Ручная вышивка
Сейчас трудно представить, что во времена, когда не было компьютеров, телевизоров, кино, спорта и даже книг, долгими вечерами девушки занимались лишь тем, что под неспешные русские песни пряли, шили и, конечно, создавали настоящие произведения искусства на холстах разноцветными нитями.
Искусство шитья
Вышивка преследовала на Руси чисто утилитарные цели. Девочка, входящая в сознательный возраст – лет 9-10, уже начинала готовить себя к будущей семейной жизни. И, чтобы жених не подумал, что берет в жены никудышную хозяйку – бесприданницу, начинать думать о свадебных нарядах полагалось за несколько лет до свадьбы. Ничто лучше не «набивало руку“, и не учило терпению и внимательности, как вышивка. Впрочем, официальная версия развития вышивки никак не объясняет появления бессчетного количества настоящих произведений искусства, которые были очень далеки от утилитарных целей. Мастерицы-вышивальщицы не просто стремились развить уже существующие направления, использовать и совершенствовать известные орнаменты и сюжеты, они превращали вышивку в такие шедевры, что при взгляде на них до сих пор захватывает дух.
Различные задачи требовали от вышивальщиц разработки новых методов вышивки. Одним швом нельзя было передать и переливающую озерную гладь, и пышную крону деревьев, и благостный лик икон, и багрянец закатов и геометрию узоров-“оберегов». Постепенно вырабатывались различные техники ручной вышивки, которые были столь совершенны, что дошли до нас почти без изменений.
Техники ручной вышивки
Традиционно все виды ручных вышивок делятся на две категории – счетные и свободные. Счетные вышивки выполнялись на холсте, в структуре которого явно можно было разглядеть «клеточки», которые можно посчитать. В наши дни наборы для такой вышивки очень популярны, поскольку шитье «на счет» относится к одним из наиболее простых и внешне эффектных. Свободные вышивки делались по заранее нарисованному контуру, как следует из названия, свободно. Это более сложные виды вышивки, поскольку мастерица должна «чувствовать» фактуру ткани и ниток, представлять готовый узор в малейших нюансах.
Основными техниками ручной вышивки, пришедшими из глубины веков, являются гладь, крестик, декоративная вышивка, а также получившая большое распространение вышивка бисером, лентами и пайетками и аппликация.
Гладь
Гладь – это вышивка, при которой нити прямыми или косыми стежками равномерно заполняют нанесенный на ткань узор. Гладь идеально сочетается с другими видами швов. Еще одно несомненное преимущество глади в том, что она может выполняться на любом материале нитками разной толщины, цвета и фактуры. Это в сочетании с разными направлениями стежков способно передать разнообразные сюжеты, уловить оттенки цвета и даже передать фактуру предмета, растения.
Односторонняя гладь «верхошов». Основной шов идет по верху, отсюда и его второе название, на изнанке остается пунктирная линия. Подходит для крупного растительного орнамента, вышивки цветов и листьев, выполняется большими стежками от краев к центру и наискосок.
Гладь вприкреп. При этой технике большие стежки односторонней глади прикрепляются к ткани косыми маленькими стежками. Эти небольшие стежки должны либо дополнять рисунок, либо идти по направлению нитей в ткани. Нитки для глади вприкреп должны быть толще, чем при вышивке «верхошвом». Этой техникой выполняются узоры на полотенцах, скатертях, хорошо гладь вприкреп смотрится на льняных вещах.
Двусторонняя гладь. Обе стороны материала при такой технике вышивки заполняются узором одинаково. За счет вышивки по настилу ( «белая гладь»), или без настила вышивка получается выпуклой, объемной. Двусторонней гладью вышивают эмблемы, инициалы, мелкий растительный и геометрический орнамент.
Крестик
Относится к счетной вышивке. Выполняется перекрещенными на лицевой стороне ткани двумя нитями. Нижние стежки должны идти в одну сторону, верхние – в другую. При вышивке крестом нужно следить, чтобы все крестики были одинакового размера. Чем мельче будет крестик, тем изящнее смотрится вышивка. Еще одним секретом успеха вышивки крестиком является строгий подсчет клеток, которые заполняются стежками. Малейшая ошибка в подсчетах может привести к неаккуратно выполненной вышивке. Вышивать крестом очень удобно на пяльцах на ткани с редкими нитями (лен, рогожа) растительные и геометрические орнаменты
Полукрест ( «роспись»). Линии при выполнении этого шва необходимо класть равномерными прямыми либо диагональными стежками. Этими стежками прокладывают обводку узоров, которые состоят из других швов.
Декоративные швы
Так называются швы, которые служат для образования узора и контуров узоров, а также для украшения одежды и предметов домашнего обихода. Существует великое множество декоративных швов. Вот основные из них.
Вперед иголку. Первый шов, с которым знакомится начинающий вышивальщик. Выполняется он слева направо стежками различной длины. Длина стежка и расстояние между стежками могут варьироваться. Этим швом можно вышивать любыми нитями по любой ткани.
