышивка, при дворе расшитые кафтаны входят в моду. Особого рассвета русская вышивка достигает в XIX: галантная эпоха требует изящества и эстетики.
Возникновение и распространение машинной вышивки производит переворот в этой сфере искусства. В XX веке происходит интеграция искусств и национальностей: африканские мотивы могут соседствовать со средневековой символикой, вышитые строки из стихотворения А.Блока – украшать танцевальный наряд для бала-маскарада.
Чем интересен этот вид рукоделия?
В каждой стране вышивка и другие способы украшения одеяний различны и неповторимы. Русская вышивка делилась на несколько типов:
- городская;
- крестьянское рукоделие;
- вышитые мотивы, которые использовались как оберег.
Материал и цвет
Климатические особенности нашей страны не позволяют массово выращивать хлопок, поэтому основными источниками для изготовления ткани были лен и конопля. Из них ткали полотно.
Тонкое отбеленное полотно служило основой, а нитки из льна и шерсти применяли для вышивки узоров. В XIX в. шерстяными нитками вышивали рубахи, головные полотенца. В ряде мест вышивка шерстью предшествовала вышивке другими материалами.
Основной цвет русской вышивки — это красный цвет со множеством оттенков: от темно-брусничного до оранжевого. Оттенок зависит от материала ниток и ткани (лен, хлопок, шерсть и т.п.), от использованных для них красок (минеральных, растительных, животных).
Наряду с красным предпочтение отдают тонам синего, зеленого и желтого. Черный не характерен для русской вышивки. Только в тамбовском и воронежском регионе этот цвет традиционно используют в шитье.
Предпочтение к красному не ограничивает ни выбор других цветов, ни градаций их оттенков. Часто применяли белый цвет или составляли двухцветные сочетания. Общий тон вышивки при этом обязательно оставался радостным и оптимистичным.
Сюжеты и мотивы орнамента
Разнообразие мотивов русской вышивки велико. Однако чаще других в орнаментах встречаются образы птицы, коня и дерева. Этот выбор обусловлен преданиями и верованиями древних славян, которые гласят о небесном дереве и сидящей на нем птице-солнце. Конь же символизировал видимое движение солнца.
Образ птицы чаще других используется в русской вышивке. Птицы встречаются как часть сложных сюжетов или же из птиц составляют отдельные узоры: виде ряда, где они следуют одна за другой, часто составляют композиции с деревом(кустом, растением или розеткой) и с женской фигурой в центре; нередко они просто повернуты друг к другу и смыкаются клювами или же наоборот хвостами.
Конь не такой популярный мотив как птица, но тоже довольно распространен. Образ коня с высокой, гордо изогнутой шеей похож на изображения народной глиняной скульптуры. Один из распространенных мотивов — кони по сторонам деревца или растения.
Растительный мир занимал видное место в орнаменте русской вышивки XVIII-начала XX вв. Дерево составляло центр композиции, к которому обращены животные, птицы; дерево являлось объектом поклонения всадников или всадниц.
Иногда дерево заключено в специальную постройку, как бы небольшой храм или часовню, что подчеркивает его особое значение. Вышивка растений, деревьев выполнялась в строгом геометрическом стиле с двумя или более особо выделенными длинными ветвями, нередко корнями на треугольном основании, которые можно рассматривать как корни, изображенные обобщенно.
Среди цветов особенно часты розы в корзинке, реалистические, натуральной алой расцветки. Розы заметно вытесняют из растительной орнаментики русской вышивки другие растительные мотивы, в частности тюльпан. Это, по-видимому, связано с развитием общеевропейского орнамента, в котором мотив розы распространяется в XVIIIв.
Итак, я рассказала вам совсем немного об отличительных чертах русской вышивки. Эта информация очень поверхностна и не включает всего многобразия орнаментов, узоров и видов вышивки, которые наблюдались в XVIII-начале XIXв. На этом пока все, надеюсь, вам было интересно. Следующая часть посвящена появлению вышивки крестом на Руси.
Другие элементы русской вышивки
Конечно, символика русской вышивки не ограничивается орнаментами. Многие реалии жизни нашли своё отражение в искусстве вышивальщиц.
Особой популярностью всегда пользовались мотивы флоры и фауны. Различные цветы и растения прочно ассоциируются с народной вышивкой: вспомните павлоградские платки, палех. А ведь вышивка в стиле гжели или хохломы распространена ив наши дни, её узнают во всём мире! Кстати, гжель заметно отличается от традиционных цветов русской вышивки: красного, чёрного и золотого.
Животные тоже появляются на полотне довольно часто. Они символизируют то же, что и звери из русских народных сказок. Однако вы вряд ли найдёте в вышивках медведя. Почему? Дело в том, что в тотемном языческом сознании медведь был прародителем всех славян, а потому на него наложено табу.
Медведя нельзя изображать, и даже имя его под запретом – слово «медведь» является ничем иным, как заменой. Поэтому в узорах вышивания прародитель не появляется.
Часто возникает в орнаменте женская фигура: символ плодородия и женского начала. Если женская фигура простирает руки к небу – это символ единства двух начал.
