Разнообразие и значение традиционного русского орнамента — Славянская доктрина
Русская культура зародилась много веков назад.
Издревле русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.
Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.
Традиционный русский орнамент
Экскурс в историю
Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.
Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.
Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.
Даже в экстерьере домов прослеживалась символика
Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.
В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.
Смысл и значение
Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.
Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.
Каждый символ имеет определенное значение:
- Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.
Священный Алатырь
- Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.
Один из вариантов изображения Дерева Царствования
- Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.
Варианты изображения символа солнца у славян
- Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.
Символ Орепей
- Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.
Славянская символика очень разнообразна
Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.
Красота и защита
Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).
Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.
Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги
Промыслы и ремесла
Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.
Наиболее популярными можно назвать:
- Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.
Роспись гжелью — старинный промысел
- «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.
Роскошная жостовская роспись
- «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.
Хохлома популярна и в наши дни
- Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.
Старооскольские глиняные игрушки
- Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.
Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар
Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.
Рисуем в народном стиле
Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.
Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:
- Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
- Разложить рисунок на простые детали.
- Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
- Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
- Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.
И вот уже готов уникальный узор.
Подобный узор под силу нарисовать каждому
О русской вышивке
Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.
Цвет важная составляющая рукоделия.
Люди наделяли его сакральными свойствами:
- Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
- Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
- Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
- Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
- Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.
Традиционная русская вышивка
Нить тоже наделялась определенными качествами:
- Лен символ мужественности.
- Шерсть это защита, покровительство.
В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.
Например:
- Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
- Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
- От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
- Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
- Мужчин защищали зеленым и синим узором.
Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.
Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани
Народный костюм
Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.
Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.
Русский народный костюм отличается разнообразием
Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:
- Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
- Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.
Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.
Сохраняя традиции
Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.
Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.
Русская коллекция Ив Сен Лорана
Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.
Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.
Орнамент русской народной вышивки
Украшение русской традиционной одежды имело сакральное значение. Наши предки верили, что определенные орнаменты на полотенцах, рубахах, сарафанах защитят их владельцев от злых духов. Эта традиция берет начало еще в дохристианских, языческих верованиях. В этом материале мы расскажем об основных группах русских орнаментов и их символическом значении.
Орнамент — это узор, состоящий из ряда ритмически упорядоченных элементов. Это значит, что в орнаменте есть более крупные элементы, которым подчиняются более мелкие. Это сочетание деталей постоянно повторяется. В русских орнаментах преобладают геометрические узоры, стилизованные изображения растений, зверей и птиц, мифологических существ, а также человека.
Главным цветом русской народной вышивки был красный. Он считался цветом-оберегом, который защищал владельца вещи от болезней и сглаза. Красный цвет символизировал мужское начало, силу, энергию. Белый цвет символизировал женское начало и чистоту. Голубой цвет — воду, жизнь. Зеленый — силы природы, земледелие, обновление, возрождение. Черный был цветом скорби. Несмотря на то, что основным цветом вышивок был красный, другие цвета тоже встречались на изделиях соответствующего назначения.
Традиционные узоры всех народов мира отчасти похожи. Это связано с тем, что они произошли от первых простейших орнаментов, которыми древний человек украшал посуду, одежду, жилище. Круг — Солнце, горизонтальная волнистая линия — вода, а вертикальная — дождь, прямая горизонтальная линия — земля, ромб — плодородие, точки — семена, плоды. Люди расселялись по планете, составляли из этих символов все более сложные орнаменты, усложняли их, вкладывали в них все новые смыслы.
Пожалуй, самый распространенный элемент русской вышивки — дерево. В представлении наши предков, дерево было моделью всего мира, а позднее на этот образ наложилось христианское древо познания. Дерево — это еще и родословная рода, корни — предки и ветви — потомки. Кроме того, деревья давали славянам еду и крышу над головой, они же служили язычникам-славянам и «храмами» — местами, где они общались с богами и духами, приносили им жертвы.
Распространены были и образы женских божеств — рожаниц и берегинь. Они символизировали плодородие, охраняли женское здоровье и детей. Как правило, эти божества изображались на основе ромба (которые олицетворял и пашню, и женщину — все, что рождало новую жизнь), у рожаниц часто были рога — также один из символов плодородия.
Кони в славянских вышивках отождествлялись с Солнцем и круговоротом временем года, ведь конь был главным кормильцем крестьянской семьи. От него и от Солнца в равной степени зависело, будет ли урожай.
На русских вышивках часто встречаются самые разнообразные птицы. Эти создания были и остаются важными спутниками человека. Весной птицы олицетворяют приход весны и обновление природы, птичьи пары уподобляют верным супругам, создающим семью, поддерживающим домашний очаг и взращивающим детей. При этом птицы были и связующим звеном с потусторонним миром.
Русские с древнейших времен покрывали свою одежду символически наполненными орнаментами. Символы-обереги сопровождали наши предков всю жизнь: начиная с момента рождения, когда младенца принимали на расшитое полотенце, заканчивая смертью.
У-6. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
АrtstudioZazerkalie- Главная
- АВТОПОРТРЕТ
- Любимая школа
- Мои друзья и помощники
- Портфолио
- Моё творчество
- Мои художества
- Мои куклы
- Мои украшения
- Мои игрушки «сухое валяние»
- КЛУБ УЧИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА
- Методическая копилка
- Основа
- Активные формы работы на уроках изобразительного искусства
- ФГОС
- Паспорт кабинета
- Типология уроков
- мастер-класс
- Авторская Школа
- Образовательный челлендж по изобразительному искусству
- Арт Тимбилдинг
- АртМоб
- Методическая разработка по теме «Реализация метапредметного подхода на уроках изобразительного искусства»
- Районная творческая группа учителей изобразительного искусства Подосиновского района
- психология это интересно
- Методическая копилка
- Это интересно
- В ЦОЙ — художник
- картины-головоломки, которые повысят вашу креативность
- Краткий словарь современного художественного сленга.
- Любимые иллюстраторы
- Нино Чакветадзе
- СПРАВОЧНИК
- Правила написания сочинение-эссе
- Основные понятия
- Всё о художниках
- Айвазовский Иван
- Айвазовский
- Винсент Ван Гог
- описания картин
- Эпохи, направления, стили и школы живописи
- Абстракционизм
- Кубизм
- Пуантилизм
- Лучизм
- Орфизм
- Гипперреализм
- Примитивизм
- Футуризм
- Дадаизм
- Сюрреализм
- Конструктивизм
- Романтизм
- Символизм
- Вортицизм
- Маньеризм
- Сореализм
- Кубизм
- Постимпрессионизм
- Барокко
- Модерн
- Жанры ИЗО
- Натюрморт
- Портрет
- Пейзаж
- Бытовой
- Исторический
- Анималистический
- Сказочно-былинный
- Фантастический
- Религиозный
- Художественные материалы
- Акварель
- Гуашь
- Масло
- Карандаш
- Акварельные карандаши
- 2
- 3
- Основы ИЗО
- Цветоведение
- Исторические этапы цветоведения
- Психология цвета
- Физиология цвета
- сочетание цветов
- Композиция
- Перспектива
- Пространственные(пластические)
- Виды изобразительного искусства
- Графика
- Живопись
- скульптура
- Конструктивные виды искусства
- Архитектура
- храмы
- православные храмы
- католические храмы
- буддийские храмы
- мусульманские храмы
- сады
- сад камней
- Дизайн
- Декоративное искусство
- Интарсия
- Квиллинг
- Книга — произведение искусства
- иллюстраторы
- Открытка
- Зарубин
- День рождения
- Новый год
- Плакат
- Новая страница
- БИБЛИОТЕКА ХУДОЖНИКА
- ВИДИОТЕКА
- видиороики о художниках
- шедевры мирового искусства
- фильмы о музеях
- мультфильмы
- Новогодние мультфильмы
- русские сказки
- сказки А.С. Пушкина
- былины, мифы
- шедевры эрмитажа
- уроки рисования
- документальные фильмы по искусству
- авангард
- Мансарда художника.
