мастер-класс как изготовить шар кимекоми своими руками с описаниями лучших способов и схем + фото необычных поделок
Техника кимекоми появилась в Японии. Ее применяли исключительно в случаях создания кукол из дерева. Отличительной особенностью техники является оформление. В почти готовой деревянной фигуре делается несколько специальных отверстий. В подготовленные отверстия далее заправляются края ткани.
Фактически, японская техника очень легка в исполнении, и при этом не менее эффектно выглядят изделия. Саму технику можно применять не только для изготовления деревянных фигурок. В рамках этой статьи рассмотрим несколько направлений, где она может пригодиться.
Содержимое обзора:
Елочные шары
По своей структуре елочные шары еще легче чем фигурки из дерева. Однако принцип в технике остается тем же. При желании для шаров можно так же использовать дерево, но рекомендуется пенопласт. С ним куда легче работать, обрабатывать, формировать нужный вид.
Материалы
В качестве материалов понадобится:
1. Ткань разных цветов;
2. Карандаш;
3. Клей-карандаш;
4. Канцелярский нож;
5. Толстая игла;
6. Пенопластовый шарик.
Изготовление
Первоначально необходимо найти на шарике 2 противоположные точки, они будут служить «полюсами». Далее необходимо наметить экватор, который должен находиться между «полюсами». Экватор необходимо разделить на несколько равных частей, ознаменовав их точками. Далее от «полюсов» провести кривые линии к экватору и противоположному «полюсу».
Затем необходимо аккуратно прорезать линии канцелярским ножом. После этого нарезать ткань на ровные отрезки. Тщательно промазать клеем нужный участок на шаре. Будьте осторожны, если переусердствовать, клей будет виден через ткань.
Далее ткань просто наклеивается на шар, а ее излишки прячутся в прорези между элементами. То же самое проделать с оставшимися отрезками.
Когда все будет обклеено, необходимо пробить отверстие толстой иголкой, она должна проходить от одного «полюса» к другому, через весь шар. Через это отверстие нужно продеть ленту, на которой будет висеть шар.
Яйца кимекоми делаются аналогично, за исключением обработки пенопластового шарика на начальном этапе, придания ему нужной формы.
Игрушки
Помимо шаров кимекоми, можно создать очень красивую игрушку для маленького ребенка или домашнего питомца.
Обратите внимание!
Материалы
Понадобится:
1. Пенопласт;
2. Вата;
3. Ткань;
4. Клей-карандаш;
5. Толстая игла;
6. Канцелярский нож;
7. Карандаш.
Обратите внимание, в случае с изготовлением игрушки по данной технике, толщина и форма пенопласта подбирается индивидуально. В данном случае понадобятся тонкие пенопластовые пластины.
Изготовление
В интернете большое количество фото игрушек кимекоми, но сделать ее самому не так уж легко. Первоначально необходимо создать чертеж, чтобы к нему можно было возвращаться и сверяться с формами.
нашем случае будет создаваться игрушечный заяц. Именно поэтому понадобятся пенопластовые пластины. Их необходимо будет доработать, прежде чем интегрировать в общую конструкцию.
Первоначально необходимо создать каркас для игрушки. С этой целью из пенопласта создается конус. В верхней части нужно сделать несколько вертикальных надрезов, чтобы иметь возможность сузить его до формы треугольника. Закрепить края можно любым удобным способом, рекомендуется скотч с внутренней стороны.
Обратите внимание!
Внутри фигура полая, ее необходимо заполнить ватой, либо другим мягким наполнителем. На лицевой части фигуры нужно нанести разметку карандашом.
В качестве разметки будут служить контуры одежды зайца. Это контуры рубашки и пуговиц на
Мастер-класс смотреть онлайн: Елочные шары в технике кимекоми
Техника Кимекоми возникла в Японии, и традиционно использовалась для создания деверянных кукол. На корпусе куклы делались специальные надрезы, куда затем заправлялись края ткани (в переводе с японского киме — деревянная грань, коми — заправлять). Меня эта техника привлекла своей оригинальностью и лёгкостью исполнения. Только для создания ёлочных шаров я использую пенопластовые заготовки, так как с ними проще работать чем с деревянными.
Хочу сразу оговориться, что не претендую на оригинальность идеи, так как сама училась на подобных мастер-классах, найденных в сети. Просто хочу показать всем интересующимся свой вариант создания ёлочных игрушек в этой технике.