Строчка. Сходен с машинной строчкой, из-за чего и получил свое название. Выполняется справа налево мелкими одинаковыми стежками.
Стебельчатый шов. Стежки в таком шве частично перекрывают друг друга, из-за чего шов похож на шнурок. Им вышивают стебли или отдельные линии.
Козлик. Этот шов даже внешне похож на козлика с рожками. Он образуется перекрещивающимися на лицевой стороне стежками. На изнанке остаются два ряда мелких «пунктирных» стежков. Данный вид стежка требует хорошего сочетания и чередования цветов.
Тамбурные швы. Названию шву дал круглый барабан – тамбур, на которые были похожи пяльцы для таких швов. Наиболее известный тамбурный шов – цепочка. При такой технике вышивания петельки как будто «входят» одна в другую, образуя цепочку. Главное, что стоит помнить при вышивке – петли должны располагаться равномерно и достаточно свободно, чтобы не стягивать ткань. Сейчас существует более 20 видов тамбурных швов.Аппликация
Относится к накладному шитью, широко используется для украшения вышивки. Для аппликации подходят любые виды ткани и кожи. Также в аппликации используются различные вспомогательные элементы – стразы, бисер. Аппликация делается несложно. Из кусочков ткани – любой, но, лучше менее осыпающейся, выкраиваются нужные детали. Затем вырезанные детали приметывают по рисунку к основе и обшивают по контуру материи петельным швом, гладью, «козликом». Можно использовать любые нитки, их цвет должен быть таким же, как цвет ткани. Иногда аппликацию приклеивают к ткани, а аппликации из толстой ткани пришивают декоративными пуговицами.
Аппликацию часто дополняют вышивкой, например, стебельчатым швом вышивают прожилки на листьях и сердцевины в цветах.
Аппликацией украшают подушки, белье, но лучше всего она подходит для украшения детских изделий.
Вышивка лентами (тесьмой).
Для такой вышивки используются разноцветные ленты. Предварительно ленты крепятся в нескольких «ключевых» точках на ткани, а потом «выкладываются» по нужному узору и пришиваются по контуру потайными стежками. Тесьмой можно вышивать растительные узоры, цветы, имеющие «бархатную» фактуру.
Вышивка бисером и пайетками.
Вышивка бисером и пайетками выглядит очень красиво. Бисер можно включить практически в любой известный шов, но в основном при работе бисером используется арочный шов ( «назад иголку»), а также шов вприкреп. Бусинки можно пришивать стежком к ткани, можно также использовать бисеринку меньшего размера, чтобы получить столбик. Чем больше бусинок, тем выше получится столбик. При такой технологии вместо нижней бусины можно использовать пайетку. Оригинально выглядят бисеринки разных цветов и размеров, пришитые близко друг к другу.
Это всего лишь малая доля многочисленных техник ручной вышивки. Для передачи настроения художника и фактуры рисунка существует бессчетное количество швов и их сочетаний. Кстати, современная машинная вышивка способна выполнять большинство известных швов быстрее и зачастую качественнее человека. Специалисты Ярославской вышивальной фабрики смогут вышить любые мотивы, сочетая различные типы стежков, за счет чего получаются удивительные по красоте рисунки, которые не уступают старинным музейным образцам.
Обращайтесь к нам по телефонам +7 (4852) 26-65-29/30
Мы будем очень рады вам помочь!
История вышивки гладью
+7 (495) 676 45 62 +7 (964) 500 77 22
Вообще, история вышивки гладью берет свое начало в глубине веков. Как только первобытный человек стал делать себе одежду, появились и первые элементы вышивания. Изначально в качестве материала выступали жилы и шерсть животных, затем люди начали применять льняные, шелковые, шерстяные нити, жемчуг и бисер для оформления, различные монеты, ракушки и прочее. Одно можно сказать точно: всегда вышивание было тесно связано с природой и занятиями человека. У каждой нации есть свои особенности и тонкости вышивки.
Иголки вначале были из камня и кости, а уже потом им на смену пришли иглы из бронзы и стали. Естественно, прогресс позволил усовершенствовать сам процесс вышивки, появились новые техники. В качестве отдельного вида рукоделия вышивание зародилось на Востоке. Наиболее древние шедевры, дошедшие до наших дней, были изготовлены в Древнем Китае, примерно в 6-5 веках до нашей эры. Они сделаны золотыми и серебряными нитями, а кроме того, волосом, на шелке. В те годы аккуратная китайская вышивка оказала немалое влияние на развитие вышивания в Стране Восходящего Солнца, Японии.
Итак, история создания вышивки гладью ясна. Но что же было дальше? А дальше искусство вышивания активно развивалось и распространялось все шире. В Иране и Древней Индии традиционными были изображения животных и жанровые сцены, а также растительные орнаменты. Затем вышивка появилась и в Византии, а кроме того, в странах античной Европы. Греки уверены, что вышивку изобрел не кто иной, как богиня Афина Паллада. Есть интересная легенда об Арахне, являющейся дочерью красильщика. Якобы именно она научилась у богини искусству вышивки и была уверена, что сможет одолеть ее на состязании. Так и произошло, что очень разозлило богиню, поэтому она решила превратить соперницу в паука.