- Мансарда художника. мастер-класс
- фильмы о художниках
- ДПИ
- история одного шедевра
- это интересно
- РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
- УРОКИ ИЗО В ШКОЛЕ
- ВЫРУЧАЙ ПАПКА
- Основы
- Материаловедение
- Цветоведение
- Композиция
- Перспектива
- Графика
- Живопись
- Скульптура
- ДПИ
- Дизайн
- Архитектура
- ПОРТФОЛИО ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
- СПИСОК МАТЕРИАЛОВ для работы на занятиях
- ИЗО 1 класс
- У- 1 Изображения всюду вокруг нас
- У — 2 Художественное видение мира
- У — 3 Изображать можно пятном
- У — 4. Изображать можно в объёме
- У — 5. Изображать можно линией
- У — 6. Разноцветные краски
- У — 7. Радужный мир
- У — 8. Изображать можно и то, что невидимо
- У — 9. Музыка в красках
- У — 10 Художники и зрители
- У — 11. Мир полон украшений
- У-12. Красоту надо уметь замечать.
- У — 13 Узоры на крыльях
- У — 14. Красивые рыбки
- У — 15 Украшение птиц
- У -16 Узоры, которые создали люди
- У -17 Как украшает себя человек
- У -18. Украшения помогают сделать праздник
- У -19 Постройки в нашей жизни
- У — 20. Дома бывают разные
- У — 21 Домики, которые построила природа
- У — 22 Дом с наружи и внутри
- У — 23 Рисуем город мечты
- У — 24 Всё имеет своё строение
- У — 25 Дизайн упаковок
- У — 26 Дом в котором я живу
- У — 27 Картина
- У — 28 Сказочная страна
- У — 29 Праздник птиц
- У -30 Разноцветные жуки
- У — 31 Времена года
- У — 32 Образ лета в русском искусстве
- У — 33 Красота наступающего лета
- ИЗО 2 класс
- У-1. Три основные краски.
- У-2. Пять красок — всё богатство цвета и тона
- У-3. Выразительные возможности живописных материалов
- У-4. Выразительные возможности графических материалов
- У-5. Выразительность материалов для работы в объёме
- У-6. Выразительные возможности бумаги
- У-7.Аппликация
- У-8. Для художника любой материал может стать выразительным
- У-9. Изображение и реальность
- У-10. Изображение и фантазия
- У-11. Украшение и реальность
- У -12. Украшение и фантазия
- У-13. Постройка и реальность
- У 14. Постройка и фантазия
- У-15. Изображение, украшение и постройка всегда вместе
- У-16. Изображение природы в разных состояниях
- У-17. Выражение характера изображаемых животных
- У-18. Выражение характера человека в изображении; мужской образ.
- У-19.Выражение характера человека в изображении; женский образ
- У-20. Образ человека и его характер, выраженный в объеме
- У-21.Выражение характера человека через украшение
- У-22. Выражение намерений через украшение
- У-23.В изображении, украшении и постройке человек выражает свое отношение к миру
- У-24. Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета.
- У-25. Борьба теплого и холодного
- У-26. Фантазия цвета
- У-27. Цвет как средство выражения
- У-28. Линия как средство выражения: ритм линий
- У-29. Линия как средство выражения: характер линий
- У-30. Ритм пятен как средство выражения
- У-31. Пропорции выражают характер
- У-32. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности
- У-33. Космические фантазии
- У-34. Обобщающий урок года
- ИЗО 3 класс
- У -1. твои игрушки придумал художник
- У -2. Посуда у тебя дома
- У -3 Мамин платок
- У — 4. Обои и шторы в твоём доме
- У-5.Твои книжки. Обложка
- У-6. Твои книжки. Буквица
- У-7. Поздравительная открытка
- У-8. Что сделал художник в нашем доме
- У-9. .Памятники архитектуры — наследие веков
- У — 10. Парки скверы, бульвары
- У — 11. Ожурные ограды
- У-12. Фонари на улицах и в парках
- У-13. Витрины магазинов
- У-14. Транспорт в городе
- У-15. Что сделал художник на улицах
- У -16. Художник в цирке
- У-17. Художник в театре
- У-18. Маски
- У-19. Кукольный театр
- У-20. Афиша
- У-21. Плакат
- У-22. Праздничное оформление
- У-23. Праздник-карнавал
- У-24. Музеи
- У-25 — 26. Картина-пейзаж
- У-27 — 28. Картина-портрет
- У-29 -30. Картина-натюрморт
- У-31. Картины исторические
- У-32. Картины бытовые
- У-33. Скульптура в музее и на улице
- У-34. Художественная выставка
- ИЗО 4 класс
- У-1. Мир глазами детей
- У-2. Художественные материалы
- У-3. Пейзаж родной земли
- У-4. Гармония жилья с природой.
- У-5. Образ красоты человека
- У-6. Народные праздники. Ярмарка.
- У -7. древнерусский город-крепость
- У — 8. Древние соборы. Деревянный храм
- У — 9. Древние соборы. Каменный храм
- У -10. Древние воины -защитники.
- У-11. Города русской земли. Новгород. Псков.
- У-12. Города русской земли. Владимир. Суздаль
- У-13. Города русской земли. Москва
- У — 14. Узорочье теремов.
- У -15. Праздничный пир в теремных палатах
- У -16.Образ художественной культуры Японии цветение сакуры
- У-17. Образ художественной культуры Японии пагоды
- У-18. Костюмы Японии
- У-19. Искусство народов гор и с тепей
- У — 20. Образ художественной культуры Средней Азии
- У-21. Древняя Эллада. Храмы.
- У-22. Образ художественной культуры Древней Греции. Вазопись.
- У-23. Костюмы Древних греков.
- У-24. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Замки.
- У-25. Витражи.
- У-26. Костюмы средневековья.
- У-27. Многообразие художественных культур в мире
- У-28.Герои, борцы и защитники.
- У-29. Все народы воспевают материнство
- У-30. Все народы воспевают мудрость старости
- У-31. Сопереживание — великая тема искусства
- У-32. Искусство народов мира
- У-33.Я мечту свою рисую
- У-34.Лети, лети, бумажный змей
- ИЗО 5 класс
- У-1. Рисуем отгадки к народным загадкам
- У-2. Древние образы в народном искусстве
- ВЫРУЧАЙ ПАПКА
Поурочные разработки. Изо 5 класс. Урок 5. Русская народная вышивка. Славянская вышивка
Содержание страницы
Урок 5. Русская народная вышивка. Славянская вышивка
Материалы: иллюстрации с изображением русской народной вышивки; бумага, акварель, кисти; музыкальное сопровождение: русские народные песни.
Ход урока
1. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)
2. Беседа учителя
С давних времен наша земля славилась искусством мастериц-рукодельниц. К рукоделию приобщались девочки 8–9 лет. Полотенце играло одну из главных ролей в народном быту. Его украшали орнаментом. Ряды орнамента выглядят как некая рама, в которую вписывается самое главное украшение – вышивка. В узорах крестьянской вышивки присутствуют образы птиц, женщин, воды. На свадебных полотенцах были представлены две птицы, символизирующие любовь. Содержание образа подчеркивали небольшие птички и растения по бокам полотенца. Птицы на вышивке выглядели довольно декоративно. В весенний период, до начала полевых работ, женщины занимались вышивкой.
Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Она имела свое назначение. Вышивка на рубахах находилась именно в тех местах, где тело человека соприкасалось с внешним миром. Обычно она проходила по вороту, рукавам, подолу и служила главным образом как оберег. Вышивкой украшались (или, вернее, защищались) и полотенца. Главным элементом в украшении полотенца был ромб. Ромб с крючками – символ плодородия. Розетка – еще один любимый мотив древних славян. Она состояла из восьми лепестков и являлась символом женского начала. На вышивке обязательно присутствовало древо жизни. Птицы, всадники, цветы, женские фигуры – все эти узоры – неотъемлемые атрибуты данного творчества. Женщина-мать олицетворяла сыру землю и выступала покровительницей земледелия и плодородия. Изделия, украшенные вышивкой, отличались красотой и неповторимостью узоров.
Существовало два вида вышивки: народная (крестьянская) и городская. Городская вышивка испытывала на себе влияние моды, потому постоянно изменялась. Народная же несла в себе глубокую мудрость наших предков, сохраняя старинные обычаи и традиции нашей страны.