Вышивка в русском народном костюме
Особую роль играет вышивка в русском народном костюме. Она была скорее не украшением, а оберегом. Вышивку делали на тех местах, которые соприкасаются с внешним миром: по краю рукавов, по подолу, по вороту. Такой узор должен был защитить человека.
Интересно, что дети до трёх лет носили рубахи, перешитые из одежды родителей и сохранившие их обереги. Так, если отец мальчика был охотником, то его будут защищать охотничьи обереги. Это не предрешало судьбу ребёнка, а всего лишь символизировало связь поколений. В три года дитя получало первую собственную рубаху со своими оберегами: специальными, для детей.
Вышивка в русском стиле
В настоящее время вышивка в русском стиле не забыта. Талантливые модельеры, знаменитые кутюрье создают коллекции, украшенные нашей народной модной вышивкой. Например, осенне-зимняя коллекция Валентино 2013-2014 радует нас мотивами гжели!
Замечательный образ с платьем под гжель создаёт Джулия Робертс. А Дольче и Габбана порадовали нас весной-летом 2013 традиционными красными узорами на белом фоне в русском стиле.
Это далеко не единственные примеры. Сложно представить себе Валентина Юдашкина без его визитной карточки: одежды с русской народной вышивкой. Да и другие модельеры время от времени возвращаются к этой теме, радуя нас новым свежим взглядом на нашу культуру и традиции.
Мы так же приложили руку к некоторым модным коллекциям в русском стиле. Например, коллекция Alena Akhmadullina осень-зима 2015/16 сделана на основе иллюстраций к русским сказкам Татьяны Мавриной. Специально для этой коллекции мы вышили зайцев для сумочек и множество нашивок для украшения платьев. Так же мы участвовали в декоре изделий для бренда славянской одежды Белояр.
Фрагмент подола праздничной женской рубахи. Олонецкая губерния. Первая половина XIX века.
Да, на вышивке, как видим, не только поэтический, а и зримый образ весны. Не правда ли, в узорочье рубахи отражен целый мир! Помогло этому искусство орнаментики, которое придает бытовым вещам глубокий смысл. Вещи эти оно может сделать то более строгими, то более нарядными.
В узорах же нашей рубахи, происходящей из каргопольской земли, славившейся хлебопашеством, дан образ мира, близкий именно земледельцу.
Не только рубаха, а и весь праздничный костюм каргопольской крестьянки был глубоко символичен. На голову надевала она шитый золотной нитью, жемчугом, бисером и цветными стеклами или каменьями кокошник с символами неба — солнцем и звездами.
Повязывала передник, на котором был вышит земледельческий календарь (см. №10 «Юного художника» за 1983 год), подпоясывалась «радужным» пояском и являла собой, как говорят ученые, модель мира. Красота и гармоничность одежд словно свидетельствовали о мудром устроении вселенной.
Вышивали на подолах рубах и иные изображения. Скажем, в центре — подобие фантастического растения, а по бокам от него — могучих зверей с когтистыми лапами, застывших в охранительных позах. Звери как бы пронизаны ярким солнечным светом — даже гривы и уши их золотятся и переливаются шелками.
А вокруг порхают, медленно и важно шествуют, чинно восседают разноликие павы. Это птичье царство наводит на мысль, что все пространство вышивки «наполнено» солнечным светом.
Но что могут олицетворять загадочные для нас не то львы, не то барсы? В одном из северных заговоров о таком фантастическом звере говорится, что и шерсть-то у него золоченая, а ведь золото символизировало в древнем искусстве свет. С другой стороны, дальним родственником, прообразом вышитого на подоле льва был крылатый пес Симаргл-Переплут из давнего мифа, охранитель посевов. Выходит, и этот узор связан с земледелием.
На подоле еще одной рубахи — две птицы со сросшимися спинами (такую композицию называют из-за формы «ладьей»). Из «ладьи» вверх, к сердцевидному семени, тянется росток, а из семечка произрастает сказочное древо с пышными цветами и листьями. Вокруг всюду восседают павы, а по бокам могучие птицы словно охраняют дивное растение. Роль этих величавых стражей вроде бы ясна, но что означает «ладья»?
Исследователи русского народного искусства хорошо знают, что бывает она трех видов: птичья, конская и оленья. Фольклорные же материалы говорят, что эти животные и птицы в сознании народа были связаны с образом солнца — как его «слуги». Следовательно, и наша композиция имеет прямое отношение к солнечной символике.
Внимательно вглядимся в следующую иллюстрацию — вышивку на полотенце — и увидим, что «ладья» как бы движется прямо на нас. Головы, шеи и грудки птиц развернуты в стороны — точь-в-точь как у лошадей, несущихся в одной упряжке. Теперь разглядим растение.
Кто хорошо знает русскую вышивку, сразу увидит в нем очертания женской фигуры с поднятыми вверх руками. Перед нами емкий образ родной земледельцу природы — Матери-Земли, которая для крестьянина была словно живое существо: засыпала на зиму и просыпалась от горячих лучей вешнего солнца, пила воду и родила урожай. Значит, ясен и смысл узора на полотенце — он говорит о приходе весны, расцвете природы и скором наступлении поры плодородия.
