Кузнецов О. А., Хромов Л. Н. — Техника быстрого чтения (1983): отказ от проговаривания и артикуляции при чтении открыл новую грань восприятия
Движения губ, языка и других органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне. На самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений артикуляторов зависит прежде всего от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя (у детей, например) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция, тем больше развернута внутренняя речь.
Под внутренней речью понимается беззвучная мысленная речь, речь про себя, которая возникает, когда мы читаем не вслух, а молча. В этом случае мы мыслим, как обычно, при помощи слов, которые произносим про себя. В зависимости от степени проявления внутренняя речь подразделяется на две формы: развернутую и сокращенную. При медленном чтении возникает развернутая внутренняя речь — своеобразное внутреннее говорение, протекающее примерно с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух.
Образно говоря, при таком чтении читают не столько глазами, сколько “ушами и губами”, так как считываемая информация передается в мозг, где она обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность которого, как известно, во много раз меньше зрительного.
Искусственный прием подавления артикуляции заметно сокращает внутреннюю речь. В этом случае читатель оперирует уже не всеми словами исходного текста, а лишь немногими из них или даже целыми образами. Только при сокращенной внутренней речи появляется возможность быстрого, почти мгновенного схватывания смысла.
Как было установлено в наших опытах, привычка проговаривать слова присуща большинству читателей (взрослым и детям). Формируется она в детстве, когда учатся читать. Сначала ребенок произносит слово по буквам, потом по слогам, т. е. звукосочетаниям, и, наконец, читает вслух все слово целиком. В результате между видимым и произносимым словом устанавливается прочная рефлекторная связь и формируется стереотипный навык проговаривать текст сначала вслух, позже шепотом, а затем про себя. И как всякая привычка, она очень устойчива. Даже если читатель заявляет, что артикуляции у него нет, специальными измерениями удается ее обнаружить. В одном из экспериментов мы провели рентгенокиносъемку глоточных модуляций в процессе чтения. Кинофильм убедительно показал наличие внутриполостной артикуляции даже у людей, читающих сравнительно быстро. Этот недостаток — основной и принципиальный из группы следственных факторов, замедляющих наше чтение. Одновременно с этим необходимо сказать, что борьба с таким недостатком наиболее сложна, ибо это условно-рефлекторный стереотип. Не случайно большинство зарубежных методик ограничивается обычно общими рекомендациями: читайте как можно быстрее, и артикуляция у вас исчезнет сама собой. В этом случае предлагается воздействовать на следствие, а не на причину. Сомнительность таких рекомендаций очевидна.
Техника быстрого чтения читать онлайн
О.А.КУЗНЕЦОВ, Л.Н.ХРОМОВ
ТЕХНИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ
МОСКВА“КНИГА”1983
Авторы рассказывают о том, как научиться читать быстрее научно-технические и популярные тексты, улучшив при этом качество усвоения прочитанного. Рассматриваются методы обучения, разработанные в Советском Союзе и за рубежом. Разбирается модель процесса чтения и недостатки традиционных методов чтения.
Описываются разработанные и экспериментально проверенные методы подавления артикуляции, развития зрительного аппарата, тренировки внимания и памяти. Рассматривается система алгоритмов чтения.
Книга содержит упражнения и подробные рекомендации для самостоятельного овладения навыком быстрого чтения.
В приложении приведены контрольные тексты с вопросами для проверки усвоения, специальные тесты и другие пособия для тренировочных занятий.
Второе издание книги дополнено новыми материалами с учетом предложений читателей и опыта обучения.
Книга предназначена для массового читателя, для всех желающих повысить скорость чтения и качество усвоения прочитанного.
Рецензенты:
доктор психологических и филологических наук, профессор А. А. Леонтьев, доктор технических наук Г. Г. Воробьев
Иллюстрации Ю. Аратовского Художник Н. Пескова
Издание второе, переработанное и дополненное
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРОВ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕХНИКУ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ ДИНАМИКА ЧТЕНИЯ
ГЛАВА ВТОРАЯ. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ИНТЕГРАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ ЧТЕНИЯ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО
ГЛАВА ПЯТАЯ. ПОДАВЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ЧТЕНИИ
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ВНИМАНИЕ—КАТАЛИЗАТОР ПРОЦЕССА
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ЧТЕНИЕ И ПАМЯТЬ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. ДЕСЯТЬ УРОКОВ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
НАУЧНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
ОТ АВТОРОВ
Чтение — основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира.
. Несмотря на появление новых средств массовой информации — радио и телевидения, значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно.Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, прозорливо предвидел еще в 1844 г. молодой Ф. Энгельс. “Наука, — писал он, — движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующих поколений”. В наше время объем печатной научно-технической информации огромен, но и он удваивается каждые 10—15 лет. Сейчас в мире выходит более 100 тыс. научных журналов, и ежегодный прирост литературы на земном шаре составляет более 60 млн. страниц. Только научно-технической литературы за одну минуту печатается 3 тыс. страниц. Растет армия читателей, увеличиваются затраты времени на чтение. Проблема усвоения печатной продукции — сегодня одна из важнейших. По свидетельству специалистов, люди используют только 2 — 3% накопленных за всю историю человечества знаний, а объем их увеличивается вдвое каждые 50 лет.
В Советском Союзе управление потоками информации ведется на научной основе. В стране создана общегосударственная система научно-технической информации для комплексной обработки потоков текстовой информации. Успешно разрабатываются автоматизированные информационные системы, использующие современную вычислительную технику и аппаратуру передачи данных. Но на выходе любой информационной системы в конечном счете оказывается человек, который должен усвоить выданную системой информацию. Таким образом, проблема переработки человеком печатных текстов остается.
Гениальное создание природы — головной мозг человека формировался в эпохи, когда объемы информации, поступающей из внешней среды, были ничтожны и выработанные в процессе эволюции скорости ее восприятия были достаточны. Современная цивилизация резко увеличила потоки всех видов информации, и большинство людей оказалось уже не в состоянии ее усваивать …
Техника быстрого чтения (Кузнецов, Хромов) 1983 год
Скачать Советский учебник
Назначение: Авторы рассказывают о том, как научиться читать быстрее научно-технические и популярные тексты, улучшив при этом качество усвоения прочитанного. Рассматриваются методы обучения, разработанные в Советском Союзе и за рубежом. Разбирается модель процесса чтения и недостатки традиционных методов чтения. Описываются разработанные и экспериментально проверенные методы подавления артикуляции, развития зрительного аппарата, тренировки внимания и памяти. Рассматривается система алгоритмов чтения. Книга содержит упражнения и подробные рекомендации для самостоятельного овладения навыком быстрого чтения. В приложении приведены контрольные тексты с вопросами для проверки усвоения, специальные тесты и другие пособия для тренировочных занятий.
