техники, орнаменты, мотивы и сюжеты : Labuda.blog
Индийская вышивка – это вид традиционного для этой страны ремесла и ее национальное достояние. Узоры, продуманные давным-давно древними мастерами, сегодня очень узнаваемы по всему миру. В этом материале вы узнаете о самых популярных техниках индийской вышивки, об интересных орнаментах и сюжетах.
Немного истории
Вид искусства вышивка упоминается в ведической литературе V в. до н.э. Созданные вручную из ниток и украшений элементы декорировали древнюю одежду, подчеркивая ее богатство. Примечательно, что в вышивках и ее сюжетах воплощена самая что ни на есть история Индии. В этой стране до сих пор ассимилируются новые понятия и навыки в базовые ценности и фундаментальные основы, в том числе и в вышивку. Ее уникальность заключается в великолепии узоров, нанесенных на ткань в самых разных оттенках. Кстати, изделия с вышивкой здесь считаются традиционным подарком. Во многих регионах Индии принято оформлять таким образом свадебное платье и приданое невесты, которое она будет носить в новом доме. Техник вышивания огромное множество, но мы расскажем о наиболее популярных из них.
Шиша. Маленькое зеркало
Если говорить о визуальном самовыражении страны, индийская вышивка шиша является как раз таким базовым элементом. В переводе с хинди название техники звучит как «маленькое зеркало», а работа над созданием элементов ведется как раз с использованием круглых зеркал. Когда зародился этот прием, никто уже не скажет, но еще в XVII веке эта разновидность вышивки активно популяризировалась. Считается, что такими вышитыми элементами обычные люди стремились подражать богатым, ведь в Индии издревле любят золото, яркие и избыточные украшения. Но дорогую одежду позволить себе могли далеко не все. Поэтому в ход шли золотые нитки для вышивания, стекло, слюда и другие украшения.
О технике шиша
Шиша является классической индийской вышивкой с зеркалами, которая популярна еще в Пакистане, Афганистане. Как уже было отмечено, простой люд очень хотел выглядеть богато, но золота у них не было. В ход шли зеркала, которые разбивались на маленькие кусочки. Их края аккуратно обрабатывали, красили серебрянкой, а затем аккуратно нашивали на одежду. Считалось, что такая индийская вышивка способна защитить от злых духов и косых взглядов. В современной традиции маленькие осколки зеркал заменяются блестками, пайетками, которые также стоят совсем недорого.
Вышивка ведется с использованием шелковых, хлопковых, шерстяных тканей, которые имеют плотную структуру переплетения нитей. Нитки можно брать любые, но самое главное – сначала стоить попробовать свои силы на лоскуте. Этапы работы следующие:
- Сначала нужно обработать края декоративных зеркал, а затем начать их крепление к ткани. Для удобства можно сначала приклеить кусочки декора на двухсторонний скотч.
- Обшивка зеркал выполняется обычными стежками, чтобы получилась перпендикулярная решетка.
- Затем начинается создание узора с выполнением обметочного шва и с захватом нитей, которые уже есть на зеркале.
В качестве заготовок можно использовать старые диски, металлизированный картон – все, что блестит и отражает свет.
Зардози
Самая шикарная вышивка создается с помощью золотой нити. Время расцвета этой техники пришлось на эпоху Великих Моголов, когда вышитыми элементами украшалась не только одежда, но и покои императора, покрывала для коней и слонов. Кроме золотых нитей, сегодня в этой технике используются металлические нити. Главное – выбрать дорогую ткань: шелк, вельвет, парчу. Удивительно, но занимаются этой работой в основном мужчины.
Вышивка зардози широко используется при оформлении местных свадебных нарядов. Так, самые дорогие сари на это торжество создаются на шелковых тканях золотыми нитями, причем весь процесс выполняется исключительно вручную. С помощью таких элементов выполняется отделка покрывал, подушек, занавесей, скатертей, сумок и даже туфель.
Техника зардози
Вышивка золотом начинается с создания рисунка на кальке. Он пришивается непосредственно на ткань с четким обозначением контура изображения, а затем начинается его оформление. Высшим пилотажем считается дополнение вышитых элементов драгоценными камнями. Особенность техники в том, что чаще всего используются именно растительные мотивы. Считается, что их создание вдохновлено сюжетными формами, которыми радует природа Индии. Нанесение вышивки выполняется специальным крючком, что не очень просто и требует обучения. Популярным узором в этой технике является индийский огурец, который сегодня часто используется дизайнерами ведущих мировых брендов.
Мало кто знает, но самым известным мастером, работающим по технике зардози, был Шамасуддин из Агры. Вышитые им картины являются самыми тяжелыми художественными вышивками в мире, так как их вес более 200 кг! Такой вес объясняется украшением готовых изделий самоцветами. Примечательно, что многие шейхи из Саудовской Аравии были готовы заплатить немалые деньги, чтобы заполучить такое произведение искусства. Но Шамасуддин был непреклонен и свои картины не продавал ни за какие деньги.
Кантха
Данная техника широко применяется в случаях, когда нужно сшить вместе несколько слоев сари. Изначально орнамент на них выполнялся старыми нитками и использовался не только для украшения, но и для более прочного крепления материалов между собой. В зависимости от количества слоев индийская вышивка кантха могла выполняться как на зимних одеялах, так и на маленьких молитвенных ковриках. Примечательно, но создаваемые этим способом изделия никогда не продавались, чаще всего они делались для личного пользования или в качестве подарка. Традиционные цветовые решения простые – от синего и коричневого до красного и зеленого.
Как выполняется кантха?
Техника предполагает нанесение на поверхность мелким ручным стежком вперед иголкой различных узоров – решеток, волн, зигзагов. Сам рисунок получается рифленым и рельефным. Техника очень трудоемкая, поэтому на изготовление одной вещи могло потребоваться от нескольких месяцев до нескольких лет. В современной традиции стежки часто дополняют специальные стразы для вышивки, которые придают изделиям индивидуальный вид. В качестве украшений используются и ракушки, пуговицы, маленькие зеркальца, аппликации.
Чиканкари
Не самой характерной для Индии является вышивка чиканкари. Ее особенность – в максимальной простоте и отсутствии красочных узоров или золотых нитей. По сути, это орнамент белыми нитками на белом полотне. Индийская вышивка чиканкари украшает традиционные местные наряды Kurtas Chikan – длинные белые рубахи, которые каждый турист считают честью для себя приобрести как сувенир. Для нанесения узоров используется петельный стежок и шов вперед иголкой. Нитки для этой техники выбираются на основе хлопка, а сама вышивка наносится не только на одежду, но и на постельное белье, скатерти.
О технике чиканкари
Перед выполнением вышивки создается дизайн с учетом типа ткани. Стежки подбираются уже под рисунок, выбранный для конкретного изделия. Узор обязательно вырезается на деревянной заготовке или наносится вручную. После подготовки формы выполняется печать узора на ткани, причем все краски легко смываются с нее. Уже после этого рисунок обшивается по узору разными видами стежков. Как только вышивка закончена, ткань стирают, отбеливают, обрабатывают кислотой и гладят.
Популярные узоры и мотивы
Мы рассказали о самых востребованных техниках индийской вышивки. Важную роль и определенную духовную ценность играют и выбранные узоры и мотивы, которые для каждого региона могут быть своими. Даже самый простой рисунок, например, огурец имеет свой смысл, создаваясь из множества отдельных элементов и помогая сделать узор единым и гармоничным. Кстати, пейсли является самым известным индийским орнаментом, история которого начинается еще в древнем государстве Сасанидов.
Какой истинный смысл имеет данный рисунок, никто точно не скажет. По преданиям, узор огурец напоминает языки пламени, которые являются олицетворением жизни человека. С другой стороны, пейсли говорит о развитии, динамичности, энергии, поэтому часто используется как декор нарядов для молодоженов Индии. Примечательно, что сегодня этот принт популярен далеко за пределами Индии. Многие дизайнеры используют его при создании модных коллекций. Кроме того, узор огурец часто применяется для росписи посуды или оформления интерьера, выдержанного в восточном стиле.
Растительные орнаменты
Индия – страна, которая привлекает волшебностью и экзотичностью. Но это еще и многоконфессиональная страна, что выражается и в народном творчестве. Основой основ среди декора являются растительные и цветочные орнаменты, которыми украшаются сари. В Индии запрещено изображение лика Аллаха, людей, животных, поэтому чаще всего выбираются рисунки на растительную тематику. Самый популярный мотив – лотос, который почитается в этой стране и считается священным. Он выступает символом творческого начала, мудрости, гармонии. Часто выбираются и узоры манго, граната, гвоздики, кипариса. Что бы ни использовали индийские мастера для создания вышивок, каждая из них получается самым настоящим произведением искусства.
Геометрия
Геометрические узоры также пользуются популярностью среди орнаментов в Индии, причем каждая фигура имеет свое значение. Так, звезда является символом божественности и надежности, квадрат говорит о стабильности и честности, восьмиугольник – о надежности и защищенности. Множество вариаций у круга, которые символизируют целостность и развитие жизни.
Символика цвета
Индийская вышивка – это целое искусство, которое требует не только мастерства, но и грамотного подбора материалов, ниток, рисунков. Этот вид ремесла всегда был одним из наиболее доступных, поэтому им могли заниматься даже бедняки. Каких-то единых правил в вышивании также не было, поэтому местные мастерицы могли дать волю фантазии и создавать уникальные узоры. Примечательно, что в индийских костюмах преобладают оттенки красного, желтого, зеленого, розового цветов, каждый из которых имеет свою символику:
- красный показывает чувственность и чистоту, поэтому выбирается для оформления свадебных нарядов;
- желтый символизирует разум, силу мысли;
- синий подчеркивает мужественность;
- зеленый выступает символом плодородия и перерождения.
Каждая мастерица в Индии уделяет большое внимание правильности подбора цвета ниток с учетом назначения наряда или изделия, его символичности. В этой стране важную роль играет гармония, которая выражается во всем. И готовое изделия, кроме красивого внешнего вида, должно быть сбалансированным по цвету и форме, а главное — нести в себе определенный смысл, символику.
Вышивка в современной моде
Модные дома всего мира все чаще возвращаются к старинным традициям, воплощая в своих коллекциях самые необычные тенденции. Так, техники индийской вышивки используются дизайнерами для декора свадебных нарядов, а также остальной одежды, причем как отдельно, так и в комбинации с другими видами данного рукоделия. Благодаря этому наряды получаются по-настоящему колоритными, яркими, аутентичными.
