первые упоминания валяния в Новом Ковчеге
Натуральная шерсть очень ценится за уникальные прядильные качества, которые люди смогли оценить по достоинству ещё в глубокой древности. Много лет назад, когда впервые стала использоваться техника валяния, люди пытались применять её для обработки найденных остатков шерсти диких животных. Для множества народов (в особенности, кочевых) войлок, образующийся в процессе уплотнения шерсти, считался культовым материалом, поскольку был единственным вариантом текстиля.Из войлока степные кочевники делали подушки, матрацы, разнообразные чехлы, ковры, бурки, головные уборы и множество иных изделий. Вспомним кратко историю валяния шерсти.
Первые упоминания валяния в Ноевом Ковчеге
Валяние шерсти из овцы меринос
Валяние считается наиболее древней техникой рукоделия. Это старинный способ создания изделий из волокон не пряденой шерсти.
Появление первых изделий подобного типа, по мнению археологов, датируется 8000 возрастом.
Согласно одной из старинных легенд, самый первый валяный ковёр появился на Ноевом Ковчеге. Перевозимых на нём овец содержали в условиях крайне ограниченного пространства.
Животные постоянно тёрлись друг о друга, клочья шерсти попадали на пол, становились влажными и постепенно уплотнялись под копытами.
Впоследствии, когда овец вывели из ковчега, в том месте, где их содержали, на полу осталось плотное полотно.
Валяние шерсти в разных странах
Традиционное валяние шерсти является одной из разновидностей народного промысла множества кочевых народов Монголии и Тибета, Центральной Азии, Индии и Турции. Этот материал с древних времён высоко ценится многими народностями как предмет первой жизненной необходимости. В настоящее время войлок получил широкое распространение в Европе.
Современные изделия из войлока
Многие современные рукодельницы создают из него модную одежду, обувь, сумки, игрушки, картины и разнообразные украшения.
Войлочные традиции
Валяние из шерсти, как и любое другое искусство, имеет определённые традиции, сформировавшиеся под влиянием самобытности каждого народа. Некоторые традиции по различным причинам были утрачены, но многие сохранились вплоть до нашего времени.
Валяние шерсти: Горный Алтай
Иранская техника
Характерной особенностью этой традиции считается орнамент. В соответствии с иранской техникой выбранный мотив сначала выкладывают шерстью на циновке, которую потом скручивают. После этого начинается процесс валяния.
В настоящее время носителями этой традиции признаются современные туркмены. Даже в наши дни эти мастера продолжают делать кошмы так же, как это выполнялось ещё в далёкой древности. Главным узором туркменского войлока считается стилизованный бараний рог. К наиболее используемым цветам относятся белый, красный и чёрный.Мокрое валяние Иранская техника
Пазырыкская
Самые древние изделия из войлока археологи отыскали в захоронениях Горного Алтая, относящихся к IV-V столетиям до н. э. В этом месте обнаружили Пазырыкскую культуру, относимую к «скифскому кругу». В захоронениях были найдены хорошо сохранившиеся элементы конского убранства, разнообразная мягкая утварь и одежда.
Пазырыкская техника валения
В настоящее время сохранившиеся войлочные изделия, относящиеся к данной культуре, можно увидеть в Эрмитаже.
Справка! Самым известным изделием, выполненным в этой технике, считается занавес впечатляющего размера (примерно 30 м²).
Пазырыкские войлочные изделия отличаются искусной ювелирной аппликацией удивительно ярких оттенков.
Сунская
Первые образцы изделий, относящихся к данной традиции, были обнаружены во Внутренней Монголии. Такие изделия были преимущественно одноцветными.
Валяние шерсти в Бурятии
Декорировали подобные изделия мелкой стёжкой из сухожильных нитей. В настоящее время эта традиция существует в Бурятии. Традиционные мистические узоры стёжкой пользуются там широкой популярностью.
Мокрое валяние Сунская техника в Монголии
Славянские
Для славян не было характерным изготовление войлоков, как таковых, но они в совершенстве овладели мастерством изготовления так называемых полувойлоков — тканых и подвалянных после материалов, классическим примером которых считается сукно (его делали из шерсти естественных цветов).
Европейские
В странах Европы войлок было принято сваливать посредством прокатывания его между валиками. Кроме этого, применяли ещё и другой метод. Уплотнение шерсти осуществлялось в крупных, похожих на воронку, ёмкостях под воздействием завихряющегося водяного потока.
Иглопробивной метод промышленного изготовления войлока
Со временем производство тонкого войлока (фетра) приобрело промышленные масштабы. В XX столетии появился иглопробивной метод промышленного изготовления войлока, предоставивший возможность сваливать даже волокно искусственного происхождения.
Два вида валяния
Сухой способ
Существует два основных способа валяния — сухой и мокрый. Сухой способ был изобретён сравнительно недавно. Такое валяние осуществляется с применением особых игл, снабжённых наклонными насечками.
Иглы для сухого валяния — фелтинг
Этими иглами шерсть протыкается много раз. Насечки при этом цепляют волоски, переплетая и уплотняя их между собой.
В результате получается однородный и плотный материал.Этот способ хорош для изготовления объёмных изделий — оригинальных кукол, игрушек и украшений.Мокрый способ
Мокрое валяние производится с использованием мыльного раствора, благодаря которому уменьшается трение между волосками. Вначале изделие из шерсти выкладывается требуемым образом, затем его нужно смочить подготовленным раствором и можно начинать процесс валяния посредством трения и сминания материала.
Справка! Горячая вода помогает волокнам удлиняться и ускоряет процесс их соединения между собой.
Мокрое валяние
После завершения процедуры получившееся изделие необходимо прополоскать в чистой воде и хорошо высушить. Этот способ используется в основном для изготовления плоских изделий, например, одежды, полотен и панно.
Современные традиции применения войлока
В современном мире валяние уже давно перестало быть простым ремеслом и превратилось в искусство. В последнее время наблюдается резкое возрастание интереса к войлоку.
Специалисты своего дела создают из этого материала не только игрушки, но и дорогие дизайнерские наряды и украшения к ним. Многие из мастеров работают в «горячей» технике, но и «холодный» способ валяния тоже получил довольно широкое распространение.Валяние из шерсти — старинное искусство, пользующееся в последние десятилетия широкой популярностью у современных рукодельниц. Техники валяния весьма разнообразны и позволяют создавать таким образом множество оригинальных изделий. Это увлекательное хобби, которое доставляет удовольствие освоившим его нехитрые принципы людям.Подпишитесь на наши Социальные сети
История валяния ( для общего кругозора )
В истории валяния первым упоминанием о войлоке считается легенда о валяном ковре, найденном на Ноевом Ковчеге. На Ковчеге произошла удивительная вещь: шерсть с овец падала на пол, намокала, а потом овцы сбивали ее копытами, в результате получился первый ковер.
Войлок происходит от тюркского ojlyk – покрывало. Он представляет собой непряденый текстиль из натуральной шерсти.
Валять войлок люди научились в глубокой древности, примерно восемь тысяч лет назад
Однако техника валяния появилась лишь после одомашнивания овец. Люди пытались валять шерсть диких животных, но это было не так просто, так как у шерсти диких овец нет чешуйчатого слоя, за счет которого происходит сцепление волокон друг с другом. Тем более что с одной овцы можно получить немного шерсти (максимум5 кг). А на то, чтобы изготовить юрту необходимо не менее100 кгшерсти.
История валяния тесно связана с одомашниванием лошади и собаки, что произошло в V тысячелетии до н.э. Верховые лошади и собаки помогли человеку организовать овец в отары, что привело к массовому использованию овечьей шерсти.
С этого момента в разных регионах (Кавказ, Памир, Тибет, Алтай, Передняя Азия (Афганистан, Иран), Балканы, Перу, Норвегия и Финляндия), независимо друг от друга, возникло и развивалось валяние войлока.
