Русская вышивка крестом. Схемы | КАРАКУЛИ
Все приведенные схемы русской вышивки крестом взяты из первого сборника великорусских и малороссийских узоров 1877 года издания. Хотя с того момента выхода альбома в свет прошло более века, но они крайне интересны и сегодня всем мастерицам, вышивающим крестом. Кроме традиционных русских орнаментов в альбоме представлены и символы, характерные для народной вышивки крестом (лошади, птицы, олени и т.д.) И, кроме того, вы найдете здесь схемы жанровых картинок. Если вас заинтересуют именно жанровые картинки, то рекомендуем посмотреть второй альбом рукоделий 1886 года издания. Там такие картинки представлены значительно шире.
Мотивы из сборника великорусских и малороссийских узоров 1877 года лаконичны. Цвет геометрических вышивок традиционно красный, иногда дополняемый синим, черным или зеленым. Использовать эти мотивы русской вышивки крестом вы можете при создании рушников, вышитых салфеток и скатертей, как детали декорирования одежды или аксессуаров (сумочек, кошельков и т.п.). Небезынтересны будет этот альбом и при плетении (или ткачестве) поясков и тесьмы – в качестве образцов. Да и для создания вязанных узоров страницы этой книги могут послужить вдохновением.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 2.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 3.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 4.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 5.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 6.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 7.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 8.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 9.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 10.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 11.
Ящик пандоры – Народная вышивка
Изучая народную вышивку, я понимаю, что надо понимать отдельные символы и их сочетание. В других темах я рассказываю об отдельных узорах, а здесь — о их сочетаниях. Узоры народной вышивки России, нашего Севера, удивительны. Их сочетания, простые схемы народной вышивки рождают целые истории!
ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «РУССКИЙ КРЕСТ— ГАРМОНИЯ»
Схема народной вышивки «Русский крест – гармония»
Символы народной вышивки:
мужской символ «крест»
женский символ «ромб»
знак благополучия и соединения мужского и женского начал «засеянное зерно»
Для кого: для женщины, желающей укрепить свой имеющийся брак.
Значение: гармония.
Особенность этой вышивки: активность земной мужской силы.
Действие на женщину: лад в семье, благополучие в отношениях с мужчиной, повышение собственной активности, энергии, напористости, если необходимо — призыв души ребенка, благополучное рождение.
Действие на мужчину: лад в семье, благополучие в отношениях с женой, активизация жизненного центра «ярло», отвечающего за жизненные силы.
ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «РУССКИЙ КРЕСТ – ПРИЗЫВ»
Символы народной вышивки:
мужской символ «крест»
женский символ «ромб»
знак благополучия и соединения мужского и женского начал «засеянное зерно»
Для кого: для женщины, желающей найти своего суженного и сделать правильный выбор.
Особенность этой вышивки: преобладание женских энергий, как в земной, так и небесной сфере, мужская энергия в этой вышивке «небесная», то есть речь идёт о мужчине, родственном по духу.
Действие на женщину: телесная энергия, повышение привлекательности, возвышение способностей к предвидению и выбору, запуск в пространство призыва для мужчины — суженного.
НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РОССИИ «РУССКИЙ КРЕСТ – ЛЮБОВЬ»
Символы народной вышивки:
Для кого: для женщины, желающей воспламенить любовь мужчины, и для мужчины, желающего быть любимым.
Особенность этой вышивки: преобладание «земных» энергий, как мужской, так и женской, причём речь не идёт о рождении ребёнка, а именно о земной любви между мужчиной и женщиной.
Действие на женщину: телесная энергия, повышение привлекательности, увеличение эмоциональной власти над мужчиной, возрождение чувств в женщине, которые «перекидываются» на мужчину. Действие значительно усиливается, если такой же орнамент нанести на подол свитера.
Действие на мужчину: телесная энергия, повышение привлекательности, увеличение эмоциональной власти над женщиной, возрождение чувств в самом мужчине, которые «перекидываются» на женщину.
СХЕМА НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ «ЛУЧШАЯ ДОЛЯ»
Символы народной вышивки:
«Полрепья — Предок»
женский символ «Ромб»
женский символ «Небесная Оленуха – Прародительница»
знак Богини — Матери, Хозяйки судеб, Великой Макошь
Для кого: для девочки и девушки с пожеланием безопасности в родительской семье, для женщины, желающей сохранить и приумножить имеющееся.
Значение славянских узоров: просьба — уверенность в лучшей доле на будущее
Особенность этой вышивки: в схеме народной вышивки преобладающее присутствие божественных сил: предки со стороны матери (символ «Небесная Оленуха – Прародительница») предки со стороны отца (символ «Орепий»), присутствие Богини Судьбы Макошь — всё это рядом с земным ромбом, символизирующим женщину — просительницу.
Действие на женщину: лад в семье, благополучие, благосостояние, уважение окружающих.
Вот такие чудесные узоры вышивки знаем. Попробуете их сами сделать?
А как обучитесь этим узорам, заходите к нам в «Северную сказку», здесь делимся и другими знаниями о традиционной вышивке.
Русская народная вышивка и вышивки народов мира (картинки)
Одним из самых древнейших видов рукоделия всех времен и народов является вышивание. Каждый народ имел свой, уникальный вид шитья, внося в него свои национальные элементы, поэтому такая народная вышивка известна под названием традиционной, например, тарусская вышивка или венгерская. Человек, хорошо в ней разбирающийся, может сразу определить по характерным чертам рисунка, к какой народной традиции относится вышитое изделие.
Яркие, сочные геометрические фигуры говорят о том, что перед нами флорентийская вышивка, цветочные, выпуклые завитки в пастельных тонах – французская вышивка, объемная поверхностная – бразильская вышивка, шелковая гладь – китайская вышивка, строгий геометрический орнамент с красной нитью – чувашская вышивка. Каждая из применяемых техник получила название народа или области, в котором развивалась, например, индийская вышивка или известный всем швеям московский шов. Самым несложным видом счетной техники считается вышивка болгарским крестом. В современном мире техника вышивания крестом так же пользуется популярностью среди рукодельниц всех национальностей. Вышивка народов мира является одним из самых интересных материалов исследования для тех, кого интересует этот вид рукоделия. Так же и старинная вышивка, хранящаяся в музеях разных стран, представляет очень интересный предмет для изучения, особенно сучжоуская вышивка.