В произведении Гомера «Одиссея» упоминается вышитый плащ Улисса, оформленный золотым шитьем. Помимо этого, поэт говорит о роскошных вышивках, которые Парис привез в Трою из Сидона и Тира. В третьей песне «Илиады» рассказывается о Елене, выполняющей на белом полотне сюжет сражения греков с троянцами. Важным этапом развития вышивки были походы Александра Македонского в Азию. Суть в том, что греки немало позаимствовали в данном направлении у персов. Привлекли их и великолепные индийские полотна. Когда Александр Македонский одержал победу над Дарием, он взял с собой его шатер, расшитый шикарным узором. Затем он заказал себе плащ у рукодельниц с Кипра.
В Древнем Израиле искусство вышивки было развито не меньше, чем в вышеописанных странах. Красивой вышивкой оформляли одежды священников, а также многие предметы церковного обихода. Евреи, аналогично ассирийцам, взяли основы вышивания в Египте, где данное искусство было распространено очень широко. Такой вывод можно сделать, взглянув на сохранившиеся оформленные вышивкой одежды мумий и портреты фараонов. Материалом первых вышивок была шерсть.
Позднее в Египте стали применять такие материалы, как лен и пенька. Из них производились более тонкие и изысканные ткани, нежели из шерсти. Вышивка золотом была изобретена фригийцами, а после в Риме узнали об этом от пергамского правителя Аттала. Кстати, по этой причине первые вышивки золотом именовались атталинскими. Тарквиний Первый стал первым римлянином, который выходил в шикарной одежде с золотым шитьем. Безусловно, на этом история вышивки гладью не заканчивается, а только начинается. Любовь к роскошному оформлению быстро получила распространение в Риме и Греции. К слову говоря, правители пытались даже запретить чересчур богатое украшение одежды, но толку не было. Потом в Китае стали изготавливать шелк. Из этой страны он незадолго до Рождества Христова проник в Персию, Индию, Египет и в страны Востока. Западные страны узнали об этом нежном материале позднее. К примеру, римляне познакомились с шелком лишь при Юлии Цезаре. В те времена данный материал стоил достаточно дорого и встречался редко, так как китайцы не вывозили шелкопрядов из страны. Стоит добавить, что при византийских правителях искусство вышивать шелком достигло высочайшего уровня. Гладью оформляли все, начиная от одежды и заканчивая аксессуарами. В Эрмитаже находится материал с вышивкой, датированной третьим веком нашей эры. В Баварии имеется византийская вышивка, обнаруженная на могиле епископа Бамбергского Гумберта, который умер в 1062 году. На ней можно увидеть императора Константина верхом на белой лошади, а ему поклоняются две девушки, держащие шлем войны и венок из лавра. Одна из женщин служит символом Запада, а вторая – Востока.
История вышивки гладью: продолжение
Византийская вышивка оказала большое влияние на распространение данного искусства в странах Запада во времена средних веков. С 13 века в Англии стала популярной вышивка золотом, шелковыми и серебряными нитями. Стоит добавить, что именно в Англии были выполнены известные на весь мир вышивки. Допустим, игуменья монастыря Святого Этельреда в 7 веке подарила епископу Кутбера роскошную вышивку, а у Альфреда Великого имелось знамя, на котором принцессы Дании выполнили ворона. Главнейшими элементами вышивки в те времена были растительные узоры. В музее в Байе находится огромная и искусно сделанная работа Матильды, супруги Вильгельма Завоевателя, изображающая сцены завоевания Англии герцогом Нормандии. В 16 веке искусство вышивки стало популярным во Франции за счет того, что эта страна тесно связана с Грецией. Однако первыми темами для вышивания были лишь сюжеты из Святого Писания. Из Франции и Англии вышивка распространялась и в прочие страны Запада. К примеру, супруга правителя Венгрии святого Стефана, Гизелла, рядом со своим дворцом открыла мастерские для вышивки и ткачества. В этом месте был изобретен так называемый венгерский шов. Особенность его в вышивке фона зигзагами.
Торговые отношения городов Италии с азиатскими народами повлекли за собой моду в Европе на роскошные украшения, которые были характерны для восточной культуры. Особенно популярны были в те годы миланские, лукские, генуэзские и венецианские вышивки.