Валяние шерсти считается изобретением кочевников. Кочевники первыми оценили удивительные свойства войлока. Они изготавливали из шерсти одежду (головные уборы, бурки и др.), дома, предметы интерьера (подушки, ковры), утварь (мешки для различных целей), снаряжение для всадников (попоны для лошади, детали седла и др.). Войлок оберегал кочевников от вражеских стрел и злых духов, спасал от холода и жары. Люди использовали шерсть также в медицинских целях, в кузнечном и военном деле.
Самые древние войлочные изделия были обнаружены археологами в погребениях Горного Алтая, относящиеся к 4-5 векам до н.э. Здесь была обнаружена Пазырыкская культура, относящаяся к «скифскому кругу». В этих погребениях нашли неповрежденные предметы конского убранства, одежду и мягкую утварь. Пазырыкские войлоки сегодня можно увидеть в Эрмитаже. Во всем мире всего только 4 таких же древних коллекции войлоков из Сирии, Египта, Синьцзяна. Древнейшими считаются также войлоки из Монголии (курганы Ноинула), где жили в 1-2 веках до н.э. хунны.
До наших дней дошли следующие войлочные традиции:
Иранская традиция. В этой традиции выполнялось, как правило, вваливание узора. Современные туркмены являются носителями иранской традиции. Они и сегодня изготавливают кошмы так же, как и много лет назад. Основной узор туркменских войлоков – бараний рог, любимые цвета – красный, белый и черный. Узор выкладывали шерстью на подложке, затем все вместе скручивали в рулон и приступали к валянию.
Пазырыкская традиция. Самый знаменитый войлок этой традиции – огромный занавес (около 30 квадратных метров), найденный в одном из курганов в Горном Алтае. Полюбоваться на него можно в Эрмитаже. Пазырыкский войлок отличает удивительнейшая ювелирная аппликация, изумительно ярких цветов. Сегодня техника аппликации по войлоку также широко используется в украшении войлочных изделий.
Сюнская традиция. Эта традиция до сих пор сохранилась в первоначальном своем виде в Бурятии. Древнейшие образцы сюнской традиции находили в Центральной Монголии. Они в основном одноцветные и украшены сухожильными нитями в виде мелкой стежки. Древние узоры стежки в Бурятии используют и сегодня.
Со временем оседлые народы переняли у кочевников многие секреты изготовления войлока. Славянские народы, к примеру, с древности изготавливали полувойлоки – это тканные, но затем подвалянные материалы. Классический пример такого материала – сукно. Настоящий же войлок попал на территорию России, как считают исследователи, во времена монголо-татарского ига. Он использовался, в основном, как теплоизолятор для хозяйственных нужд. Самое любимое в России изделие из войлока – валенки!
В европейских странах в производство войлока внесли свои модификации. Уже в эпоху античности войлок уплотняли прокатыванием его между валиками. В Европе использовался также еще один способ валяния. В больших воронкообразных чашах шерсть уплотняли с помощью завихряющегося потока воды. Гораздо позже появилось промышленное производство фетра, который представляет собой тонкий войлок. А уже в 20 в. появляется иглопробивной промышленный способ изготовления войлока. Последний способ позволил сваливать даже искусственное волокно.
В наше время валяние шерсти переживает новый виток в своем развитии, оно возрождается. Сегодня это уже не жизненно необходимое ремесло, а яркая форма художественного выражения. Современные художники по войлоку используют все приемы валяния предков, а также придумывают новые. Становятся модными войлочные игрушки и картины, одежда и аксессуары, украшения и различные предметы интерьера. Войлок начинают использовать в сочетании со стеклом, металлом, керамикой. Мы видим, как развивается технология валяния, становятся доступными материалы и инструменты для этого вида рукоделия.
Из истории валяния | Журнал Ярмарки Мастеров
Доброго всем дня!
Решила сегодня провести экскурс в историю валяния. Это одно из древнейших рукоделий и это очень интересный рассказ.
Валяние… Фелтинг… Фильц… Все эти термины обозначают один и тот же процесс – превращение шерсти в войлок. Для большинства из нас, россиян, войлок, это, прежде всего, теплая и трогательная ассоциация с детством – дорога в детский сад ранним зимним утром, в кромешной тьме, держась за мамину руку или на санках… и, конечно же, детские валеночки… у кого-то с галошками, у кого-то на резиновом ходу… Вспомнили?.. Наверняка вспомнили! Такие моменты детства память хранит особенно бережно и глубоко.
На первый взгляд кажется невероятным, что такое личное, интимное воспоминание о смешных и трогательных детских валеночках имеет самую прямую и непосредственную связь с тысячелетней историей человечества. Но это именно так! Ведь войлок дошел до нас из невообразимой древности, из самой колыбели человечества. По-видимому, именно войлок был первым материалом, который человек создал своими руками – до него использовалось лишь то, что предоставляла человеку сама природа – шкуры животных, кора и листья растений.
Ученые считают, что войлоку приблизительно восемь тысяч лет. Существует трогательная легенда, что когда воды Всемирного потопа отступили, люди, выпуская из Ноева ковчега на сушу спасенных животных, обнаружили под копытами овец удивительный материал. Все долгое время скитания ковчега по волнам шерсть с овец падала им под ноги и намокала, и овцы, топчась на ней в тесном загончике, сваляли ее. Так сама природа обучила человека валянию.
В этой легенде, как и во всякой легенде, есть доля истины – войлок действительно создается путем механического сваливания, т.е. сцепления, соединения с помощью трения отдельных волокон шерсти в цельное полотно. Это происходит благодаря особой структуре шерсти – поверхность шерстинок покрыта микроскопическими чешуйками, которые, за счет определенного коэффициента трения, прочно сцепляются друг с другом.
Войлоком человечество обязано древним кочевникам-скотоводам. Именно они довели его технологию до совершенства, поскольку их бесчисленные стада поставляли в достаточном количестве овечью шерсть, сырье, необходимое для изготовления войлока. А древние скотоводческие народы, в свою очередь, обязаны войлоку буквально всем своим существованием. Само жилище кочевника, которое не только надежно и комфортно укрывало его от пронизывающих степных ветров, летней жары и страшной зимней стужи, но и одновременно служило сакральной моделью мира, было сделано из войлочных полотнищ. Его можно было очень быстро разобрать, компактно сложить и легко перевезти на любое расстояние, а главное, очень легко и быстро собрать на новом месте. Все внутреннее убранство дома кочевника, его одежда, обувь, головные уборы, детали конской упряжи – все это было из войлока.
Древнейшие из дошедших до нас образцов войлока были найдены археологами в Пазырыкском кургане на Алтае и датируются 5 в. По имени этого богатого захоронения со множеством прекрасно сохранившихся предметов ученые дали название одной из древних культур, которую сейчас во всем мире называют так и называют – Пазырыкской культурой.
Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько различных идей приходит людям в голову?.. сколько разнообразных вещей они постоянно изобретают и придумывают… как легко человечество увлекается… и как легко эти изобретения и увлечения сменяются новыми. А вот много ли вещей сопровождают человека в своем неизменном виде на протяжении всей его истории? Войлок – одна из таких древних и поистине мистических вещей. Многие народы, которые еще не превратились в обитателей каменных джунглей и не утратили связи со своим прошлым, и сегодня делают войлок в точности так, как их далекие предки, например, в Монголии и сегодня войлочная юрта является уютным домом и священной моделью вселенной, как тысячи лет назад.
Особые, порой драматические отношения с войлоком, складывались у западной культуры. Первые мастерские, специализировавшиеся на его изготовлении, появились в Европе в XVI веке. А в XIX веке были созданы промышленные валяльные прессы и валяльные машины, в которых осуществлялось сдавливание и прокатывание шерсти при одновременном воздействии на нее специальных игл, спутывавших шерстяные волокна. К началу ХХ века валяные материалы заняли определенные специфические позиции. Тонкое сукно использовалось для шитья верхней одежды, а из более грубого шились солдатские шинели.