К 14–15 годам девушки готовили себе приданое, в которое входили скатерти, полотенца, одежда, головные уборы. Все это, конечно же, украшалось вышивкой. Перед свадьбой проходила выставка приданого, так можно было в полной мере оценить мастерство рукодельницы.
Женщины в крестьянских семьях были настоящими мастерицами: они пряли, вышивали, вязали, ткали, плели различного рода кружева. Девушки учились мастерству у старших женщин. Одежду они изготавливали из льняных или шерстяных тканей и украшали кружевами, тесьмой, вышивкой. Причем в разных областях нашей родины вышивка была разной. Зачастую в ней присутствовал геометрический орнамент. Но главным украшением, конечно же, оставалось солнце, которое символизировало тепло, свет, жизнь. В свободных вышивках часто встречались растительные узоры. Существовало несколько видов швов: роспись, полукрест, козли, гипюры, тамбурная вышивка и другие.
Русскую крестьянскую вышивку делят на две группы: северную и средней полосы. Архангельская, Новгородская, Вологодская, Ивановская, Горьковская, Владимирская и другие области относятся к северной группе. Особенность северной вышивки состоит в том, что в ней чаще всего присутствует крест, роспись, различные вырезы, белая или цветная гладь. Узоры, как правило, выполнены красными нитками по белому фону или наоборот. Фон был важным элементом узора. Вышивку украшали различные фигуры птиц – пав; шерстью (синей, желтой или красной) вышивали барсов.
3. Творческое задание
Сегодня мы выполним эскиз узора вышивки на полотенце в традиции русских народных мастеров. Для этого нам понадобится бумага, кисти, карандаши (для выполнения исходного рисунка), краски.
– Выполните работу, выделив наиболее ярко главный мотив рисунка. Украсьте свой рисунок орнаментальными рядами при помощи различных знаков-символов.
4. Подведение итогов урока
(Учащиеся демонстрируют свои работы.)
– В чем особенность русской народной вышивки?
– Какую роль играет фон в крестьянской вышивке?
– Какую функцию выполняла вышивка в жизни славян? Сегодня мы познакомились с русской народной вышивкой, продолжили изучение древних образов. Традиции народной вышивки живы до сих пор, русским рукодельницам удалось сохранить их до наших времен.
Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.
Урок 3. русская народная вышивка. народный праздничный костюм — Изобразительное искусство — 5 класс
Урок Конспект Дополнительные материалыРусская народная вышивка. Народный праздничный костюм
Цели и задачи
Цель:
- познакомиться с историей и различными мотивами русской вышивки на примере полотенца и костюмного ансамбля;
Задачи:
- формировать художественный вкус;
- понимать роль декоративного искусства в утверждении общественных идеалов;
- осмыслить место русской вышивки в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
Узнаем, научимся, сможем
На уроке
мы узнаем:
- традиционные мотивы вышивки полотенца и костюмного ансамбля;
мы научимся:
- понимать древние знаки — символы в декоре, символику цвета полотенца и костюмного ансамбля; понимать особенности образного языка народной вышивки;
мы сможем:
- различать и узнавать образы костюмного ансамбля Севера и Юга России.
Русские Боярышни
Боярышни какого русского художника символизируют русскую женскую красоту?
Русская народная вышивка — изо, презентации
МБОУ г. Иркутска СОШ № 67
15.10.16
15.10.16
15.10.16
Мы знакомимся с декоративно-прикладным искусством. Изучаем древние образы в народном искусстве.
? С чем мы знакомились на прошлом уроке? С предметами народного быта (домашней утварью – движимым имуществом в крестьянском доме)
15.10.16
Крестьянские узоры– хранительнители древнейших образов и мотивов
ЗНАКИ ВОДЫ
ЗНАКИ ЗЕМЛИ
МАТЬ -ЗЕМЛЯ
ДРЕВО ЖИЗНИ
ПТ И ЦЫ
КОНИ
15.10.16
Какие древние символы изображены на фрагментах полотенец?
ПТИЦЫ
ЗНАКИ
ЗЕМЛИ
ДРЕВО
ЖИЗНИ
ПТИЦЫ
ЗНАКИ
ЗЕМЛИ
ЗНАКИ
ВОДЫ
15.10.16
ПТИЦЫ
МАТЬ -ЗЕМЛЯ
ЗНАКИ ЗЕМЛИ
КОНИ
15.10.16
15.10.16
И в давние времена, и сейчас настоящие русские люди никогда не оставались без дела.
Вышивка
15.10.16
15.10.16
15.10.16
Красный — цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и цвет потустороннего мира
Белый — означает сакральность, чистоту, плодородие, свет.
Синий — цвет неба, в сочетании с белым –цвет чистоты.
Зеленый цвет, зеленое — в народной культуре соотносятся с растительностью, изменчивостью, незрелостью, молодостью.
Желтый цвет, желтизна — признак, наделяемый в народной культуре преимущественно негативной оценкой.
15.10.16
Природный характер
Условность и символичность
Вариативность образов
Силуэтный узор (линия-шов)
Анализ рисунков на раздаточном материале
? Какие мотивы преобладают в русской народной вышивке? Природные, но не копии, а декоративные
? Какова точность передачи образов в вышивке? – тела угловатые, кисти рук огромные, головы странной формы,
Обратите внимание, как линия – шов очерчивает жесткой ломаной линией выразительные контуры древних образов. Поверхности фигур украшены шахматным рисунком, широкими и узкими цветными полосами.
Швы – узоры дерзко дробят поверхность на ряды орнаментов, превращая её в нарядное узорочье.
? Какой цвет преобладает в русской народной вышивке?
Красный цвет – цвет солнца, огня, жизни, красоты, олицетворял мужское начало
Белый цвет (фон – «земля») – символ света, чистоты, всевозможного блага
Вышивать начинали с первыми весенними лучами солнца, когда ещё оставалось время до начала полевых работ
Преобладание красного цвета
15.10.16
15.10.16
15.10.16
Виды полотенец
- обыденные
- нарядные
- ритуальные
Обыденные: «рукотер», «утиральник»
Нарядные – в праздники ими украшали избы
Ритуальные – «крестильное», «венчальное», «свадебное – УЧ. С. 44 внизу – две птицы-павы по сторонам от древа жизни», «похоронное»
Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни
Вышивкой занимались повсюду, но в каждой губернии России она звучала по-своему, сохраняя черты местного своеобразия.
15.10.16
ЛЕНТОЧНЫЙ
ОРНАМЕНТ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
УЗОР
Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту.
Центральный узор – это узор декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутость композиции.
Любое женское рукоделие издревле дополнялось пением. Но петь мы сегодня не будем, а вот русские народные песни послушаем. Но кто захочет может и попеть.
ЗАДАНИЕ:выполнить эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.
КРУЖЕВО
15.10.16
- Счетная (крест, полукрет, мережка)
2 . Свободная вышивка (гладь, декоративные швы)
15.10.16
15.10.16
Закладка
- 1 и 3 части Придать цвет орнаменту (фломастер, карандаш красный, красная гелиевая ручка)
- Рисуем линиями фломастер, карандаш красный, красная гелиевая ручка
(домашнее задание)
- 2 часть — вышивка
Требования к качеству вышивки:
- Стежки имеют одинаковую длину примерно 5 мм
- Стежки расположены ровно на намеченной линии
- Между стежками нет промежутков
Дома делаем вышивку гладью,
Между стежками нет промежутков
15.10.16
Отлично, я все понял и мне было интересно
Хорошо, но я немного не понял и были небольшие трудности
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: НАЙТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН В НАРОДНЫХ КОСТЮМАХ, А ТАКЖЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ КОСТЮМОВ НА ОТКРЫТКАХ, ФОТОГРАФИЯХ, В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ К ДЕТСКИМ КНИГАМ.
Мне было неинтересно на уроке, я очень устал
15.10.16
15.10.16
Русское Ремесло | Народное искусство России
Некоторые формы русского ремесла хорошо известны во всем мире, а другие неизвестны за пределами России. Все знают знаменитую Матрешку, или русскую матрешку. Меньше людей ассоциируют замысловатое плетение кружева, расписанный вручную фарфор, изделия из дерева или эмалевые украшения с русским народным искусством.