Во времена Возрождения многие направления искусства достигали своего пика. И вышивка гладью не является исключением из правил. Интересно, что многие знаменитые живописцы выполняли эскизы к вышивкам, в том числе и Рафаэль. Испания в данном случае во многом подражала Италии, и постепенно мастерство специалистов этой страны достигло высочайшего уровня. Во многих музеях разных стран хранятся работы, подтверждающие этот факт. К примеру, в музее Клюни во Франции находится вышитая картина, на которой изображены Адам и Ева. Также знаменит церковный аналой с роскошным вышитым изображением, его Карл Пятый вручил монастырю Святого Юста. Именно там монарх провел свои последние годы. Стоит добавить, что почти везде вышивали по суконной либо шелковой основе, а нити использовались из шелка, шерсти, золота и серебра. Исключение – лишь Саксония, где выполняли вышивку по белому полотну белой нитью. На сегодняшний день данная техника вышивки гладью получила распространение в разных уголках мирах. Многие известные дамы Запада владели искусством вышивания. Допустим, Екатерина Медичи и ее дочери со своими кузинами увлекались вышивкой в свободное время. Мария Стюарт и госпожа де Ментенон также отдавали предпочтение именно вышивке, а не другим хобби. Госпожа де Ментенон стала основательницей школы для женщин, где был отдельный урок – вышивание. Мария Антуанетта тоже немало времени проводила за вышивкой, как правило, она вышивала мелким швом по канве.
Первые рисунки для вышивания рукодельницы передавали из рук в руки и самостоятельно их копировали, что влекло за собой многие проблемы. Когда появилось книгопечатание, узоры стали издавать в виде книг. Впервые подобный сборник выпустил Петр Квинти в Кельне в 1527 году. Для того чтобы создавать новые узоры и черпать мотивы вышивок, мастера нередко обращались к природе, дабы перенять у нее яркие краски и причудливые формы растений. Как раз с данной целью Жан Робэн соорудил особый сад, где он разводил различные редкие растения из многих стран мира. Данная идея быстро обрела популярность, и вот Генрих Четвертый приобрел его цветочный сад, вследствие чего он стал именоваться «королевским садом» и был открыт в свободном доступе для граждан.
Медленно, но верно история вышивки гладью набирала обороты. В таких странах Запада, как Франция, Германия, Швеция, Норвегия, Англия и Дания, вышивка применялась для оформления национальной одежды и предметов быта. Обычно вышивали техникой белой глади и сквозной глади с растительными и геометрическими узорами. В странах Скандинавии, помимо этого, выполняли вышивки цветной шерстью и золотыми нитями. В России история создания вышивки гладью уходит корнями в глубокое прошлое. Тут вышивкой оформляли одежду, бытовые предметы, сбрую коней, обувь и так далее. Например, в Пазырских курганах на Алтае были обнаружены тканые ковры, оформленные вышивкой и кожаными аппликациями. Также на них были нашиты кусочки войлока, бусины, бисер. Данные предметы быта относят к 3-1 векам до нашей эры. В европейской части России во время проведении раскопок курганов тоже попадались фрагменты скифской и сарматской одежды, декорированной вышивкой золочеными и серебреными нитями, нитями из шелка и шерсти. В древние времена на Руси вышивать умели все женщины, так как вышивка являлась традиционным мастерством. Уже в возрасте семи-восьми лет девочки принимались готовить себе приданое. А к шестнадцати годам у девушки должен быть целый арсенал оформленной вышивкой одежды и предметов быта. Притом данных предметов ей должно было хватить на долгие годы в браке. Помимо этого, требовалось изготовить и декорировать вышивкой полотенца, которые невеста дарила на свадьбе новоявленным родственникам и гостям торжества. Перед свадьбой проводилась выставка произведенных изделий, дабы любой человек мог сделать вывод о том, на что способна девушка как рукодельница. Одежду на Руси производили изо льна, притом сам процесс занимал много времени. Изначально пряли нити изо льна, иначе кудель, потом ткали холст. Ткань могла быть как толстой, так и тонкой, все зависело от толщины кудели. Потом холсты отбеливали зимой в солнечную погоду. Из шерсти овец производили пряжу и ткали из нее шерстяные полотна. Помимо этого, из шерсти производили валяную ткань и валяные предметы. Всю одежду, начиная от обуви и заканчивая аксессуарами, оформляли вышивкой, лентами, бусинами и так далее. Предметы быта, такие, как полотенца, шторы и скатерти, тоже украшали вышивкой. Орнамент для нее придумывали сами, например, очень популярны были растительные узоры, животные, изображения человека.
Многие изображения имели магический смысл, по этой причине некоторые вышитые предметы являлись оберегами, защищающими жилище, людей и домашний скот от бед и неприятностей. Допустим, кресты служили защитой от злых сил, деревья являлись символами долголетия и взаимосвязи всего живого, цветы символизировали красоту и девственность, а красные цветы – любовь на земле. В свою очередь, звезды служили символами небесного огня и обязательно вышивались с прямыми лучами либо с лучами в виде треугольника. Круги – символ материнства и плодородной земли, а кроме того, женского начала. Квадраты служили изображением земледельцев и плодородных полей, спирали обозначали мудрость и знания. Наконец, волны символизировали воду и начало жизни, а треугольники – людей. Важно было не только то, что изображено, но и цвет рисунка. В процессе вышивки каждая рукодельница соблюдала ряд правил и обычаев.