Книга предназначена для массового читателя, для всех желающих повысить скорость чтения и качество усвоения прочитанного.
© «Книга« Москва 1983
Авторство: Кузнецов О. А., Хромов Л. Н., Рецензенты: доктор психологических и филологических наук, профессор А. А. Леонтьев, доктор технических наук Г. Г. Воробьев, Иллюстрации Ю. Аратовского Художник Н. Пескова
Формат: doc, Размер файла: 3.12 MB, Формат: PDF, Размер файла: 3.5 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРОВ 5
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕХНИКУ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ ДИНАМИКА ЧТЕНИЯ 8
ГЛАВА ВТОРАЯ. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ 36
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ИНТЕГРАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ ЧТЕНИЯ 47
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО 61
ГЛАВА ПЯТАЯ. ПОДАВЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ЧТЕНИИ 76
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ 88
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ВНИМАНИЕ—КАТАЛИЗАТОР ПРОЦЕССА 108
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ЧТЕНИЕ И ПАМЯТЬ 118
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. ДЕСЯТЬ УРОКОВ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ 127
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 159
ПРИЛОЖЕНИЕ 163
НАУЧНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 182
Скачать бесплатный учебник СССР — Техника быстрого чтения (Кузнецов, Хромов) 1983 года
Кузнецов О. А., Хромов Л. Н. — Техника быстрого чтения (1983): отказ от проговаривания и артикуляции при чтении открыл новую грань восприятия
Издание 1983 года. Авторы рассказывают о том, как научиться читать быстрее научно-технические и популярные тексты, улучшив при этом качество усвоения прочитанного. Рассматриваются методы обучения, разработанные в Советском Союзе и за рубежом. Разбирается модель процесса чтения и недостатки традиционных методов чтения. Описываются разработанные и экспериментально проверенные методы подавления артикуляции, развития зрительного аппарата, тренировки внимания и памяти. Рассматривается система алгоритмов чтения. Книга содержит упражнения и подробные рекомендации для самостоятельного овладения навыком быстрого чтения.
Совершенно очевидная вещь — быстрое чтение принесет много пользы. И вроде бы понятно, что скорость чтения напрямую зависит от практики. Примерно так я думал до прочтения этой книги. Теперь мнение несколько изменилось.
Хотя авторы и заявляют, что техника относится к научно-техническим и популярным текстам, многие приёмы свободно можно использовать с любым жанром. В книге дается отличная теория, описывающая то, как мы читаем. Одно понимание таких вещей как регрессии, канал поступления информации в сознание, единиц внимания, угла зрения — уже увеличивает и скорость чтения и процент понимания.
По идее, наибольшую пользу методики изложенные в книге должны принести студентам первокурсникам. В частности интегральный и дифференциальные алгоритмы чтения, изложенные приёмы осмысления текста, а так же понимание основных способов чтения (углублённое чтение, быстрое чтение, выборочное чтение, чтение-просмотр, чтение сканирование) и их уместности.
Особенно интересной может показаться глава, где расписаны единицы внимания, уровни сознания и подсознания. Ну помните.. на уровне сознания человеку доступны 7-9 единиц внимания… Где-то мы это уже слышали. И надо заметить это не на пустом месте заявлено.
Для меня польза от книги очевидна. Вообще, я люблю читать. Книжек в очереди на чтение не помню, чтобы было меньше 20. Так что увеличение скорости даже на 1-2% значительный плюс. У вас могут быть показатели и выше, особенно если будете тренироваться по предложенным практикам (я пока этим не увлекался). Зато отказ от проговаривания и артикуляции при чтении открыл новую грань восприятия. Просто поразительно, когда при чтении, используя один лишь визуальный канал, информация сразу же генерирует образы. При чтении художественной литературы такое восприятие произвело растождествление зрительного восприятия с собственным осознанием — это совершенно иное чтение, где вместо букв, слов, а то и целых абзацев видишь картины. Главное книга должна быть хорошей :).
О.А.Кузнецов, л.Н.Хромов техника быстрого чтения
Авторы рассказывают о том, как научиться читать быстрее научно-технические и популярные тексты, улучшив при этом качество усвоения прочитанного. Рассматриваются методы обучения, разработанные в Советском Союзе и за рубежом. Разбирается модель процесса чтения и недостатки традиционных методов чтения.
Описываются разработанные и экспериментально проверенные методы подавления артикуляции, развития зрительного аппарата, тренировки внимания и памяти. Рассматривается система алгоритмов чтения.
Книга содержит упражнения и подробные рекомендации для самостоятельного овладения навыком быстрого чтения.
В приложении приведены контрольные тексты с вопросами для проверки усвоения, специальные тесты и другие пособия для тренировочных занятий.
Второе издание книги дополнено новыми материалами с учетом предложений читателей и опыта обучения.Книга предназначена для массового читателя, для всех желающих повысить скорость чтения и качество усвоения прочитанного.
Рецензенты:
доктор психологических и филологических наук, профессор А. А. Леонтьев, доктор технических наук Г. Г. Воробьев
Иллюстрации Ю. Аратовского Художник Н. Пескова
Издание второе, переработанное и дополненное
Содержание
ОТ АВТОРОВ 5
ГЛАВА ПЕРВАЯ ВВЕДЕНИЕ В ТЕХНИКУ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ ДИНАМИКА ЧТЕНИЯ 8
ГЛАВА ВТОРАЯ НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ 34
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ИНТЕГРАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ ЧТЕНИЯ 45
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО 58
ГЛАВА ПЯТАЯ ПОДАВЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ЧТЕНИИ 72
ГЛАВА ШЕСТАЯ ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ 84
ГЛАВА СЕДЬМАЯ ВНИМАНИЕ—КАТАЛИЗАТОР ПРОЦЕССА 104
ГЛАВА ВОСЬМАЯ ЧТЕНИЕ И ПАМЯТЬ 114
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ДЕСЯТЬ УРОКОВ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ 123
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 154
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 158
НАУЧНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 176
От авторов
Чтение — основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации — радио и телевидения, значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно.
Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, прозорливо предвидел еще в 1844 г. молодой Ф. Энгельс. “Наука, — писал он, — движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующих поколений”. В наше время объем печатной научно-технической информации огромен, но и он удваивается каждые 10—15 лет. Сейчас в мире выходит более 100 тыс. научных журналов, и ежегодный прирост литературы на земном шаре составляет более 60 млн. страниц. Только научно-технической литературы за одну минуту печатается 3 тыс. страниц. Растет армия читателей, увеличиваются затраты времени на чтение. Проблема усвоения печатной продукции — сегодня одна из важнейших. По свидетельству специалистов, люди используют только 2 — 3% накопленных за всю историю человечества знаний, а объем их увеличивается вдвое каждые 50 лет.