Трагическая история ХХ века дважды одела в солдатское сукно весь земной шар. И неслучайно – ведь именно сукно было тем идеальным материалом, который защищал солдата и помогал ему выжить в страшных военных условиях. Нет другого материала, который так же, как шерстяное сукно, держит температуру, защищая от холода, зноя и ветра… почти не намокает и почти не горит… может укрыть человека и послужить ему настоящим убежищем, почти как юрта древних кочевников.
Фетр, валявшийся из пуха, а не из шерсти, использовался – и продолжает использоваться – для производства мужских и женских шляп. О валенках мы уже вспоминали. Еще был такой забытый ныне вид обуви, как бурки – их делали из фетра, непременно белого, с кожаной союзкой и кожаной отделкой по швам. Войлочные стельки использовались в обуви из любых материалов. Осталось упомянуть обширное техническое использование войлока в тех случаях, когда требуется шлифование, изоляция, утепление – и список применений валяных материалов в первой половине XX века будет практически полным.
Как видите, список не слишком длинный. А главное, ни одна из этих позиций явно не выглядит остроактуальной с точки зрения дизайна. Между тем, в последние годы во всем мире наблюдается настоящий бум интереса к валянию, фелтингу, фильцу – каким бы из этих терминов ни воспользоваться. Причем интерес этот именно дизайнерский, остроактуальный и поистине массовый. Что же случилось? Чем обусловлен этот новый поворот в тысячелетней истории войлока?
Однажды, зимой 1943 года, тысячелетняя история войлока пересеклась с личной историей одного человека. Звали его Йозеф Бойс. Он планировал стать врачом… но ХХ век отменил и сломал многие личные планы! В 1943 году, когда самолет немца Йозефа Бойса, летчика Люфтваффе, был сбит над Крымом, ему было 22 года.
Его искалеченное, обмороженное, бесчувственное тело подобрали местные жители – крымские татары. Они и выходили его древними народными методами. Одним из основных элементов этого лечения было укутывание предварительно растертого бараньим салом больного в войлочные кошмы. Смысл этого действия заключался не только и не столько в согревании! Все народы всегда приписывали войлоку исцеляющие свойства, верили в его способность сберечь и укрепить слабый огонек жизни. Вот и в русских деревнях в старину, если хотели выходить недоношенного младенца, держали его… в валенке!
Бойс пробыл в коме 20 дней. После чего сознание к нему вернулось, и сам он вернулся к жизни. Вернулся совершенно другим человеком, с полностью изменившимся взглядом на мир. С четким пониманием, что жизнь, такая хрупкая, является главной, высшей и непреходящей ценностью нашего мира. Духовный опыт, приобретенный его душой во время пребывания между жизнью и смертью, помог ему совершенно по-новому увидеть окружавшие его простые вещи. Он глубоко прочувствовал целительную силу войлочного кокона, который не дал угаснуть слабенькой искре жизни, едва теплившейся в его искалеченном теле, и был навсегда очарован этим удивительным материалом.
Его испытания на этом не закончились, впереди были еще годы советского плена, но, вопреки всему, он вернулся, в конце концов, на родину. И стал ярким художником и авторитетнейшим деятелем постмодернизма. Все его творчество, все многочисленные акции и перформансы были пронизаны одной главной идеей – идеей сохранения Жизни. А в качестве одного из главных материалов для своего творчества он использовал именно войлок, как символ сохранения жизненного тепла, как базовый сакральный элемент своей личной мифологии.
Таким образом, войлок, дотоле воспринимавшийся западной культурой чисто утилитарно, был включен в эстетический и символический аппарат самой передовой художественной мысли. Благодаря невероятному, почти мистическому стечению обстоятельств, в одной точке пересеклись судьба древнего материала, судьба Йозефа Бойса и трагическая история ХХ века. А результатом этого стал совершенно новый этап во взаимоотношениях человечества и войлока, интерес к которому, вспыхнувший благодаря творчеству Бойса, не угасает уже более полувека. Наоборот, этот интерес, как круги по воде, расходится все шире и шире, с каждым годом увеличивая количество любителей валяния, фелтинга, фильца во всем мире.
Роль Бойса в возникновении всеобщего интереса к войлоку очень велика, но это лишь внешний сюжет истории. Никакая идея никогда не приживется и не станет популярной, никакая идея не может быть навязана насильно, если она не будет отвечать какой-то глубокой внутренней потребности, созревшей в обществе.
Войлок, как материал для искусства и самовыражения, стал так популярен именно потому, что идеально отвечал насущной потребности человечества. Экология – горячая тема современности. Этника – горячая страсть современности. Человек западной культуры, десятки лет успешно строивший свои каменные джунгли, свой пластиковый, электронный, штампованный и одноразовый мир, наконец построив его, ощутил тоску и одиночество. Оказалось, что все блага цивилизации не приносят счастья и покоя в душе, если прерывается связь времен – связь со своими корнями… с природой… с живыми теплыми материалами. Оказалось, что мудрость тысячелетий и связь с природой нам совершенно необходимы!
Не остались в стороне от всеобщего интереса к войлоку и самые авторитетные современные дизайнеры. Вячеслав Зайцев, который известен своей приверженностью русским традициям, вывел войлок на подиум высокой моды – и мы, конечно же, без труда узнаем те самые наши непритязательные валенки, преображенные творческим вдохновением мастера.
Процесс валяния, по сути не изменившийся за тысячи лет, удивительно напоминает совершение древнего магического ритуала. Валяный объект, рождающийся в результате соединения сил природы, тепла и труда человеческих рук, несет в себе мощный положительный заряд, который легко считывается эмоционально, даже не будучи осознанным.
Автор статьи: Вера Папкова
История валяния. Свойства овечьей шерсти.
ИСТОРИЯ ВАЛЯНИЯ
Валяние самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани.
История фелтинга, или валяния из шерсти, насчитывает несколько тысячелетий. Такой универсальный материал, как войлок, использовался многими народами с древнейших времен: от кочевников Азии и Монголии до воинов Китая и Рима. Войлок до сих пор изготавливают и применяют в странах с суровым климатом. Сегодня повышенный интерес к валянию наблюдается и со стороны любителей рукоделия: они заново открывают для себя прелести работы с текстильным материалом, которому можно придать различную форму, объем, украсить вышивкой, аппликацией, бисером. Изделия из войлока выглядят оригинально, приемы работы с ним просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения. С помощью фелтинга можно создать буквально все: экзотические настенные панно, стильные подушки,удивительные фигурки,сумки, клатчи,кошельки,тапочки, валенки,одежду,шарфы,шапки, бусы,серьги,кольца.
О ШЕРСТИ МЕРИНОСА
С древнейших времен и по сей день меринос является одним из самых известных и популярных видов шерсти. В отношении качества шерсти, мериноса не может превзойти ни одна другая порода овец, а именно овцой является этот обладатель роскошной тонкорунной шерсти.
Сегодня мериносов разводят в специальных питомниках Австралии, Новой Зеландии и других стран. Однако до того момента, как шерсть мериноса завоевала признание во всем мире, прошло не одно столетие. Ценность шерсти была настолько высока, что ее никак нельзя было назвать доступной, а право разведения мериноса даже становилось причиной серьезных политических раздоров. Прародителя мериносовой овцы знали еще древние финикийцы.
Примерно за 200 лет до Новой эры селективное выведение специальной породы овец с тонкой и длинной шерстью начали римляне, скрестив греческого барана с римской овцой. Но наибольшего успеха в разведении мериносов добились испанцы, даже Плиний Старший в своих трудах описывал испанского мериноса как лучшую в мире породу овец. Правителями издавались всевозможные декреты и указы на поощрение разведения мериносов и даже на создание специальных «почетных ассамблей пастухов», дававших стране большие привилегии в этой отрасли.
К концу 16 века Испания уже была признанным лидером в разведении мериносовых овец. Более того, она была монополистом в этой отрасли: вплоть до того момента, когда испанская морская армада не потерпела поражение от Англии. Однако только спустя две сотни лет после вывоза мериносов из пораженной державы, англичане смогли добиться успехов в овцеводстве, сравнимых с Испанией.