Китайская вышивка
Родиной этого вида рукоделия считается Древний Китай, поэтому самой первой стала известна китайская вышивка, ее относят примерно к 4 -5 веку до н. э. Это было шитье на шелковых тканях, так как именно в районах Китая впервые стали производится ткани из шелка. Основными вышиваемыми узорами были элементы природы, животные, птицы (сучжоуская вышивка), восточные иероглифы и узоры, орнамент, традиционные китайская флора и фауна. В современном мире интерес к традициям Китая не уменьшается, поэтому очень популярными являются различные изделия в китайском стиле: одежда, посуда, предметы интерьера. Китайская вышивка по праву считается одной из изысканных и утонченных. Самая известная и старинная – сучжоуская вышивка. В ней использовались только натуральные материалы – шелковые ткани и нити, сюжеты вышивались многосложные, с большим количеством цветов и оттенков, причем изнаночная сторона была без единого узелка, как и лицевая. Очень близок к этой технике аккуратный московский шов. Китайские экзотические мотивы так же использовала якобинская вышивка (гладь, выполняемая шерстяными нитками).
Краткий обзор европейского рукоделия
Флорентийская вышивка «Барджелло» (иногда это название заимствует итальянская вышивка). Эта техника характеризуется яркими, сочными цветами, среди рисунков преобладает орнамент, зигзаги, геометрические мотивы с плавными переходами, На итальянском языке название этой техники переводится, как «вышивка». В ней используется только прямой стежок с использованием шерстяных ниток.
По яркости цветов к ней близка славянская тарусская вышивка и венгерская.
Изысканная французская техника вышивания. Сочетает в себе множество декоративных видов – рококо, ришелье, бути, вышивку крестом и полукрестом, гладью и другие швы.
Оригинальная бразильская вышивка. В ней очень часто используется французское рококо, наравне с другими видами швов. Эта поверхностная техника, которая возвышает рисунок на ткани. В ней преобладают как яркие, так и пастельные тона, мотивы вышиваются цветочные и растительные, шитье происходит шелковыми нитями по тонкой ткани (как сучжоуская вышивка). В европейской вышивке представлена, в основном, гладь, но также встречается и вышивка крестом.
Как применялась вышивка народов мира
Как на Руси, так и европейских странах первоначальным применением стежков было соединение кусков тканей, которые использовались в одежде. Для подгиба ткани, например, использовался московский шов. Стежки были простыми, практичными, в качестве ниток использовалась шерсть животных.
Применение вышивке находилось везде: в постельном белье, повседневной одежде, в религиозных облачениях. На любом текстильном изделии можно было вышить красивые узоры, бытовые сцены, элементы природы, традиционный орнамент русской вышивки.
Болгарский крест
Помимо эстетической стороны, вышивка несла так же сакральный смысл и имела собственное предназначение. Орнамент располагался, в основном, на одежде в местах соприкосновения с внешним миром: рукавах, вороте, головных уборах и исполняла роль оберега. Узоры орнаментов обычно вышивались крестом, которому придавалась магическая сила, название креста использовалось и в названиях техник (вышивка болгарским крестом).
Славянская вышивка
Рукоделие языческого периода на Руси почти все представляет собой магические обереги, защищающие человека от враждебных сил. Русская одежда вся была расшита этими сакральными символами, основными изделиями для такой шитья были метрики, рушники, украинские вышиванки. Основными элементами вышивки русского народного орнамента были геометрические фигуры – ромб и крест. Ромб был символом плодородия, солнца, крест обладал магической силой отгонять злых духов и снимать порчу. Постепенно вышивка крестом перестала нести сакральное значение и служить магическим оберегом. Современная вышивка крестом это просто красивый и увлекательный вид рукоделия, несущий скорее эстетическую нагрузку. Хотя, даже сейчас в некоторых поселениях русская народная вышивка несет характер оберегов. На ярмарках народных промыслов можно нередко увидеть такую одежду в древнерусском стиле, очень часто на ней используется вышивка болгарским крестиком. В современных модных коллекциях русский стиль и сейчас остается очень популярным. С принятием христианства в вышиваемые работы вносятся христианские мотивы, крестом вышиваются иконы и ризы, религиозные предметы, элементы быта. Вышивание становится более дорогим видом рукоделия, с применением дорогих нитей и драгоценных камней.
Древнерусская вышивка золотом и серебром
Богатейшая и красивейшая русская вышивка. Ее расцвет приходится на 16 – 17 века, когда знать украшала свою одежду и головные уборы драгоценными камнями. Золотное шитье с нанизыванием жемчуга использовалась для украшения интерьера, конских упряжек, в праздничной одежде. Этот вид вышивки считался одним из сложных, поэтому владеть им могла только умелая рукодельница, некоторые умелицы обучались этому мастерству в монастырях, иногда и сами монахини были опытными вышивальщицами. Драгоценными нитями вышивался растительный орнамент, сказочные существа, многосложные цветочные композиции, при работе использовались не только вышивка крестом, но и комбинировались разнообразные швы, что придавало изделию изысканность и оригинальность. Сейчас такая старинная вышивка с золотом и камнями сохранилась только в музеях или частных коллекциях. По сюжетной линии к ней очень близка якобинская вышивка, для обработки готовых изделий использовался московский шов.
Украинская и чувашская вышивка
Украинская вышивка
Славянские, украинские и русские вышивки объединяет применение в работе небольшого количества цветов, геометрический и растительный орнамент, использование вышивки крестом. Особенного внимания заслуживают вышиванки – национальные женские и мужские рубахи. Изображениям на них придавался сакральный смысл (защита от порчи, богатство и плодовитость). Основным элементом был ромб, самый популярный славянский символ, и восьмиконечная звезда. В различных областях использовались разные виды швов, украинские мастерицы использовали вышивку крестом, полукрестом, гладью, мережкой, к традиционным красным нитям добавлялись черные, синие, желтые. Вышивание производилась, в основном, по белому или серому фону.