Отдельного внимания заслуживает индийский огурец, который пережил ряд метаморфоз, но все равно остался одним из самых узнаваемых принтов. Он используется многими марками мира на самых разных видах одежды. Сегодня для создания изделий в стиле индийской вышивки используются самые простые материалы, которые могут себе позволить мастера. Однако наиболее ценными считаются вышитые золотыми или серебряными нитями изделия на парче, шелке или бархате, особенно если они дополнительно декорируются драгоценными камнями.
Древнее искусство вышивки Зардози | Журнал Ярмарки Мастеров
Зардози (Zardozi или Zar Douzi) — древний вид искуства вышивки золотом родом из Персии (Зар на персидском языке означает золото и Дози — вышивка), которое передавалось из поколения в поколение.
Перед вышивкой ткань расягивают на деревянныйх рамах.
Зардози зародилась еще до эпохи империи Великих Моголов, достигнув своего апогея под патронажем императора Акбара в 17 веке. Зардози украшали костюмы , настенные ковры , ножны, попоны слонов и лошадей.
Портрет Sri Chamarajendra Wadiyar в костюме расшитом зардози
Одним из самых известных мастеров Зардози был Шамасуддин из Агры. Вышитые картины Шамсуддина – самые тяжелые художественные вышивки в мире, каждая весит больше двухсот килограммов! Художник украшал их драгоценными камнями, некоторые – тысячами самоцветов. Одну из самых известных композиций — «шахматы» — с двадцатью тысячами камней мастер вышивал тридцать лет! Еще в 70-е годы шейх из Саудовской Аравии предлагал за нее два миллиона восемьсот тысяч долларов, но безуспешно. Шамсуддин работу не продал, понимая, что ничего подобного создать никогда уже не сможет. Так или иначе, но работы Шамсуддина – пожалуй, одни из самых дорогих в мире вышивок .
«Ковер драгоценностей»
«Тадж-Махал»
Первоначально в вышивке зардози исользовались только золотые и серебряные нити, поэтому такие изделия могли позволить себе только очень богатые. В настоящее время в вышивке используют также разноцветные металлические нити. Для зардози подходит дорогая качественная ткань – шёлк, бархат, парча.
Искусство вышивки Зардози требует огромного терпения и мастерства. Помимо металлических нитей, для создания дизайна используют стразы, бусины, а также драгоценные и полу-драгоценные камни.
Вышивка зардози особенно популярна в свадебных нарядах.
А также ею украшают покрывала, подушки, занавески, скатерти, сумки, туфли и т.д.
Сейчас вышивка зардози широко используется в фэшн-индустрии по всему миру.
Так выглядит магазин материалов для Зардози.
Трафарет для переноса рисунка на ткань
Инструменты для вышивки — тонкий крючок и игла. Технику можно посмотреть на видео.
На фото ниже — медная нить, кусочки канители, стразы, бисер.
Урок — основы вышивки Зардози.
индийская вышивка
Индийская вышивка упоминается в литературе пятого века, а также на фресках можно увидеть людей в богато вышитой одежде. Именно в таком виде рукоделия отразилась сложная история. Индия всегда славилась своей традиционной вышивкой из самых отдаленных регионов страны. Великолепные узоры вышиваются на ткани, а после переливаются разнообразными цветами и оттенками. Кстати, все красители, что используют в этом виде рукоделия, полностью натуральные по своему составу.
Основные виды индийской вышивки
Шиша
Оригинальная и необычная вышивка с использованием частичек зеркал, которые переливаются и сверкают на солнце. Есть примета, что такие аксессуары отражают недобрые взгляды и даже могут охранять и отгонять сглаз и порчу. Раньше для того, чтобы получит переливающуюся вышивку разбивали большое стекло и пришивали к одежде сглаженные осколки. А теперь рукодельницы могут использовать в своей работе пластиковый шиша, он очень прочный и легкий по весу.
Шиша активно используют в индийской вышивке для создания различных аксессуаров и предметов для дома. Небольшие зеркала можно приобрести по доступной цене, поэтому такой тип вышивки доступен для каждой рукодельницы. Вы можете использоваться блестки или монетки.
Обычно для работы приобретают ткани из шелка, хлопка или шерсти с плотным переплетением нитей основы. А нитки следует подбираться, исходя из вида выбранной вышивки.
Существует множество типов шва: от тонких контурных и до плотных, которые заполняют всю основу.
Для начала попробуйте свои силы в индийской вышивке на небольшой ткани. А после переходите к более серьезным видам работ.
Чиканкари
Древний вид вышивания, красота которого заключается в простых узорах. Чиканкари – деликатные рисунки, требующие кропотливой работы. Такая техника представляет собой вышивку, которая получается с помощью белой пряжи на тонком основном материале. Изначально таким искусством занимались лишь при дворе, а теперь оно стало настоящей традицией и характерной особенностью Индии.
Вместе с белой тканью рукодельницы используют в работе цветные нитки и основу. Нитями из шелка или хлопка вышивают на тонкой сари, куртах и столовых тканевых аксессуарах. Помимо хлопка рукодельницы прибегают к вуали, органзе, шифону и другим материалам. Данной техникой украшают не только одежду, но и постельное белье и скатерти.
Чтобы начать творческий процесс, следует разработать дизайн, исходя из особенностей выбранной ткани. Далее подбирается тип стежков, а после рисунок вырезают на деревянной плашке или наносят самостоятельно. Когда узор перенесут на основу, можно приступать к творческому процессу.
Кстати, супруга одного индийского императора положила начало этой вышивке. Она искусно создавала цветы, распространяя такое рукоделие по всей своей стране. Её вдохновение приходило благодаря турецким полотнам.
Кантха
Согласно истории Индии, вышивание кантхы было основным женским занятием во время сезона дождей или в период зимы. Узоры создавались на многослойном полотне с помощью старых ниток. С помощью этого вида получались зимние одеяла, маленькие коврики для молитв и даже одеяльце для новорожденных. Считалось, что оно защитит малыша от болезней и сохранит семейное счастье.
По традиции, вышивку кантха никогда не продавали. Она создавалась для собственного дома или для подарка близкому человеку. Изящные и искусные стежки требуют внимания и терпения. Основные стежки выглядят как решетки, прямые или волнообразные линии, контуры и многие другие виды швов. Раньше чтобы изготовить одеялко для своего ребенка, требовалось даже несколько лет. Так как работа очень кропотливая и сложная, эти изделия передавались через поколения. А светлый фон брался специально, чтобы рисунок было более заметен.
Зачастую рукодельницы вышивают лотос – очень красивый и царственный цветок.
А также используются нити самых простых оттенков: желтый, красный, голубой и так далее. Символику белого цвета, как невинность, тоже стоит учитывать. Узор можно дополнить ракушкой, блестящими пуговицами и маленькими зеркалами.
Зардози
В переводе с персидского зардози – это вышивка золотом. В эпоху Великих Моголов ей украшали все: от элементов одежды и до императорских покоев. Для этого вида рукоделия отлично подходит дорогие и качественные материалы. Например, парча. Шелк или вельвет. Чаще всего мастера используют не только металлические нити, но и прибегают к использованию страз, бусин и драгоценных камней.
В Индии узоры зардози украшают свадебные наряды, поверхности сумок, туфель, подушек и занавесок. За платье для свадебного торжества, которое будет украшено данными узорами, богатые девушки готовы заплатить очень высокую цену. Как же начать вышивать с помощью этой техники? Сначала следует нарисовать эскиз на кальке, а после перевести на основу. Изящность и неповторимость узора создается благодаря изумрудам, нефритам и сапфирам. А самый трудоемкий рисунок – изображение животных, ведь швами или оттенками нитей необходимо показать фактуру кожи, шерстинки или волоски на мордочке. В XXI веке такой вид искусства активно используется в сфере моды.
Индийская вышивка придает любому изделию изящный и богатый вид.
Если Вы намерены повторить один из вышеуказанных видов вышивания, приобретите хороший основной материал, нити, иглы и переливающиеся материалы. А также обязательно запаситесь терпением, ведь индийское искусство рукоделия – трудоемкий и сложный процесс. Но рукодельнице обязательно понравится результат, и она признает, что все усилия стоили этого.
С помощью таких необычных техник вышивания Вы сможете создать неповторимое платье, салфетку, платок, сумку и многое другое. Нужно всего лишь выбрать понравившийся рисунок и попробовать начать изучение такого вида вышивания. И если есть желание, значит все обязательно получится. И вскоре Вы будете любоваться неповторимым узором, сделанным собственными руками. А такое изделие по-настоящему бесценно.
Зардози — вечное искусство индийской вышивки — Сделай сам
Изначально Зардози предполагала золотное шитье, вышивку золотом, ведь и переводится это слово с персидского:зари — золото, дози — вышивка.
Пожалуй главной особенностью техники Зардози и по сей день является обилие золота и серебра, нарочитое богатство и яркость вышивки, использование обязательно металлических или металлизированных нитей. Кроме того, широко представлена канитель — да-да, канитель, это не только способ затягивания времени, но и прекрасный материал для вышивки! — повсеместно используются пайетки (вот в их недостатке индийцев точно не упрекнуть), металлические колечки, натуральный жемчуг и его стеклянная и пластиковая имитация, драгоценные камни, стеклярус, бисер и вообще все что блестит и переливается.
Кстати о канители. Русскому человеку она знакома главным образом по военной форме — именно канителью по сей день и зачастую вручную вышиваются погоны, головные уборы и мундиры наших военных, однако она может быть использована для создания художественных шедевров.
Впрочем, канитель это тема отдельного разговора.В качестве тканей используются бархат, шелк, парча. Стоит готовая вышивка совсем недешево, отчего доступна только состоятельным людям, либо покупается для особых случаев — свадьба, национальный праздник и прочее. В древности вышивались настенные гобелены и попоны для лошадей и слонов.
Конечно, сегодня мало кто вышивает настоящей золотой или серебряной нитью — это дорого и непрактично, подходит разве что для спецзаказа, а в целом дорогие материалы стали заменять более доступные, но не менее красивые, отчего и сама вышивка стала доступнее.
Вышивка Зардози процесс трудоемкий и долгий, занимаются им как женщины, так и мужчины. Причем изначально и традиционно занимались этой вышивкой именно мужчины. В отличие от России на Востоке никогда на встает вопрос о нормальности «мужика, который вышивает».
Что касается мотивов, то это, прежде всего, растительные орнаменты, а также звезды, цветки и пресловутые «огурцы», которые в данной технике приобретают неповторимое воплощение.
Так как вышивка выполняется обычно на больших полотнищах, в работе задействованы обычно сразу несколько мастером. Ткань растягивают на большой раме.
При всем великолепии и одновременно сложности вышивки в процессе изготовления используются самые простые инструменты — очень тонкий крючок и иглы.