В 18 веке мериносы были завезены в Австралию, где условия для их разведения оказались идеальными, и с этого момента именно она стала главным поставщиком шерсти в страны Европы.
Секрет мериносовой шерсти – очень тонкое волокно, позволяющее животным противостоять суровому климату и колебаниям температуры от очень низких зимних до экстремально высоких летних. Для производства изделий из мериноса состригается шерсть исключительно с холки животных.
Стрижка этих овец проводится каждую весну. В год овца приносит количество шерсти, достаточное для изготовления примерно пяти предметов одежды.
Физические и химические свойства шерсти:
1. Воздухопроницаемость: она имеет между ворсинками миллионы воздушных пузырьков, что облегчает доступ кислорода к коже человека . Это даёт возможность избежать парникового эффекта и предупреждает возникновение простудных заболеваний.
2. Самоочищение: постоянная циркуляция воздуха в шерстяной постели избавит вас от соседства с различными вредными микроорганизмами, такими как перьевые и пылевые клещи.
3. Высокая гигроскопичность: шерсть впитывает влагу в семь раз быстрее, чем любое другое текстильное волокно, что позволяет телу оставаться сухим и теплым. Именно это замечательное свойство делает шерстяное белье, шерстяную одежду и шерстяные постельные принадлежности такими полезными, т.к. вместе с влагой отводятся и токсичные вещества. На хорошей гигроскопичности шерсти основано действие системы многоразовых подгузников, где шерстяные штанишки впитывают столько влаги, что позволяют полностью отказаться от памперсов и их собратьев для ухода за малышами.
4. Великолепная терморегуляция: Шерстяные волокна имеют очень низкую теплопроводность, т.е. через шерстяную преграду к телу не проходят ни мороз, ни жар (в сауне, к примеру) и, одновременно, шерсть не выпускает наше собственное тепло и поддерживает очень комфортную температуру тела.
5. Натуральные сорта шерсти содержат активные вещества, основным из которых является ланолин, предохраняющий шерстяные изделия от загрязнения в течение длительного использования. Шерсть не раздражает кожу и не вызывает аллергии — болезни нашей цивилизации. Астматикам, для которых губителен пылевой клещ и микробы, особенно рекомендуется постельное белье и вещи из натуральной шерсти.Косметология – основная отрасль, где в полной мере используются полезные свойства ланолина. Он является мягкой и безвредной основой различных косметологических кремов для кожи, а также составной частью помады. При нанесении на поверхность кожи ланолин хорошо смягчает ее, увлажняет и быстро впитывается с поверхности в глубокие слои, не оставляя жирных следов. Хорошие отзывы о ланолине можно слышать от косметологов, специализирующихся на здоровье волос. Это вещество улучшает строение и внешний вид, благодаря ланолину волосы выглядят здоровыми и блестящими. Именно поэтому ланолин является важным компонентом кондиционеров для волос. Но на длину волос он не оказывает никакого влияния. В медицине ланолин используют как основу клейких повязок, лечебных пластырей и гидрофильных мазей (в том числе глазных). Это вещество способствует заживлению ран и восстановлению целостности кожных покровов. Кремы и мази, созданные с применением ланолина (например, Лановит) предотвращают появление трещин на сосках во время кормления грудью. Кормящим женщинам они будут полезны и в лечении уже возникших трещин сосков. Ланолин для этих целей используют с высокой степенью очистки, он безвреден для грудных детей, даже если случайно попадет внутрь.
6. Слабая электропроводимость: при нормальных условиях шерсть слабо электризуется и не удерживает частицы пыли. Несмотря на чешуйчатое строение и природную курчавость, шерсть относится к гладким волокнам. Вследствие большого объёма воздуха, заключённого в шерсти, вода и моющие средства легко проходят через неё и растворяют грязь.
7. Электростатические свойства: шерсть уменьшает положительную ионизацию на поверхности тела человека. Это свойство настолько важное, что о нем стоило бы говорить чаще. Дело в том, что положительные ионы действуют на человека очень угнетающе, электростатическое напряжение открывает врата для множества недомоганий и болезней, а шерсть может помочь еще у истоков проблемы. Электрические заряды не создаются и не исчезают, они лишь перераспределяются между соприкасающимися телами, т.е. в результате взаимодействия с шерстью, поверхность нашего тела приобретает столь необходимый отрицательный электрический заряд, освобождаясь от вредного положительного.
Доктор Альберт Крюгер еще в 50-е годы проводил исследования в области микробиологии и нейробиологии и выяснил, что избыток положительных ионов вызывает перепроизводство серотонина – очень активного гормона, который передает импульсы между нервными клетками человеческого мозга, контролирует аппетит, сон, настроение и эмоции человека. Результатом избыточного выделения серотонина при положительной ионизации является раздражение, напряженность, истощение, гиперфункция щитовидной железы, головокружение, головная боль, депрессия, беспокойство и другие неприятности.
История валяния
В истории валяния первым упоминанием о войлоке считается легенда о валяном ковре, найденном на Ноевом Ковчеге. На Ковчеге произошла удивительная вещь: шерсть с овец падала на пол, намокала, а потом овцы сбивали ее копытами, в результате получился первый ковер.
Войлок происходит от тюркского ojlyk – покрывало. Он представляет собой непряденый текстиль из натуральной шерсти.
Валять войлок люди научились в глубокой древности, примерно восемь тысяч лет назад
Однако техника валяния появилась лишь после одомашнивания овец. Люди пытались валять шерсть диких животных, но это было не так просто, так как у шерсти диких овец нет чешуйчатого слоя, за счет которого происходит сцепление волокон друг с другом. Тем более что с одной овцы можно получить немного шерсти (максимум5 кг). А на то, чтобы изготовить юрту необходимо не менее100 кгшерсти.
История валяния тесно связана с одомашниванием лошади и собаки, что произошло в V тысячелетии до н.э. Верховые лошади и собаки помогли человеку организовать овец в отары, что привело к массовому использованию овечьей шерсти.
С этого момента в разных регионах (Кавказ, Памир, Тибет, Алтай, Передняя Азия (Афганистан, Иран), Балканы, Перу, Норвегия и Финляндия), независимо друг от друга, возникло и развивалось валяние войлока.
Валяние шерсти считается изобретением кочевников. Кочевники первыми оценили удивительные свойства войлока. Они изготавливали из шерсти одежду (головные уборы, бурки и др.), дома, предметы интерьера (подушки, ковры), утварь (мешки для различных целей), снаряжение для всадников (попоны для лошади, детали седла и др.). Войлок оберегал кочевников от вражеских стрел и злых духов, спасал от холода и жары. Люди использовали шерсть также в медицинских целях, в кузнечном и военном деле.
Самые древние войлочные изделия были обнаружены археологами в погребениях Горного Алтая, относящиеся к 4-5 векам до н.э. Здесь была обнаружена Пазырыкская культура, относящаяся к «скифскому кругу». В этих погребениях нашли неповрежденные предметы конского убранства, одежду и мягкую утварь. Пазырыкские войлоки сегодня можно увидеть в Эрмитаже. Во всем мире всего только 4 таких же древних коллекции войлоков из Сирии, Египта, Синьцзяна. Древнейшими считаются также войлоки из Монголии (курганы Ноинула), где жили в 1-2 веках до н.э. хунны.
До наших дней дошли следующие войлочные традиции:
Иранская традиция. В этой традиции выполнялось, как правило, вваливание узора. Современные туркмены являются носителями иранской традиции. Они и сегодня изготавливают кошмы так же, как и много лет назад. Основной узор туркменских войлоков – бараний рог, любимые цвета – красный, белый и черный. Узор выкладывали шерстью на подложке, затем все вместе скручивали в рулон и приступали к валянию.