В Советском Союзе управление потоками информации ведется на научной основе. В стране создана общегосударственная система научно-технической информации для комплексной обработки потоков текстовой информации. Успешно разрабатываются автоматизированные информационные системы, использующие современную вычислительную технику и аппаратуру передачи данных. Но на выходе любой информационной системы в конечном счете оказывается человек, который должен усвоить выданную системой информацию. Таким образом, проблема переработки человеком печатных текстов остается.
Гениальное создание природы — головной мозг человека формировался в эпохи, когда объемы информации, поступающей из внешней среды, были ничтожны и выработанные в процессе эволюции скорости ее восприятия были достаточны. Современная цивилизация резко увеличила потоки всех видов информации, и большинство людей оказалось уже не в состоянии ее усваивать. Вместе с тем резервы головного мозга в этом отношении далеко не исчерпаны. Этим объясняется, например, и тот Факт, что современные вычислительные машины, во многом еще проигрывая человеку, по некоторым параметрам его превосходят. Особенно очевидно это обнаружилось в системах, дающих возможность диалога: человек — машина.
Электронная вычислительная машина оперативно выдает на экран терминала — телевизионного показывающего устройства — результат вычислений, а человек-оператор на считывание результатов затрачивает очень много времени. А ведь иногда от того, насколько оперативно принято решение, зависит бесперебойная и безаварийная работа механизмов и оборудования. За последние 20 лет емкость запоминающих устройств ЭВМ возросла более чем в 1000 раз, их быстродействие — более чем в 100 раз. А человек? Наблюдения ученых показывают, что сегодня большинство людей читает с такой же скоростью, как 50 и 100 лет назад: 150 — 200 сл./мин. Вот почему с особой остротой встает вопрос о повышении скорости чтения каждым членом нашего общества.
Читают все, но умеют быстро читать немногие. Наши многолетние исследования доказали справедливость этого тезиса. Действительно, несмотря на все увеличивающийся объем информации, большинство людей читает недопустимо медленно.
Цель настоящей книги — помочь всем желающим овладеть искусством быстрого чтения, т. е. значительно повысить скорость чтения и качество усвоения прочитанного. Более чем десять лет научная группа под руководством авторов настоящей работы изучает особенности процесса чтения, разрабатывает и проверяет различные методы обучения быстрому чтению. В своих исследованиях мы опираемся на последние достижения советских ученых, работающих в смежных областях: психологов и лингвистов, физиологов и педагогов. Пользуясь случаем, авторы выражают искреннюю признательность и благодарность проф. А. А. Леонтьеву, чл.-кор. АПН СССР, проф. В. П. Зинченко, проф. Ю. Б. Гиппенрейтер за дружескую поддержку и постоянную помощь при проведении цикла работ по изучению процесса чтения. Для нас оказались также весьма плодотворными творческие контакты с учеными социалистических стран. При написании книги и проведении экспериментов нам была предоставлена возможность воспользоваться работами проф. Ф. Лезера (ГДР) и проф. Г. Лозанова (Болгария). Настоящая книга обобщает результаты многолетних исследований авторов, а также экспериментальных курсов по обучению быстрому чтению различных категорий читателей. В проведении этих работ принимали участие психолог С. П. Цуранова, ст. науч. сотр. А. Н. Коренев и науч. сотр. С. А. Клюева. На выбор методологии исследования, разработку принципов обучения и совершенствование методики большое влияние оказали выдающиеся исследования и постоянная помощь проф. Н. И. Жинкина.
После выхода первого издания книги авторы провели ряд новых экспериментов по изучению процесса чтения и по обучению различных категорий читателей. В институте психологии АН СССР в лаборатории зрительного восприятия под руководством канд. психол. наук Н. Ю. Вергилеса и при участии авторов проведено комплексное исследование движения глаз при быстром чтении. Выявлены некоторые особенности движения глаз у читающих быстро и на их основе предложены новые упражнения для развития зрительного аппарата.
Проведено обучение методу быстрого чтения работников аппарата Президиума Верховного Совета СССР, руководящих работников Госплана СССР, руководителей ряда министерств и ведомств. Большой фактический материал накоплен по обучению студентов ряда высших учебных заведений Москвы: МГУ, МЭИ, МАИ, МИФИ и др.
В 1980 г. проведено экспериментальное обучение учащихся 10-го класса средней школы № 42 г. Москвы.
В средней школе № 299 Бабушкинского района Москвы — базовой школе Академии педагогических наук СССР по научно-педагогической информации — с 1981 г. организованы факультативные занятия по основам информатики, включающие спецкурс техники быстрого чтения.
Всего за период 1970—1982 гг. обучено методам быстрого чтения более 5 тыс. человек разных возрастов и профессий. Проведена многократная проверка эффективности отдельных упражнений и всей методики в целом. Для настоящего издания книги отобрано все новое и рациональное, что получено авторами за эти 12 лет. Нами учтены также многочисленные отзывы и критические замечания, поступившие от читателей первого издания.
Как же работать с книгой? Каков порядок тренировки при освоении метода быстрого чтения? Здесь можно дать следующие рекомендации. Вначале нужно внимательно прочитать всю книгу. В девятой главе нами приведены упражнения и правила их выполнения, а также порядок тренировок. Сразу к тренировкам приступать не следует. Первое прочтение книги целесообразно использовать для изучения теоретических разделов и предварительного знакомства с упражнениями. Особое внимание здесь нужно обратить на разделы, в которых обосновывается необходимость быстрого чтения именно для вас, объясняется, где следует его применять. После этого можно ознакомиться со становлением и развитием методов быстрого чтения, с недостатками традиционных методов чтения. Только после этого можно начинать тренировки в соответствии с рекомендациями девятой главы. Десять недель занимает цикл тренировочных занятий. В приложении помещены контрольные тексты для проверки скорости чтения, а также тренировочные упражнения.
О.А.Кузнецов, л.Н.Хромов техника быстрого чтения
МОСКВА“КНИГА”1983
Авторы рассказывают о том, как научиться читать быстрее научно-технические и популярные тексты, улучшив при этом качество усвоения прочитанного. Рассматриваются методы обучения, разработанные в Советском Союзе и за рубежом. Разбирается модель процесса чтения и недостатки традиционных методов чтения.
Описываются разработанные и экспериментально проверенные методы подавления артикуляции, развития зрительного аппарата, тренировки внимания и памяти. Рассматривается система алгоритмов чтения.