(c) Евгений Дворников
Это вступление было сделано, чтобы показать совершенно волшебные работы мастера Шамсутдина.
Мастер Шамсутдин из города Агра в Индии не только освоил в совершенстве искусство зардози но и создал свою, совершенно уникальную технику вышивки. Шамсутдина, вышивальщика в тринадцатом поколении уже давно нет в живых, но картины навечно обессмертили его имя: шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц. Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком. Основная часть его работ находится в специальном музее в городе Агра. Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!
Такие работы могут весить по несколько сот килограмм, поскольку мастер накладывает много слоев нитей поверх друг друга, чтобы добиться объемного эффекта.
Картина «Добрый пастырь»
Отец Шамсутдина в совершенстве владел техникой зардози, ему выпала честь дважды вышивать парадные наряды для британской королевской семьи.
Шамсутдин за годы работы создал невероятное количество картин, ковров, покрывал, накидок для слонов, расшитых драгоценностями. Все они сегодня оцениваются в сотни тысяч, а то и в несколько миллионов долларов. Над некоторыми изделиями Шамсутдин трудился годами: так, знаменитую вазу с цветами он вышивал в подарок жене на протяжении 11 лет, а другая его картина – «Добрый пастырь» – результат 18-летнего труда! Сложно даже представить, сколько часов было потрачено на создание каждой из этих удивительных вышивок!
Как и полагается, свои умения шейх передал сыновьям. Один из них, Раисуддин, стал продолжателем традиции, сегодня он открыл мастерскую в родном городе Агра, где десятки сотрудников корпят над холстами, создавая прекрасные произведения искусства.
Вышитый ковер
Объемная вышивка индийского шейха Шамсутдина
Источник:http://secret-stitch.livejournal.com/1070.html
Источник:
http://ochumelieruchki.info/topics/zardozi-starinnaya-vyshiv…
Источник:
http://kapkap.0pk.ru/viewtopic.php?id=952
Красиво, интересно, познавательно | Журнал Ярмарки Мастеров
Вышивка народов мира. Индийские вышивки
Уже в ведической литературе, датируемой 5 в до н.э. упоминается индийская вышивка. В руинах Мохенджо-Даро найдены многочисленные вышивки, как свидетельство творческой активности живших здесь людей. На фресках Аджанты запечатлены люди в богато вышитых одеждах.
О фантастических умениях индийских рукодельниц можно слагать легенды.
Особенный интерес пробуждает национальная индийская вышивка.
В некоторых районах вся семья невесты до сих пор вышивает свадебное платье и вещи для её нового дома.
И сохранилась ещё одна из древних традиций. Сразу после рождения девочки бабушка начинает вышивать «багх» – свадебную шаль, на выполнение которой уходят годы, так как она должна быть полностью покрыта вышивкой.
В вышивках нашла отражение вся сложная история Индии. Многочисленные кочевые племена, набеги кочевников и мусульманских завоевателей привели к значительным изменениям искусства и культуры населения Индии.
Особенностью Индии до сих пор остается способность принимать и ассимилировать новые понятия и навыки без потери базовых ценностей и фундаментальных основ. Это относится и к вышивке.
Существует далеко не одна разновидность индийской вышивки.
Затрагивая самые интересные и увлекательные, можно описать несколько видов этого национального рукоделия.
Индийская вышивка Кантха
Изделия с вышивкой – стежкой кантха отличаются изяществом и искусностью. Почти вся поверхность кантха заполняется очень мелким ручным стежком «вперед иголкой», которые бенгальские женщины называют «бегущим». Было и множество специальных швов.
Некоторые традиционные стежки кантха напоминают шов зигзаг на швейной машине.
Швы располагались в разном порядке: в виде решеток, прямых или волнообразных линий, эхо-контуром вокруг основного рисунка и т.д. Поверхность при этом принимала нежно – рифленый вид.
Работа эта очень трудоемкая. Для изготовления одного Накши кантха (одеяло) уходило от нескольких месяцев до нескольких лет кропотливого труда.
Поэтому эти изделия высоко ценились в бенгальских семьях и передавались из поколения в поколение.
Традиционно вышивка делалась на светлом или белом фоне. Мотивы для кантхи разнообразны. Но основным центральным рисунком чаще всего был цветок – лотос.
А обрамляли его узоры, которые сейчас принято называть «пейсли», или «огурцы». По периметру располагались рисунки, изображающие различных животных, деревья , листья или цветы.
Вышивка кантха используется для украшения изделий и современными индийскими и бенгальскими мастерицами. Но в наше время появляются новые элементы. Помимо стежки в работах часто добавляется аппликация. Иногда плотной строчкой в несколько рядов окружают рисунки на набивной ткани.
Кантха – наглядная ода умению и бережливости древних индианок.
В изготовлении изящных вышитых накидок не последнее место занимало индийское платье сари… Да-да, индианки использовали ткань пришедшего в негодность наряда, вышивая старыми нитками, извлеченными из других сари.
Секрет этих работ, отличавшихся особой искусностью в том, что ткань, скрепленная множеством нитей, становилась крепкой и долговечной, и радовала глаз потом еще долгое время.
Чаще всего, в центре изделия, декорированного индийской вышивкой кантха, красовался царственный лотос.
Вскоре за индийской вышивкой кантха закрепилась ассоциация перерождения.
В центре изделия. декорированного кантха, вышивался лотос.
Беременные женщины тратили последний триместр беременности для создания Накши Кантха (одеяло) для новорожденного, полагая, что укутывание малыша в такое одеяльце – это залог счастья в семье и защита ребенка от болезней.
Традиционно kantha никогда не были предназначены для продажи – они были сделаны либо в качестве подарка, либо для личного пользования.
жали (Jali), это техника вышивки, похожая на мережку, однако нити не выдергиваются из ткани, и аккуратно развигаются и закрепляются маленькими стежками петельным швом, таким образом получается изящная сетка, либо орнамент из отверстий, чем-то напоминающий мережку или хардангер.http://www.ljplus.ru/img3/k/a/kavita_piter/chikan12.jpg» />
Индийская вышивка Шиша
Шиша – вид индийской вышивки, заслуживающий особого внимания, поскольку сам по себе оригинален и необычен.
«Изюминкой» индийской вышивки «шиша» являются небольшие частички зеркал, обшитые вышивкой, и сверкающие под солнечными лучами.
Зеркала в вышивке начала использовать супруга шаха Джахана.
Но ещё в давние времена эта техника использовалась бедняками, которые с помощью слюды добивались того же эффекта сверкания ткани, что и богачи, чья одежда расшивалась золотыми и серебряными нитями. Правда, единственный минус слюды – её хрупкость и недолговечность.
Сейчас мы с удовольствием носим изделия, украшенные индийской вышивкой шиша.
вышивка Чиканкари
Греческий историк и путешественник Мегасфен пишет, что вышивка Чинкари произошла из Восточной Бенгалии, он упоминает цветочную вышивку на тонком муслине в записках, которые относятся к 3 веку нашей эры.http://www.ljplus.ru/img3/k/a/kavita_piter/chikan04.jpg» />
Мастера верят, что чиканкари появилась во времена Пророка. Есть поверье, что в своих странствиях один из пророков проходил через одну деревню и попросил воды у крестьянина.
В награду за предложенную ему воду, он даровал искусство Чиканкари бедному крестьянину, чтобы это искусство навсегда избавило того голода.
Каково бы ни было происхождение этой вышивки, сложность ее узора напоминает тончайшую резьбу по мрамору
Сегодня помимо белого муслина дли Чиканкари используются другие тонкие ткани.
Супруга императора Джахангира мастерски вышивала цветочные мотивы, распространяя это занятие повсюду.
На ткани, вышитой чиканкари, могут красоваться лотос, жасмин, манго, розы, или оригинально переплетающиеся цветочные стебли.
http://www.ljplus.ru/img3/k/a/kavita_piter/chikan09.jpg» />
http://www.ljplus.ru/img3/k/a/kavita_piter/chikan08.jpg» />
Вышивается на очень тонком муслине, а сейчас и на шелковом или синтетическом шифоне, жоржете и других тонких тканях.
Она больше всего подходит для украшения верхней одежды, но в наши дни Чиканкари используется при оформлении занавесок, наволочек, скатертей, постельного белья.
Большое значение имеют цвета вышивки. Синий и голубой – цвета Кришны, одного из воплощений бога Вишну. Одежду такого цвета женщины одевают для тайных встреч с возлюбленными.
Красный – означает любовь. И в Индии невесты надевают свадебную одежду в красных тонах, что символизирует семейную гармонию и счастье. Чем интенсивнее цвет, тем сильнее любовь.
Темно красный и фиолетовый – олицетворение высшей силы любви. Желтый – цвет манго, кукурузы и горчицы – означает плодовитость.
И конечно белый – цвет чистоты.
Блистательная «shisha» — традиционная индийская вышивка с зеркалами
Своеобразие традиционной индийской вышивки Шиша (shisha) заключается в использовании небольших зеркал, в качестве составного элемента вышивки. Зеркальца вшивают в узор, используя специальные приемы. Само слово «шиша» в переводе с хинди означает «стекло».
Впервые зеркала в вышивку придумала нашить жена шаха Джахана. Однако, наибольшее распространение шиша получила в среди бедных жителей Индостана. Блестящие кусочки стекла заменяли в узорах золотые и серебрянные нити. Таким способом рукодельницы старались придать своей одежде и аксессуарам тот же блеск и роскошь, что и у богачей. Со временем сверкающие на солнце кусочки стали непременным атрибутом вышивки.
Считается, что нашитые зеркальца отражают недобрые завистливые взгляды и, таким образом, защищают носителя от отрицательной энергетики.
Первоначально в вышивку добавляли осколки слюды, позже ее сменило стекло и зеркальца. Современные вышивальшицы шиша часто используют пластик или, например, разрезаные СD-диски. В качестве основы для вышивки берут плотные х/б, шелковые и шерстяные ткани.
техники, орнаменты, мотивы и сюжеты
Индийская вышивка – это вид традиционного для этой страны ремесла и ее национальное достояние. Узоры, продуманные давным-давно древними мастерами, сегодня очень узнаваемы по всему миру. В этом материале вы узнаете о самых популярных техниках индийской вышивки, об интересных орнаментах и сюжетах.
Немного истории
Вид искусства вышивка упоминается в ведической литературе V в. до н.э. Созданные вручную из ниток и украшений элементы декорировали древнюю одежду, подчеркивая ее богатство. Примечательно, что в вышивках и ее сюжетах воплощена самая что ни на есть история Индии. В этой стране до сих пор ассимилируются новые понятия и навыки в базовые ценности и фундаментальные основы, в том числе и в вышивку. Ее уникальность заключается в великолепии узоров, нанесенных на ткань в самых разных оттенках. Кстати, изделия с вышивкой здесь считаются традиционным подарком. Во многих регионах Индии принято оформлять таким образом свадебное платье и приданое невесты, которое она будет носить в новом доме. Техник вышивания огромное множество, но мы расскажем о наиболее популярных из них.
Шиша. Маленькое зеркало