Принято было считать, что вышивка оберегает человека от заболеваний и злых сил. Потому ею оформляли переднюю и заднюю части рубахи и сарафана, воротник, борта, горловину, плечи, нижнюю часть рукавов. Например, вышивка по нижней части рукавов и на плечах, считалось, делала руки более сильными и ловкими. С годами смысл вышивки как оберега потерялся, однако традиция оформления одежды орнаментами осталась.
В деревнях и селах обычно вышивкой занимались в зимнее время, когда заканчивались полевые работы. Женщины вышивали при свете лучины, потому, как правило, вышивка выполнялась белыми нитками по белой основе. Наиболее старые вышивки были сделаны методом «по выдергу», это означало, что из ткани выдергивали нитки и в результате получался материал другой фактуры. Его впоследствии и наполняли вышивкой. В те годы не существовало изданий, а специальных школ было недостаточно, потому рукодельницы передавали знания из уст в уста. Всем известно, что тогда все населенные пункты были удалены друг от друга и почти не вступали в контакт. По этой причине в каждом селе или деревне вышивка обладала своими характерными чертами. Лишь с годами заимствовался опыт соседних населенных пунктов, какие-то узоры, техники и так далее. А в целом, изготавливались вышивки с местными особенностями. И по сей день это проявляется. Например, узоры мастеров из Воронежа отличаются от узоров из Пскова. Имеется немало направлений вышивки гладью и техник. Это и владимирский верхошов, и калужская цветная перевить, и нижегородский гипюр, и многое другое. Цвета ниток для вышивки были очень похожими. Причина в том, что в те годы применялись исключительно натуральные красители, а количество их было сильно ограничено. Кстати, по этой же причине узоры южных мастеров отличаются большим богатством цветовой гаммы, нежели узоры жителей северных районов.
Одним из старейших швов, применяемых на Руси, является счетная гладь. Уже позднее была изобретена цветная перевить, гипюр, белая и цветная гладь, и прочие техники.
На особой ткани, которая была редко соткана, выполнялся счетный шов. Для этого на материал клали пряжу одного цвета по количеству ее ниток и наполняли определенные участки геометрическими орнаментами. Вследствие этого выходили ритмичные узоры. Такая вышивка именуется счетной гладью. Помимо этого, ткань оформляли орнаментами из геометрических фигур швом «вперед иголку». Данная техника именовалась набором, либо «бранным шитьем», одно из направлений этой техники — орловский спис. Добавим, что техника вышивки крестом и полукрестом существовала еще в древние времена, а вот история происхождения вышивки гладью берет свое начало намного позднее. На плотной небеленой ткани красными нитками с малым количеством зеленой, желтой и синей пряжи выполняли фигуры зверей, птиц, рыб, людей, растительные узоры. Данная техника именуется верхошовной по той причине, что гладь выполняется исключительно по лицевой стороне, а с изнаночной остаются лишь небольшие стежки. Имеется у нее и иное наименование – владимирская гладь, по месту возникновения этой техники.
Там же, во Владимирской области, в поселке Мстера рукодельницы выполняли еще один вид глади – мстерская белая гладь. Такая вышивка делается на тонком материале тонкими нитями белого цвета. На сегодняшний день аналогичным образом вышивают и на цветном материале, важно лишь, чтобы нитки были в тон. Эта техника вышивания включает в себя несколько направлений, в числе которых двусторонняя гладь, гладь с настилом, подкладная гладь, краевая гладь, прорези и проколы, накладные сетки небольшой толщины, простые швы, узлы, россыпь и стяги (одна из наиболее трудных техник). Вообще, все вышивки, существовавшие на Руси, делятся на две категории: среднерусские и северные.
К последней категории относятся вышивки Новгорода, Архангельска, Пскова, Вологды, Иванова, Нижнего Новгорода, Костромы, Ярославля, Владимира и соответствующих областей. Среднерусские вышивки – это работы мастеров Калуги, Рязани, Тулы, Орла, Смоленска, Тамбова, Пензы, Воронежа и соответствующих областей. Нередко в вышивке применяли набор и шовроспись. В ряде регионов выполняли вышивку крестом одного цвета — красным по белому материалу. Узоры в основном использовались растительные. Сложные изображения вышивались контурно и в одном оттенке. Работы мастеров среднерусской полосы значительно отличались от северных. Причина в том, что рукодельницы обычно выполняли геометрические орнаменты с фигурой гребенчатого ромба и двумя выступами на углах. Собственно работа состояла из разных цветов, а фон нередко применяли в роли орнамента. В числе самых популярных техник можно отметить цветную перевить, счетную гладь, набор, «козлик», роспись, «косичку», мережки.