Ниже представлены описания и примеры некоторых из самых любимых ремесел России.
Те, кто интересуется русскими ремеслами, могут также попробовать украинское народное искусство.
Гжель
Стиль русской керамики, Гжель получил свое название от деревни (в Московской области), где гончарные изделия производятся с 14 века. Характерный синий цвет на белой (глазурованной) поверхности возник в 1830-х годах. Сегодня примерно в тридцати деревнях к юго-востоку от Москвы производятся уникальные русские изделия ручной работы, которые отправляются в страну и за границу.
Палех
Палех — это небольшие картины (часто из русских сказок или литературных произведений), выполненные темперными красками на лакированных шкатулках или футлярах из папье-маше.
Жостовская роспись
Жостовская роспись — это традиционное русское народное искусство, в котором металлические подносы расписаны красивыми растительными орнаментами. Ремесло по-прежнему производится в деревне Жостово (Московская область).
Вологодское кружево
Вологодское кружево, датируемое XVII веком, изначально ткалось из золота и серебра для одежды знати и церковной иерархии. Сегодня вологодское кружево завоевало мировое признание своим богатым декоративным орнаментом и плавными линиями.
Дымковская игрушка
Вылепленные раскрашенные глиняные фигурки, иногда в форме свистульки. Русские ремесла, по традиции, до сих пор производятся в селе Дымково (недалеко от Кирова).
Тульский Самовар
Самовар, традиционный промысел Тульской области, изначально создавался как практичный прибор — для кипячения воды, приготовления чая и кофе. Сегодня, хотя они и функциональны, они выполняют скорее декоративную роль.
Хохлома
Самовар, традиционный промысел Тульской области, изначально создавался как практичный прибор — для кипячения воды, приготовления чая и кофе. Сегодня, хотя они и функциональны, они выполняют скорее декоративную роль.
Матрешка
Пожалуй, самое узнаваемое изделие ручной работы в России. Матрешка — это расписная деревянная фигурка, которую можно разложить, чтобы увидеть внутри еще больше «русских матрешек». Типичная тема для набора «Матрошка» — это обычно крестьянские девушки в традиционной одежде, но не менее распространены и нетрадиционные куклы.Новые творческие декорации могут быть посвящены практически любой теме — от спортивных деятелей и политических лидеров до персонажей русских народных сказок и научной фантастики.
Ростовский финифт (Эмаль)
Ростовский финифт — традиционный русский художественный вид росписи по эмали (часто на украшениях — броши, кольца, серьги). Русское ремесло зародилось в Ростове в XVIII веке, когда художники впервые написали миниатюрные иконы на эмали для церкви.
Уральский Малахит
Ювелирные изделия, украшения и предметы интерьера изысканного мастерства, изготовленные с использованием знаменитого уральского малахита (также известного как русский камень и / или павлиний камень в древней Руси).
Русские сказки знает каждый россиянин
Сцена из русской сказки | © Иван Билибин / Wikimedia Commons
Хотя сказки могут казаться просто сказками для детей, они имеют гораздо большее культурное значение, чем мы думаем. Сказки отражают убеждения людей, их моральные ценности и часто их невероятное воображение. Русские не новички в сказках, и чтение сказок детям — часть их пути к их воспитанию.Вот краткий список историй, которые знает каждый россиянин и которые глубоко укоренились в коллективном сознании.
Цесаревич Иван, Жар-птица и Серый волк
Жар-птица — один из самых узнаваемых персонажей русского фольклора. Несмотря на красивый внешний вид, эта птица не так уж и хороша. В сказке она постоянно крадет золотые яблоки из королевского сада. Король отправляет своих сыновей на поиски этого мифического существа и обещает найденному полцарства.Из названия ускользает, что это сделал младший сын Иван. Чтобы понять, какое место занимает серый волк во всей этой истории, вам просто нужно прочитать ее самому.
Поймать перо Жар-птицы © Иван Билибин / Wikimedia Commons
Сестра Аленушка, брат Иванушка
Немного абсурдная и болезненная сказка, но тем не менее эта история очень популярна у детей. Младший брат, Иванушка, постоянно пытается напиться воды из луж, но сестра предупреждает его, что, сделав это, он может оказаться животным.С третьей попытки Иванушка действительно превращается в козла. Но даже в роли козла Иванушка попадает в беду и попадает в плен к Бабе Яге (ведьма-злодейка в русских сказках). Баба Яга продолжает топить сестру, оставив обоих братьев и сестер в небольшом фиаско. Вам нужно прочитать рассказ, чтобы узнать, как сестре удается «развеяться» и как брат снова становится человеком.
Дед Мороз
Как и во многих сказках в западных культурах, жестокие мачехи — постоянные злодеи во многих русских сказках.Так обстоит дело и с этой историей. У старика и старухи две дочери; одна была довольно непривлекательной, но младшая, Настя, была умелой и красивой. Мачеха или мать, как рассказывают некоторые истории, не любили их одинаково. Она хотела выйти замуж за свою любимую дочь, которая была менее привлекательной, но все потенциальные мужья моментально предпочли Настю. Старуха решает отослать Настю. Она велит мужу отвезти ее в лес посреди зимы и оставить там умирать.Жители леса, в том числе Дед Мороз, который в основном олицетворяет холод, решают помочь Насте из-за ее доброго сердца.
Настю в гостях у Деда Мороза © Иван Билибин / Wikimedia Commons
Репа-гигант
Репа-гигантская ода совместной работы — это классическая русская сказка, которую многие знают наизусть с самого раннего возраста. Синопсис очень прост: старик вырастил очень большую репу. Вскоре он решил, что пора вытащить его из земли, но не хватило сил.Он стал звать всех членов семьи одного за другим, включая животных, чтобы они начали дергать за этот упрямый овощ. В конце концов, конечно, они добились своей цели, отметив победу своей групповой работы. История не раскрывает, что происходит с репой потом.
Кащей Бессмертный
Кащей появляется в различных русских сказках, в том числе в одной, названной его именем. Он злой волшебник, который часто крадет красивых женщин, особенно благородных.Многие герои пошли за ним, и им повезло, ведь он не так уж и бессмертен. В одной истории есть тщательно продуманный способ убить его, но он настолько длинный и запутанный, что никто не может этого сделать. Чтобы убить Кащей, отважной душе нужно найти безымянный остров; на этом острове они должны найти дерево; под этим деревом есть сундук; в этом сундуке кролик; в кролике — утка; внутри утки находится яйцо; а в яйце — смерть Кащея, какой бы формы она ни была. Легко!
Кащей Бессмертный © Иван Билибин / Wikimedia Commons
Теремок
Очень популярная детская сказка про теремок (деревянный домик), стоявший пустым в лесу.Впервые его обнаруживает мышь, которая начинает жить внутри. Постепенно различные животные просят разрешения на заселение, и количество жителей продолжает расти. Последним заселяется медведь, который не может влезть внутрь и решает жить на крыше, стремительно раздавливая весь дом. Удивительно, но животные не остаются расстроенными. Они просто решают перестроить дом и сделать его еще лучше. Мораль истории? Важно учиться на своих ошибках, но также — хорошо быть разборчивым в соседях по комнате.
Василиса Прекрасная
И снова злые мачехи за работой. Василиса была красивой дочерью купца, который женился во второй раз после смерти первой жены. Мачеха ненавидела Василису и давала ей много тяжелой работы, которую девушка тупо выполняла. Мачеха решила переселить семью поближе в лес, где жила русская злая ведьма Баба Яга. Была надежда, что Баба Яга съест девушку, но она так и не забрела в хижину ведьмы одна.Однажды ночью мачеха и другие дочери решили отправить ее прямо туда.
Русский сказочный злодей Баба Яга © Иван Билибин / Wikimedia Commons
Колобок
Колобок — это большой круглый кусок теста. В этой истории пожилая женщина оставила на окне круглый кусок теста (при условии, что она оставила его там, чтобы подняться). Тем не менее, этот кусок теста имеет собственный ум и выкатывается в окно. Во время своего путешествия колобок встречает различных животных, рассказывая им, как он умеет убегать.Однако очень скоро его перехитрила лиса, которая с помощью лести заманила колобка на нос, где тот съел его. Мораль истории: если вы большой кусок теста, не становитесь слишком самоуверенным.