Если говорить о визуальном самовыражении страны, индийская вышивка шиша является как раз таким базовым элементом. В переводе с хинди название техники звучит как «маленькое зеркало», а работа над созданием элементов ведется как раз с использованием круглых зеркал. Когда зародился этот прием, никто уже не скажет, но еще в XVII веке эта разновидность вышивки активно популяризировалась. Считается, что такими вышитыми элементами обычные люди стремились подражать богатым, ведь в Индии издревле любят золото, яркие и избыточные украшения. Но дорогую одежду позволить себе могли далеко не все. Поэтому в ход шли золотые нитки для вышивания, стекло, слюда и другие украшения.
О технике шиша
Шиша является классической индийской вышивкой с зеркалами, которая популярна еще в Пакистане, Афганистане. Как уже было отмечено, простой люд очень хотел выглядеть богато, но золота у них не было. В ход шли зеркала, которые разбивались на маленькие кусочки. Их края аккуратно обрабатывали, красили серебрянкой, а затем аккуратно нашивали на одежду. Считалось, что такая индийская вышивка способна защитить от злых духов и косых взглядов. В современной традиции маленькие осколки зеркал заменяются блестками, пайетками, которые также стоят совсем недорого.

Вышивка ведется с использованием шелковых, хлопковых, шерстяных тканей, которые имеют плотную структуру переплетения нитей. Нитки можно брать любые, но самое главное – сначала стоить попробовать свои силы на лоскуте. Этапы работы следующие:
- Сначала нужно обработать края декоративных зеркал, а затем начать их крепление к ткани. Для удобства можно сначала приклеить кусочки декора на двухсторонний скотч.
- Обшивка зеркал выполняется обычными стежками, чтобы получилась перпендикулярная решетка.
- Затем начинается создание узора с выполнением обметочного шва и с захватом нитей, которые уже есть на зеркале.
В качестве заготовок можно использовать старые диски, металлизированный картон – все, что блестит и отражает свет.
Зардози
Самая шикарная вышивка создается с помощью золотой нити. Время расцвета этой техники пришлось на эпоху Великих Моголов, когда вышитыми элементами украшалась не только одежда, но и покои императора, покрывала для коней и слонов. Кроме золотых нитей, сегодня в этой технике используются металлические нити. Главное – выбрать дорогую ткань: шелк, вельвет, парчу. Удивительно, но занимаются этой работой в основном мужчины.