Пазырыкская традиция. Самый знаменитый войлок этой традиции – огромный занавес (около 30 квадратных метров), найденный в одном из курганов в Горном Алтае. Полюбоваться на него можно в Эрмитаже. Пазырыкский войлок отличает удивительнейшая ювелирная аппликация, изумительно ярких цветов. Сегодня техника аппликации по войлоку также широко используется в украшении войлочных изделий.
Сюнская традиция. Эта традиция до сих пор сохранилась в первоначальном своем виде в Бурятии. Древнейшие образцы сюнской традиции находили в Центральной Монголии. Они в основном одноцветные и украшены сухожильными нитями в виде мелкой стежки. Древние узоры стежки в Бурятии используют и сегодня.
Со временем оседлые народы переняли у кочевников многие секреты изготовления войлока. Славянские народы, к примеру, с древности изготавливали полувойлоки – это тканные, но затем подвалянные материалы. Классический пример такого материала – сукно. Настоящий же войлок попал на территорию России, как считают исследователи, во времена монголо-татарского ига. Он использовался, в основном, как теплоизолятор для хозяйственных нужд. Самое любимое в России изделие из войлока – валенки!
В европейских странах в производство войлока внесли свои модификации. Уже в эпоху античности войлок уплотняли прокатыванием его между валиками. В Европе использовался также еще один способ валяния. В больших воронкообразных чашах шерсть уплотняли с помощью завихряющегося потока воды. Гораздо позже появилось промышленное производство фетра, который представляет собой тонкий войлок. А уже в 20 в. появляется иглопробивной промышленный способ изготовления войлока. Последний способ позволил сваливать даже искусственное волокно.
В наше время валяние шерсти переживает новый виток в своем развитии, оно возрождается. Сегодня это уже не жизненно необходимое ремесло, а яркая форма художественного выражения. Современные художники по войлоку используют все приемы валяния предков, а также придумывают новые. Становятся модными войлочные игрушки и картины, одежда и аксессуары, украшения и различные предметы интерьера. Войлок начинают использовать в сочетании со стеклом, металлом, керамикой. Мы видим, как развивается технология валяния, становятся доступными материалы и инструменты для этого вида рукоделия.
Вы тоже легко освоите валяние шерсти, если вам интересен этот вид творчества. Попробуйте, я уверена, что вам это очень понравится!
Просмотров: 25724
История войлока.Войлок в жизни славянских народов
Манящая бесконечность… степь… океан пространства до краев наполненный цветом, запахами, звуками, жизнью. От Атлантического океана до Тихого, протянулся великий степной коридор, который опоясывает всю Северную Евразию. Здесь жили полулегендарные племена воинов и кочевников, они были свободны как ветер, гуляющий по степи, потому что только в движении была их жизнь, и не знали они другого дома кроме войлочного. Спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, войлок был свидетелем свадеб, рождения и смерти, великих военных походов, религиозных таинств, общения с богами. Войлок оберегал от холода и невзгод, от злых духов и вражеских стрел, все в их не легкой жизни было связано с войлоком.
Шерсть — единственный материал, из которого можно валять войлок, лучше всего для этого подходит шерсть овцы. Шерстяные волокна состоят из кератина и волокнистого белка, мягкие упругие волокна удерживают тепло и не пропускают влагу. Овечья шерсть обладает уникальным свойством. Покровный волос имеет чешуйчатый слой – кутикулу, благодаря ему, шерстяные волокна сцепляются друг с другом под воздействием горячей воды или пара, давления и трения. На этом и основан принцип валяния, с помощью которого изготавливается войлок.
История валяния берет свое начало в 5-6 тыс. до н.э. Считается, что самыми ранними прототипами войлока были кусочки шерсти диких овец, которые выпадали на землю и скапливались внутри пещер. Со временем копившаяся шерсть уплотнялась и сбивалась, впоследствии человек стал использовать её в виде подстил.
Изобретение войлоков, произошло гораздо позже чем ткачество, которому по меньшей мере 20 тыс. лет. Причина этого в том, что войлоковаляние не могло существовать до момента пока не получило своё развитие овцеводство. Шерсть дикой овцы не валяется, у неё нет чешуек которые позволяли бы волокнам сцепляться друг с другом, поэтому было необходимо вывести домашние породы овец. Помимо этого требовалось еще и очень большое количество шерсти, к примеру, на изготовление покрытия юрты нужно как минимум 100 кг. шерсти, соответственно необходимы большие отары. Хотя овца была одомашнена достаточно рано, организация овец в стада не могла существовать без одомашнивания лошади, что произошло примерно в 5-6 тыс. до н.э. это время и принято считать рождением войлоковаляния, когда производство локального типа приобрело массовое и жизни-определяющие значение.
Войлоковаляние — древнейшее ремесло. Войлок помогал человеку выжить, защищал от холода и зноя, служил одеждой и кровом. Трудно представить путь и истории многих народов и цивилизаций, если бы не была одомашнена овца. Также трудно представить жизнь и культуру кочевых народов без войлока.
Первые войлоки
Самые первые войлоки определяются как работа протоиранских племен, и датируются археологами 3 тыс. лет до н.э. найдены были на территории Малой Азии. Техника войлоковаляния дошла и до наших дней, характерна она для народов Закавказья, Малой Азии, Ирана и Средней Азии. Одними из ярких носителей иранской традиции войлочного производства стали туркмены.
С древнейших времен войлоки научились декорировать, и способов украшения изобрели довольно много. Наиболее известны способы:
- вваливание узора
- аппликация. В качестве аппликативного материала может использоваться не только шерсть, но и другие материалы — ткань, кожа
- мозаичный способ или инкрустация войлоком. При этом способе обычно используется также декоративная стежка
- иногда используется вышивка по войлоку, украшение изделий бисером и ракушками
- изредка встречается роспись
Легендарные Скифы – Скотоводческие племена. Многочисленные изображения на скифских золотых изделиях свидетельствуют о существовании у северных кочевников большого количества войлочных изделий, а Геродот описывает, как Скифы носят войлочные шапки и кафтаны, живут в войлочных шатрах.
Настоящий переворот в представлении об искусстве войлоковаляния у ранних кочевников, произошел с открытием царских Пазырыкских курганов на Алтае, датируемых 6-4 вв. до н.э. Сложно-декорированные войлочные изделия являются самыми известными войлоками в мире. Сделанные они из тонких 1-2мм толщиной панелей, украшенных аппликацией войлок по войлоку, изредка дополняемых вышивкой тамбурным швом, окантовкой белым шнуром, или вырезанными из золотой фольги деталями. Прекрасная сохранность, непревзойденные технические качества, исключительная красота и особая аура скифской культуры. Тип войлока, который отличается тончайшей аппликацией, стал называться “пазырыкской линией”, но поистине культовым для любителей войлока во всем мире, стал огромный более 30 кв. м. войлочный занавес, изображающий сцену предстояния всадника перед божеством.
История “Сюнской” традиции войлоковаляния
Толстое многослойное войлочное полотнище крытое тканью, сцены борьбы животных и другие мифологические сюжеты, украшения в виде аппликаций с обязательной стежкой и окантовкой толстым витым шнуром, такова манера валяния и декорирования войлочных изделий, найденных в курганах Ноин-Улы (хунну, 2—1 вв. до н. э.) во внутренней Монголии.
Сюны, народ который отличался воинственностью и приверженностью кочевому образу жизни, особенностью их культуры было отсутствие ткачества. Единственным текстилем который они производили, были войлоки, поэтому последние имели для них особое значение. Изображение огромной юрты Чингисхана крытой войлоками, традиционные монгольские войлочные изделия, старинные и современные, подтверждает, что монголы прямые наследники и продолжатели “сюнской” традиции войлоковаляния. Яркими последователями этой традиции стали многие народы Центральной Азии: Тибетцы, Тувинцы, Алтайцы, Казахи. Сюнская манера войлоковаляния распространилась вплоть до Северного Кавказа, каждый народ вносил в украшения войлочных изделий свои национальные элементы, но все степные народы воспринимали и воспринимают войлок, как гарант их образа жизни.