Волшебное кольцо Russian Folk Story
В одном царстве, в определенной стране, когда-то жили старик и женщина со своим единственным сыном Мартином. Всю свою жизнь старик был охотником, ловил животных и птиц и кормил свою семью добычей. Со временем старик заболел и умер, оставив Мартина и его мать одних на свете; они горевали и печалились, но ничего не поделаешь: слезы не вернут мертвых.Прошла неделя, и они съели всю пищу из кладовой; Видя, что есть больше нечего, старуха сообразила, что ей придется потратить немного денег. Старик оставил им двести рублей; хотя ей не хотелось открывать копилку, им приходилось как-то есть и не подпускать волка к двери. Она отсчитала сто рублей и сказала своему сыну: «Вот, Мартин, возьми эти сто купюр и одолжи лошадь у соседа, чтобы ты мог поехать в город и купить еды. Это позволит нам пережить зиму, и мы будем искать работа пришла весной.«
Мартин позаимствовал лошадь и телегу у своего соседа и поехал в город; Проходя мимо мясных лавок на рынке, он увидел, что там собралась шумная толпа. Что случилось? Мясники поймали собаку, привязали к столбу и стали бить палками, а собака съеживалась, скулила и тявкала от боли. Мартин подбежал к мясникам и спросил: «Почему вы так безжалостно избиваете бедную собаку?» «Этот дьявол заслуживает всего, что получает», — сказали мясники. «Он украл кусок говядины.«Прекратите, братья, — крикнул Мартин. — Не бейте его, а продайте мне». «Купите его, если хотите, но это будет стоить вам сто рублей», — в шутку сказал один мясник. сто рублей, заплатил мяснику, развязал собаку и взял с собой. Собака виляла хвостом и облизывала руку своему новому хозяину; он знал, что молодой человек спас ему жизнь.
Когда Мартин вернулся домой, мать сразу спросила его: «Что ты купил, мой мальчик?» «Моя первая удача», — ответил Мартин.«О чем вы болтаете? Какая удача?» «Вот он, Блэки», — сказал он, указывая на собаку. «Это все?» «Если бы у меня оставались деньги, я бы купил больше, но вся сотня пошла на собаку». Старуха его отругала: «Нам нечего есть; наскребла последние куски муки, чтобы сделать на сегодня булочку, а завтра вообще ничего не будет».
На следующий день мать достала последнюю сотню рублей, отдала сыну и сказала ему: «Иди в город, купи еды, сын.но не растрачивайте деньги впустую ». Мартин прибыл в город, начал ходить взад и вперед по улицам, осматриваться и увидел мальчика, тащащего кошку на веревке к реке.« Стой », крикнул. Мартин: «Куда ты ведешь этого кота?» «Я его утоплю: он украл пирог с нашего стола» «Не топи его, — сказал Мартин. — Вместо этого продай его мне» «Купи». его, пожалуйста, но это будет стоить вам сто рублей ». Мартин не подумал дважды: он вытащил деньги и отдал их мальчику, затем положил кота в сумку и пошел домой.»Что ты купил, мой мальчик?» спросила его мать. «Полосатый кот». «Это все?» «Если бы у меня оставались деньги, я бы купил больше». «Ой, какой ты дурак!» воскликнула она. «Немедленно покиньте этот дом и идите попрошайничать у чужой двери».
Пошел Мартин в поисках работы в соседнюю деревню. взяв с собой пса Блэки и кота Стрипи. По дороге встретил священника. «Куда ты идешь, сын мой?» он спросил. «Искать работу», — ответил парень. «Приходи и работай на меня; только я беру рабочих без фиксированной заработной платы: тот, кто хорошо служит мне три года, получает по заслугам.«Мартин согласился и три лета и три зимы трудился для священника; когда пришло время платить, хозяин вызвал его». Что ж. Мартин, — сказал он, — подойди и забери свою награду. Он повел его в бухту, указал на два полных мешка и сказал: «Бери, что хочешь». Мартин увидел, что в одном мешке серебро, а в другом песок, и подумал: «Это больше, чем кажется на первый взгляд. Что бы ни случилось, но я возьму песок и посмотрю, что произойдет». Он сказал: «Я возьму мешок с мелким песком.господин. «» Пожалуйста, мой сын. Если вы предпочитаете песок серебру, возьмите песок ».
Мартин набросил на спину мешок с песком и снова пошел искать работу. Он шел и шел, пока не оказался в темноте. густой лес. Посреди леса была поляна, и на ней ярко горел огонь, и в огне сидела девушка прекраснее, чем язык может сказать или описать сказку. Прекрасная девушка крикнула ему: «Мартин, сын вдовы. Если ты хочешь добиться удачи, спаси меня: потуши пламя песком, ради которого ты трудился три года.«Ага, — подумал Мартин, — лучше было бы кому-нибудь помочь, чем таскать этот груз». Песок в любом случае ничего не стоит, его много ». Он положил свой мешок, развязал его и стал высыпать песок; огонь сразу погас, красавица ударилась ногой о землю, превратилась в змея, прыгнула ему на грудь и обвилась вокруг его шеи. Мартин испугался. «Не бойся, — сказала змея. — Иди в Царство Трижды Десяти за пределами Земли Трижды Девяти; мой отец там король.Когда вы придете в его дворец, он предложит вам золото, серебро и драгоценные камни. Но не бери ничего. Просто попросите кольцо с его мизинца. Это необычное кольцо: если вы наденете его на одну руку, а затем на другую, появятся двенадцать молодых людей, которые будут делать все, что вы прикажете, и все это за одну ночь ».
Мартин продолжил свой путь; мало-помалу он достиг Королевства Трижды-Десяти и увидел огромную скалу. Змея спрыгнула с его шеи, ударилась о землю и снова стала прекрасной девушкой.«Следуй за мной», — сказала она, направляясь под скалу. Они долго шли по подземному ходу, пока вдруг не загорелся свет; становилось все ярче и ярче, и они вышли на широкую равнину под чистым голубым небом; а на равнине был великолепный замок, в котором жил отец прекрасной девушки — король подземного царства.
Когда путешественники вошли в белокаменный замок, их тепло встретил король. «Добро пожаловать, моя дорогая дочь. Где ты была все эти годы?» «Отец.благородный государь, я бы погиб, если бы не этот человек: он спас меня от жестокой смерти и привел меня сюда, на мою родину ».« Спасибо, молодой человек, — сказал король, — ваше доброе дело заслуживает награды. ; возьмите все золото, серебро и драгоценные камни, какие пожелает ваше сердце ». Но Мартин, сын вдовы, ответил:« Ваше Величество, мне не нужно ни золота, ни серебра, ни драгоценных камней; Все, что я прошу, это кольцо с мизинца твоей королевской руки. Я не замужем: я буду смотреть на кольцо и думать о своей будущей невесте, чтобы прогнать свое одиночество.«Сразу же король снял кольцо и отдал его Мартину.« Вот, возьми и удачи тебе. Но никому не говорите о кольце, иначе вы попадете в ужасную беду ».