В русской деревне был веселый древний обычай. По весне девушки шумной толпой шли за околицу. Там, подняв к небу руки, они пели песни — веснянки и заклички, зазывая «птиц-ластушек», которые должны были принести в их края весну-красну.
И вот на вышивке оплечья, украшавшего нарядную девичью рубаху, мы видим женскую фигуру с воздетыми к небу руками. В руках у женщины и вокруг — большие и малые птахи. Как видите, вышивка, обряд и песня, приведенная раньше, имеют одинаковое значение. Они должны способствовать скорому приходу яркого вешнего солнышка, столь необходимого всей природе.
Наступала пора полевых работ, и в поле выходили пахари. Взгляните на узор другого полотенца: в центре вышивки — величавая женская фигура (уже знакомый нам образ Матери-Земли), которая держит под уздцы двух коней.
На них восседают всадники, по жесту рук видно, с каким почтением обращаются они и к небу, и к Матери-Земле. За спинами у всадников — сохи, которыми пахали крестьяне свои нивы. Итак, перед нами зримый образ встречи весны.
Да, узоры русской вышивки тесно связаны с каждодневными заботами народа-земледельца и несут в себе глубокий нравственный смысл. Читатель, наверно, уже догадался, что в старой деревне узоры эти имели не только эстетическое, но и обрядовое значение. Девушки вышивали их, как правило, лишь весной, до начала полевых работ. Они словно просили у неба урожайного года и языком орнамента говорили: пусть так будет всегда!
Известно, что предки российских крестьян-землепашцев — древние славяне — поклонялись «убрусцам», то есть полотенцам. Вернее, не самим полотенцам, а изображенным на них узорам, которые потом бережно передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. И уж коль орнамент вышивки берет начало в такой седой старине, логично предположить, что и цвет и техника — тоже символичны.
Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке — белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны — павы, и Мать-Земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом.
Теперь внимательно рассмотрим технику исполнения вышивки. По мерцающей серебром материи стежок за стежком, строго по ячейкам ткани, словно по канве, вышивался контур рисунка. Рукодельницы чаще всего пользовались старыми образцами или сколками, сохраняя таким образом иконографию древних сюжетов.
Второй этап — внутреннее заполнение узора прямой сеткой, в ячейках которой, в шахматном порядке, вышивались крестики. Прием этот, не подчеркивая материальности изображаемого, выявлял символическую значимость орнамента.
Со временем обрядовое значение вышивки постепенно забывалось и на первое место выступала ее декоративная сторона. Все чаще мастерицы заполняют силуэт так называемыми наборными швами, состоящими из разноцветных квадратиков, треугольничков, прямоугольничков.
А потом на смену старым счетным швам в конце прошлого века и вовсе приходит свободный тамбурный шов, состоящий из цепочки петелек, вместо же белой домотканой холстины используется ярко-красный кумач. Все это разрушает древнюю образную систему народной вышивки, хотя сами произведения из величаво-торжественных становятся празднично-нарядными.
Еще несколько десятилетий — и древний миф совсем уходит из народных вышивок: в начале XX века даже лучшие рукодельницы уже не знают истинного смысла многих вышиваемых ими узоров. Тем более сегодня — хорошо, если мы знаем, что на Руси в старину были распространены полотенца «с петухами»… Читайте еще: Вышивка на варежках.
Однако юным художникам, конечно, недостаточно только любоваться этими прекрасными узорами. Хорошо бы срисовать их в альбомчик, который всегда должен быть при вас. А потом постараться побольше узнать о духовной стороне поразительного искусства своих предков. Право, в нем немало такого, о чем никогда не следует забывать.
Статьи «Русская вышивка. Значение элементов русского народного орнамента вышивки и ручного ткачества.»
Все это — то, как вижу эту тему я, |
Народный орнамент ткачества и вышивки — древние письмена. Но в то же время это непривычная нам знаковая система передачи информации с жестко закрепленным значением каждого элемента, так как составляющие орнамента — всегда мифологический образ и целый комплекс представлений, с этим образом связанных. Возникшие у истоков времен, в глубинах пракультуры, где мышление еще не дифференцировано, орнаментальные символы в принципе одинаковы у всех народов мира, различаясь лишь видом графики или незначительными деталями. Так, известен случай, когда мексиканская ткачиха признала за свой национальный узор орнамент Архангельской губернии России. Элементы орнамента будут иметь разные названия (а иногда и смысл!) у разных народов, но везде будут обозначать близкий мифологический комплекс представлений, аналогичный архетип, оценка и осмысление которого могут быть полярно противоположными. Поэтому орнаментальную композицию нельзя читать как простую совокупность тех или других знаков: при ее расшифровке значение каждого символа приходится выбирать из ряда вариантов в зависимости от всех употребленных в ней элементов, а также цвета и места расположения, назначения орнамента, уточняющих те или иные оттенки описываемых образов.