Чувашская вышивка
Очень близка к украинской чувашская вышивка. В ней также используется серый и белый фон, строгий геометрический орнамент, использование малого количества цветов. Основные используемые цвета – красный, синий, желтый, зеленый. Украинская и чувашская вышивка используют одни и те же элементы – розетки с восьми лепестками (символ Солнца) и древо жизни, их элементы присутствуют и в государственной символике. Чувашские вышитые рушники, половички, мотивы в одежде очень похожи на украинские, поэтому нередко их путают. Отличить чувашский национальный костюм можно по головному убору, украинские женщины используют в качестве него цветочные венки. На чувашскую и украинскую вышивки очень похожа тарусская вышивка. Такими же похожими свойствами обладает и белорусская вышивка.
Русская народная вышивка
Карельская вышивка
Особенностью карельской вышивки является использование ниток одного цвета.
Многие народности используют в работе один цвет, таким примером может служить марийская вышивка. Узоры вышивались красной нитью по белой или серой ткани, если шитье было сквозным– белым по белому. В первом случае получалось простое, но изысканное полотно, во втором – ажурная вышивка.
Рукодельницами использовались такие техники, как крест, набор, настил по сетке, двухсторонний шов, тамбур, сочетание тамбура и набора. На вышитом полотне получался прямолинейный рисунок с геометрическими фигурами, вышивался так же орнамент, со множеством крестов и восьмиконечных звезд, узоры соединялись в сложные композиции. Помимо этого вышивались растительные мотивы, люди, животные птицы.
Марийская вышивка
Карельская вышивка очень лаконична, но, тем не менее, очень популярна среди рукодельниц. На нее очень похожа марийская вышивка. В ней использовалась счетная техника вышивки крестом, цветовая гамма состояла из красного, синего, зеленого и черного цветов. Узоры четко выделялись на полотне благодаря прямым линиям. По цветовой гамме к марийской близка тарусская вышивка. Здесь использовалась цветная перевить, вставки из настила, белая строчка.
Вышивка центральных и южных областей
Владимирская вышивка
Для этих регионов характерен геометрический орнамент, с использованием множества ярких нитей – малиновых, золотых, алых, помимо этого вышиваются растения, животные, люди. В южных районах используются цветная перевить и счетная гладь, московский шов, белая строчка с жучками, паутинкой, воздушными петлями, к ней иногда присоединялись разноцветные нити. Это была яркая и красивая вышивка, радующая глаз. В этих областях практиковалась и вышивание по черному шелку, с использованием золотых нитей. Одной из самых известных в центральном регионе является владимирская вышивка. Основной ее элемент – крупный стежок гладью (владимирский шов), им вышивались различные орнаменты, выполнялся он красной нитью, с добавлением других цветов. Московский шов, относящийся к этим регионам, и сейчас активно пользуется швеями и рукодельницами, раньше он выполнялся вручную, сейчас его можно легко выполнить с помощью швейной машинки.
Видео : Марийская и чувашская вышивки
Русские вышивки и мифология | Русский след
Борис Александрович Рыбаков. Книга «Язычество древних славян». ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ИСТОКИ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ. Глава девятая. Русские вышивки и мифология.
Поиск фрагментов славянской мифологии, предпринятый в предшествующих главах, не может быть завершен без специального рассмотрения такой сокровищницы больших и малых мифологических сюжетов, как русская, преимущественно северная, вышивка.
В Главе второй. Глубина памяти, посвященной выяснению глубин народной памяти, мне уже приходилось привлекать «полотняный фольклор», драгоценный для нас сохранением глубокой архаики.
Отложение в вышивке очень ранних пластов человеческого религиозного мышления, вроде
Таковы подвенечные кокошники невест, рубахи, накидки на свадебные повозки и многое другое. Специально ритуальным предметом, давно обособившимся от своего бытового двойника, было полотенце с богатой и сложной вышивкой. На полотенце подносили хлеб-соль, полотенца служили вожжами свадебного поезда, на полотенцах несли гроб с покойником и опускали его в могилу. Полотенцами увешивали красный угол; на полотенце-«набожнике» помещали иконы.
Обрядовая роль полотенца
достаточно хорошо выявлена нашими этнографами (1 Бломквист Е. Э. Полотенце в русском быту. Путеводитель по Русскому музею. Этнографический отдел. Л., б.г.; Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки. М., 1978, с. 18 – 22.)В русских деревнях во время больших общественных несчастий не только строили всем миром в один день «обыденные храмы», но и ткали и вышивали «обыденные полотенца». (2 Зеленин Д. К. «Обыденные» полотенца и «обыденные» храмы. – Живая старина. 1911, XX, с. 1-20.)
Во время полуязыческих общественных празднеств девушки украшали полотенцами ветки деревьев. Этнографам известны священные рощи с часовенками, куда приносили вышитые полотенца. (3 Маслова Г. С. Орнамент…, с. 22.)
Вот эта-то прочно установленная обрядовая роль полотенец-убрусов и делает вышивки на них неоценимым источником для
Изучение русских вышивок начал великий в своей многогранности исследователь – В. В. Стасов. Он писал: «Здесь (в вышивке) в огромном количестве примеров можно видеть изображение древнего славянского богослужения (в особенности поклонения деревьям) и праздников русальных». (4 Стасов В. В. Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружево. СПб., 1872. Вып. 1. Выводы Стасова, несмотря на их спорность, продержались до начала XX в. См.: Sukhanev V. Sur l’origine de l’art populaire russe. – In: Eurasia Septentrionalis Antiqua. Helsinki, 1929, VI.)
Яркое открытие в области семантики вышивки было сделано В. А. Городцовым в 1921 г. на основе выставки русского крестьянского искусства в Историческом музее в Москве. В. А. Городцов увидел в вышивках и Великую Мать всего сущего, и солярный культ, и изображения «прибогов» – всадников, сопутствующих Великой Богине.