Книга содержит упражнения и подробные рекомендации для самостоятельного овладения навыком быстрого чтения.
В приложении приведены контрольные тексты с вопросами для проверки усвоения, специальные тесты и другие пособия для тренировочных занятий.
Второе издание книги дополнено новыми материалами с учетом предложений читателей и опыта обучения.
Книга предназначена для массового читателя, для всех желающих повысить скорость чтения и качество усвоения прочитанного.
Рецензенты:
доктор психологических и филологических наук, профессор А. А. Леонтьев, доктор технических наук Г. Г. Воробьев
Иллюстрации Ю. Аратовского Художник Н. Пескова
Издание второе, переработанное и дополненное
Содержание
ОТ АВТОРОВ 5
ГЛАВА ПЕРВАЯ ВВЕДЕНИЕ В ТЕХНИКУ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ ДИНАМИКА ЧТЕНИЯ 8
ГЛАВА ВТОРАЯ НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ 34
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ИНТЕГРАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ ЧТЕНИЯ 45
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО 58
ГЛАВА ПЯТАЯ ПОДАВЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ЧТЕНИИ 72
ГЛАВА ШЕСТАЯ ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ 84
ГЛАВА СЕДЬМАЯ ВНИМАНИЕ—КАТАЛИЗАТОР ПРОЦЕССА 104
ГЛАВА ВОСЬМАЯ ЧТЕНИЕ И ПАМЯТЬ 114
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ДЕСЯТЬ УРОКОВ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ 123
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 154
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 158
НАУЧНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 176
От авторов
Чтение — основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации — радио и телевидения, значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно.
Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, прозорливо предвидел еще в 1844 г. молодой Ф. Энгельс. “Наука, — писал он, — движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующих поколений”. В наше время объем печатной научно-технической информации огромен, но и он удваивается каждые 10—15 лет. Сейчас в мире выходит более 100 тыс. научных журналов, и ежегодный прирост литературы на земном шаре составляет более 60 млн. страниц. Только научно-технической литературы за одну минуту печатается 3 тыс. страниц. Растет армия читателей, увеличиваются затраты времени на чтение. Проблема усвоения печатной продукции — сегодня одна из важнейших. По свидетельству специалистов, люди используют только 2 — 3% накопленных за всю историю человечества знаний, а объем их увеличивается вдвое каждые 50 лет.
В Советском Союзе управление потоками информации ведется на научной основе. В стране создана общегосударственная система научно-технической информации для комплексной обработки потоков текстовой информации. Успешно разрабатываются автоматизированные информационные системы, использующие современную вычислительную технику и аппаратуру передачи данных. Но на выходе любой информационной системы в конечном счете оказывается человек, который должен усвоить выданную системой информацию. Таким образом, проблема переработки человеком печатных текстов остается.
Гениальное создание природы — головной мозг человека формировался в эпохи, когда объемы информации, поступающей из внешней среды, были ничтожны и выработанные в процессе эволюции скорости ее восприятия были достаточны. Современная цивилизация резко увеличила потоки всех видов информации, и большинство людей оказалось уже не в состоянии ее усваивать. Вместе с тем резервы головного мозга в этом отношении далеко не исчерпаны. Этим объясняется, например, и тот Факт, что современные вычислительные машины, во многом еще проигрывая человеку, по некоторым параметрам его превосходят. Особенно очевидно это обнаружилось в системах, дающих возможность диалога: человек — машина.
Электронная вычислительная машина оперативно выдает на экран терминала — телевизионного показывающего устройства — результат вычислений, а человек-оператор на считывание результатов затрачивает очень много времени. А ведь иногда от того, насколько оперативно принято решение, зависит бесперебойная и безаварийная работа механизмов и оборудования. За последние 20 лет емкость запоминающих устройств ЭВМ возросла более чем в 1000 раз, их быстродействие — более чем в 100 раз. А человек? Наблюдения ученых показывают, что сегодня большинство людей читает с такой же скоростью, как 50 и 100 лет назад: 150 — 200 сл./мин. Вот почему с особой остротой встает вопрос о повышении скорости чтения каждым членом нашего общества.
Читают все, но умеют быстро читать немногие. Наши многолетние исследования доказали справедливость этого тезиса. Действительно, несмотря на все увеличивающийся объем информации, большинство людей читает недопустимо медленно.
Цель настоящей книги — помочь всем желающим овладеть искусством быстрого чтения, т. е. значительно повысить скорость чтения и качество усвоения прочитанного. Более чем десять лет научная группа под руководством авторов настоящей работы изучает особенности процесса чтения, разрабатывает и проверяет различные методы обучения быстрому чтению. В своих исследованиях мы опираемся на последние достижения советских ученых, работающих в смежных областях: психологов и лингвистов, физиологов и педагогов. Пользуясь случаем, авторы выражают искреннюю признательность и благодарность проф. А. А. Леонтьеву, чл.-кор. АПН СССР, проф. В. П. Зинченко, проф. Ю. Б. Гиппенрейтер за дружескую поддержку и постоянную помощь при проведении цикла работ по изучению процесса чтения. Для нас оказались также весьма плодотворными творческие контакты с учеными социалистических стран. При написании книги и проведении экспериментов нам была предоставлена возможность воспользоваться работами проф. Ф. Лезера (ГДР) и проф. Г. Лозанова (Болгария). Настоящая книга обобщает результаты многолетних исследований авторов, а также экспериментальных курсов по обучению быстрому чтению различных категорий читателей. В проведении этих работ принимали участие психолог С. П. Цуранова, ст. науч. сотр. А. Н. Коренев и науч. сотр. С. А. Клюева. На выбор методологии исследования, разработку принципов обучения и совершенствование методики большое влияние оказали выдающиеся исследования и постоянная помощь проф. Н. И. Жинкина.
После выхода первого издания книги авторы провели ряд новых экспериментов по изучению процесса чтения и по обучению различных категорий читателей. В институте психологии АН СССР в лаборатории зрительного восприятия под руководством канд. психол. наук Н. Ю. Вергилеса и при участии авторов проведено комплексное исследование движения глаз при быстром чтении. Выявлены некоторые особенности движения глаз у читающих быстро и на их основе предложены новые упражнения для развития зрительного аппарата.
Проведено обучение методу быстрого чтения работников аппарата Президиума Верховного Совета СССР, руководящих работников Госплана СССР, руководителей ряда министерств и ведомств. Большой фактический материал накоплен по обучению студентов ряда высших учебных заведений Москвы: МГУ, МЭИ, МАИ, МИФИ и др.
В 1980 г. проведено экспериментальное обучение учащихся 10-го класса средней школы № 42 г. Москвы.