Вам понадобиться:
— пенопластовая заготовка (у меня 3 см в диаметре)
— два отреза ткани (у меня это хлопок)
— тонкий маркер
— канцелярский ножь
— лента атласная (у меня 3 мм в ширину)
— клей карандаш
— пинцет, цыганская игла, спица или что-то подобное (понадобиться для заправки ткани)
— игла для кукол
— ножницы
— декоративный шнур
— розетка для бусин
— сантиметровая лента
Итак, приступим!
1. Размечаем шар. При помощи сантиметровой ленты находим на шаре противоположные точки (полюса) и отмечаем их. Затем между точками находим середину (экватор). Экватор делим на 8 равных частей, ставим точки. Затем от полюсов до точек на экваторе четрим кривые линии в одном и том же направлении. Должно получиться как на фото:
2. Делаем надрезы. Канцелярским ножом делаем неглубокие надрезы по начерченым линиям.
3. Все свои шарики я вешаю на атласные узкие ленточки, для крепления которых я делаю в шаре дырочку при помощи тонкой длинной иглы для кукол от полюса к полюсу. Иглу пока вытаскиваем.
(Мне такой способ крепления ленты кажеться более надежным, чем просто прикалывания банта на булавке. Но если вы делаете шары вместе с детьми, то просто прикрепите бант и ленту на клей или булавку.)
4. Режим ткань. Для шарика диаметром 3 см необходимо 8 полосок ткани 7х3 см
5. Начинаем обклеивать наш шарик тканью. Для этого мы наносим клей-карандаш на один из сегментов (не злоупотребляйте с клеем, он может проявиться сквозь ткань!). Затем прикладываем ткань (слегка по кривой, так как сегмент неровный) и начинаем пинцетом (иглий, спицей) заправлять ткань в прорези от канцелярского ножа. Излишки ткани срезаем. Таким образом сегмент за сегментом, чередуя цвета, обклеиваем весь шар.
6. Крепим ленту. Снова протыкаем шар иглой, в ушко иглы вставляем концы ленты (длина ленты 35-40 см) и протягиваем её через шар. Завязывает узелок на ленте и обжигаем его чтобы не распускался.
7. Декорируем швы. Иголкой наносим клей-карандаш в углубления между сегментами. Берем декоративный шнур, прикладываем его в месте нанесения клея, концы прячем пинцетом в шаре.
8. Последний штрих! Нанизываем на ленту розетку для бусин и вешаем шар на ёлку!!
Надеюсь, что кому-то будет полезным мой МК! Творческих вам успехов и счастливого Нового Года!
P.S.: это мой первый мастер-класс, не судите строго =)
Подобные МК уже есть в сети, но всё же просьба при опубликации на сторонних сайтах, указавайте ссылку на автора.
Кимекоми? Обязательно!!! | Журнал Ярмарки Мастеров
Ура!!!
Теперь у меня есть замечательная, очень нужная книга!
Эта книга приехала ко мне уже две с половиной недели назад… Но, поделиться радостью я нашла время только сейчас. У меня выдалась очень уж суматошная осень. Все бегу куда-то, все дела какие-то. Каждый день собиралась и откладывала.
Я очень хочу попробовать эту технику. Есть планы и задумки. Должно получиться интересно и необычно! Результаты покажу не скоро… Надо обстоятельно подготовиться. А с моим темпом работы… Ну, вы знаете…)))
Вот обложка и несколько страниц из книги:
Вот здесь, в блоге автора есть более подробная статья об этой книге: http://www.livemaster.ru/topic/1890907
А здесь написано о кимекоми… Что это и с чем его «едят»http://www.livemaster.ru/topic/527803
Покажу вам несколько работ Марии выполненных в этой технике. Покажу мои самые любимые…
Вот такая красота.
Процесс изготовления кукол в этой технике кропотлив, долог и сложен… Хотя, сейчас нет нужды делать все самому… Существуют наборы для создания кукол кимекоми. Готовые фарфоровые головки и ручки, формы из опилочной массы. Остается подобрать ткань и все собрать воедино… Но, это тоже не так уж легко.
Мне очень хочется попробовать!
А вам?
Мастер-класс смотреть онлайн: Создаем елочный шар «Большое путешествие» в технике Кимекоми
Вся наша жизнь — это путешествие!