Быть может, не со всеми выводами исследователя можно согласиться сейчас, но его стремление раскрыть миросозерцание древних язычников на основе вышивок XIX – XX вв. оказалось весьма плодотворным и нашло много последователей. (5 Городцов В. А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве. – Труды ГИМ. М., 1926, вып. 1, с. 7 – 36.)Заслуга Городцова состоит не только в том, что он среди обилия декоративных деталей разглядел древнюю религиозную сущность главных сюжетов вышивки, но и в том, что как археолог он дал довольно глубокую абсолютную датировку этих сюжетов. Не будем следовать его гипотезе о генетической связи славян и даков, но привлеченные им дакийские свинцовые таблички, содержащие в качестве основного центрального сюжета ту самую трехчастную композицию (женщина между двумя всадниками), которая является главной и в русской вышивке, убедительно доказывают, что за две тысячи лет до русских вышивальщиц эта композиция была уже известна соседям древних праславян. (
По городцовскому пути пошёл в своих исследованиях Л. А. Динцес, сделавший целый ряд дополнительных ценных наблюдений. (7 Взгляды Динцеса на языческую сущность вышивок полнее всего выражены в его статье «Древние черты в русском народном искусстве» (в кн.: История культуры древней Руси. М.; Л., 1951, т. II, с. 465 – 491).
Так, например, заслуживает внимания его мысль о том, что антропоморфные фигуры с руками в виде ткацких гребней могут быть изображениями Макоши, покровительницы прядения и ткачества. Интересны соображения Динцеса и о крылатой богине весны, стоящей на конях. (8 Динцес Л. А. Древние черты…, с. 474 – 475.)
Мною в 1948 г. была написана статья о женском божестве и всадниках в русских вышивках и в археологическом материале. Следуя В. А. Городцову, но не соглашаясь с его объяснением сходства дунайских табличек П – III вв. н. э. с русской вышивкой XIX в. расселением славян с Дуная, я поставил тогда две задачи: «Наша первая насущная задача: рассмотреть весь археологический и изобразительный материал, находящийся в этом большом хронологическом промежутке между скифо-сарматскими древностями, с одной стороны, и этнографическими сборами – с другой. Второй задачей является приведение в систему всех данных о культе Великой Богини, установление вариантов изображений, расшифровка атрибутов, раскрытие содержания культа по всей совокупности древних и новых изображений и фольклорных данных». (9 Рыбаков Б. А. Древние элементы в русском народном творчестве. – СЭ/1948, № 1. с. 91. Статья была названа мною «Языческие элементы…», но редактор журнала считал слово «языческие» слишком туманным и заменил его.)
Вторая задача не была тогда выполнена мною. В отношении же первой задачи удалось указать на ещё более раннее время сложения образа богини и всадников; об этом свидетельствует солнечная колесница Латенского времени из Штреттвега в Норике.(10 Schuchhardt К. Vorgeschichte von Deutschland. Berlin, 1928, fig. 181.
В качестве отдаленных возможных прототипов трехчастной композиции в вышивках я указывал на антропоморфные приднепровские фибулы VI – VII вв. н. э., где человеческая фигура в широкой юбкообразной одежде слита с конскими или птичьими головами. Привлечены были средневековые русские украшения X – XIII вв., дающие трёхчастную композицию с конями или оленями, но не с женщиной в центре, а с каким-то ромбическим знаком на стержне. Очень многие вопросы, связанные с сюжетами вышивок, решены мною тогда не были.
Пазырык ковёр — 3 тыс лет до н.э.
В 1966 г. А. К. Амброз в своей очень интересной работе о символах плодородия 11 коснулся и трехчастной композиции, считая, что ей предшествовало изображение богини с одним конём, а всадники появились лишь в средневековье. (11 Амброз А. К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. – СА, 1966, № 1, с. 68 – 71.)
Материалы Городцова и особенно Тудора опровергают это построение. Этнографы считают выводы Амброза «умозрительными», с чем нельзя не согласиться. (12 Фалеева В. А . Женский персонаж в русской народной вышивке. – В кн.: Фольклор и этнография русского Севера. Л., 1973, с. 122.)
Выше я уже отмечал ещё один минус схемы Амброза – он совершенно не затронул тему оленей в вышивке, хотя важность этого звена для решения вопроса о древних рожаницах не подлежит сомнению.
Почти ничего не дали для раскрытия семантики вышивок подсчёты типов хвостов, голов и крыльев, произведенные Г. Г. Громовым, Д. В. Деопиком и В. И. Плющевым. (13 Громов Г. Г., Деопик Д. В., Плющев В. И. Применение методов количественного анализа орнаментальных образов русской народной вышивки. – Вестник МГУ, 1971, № 4.)
Искусствовед М. А. Ильин выступил против городцовской интерпретации вышивок, пытаясь представить их как отображение бытовых сцен. (14 Ильин М.А. Художественная «речь» народного искусства. – Декоративное искусство, 1973, № 7. Ильину возражали: Г. К. Вагнер, И. П. Работнова, Т. Разина, В. Вишневская (см.: Декоративное искусство, 1973, № 7, 11; 1974, № 8, 9; 1975, № 1, 3).
Крупнейший знаток русской и финно-угорской вышивки Г. С. Маслова сначала в статье, а затем и в книге дала подробную, развернутую картину всего богатства русского вышивального искусства. (15 Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как исторический источник. – СЭ, 1975, № 3, с. 34 – 44; Она же. Орнамент русской народной вышивки. В книге даны подробная библиография и свыше 200 илл.)
Попытку истолкования русской вышивки в связи с древними мифами и изображениями на шаманских бляшках предпринял я в докладе на Советско-финском археологическом симпозиуме в 1977 г., но там разобрана только одна тема – об оленеобразных Небесных Хозяйках, затронутая и в главе второй. «Глубина памяти« этой книги.(16 Рыбаков В. А. Космогоническая символика «чудских шаманских бляшек» и русских вышивок. – Труды Советско-финского археологического симпозиума. Л.. 1979.)