В средней школе № 299 Бабушкинского района Москвы — базовой школе Академии педагогических наук СССР по научно-педагогической информации — с 1981 г. организованы факультативные занятия по основам информатики, включающие спецкурс техники быстрого чтения.
Всего за период 1970—1982 гг. обучено методам быстрого чтения более 5 тыс. человек разных возрастов и профессий. Проведена многократная проверка эффективности отдельных упражнений и всей методики в целом. Для настоящего издания книги отобрано все новое и рациональное, что получено авторами за эти 12 лет. Нами учтены также многочисленные отзывы и критические замечания, поступившие от читателей первого издания.
Как же работать с книгой? Каков порядок тренировки при освоении метода быстрого чтения? Здесь можно дать следующие рекомендации. Вначале нужно внимательно прочитать всю книгу. В девятой главе нами приведены упражнения и правила их выполнения, а также порядок тренировок. Сразу к тренировкам приступать не следует. Первое прочтение книги целесообразно использовать для изучения теоретических разделов и предварительного знакомства с упражнениями. Особое внимание здесь нужно обратить на разделы, в которых обосновывается необходимость быстрого чтения именно для вас, объясняется, где следует его применять. После этого можно ознакомиться со становлением и развитием методов быстрого чтения, с недостатками традиционных методов чтения. Только после этого можно начинать тренировки в соответствии с рекомендациями девятой главы. Десять недель занимает цикл тренировочных занятий. В приложении помещены контрольные тексты для проверки скорости чтения, а также тренировочные упражнения.
О.А. Кузнецов, Л.Н. Хромов. Техника быстрого чтения.: conjuncte — LiveJournal
По просьбе mykolan речь сегодня пойдет о книге 1983 года выпуска под названием «Технка быстрого чтения». Я читал электронный вариант, в котором было 186 страниц формата А4, набранных крупным шрифтом. На прочтение этой небольшой по объему книги ушло два дня.Авторы рассказывают историю возникновения движения скорочтения, затем переходят к объяснению причин, по которым техника быстрого чтения работает и границам ее применимости. Из книги мне стало известно, что взрослый человек, не занимавшийся развитием навыков скорочтения читает обычно 600 знаков в минуту. Прошедшие курс — 2,5 — 3 тысячи знаков в минуту. При дальнейшем совершенствовании можно, опять же со слов авторов, дойти до скорости в 9 тысяч знаков. При этом качество восприятия текста улучшается.
За счет чего авторы предлагают добиться таких результатов? Для начала они предлагают подавить внутреннюю артикуляцию, оно же «проговаривание» слов про себя. Согласно данным исследований, приводимых в книге, многие люди пытаются произносить слова даже с закрытым ртом. Те, кто подавил артикуляцию внешнюю продолжают «проговаривать» слова мысленно. Это вызывает торможение различных центров мозга, что приводит к падению скорости чтения и ухудшению усвоения материала.
Подавив артикуляцию, можно перейти к упражнениям, изменяющим непосредственно сам способ чтения.
Позволю себе небольшое отступление и расскажу о действительно полезном алгоритме чтения, предлагаемом авторами. Они называют этот алгоритм чтения «интегральный алгоритм чтения» (кстати, называние настолько часто встречается в книге, что закрадываются мысли о попытках манипулирования). Итак, алгоритм:
1. Прочтите название книги/статьи.
2. Найдите фамилию автора, его контактные данные. Найдите или произнесите мысленно название издательства, выпустившего книгу, или название журнала/газеты.
3. Читайте книгу/статью, выделяя факты из предложений. Не читайте одно и то же предложение дважды.
4. Во время чтения также необходимо оценивать сам текст по ощущениям, которые он вызвает. Интересно ли подан материал, обосновывает ли автор свою позицию, приводит ли доказательства.
Поскольку анализировать каждое предложение мне показалось затратным, при чтении я оцениваю только абзацы.
5. По окончании чтения следует придумать 5 вопросов, которые хотелось бы задать автору.
6. Проанализировать, что нового удалось узнать и можно ли это использовать в практической деятельности. Если можно, то как.
Я внес небольшое дополнение: после того, как прочитано название и автор работы, сразу же перехожу к чтению выводов. Если выводы сформулированы небрежно или вовсе отсутствуют — статью можно смело выбрасывать. В мире столько отличных книг и статей, что на чтение их не хватит жизни, не говоря уже про те статьи, авторы которых не удосужились подумать, что же такого полезного они хотят сказать читателям.
В книге проанализированы и достаточно детально обоснованы все пункты алгоритма, поэтому пересказывать в краткой заметке нет смысла. Из личного опыта: понимание текста действительно улучилось. Намного лучше стали запоминаться названия, фамилии, даты.
Ближе к середине книги мы познакомимся с настоящей магией. Во-первых, авторы считают, что содержательной информации в тексте технических статей не больше 25%. Отмечу, что содержание послания действительно не зависит от языка, это доказанный факт. Поэтому авторы считают, что остальные 75% текста можно смело отфильтровать. И делается это оригинальным способом: при помощи расширения угла зрения. В книге даются упражнения, чтобы читатель мог добиться этого самостоятельно.
Честно скажу, я их даже не пытался делать, было жалко времени. Однако видел выступление одного товарища, утверждающего, что в итоге он не читает строчки слева на право, а скользит взглядом ровно по середине страницы. Все остальное мозг успевает усвоить автоматически. За вечер этот человек прочитывает по тысячестраничной книге про компиляторы, так что нет основании не доверять изложенным методикам.
Обязательно нужно добавить, что быстрое чтение не подходит для художественной литературы. Идеальная сфера применения — технический книжки, учебники, статьи. Все то, где информация уже изначально структурирована авторами.
Итог: книгу полезно прочесть один раз для ознакомления, благо она маленькая и это не займет много времени. Самым ценным в книге считаю алгоритм чтения, поскольку он помогает надолго запоминать прочитанную информацию. Благодаря ему процесс чтения становится легче, а само чтение — увлекательнее, поскольку текст начинает восприниматься под критическим углом. Это значит, что сохранению в памяти подвергнется только важная и проверенная информация. Думаю, что чем меньше мусора в голове, тем меньше будет шума в мыслях.
Бонус: авторы утверждают, что если усердно выполнять упражнение «зелёная точка», то в итоге удастся увидеть всю страницу книги целиком. Так ли это, я вам расскажу, когда проверю. А пока можете потренироваться самостоятельно.