А Новый год — это всегда новая страница в жизни. Ведь сколько раз мы давали себе слово начать новую жизнь с 1 января 🙂
Древние китайцы верили, что если загадать желание и отпустить его в небо, то оно обязательно дойдет до самых небес и сбудется. Отправлять желание можно разными способами: через огонь свечи или благовоний (пошепчите мечту над дымом, дым быстро поднимется к небу и доставит вашу просьбу), через китайский фонарик (фитиль поджигается и бумажный фонарик из тончайшей бумаги улетает высоко-высоко), вариаций огромное количество!
А мы сегодня сделаем волшебный дирижабль, вложим в него записочку-мечту и отправим в путешествие на елку, повыше от земли.
Итак, возьмем основу из пенопласта. У меня это шар диаметром 10 см. (купить можно в магазине для хобби или вырезать из упаковки, который кладется в коробки с бытовой техникой)
Возьмем фломастер и нарисуем рисунок — линии. Боитесь сложностей? Просто разделите шар на 4-8 долек.
Если вы начинающий, но ооочень храбрый мастер, добавьте линий и узоров. Я сделала вот так.
Теперь очень острым канцелярским ножом или лезвием от бритвы делаем прорези по всем нашим линиям на глубину примерно 1 см. Только не берите кухонный тупой нож, он сомнет пенопласт.
Теперь нам надо декорировать шар тканью. Вам нужны будут лоскутки небольшие, 6-8 сантиметров и необязательно их покупать специально, если вы не работаете с тканью. Можно взять носовые платочки, платье, которое не нравится или джинсы, что стали малы. Я беру кусочки, прикладываю к сектору, заправляю железной палочкой по контуру (можно взять палочку из маникюрных принадлежностей, спицу для вязания, пользоваться кончиком тупого ножа), обрезаю излишки вокруг, оставляя 3-4 миллиметра на припуск и заправляю окончательно ткань в прорезь.
Приложили и вдавили:
Обрезали с припуском 3-4 мм.
Окончательно заправили.
Продолжаем заполнять все сектора.
Пока не заполним все тканью.
Теперь возьмем атласную или репсовую ленту, шнур, тесьму, бечевку, нитку бисера или нитки для вязания потолще и прикалывая булавочками обернем наш шарик по линиям.
Внизу оставим хвостики 10-15 сантиметров, к ним мы будем крепить корзинку дирижабля.
Теперь делаем корзинку нашего воздушного шара. Можно склеить коробочку из картона, найти дома маленькую ненужную коробочку, а я просто отрезала кусок картонной трубки от втулки с фольгой (можно, кстати, взять и втулку от туалетной бумаги) и обмотала лентой.
Прикрепляем нашу корзиночку к шару. Для удобства я временно обернула канцелярской резинкой и приклеила клеем наши ленты-хвостики. Хвостики прячем внутрь корзиночки, приклеиваем, излишки отрезаем.
Сделаем петельку из ленты (нитки, скрепки, жгута, бечевки, ну, вы поняли, что применять можно буквально все, что у вас есть в закромах), за которую будем подвешивать сверху наш шарик и прикрепим на капельку клея или пришьем ниточками или воткнем булавочку.
Теперь приступим к необязательной, но приятной части — декору.
Украсьте ваш шарик, как угодно! Пришивайте бисер или бусинки, разрисовывайте красками или контурами, приклейте пуговки или подвесочки, делайте декупаж или надписи фломастерами на нём, одним словом, творите!
Я добавила немного страз и с помощью булавочек и бисера украсила линии соединения ткани.
Осталось написать заветное желание на небольшом кусочке бумаги, свернуть его в свиточек, или обернуть в кусочек упаковочной бумаги и положить в корзиночку дирижабля. Можно вложить в конфетку, под обертку.
Вот и всё! Вешайте его на елку или люстру (мы же помним про повыше-повыше к небесам) и пусть Большое путешествие в Новый год и Новую Счастливую Жизнь начнётся немедленно!
Творите гармонию и счастье!
Что такое кимекоми-нингё?
Техника кимекоми (kime – деревянная грань; komi – заправлять) – это искусство создавать кукол. Зародилась техника в Японии. Более точное название – кимекоми-нингё. На деревянной основе куклы специальным инструментом вырезаются бороздки-пазы, куда потом заправляется ткань – одежда куклы. Личико полируется и расписывается красками.