К настоящему времени в музеях нашей страны собраны значительные коллекции старых вышивок с языческими сюжетами, и немалая доля их опубликована в различных альбомах и статьях. Однако изучение семантики сюжетов вышивок продвинулось недостаточно. Некоторые сюжеты остались неразработанными вовсе, другие получили неудовлетворительное истолкование. Но самым основным недочётом современного состояния разработки искусства вышивальщиц является отсутствие общего взгляда, непознанность той сложной системы представлений, которая отразилась в вышивке. Обычно анализировались отдельные сюжеты: культ птиц, элементы солярного культа, растительный орнамент, варианты трехчастной композиции, «ладьевидные» фигуры с головами коней или птиц и т. п. Сумма отдельных элементов, конечно, давала известное представление о древнем славянском язычестве, но, повторяю, система взглядов от механического суммирования элементов не проявлялась. Как правило, анализ вышивок производился без соотнесения их с системой языческих воззрений, известных нам по письменным источникам и по фольклорным данным. Из набора имён и наименований, восходящих к этим источникам, произвольно выхватывалось какое-либо (это я отношу и к своим ранним работам 1940-х годов) и вставлялось в ту или иную вышитую композицию. Так, центральная женская фигура пресловутой трехчастной композиции именовалась то Великой Богиней, то Рожаницей, то Берегиней, то Мать-сырой-землей, то Макошью.
Теперь, после того как рассмотрены все исторические и этнографические данные о славянских божествах, мы можем заново приступить к анализу русской вышивки, используя все наблюдения, суммированные в книге Г. С. Масловой, и дополняя их там, где это представляется возможным.
В в главе второй. «Глубина памяти« уже сделано дополнение о культе оленя, сближающем русскую вышивку с отдаленными охотничьими мифами неолита и мезолита. В этих мифах, как мы помним, главными персонажами являются женщины-лосихи, Небесные Хозяйки мира, рождающие для земли (для людей и зверей) оленей и других полезных животных. В умах первобытных охотников весь круговорот природы сводился к тому, что где-то на небе, в непосредственном соседстве с солнцем (солнце – очаг богинь), две рогатые богини полузвериного облика рождали источник благосостояния людей.
Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями – Большой Медведицей и Малой; первое созвездие на Руси носило имя Лося. Драгоценным связующим звеном между неолитическим мифом и позднейшей вышивкой является рассказ ладожан и посадника Павла летописцу в 1114 г. о туче в полунощных странах, из которой появляются «оленьцы малые». Летописец умолчал о том, кто именно рождал этих оленьцов на небе, но для нас, знающих миф о двух богинях-оленихах, это вполне ясно. Если естественной функцией богинь было рождение полезной живности, то не их ли называли древнерусские современники летописца и посадника Павла «рожаницами»?
Разумеется, что y русских земледельцев в понятие «рожаниц» должно было вкладываться и некое аграрное содержание, что мы и видели на примере «рожаничной трапезы»: мед, каша, хлеб. Но напомню, что наряду с этой бескровной жертвой пахарей и бортников именно в дни празднования рожаниц некогда приносили в жертву оленя.
Напомню русские легенды о том, что именно две важенки, мать и дочь, точь-в-точь как в охотничьем мифе нганасан — коренных народов Сибири, прибегали к людям, отмечавшим праздник рожаниц 8 сентября. Все эти совпадения и приурочения ведут к тому, что древнейший облик рожаниц должен быть близок к богиням-важенкам, занятым рождением оленьцов малых и вевериц, «акы топерво роженых». Применительно к вышивке задача сводится к тому, чтобы выяснить наличие или отсутствие в них такого образа, который мог бы быть сопоставлен с женщиной-оленем (лосихой), рождающей оленьцов.
Рожаницы и олени (лоси) Род и рожаницыЭтнические мотивы в вышивке: схемы рукоделия
Этнические мотивы в вышивке
Этнический стиль, пожалуй, единственное направление в моде, которое вобрало в себя такое разнообразие форм, красок, силуэтов и вариантов моделей. И это не удивительно. Этот стиль соединил в себе все многообразие элементов национальных костюмов со всего мира. Оригинальность предметов гардероба отдельных народов собрана воедино, созданы невероятные переплетения и смешения в этом направлении.
Содержание статьи:
Рукоделие в этническом стиле – схемы вышивки и вязания
Истинный этно стиль с успехом проходит сквозь время и не теряет своей актуальности. Его мотивы используются в дизайне интерьеров, одежды, украшений.
Женская элегантная ретро сумка-кошелек с этнической вышивой ручной работы
Секрет заключается в символичности, мудрости и правдивости стиля, так как все узоры и орнаменты в этнической стилистике являются многовековым наследием народных традиций.
Казахстанская художественная этно-вышивка
Специфика этно стилистики
Рукоделие в этно стиле отражает культуру, быт, традиции наших предков. Она находит свое проявление в фольклоре, кухне, одежде и даже медицине.
Вышивка – самый распространенный и развитый вид народного искусства, оно ярко и многогранно отражает художественную культуру народа
Народные орнаменты, узоры, вышивка, плетение, словно старинное зеркало, являются отражением души любого народа, населяющего до сих пор или уже исчезнувшего с лица нашей планеты.
Индийское сари — национальная женская одежда, которая всегда декорирована богатой вышивкой и является по сей день одним из символов Индии
Этнический стиль — это целая культура, которая ориентирована на сохранение древних традиций своего народа и глубокое почитание предков.
Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние народа, летопись народных обычаев
Сегодня эти традиции могут проявляться по-разному. Например, англичане едят овсянку на завтрак, шотландцы одевают килт (мужскую клетчатую юбку), украинцы «на свято» надевают вышиванку.
Каждой народности свойственно индивидуальное выражение своей культуры. Но абсолютно все имеют свои самобытные орнаменты, символику и узоры.
Геометрические изображения — квадраты, ромбы, треугольники — широко распространены в искусстве Древнего Египта
Речь идет не только о традиционных славянских вышивках и плетениях. Индейцы, африканские племена, кельты — все имеют свою аутентичную культуру, дошедшую в виде схем и символов и до наших дней.
Африка — сочные цвета и разнообразие узоров, которые очень радуют глаз
Вышивка как оберег
Особенно популярно сегодня искусство вышивки.
Вышивка издавна любима во всех уголках мира
Это настоящий самобытный декор.