Скачать книгу можно здесь (за ссылку мне не платили): http://www.koob.ru/kuznecov_hromov/kuznecov_skorochtenie
Как читать на 300% быстрее за 24 часа и быть более продуктивным, Патрик Смит
Скорочтение — навык, которым пользуются элитные студентыДорогой друг,
Скорочтение — это удивительная способность читать и учиться быстрее всех. Это умение, которое практикуют и оттачивают элитные студенты университетов по всему миру. Это позволяет им эффективно готовиться к экзаменам и заканчивать книги, когда другие люди не успевают их выполнить даже на полпути.
Скорочтение экономит время и может b
Скорочтение, навык, которым пользуются элитные студентыДорогой друг,
Скорочтение — это удивительная способность читать и учиться быстрее любого другого человека.Это умение, которое практикуют и оттачивают элитные студенты университетов по всему миру. Это позволяет им эффективно готовиться к экзаменам и заканчивать книги, когда другие люди не успевают их выполнить даже на полпути.
Скорочтение экономит время и может применяться всякий раз, когда вам нужно что-то прочитать. Это может быть утренняя газета, электронные письма или любимый блог. Это не только сэкономит вам бесчисленное количество часов, но и представляет собой упражнение для мозга, которое улучшит вашу память, продуктивность и концентрацию внимания в самых разных ситуациях.
В моей книге «Техники скорочтения» вы узнаете, как использовать этот элитный навык и научиться воспринимать информацию с почти нечеловеческой эффективностью. Ваша бдительность и концентрация достигнут пикового уровня, и это изменение также улучшит вашу способность слушать и обращать внимание на учителей, коллег, семью и друзей.
Скорочтение, навык для жизни
Вот краткий обзор того, что находится внутри:
* Как всегда быть начеку и лучше концентрироваться
* Как ваш мозг обрабатывает письменную информацию
* Типичные ошибки, которых следует избегать увеличить скорость чтения
* Как подготовить свой разум и окружающую среду к скорочтению и продуктивности
* Методы и приемы скорочтения для более быстрого чтения
* Многое другое!
Скорочтение или быстрое чтение может улучшить вашу жизнь во многих отношениях.После того, как вы научитесь, вы будете работать с информацией более эффективно, что улучшит ваши отношения, ваше удовольствие от всех форм медиа и ваше познание мира. Это жизненный навык, который сэкономит вам неизмеримое количество часов на протяжении десятилетий, и в то же время будет более продуктивным.
.Как читать на 300% быстрее за 24 часа и быть более продуктивным, Патрик Смит
Скорочтение — навык, которым пользуются элитные студентыДорогой друг,
Скорочтение — это удивительная способность читать и учиться быстрее всех. Это умение, которое практикуют и оттачивают элитные студенты университетов по всему миру. Это позволяет им эффективно готовиться к экзаменам и заканчивать книги, когда другие люди не успевают их выполнить даже на полпути.
Скорочтение экономит время и может b
Скорочтение, навык, которым пользуются элитные студентыДорогой друг,
Скорочтение — это удивительная способность читать и учиться быстрее любого другого человека.Это умение, которое практикуют и оттачивают элитные студенты университетов по всему миру. Это позволяет им эффективно готовиться к экзаменам и заканчивать книги, когда другие люди не успевают их выполнить даже на полпути.
Скорочтение экономит время и может применяться всякий раз, когда вам нужно что-то прочитать. Это может быть утренняя газета, электронные письма или любимый блог. Это не только сэкономит вам бесчисленное количество часов, но и представляет собой упражнение для мозга, которое улучшит вашу память, продуктивность и концентрацию внимания в самых разных ситуациях.
В моей книге «Техники скорочтения» вы узнаете, как использовать этот элитный навык и научиться воспринимать информацию с почти нечеловеческой эффективностью. Ваша бдительность и концентрация достигнут пикового уровня, и это изменение также улучшит вашу способность слушать и обращать внимание на учителей, коллег, семью и друзей.
Скорочтение, навык для жизни
Вот краткий обзор того, что находится внутри:
* Как всегда быть начеку и лучше концентрироваться
* Как ваш мозг обрабатывает письменную информацию
* Типичные ошибки, которых следует избегать увеличить скорость чтения
* Как подготовить свой разум и окружающую среду к скорочтению и продуктивности
* Методы и приемы скорочтения для более быстрого чтения
* Многое другое!
Скорочтение или быстрое чтение может улучшить вашу жизнь во многих отношениях.После того, как вы научитесь, вы будете работать с информацией более эффективно, что улучшит ваши отношения, ваше удовольствие от всех форм медиа и ваше познание мира. Это жизненный навык, который сэкономит вам неизмеримое количество часов на протяжении десятилетий, и в то же время будет более продуктивным.
.Шпаргалка по скорочтению для чайников
- Образование
- Языковые навыки
- Чтение по скорости
- Шпаргалка по скорочтению
Ричард Суц, Питер Веверка
Вы можете использовать скорочтение, чтобы улучшить как свои способности к чтению, так и удовольствие от чтения. Сохраняются некоторые заблуждения о методе скорочтения — не обращайте на них внимания.Внеся небольшие изменения в свои привычки чтения, особенно не позволяя себе слышать или произносить каждое слово, вы можете перейти от среднего читателя со средним уровнем понимания прочитанного к умелому скорочтителю с отличным пониманием.
Посмотри, где ты стоишь как скорочтение
Если вы ставите перед собой задачу стать скорочтением, вам может быть интересно узнать, как вы сравниваете себя с другими в отделе скорочтения. (А кого бы не было?) По скорости, грубо говоря, читатели попадают в следующие категории:
от 1 до 200 слов в минуту (слов в минуту): Вы говорите.Вы читаете по одному слову примерно с той же скоростью, что и говорите, и можете шевелить губами, когда читаете. Большинство говорящих сдерживаются, потому что они используют вокализацию во время чтения — они молча произносят слова сами себе, когда читают их. Если вы не особенно быстро говорите, чтение с той скоростью, с которой вы говорите, замедляет вас.
200–300 слов в минуту: Вы средний читатель, которому, вероятно, не нравится читать как хобби. Во время чтения вы произносите некоторые звуки, но вы можете прочитать сразу несколько слов.Большинство людей читают с такой скоростью.
300–700 слов в минуту: Вы читатель выше среднего, который может читать группы слов одним взглядом, быстро распознавать и читать фразы в предложениях. Вы немного вокализируете, когда читаете. Скорее всего, у вас большой словарный запас.
700+ слов в минуту: Вы быстро читаете. Вы умеете сразу читать от 10 до 16 слов как по горизонтали, так и по вертикали на странице. Вы читаете с большой степенью уверенности и ловкости.
Итак, если вы читаете 700 или более слов в минуту, возьмите остаток дня выходной. Вам не нужны уроки скорочтения — вы уже быстро читаете.