Предполагается, кимекоми-нинге впервые были сделаны в храме Камо в японском городе Киото. Идея принадлежала плотнику Такахаши Тадашиге. По легенде он обнаружил в храме выброшенный брусок дерева, очертания которого походили на человеческую фигуру. Обладая хорошей фантазией плотник доработал фигурку и принарядил её в разноцветные ткани. Так было положено начало новому направлению в японском искусстве.
Кимекоми-нинге в настоящее время делают из древесно-клеевой массы. За основу часто берётся дерево паловния. Кроме того, популярно использование пенопласта и пенокартона.
Куклы, выполнены в технике кимекоми, преимущественно являются предметом любования, коллекционирования, дополнения к интерьеру. В Японии принято дарить кимекоми-нинге на традиционные праздники и серьёзные семейные торжества, например: свадьба или дальнее путешествие.
Сейчас техника кимекоми является увлечением многих рукодельниц. С её помощью декорируется множество вещей: шкатулки, сувенирные пасхальные яйца, новогодние шары на ёлку и прочее.
За основу берётся доступный в наше время пенопласт, а драпируются формы кусочками ткани, шнурами и лентами. В Интернете можно найти множество разнообразных мастер-классов. Особой популярностью пользуются новогодние шары кимекоми. Это словно наваждение! За первой сделанной игрушкой, следует вторая. Работа прекращается, только когда на ёлке кончается свободное место.
Заниматься данной техникой непростое дело. Требуется терпение и усидчивость. Результат же поражает красотой. Шкатулки или шары кимекоми – это оригинальный подарок как для взрослого, так и для ребёнка. Кроме того, предметы, декорированные в технике кимекоми несут своё особое настроение, которое передаётся другим. В доме, где есть эти игрушки будет царить мир, порядок и равновесие.
Мастер-класс смотреть онлайн: Делаем ёлочную игрушку в технике «Кимекоми»
Для создания эксклюзивного елочного украшения нам понадобится:
— заготовка шарика из пенопласта;
— канцелярский нож;
— пайетки;
— бусины;
— бисер;
— декоративная тесьма;
— шнурок для подвешивания;
— ткань;
— маникюрные ножницы;
— швейные иглы для закалывания;
— клей «Титан»;
— клеевой пистолет.
Тесьму приклееваем клеевым пистолетом.
Теперь нужно натянуть ткань на «голые» части пенопласта. Для этого прорезаем канцелярским ножом линии глубиной примерно 1 см как можно ближе к краю тесьмы.
Теперь вставляем ткань в прорези. Можно сделать лекало, но я предпочитаю обходить этот этап стороной. Аккуратно утыкиваем ткань, чтобы не было складок. Я делаю это парикмахерской прищепкой для моделирования причесок, но вполне можно обойтись зубочисткой или маникюрными ножницами.
Отрезаем излишки ткани.
Повторяем те же шаги с остальными частями шарика.
Декорируем края пайетками. Для этого нанизываем на швейные иглы для закалывания сперва бисер, затем пайетку, обмакиваем в клей «Титан» и втыкаем в шарик, образуя шов между тканью и тесьмой.
Вот что у нас получилось:
По такому же принципу крепим ягодки и листики.
Клеевым пистолетом приклеиваем шнурок и декорируем верхнюю часть шарика скрывая клей и соединение тесьмы.
Вот результат:
Осторожно! Техника «Кимекоми» вызывает зависимость!
Создаём новогоднее настроение с помощью техники кимекоми!
Здравствуйте, дорогие рукодельницы! Как ваше настроение? Надеюсь, что просто прекрасно! Ведь нет повода грустить, когда приближается Новый год;) А это значит, что скоро будут подарки, мандаринки, сладости, салат оливье, любимые фильмы и…конечно, новогодняя ёлка! Хотите, чтобы на этот Новый год она была оригинальной и неповторимой? Тогда спешу познакомить вас с техникой кимекоми!
Кимекоми — это японское искусство, в России часто можно услышать, как его называют «пэчворк без иглы», но это название несколько ошибочно….Итак, давайте разбираться: в переводе с японского «Киме» — деревянная грань, а «коми» — заправлять, то есть это техника по созданию изделий (картин, кукол, елочных шаров), украшенными лоскутами ткани, края которых заправляются в прорези, сделанные на поверхности изделия. И вот такие чудеса получаются в итоге:)
А теперь немного из истории техники… её возникновению мы обязаны служителям храма Ками Шрине в японском городе Киото. Было это в 18 веке…Одному монаху пришла в голову идея создать куколку для праздничных обрядов. Он вырезал её из ивы, сделал прорези на фигурке и украсил её кусочками шёлка, края которых он заправил в прорези. Получилась так оригинально и красиво, что в храме начали осваивать его необычную технику, а позже она быстро распространилась по всей Японии.