Вышивание — очень интересное, хотя и трудоемкое занятие, которому, как и любой творческой деятельности, нужно отдаваться сполна
С ее помощью можно украсить не только одежду, но и домашний текстиль, создать неповторимые аксессуары.
Вышивка является важным участником построения пространства и создания атмосферы в доме
Сегодня многие мастерицы, создавая декор, расценивают работу только лишь как творчество.
Предметы интерьера, оформленные вышивкой, придают не только индивидуальность жилью, но и наполняют его теплом
Но наши предки верили, что вышивка, а именно, каждый ее элемент, символичен.
Среди многих видов русского народного творчества вышивка всегда занимала важное место
Целые картины представляли собой не только декор, но и являлись ценным семейным оберегом.
В течение нескольких столетий у славянского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит
Приданое для дочери мать готовила своими руками. Считалось, что вышивая одежду, рушники, скатерти или постель, она наделяла ее особыми свойствами, защищающими от дурного глаза, завистников, болезней и скверны.
Сундук с приданым для невестыПо старинным традициям русской свадьбы в приданое невесты входило множество разнообразных вещей, которые начинали собирать задолго до свадьбы
Обережные орнаменты или узоры выбирались не случайно. Каждый отдельный цвет, сочетание оттенков, символы и переплетение в узорах имели свой магический смысл, призванный защитить от бед и принести в дом благополучие. Также немаловажным считалось месторасположения рисунка.
В прошлом размер приданого во многом определял популярность невесты
Сегодня есть схемы, благодаря которым можно выполнять декор интерьера, аксессуаров, украшений, одежды, создавать целые шедевры, как в технике крестиком, так и гладью.
Красивы и оригинальны современные изделия, оформленные украинской народной вышивкой
Символизм изображений
Прежде, чем выбирать узоры, орнаменты и схемы для вышивки, следует помнить, что это не просто декор.
Узоры появились одновременно с первыми ростками искусства и культуры
Каждый символ и их сочетание несет в себе тот или иной смысл. Наиболее популярные элементы и сочетания следующие:
- Красные и оранжевые мотивы крестиком защищают любовь от измен.
- Символ коня или петуха, вплетенный в орнамент, черными или красными нитками, обеспечивает защиту детям от сглаза.
- Символичные узоры в сочетании голубого и золотистого приносили удачу в делах.
- Вышивка в черном цвете на Руси помогала молодым девушкам забеременеть. Еще одно значение — плодородие и щедрый урожай.
- Народные мотивы в зеленом цвете – символ весны, молодости и женского начала.
Есть строгое правило: вышивка-оберег должна выполняться без узелков. Так она не оборвет связь с ее носителем!
Вышивка «Оберег домашнего очага»
Считалось, что вышивка крестиком впитывала молитву и становилась сильнейшим оберегом для человека.
Вышивка «Оберег для мужчины»
Такое рукоделие и сегодня несет в себе загадку, так как каждый ее элемент также имеет символичное значение:
- Крест — противостоит мраку, злу и тьме.
- Сварга (коловорот) — символ Солнца.
- Круг (колесо) — щедрая удача.
- Ружа (восьмиконечная звезда) — знак жизни.
- Ромб (квадрат) — засеянное поле.
- Дерево — символ долгой жизни.
Это далеко не все символы и мотивы, составляющие этно схемы и орнаменты вышивки. Если они присутствуют в вышитом изделии, значит, оно имеет великую силу оберега.
Схемы для вышивки и вязания
Сегодня в розничных точках продаж, лавках или на просторах необъятного интернета можно найти готовый декор, а также самые разные схемы для вышивки или вязания, чтобы своими руками создать декор чего-либо. О том как сделать вышиванку своими руками,можно прочитать в этой статье.
Декоративные мешочки с вышивкой
Наиболее популярные следующие:
- Роза. Таким простым, но красивым узором можно украсить сумку, блузу, юбку в этническом стиле.
Для выполнения вышивки понадобится ткань для вышивки крестиком, нитки нужного цвета, пяльца. Прежде чем приступить к работе, следует определить количество клеток в ширину и длину, отметить их карандашом и подготовить канву. Для удобства можно разметить через каждые 10 клеток. Далее натягивается канва на пяльца и приступаем к вышивке.
Свадебный рушник с вышитыми розами
- Монохромная вышивка крестиком. Это базовый способ с использованием, как правило, одного или не более трех цветов. Выполняется по индивидуальной схеме-рисунку.
Перед вышивкой выполняется разметка на ткани 10х10 для удобства. Вышивка выполняется в две нити сверху вниз. Нельзя оставлять узлы, края нити закрываются стежками (крестами). Нить закрепляется на лицевой стороне, стежки могут быть вертикальными или горизонтальными. Схема следующая: сначала выполняется нужное количество диагональных стежков в одну сторону, а затем аналогично двигаемся в обратном направлении. Важно следить за аккуратностью на изнаночной стороне, ведь ткань тонкая, а неровности и огрехи могут просвечиваться.
Подушка, декорированная монохромной вышивкой в форме сердца
- Норвежский этнический жаккард. Такие мотивы в этно стиле вязания являются базовыми.
Ленивый жаккардовый узор выполняется спицами. При вязании одного ряда используются нитки двух и более цветов. Узор в скандинавском этно стиле вывязывается гладью, используя счетные схемы, которые иллюстрируют изнаночную и лицевую сторону. Лицевой ряд считается справа налево, изнаночный — слева направо. При вязании используется основная и дополнительная нить, поэтому все петли не стягиваются протяжками.
Вязаный норвежский жаккард
На основе «ленивого жаккарда» можно создавать интересные вещи в этническом скандинавском стиле.
Сегодня можно найти самые разные схемы для вязания или вышивки в этно стиле. Такой национальный орнамент, геометричные узоры или цветочные мотивы смогут украсить любой предмет гардероба или текстильный аксессуар в интерьере. Аутентичные этнические мотивы всегда вне модных тенденций. Это классика и креатив в одном флаконе, самобытность и дань уважения народной культуре.