Вышивка зардози широко используется при оформлении местных свадебных нарядов. Так, самые дорогие сари на это торжество создаются на шелковых тканях золотыми нитями, причем весь процесс выполняется исключительно вручную. С помощью таких элементов выполняется отделка покрывал, подушек, занавесей, скатертей, сумок и даже туфель.
Техника зардози
Вышивка золотом начинается с создания рисунка на кальке. Он пришивается непосредственно на ткань с четким обозначением контура изображения, а затем начинается его оформление. Высшим пилотажем считается дополнение вышитых элементов драгоценными камнями. Особенность техники в том, что чаще всего используются именно растительные мотивы. Считается, что их создание вдохновлено сюжетными формами, которыми радует природа Индии. Нанесение вышивки выполняется специальным крючком, что не очень просто и требует обучения. Популярным узором в этой технике является индийский огурец, который сегодня часто используется дизайнерами ведущих мировых брендов.
Мало кто знает, но самым известным мастером, работающим по технике зардози, был Шамасуддин из Агры. Вышитые им картины являются самыми тяжелыми художественными вышивками в мире, так как их вес более 200 кг! Такой вес объясняется украшением готовых изделий самоцветами. Примечательно, что многие шейхи из Саудовской Аравии были готовы заплатить немалые деньги, чтобы заполучить такое произведение искусства. Но Шамасуддин был непреклонен и свои картины не продавал ни за какие деньги.
Кантха