Куклы в технике кимекоми. Работы современных мастериц.
Изначально кимекоми — техника по созданию кукол. Мастера вырезали из дерева фигурки, вырезали на них рисунок (у каждого свой, узоры не повторялись), а потом украшали парчой и шёлком, которые обычно оставались от старых кимоно. У японцев можно поучиться экономии, они очень разумно использовали уже не новый материал, тем самым не давали ему попросту пропасть.
Искусство кимекоми развивалось, проникало в другие страны, расширяло свои границы. Сейчас в этой технике делают потрясающие картины, шкатулки, другие предметы интерьера, а также….ёлочные шары! Современные мастерицы используют для них не деревянную основу, а обычный пенопласт:)
Нас в студии More Творчества часто спрашивают, а зачем нужны вот эти пенопластовые шарики?) Помимо того, что их можно использовать в создании кукол (форма головы) и топиарий (деревья счастья), они также применяются и для техники кимекоми! Это ещё один плюс кимекоми — доступность материалов. Думаю, что у каждого дома найдутся ненужные обрезки ткани, которые были когда-то отложены в долгий ящик со словами «А вдруг пригодится!», так вот такой момент настал:)
Вы можете использовать абсолютно любые материалы: например, шёлк и атлас будут смотреться очень празднично и нарядно, а ситец и хлопок — уютно и тепло. Также вы можете выбрать любой декор: стразы, бусины, атласные ленты, шёлковые шнурочки, кружева и многие другие материалы!
Такие ёлочные украшения — прекрасный новогодний подарок. Ещё раньше считалось, что изделия кимекоми дарят счастье их обладателям! Кроме того, каждый шарик оригинален и неповторим:)
Если вас заинтересовала техника кимекоми, но вы не знаете, с чего начать, то приглашаем вас на мастер — класс 12 декабря в студию «Моre Творчества»! Гарантируем вдохновение, новогоднее настроение и вкусный чай со сладостями:) Все подробности в разделе расписание мастер — классов!Кимекоми? Обязательно !!! | Журнал Ярмарки Мастеров
Ура !!!
Теперь у меня есть замечательная, очень нужная книга!
Книга Марии Ильницкой: Техника кимекоми. Японский стиль в интерьере http://www.livemaster.ru/item/15983329
Эта книга приехала мне уже две недели назад … Поделиться радостью я нашла время только сейчас. У меня выдалась очень уж суматошная осень. Все бегу куда-то, все дела какие-то. Каждый день собиралась и откладывала.
Я очень хочу попробовать эту технику. Есть планы и задумки. Должно получиться интересно и необычно! Результаты покажу не скоро … Надо обстоятельно подготовиться. А с моим темпом работы … Ну, вы знаете …)))
Вот обложка и несколько страниц из книги:
Вот здесь, в блоге автора есть более подробная статья об этой книге: http://www.livemaster.ru/topic/1890907
А здесь написано о кимекоми… Что это и с чем его «едят» http://www.livemaster.ru/topic/527803
Покажу вам несколько работ Марии выполненных в этой технике. Покажу мои самые любимые …
Вот такая красота.
Процесс изготовления кукол в этой технике кропотлив, долог и сложен … Хотя, сейчас нет нужды делать все самому… Существуют наборы для создания кукол кимекоми. Готовые фарфоровые головки и ручки, формы из опилочной массы. Остается подобрать ткань и все собрать воедино … Но, это тоже не так уж легко.
Мне очень хочется попробовать!
А вам?
.Кимекоми — японская традиционная кукла
Деревянная кукла —
Глядит она невозмутимым взором
Сквозь столетья…
Мидзухара Сюоси (1892–1981)
Не секрет, что куклы играют особую роль в японской культуре, далеко выходящую за рамки простые игрушки.
В Японии существует множество видов деятельности кукол, ее даже иногда называют «страной 10000 кукол». Некоторые изображают детей, императорский двор различных эпох, мифологический персонажей, богов, демонов и даже животных.