Образы архетипов, лежащие в основе орнаментальных композиций, связаны с изображением двух основных схем космогонического процесса, известных древней мифологии.
Схема 1
Во времена, когда Небо и Земля не были еще отделены друг от друга , в центре Мирового Океана возвышалась Мировая Гора — Алатырь-камень русских народных заговоров и сказок — на вершине которой находился глубокий колодец, полный воды и ведущий в недра горы — потусторонний мир — где в подземном дворце — пещере — Лабиринте обитал Бог Земли — Подземного Мира — Медведь-Громовержец:
Большую часть времени Медведь спал во мраке и холоде, бдительно охраняя свое сокровище — огонь , в виде котла, полного расплавленного золота или драгоценного камня. Раз в году в Лабиринт, минуя водяной водоворот-туннель , спускалась Богиня Неба — Рогатая Оленуха: , окунала в золото свои рога и возвращалась назад в Небо. Жар и Свет, исходящий от рогов, топили снега и лед; вода проникала в Лабиринт и будила спящего Громовержца: .
Проснувшись, он сбрасывал медвежью шкуру , превращаясь в птицу , и бросался в погоню за похитительницей.
Настигнув беглянку, Бог Земли вступал с ней в брак, совершая грозу и проливая на Землю потоки животворных вод:
.
Могучие крылья поднимали огненные вихри , разносящие семена жизни в разные стороны: .
(Позднее вихрь трансформировался в самостоятельное божество ветра — Стрибога .)
Оленуха сбрасывала золотые рога, которые возвращались победителю как залог заключенного брака , и скрывалась в подземном дворце.
Лишенная тепла и света Земля покрывалась снегом и льдом. Гигантская птица засыпала, постепенно поростая шерстью и мехом, вновь превращалась в Медведя.
…Нетрудно заметить, что данная схема описывает чередование полярных дня и ночи в северных широтах Земли с характерным для этого региона отсутствием солнечных затмений. Проникновение носителей мифа в средние и южные широты, столкновение их с явлением солнечного затмения и соприкосновение с жителями южных регионов развивает миф…
…Однажды, когда Оленуха с огненными рогами уже поднялась в Небо, а Медведь еще не проснулся, из глубин Бездны (Пекельного Мира) выполз Дракон (Лев, Барс, Кот, Кабан…) , напал на беззащитную Оленуху, и, разорвав ее на куски, овладел Золотыми Рогами. Не умея обращаться с огнем, Зверь устроил мировой потоп, а затем едва не стал причиной мирового пожара, но проснувшийся Громовержец в жестокой борьбе одолел соперника, приковал его вечным стражем у входа во дворец и вернул огонь.
Останки Оленухи Громовержец полил мертвой и живой водой , отчего Рога проросли в Мировое Дерево , отделившее Небо от Земли. На ветвях этого дерева поднялись в небо Руно и Рога Оленухи, превратившиеся в Солнце , Луну и Звезды. Громовержец же мог теперь подниматься в Небо и спускаться на Землю по стволу и ветвям Дерева, соединяющего миры в образе Месяца: .
Чтобы несчастье не повторилось, с четырех сторон света им были поставлены стражи , призванные защищать Дерево от проникновения тварей из Бездны.
Схема 2:
В начале времен Великая Богиня-Дева
упала в воды первозданного океана и нашла спасение на спине гигантского Змея (Ящера, Черепахи и т.д.):
Забеременев, она стала матерью двух сыновей-близнецов, один из которых был очень упрям (зол, жесток и т.д.), а другой справедлив (добр, сердечен и т.д.). Когда подошел срок рождения, упрямый ребенок, несмотря на предупреждения брата, проделал свой собственный выход из тела матери, умертвив ее, в то время как второй ребенок родился положенным образом. Душа Богини вознеслась на Небо по ветвям Мирового Древа, выросшего из ее тела, но так как с её смертью в мир вошло зло, — обитатели Небесного Мира окружили «пострадавший» участок пространства стражами, дабы смерть и зло не могли проникнуть в иные миры .
Родившиеся же братья-близнецы начали творить собственный мир, причем, один из них все время мешал другому — портя или разрушая сотворенное .
Вариантом этого же мифа выступает сказание о близнецах — брате и сестре, по неведению родства вступивших в любовную связь . Узнав о совершенном инцесте, один из них погибает (или брат убивает сестру), в результате чего мир оказывается осквернен.
К этому же типу относятся мифы о борьбе Девы-Солнца и Змея, или мифы о яростной Огнедеве-Солнце, мчащейся по небу на колеснице, запряженной двумя возничими .