Данная техника широко применяется в случаях, когда нужно сшить вместе несколько слоев сари. Изначально орнамент на них выполнялся старыми нитками и использовался не только для украшения, но и для более прочного крепления материалов между собой. В зависимости от количества слоев индийская вышивка кантха могла выполняться как на зимних одеялах, так и на маленьких молитвенных ковриках. Примечательно, но создаваемые этим способом изделия никогда не продавались, чаще всего они делались для личного пользования или в качестве подарка. Традиционные цветовые решения простые – от синего и коричневого до красного и зеленого.
Как выполняется кантха?
Техника предполагает нанесение на поверхность мелким ручным стежком вперед иголкой различных узоров – решеток, волн, зигзагов. Сам рисунок получается рифленым и рельефным. Техника очень трудоемкая, поэтому на изготовление одной вещи могло потребоваться от нескольких месяцев до нескольких лет. В современной традиции стежки часто дополняют специальные стразы для вышивки, которые придают изделиям индивидуальный вид. В качестве украшений используются и ракушки, пуговицы, маленькие зеркальца, аппликации.
Чиканкари

Не самой характерной для Индии является вышивка чиканкари. Ее особенность – в максимальной простоте и отсутствии красочных узоров или золотых нитей. По сути, это орнамент белыми нитками на белом полотне. Индийская вышивка чиканкари украшает традиционные местные наряды Kurtas Chikan – длинные белые рубахи, которые каждый турист считают честью для себя приобрести как сувенир. Для нанесения узоров используется петельный стежок и шов вперед иголкой. Нитки для этой техники выбираются на основе хлопка, а сама вышивка наносится не только на одежду, но и на постельное белье, скатерти.
О технике чиканкари
Перед выполнением вышивки создается дизайн с учетом типа ткани. Стежки подбираются уже под рисунок, выбранный для конкретного изделия. Узор обязательно вырезается на деревянной заготовке или наносится вручную. После подготовки формы выполняется печать узора на ткани, причем все краски легко смываются с нее. Уже после этого рисунок обшивается по узору разными видами стежков. Как только вышивка закончена, ткань стирают, отбеливают, обрабатывают кислотой и гладят.
Популярные узоры и мотивы
Мы рассказали о самых востребованных техниках индийской вышивки. Важную роль и определенную духовную ценность играют и выбранные узоры и мотивы, которые для каждого региона могут быть своими. Даже самый простой рисунок, например, огурец имеет свой смысл, создаваясь из множества отдельных элементов и помогая сделать узор единым и гармоничным. Кстати, пейсли является самым известным индийским орнаментом, история которого начинается еще в древнем государстве Сасанидов.

Какой истинный смысл имеет данный рисунок, никто точно не скажет. По преданиям, узор огурец напоминает языки пламени, которые являются олицетворением жизни человека. С другой стороны, пейсли говорит о развитии, динамичности, энергии, поэтому часто используется как декор нарядов для молодоженов Индии. Примечательно, что сегодня этот принт популярен далеко за пределами Индии. Многие дизайнеры используют его при создании модных коллекций. Кроме того, узор огурец часто применяется для росписи посуды или оформления интерьера, выдержанного в восточном стиле.
Растительные орнаменты
Индия – страна, которая привлекает волшебностью и экзотичностью. Но это еще и многоконфессиональная страна, что выражается и в народном творчестве. Основой основ среди декора являются растительные и цветочные орнаменты, которыми украшаются сари. В Индии запрещено изображение лика Аллаха, людей, животных, поэтому чаще всего выбираются рисунки на растительную тематику. Самый популярный мотив – лотос, который почитается в этой стране и считается священным. Он выступает символом творческого начала, мудрости, гармонии. Часто выбираются и узоры манго, граната, гвоздики, кипариса. Что бы ни использовали индийские мастера для создания вышивок, каждая из них получается самым настоящим произведением искусства.
Геометрия
Геометрические узоры также пользуются популярностью среди орнаментов в Индии, причем каждая фигура имеет свое значение. Так, звезда является символом божественности и надежности, квадрат говорит о стабильности и честности, восьмиугольник – о надежности и защищенности. Множество вариаций у круга, которые символизируют целостность и развитие жизни.
Символика цвета