Первоначально многие куклы выглядели достаточно примитивно, предназначались только для церемоний и обрядов и имели ритуальное значение. Но существовали также и другие — для созерцания, которые ценились исключительно за красоту. Кимекоми — одни из них.
С происхождением этого вида кукол довольно любопытная история.
Считается, что кимекоми-нингё (они же камо-нингё, они же камигамо-нингё) были впервые изготовлены в киотском храме Камигамо, который относится к одному из самых древних синтоистсов Японии — святилищу Камо.
Храм Камигамо (上 賀 茂 神社) был построен задолго до основания Киото и славился крупнейшим фестивалем — Аои мацури (Aoimatsuri — 葵 祭 или Камо-мацури, «Праздник мальвы»).Фестиваль начинает свою историю со второй половины VI в. С VII в. его проведение знаменуется пышными праздниками. Это было целое событие — красочное, роскошно оформленное шествие от императорского дворца к храму во все времена привлекало множество зрителей.
Храм Камо, Киото |
Фестиваль Аой-мацури (фрагмент свитка). Япония, XVIII в. |
Современное уличное представление Аой мацури, костюмы эпохи Хейан, 2012 г.
Согласно легенде, около 270 лет назад, в эпоху Гэмбун, в Ки жилото человек по имени Такахаси Тадасигэ (Takahashi Tadashige), служивший в храме Камо плотником — miyadaiku .(Miyadaiku, 大 大 工 — плотник, специализирующийся на столярных работах для синтоистских храмов.)
Как обычно перед фестивалем Такахаcи вырезал из ивы, в изобилии росшей по берегам реки Камо, декоративные элементы для церемонии — и вдруг заметил, что один из непригодившихся деревянных брусков удивительным образом напоминает фигуру человека. ( Нингё — 人形 — на японском означает «кукла», а для записи этого слова используются два иероглифа: соответственно 人 — «человек» и 形 — «форма»).
Наверняка возле Такахаси крутились маленькие сыновья, чтобы как-то развлечь их, плотник вырезал из бруска фигурку и «одел» ее в лоскуты тканей, оставшихся после шитья праздничных одеяний участников церемонии. Он приклеил каждый лоскуток и заправил его краешки в бороздки на туловище будущей куклы.
Настелюоят Камо так понравилась идея плотника, подобные куклы стали изготавливать в храме и продавать как сувениры на ежегодном торжестве.
Из дерева вырезали фигурку куклы уже в одежде, со всеми складками и сложными драпировками.На корпусе делали специальные бороздки-пазы, аккуратно раскроенные кусочки красивой ткани — шёлка, парчи, хлопка, иногда традиционной бумаги «васи» — туго натягивали на корпус и плотно заправляли края лоскутов, приклеивая их в пазы.
Черты лица и волосы рисовали тушью суми, лицо и руки ничем не покрывали и не раскрашивали, а розоватый оттенок ивы придавал им характерную текстуру — куклы очень узнаваемы.
Приходящие на праздник люди охотно покупали нарядные фигурки: им так нравились маленькие (3-10 см) симпатичные куколки: император с императрицей, придворные, ремесленники и простые крестьяне, боги и демоны, воины и герои, птицы и животные.
Таких кукол поначалу называли по названию храма — «камо-нингё», «камо-куклы» (加 茂 人形) или «янаги-куклы» (ивовые куклы — 柳). Но с распространением по стране за ними закрепилось название по методу изготовления — «кимекоми-нингё» («кимекоми», 木 目 込 み): «ки» (木) означает «дерево», «меко» (目 込) — «вкладывание, заправление »,« ми »(み) -« тело, форма ».
Одни из камо-нингё, середина XVIII в.
Совсем крохотные камо-нингё высотой всего 2-3 см с ящиком для их хранения |
В Японии и прежде, задолго до этой истории, существовало множество разнообразных деревянных и тканевых кукол, но такахаси Тадасигэ был первым, кто придумал одеть простенькую деревянную фигурку в настоящую одежду.Так случайно обыкновенный плотник создал новый, абсолютно уникальный вид национальной куклы.
Тут стоит отметить, что разные источники расходятся во мнении, кем в реальности был автор кимекоми — синтоистским священником или работником при храме. Также есть версия, что плотник Тадасигэ — собирательный образ, не более, чем персонаж красивой легенды, данный вид кукол — результат коллективного труда служителей храма.