Особое место в истории вышивки гладью занимает золотое шитье. Оно появилось на Руси тогда, когда было принято христианство. Княгиня Анна-Янка, сестра Владимира Мономаха, основала при Андреевском монастыре в Киеве школу вышивания, одну из первых. В данном заведении юных девушек учили вышивать шелковыми, золотыми и серебряными нитками. Рукодельницы творили роскошные растительные узоры на одежде, оформленные жемчугом и драгоценными камнями. Со временем домашнее рукоделие перешло в разряд ремесла: вышитыми изделиями стали торговать на ярмарках.
В 18 веке возникли мастерские, где можно было произвести заказ вышивки, а для большого количества опытных рукодельниц вышивка стала основной работой. Помимо этого, создавались школы по обучению вышивке. В различных регионах страны возникли центры вышивального искусства, притом у каждого имелись собственные характерные черты. С годами вышивание поделилось на два направления, а именно народное и прикладное искусство. Прикладное искусство было свойственно дворянам. Стоит добавить, что европеизация дворянской жизни оказала значительное влияние на это направление рукоделия, вследствие этого получили развитие иные техники вышивки: синелью, серебром, теневой гладью, бисером.
Все дворяне оформляли свою одежду золотыми и серебряными нитями, бисером, стеклярусом, драгоценностями, белой гладью. Помимо этого, вышивка применялась для оформления помещений. Ею украшались ковры, обивка мебели, шторы, картины, постельное белье. Оформляли вышивкой и небольшие предметы интерьера, а также женские аксессуары, например, сумочки, платки, кошельки и прочее. На тот момент вышивка была распространена не только среди крестьян, ею занимались абсолютно все. Любую девушку в пансионатах, институтах, сиротских домах привлекали к вышивке и обучали шитью. Рукоделие во все времена было обязательным уроком во всех образовательных заведениях. Для многих небогатых девушек вышивка становилась работой.
История вышивки гладью: особенности техник в республиках бывшего СССР
Стоит сказать, что во всех республиках бывшего СССР вышивание было широко распространено. Вышивка оформляла национальные костюмы. К примеру, на Украине традиции вышивки берегут и сегодня, как и в России. Во всех районах имеются свои местные характерные черты и особенности. Но для всех украинских техник типичен строгий растительный орнамент белым по белому либо красным по белому. Вышивкой оформляли одежду (в том числе, рукава, воротник, переднюю часть, подол), платки, скатерти, шторы, полотенца. Нередко использовались техники свободной и счетной глади, а также вышивка крестом и полукрестом, белой и цветной мережкой, низи.
В Белоруссии популярна мережка, шитье по сборкам, вырезывание. Для данной страны типичны насыщенные яркие орнаменты, вышитые красным по белому.
В вышивках стран Прибалтики часты растительные и геометрические мотивы, сделанные в различных техниках. В том числе, популярна строчка, полукрест, свободная и счетная гладь, мережка, тамбурный шов, «козлик» и строчевой шов.
Вышивки стран Кавказа отличаются богатством и роскошью. В Грузии популярностью пользуется вышивка золотыми, шерстяными и шелковыми нитями. Так оформляли рубашки, верхнюю одежду, пояса, накидки, шали, ковры и так далее. Рукодельницы пользовались множеством разнообразных швов в растительном либо геометрическом узорах: стежка, полукрест, узелки, гладь, стебельчатый и тамбурный швы, аппликация. В Армении мастера предпочитают геометрические либо цветочные орнаменты, из техник распространена вышивка по свободному контуру и по счету ниток. В своих творениях они применяют гладь, плетеночный шов, мережка и прочие декоративные швы. Наконец, в Азербайджане в роли основы используется красное сукно, черный бархат, сатин или атласная ткань. Мотивы вышивки в основном растительные, применяется шелк. Из техник популярны следующие: тамбур, белая, счетная и цветная свободная гладь, шитье золотом. Вышивкой оформляют предметы быта, одежду и многое другое.
История вышивок Средней Азии длится несколько веков. Она начинается с 3-6 веков нашей эры. Типичной чертой данных вышивок является круг. Он символизирует солнце, внутри которого выполняют лепестки цветов, листья и бобы. Среднеазиатские народы не вышивают людей и зверей, причина в том, что это запрещает ислам. В Таджикистане петельным и тамбурным швом, а также гладью и крестом оформляют шторы, чайные мешочки, зеркала, картины, тюбетейки, поясные платки для мужчин. В Узбекистане в вышивке применяют гладь вприкреп, шов «цепочка», вышивают золотом, техникой полукрест и крест, используется аппликация, вышивка бисером. В Туркменистане обычно используют технику гладь вприкреп, шов цепочка и стебельчатый.
В Казахстане и Киргизии популярна вышивка по войлоку, коже, суконному, шелковому и бархатному полотну гладью и тамбуром. Рукодельницы нередко изображают фигуры зверей и человека, а вот цветочные орнаменты можно встретить достаточно редко. В 19 веке во Франции была создана первая вышивальная машина. К несчастью, никто сейчас не знает, кто ее изобрел. Да и техника работы никому неизвестна. В 1825 году, четыре года спустя, изобретатель из Франции Бартелеми Тимонье де Амплепи придумал другое устройство для вышивания, но оно было не очень удобным в использовании. А вот изобретенная в 1854 году Машинка Гейльмана произвела настоящую революцию в вышивании. С тех пор она немного изменилась, но общая суть и принцип работы остались такими же. Однако множество рукодельниц и по сей день вышивают вручную, ведь так можно реализовать свои таланты и продемонстрировать способности.