Мартин, сын вдовы, поблагодарил короля, взял кольцо и небольшую сумму денег на дорогу и отправился в путь, которым пришел. Постепенно он вернулся на родину, разыскал свою старую мать, и они начали жить счастливо, не заботясь о мире. Однажды Мартин подумал о том, чтобы жениться, и отослал мать в качестве свата.«Иди к самому королю, — сказал он, — и спроси его прекрасную дочь». «О, сын мой, — ответила старуха, — не откусывай больше, чем можешь прожевать. Если я пойду к королю, он рассердится и нас обоих казнят». «Не волнуйся, мама, — сказал ее сын, — раз уж я тебя посылаю, смело выходи. И принеси ответ короля, каким бы он ни был; не возвращайся домой без него». С грустью старуха отправилась в царскую обитель: она вышла во двор и направилась прямо к королевской лестнице, даже без вашего разрешения.Но охранники схватили ее. «Стой, старая карга! Куда ты идешь! Даже генералы не смеют приходить сюда без разрешения…» «Оставь меня в покое!» воскликнула старуха. «Я пришел сделать королю одолжение; я хочу, чтобы его дочь вышла замуж за моего сына, а вы пытаетесь меня остановить!» Она вызвала такой переполох, что можно было подумать, что дворец горит. Услышав крики, царь выглянул в окно и приказал отвести к себе женщину. Она вошла прямо в царские покои, перекрестилась перед иконами и поклонилась королю.»Что ты скажешь, старуха?» спросил король. «Ну, видите ли, я пришел к вашему величеству; теперь не сердитесь: у меня есть покупатель, у вас есть товары. Покупатель — мой сын Мартин, очень умный парень; товары — ваша дочь, красавица. принцесса. Вы позволите ей выйти замуж за моего Мартина? Они составят хорошую пару ». «Ты сошла с ума, женщина?» воскликнул король. «Вовсе нет, ваше величество. Пожалуйста, дайте мне свой ответ».
Сразу же царь вызвал своих министров, и они посоветовались, что им следует ответить.И было решено так: пусть Мартин построит самый богатый из дворцов за один день и соединит его с королевским дворцом хрустальным мостом с золотыми и серебряными яблонями, растущими по обе стороны. И пусть он построит церковь с пятью куполами: чтобы было место, где можно было проводить венчание и праздновать брак. Если бы сын старухи мог все это сделать, он был бы действительно умен и выиграл бы руку принцессы. Но если он потерпит неудачу, он и старуха потеряют голову из-за своей наглости.Домой пошла старуха с ответом, плача горькими слезами на своем пути. «Ну, сын мой, — воскликнула она. «Я сказал тебе не откусывать больше, чем ты можешь прожевать; но ты будешь добиваться своего. Теперь наши бедные головы готовы к отбиванию, завтра мы умрем». «Кто знает, мама, мы можем остаться в живых. Молись Богу и ложись спать: утро мудрее вечера».
Ровно в полночь Мартин встал с постели, вышел во двор, надел кольцо на другую руку — и тут же появилось двенадцать привязанных юношей, все в точности одинаковые.«Что тебе нужно, Мартин, сын вдовы?» они спросили. «Вот что: соорудите мне на первых лучах света на этом самом месте великолепный дворец с хрустальным мостом, ведущим из моего дворца в королевский, и с золотыми и серебряными яблонями, растущими по обе стороны, и птицами всех видов, поющими в нем. их ветви: построи и мне церковь с пятью куполами, чтобы было место, где можно было бы провести мою свадьбу и отпраздновать мою свадьбу ». «К завтрашнему дню все будет готово», — ответили двенадцать крепких юношей.С этими словами они принялись за дело, со всех сторон привели рабочих и плотников и принялись за работу. Они работали с волей, и вскоре все было сделано. Утром Мартин проснулся и обнаружил, что находится не в своем простом коттедже, а в прекрасных покоях. Он ступил на высокое крыльцо и увидел, что все готово:
дворец, церковь, хрустальный мост и деревья с золотыми и серебряными яблоками. Король тоже вышел на свой балкон, посмотрел в подзорную трубу и удивился, увидев, что все было сделано, как он приказал.Он вызвал прекрасную принцессу и велел ей готовиться к свадьбе. «Ну, — сказал он, — я никогда не думал, что передам свою дочь крестьянскому сыну, но теперь ничего не поделаешь».
Пока принцесса одевалась в свои наряды, Мартин, сын вдовы. вошел во двор, надел волшебное кольцо на другую руку и увидел двенадцать привязанных юношей, появившихся как бы из земли. «Что вам нужно?» они спросили. «Именно так, — сказал Мартин, — одень меня в кафтан дворянина и приготовь золотую карету с шестью прекрасными лошадьми.«Немедленно, хозяин». В мгновение ока Мартину принесли кафтан; он надел его, и он идеально подошел ему. Затем он оглянулся и увидел стоящую у ворот карету, запряженную шестью великолепными лошадьми, в пятнах серебра и золота Он сел в карету и поехал в церковь; колокола уже звонили к мессе, и люди собирались толпой! За женихом шла невеста со своими служанками и матронами, а король со своими служителями. Мартин, сын вдовы, взял за руку прекрасную принцессу, и, как следует и положено, они поженились.Король дал своей дочери богатое приданое, даровал высокий пост своему новому зятю и устроил свадебный пир, на который был приглашен весь мир.
Молодая пара прожила вместе месяц, потом два и три: все это время Мартин строил новые дворцы и сады, если не часом, то днем. Но принцессе было больно думать, что она вышла замуж не за принца, а за королевского наследника. а простому мужику. Поэтому она начала задаваться вопросом, как от него избавиться. Она притворилась такой милой и любящей, насколько мог желать любой муж.Она заботилась обо всех нуждах своего мужа, служила ему, как могла, все время пытаясь выманить из него его секрет. Но Мартин был тверд как скала и не хотел этого предать.
Однажды, однако, выпив с царем, он пришел домой и лег отдохнуть; принцесса подбежала к нему, целовала и ласкала его, вдыхая сладкие слова ему в ухо; и ее язык был таким маслянистым, что Мартин наконец рассказал ей о своем чудесном кольце. «Хорошо, — подумала принцесса, — теперь я тебя прикончу.«Как только он заснул, она стянула кольцо с его мизинца, вышла во двор и надела его на другую руку. Тут же появились двенадцать привязанных юношей.« Что тебе нужно, прекрасная принцесса? »- они. — спросила она, — послушайте, ребята, — сказала она, — заставьте дворец, церковь и хрустальный мост исчезнуть к рассвету; и верни скромный коттедж, как прежде. Оставь моего мужа таким бедным, каким он всегда был, и унеси меня в Царство Трижды-Десяти за Землей Трижды-Девяти, в Царство Мышей.Мне стыдно здесь жить ».« Прямо, ваше высочество », — сказали они. В мгновение ока она была унесена ветром и унесена в Королевство Трижды Десять, Царство Мышей.
На следующее утро король проснулся и вышел на свой балкон, чтобы посмотреть в подзорную трубу? Но не было ни дворца с хрустальным мостом, ни пятиглавой церкви. просто скромный коттедж. «Что это значит?» он думал. «Куда все это делось?» И без промедления послал своего адъютанта выяснить, что случилось. Адъютант поскакал, осмотрел все, затем вернулся, чтобы доложить королю: «Ваше Величество, там, где когда-то стоял величественный дворец, теперь по-прежнему скромный коттедж:
а внутри коттеджа живет ваш зять с мамой; но нет никаких следов прекрасной принцессы, и никто не знает, где она.«Король созвал большой совет, чтобы вынести приговор своему зятю: они осудили его за колдовство и зло, которое он причинил прекрасной принцессе. Мартин должен был быть заключен в высокий каменный столб без еды и питья. Пусть он умрет от голода. Пришли каменщики и поставили высокий каменный столб, в который был замурован Мартин, с одним маленьким окошком для света. И он сидел там, бедняга, один день заперся без еды и питья. Потом второй и еще один. в-третьих, горько плачет.
Старый друг Мартина.Собака Блэки. узнал, что случилось, и прибежал на дачу. Полосатый кот лежал на плите и мурлыкал. «Ты ленивый мерзавец, Стрипи, — сказал пес. «Все, что ты можешь сделать, это лечь и растянуться на плите в тепле. Пока наш хозяин заперт в каменной тюрьме вдали. Вы забыли, как он отдал свои последние сто рублей, чтобы спасти вашу жалкую кожу? Если бы не на его месте черви давно бы тебя съели. Вставай скорее! Мы должны пойти и помочь ему ». Стрипи спрыгнул с плиты и.вместе с собакой. побежали искать своего хозяина. Подойдя наконец к своей каменной тюрьме, кот вскарабкался к окну. «Эй, хозяин! Вы еще живы?» «Только просто». ответил Мартин. «Я голодаю; должно быть, моя судьба — умереть с голоду». «Не отчаивайся; мы принесем тебе еду и питье». — сказал Стрипи. выпрыгнуть из окошечка на землю. «Наш хозяин умирает от голода, Блэки; чем мы можем ему помочь?» «О, Стрипи. Ты слишком глуп, чтобы думать о чем-либо! Я знаю: пойдем в город.и как только встречаем пирожка с подносом пирогов. Я подставлю его и заставлю уронить поднос. Тогда возьми пирожков и отнеси их нашему хозяину ».