Жаккард без протяжек
[ot-video][/ot-video]
Вышивка крестом
[ot-video][/ot-video]
Русская народная вышивка (стр. 1 из 4)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЕМЕРОВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА»
разработчики проекта:
студенты группы КМ-71,
Воробьева Ирина Алижановна
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта
Актуальность проекта
Этапы выполнения проекта
1 История традиционной русской вышивки
2 Символика в рисунках для вышивки
3 Значение цвета в вышивки
5 Экономическое обоснование изготовления коллекции
Результаты реализации проекта
Список литературы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта «Русская народная вышивка»
Основные разработчики проекта студенты группы КМ-71: Воробьева Ирина, учащиеся группы З-41
Руководители: Голышева Елена Викторовна, преподаватель дисциплин «Конструирование одежды», «Моделирование и художественное оформление одежды», Гампель Вера Николаевна, преподаватель дисциплин «Технология швейных изделий», «История костюма»
Цели проекта:
· Воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию
· Развитие познавательного интереса, технического мышления, творческих способностей и технологических знаний в процессе изучения и создания изделий с использованием элементов русской народной вышивки
Задачи проекта:
· Привить любовь к традиционной русской народной вышивке;
· Развивать художественно-творческие способности на примере изготовляемого изделия;
· Формирование целостного восприятия народного искусства как части культуры народа;
Этапы реализации проекта
1. Изучение истории традиционной русской вышивки
2. Изучение символики в рисунках для вышивки
3. Изучение значения цвета в вышивке
4. Практическое выполнение изделий
5. Участие в выставочной деятельности
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Народное искусство — наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры. Своеобразной формой народного искусства являются народные художественные промыслы. Среди множества форм художественных народных промыслов — вышивка является самым доступным и любимым. Возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь всегда влекла русских женщин к вышивке, а их природные художественные данные способствовали необычайному развитию в народе этого вида искусства. Произведения народных мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представления о мире, человеке, красоте и добре.
Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в городской быт, одежду горожан. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. Многие известные отечественные и зарубежные модельеры используют выразительные средства художественной вышивки при разработке коллекций женской и детской одежды. Художественная вышивка становится средством особой выразительности в современной одежде, декоре различных интерьеров.
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
1 История традиционной русской вышивки
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-X веков. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV-XVII веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIIIвека оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек крестьянок. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой. Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на малые и большие праздники, на похороны и т. д. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения. Не менее красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе — жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах — крестному, попу, дьякону и т. д.
Перед свадьбой на выставке приданого по количеству холста, по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способность к домашнему ремеслу. По вещам, выполненным руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом.
Вышивка выполнялась крестьянками по счету нитей ткани, по сетке из выдернутых в ткани нитей по основе и утку или по целой ткани — росписью, крестом, счетной гладью, набором. На Севере России до середины XIX века была распространена роспись (полукрест) — двухсторонний шов с красным узором (линейные стежки) по белому фону; в центре изображалась женская фигура или древо, по бокам — всадники или птицы. В Калужской, Смоленской, Тульской, Орловской, Рязанской губерниях чаще всего использовалась цветная перевить: белые фигуры орнамента на фоне сквозной сетки, перевитой красной нитью, с редким включением других цветов. В Вологодской, Ярославской, Костромской, Новгородской губерниях вышивали в основном белой строчкой, с введением цветных нитей в разнообразные узоры.
Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.
В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы.
С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами… В народном искусстве сохранилось много древних символов-оберегов, изображая которые на одежде, посуде, жилище человек отгонял нежелательных духов.
5 видов русского народного костюма
Привет всем,В своем последнем посте я упомянул 5 типов русского народного костюма и подумал, что сделаю краткое изложение, чтобы представить их. Я должен сделать то же самое с 5 видами украинского костюма. Это будет в ближайшее время.
Это относится к женскому костюму. Мужской костюм может быть разным, но не очень. Рубашка, обычно с отверстием сбоку, обычно слева, брюки, узкий кушак, сапоги или портянки с лапти, шинель.
Тип 1 Сарафан.
Я видел, как этот термин переводится как «джемпер», что подходит для американцев, но не для британцев, а также как «сарафан», что нелепо, лучше просто использовать русский термин «Сарафан». Эта одежда в основном представляет собой длинную юбку, которую носят чуть ниже рук с ремнями на плечах. Снизу надевается сорочка, видна область воротника и рукава. Он может быть пристегнутым или нет. Вот рисунок Макса Тильке, показывающий три способа ношения того, что можно было бы назвать «аристократической» версией, хотя это носили крестьяне.
Женщина посередине носит сарафан отдельно, с сорочкой, та, что слева, носит его с жилетом, в основном такой же, как сарафан, но короче, а женщина справа носит его с курткой. . Этот тип сарафана называется «косоклинный», что означает «вырезанный под углом», и изготавливается из дорогого покупного материала, бархата, парчи, дамаста и т. Д. Часто украшается лентами, галунами и металлическим кружевом.
Max также дает нам разрез, боковые швы под углом 45 градусов.
Как видите, в итоге получается конус. Иногда спереди есть отверстие с пуговицами. Используются и другие разрезы. Один, который более типичен для простых крестьян, имеет в основном цилиндрическую форму,
, суженную в верхнюю полосу со складками или сборками, из ткани местного производства или домашнего тканья. В этих нарядах довольно много деталей, а аксессуары совсем немного различаются. Вот один образец из села Жемкова Сызранского уезда Симбирской области, сделанный из бязи ручной печати.Вы можете увидеть сборки вверху.
Вот вид сзади еще одного экземпляра из Вологодской области Сольвычегодского уезда. Этот сделан из домашней ткани в небольшом пледе. Вы увидите складки, пришитые по верхнему краю. Сорочка изготовлена из ткани с ткацким орнаментом.
Вот крой и раскладка этого типа сарафана. Существуют вариации обоих этих типов стрижки.
Таким образом, Сарафан может быть очень богатым или очень домашним.У каждого своя красота. Это основная форма костюма, которую можно найти на севере России, хотя она также проникла и на юг. Разделительная линия между Севером и Югом проходит примерно на уровне Москвы.