Современные мастерицы занимаются изучением традиций и опыта рукодельниц древности и на базе этого выполняют новые творения. Сегодня уже практически не используются сложные техники, а вышивки отвечают требованиям последних лет. Сейчас вышивка применяется для оформления одежды женщин и детей, предметов быта, полотенец и аксессуаров.
Конечно же, история вышивки гладью на этом не заканчивается. Возможно, будут придуманы новые техники и методы вышивания.
Как вышивать гладью. Техники для начинающих
16.07.2018 15:27
Вышивание гладью – творческий процесс, привлекающий внимание всех, кто стремится собственноручно создавать настоящие шедевры, удивительные сувениры, не ограничивая свои творческие порывы никакими шаблонами и схемами.
Овладеть техникой вышивания гладью удается не сразу. Даже самому опытному и талантливому мастеру приходилось постепенно овладевать секретами создания различных швов. Опрометчиво начинающему мастеру на начальном этапе овладения техникой вышивания гладью брать за основу сложный узор, даже если такой рисунок вдохновляет.
Во время первых уроков полезно досконально изучить рекомендации, как вышивать гладью, узнать, какие инструменты необходимо подготовить, чтобы творческий процесс приносил моральное удовлетворение и обеспечивал высокий результат.
Инструменты
Прежде чем начинать вышивать гладью, необходимо посетить специализированный интернет магазин, чтобы купить необходимые наборы для вышивания гладью.
Многие имеют опыт вышивания крестиком, поэтому не просто наслышаны, а знают, что в качестве главного инструмента вышивки выступает игла. В продаже имеются два вида вышивальных игл:
- остроконечные;
- тупоконечные.
Тупоконечные иглы используются, если предполагается вышивка крестом. Стремясь научиться вышивать гладью, необходимо приобрести остроконечную иглу определенной толщины в зависимости от того, какая ткань берется за основу. Для легких шелковых тканей приобретаются самые тонкие остроконечные иглы № 1-3. Если планируется украсить вышивкой изделие из драпа или иной толстой ткани, рекомендуется приобрести иглы № 9-12. Для тканей средней плотности подойдут иглы № 4-8.
После того как будет правильно подобрана игла, необходимо приобрести нити соответствующего цвета. Опытные мастера не рекомендуют приобретать сразу дорогие нити в надежде на получение мгновенного ошеломительного результата. Конечный результат не зависит от качества и стоимости нитей, поэтому оттачивать навыки выполнения различных стежков проще, вооружившись мулине, опыт работы с которым имеется благодаря вышивке крестиком.
Полезно также правильно подготовить ткань. Важно исключить изделия, выполненные из тянущихся материалов. Учиться вышивать лучше на плотных хлопчатобумажных или льняных отрезах.
Вышить гладью оригинальный цветок или иной рисунок получится, если вооружиться пяльцами, позволяющими натянуть в достаточной мере основную ткань, исключить даже незначительное ее провисание.
Техники вышивания гладью
Посещая мастер-классы, начинающим вышивальщицам проще овладеть основной техникой, применяя которую удается создавать оригинальные узоры.
Изначально следует овладеть в совершенстве техникой выполнения коротких и длинных стежков. Именно такая техника позволит создавать плавные переходы от одного цветового оттенка к другому.
Красивые и оригинальные узоры удается получить, если овладеть и такими техниками вышивки гладью, как:
- атласная гладь;
- штриховая;
- счетная;
- китайская.
Уроки для начинающих предполагают процесс ознакомления с различными видами швов, среди которых самыми распространенными являются:
- вперед иголкой;
- назад иголкой;
- петельный стежок;
- стебельчатый шов.
Впоследствии можно приступать к развитию навыков выполнения двойных узоров, среди которых:
- пышечка;
- узкий валик;
- стежок с настилом;
- вприкреп.
Видео
Овладеть искусством вышивания гладью можно, если изучить теоретический материал самостоятельно. Однако процесс совершенствования будет развиваться быстрее при условии посещения мастер-классов, во время проведения которых опытные мастера делятся секретами своего мастерства.
В случае невозможности посещения мастер-классов рекомендуется не просто изучать текстовый материал, а просматривать видео, которые выступают в качестве отличного обучающего инструментария. В интернете несложно найти такой видеоматериал, скачать его и просматривать столько раз, сколько требуется.