***
Как бы ни возник этот мир, обитающим в нем людям традиционное мышление предписывало вести себя по образу и подобию сотворивших его прародителей-Богов: по раз и навсегда установленному образцу делались вещи, одежда, жильё, игрались свадьбы, оформлялись значимые события и даты. В орнаментальных композициях это отразилось употреблением одинаковых символов с разным значением в зависимости от их местоположения на одежде. Например, один и тот же знак «Орепей»:
в зоне оплечья женского костюма будет читаться как мировая гора или Алатырь-камень с восседающим на нем Божеством: ;
в локтевой зоне как «предок» ;
на подоле — как вход в потусторонний мир , или также «предок».
|
Выделить изображения Богов позволяет характерный вспомогательный узор — изображение колесниц, в которых, по представлениям древних, Божества перемещались в пространстве. Везли эти колесницы возничии-животные, характерные для каждого Божества — змеи, птицы, кони, олени, звери…
С выделением новых Божественных ипостасей появляются оттенки в чтении тех или иных элементов орнамента, их графические изменения. Так, выделение из Архетипа Мирового Божества образов, персонифицирующих его отдельные качества — ветра (Стрибог), Грома (Перун), Водяного Царя (Водище), Владыки Потустороннего Мира — Сварги (Сварог), Божества Земли, Плодородия (Велес), Хранителя Зерна, Урожая, Зерновых Запасов, Плодоносящей силы Зерна (Яри), плодоносящего огня (Переплут, Ярило, Семаргл) — приводит к возникновению символов, в основе которых лежит один графический образ, подобно тому, как сами мифологические персонажи сохраняют общие свойства или атрибуты — способность управлять водами, вызывать вихрь, дождь и т.д., ковать, повелевать молниями:
С изменением ведущих социальных ролей в обществе — возникновением и развитием патриархального уклада — культурные герои меняют свою половую принадлежность и аналогично изменяется «половая» интерпретация символов:
Матриархальное общество |
Патриархальное общество |
Смысл символа «Огневец» |
---|---|---|
Мужское начало — Бог Земли, плодородия и Грозы |
Женское начало — Богиня Земли и Плодородия, Хранительница огня |
Земля и её плодоносящий огонь |
Женское начало — Богиня Неба, Тучи, Судьбы, Смерти |
Мужское начало — Бог Неба, Ветра, Громовержец |
Небо и его огонь |
А вот значение объединенного символа — восьмиконечного креста
остается прежним: соединение женского и мужского начала, монада, оплодотворенная яйцеклетка, жизнь и смерть — судьба. Не случайно с принятием христианства он получает народное название «Звезда Богородицы». Несколько выделяется интерпретация вследвствие варианта этого символа — . Ряд этнографов отмечает наличие в языках народов Северного Кавказа и Древней Скифии следов древнейшего представления о Вселенной как о пятиричной структуре: кроме привычных нам понятий трехмерного уровня — Небо, Срединный Мир, Земля (или Подземный Мир) — в ней присутствовали Пекло и Бок (Боковое пространство). Вместе с тем, древнейшие космогонические модели обычно характеризуют Вселенную как женское начало. Пятирядное пространство Вселенной — Великой Матери, раскинувшейся на четыре стороны света и порождающее Жизнь, — примерно так можно уточнить прочтение этого символа.
Как «работает» символика? Начнем с того, что любое графическое изображение имеет слабое торсионное поле, искривляющее окружающее пространство:
Энергетические (лептонные) модели (порча, сглаз и т.д.), попадая в зону искривленного пространства, либо отталкиваются или оказываются зафиксированными в зоне изображения, либо саморазрушаются в результате неравномерного искривления. Равномерная сетка из графических изображений на поверхности одежды или бытовых предметов, создаваемая при узорном тканье или вышивке, обеспечивает его энергетический эффект. При этом наиболее однородную сетку (и, следовательно, более сильный эффект) дает орнамент геометрического и геометризированного типа, в котором толщина всех линий одинакова (Справка: знаменитые Мезенские вязаные узоры всегда набирались по следующему принципу — в начале узора шел ряд из чередующихся 3-х петель употребляющихся цветов — орнаментальная сетка была изначально однородной). Другим важным принципом энергетической работы орнаментальной сети является принцип смены полярности в орнаментальной строке и в композиции в целом.
Вносит свою лепту и цвет. Например, на территории нашего Рязанского края ведущий элемент, по которому узор получал свое название, всегда выполнялся белым, а фоновое поле забивалось цветом, преимущественно оттенками красного; белый цвет орнамента пропускал к владельцу воздействие окружающих энергий или «отражал» негатив, как бы «переломленные» через призму формы и значения символа, рассеивая всё остальное; а фоновое поле — энергии определенной частоты…
Ну и, конечно, магическое значение символа…
В женском и мужском костюме можно выделить зоны соответствия Небу, Срединному Миру и Земле. В зависимости от расположения в конкретной зоне меняется магический эффект от нанесенного изображения.