В любом случае, некоторые из первых экземпляров камо-нингё хорошо сохранились и дошли до наших дней.Их можно встретить в музеях, на антикварных аукционах и в частных коллекциях, в т.ч. за пределами Японии.
Впечатления и старший сын Тадасигэ, Дайхати (Дайхати, Дайхатиро), и внук Даийтиро (Дайичиро) успешно продолжили традицию кукольного мастерства, доведя технологии до совершенства.
Дайхати стал прекрасным мастером и приблизительно в 1804-1818 гг. создал прообразы современных кимекоми, которые так и назывались — Daihachi-куклы. Одна из самых известных работ — Сузуме Одори (Танец воробья).
Горожане, (Дайхатиро Тадашиге, XVIII в.) |
Внук Тадасигэ Daiichiro также успешно продолжил традицию мастерства, доведя технологию до совершенства. Необычайно плодовитый, особенно в период Бунсэй и Тэмпо (1818-1854 гг.), Он получил общенациональное признание. Его считали непревзойденным мастером кимекоми, работы Daiichiro ценились многие из них прекрасно сохранились и дошли до наших дней.
Искусно выполненные, утонченные кимекоми-нингё в эту эпоху вошли в моду и стали пользоваться чрезвычайной популярностью: их везли из Киото в столицу, город Эдо (старое название Токио), в качестве ценных бумаг подарков для знатных и влиятельных особ; изображали на свитках и своеобразных подарочных «открытках» — суримоно . Тогда же появились и первые коллекционеры этих кукол. Далеко не каждому доступна такая вещь, поскольку цена одной куклы порой была сравнима со стоимостью небольшого дома.
|
Актёр с маской льва и самурай, высота каждой фигурки — 5 см, нач. XIX в. |
Набор для кукол Kamo Diety.Ранний Мейдзи. |
Чуть позже, в эпоху Мэйдзи (1868-1912), Эйкити Ёсино (Eikichi Yoshino), знаменитый токийский мастер, стремясь ускорить процесс изготовления кимекоми и сделать кукол доступными не только для знати, изобрел поистине революционной технологии изготовления основы будущей куклы: туловище отливалось из массы тосо — опилок павлония, пропитанных смолой и смешанных с рисовым клеем. Высыхая через 4-5 дней, такая форма становилась одновременно влагостойкой, легкой и прочной, ее было проще шлифовать, а также — прорезать в ней канавки для заправления ткани.
Голову и руки также отливали из этого состава. Детали затем покрывали подобием эмали — гофун — из измельченных устричных раковин, поверхность полировали и тщательно отрисовывали черты лица и волосы.
Кимекоми-нингё: женщина в бежевом кимоно, 20-е годы XX в. |
Куртизанка, ранний Мэйдзи |
Кимекоми-нингё, 20-е гг.ХХ в. | Кимекоми-нингё, нач. ХХ в. |
Кукла, изображающая невесту в традиционном свадебном наряде, 40-е гг. ХХ в. |
Кимекоми-нингё, 60-70 е гг. ХХ в .: красавицы с нарядах эпохи Эдо.
Большинство мастеров с удовольствием используют недорогой и удобный метод мастера Ёсино, однако голову и руки сегодня делают из керамики, гипса либо фарфора, для волос используют специальные трессы, очень похожие на натуральные человеческие волосы, а лицо по-прежнему расписываю вручную, как каждый образ неповторимым. | |
И именно уникальная техника изготовления кимекоми делает их столь необычными, совершенно непохожими на прочих японских кукол. Прочный корпус, простые, но выразительные формы эффекта естественного объема наряда, а четкие линии прорезей точно передают естественную пластику персонажа… От самых простых кимекоми-дарума до изысканных кимекоми-хина, эти куклы всегда сохраняют присущие только им элегантность и очарование.
Список литературы, использованной для написания статьи:
1. Матаро Канабаяши. Кимэкоминингё — Куклы Кимэкоми. Шуфутосейкацуша, 1976. (на японском)
2. Луи Фредерик, Кэте Рот. Японская энциклопедия. Издательство Гарвардского университета, 2002.
3. Леа Баттен. Опознавание японских кукол. Издательство Хотей, 2000.
4. Алан Пэйт. Японские куклы. Увлекательный мир нингё. Tuttle Shokai Inc., 2008.
. .