Там где когда-то зародилась сюнская традиция войлоковаляния, она продолжает жить и теперь, в современной Бурятии. С давних времен изготовление войлока у Бурят было одно из главных забот короткого сибирского лета. Все начиналось со стрижки овец. Проводили её в конце июня, начале июля, стричь позднее было нельзя, т.к. новая шерсть не успевала отрасти до начала зимы, животные могли погибнуть. Первичная обработка шерсти у бурят такая же как и у других народов занимающихся войлоковалянием.
Войлочные изделия небольшого формата валялись вручную, считалось, что это сравнительно не сложная работа, делали её женщины, а вот большие полотнища для покрытия юрт изготавливались мужчинами особым способом. Рулон, заготовка будущего войлока, зашивали в сырую коровью кожу, к краям шеста привязывали веревки, свободные концы постромок соединяли со стременами осёдланной лошади и прокатывали по ровному травяному полю пока войлок не сваляется. Считалось, что для получения доброкачественного войлока достаточно расстояние 15-20 дистанций полета стрелы, что равняется приблизительно 1.5-2 км. В кочевом быту требовалось много войлока, но как бы не был важен войлок для юрт, без войлочных кошун небольшого размера, было не обойтись, они использовались для внутреннего убранства бурятского жилища. На войлочных матрасах спали, на войлочных ковриках ели, войлок любовно украшали. Женщины терпеливо стежок за стежком самодельными нитками из сухожилий лошадей и диких животных простегивали древние узоры, оберегая себя, семью, весь род от сил зла, надеясь на лучшее. Так войлок становился не просто посредником между человеком и богами, но и добрым духом и хранителем жилищ. Возведение юрт требовало немало усилий и мастерства. Деревянно-решетчатый каркас собранный и связанный покрывался войлоком, который состоял из отдельных кусков разного размера и назначения. Крыша покрывалась четырьмя полукруглыми кусками войлока образующими два слоя мягкой кровли. Они перекрывали загнутые края стеновых покрытий так, чтобы дождь и снег не попадал внутрь жилища. Стены обтягивались тремя прямоугольными полосами, верхний край которых заходил на потолочные шесты. После закрепления покрытия его обвязывали сверху волосяными веревками. Самый низ обтягивался двумя узкими и длинными кусками войлока, которые имели значения утеплителя и отдушины. Только на строительство одной не большой юрты, требовалось войлока от 90 до 150кв.м. а ведь многие семьи имели по 2-3 юрты. Когда со временем у Бурят появились деревянные дома, своим видом они напоминали юрту.
Войлок в жизни славянских народов
Славяне никогда не были кочевниками и никогда не жили в юртах, а вот о войлоке знали не понаслышке, умели делать и его, и полувойлоки характерные для европейской традиции войлоковаляния. Древнеславянские названия шерстяных тканей, дошедшие до нас благодаря летописям, звучат не привычно и таинственно: водмол, апона, орниц, ерига, сукно.
Слово сукно встречается в памятниках письменности, начиная с 12 века, но способ его изготовления очевидно гораздо древнее. На территории старой Ладыги, археологами найдены войлочные фрагменты не ясного назначения, и головное покрывало датируемой 8 веком, а вот валеной обуви археологами пока нигде не обнаружено, значит ли это, что в знаменитых валенках наши предки не ходили? До нас дошел способ, с помощью которого славяне валяли сукно, шерстяную ткань типа сермяги. Шерсть раскладывали на доске, понемногу и непрерывно её поливали горячей водой, а двое крепких мужчин устраивались друг против друга около доски и ногами двигали по ней ткань, то к себе, то от себя, при этом образовался тонкий слой похожий на тонкий войлок. В холодную пору славяне мужчины и женщины надевали длинные теплые одеяния из сукна, назывались они свитами от слова свивать, что значило кутать. В конском убранстве у славян широко использовался войлок, из него делали подкладки для хомутов и седел, конские попоны. Начиная со скифов, и по сей день, войлок есть и остается самым подходящим материалом для конского убранства.
Не спокойное было время, славянам много приходилось воевать, и войлок верно служил им в этом деле. Из него делались мягкие подклады для шлемов, при ударе топора или меча, войлок смягчал удар. Пригодились в военном деле и полувойлоки. Из сукна изготавливался мятель (плащ) который мог быть элементом воинской одежды. Намотав на руку толстое валяное сукно, воин мог использовать его в качестве своеобразного щита, да и в военных походах такой плащ служил и одеялом и палаткой.
Сколько тысячелетий войлоку? Где его начало? Сумеем мы сохранить то, что досталось нам от предков?
За последние несколько лет, искусство войлока переживает свое второе рождение. Раз освоенное человеком войлочное производство не прерывалось никогда, и почти не изменялось за прошедшие века, только вот из разряда простого ремесла войлоковаляния давно перешло в ранг высокого искусства.
Как создают современные художники по войлоку? Рисуют? Лепят? Поют? Сочиняют? …всего понемногу… ведь они валяют войлок.
По материала научно-познавательного фильма “История войлока” 2002г.
Валяние из шерсти: от шумеров до наших дней. Часть 1
Недавно, разглядывая чудесные работы мастеров фелтмейкеров на просторах Ярмарки Мастеров, я увидела необычный комплект одежды. На модели были блуза из легкой, струящейся ткани и юбка из войлока с изящными шерстяными завитушками. Меня удивило то, что вроде бы плохо сочетаемые свойства материалов – воздушность и плотность, гладкость и шершавость, прохлада и тепло – так естественно и гармонично дополняли друг друга. Этот необычный образ застрял в голове, вызывая какие-то смутные воспоминания. «Где-то я это уже видела… Защищенность и нагота…» — крутилось в мыслях. И вдруг появилась картинка: небольшая скульптура мужчины с огромными семитскими глазами, обнаженным торсом и в длинной овечьей юбке.
Неправда ли проглядывает неуловимое сходство?
Боже, это же из Древнего Шумера! Шумер – это государство, возникшее в III тыс. до н.э. в плодородной долине между реками Тигр и Евфрат. Специалисты предполагают, что именно там находился библейский «Эдемский сад».
Воистину говорят, что нет ничего нового под Луной. Естественно, сразу захотелось узнать о том, как формировалась традиционная одежда этого региона. Вдруг в этом «древнейшем очаге человеческой культуры» найдутся еще какие-нибудь нестандартные идеи? Вам тоже стало интересно? Тогда в путь!
Примерно 10 тысяч лет назад на Древнем Востоке были одомашнены овцы и козы. С тех пор шерсть здесь стала основным сырьем для производства одежды и предметов быта. Думаю, что многие зададутся вопросом: «А как же лен или хлопок?» Климат в Шумере был недостаточно пригоден для возделывания этих культур, поэтому большую часть льна, например, привозили из Египта. Льняная и хлопковая одежда были роскошью для жителей Шумера, да и от ночных холодов они защищали плохо. Вокруг были пустыни, поэтому с закатом солнца земля быстро остывала. В условиях дневной жары и ночного холода лучшей одежды, чем из шерсти, кожи и меха для них, несомненно, не было. И в производстве шерстяных тканей шумеры достигли больших успехов. Искусство здешних мастериц славилось по всему.
Востоку, однако, для того, чтобы стать профессионалом в ремесле, недостаточно было иметь дома прялку и станок. При храмах, владевших большими стадами овец, действовали школы прядильщиц и ковровщиц. Обучение в них длилось 5 лет. Лучших девушек оставляли работать в храмовых мастерских, изготавливавших ткани и одежду для статуй богов, жрецов, царя и придворных вельмож.
Одежда в Древнем Шумере была весьма разнообразна. Окрашивали ее, как и полагается южанам, в яркие цвета. На улицах городов можно было встретить людей в желтых, зеленых, синих, фиолетовых, красно-лиловых, разноцветных одеяниях. Но самым престижным был пурпурный цвет. Щеголять в пурпурных костюмах могли себе позволить только знатные и богатые, а бедняки одевались в отбеленные солнцем ткани, так как окрашенные были слишком дорогими для них.