Женский
Голова |
небо |
Космогонический |
Плечи |
Космогонический |
|
Грудь |
срединный мир |
Целевого воздействия |
Пояс |
Родовой |
|
Подол |
Целевого воздействия |
|
Край подола |
земля |
Целевого воздействия |
Обувь |
Родовой |
Мужской
Голова |
земля |
Целевого воздействия на зрителя |
Плечи |
||
Грудь |
||
Пояс |
срединный мир |
Родовой |
Край подола и рукава |
Целевого воздействия |
|
Штаны |
небо |
Космогонический |
Обувь |
Родовой |
Кроме того, места нанесения наиболее плотной орнаментальной сетки совпадают с местами расположения крупнейших нервных сплетений человеческого организма, соответствующих основным энергетическим центрам или чакрам. Усиленно защищается зона сердечного центра — в буквальном смысле «с четырех сторон». Есть и еще одна тонкость — в женском костюме узор, расположенный по переду, всегда в первую очередь защищает его владелицу и ее ожидаемое дитя, а вот в мужском костюме — в первую очередь активно воздействует на окружающих (ту же женщину, к примеру), а собственно защитный узор идет со спины — этим и объясняется наличие «женской» символики на грудной вышивке мужских рубах, особенно праздничных, свадебных.
Откуда взялись символы? Почему у всех народов они практически одинаковы? Символы — это информация. Наиболее древние из них имеют геометрическую или же геометризированную форму. Предположим, что в её основе лежат сведения о каких-то вселенских процессах.Существует любопытная схема представления о строении Вселенной у древних славян-русов, опубликованная А. Иваницким в эссе «Путями великого россиянина» (альманах «Славяне») и с сокращениями приведенная М. Шатуновым («Русская Здрава», М., 1998, с. 159). Продолжим эту схему, достроив ее в соответствии с перемещением Солнечной эклиптики по небосводу с позиции земного наблюдателя относительно смены времен года (Рис. 1). Получим матрицу яйцевидной формы (в соответствии с русскими традициями назову ее «яйцом Рода») и посмотрим на это яичко с торцевой стороны (Рис. 2). Сравнив обе проекции с рисунками Леонардо да Винчи и спиралями «золотого сечения» Друнвало Мелхиседека (Д. Мелхиседек. «Древняя тайна цветка жизни», т.1, с. 229-230, «София», 2001г.), увидим, что Яичко объясняет их происхождение. А теперь соединим все три рисунка. Получилась матрица, в которой легко увидеть все известные нам элементы русского (и не только) орнамента, разделенные к тому же по принадлежности к Мирам Прави (проекция фронтальная), Нави (проекция боковая) и Яви (геометризированная форма спиралей «золотого сечения»).
Рисунок 1 |
Рисунок 2 |
Однако самые любопытные превращения происходят при наложении графики торцевой проекции Яйца Рода на Календарь-карту звездного неба и сравнении дат, получающихся на пересечениях линий матрицы и календарного круга с датами русского народного Месяцеслова и основным содержанием и мотивами русских традиционных обрядов, проводимых в указанных интервалах. Перед нами две календарно-энергетические схемы, одну из них условно можно назвать женской, другую — мужской. Они хорошо дополняют друг друга, образуя согласно фронтальной проекции Яйца Рода схему взаимодействия родовых энергий. (Рис. 3, 4, 5). Схема эта, в свою очередь, коррелирует с традиционной китайской трактовкой круговорота 6-ти стихий по принципу управления последними.
Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
Рисунок 5 |
Основные народные праздники
|
||||||||||||||||||||||
|
Женский календарь: 25.03 — Благовещенье — Пробуждение Медведя; |
Теперь, используя календарно-обрядовое содержание тех или других участков схем, нетрудно вывести полное значение образуемых ими символов, а также их энергетическое воздействие:
Символ |
Расшифровка согласно матрице |
Традиционное значение |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
«оплодотворенная» |
Новая жизнь |
||||
|
гроза |
Летящий Громовник — |
||||
|
хтонические |
Водяной |
||||
|
хтонические |
Орепей Месяц |
||||
Солнце |
Урожай |
Рожаницы Рогатая |
В виде замкнутых круговых траекторий они, к тому же, могут использоваться в спортивной, боевой, танцевальной или целительской практиках; и наоборот — любое движение или пространственное перемещение могут быть записаны орнаментальной композицией.
Таким образом, русская вышивка, символы-элементы народного орнамента — это многомерные изображения пространственно-временных перемещений энергий, которым народная традиция присвоила образное мифологическое содержание.
Автор: Доброслава, жрица Макоши
http://maara.narod.ru/biblioteka/bib_b/bib_b9.html
: Изобразительное искусство :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр
Вышивка издавна является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину все женщины России занимались этим удивительным народным искусством и ремеслом. Вышивка была тесно связана с исконными обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных ниток русские женщины превращали простые ткани в произведения искусства.
Девочка начала готовить приданое с семи или восьми лет, и 15-летняя горничная должна была иметь самодельную праздничную и повседневную одежду, скатерти, отделку и полотенца, готовые к использованию в течение нескольких первых лет жизни. семейная жизнь.
Служанки вышивали полотенца, которые дарили родственникам и почетным гостям жениха. Перед свадьбой были выставлены изделия ручной работы невесты, чтобы продемонстрировать мастерство и трудолюбие будущей жены.
Русская вышивка очень разнообразна по характеру узоров и техник. Известно, что в каждом регионе, а иногда и в округе есть свои вышивальные устройства, орнаменты и цветовые решения.