Индийская вышивка – это целое искусство, которое требует не только мастерства, но и грамотного подбора материалов, ниток, рисунков. Этот вид ремесла всегда был одним из наиболее доступных, поэтому им могли заниматься даже бедняки. Каких-то единых правил в вышивании также не было, поэтому местные мастерицы могли дать волю фантазии и создавать уникальные узоры. Примечательно, что в индийских костюмах преобладают оттенки красного, желтого, зеленого, розового цветов, каждый из которых имеет свою символику:
- красный показывает чувственность и чистоту, поэтому выбирается для оформления свадебных нарядов;
- желтый символизирует разум, силу мысли;
- синий подчеркивает мужественность;
- зеленый выступает символом плодородия и перерождения.
Каждая мастерица в Индии уделяет большое внимание правильности подбора цвета ниток с учетом назначения наряда или изделия, его символичности. В этой стране важную роль играет гармония, которая выражается во всем. И готовое изделия, кроме красивого внешнего вида, должно быть сбалансированным по цвету и форме, а главное — нести в себе определенный смысл, символику.
Вышивка в современной моде
Модные дома всего мира все чаще возвращаются к старинным традициям, воплощая в своих коллекциях самые необычные тенденции. Так, техники индийской вышивки используются дизайнерами для декора свадебных нарядов, а также остальной одежды, причем как отдельно, так и в комбинации с другими видами данного рукоделия. Благодаря этому наряды получаются по-настоящему колоритными, яркими, аутентичными.
Отдельного внимания заслуживает индийский огурец, который пережил ряд метаморфоз, но все равно остался одним из самых узнаваемых принтов. Он используется многими марками мира на самых разных видах одежды. Сегодня для создания изделий в стиле индийской вышивки используются самые простые материалы, которые могут себе позволить мастера. Однако наиболее ценными считаются вышитые золотыми или серебряными нитями изделия на парче, шелке или бархате, особенно если они дополнительно декорируются драгоценными камнями.
индийских узоров ручной вышивки и мотивов — лучшие дизайны, которые вам обязательно понравятся.
Традиционные вышивки, используемые в одежде в Индии
Пхулкари
Эта вышивка относится к региону Пенджаб и является очень важной частью приданого пенджабской невесты. Он возник в общине джат в Пенджабе. Пхулкари буквально означает сад цветов.
Пхулкари раньше делали на домотканом и домашнем окрашенном материале хади, обычно в цвете ржавчины, и делали его с помощью раскрученной шелковой нити Патт в пурпурно-желто-зеленом, синем и шафрановом цветах.Используемые шелковые нити окрашивались вручную растительными красителями. Но теперь это делается на хлопке, шелке и даже на синтетических материалах.
Три типа вышивки phulkari:
- Bagh, узор которой покрывает всю поверхность.
- Чобе, в котором вышита только кайма.
- Шашидар, в котором вместе с вышивкой обрабатываются маленькие зеркала.
Пышно расшитая одежда пхулкари — обязательная часть свадебного приданого в Пенджабе.
Ознакомьтесь с этой потрясающей вышивкой — Как сделать вышивку Пхулкари — Урок DIY
Зеркало / Работа с кальяном
Зрелище — это индийские ткани, украшенные маленькими зеркалами или кальяном. Они такие же ослепительные, недорогие, их легко пришить к одежде, они легкие, гламурные — множество причин, почему вы должны пришивать эти маленькие кальяны к своей одежде.
Эта работа становится фаворитом и на подиумах мод, поскольку многие дизайнеры, такие как Маниш Малхотра, предпочитают украшать свои творения этим великолепным произведением искусства.
В некоторых частях Индии зеркальное оформление преобладает в дизайне, но в других оно используется для украшения определенных частей дизайна, таких как центр цветка.
Ознакомьтесь с учебным пособием — 8 способов прикрепить зеркала / кальяны к вашей одежде
и учебные пособия по созданию 10 простых дизайнов для зеркальной вышивки
Чиканкари
Чиканкари возникла в Восточной Бенгалии, но сейчас это Уттер-Прадеш, особенно Лакхнау славится этой прекрасной вышивкой.
Ознакомьтесь с подробным постом и руководством по вышивке чиканкари
Изначально это делалось хлопковыми нитками на мягкой белой хлопковой ткани, но теперь это также делается на легких тканях, таких как хлопок, лен, жоржет или шифон
.V&A · Индийская вышивка
Наша коллекция индийского текстиля варьируется от редких изысканных предметов до археологических фрагментов, повседневной одежды и тканей, начиная с 14 века и до наших дней. Вышивка остается одной из самых узнаваемых и наиболее ценных текстильных традиций Индии. Откройте для себя восемь самых известных форм традиционной индийской вышивки и то, как эти техники сегодня адаптируются, чтобы придать текстильной истории Индии новое глобальное значение.
Цепная строчка
Чрезвычайно точная вышивка цепным стежком в Гуджарате, выполненная профессиональными вышивальщицами-мужчинами, была настолько хороша, что стала популярной среди членов двора Великих Моголов в Индии (начало 16 — середина 19 века).Один из особенно ярких примеров в нашей коллекции — атласная охотничья куртка начала XVII века, вышитая шелком.

Гуджаратское вышивание цепей также продавалось на Запад через Ост-Индскую компанию в 16, 17 и 18 веках; экзотические узоры стали популярными в Европе для мебели и покрытий кроватей.

Ари — это разновидность цепного шитья, выполняемого иглой с крючком, называемой шилом. Эта техника, вероятно, возникла в сообществе моти, группе, которая традиционно производила и ремонтировала обувь. Первоначально разработанный для вышивки декоративных элементов на кожаной обуви и конской атрибутике (сбруи и декоративные покрытия), ари позже был адаптирован для использования на ткани.
В этом видео показана техника ари, используемая для изготовления ленга (юбки) — от начерченного контура до готового изделия — в мастерской вышивки Санкалан в Джайпуре, Раджастан:
Зардози
Название этой техники образовано от двух слов: зар (золото) и дози (работа). Зардози — это экстравагантная форма вышивки, в которой используются золотые или серебряные нити и украшения. Есть много разновидностей зардози: одна форма, называемая тилла работа, создается путем скручивания золотой и серебряной нити в крошечные спирали, которые прикрепляются (скрепляются), чтобы удерживать их на месте.

Зардози была излюбленной формой вышивки для дворцовой обстановки и атрибутов животных в Индии в XVIII и XIX веках и до сих пор используется для украшения одежды для особых случаев, хотя из-за стоимости материалов в современных формах этой вышивки часто используется имитация золота. и серебро.
Чикан
Чикан — это разновидность белой вышивки, выполняемая очень тонкими стежками на тонких хлопковых тканях.Лучшие образцы обычно приписываются Лакхнау (столица штата Уттар-Прадеш на севере Индии), который специализируется на этой технике. Традиционно текстиль чикан создается совместно: специализированные вышивальщицы выполняют определенные стежки, а затем передают изделие кому-то еще для следующего этапа. Чрезвычайно трудоемкий, чикан использует репертуар из примерно 35 различных стежков, которые можно разделить на три группы: плоские стежки, выпуклые и рельефные стежки и «джаалис», открытые, похожие на решетку стежки, в которых в ткани открываются крошечные дырочки. .Чикан почти всегда использует цветочные узоры или мотивы, и работа, как правило, очень сложна.

Канта
Тип вышивки из Западной Бенгалии и Бангладеш, канта — это циновки, покрывала, покрывала и другие предметы домашнего обихода, традиционно сделанные из старых и изношенных предметов одежды, таких как сари (женская одежда, которую носят с драпировкой вокруг тела) или дхотис (мужская одежда, обернутая вокруг нижней части тела).Слои этой переработанной ткани стеганы вместе простой беговой строчкой, а вышитые рисунки добавляются с использованием, среди прочего, штопальных стежков, атласных стежков и петель. Традиционно цветную вышивальную нить вытягивали из каймы старой одежды, из которой шили кантху.
Традиция кантхи преобразует изношенные ткани, которые иначе были бы выброшены, в красивые изделия с уникальным индивидуальным дизайном.