Вначале III тыс. до н.э. жители Междуречья, мужчины и женщины, носили юбки из меха, кожи или войлока, несколько расширенные книзу. Подол юбки обшивался широкой полосой меха или шерстяной бахромой.
Похожие одежды делают и сегодня.
В более позднее время основной мужской одеждой стала «канди» — рубашка с короткими рукавами. Канди носили мужчины всех сословий. Однако, чем знатнее и богаче был человек, тем длиннее была его одежда. Разделение одежды по длине носило чисто функциональный характер: трудящимся нужна была удобная для работы одежда, а высшие слои общества рассматривали ее в первую очередь с точки зрения красоты и престижа. Придворные украшали свои канди вышивками и, по традиции, пурпурной бахромой и полосками меха. Бахромы должно было быть очень много! Приближенные царя имели перевязь – полоску ткани, обшитую бахромой, которую повязывали крестообразно или надевали через одно плечо. У самых знатных сановников она была очень широкой и длинной, спускалась до самых колен. Сообразно с чином, бахрома перевязи была длиннее или короче.
Не канди, но очень похожая одежда из современности.
Носить несколько одежд имел право только царь. Поверх длинного канди из тонкой ткани, сделанной из шерсти ягнят особой породы, он надевал узкий «конас» — несшитый с боков плащ. Спереди внизу плащ был закруглен, сзади прямой, по краям обшит широкой пурпуровой бахромой. Вся поверхность конаса была обильно вышита. Сверх конаса иногда одевался еще один плащ, слегка драпированный на груди, также обшитый бахромой. Канди носили с поясом, а у царя этот длинный пояс заканчивался двойной кистью с пластинками. Сверх конаса надевалась через плечо перевязь с бахромой.
Как вам эта накидка на царское плечо?
К знакам царского достоинства относился, конечно, и головной убор. Он был из белого тонкого войлока и назывался «кидарис». Кидарис украшали чеканными золотыми пластинами.
Почти кидарис, только вместо золотых – войлочные рога.
«А что же одевали земледельцы и ремесленники, кроме рубашки-канди?» — зададите вы справедливый вопрос. А обычные жители ничего другого, кроме рубашки-канди, и не носили. Им нельзя было не только украшать свои рубашки, но и пользоваться верхней одеждой. Ношение плащей, войлочных колпаков было привилегией аристократии. Возможно, бедняки, сравнивая свое положение с положением рабов, радовались, так как тем даже набедренной повязки не полагалось.
Этот костюм во времена шумеров мог бы быть вполне носибельным.
А во что же наряжались шумерские красавицы? Об этом в следующий раз >>
В качестве иллюстраций к моему тексту использованны работы мастеров-фелтмейкеров, извините, по правилам сайта, не могу называть их имен, это приравнивается к рекламе.
История войлока и войлочного производства — первый текстильный
Войлок — это тип текстиля, который не ткут, а получают путем матирования, уплотнения и сжатия волокон вместе. Он может быть натуральным или синтетическим. волокна. Изготовление войлока старше прядения и ткачества, и во многих культурах ходят легенды о том, как возникло производство войлока. Шумеры утверждают, что секрет Изготовление войлока было открыто Урнамманом из Лагаша, путешественником и шумером, легендарным героем-воином.У христиан есть легенды, которые считали выдумкой Святого Климента или Святого Христофора. Они оба бежали от судебного преследования, и они набили свои сандалии шерстью, чтобы предотвратить образование пузырей и сделать обувь удобнее, но в конце пути шерсть превратилась в войлочные носки от движения и пота. Национальный музей в Копенгагене сохранил шапки из цельного войлока времен ранней бронзы. Они были найдены в доисторических курганах Ютландии и Северного Слесвига и датируются примерно 3500 годом. лет.Классические греческие авторы упоминают об использовании войлока. В Помпеях были открыты специализированные мастерские по изготовлению фетровых шляп и войлочных перчаток. Кочевой народы до сих пор занимаются изготовлением войлока и делают из войлока коврики, палатки и одежду для повседневного использования и для продажи туристам.
Существует множество различных техник валяния — мокрый, игольный, нуно, морковный … Мокрое валяние — это метод сцепления и уплотнения шерстяных волокон, которые сначала смочите в мыльной воде, а затем протрите, пока ткань не станет такой же толщины.Отдельные волокна шерсти покрыты мелкой чешуей. Когда вода и прикладывается давление от трения, чешуйки раскрываются, и волокна спутываются. Когда войлок высыхает, волокна остаются спутанными.
Войлочное валяние — это техника изготовления войлока без воды. Войлок изготавливается путем переплетения волокон шерсти путем протыкания колючей иглой. Колючки иглы ловят чешуйки на волокне и заставляют их путаться и связываться. Это популярное художественное ремесло, используемое любителями и художниками.
Нуно валяние — это техника, разработанная Полли Стирлинг, художницей по волокну из Австралии. Эта техника связывает свободные волокна шерсти в прозрачную ткань, такую как в виде шелковой марли, нейлона или муслина, что создает легкий фетр. Название техники происходит от японского слова «нуно», что означает «ткань». С таким видом шерсть для производства войлока — это только один вид волокна, которое можно использовать.
Войлок имеет множество применений, от одежды и палаток до автомобильной промышленности, музыкальных инструментов и строительства домов.При использовании в автомобильной промышленности гасит вибрации между внутренними панелями и предотвращает попадание грязи в некоторые шаровые / чашечные соединения. В музыкальных инструментах войлок также используется для увлажнения вибрации. Он используется на стойках для барабанных тарелок, на молотках для большого барабана и литаврах, а также на молотках для фортепиано, которые сделаны из шерстяного войлока вокруг деревянного сердечника. Когда картины ставятся в раму, между картиной и рамой помещается войлок, чтобы рама не могла повредить картину. В моде фетр используется для головных уборов, куртки, детали и украшения, подушки, сумки и другие предметы одежды.
.История войлока | feltingandfiberstudio
На самом деле я должен был представить свое первое видео сегодня, но после того, как я проспал половину ночи и все еще не закончил видео, я решил, что дебют видео придется подождать. Надеюсь, я загружу и отправлю его на следующей неделе. Так что вместо этого немного истории из войлока.
Моя местная группа каждый раз проводила небольшое исследование истории искусства. В этом месяце мы изучали железный век. Я вспомнил, что первые кусочки войлока были найдены примерно в этом возрасте или раньше, поэтому я решил глубже изучить историю войлока.Я нашел очень интересную статью Бертольда Лауфера в американском антропологе под названием «Ранняя история войлока». Вот ссылка. В статье рассказывается о том, где были найдены первые войлочные работы, и о возможной области, где они впервые были изготовлены. Интересно, что валяние обычно практиковалось в Азии и Европе, но отсутствовало в Африке и коренных странах Америки.
Валенки из Пазырыкской гробницы
Некоторые из самых ранних войлочных изделий были найдены в Сибири, в горном районе Алтая, в так называемой Пазыркской могиле.Все эти произведения датируются периодом 300–238 гг. До н. Э. У Вашингтонского университета в Сиэтле есть проект под названием «Шелковый путь Сиэтла» с очень информативным веб-сайтом. Я нашла все эти фотографии войлочных изделий с их сайта, хотя это предметы из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Россия. У меня не было времени полностью изучить сайт, но он выглядит очень интересным, поскольку рассказывает о различных тканях и практиках на Шелковом пути.
Валенки, другой вид.
Как видите, эти сапоги очень красиво декорированы, прошиты и расшиты бисером. Это были сапоги, которые хранились в гробнице и, вероятно, были сделаны специально для похорон и процесса погребения.
Фетровая шляпа
Что меня поражает, так это сложность войлока и стилей. Я все время вижу такие формы шляп в Монтане.