Тип 2 Паниова.
По-русски это пишется понева, но произносится как паниова. Смотрите мою публикацию о калужском костюме для получения дополнительной информации. Паниова типична для юга России и старше Сарафана. Он состоит из трех полотен ткани в клетку, сшитых бок о бок, затем завернутых в пояс и завязанных на талии поверх сорочки.Вот пример из Орловской области. Его часто считают российским эквивалентом украинской плахты.
Паниова обычно ткут в черном или темно-синем цвете с белыми линиями, образующими шахматную доску. Как и в этом случае, он часто украшается вышивкой, лентами, ткаными полосами, галунами и т. Д. Способом, характерным для каждого региона. Первоначально он был расстегнут спереди, как на этой открытке с изображением костюма Орлова.
В некоторых регионах была добавлена четвертая панель из другого материала, чтобы превратить Paniova в закрытую юбку.
Вот один пример из Тамбовской области, Спасского уезда, села Дубрава.
Вы заметите, что эта Паниова очень слабо орнаментирована. На сорочке изображены треугольные вставки кокеток, которые типичны для некоторых областей юга России, в отличие от прямоугольных вставок, которые мы видим у большинства славянских народов. Эти два, паниова и сарафан, на сегодняшний день являются наиболее распространенными типами костюмов.
Тип 3 Андарак.
Андарак — это настоящая юбка, обычно из шерсти с ткаными полосами.Этот термин также встречается на севере Украины для обозначения однотипных юбок. Этот костюм необычный и связан с «Однодворцами», группой людей, которые могут быть потомками колонистов, торговцев или наемников из Литовской империи, в которую в то время входили Украина и Беларусь. Признаюсь, что я не очень понимаю личность Однодворцев. Вот фотография двух женщин из Однодворца, сделанная в 1908 году в Воронежской губернии. Вы заметите, что под андараком виден край сорочки.
Вот праздничный костюм из Тульской губернии.
В Тамбовской области андарак часто вышивали прямо по полосам, вот два примера.
О русском народном танце | RusClothing.com
- Информация
- Информация о доставке
- Политика конфиденциальности
- Отзывы
- Контакты
- Доллары США ($)
- Новозеландский доллар (NZ $)
- Канадский доллар (Can $)
- Евро (€)
- Фунт стерлингов (£)
- Австралийский доллар (AU $)
- английский
- французкий язык
Традиционная русская одежда для детей и взрослых
счет
- Заказы
Электронное письмо
Пароль Забыли пароль? Зарегистрируйте новую учетную записьвойти в систему
Запомните меня
моя тележка
Ваша корзина пуста
0 руб.00
Посмотреть корзину Проверять, выписыватьсяРусские народные узоры — Часть первая
Серия по истории дизайна поверхностей Джули Гиббонс.
Я не всегда точно знаю, что ищу, когда начинаю исследовать определенный стиль узора. Честно говоря, я имел лишь смутное представление о русских народных узорах, и все это смешивалось с массой других европейских народных традиций. Но это именно то, что мне нравится в исследованиях, и для меня было невероятным сюрпризом обнаружить, что существует несколько различных стилей, хотя, возможно, это не так уж удивительно, учитывая размер страны.
Есть несколько тем, которые пронизывают большинство этих стилей: природа занимает центральное место, и есть животные, птицы и особенно распустившиеся цветы и листья папоротника, расположенные либо по кругу, либо по извилистым линиям.Однако выбор цветов и техник варьируется в зависимости от стиля, и часто это изменение также связано с выбором материала, например, для дерева и керамики используются разные стили.
В Pattern Observer мы, как правило, концентрируемся на повторах для больших плоских поверхностей, таких как ткань. Тем не менее, многие русские народные узоры изготавливаются для конкретных предметов домашнего обихода, таких как сырные доски, тарелки, чайники и прялки, поэтому узор определяется формой поверхности, которую они украшают.Это означает, что украшение — это не общий узор, а частичный узор и частично мотив. Тем не менее, все стилистические элементы присутствуют, и элементы могут быть легко переведены на разные макеты. И я люблю находить вдохновение в разных местах и раздвигать границы, не так ли?
Следовательно, приведенные мной примеры изображений в основном представляют собой декорированные объекты.
Я разделю эти русские стили на пару постов, чтобы мы могли рассмотреть их более подробно.
MEZEN
Мезень — древнейший из стилей, берет свое начало на крайнем севере вдоль реки Мезень.Он представляет собой стилизованные графические формы в ограниченной палитре красного и черного на бледном фоне. Он полон символизма, часто включающего упрощенные изображения лошадей, оленей и птиц, а также вечно важного солнца, дающего жизнь. Иногда сюда входили и сцены из славянской мифологии. Секции часто разделены полосами или ярусами, что также может быть символом трех ярусов мира — подземелья, земли и неба.
Мезенский стиль чаще всего встречается на бытовых изделиях из дерева, но он также является основой многих рисунков вышивки.
{изображения по часовой стрелке сверху слева: 1. часть шкатулки, http://ochendaje.livejournal.com; 2. деталь тарелки, http://ochendaje.livejournal.com; 3. различные геометрические бордюры, http://ochendaje.livejournal.com; 4. Блюдо, http://ochendaje.livejournal.com}
СЕВЕР ДВИНА
Юго-западнее Мезени протекает река Северная Двина. Стиль этой местности имеет много общего с Мезенским, например, черные очертания, плоский цвет и заметное использование красного, но стиль Северной Двины выглядит гораздо более красочным и живым.Он достигает этого за счет расширенной палитры с добавлением зеленого и желтого, а его животные, растения и люди, в то время как все еще символические и стилизованные, гораздо более натуралистичны. Линии различаются по толщине, лиричны и плавны, включая вращающиеся завитки и веерообразные структуры; а геометрические узоры, характерные для Мезени, сведены к простым треугольникам и дугам по краям каждого предмета.
{изображения по часовой стрелке сверху слева: 1. конец колыбели, неизвестный источник через pinterest; 2.сырная доска декоративная, http://nitochka09.ru; 3. и 4. чашки, http: //flickr.com.alisongor}
.