Узнайте больше о канте в наших коллекциях.
Phulkari
Традиционная вышивка пенджаба (области, охватывающей части северной Индии и восточного Пакистана), phulkari (буквально «работа цветов») выполняется простым штопальным стежком с обратной стороны хлопковой ткани ручной работы. , обычно окрашенные в терракотовый красный или синий индиго.Яркий шелк мулине (свободно скрученная шелковая нить) используется для создания блестящего эффекта.

Есть много разных стилей работы пхулкари, отражающих богатую культурную и религиозную смесь региона Пенджаб. Лучшие изделия — это головные уборы, в которых почти вся ткань покрыта плотной строчкой.Их называют багх (сад), и их традиционно готовят при подготовке к свадьбе. На изготовление одного мешка может уйти больше года.

Шиша
Шиша (стекло) или зеркальная вышивка наиболее распространена в северо-западных штатах Индии, особенно богатым источником является Катч, район Гуджарата.Помимо исключительно декоративного использования, некоторые общины считают, что зеркальное отображение является благоприятным инструментом для отражения сглаза, отражения неудач и злых духов от владельца.

Отражающие элементы кальяна, возможно, изначально были разработаны с использованием природной слюды (минерала с блестящей поверхностью).Однако, начиная с XIX века, были широко доступны предметы из специально сделанного зеркального стекла. Традиционно зеркальное стекло выдували вручную, а затем разрезали на различные формы с помощью специальных ножниц, увлажненных, чтобы предотвратить рассыпание осколков. Сегодня чаще встречается более толстое заводское стекло.

Крылышки жука
Ткани, богато украшенные переливающимися крыльями жуков Buprestidae (более известных как жуки-драгоценности), были особенно модны в 19 веке, хотя техника, вероятно, намного старше. В ящиках проделывали отверстия и обрезали по форме, а затем пришивали прямо к тканевой основе. Для создания дизайна использовались сотни футляров, часто в сочетании с обернутой золотом ниткой и украшениями.

Переливающиеся надкрылья сверкали на головных уборах, блузках и аксессуарах. Вышивка на крылышках жуков также стала популярной среди западных женщин, которые шили платья и аксессуары из муслина и сеток, вышитых на крылышках жуков. Мерцающий изумрудный цвет — это не пигментация, а результат микроскопической структуры самих корпусов, которая естественным образом отражает зелено-синий свет.Несмотря на то, что они ценились за неизменный цвет, долговечность и относительную твердость, корпусы крыльев все еще были хрупкими и могли сломаться, поэтому часто использовались только в качестве отделки.

Банджара
Община Банджара происходит от кочевых племен, которые работали странствующими поставщиками скота, соли и зерна для армий Великих Моголов.Их отличительная красочная вышивка воплощает эту традицию, которая используется для изготовления прочной одежды и сумок для хранения, способных выдержать повседневные суровые условия жизни, постоянно находящейся в движении.
Женщины Банджары часто носят красочные платья и тяжелые украшения. Вышитые изделия в домах Банджары также поражают воображение, поскольку целые поверхности часто заполнены красочными геометрическими узорами. Стежки, используемые в этой форме вышивки, представляют собой вариации пламенеющего флорентийского стежка (также называемого барджелло), стежка «палатка» (сшитого по диагонали) и атласного стежка (плоские стежки, полностью покрывающие часть ткани).Часто изделия дополнительно украшают помпонами, ракушками каури и зеркалами.

Сегодня современные дизайнеры применяют традиционные индийские техники вышивки для создания ультрасовременной моды.Уроженец Мумбаи, современный дизайнер Маниш Арора переосмысливает традиционную индийскую вышивку, аппликации и бисероплетение, применяя эти техники с захватывающим дух уровнем детализации для создания одежды, отражающей навыки ручного изготовления. Ансамбль с юбкой и топом от кутюр в нашей коллекции типичен для его работ, вдохновленных его индийским наследием, но с современной интерпретацией и международным взглядом. Верхняя юбка изготовлена из шелка с золотой аппликацией, расшитой хрустальными бусинами, жемчугом и пайетками, а верх из джерси украшен переливающимися полосками, металлами и жемчугом.

Посмотрите видео, чтобы узнать больше о работе Маниша Арора:
.
Индийская вышивка — манипури | HubPages
Индия известна своими разнообразными культурами, которые существуют в гармонии. Каждая культура и регион имеют свои уникальные формы искусства и вышивки. Вышивка каждого места имеет свои корни в культуре региона.
Вышивка Манипура:
Манипур имеет собственную уникальную вышивку. Манипур — штат на севере Индии, красивое место, окруженное холмами. Долины и озера. Он изобилует людьми, которые любят музыку и танцы.Жители Манипура владеют множеством искусств и ремесел. Женщины несут основную ношу общества.
Женщины Манипура также занимаются тонкой и нежной вышивкой. Вышивка обычно выполняется по краю паника, который женщины носят, как саронг. Паник представляет собой тканый кусок ткани в темную полоску на светлом фоне. Его ткут сами женщины. Почти в каждом доме Манипура можно найти филейный или ямный ткацкий станок.
В вышивке чаще всего используются следующие цвета: белый, черный, красный, зеленый и желтый.Используемые мотивы — бабочка, слон, петушок и т. Д., Но чаще используется рисунок «Акёби», который выполнен в двух оттенках красного с небольшим количеством черного и белого. Это круговой дизайн, один круг соединяется с другим, причем каждый круг далее разбивается на узоры, каждый из которых имеет значительный мотив и особое название.
Считается, что центральный круглый мотив в виде точки изображает пчелу, которая летает вокруг цветка лотоса, высасывая его мед. Четыре лепестка по бокам точки известны как «мул», самая нежная часть бутона лотоса.
Полуоткрытые круглые конструкции известны как хой майек, что означает рыболовный крючок. W-образный дизайн в носовой части. Граница называется тендва.
Хиджай майек вышит черно-белым, и его носят вдовы, пожилые женщины и на похоронах. Он показывает бегущие линии и круговые движения. Другие используемые мотивы: сцены сражений, мечи и т. Д.
Другие ткани, на которых можно вышивать помимо фанека:
1) Замфи — военная одежда, которую носили воины во время войны, использовалась несколькими людьми.Его почтил король.
2) Ningthoupee — ткань королей
3) Сайджомба — длинное пальто, которое носили доверенные придворные короля, со специальной вышивкой
4) Фирананба: Это маленькие флажки, изящно вышитые и используемые воинами в качестве перьев на своих тюрбанах, каждый из которых обозначает звание.
5) Кумил или рас рубашка
В вышивке используются следующие стежки: атласная и румынская.
.