Определение скорости чтения
Скорочтение — это не совсем другой способ чтения; это просто более сфокусированный способ чтения. Чтение задействует глаза, уши, рот и, конечно же, мозг. Скорочтение задействует эти чувства даже больше, чем обычное чтение, потому что вы используете свои чувства и умственные способности еще более эффективно.
Скорость чтения
Видеть: Первый шаг в чтении чего-либо — это видеть слова. При скорочтении вы используете свое зрение определенным образом:
Вы читаете несколько слов одним взглядом. Если вы не встретите слова, которых вы не знаете или не читали раньше, вы не читаете слова по отдельности.
Вы расширяете свое видение, так что вы можете читать и понимать многие слова одним взглядом. Очень хороший скоростной читатель может читать, видеть и обрабатывать от 10 до 14 слов одновременно.
Вы расширяете свое видение, чтобы читать на странице как вертикально, так и горизонтально. Speed reader может читать и понимать слова на двух или трех разных строчках одним взглядом.
Тихое чтение: Большинство людей слышат слова, когда читают. Вы можете говорить слова сами с собой, потому что вы научились читать методом озвучивания.Проблема с озвучиванием слов при чтении заключается в том, что вы читаете не с той скоростью, с которой думаете, а с той скоростью, с которой говорите. Это нормально для начинающих читателей, но в какой-то момент вам придется отказаться от звука, если вы хотите быстро читать. Произнесение слов, даже если вы только нашептываете их в пределах своего черепа, требует времени и мешает вам читать так быстро, как вы можете.
Расшифровка слов: Когда вы встречаетесь при чтении слова, которое вы не знаете или не узнаете, вы должны его расшифровать.Вы разбиваете его на слоги, пытаетесь произнести и смотрите, связано ли оно со словами, которые вы знаете. Вы пытаетесь понять его значение, и если не можете сделать это самостоятельно, вы обращаетесь к словарю или другому справочнику. Чем больше вы читаете, тем меньше слов вам нужно расшифровать, потому что чтение увеличивает ваш словарный запас. Он знакомит вас с большим количеством слов.
Понимание: Цель чтения — понять — узнать что-то новое, увидеть мир с другой точки зрения или, может быть, просто получить информацию для сдачи экзамена или подготовки к деловой встрече.Насколько хорошо вы понимаете прочитанное, зависит от вашего
Скорость чтения: Когда вы читаете с неправильной скоростью, ваше понимание ухудшается. Один из навыков, который вы приобретаете как скорочтение, — это знать, когда нужно замедлить, а когда ускориться. Читатели с максимальной скоростью регулируют скорость чтения, точно так же, как самые быстрые гонщики на серийных автомобилях замедляются, когда они находятся в многолюдном поле или на скользком участке дороги. Они регулируют свою скорость в соответствии с типом чтения, которое они делают.
Ширина словарного запаса: Большой словарный запас является обязательным условием для быстрого чтения. От этого никуда не деться.
Степень знакомства с предметом: От того, насколько хорошо вы разбираетесь в теме, которую вы читаете, зависит, насколько хорошо вы понимаете то, что читаете. Очевидно, у вас есть преимущество, если вы путешествуете по территории, с которой вы знакомы и уже знаете жаргон.
Концентрация: Любое чтение требует определенной концентрации.Однако скорочтение требует постоянной и сильной концентрации, потому что, когда вы быстро читаете, вы делаете много вещей одновременно. Когда вы видите и читаете слова на странице, вы также остаетесь внимательными к основным идеям, которые автор хочет представить. Вы должны думать вместе с автором и определять, как она преподносит материал, чтобы вы могли определить основные идеи.
По мере того, как вы читаете, вы должны читать с большей точки зрения и отделять детали от более весомого материала. Вы должны знать, когда бегло просматривать, когда читать быстро, а когда замедляться, чтобы понять суть.
Развенчание мифов о скорочтении
Возможно, у вас есть некоторые предвзятые представления о том, что такое скорочтение. Не волнуйтесь, у многих людей есть ошибочные представления о практике скорочтения, включая мифы в следующем списке, которые все ложны:
Вам не так нравится читать, когда вы быстро читаете. Напротив! Скорочтение — это эффективное чтение. Когда вы быстро читаете, вы лучше читаете — вы получаете больше удовольствия и больше смысла от книг, статей и веб-страниц, которые вы читаете.Многие люди развивают любовь к чтению только после того, как научатся скорочтению.
Когда ты быстро читаешь, ты не понимаешь. Скорочтение — это чтение с повышенным уровнем концентрации. Более того, если вы читаете несколько слов за раз, а не одно слово за другим, ваше понимание увеличивается. Вы можете читать слова в контексте и извлекать больше смысла из прочитанных слов.
Вы пропускаете слова при быстром чтении. Снова неверно. Быстрые читатели не зацикливаются на всех словах во время чтения, но это не значит, что они пропускают слова. Скорочтение подразумевает чтение слов группами или группами. Вы читаете более одного слова за раз, но ни одно слово не пропускается.
Вы должны провести пальцем по странице или использовать кардиостимулятор при быстром чтении. Шагомер — это наглядный указатель, например палец или ручка, который отмечает, где вы читаете на странице. У большинства людей есть стереотипное представление о скорочтателе как о сумасшедшем человеке, быстро проводящем пальцем или иноходце вниз по странице во время чтения.Однако для ускорения чтения вам не нужен иноход. Иносказатель может быть полезен на ранних этапах скорочтения, но стоит отказаться от него после того, как вы освоите скорочтение.
Чтобы сделать иноходца, отрежьте кусок чистой бумаги до удобного для вас размера, затем вырежьте из бумаги окно того размера, который вы хотите использовать (маленькое окошко, если вы хотите увидеть только один или два слова или более крупный, если вы предпочитаете видеть большую часть предложения). См. Следующий рисунок.
Как перестать вокализировать и стать скорочтением
Прекращение вокализации — важный первый шаг к тому, чтобы научиться быстро читать. Вокализация — это слышать слова во время чтения — вы даже можете шевелить губами и тихо произносить каждое слово. Если вы произносите или слышите каждое слово, вы читаете со скоростью, с которой говорите, а не со скоростью, с которой вы думаете. Воспользуйтесь этими советами, чтобы избавиться от привычки к вокализации:
Читайте для смысла, а не звука. Чтение без вокала имеет много общего с тем, чтобы слушать, как кто-то говорит. Когда кто-то говорит, вы слышите слова, но вы слышите их только в связи с теми мыслями и идеями, которые пытается передать говорящий.То же самое и с чтением без вокала: вы читаете слова ради значения, а не звука. Вы видите слово на странице и реагируете на его значение без промежуточного шага — слышите его звучание. Вы не читаете слова как слова — вы читаете единиц значения (например, идеи, мысли и описания), строительными блоками которых оказываются слова.