Фетровый лебедь
У меня есть фотографии этого войлочного лебедя в моей книге, так что вы, возможно, видели это раньше. Я снова впечатлен артистизмом и техникой, использованной при создании этого произведения.
Седельное одеяло с изображением грифона, атакующего горного козла
Это седельное одеяло. Обратите внимание на сложность узоров и яркие цвета шерсти. Мне нравится, как погода в Сибири позволила изделиям выжить, чтобы мы могли увидеть, что люди в железном веке были способны производить из войлока.
Часть пледа
Посмотрите на чудесную инкрустацию в этом изделии. Подумайте, как давно были изготовлены это и другие изделия. Фетр имеет очень богатую историю, и мне нравится, что процесс почти такой же, как и много лет назад.
Нравится:
Нравится Загрузка …
О Рутлейне
Когда я открыл для себя валяние в 2007 году, я наконец нашел выход творчества, который искал. Мне нравится, что универсальность волокон позволяет мне «играть» с самыми разными материалами, включая шерсть, шелк, ткани, пряжу и нити. Создание уникальных произведений искусства из волокна, которыми можно поделиться с миром, удовлетворяет мою творческую страсть. .История войлока
Воспроизведение или копирование материалов без разрешения Torb and Reiner запрещено.
Войлок — это нетканое полотно, производимое путем матирования, уплотнения и прессования волокон. Волокна образуют структуру ткани, поэтому она очень мягкая.
Войлок — старейший вид ткани, известный человечеству. Он появился еще до ткачества и вязания, хотя в Британском музее есть археологические свидетельства того, что первая известная нить была получена путем наматывания растительных волокон на бедро.В Турции были найдены останки войлока, датируемые как минимум 6500 годом до нашей эры. Очень сложные войлочные артефакты были найдены в вечной мерзлоте в гробнице в Сибири и датированы 600 годом нашей эры. Войлок может быть любого цвета, любой формы и размера.
Во многих культурах существуют легенды о происхождении войлочного производства. История святого Климента и святого Христофора повествует, что, спасаясь от преследований, мужчины набивали свои сандалии шерстью, чтобы предотвратить образование волдырей. В конце пути движение и пот превратили шерсть в войлочные носки.
Говорят, что ковчег Ноя был обшит шерстью и сочетанием мочи и топчущих животных, оставленных войлочным шерстяным ковром. В настоящее время войлок широко используется как средство выражения в текстильном искусстве, а также в дизайне, где он имеет значение как экологический текстиль. Шумерская легенда утверждает, что секрет изготовления войлока был открыт Урнамманом из Лагаша.
Производство войлока до сих пор практикуется в традиционных стилях кочевыми народами Азии, где регулярно производятся ковры, палатки и одежда.
Производство войлока
Войлок производится с помощью процесса, называемого мокрое валяние , при котором натуральное шерстяное волокно стимулируется трением и смазывается влагой (обычно водой), и волокна перемещаются под углом 90 градусов к источнику трения, а затем снова в сторону, в эффект выполнения небольших «закрепочных» стежков. Только 5% волокон активны в любой момент, но процесс является непрерывным, и поэтому различные «наборы» волокон активируются, а затем деактивируются в непрерывном процессе.
В этом «влажном» процессе используется естественная природа шерсти и других волос животных, потому что на волосах есть чешуйки, которые имеют направление. Волосы также имеют изгибы, и эта комбинация чешуек (как структура сосновой шишки) реагирует на стимуляцию трения и вызывает феномен валяния. Он, как правило, хорошо работает только с шерстяными волокнами, поскольку их чешуйки при обострении слипаются друг с другом, образуя ткань.
Валяние производится химическим способом в промышленности.Иногда это также делается с помощью игл с зазубринами, которые захватывают отдельные волокна и тянут их к своим соседям, тем самым связывая их. Валяние также можно выполнять дома, когда стиральная машина работает в горячем режиме.
С середины 18 до середины 19 веков при производстве войлока применялся процесс, называемый «морковкой». Шкуры животных промывали в оранжевом растворе нитрата ртути. Этот процесс отделил мех от шкуры и сплетал их вместе. Этот токсичный раствор и производимые им пары привели к широко распространенным случаям отравления ртутью среди шляпников, что, возможно, послужило причиной выражения «безумный как шляпник».Служба общественного здравоохранения США запретила использование ртути в производстве войлока в декабре 1941 года.
Войлок отличается от валяния в том смысле, что валяние — это ткань, которую конструируют перед продолжением процесса валяния, как указано выше.
Вязаные шерстяные изделия, усаживающиеся при стирке в горячей машине, можно назвать войлочными — это пример того, как волокна соединяются вместе при движении стиральной машины, тепле воды и добавлении мыла.Поэтому шерстяную одежду следует стирать только вручную или в машине в холодной воде.
Более дешевый войлок обычно бывает искусственным. Искусственный войлок, изготовленный мокрым способом, содержит минимум 30% шерстяных волокон в сочетании с другими искусственными волокнами. Это минимум, необходимый для удержания ткани вместе только с волокнами. При таком соотношении трудно добиться вручную стабильной ткани. Все остальные полностью искусственные войлоки на самом деле являются войлоками.
Loden — это тип войлока, который изначально использовался в альпийских регионах, а недавно получил всемирное признание в качестве текстиля для тонкой и прочной одежды.
В то время как стандартный войлок редко используется в производстве современной одежды, его воздухопроницаемость считается преимуществом среди рыночной группы. Среди сторонников использования войлока в текстильной промышленности — американский композитор Аарон Копленд и сатирическая музыкальная группа Capitol Steps.
.Войлочное валяние — Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Валяная обезьяна, держащая банан.Войлочное валяние — это рукоделие, созданное с помощью иглы и волокон шерсти. Это процесс превращения шерсти в реалистично выглядящих животных, еду и многое другое.
Игловое валяние восходит к 1980-м годам. Он был создан Дэвидом и Элеонорой Стэнвуд. Они взяли иглы на шерстяной фабрике и использовали их для создания крошечных кусочков войлока без воды и мыла.Затем навыкам валяния иголкой научили Айяла Талпай, который писал книги и учил других вытаскивать войлок. Сегодня сухое валяние по-прежнему не так популярно, как мокрое валяние. Тем не менее, у него есть сильные поклонники среди людей, которым нравится заниматься декоративно-прикладным искусством. [1]
Пальцевые перчатки [изменить | изменить источник]
Пальцевые перчатки — это небольшие кожаные полоски, закрывающие указательный и большой пальцы рук, чтобы они не порезались иглами. Перчатки для пальцев важны для новичков, но они могут повредить иглы, если их наносят слишком частым ударом.
Подушка для валяния [изменить | изменить источник]
Подушка необходима для валяния. Это используется, чтобы не повредить иглу для валяния. Его можно сделать из многих материалов, но чаще всего встречаются пенополистирол, губка и другие мягкие материалы, которые можно проткнуть иглой, но не повредить иглу.
Игла для валяния [изменить | изменить источник]
Иглы для валяния бывают разных размеров. Шипы фиксируют волокна шерсти на месте. Иглы меньшего размера имеют более мелкие зазубрины и могут использоваться для более точной работы.Иглы большего размера имеют толстые зазубрины и позволяют создавать войлок быстрее, чем иглы других размеров. [2] [3] Размер иглы измеряется в диапазоне от 12 до 42. Это мера того, сколько игл помещается на квадратный дюйм. Это означает, что чем выше калибр, тем меньше игла.
Шерсть [изменить | изменить источник]
Шерсть, которая обычно используется для сухого валяния, называется ровингом. Для валяния можно использовать разные виды шерсти, но предпочтительнее ровинг.
Для валяния иглой нужно положить подушку на плоскую поверхность.Затем небольшое количество шерсти плотно скатывается в небольшой пучок. Маленькие волокна шерсти скручиваются в пучок и снова и снова протыкаются, создавая прочную текстуру, которая называется войлоком. Если добавить больше шерсти и несколько раз протыкать ее в войлок, получится простая форма. [4]
.