Итак, они пошли на главную улицу и встретили человека, несущего поднос на голове. Собака метнулась под его ноги, заставив человека споткнуться и уронить поднос. Пироги разлетелись, и бедняга в панике убежал, думая, что за ним гналась бешеная собака. Стрипи схватил пирог и побежал к Мартину. Он отдал ему пирог и кинулся за другим, затем за третьим.Таким же образом они отпугнули человека, торгующего щи, и таким образом получили много мисок для своего хозяина. Затем Блэки и Стрипи решили отправиться в Королевство Трижды Десять, Царство Мышей, чтобы вернуть чудесное кольцо; дорога была долгой, и им потребовалось время. Перед отъездом они принесли Мартину хороший запас сухарей, булочек, пирогов и закусок на целый год. «Ешьте и пейте, хозяин, но убедитесь, что у вас хватит запасов до нашего возвращения». Они попрощались с ним и отправились в долгое путешествие.»- сказала собака.» Я не умею плавать. «Сказал Стрипи.» Я сразу утону «.» Тогда заберись мне на спину «. И Стрипи залез на спину собаки. меха, и они поплыли по морю. Достигнув другой стороны, они достигли Царства Трижды Десяти, Царства Мышей. В той стране не было ни одного человека; но мышей было больше, чем вы можете сосчитать? Куда бы вы ни посмотрели, они носились тысячами. «Теперь твоя очередь, Стрипи», — сказала собака.«Ты сломаешь им шеи. А я собираю тела и складываю их в кучу».
Stripey использовался для такой охоты; прочь он пошел бороться с мышами на своем пути; один прыжок и мышь была закончена. Собака едва успевала за ним, и к концу недели куча была огромной. Ужасное горе охватило все царство. Когда Мышиный Король обнаружил, что его подданные пропали, что многих постигла жестокая судьба, он выполз из своей норы и умолял собаку и кошку: «Я преклоняюсь перед вами, могучие воины.Пожалейте моих бедных людей, не убивайте всех нас;
вместо этого скажи мне, что я могу для тебя сделать. Все, что ты скажешь, будет сделано ». Собака сказала ему следующее:« У тебя есть дворец в твоем королевстве, и внутри этого дворца живет прекрасная принцесса; она украла волшебное кольцо нашего хозяина. Принеси нам это кольцо, или ты умрешь и твое королевство погибнет? Мы опустошим его! »« Подожди, — сказал Мышиный Король, — я вызову своих подданных и спрошу их ».
Немедленно он собрал всех мышей, больших и малых, и спросил, не прольется ли одна из них во дворец к прекрасной принцессе и украдет ее кольцо.Одна мышка ответила: «Я часто хожу в этот дворец. Днем принцесса носит кольцо на мизинце, а ночью, ложась спать, она кладет его в рот». «Иди и попробуй достать его», — сказал Мышиный Король. «Если тебе это удастся, я щедро награду тебя». Мышонок дождался темноты, пробрался во дворец и на цыпочках прокрался в спальню принцессы. Она крепко спала. Забравшись на кровать, он сунул хвост принцессе в нос и пощекотал ей ноздри.Она чихнула, и кольцо вылетело из ее рта и упало на ковер. Мышонок спрыгнул с кровати, схватил кольцо зубами и отнес его мышиному королю. Мышиный король вручил кольцо могучим воинам Блэки и Стрипи, и они, в свою очередь, сделали ему комплименты. Затем они посовещались между собой: кому присматривать за кольцом? «Отдай мне, я никогда не потеряю, ни за что», — сказал кот. «Хорошо, — сказал Блэки. «Но смотри, ты охраняешь это своей жизнью.»Кот взял кольцо в рот, и они отправились в обратный путь.
Когда они достигли глубокого синего моря, Стрипи забрался на спину пса, вонзился когтями в густой мех Блэки так сильно, как только мог, и они вошли в воду, переплыв на другую сторону. Они плыли час или два, а затем из ниоткуда налетел черный ворон и начал клевать Стрипи в голову. Бедный кот не умел защититься от врага. Если бы он использовал свои когти, он бы соскользнул в воду и оказался бы на дне моря; если он воспользуется зубами, он может потерять кольцо.Что ему было делать? Он терпел это так долго, как мог, пока его голова не была в крови от клевания ворона. Потом он вышел из себя, открыл пасть, чтобы схватить ворона и … уронил кольцо в глубокое синее море. Черный ворон взлетел и исчез в темном лесу. Как только они достигли земли, Блэки потребовал показать кольцо. Стнпи от стыда опустил голову. «Прости меня, Блэки». он сказал. «Мне очень жаль. Я уронил его в море». Собака пустила на него полет. «Ты глупый болван! Тебе повезло, что я не узнал раньше, иначе я бы сбросил тебя в море, болван.Что мы скажем нашему хозяину? Немедленно ползи в море и найди это кольцо, или я разорву тебя на куски! »« Какая польза от этого? »- прорычал кот. сейчас поймаю крабов. Возможно, они найдут для нас наше кольцо ». Собака согласилась. И они пошли вдоль берега, ловили крабов и складывали их в кучу. Куча росла и росла. Из моря выполз на прогулку огромный краб; Флэш Стрипи держал его в когтях: «Не убивайте меня, могучие воины, я — Король крабов.Я сделаю все, что вы прикажете ».« Мы сбросили кольцо в море, — сказал Стрипи, — иди поищи его, если хочешь нашего прощения; или мы разорим все ваше королевство ».
Король крабов сразу же позвал своих подданных и рассказал им о кольце. Затем он сказал крошечному крабу: «Я знаю, где оно. Когда кольцо упало в глубокое синее море, осетр схватил его и проглотил на моих глазах». Все крабы побежали по морю в поисках осетра; когда они его нашли, они начали беспрерывно щипать и поправлять бедную рыбу.Рыба крутилась и вертелась из стороны в сторону. и, наконец, прыгнул на берег. Король крабов снова вышел из воды и обратился к кошке и собаке: «Вот осетр, могучие воины. Не пощадите его, он проглотил ваше кольцо». Собака набросилась на осетра и стала есть его с хвоста. Но хитрый кот угадал, где будет кольцо. Он прогрыз осетра дырку в брюхе, вырвал ему внутренности и оказалось кольцо. Захватив его зубами, он бросился прочь так быстро, как его могли нести его ноги, думая: «Я бегу к мастеру, дам ему кольцо и скажу, что нашел его сам; и мастер будет любить меня больше, чем Блэки. .«
Тем временем пес доедал рыбу и гадал, куда подевалась кошка. Вскоре он догадался, что задумал кот, что пытался выслужиться перед их хозяином. «Ничего хорошего, Стрипи, негодяй! Я поймаю тебя и разорву на части». И Блекки побежал за котом. Он поймал Стрипи и пригрозил ему ужасной судьбой. Заметив в поле березку, Стрипи вскарабкался по ней и сел прямо наверху. «Хорошо, — сказала собака, — ты не можешь вечно сидеть на дереве; тебе захочется когда-нибудь спуститься.И я не сдвинусь с места, пока ты не сдвинешься с места. Три дня Стрипи сидел на дереве, и три дня Блекки стоял на страже, ни на минуту не выпуская его из поля зрения. Они оба очень проголодались и согласились помириться. затем вместе отправились к своему хозяину. Когда они достигли каменной тюрьмы, Стрипи вскочил в маленькое окошко и спросил: «Ты еще жив? Мастер? »« Привет, дорогой Стрипи! Я думал, ты никогда не вернешься. Я не ел уже три дня ». После этого кот протянул ему волшебное кольцо.Мартин выжидал до глубокой ночи, надел кольцо на другую руку, и появились двенадцать привязанных молодых людей.
«Что вам нужно?» «Постройте мой бывший дворец, ребята, — сказал Мартин, — а также хрустальный мост и пятиглавую церковь; и верните мою неверную жену; приготовьте это к утру».