Остановите мотор вокализации, Чтобы ваши губы не шевелились, когда вы читаете, и отключите голосовую систему, попробуйте приложить рот к чему-нибудь, кроме чтения.Жуйте жевательную резинку или, если движения губ особенно заметны, во время чтения поместите карандаш или ручку между губами.
Успокойте свой внутренний голос чтения. Некоторые техники, которые можно попробовать для тренировки чтения, не слыша своего внутреннего голоса чтения:
Постарайтесь воспринимать слова, а не видеть их. Представьте, что каждое слово — это символ (не звук), передающий значение.
Выключите уши. Представьте, что в ваших ушах есть регулятор громкости, и выключите его.
Расширьте поле зрения. Набирая больше слов в строке, вы заставляете себя читать больше слов за раз, и это помогает предотвратить вокализацию.
Определяйте мысленные единицы в предложениях, а не словах, и читайте мысленные единицы за мысленными единицами, а не слово за словом.
Когда читаешь, концентрируйся сильнее. Быть любителем скоростного чтения во многом сводится к тому, чтобы концентрироваться больше, чем раньше.
Об авторе книги
Ричард Сутц — основатель и генеральный директор компании Literacy, разработчик программы скорочтения Reader’s Edge ® . Программа Суца обучает беглому чтению беззвучно для эффективного и результативного скорочтения. Питер Веверка является автором множества книг Для чайников .Его статьи и рассказы публиковались в Harper’s, SPY, и других журналах
.Методы окрашивания
Поскольку микробная цитоплазма обычно прозрачна, необходимо окрашивать микроорганизмы, прежде чем они будут видны в световой микроскоп. В некоторых случаях в окрашивании нет необходимости, например, когда микроорганизмы очень большие или когда необходимо изучить их подвижность, и каплю микроорганизмов можно поместить прямо на предметное стекло и наблюдать. Такая подготовка называется мокрым креплением . Влажную основу также можно приготовить, поместив каплю культуры на покровное стекло (стеклянную крышку для предметного стекла), а затем перевернув ее над полым предметным стеклом.Эта процедура называется «висящей каплей ».
При подготовке к окрашиванию небольшой образец микроорганизмов помещается на предметное стекло и сушится на воздухе. Мазок фиксируется нагреванием, быстро проводя его над пламенем. Термофиксация убивает микроорганизмы, заставляет их прилипать к предметному стеклу и позволяет им впитывать пятно.
Простые методы окрашивания. Окрашивание можно проводить с помощью основных красителей, таких как кристаллический фиолетовый или метиленовый синий, положительно заряженные красители, которые притягиваются к отрицательно заряженным материалам микробной цитоплазмы.Такой процедурой является простая процедура окрашивания . Альтернативой является использование красителя, такого как нигрозин или конго красный, кислых, отрицательно заряженных красителей. Они отталкиваются отрицательно заряженной цитоплазмой и собираются вокруг клеток, оставляя клетки прозрачными и неокрашенными. Этот метод называется методом отрицательного окрашивания .
Дифференциальные методы окрашивания. Метод дифференциального окрашивания различает два вида организмов. Примером может служить метод окраски по Граму . Этот дифференциальный метод разделяет бактерии на две группы: грамположительные бактерии и грамотрицательные бактерии. Сначала наносится кристаллический фиолетовый, а затем протравный йод, фиксирующий пятно (рисунок). Затем предметное стекло промывают спиртом, и грамположительные бактерии сохраняют кристально-фиолетовое пятно йода; однако грамотрицательные бактерии теряют окраску. Впоследствии грамотрицательные бактерии окрашиваются сафраниновым красителем, контркрашением, используемым следующим. Эти бактерии выглядят красными под масляной иммерсией, а грамположительные бактерии выглядят синими или пурпурными, что отражает кристаллический фиолетовый цвет, оставшийся на этапе промывки.
Другой метод дифференциального окрашивания — это кислотостойкий метод . Этот метод отличает виды Mycobacterium от других бактерий. Для переноса первого красителя, карболфуксина, в клетки используется тепло или липидный растворитель. Затем клетки промывают разбавленным кислотно-спиртовым раствором. Виды Mycobacterium противостоят действию кислоты и спирта и сохраняют окраску карболфуксина (ярко-красный). Другие бактерии теряют пятно и приобретают последующее окрашивание метиленовым синим (синим).Таким образом, кислотоустойчивые бактерии выглядят ярко-красными, в то время как некислотные бактерии кажутся синими при наблюдении под иммерсионной микроскопией в масле.
Другие методы окрашивания направлены на выявление различных важных бактериальных структур. Например, специальная техника окрашивания выделяет жгутиков бактерий, покрывая жгутики красителями или металлами для увеличения их ширины. Затем можно наблюдать окрашенные таким образом жгутики.
Для исследования спор бактерий используется специальный метод окрашивания. Малахитовый зеленый используется при нагревании, чтобы заставить пятно проникнуть в клетки и придать им цвет. Затем используется контрастное краситель, сафранин, чтобы придать цвет непористым бактериям. По окончании процедуры споры окрашиваются в зеленый цвет, а другие клетки окрашиваются в красный цвет.
Процедура окрашивания по Граму для разделения бактерий на две группы .
Другой метод дифференциального окрашивания — это кислотостойкий метод . Этот метод отличает виды Mycobacterium от других бактерий.Для переноса первого красителя, карболфуксина, в клетки используется тепло или липидный растворитель. Затем клетки промывают разбавленным кислотно-спиртовым раствором. Виды Mycobacterium противостоят действию кислоты и спирта и сохраняют окраску карболфуксина (ярко-красный). Другие бактерии теряют пятно и приобретают последующее окрашивание метиленовым синим (синим). Таким образом, кислотоустойчивые бактерии выглядят ярко-красными, в то время как некислотные бактерии выглядят синими при наблюдении под масляной иммерсионной микроскопией.
Другие методы окрашивания направлены на выявление различных важных бактериальных структур.Например, специальная методика окрашивания выделяет жгутиков бактерий, покрывая жгутики красителями или металлами для увеличения их ширины. Затем можно наблюдать окрашенные таким образом жгутики.
Для исследования спор бактерий используется специальный метод окрашивания. Малахитовый зеленый используется при нагревании, чтобы заставить пятно проникнуть в клетки и придать им цвет. Затем используется контрастное краситель, сафранин, чтобы придать цвет непористым бактериям. По окончании процедуры споры окрашиваются в зеленый цвет, а другие клетки окрашиваются в красный цвет.
.