Русская вышивка отличается от вышивок других стран.Геометрические орнаменты и геометрические формы растений и животных — ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, леопарда с поднятой лапой — все это играет большую роль в русских вышивальных узорах.
Алмаз, круг, розетка — Солнце как символ тепла и жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяют плодородие, а птица — приход весны.
Расположение узоров и техника вышивки неразрывно связаны с формой русского платья, сшитого из прямых кусков ткани.Стежки выполнялись по счету нитей и назывались вышивкой счетными нитками. Они украшали верх и манжеты рукавов, вырез и низ, а также проходили по соединительным швам.
Если говорить о «свободных» вышивках по нарисованному контуру, предпочтение отдавалось цветочным узорам.
Древнерусские стежки вышивки включали роспись или полукрест, сетку, елочку, крестик, счетный гладь и мелкую белую строчку.
Позже появились цветные переплетения, крестецкий шов, гипюр, цепной шов, белый и цветной атласный шов.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северные и среднерусские. Северная группа включает земли Архангельской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Нижегородской, Ярославской, Костромской и Владимирской областей. В среднерусскую группу входят Калужская, Тульская, Рязанская, Смоленская, Орловская, Пензенская, Тамбовская и Воронежская области.
Самыми распространенными способами северной русской вышивки были вышивка крестиком, роспись, вырез, белила, ажур по сетке, а также белый и цветной атлас.В некоторых регионах Русского Севера узоры на передниках, подолах рубашек и полотенец вышивали крестиком, обычно одноцветным: красными швами на белом фоне или белыми швами на красном полотне. В дизайне фигуративные мотивы преобладают над геометрическими узорами. Сложные композиции переданы в силуэтах и контурах, используя только один цвет и один прием.
Крестьянская вышивка Средней Руси существенно отличалась от русского Севера. В узорах преобладали геометрические формы с гребенчатым ромбом с «отметинами», т.е.е. с двумя выступами «репей» (репей) или «орепей» на каждом углу. Они отличались необычным разнообразием узоров и цветовых палитр. Вышивки Средней Руси были разноцветными. Фон тоже выглядит как орнамент. Помимо вышивки изделия украшали узорчатое плетение, полосы и ленты, бязь, цветные ткани, а также шнурки и тесьму.
Одежду на Руси шили из льняной ткани, которая ткалась из льняной нити, пряденной из льняной жгута.Ткань была в основном холстом полотняного переплетения.
В зависимости от толщины пряденной нити ткань может быть тонкой или очень толстой. Для вязания одежды использовалась пряжа из овечьей шерсти. Также овечья шерсть использовалась для валяния шерстяных тканей и вещей. Одежду — рубашки, сарафаны, сарафаны, фартуки, шали, брюки, верхнюю одежду и даже валенки (валенки) и сапоги украшали вышивкой, шнурками, лентами. Постельное белье, полотенца, занавески, скатерти и т. Д. Также украшались вышивкой и кружевами.
Девушки и женщины сами изобретали рисунки, часто находя вдохновение в ледяных цветах на окнах зимой. Составляли композиции из стилизованных изображений цветов, растений, фигур животных и людей.
Считалось, что узоры имеют определенное магическое значение; некоторые изображения, называемые «обереги», должны были охранять дом, животных и людей от болезней и неприятностей.
Рукоделие выполнялось деревенскими женщинами в основном зимой, когда они были свободны от работы в поле, в лесу и в саду.Но зимой дни короткие, и работать можно было только днем, за редким исключением при свечах ночью. Вероятно, поэтому изначально более широкое распространение получила вышивка белыми нитками и на белом полотне.
Искусство и ремесло вышивки передавались от одного человека к другому. Так, в каждой провинции и районе были разработаны свои местные приемы.
Даже вышивка крестиком была разнообразна в разных регионах России. Так, например, воронежские узоры вышивали преимущественно черными нитками, северные узоры были преимущественно красного цвета, тогда как в более южных районах вышивки были ярче, так же как там природа вокруг была намного ярче.Цвета нитей были немногочисленными — красные, малиновые, желтые, синие и зеленые, — потому что красители были чисто натуральными, и поэтому их количество было довольно ограниченным в холодных регионах. Чем дальше на юг, тем разнообразнее местная флора и, следовательно, тем богаче цветовая палитра.
С развитием международной торговли Россия переняла некоторые из зарубежных рукоделий, такие как вышивка шелком и вышивка бисером. Хотя использование в вышивке драгоценных камней и особенно речного жемчуга (которых в России было много) было принято в этой стране задолго до этого.Бусины тоже давно стали известны и широко распространены в России.
Одежды бояр и боярин, кокошники и куртки были очень богато расшиты бисером, жемчугом и камнями. Вместе с приходом христианской религии Россия освоила золотое шитье.