Сказано — сделано. На следующее утро король проснулся, вышел на свой балкон и посмотрел в подзорную трубу: на месте коттеджа теперь стоял высокий дворец; от дворца тянулся хрустальный мост, и по обе стороны моста росли деревья с золотыми и серебряными яблоками.Король приказал приготовить карету и поехал посмотреть, действительно ли все это вернулось или ему снится. Мартин встретил его у ворот, взял за свои прекрасные руки и провел в свой великолепный дворец. «Ну, вот как это было, сир, и все из-за принцессы», — и он рассказал королю всю историю. Царь приказал казнить принцессу: неверную жену привязали к хвосту дикого жеребца, выпущенного на свободу на открытой равнине. Жеребец несся как ветер, метая своим белоснежным телом овраги и крутые овраги.Но Мартин жив и процветает по сей день.
Как рисовать кошек — Моника Загробелна
Изначально этот пост был заказан для блога SketchBook в 2016 году. После переноса сайта оригинал больше не доступен, но вы все еще можете получить доступ к содержимому здесь. Наслаждайтесь!
Кошки — удивительные животные: они пушистые и милые, но не особо отличаются от своих диких собратьев. Один из них — это как миниатюрная пантера в вашем доме! Они очень изящны, с телом, созданным для охоты, и эта элегантность делает их прекрасным объектом для рисования.Из них также получаются отличные «модельные животные» — как только вы научитесь их рисовать, вы получите базовые навыки, необходимые для рисования собак и даже лошадей! У них удивительно много общего. Я покажу тебе.
Упрощенная анатомия кошки
Форма тела каждого животного определяется двумя анатомическими уровнями: скелетным и мышечным строением. Их можно спрятать под мехом и кожей, но без них кошка была бы бесформенной. К счастью, нам не нужно изучать форму каждой кости и название каждой мышцы — нам нужно рисовать только то, что мы видим.
Скелет кошки можно упростить до набора линий. Вам необходимо запомнить пропорции и расположение суставов, а также их пределы. Но как только вы попрактикуетесь в этом несколько раз, это все, что вам нужно, чтобы начать рисовать кошку.
Самый простой способ освоить этот метод — посмотреть на фотографию кошки и нарисовать «скелет», который вы видите на ее теле. После десятков таких набросков это станет автоматическим для вашей руки. Совет: если вы хотите рисовать кошек на основе воображения, старайтесь не смотреть на фотографию после того, как начнете рисовать — так вы также попрактикуетесь в использовании своей памяти.
При рисовании обращайте особое внимание на позвоночник. У кошек он очень гибкий и ограничивается только грудной клеткой и бедрами.
Хотя мышцы сложнее скелета, в случае кошек они могут быть значительно упрощены. Это потому, что у кошек очень дряблая кожа, которая покрывает очертания мускулов даже у голых пород. Благодаря этому их очень легко рисовать!
После того, как вы нарисуете скелет, вы можете начать «одевать» его частями тела.Ноги…
… бедро и плечо…
… рука и голень…
… и дряблая кожа между деталями.
Теперь вы можете нарисовать контур остальной части тела. Он довольно блочный и по форме может быть похож на батон хлеба.
Наконец, вы можете покрыть все части свободной кожей, сохранив только необходимые контуры. Мне нравится представлять, что я кладу кошку в цельную пижаму — плотно вокруг определенных частей тела, но свободно между ними.
Не существует единственно правильного порядка рисования тела. Нарисуйте его так, как хотите! Опять же, потренируйтесь с множеством разных фото-референсов, чтобы лучше понять это и сделать движение более автоматическим для вашей руки. Вам нужно разработать свой собственный метод, который лучше всего подойдет вам.
Кошки нарисованы от скелета до кожи с помощью простых форм и небольшой практики.Как нарисовать голову кошки
Кошки бывают разных форм, но есть определенное расположение пропорций, которое создает типичную «кошачью морду».«Не обязательно запоминать их на 100% — здесь важнее общие правила. Начните с Т-образной формы, прикрепленной к воображаемой голове. Это линии глаз и носа, и они должны определять направление головы, даже если вы еще не видите ее целиком.
Добавить мордочку. Он имеет форму мешка, прикрепленного к точке между глазами.
Разрежьте морду пополам, затем разрежьте также верхнюю половину. Это создаст длину переносицы.У некоторых пород он может быть длиннее (у других короче), но половина морды — «безопасный» выбор для обычной кошки.
Превратите свою кошку в панду на время!
Поместите глаза в середину каждой «повязки на глазу». Они не должны касаться морды и должны слегка пересекаться с исходной линией глаз.
Добавьте лоб. Он может идти прямо от линии носа, но вы также можете создать «ступеньку» в этой точке, в зависимости от породы.
Добавить челюсти…
… и остальная часть черепа.
Теперь у вас достаточно направляющих линий, чтобы добавить детали:
Кошачьи уши очень сложны, их сложно не только нарисовать, но и представить в 3D. Их нельзя упростить до какой-либо базовой формы, но их можно примерно преобразовать в набор частей: основание (а), «рулон» или «конское ухо» (б), две пары створок (в) , мешочек (d) и «передний двор» (e).Даже будучи покрытыми мехом, эти части определяют форму уха.
Мы можем рисовать их поэтапно: начните с рисования сферической основы и отверстия уха. Это позволит установить их положение и длину.
Добавьте глубину уху, нарисовав наполовину свернутый лист. Если для вас это сложно, возможно, вам сначала нужно попрактиковаться в перспективе и рисовании форм в 3D.
Создайте зону «переднего двора» между ухом и глазами.
Добавьте закрылки. Опять же, здесь важна перспектива!
Наконец, добавьте оставшуюся часть основания и небольшой мешочек, закрывающий внешние клапаны.
Этот процесс дает вам общую кошачью голову, и теперь вы можете изменить ее, чтобы создать желаемую породу.
Добавим головы к нашим наброскам:
Наброски Моники с добавлением голов — обратите внимание на важность ушей.Как нарисовать кошачьи лапы
Кошачьи лапы уникальны — их смертоносные когти спрятаны в милых шариках из пуха.Опять же, весь этот пух позволяет легко их рисовать. Позволь мне показать тебе! Типичная кошка имеет пять пальцев, но при ходьбе использует только четыре. Пятый (а) называется когтем росы и расположен как ваш большой палец. Обычно он не касается земли. Под каждым пальцем есть подушечка, такая же, как у вас под кончиками пальцев. Есть еще одна дополнительная подушечка, называемая pisiform (b). Вы можете чувствовать кость, которую он покрывает, на внешней стороне запястья — у людей она не покрыта никакими подушечками.
На задних лапах всего четыре пальца, и у них нет гороховидной формы.
При рисовании скелета можно рисовать лапы. Представьте, что это отрезки проволоки, которые должны поддерживать тело кошки.
Нарисуйте основную форму каждой лапы. Обратите внимание, что 3D-вид (c) представляет собой комбинированную версию двух 2D-видов (a, b).
Добавьте очертания пальцев рук и ног. Не забывайте о когтях росы на передних лапах, расположенных как большие пальцы рук.
Если ваша кошка короткошерстная, вы можете добавить овалы перед пальцами рук и ног, чтобы подчеркнуть форму костей под ними.Также не забывайте о подушечках, если они видны, и о гороховидной форме на тыльной стороне передних лап!
Наконец, очертание лап. У короткошерстных пород часто можно увидеть кончики когтей на задних лапах, так что вы можете добавить их в качестве красивого акцента.
Добавьте мех
Набросав позу и анатомию, вы можете дополнить кошку мехом. Чем длиннее волосы, тем «жирнее» должна быть каждая часть тела. Также помните, что волосы растут в определенном направлении по всему телу.Не забывайте об этой «цельной пижаме»!
Прежде чем рисовать определенную породу, потратьте несколько минут на анализ ее изображений. Как вам нужно изменить пропорции лица, чтобы добиться такого вида? Какой длины мех, лапки, хвост? Вам не нужно рисовать каждую мелочь, но некоторые элементы необходимы, если вы хотите, чтобы люди узнавали породу.