Booking.com
Источники :
masteriua.ru
spektr.info
Русская Вики
В.Иванова
Красота спасет мир
Девушки в этнической одежде.Русский народный костюм
Русский народный костюм
Созданный для того, чтобы передать внутреннее достоинство и эмоциональную сдержанность русской женщины, русский костюм не только красив, но и удобен в носке. Потому что первое правило этого костюма — чувствовать себя свободно, не ограничивая свободу движений. А разнообразие цветов традиционных костюмов свидетельствует о любви к красоте и этническому разнообразию. Между тем, русское слово «красивый» происходит от слова «красный», что в переводе с русского означает «красный».
В частности, этническая русская одежда — это кафтан, косоворотка и ушанка для мужчин, сарафан и кокошник для женщин. Традиционно сарафан представляет собой длинное платье-джемпер (сарафан) трапециевидной формы, которое женщины и девушки носят как русский народный костюм. Упомянутый в летописях в 1376 году, он до сих пор остается любимым предметом одежды женщины 21 века. Соответственно, они по-прежнему разработаны и носятся как летние легкие платья.
Однако на некоторое время русские женщины из высшего и среднего класса перестали носить традиционный русский костюм.Это было в 18 веке, во время петровской модернизации России, если не считать кокошников как придворной одежды.
Традиционно народный костюм является обязательным элементом исполнения русских народных песен и народных танцев.
Традиционно русская одежда содержит три цвета государственного флага — белый, красный и синий
На самом деле русские костюмы сильно отличаются друг от друга. Кроме того, в каждой провинции был свой традиционный костюм. Например, черная вышивка была традиционной для Белгородской области (юг России), тогда как костюмы крестьянок в Рязанской области (Средняя Россия) вышивали в основном красным.У казаков юга России есть отдельная культура внутри этнических русских, их одежда включает бурку и папаху, которую они разделяют с народами Северного Кавказа.
Примечательно, что из русского национального костюма исключен черный цвет. Значит, он нам генетически не подходит. Наши предки интуитивно избегали этого (они были мудрее нас). Кстати, все кризисные ситуации в России люди одеты в однообразную одежду. И последние годы черной моды не принесли России процветания и благополучия.Однако черный цвет соответствует мягкому климату Испании и Италии, где ярость южных цветов побеждает его тьму (мрак, черноту). Климат в центральной и северо-восточной части России довольно суровый. Оттенки природы довольно спокойные по сравнению с югом. Черный в России кажется еще мрачнее и несет больше негативной информации.
Русский народный костюм
Красный — основной цвет
Сейчас используется как народный костюм для исполнения русских народных песен и народных танцев
Традиционный костюм для исполнения народных песен и народных танцев
Высокая мода с традиционными народными мотивами в дизайне
Участники ансамбля песни и народных танцев в традиционной одежде
Простые сарафаны, которые до сих пор используются как летние легкие платья
Сарафаны ручной работы, вышитые
Современная мода с традиционными народными мотивами
Крестьянка народный костюм
Гжельский фасон, платье участницы конкурса красоты
Потрясающие костюмы
Кукла в национальном костюме
Преобладающий цвет красный
Основной цвет красный
Северная провинция
Иллюстрация к русской сказке
Костюм знатной женщины
Вышивка золотой нитью украшает костюм
Изысканный национальный костюм
Провинциальный костюм
Красивая модель в традиционном народном костюме
Традиционный национальный костюм
Древний костюм, иллюстрация
ruplace.ru
Услуги по индивидуальной вышивке для одежды
Нужна вышитая одежда на ночь? Позвоните нам!
Вышивка на следующий день и сверхбыстрая доставка вышитой на заказ одежды — наша специальность. Мы вкладываем порыв в вышивку тик. Вы заслуживаете лучших предложений и товаров лучшего качества, поэтому позвольте нам показать вам, почему мы получаем такие потрясающие отзывы.
Процесс предоставления наших услуг по вышивке
Поскольку мы являемся одной из ведущих национальных компаний в области вышивки, довериться нам в своевременной доставке качественной продукции — это просто.От высококачественных рубашек поло до головных уборов и полотенец на заказ — мы можем выполнить любой заказ, большой или маленький. Вот как мы это делаем:
Шаг 1:
Заказчик отправляет дизайн. Мы берем этот дизайн, очищаем его и выясняем, как лучше всего вышить его на их пользовательских рубашках поло, шляпах, полотенцах или другой одежде.
Шаг 2:
Если вы размещаете новый заказ на пять или более штук, мы отправим вам цифровую копию этой обновленной работы (для краткости, пробу) и попросим вас утвердить ее перед началом печати.Если вы размещаете повторный заказ на любое количество или новый заказ на 4 штуки или меньше, мы не отправим доказательство, если только дизайн не является особенно сложным, или вы запросите подтверждение во время оформления заказа или отправив электронное письмо proofs @ rushordertees. com.
Шаг 3:
Мы отправляем дизайн нашей вышивальной команде, которая быстро и аккуратно прикрепляет логотип к изделиям клиента и пришивает его.
Шаг 4:
Каждая отдельная деталь проходит процесс обеспечения качества, в ходе которого дополнительная ткань или стежки обрезаются и очищаются, и каждая деталь проверяется, а затем повторно проверяется, чтобы гарантировать полную и полную точность.