Количество дизайнов шрифтов: | {{options.quickView.currentVariant.numberOfDesigns}} |
Ш / В: | {{варианты.quickView.currentVariant.stitchWidthIN | number: 2}} «x {{options.quickView.currentVariant.stitchHeightIN
| номер: 2}} « {{options.quickView.currentVariant.stitchWidthMM | число: 2}} мм x {{options.quickView.currentVariant.stitchHeightMM | число: 2}} мм |
Ш / В: | {{варианты.quickView.currentVariant.stitchHeightIN | номер 2}}» |
Ш / В: Ш / В: Цвет: Размер: Размер: Размер: Вариант: | |
Стежки: | {{$ parent.options.quickView.currentVariant.stitchCount}} |
Размер обруча: | {{$ parent.options.quickView.currentVariant.hoopSizeMin}} «x {{$ parent.options.quickView.currentVariant.hoopSizeMax}}» |
Форматы: | {{опции.quickView.currentVariant.fTA | прописные | formatFiletypes}} |
Наличие: | {{$ parent.options.quickView.selectedProduct.availability}} |
Бренд: | {{options.quickView.selectedProduct.brand || options.quickView.selectedProduct.vendor_Code}} |
Артикул: | {{варианты.quickView.selectedProduct.sKU}} |
Автор: | {{$ parent.options.quickView.selectedProduct.artist}} |
Тип шрифта: | {{$ parent.options.quickView.selectedProduct.fontType}} |
Тип: | Машина Дизайн вышивки Графика Индивидуальная Катушка с нитками |
Подушка Непальский тигр с атласным швом — Дизайн * Губка
Три года назад я отправился в приключение на всю жизнь, путешествуя по Индии и Непалу.Мы проехали на поезде по самым туманным живописным ландшафтам, пили настоящий чай из необожженных глиняных чашек, катались на лодке по реке Ганг, были свидетелями священного купания в Аллахабаде, посетили храмы, где хитрые обезьяны украли сладкие подношения, и погрузились в традиционные ремесла. Я действительно мог продолжать и вспоминать. В Непале на ступенях храма я встретил человека, продающего вышивку, нитки и узоры. Конечно, я провел с ним некоторое время и купил несколько наборов вышивок с перфорацией на перфорированной бумаге.Я очень рад возможности поделиться с вами крошечным кусочком этого памятного путешествия с помощью этого проекта, используя репродукцию непальского рисунка вышивки.
В последних двух постах мы изучили беговую строчку и обратную строчку, которые отлично подходят для контуров и текста. Сегодня все о атласной строчке, отличном заполняющем стежке, используемом для закрытия больших площадей. Полосатый тигр — отличный способ попрактиковаться и отточить свои навыки вышивания гладью! — Джессика
Подробное руководство продолжается после прыжка…
Материалы
Шаблон (скачать здесь)
Наволочка 20 x 20 дюймов (или сделать ее самостоятельно! Я использовал ярд органического холста Kaufman от Purl Soho)
Вкладыш для подушки 20 x 20 дюймов
Краска для ткани Pebeo Setacolor, палевый (или любая ткань краска)
Кисть
Пяльцы / 6x Q-Snap (http: // www.qsnap.com/all_products.asp)
Мулине для вышивания, DMC 310 (черный), DMC 3865 (белый)
Игла для вышивания размер 5
Ножницы
Инструкции
1. Распечатайте, отцентрируйте и перенесите узор на форму подушки. Так как подушку я делал самостоятельно, я использовал окно как световой короб и переносил узор водорастворимой ручкой. Если вы используете готовую наволочку, лучше всего подойдет ручка / карандаш для переноса изображения. Просто обратите внимание, что изображение будет в обратном порядке.
2.Тело тигра раскрасьте краской для ткани, избегая полос, очертаний и глаза. Дайте высохнуть и нагреть (точное время см. В инструкциях на бутылке).
3. Растяните ткань с помощью пялец или Q-образной застежки. Я люблю q-снимки! Это в основном квадратные пяльцы из ПВХ-трубы, которые идеально подходят для больших / прямоугольных изображений. Используйте атласную строчку в 6 слоев, чтобы заполнить полосы черным цветом, а зубы и ногти — белым.
Во-первых, мне нравится обрисовывать свою форму грубой быстрой строчкой.Это будет покрыто, так что не трудитесь над идеальными стежками здесь. Этот контур помогает определить форму, дает более гладкие края и добавляет трехмерной отделки. Он также помогает скрыть неровные края краски.
Разделите фигуру на две части, работайте от центра в одну сторону, затем вернитесь к центру и работайте с другим концом, чтобы завершить форму. Я работаю пополам, чтобы швы оставались ровными, иначе они будут наклоняться. Начните с центра фигуры, идущей вверх от задней части ткани и переходящей в ткань на противоположном крае, сразу за контуром.Сделайте параллельные прямые стежки, которые должны быть близки, но не перекрывать друг друга. Старайтесь, чтобы стежки были гладкими и ровными.
4. Обведите контуром тигра 6-слойной строчкой для обратного стежка.
5. Удалите остатки водорастворимых линий маркеров водой и кистью. Наслаждайтесь всей своей тяжелой работой! При необходимости протрите готовую деталь / постирайте вручную и прогладьте с обратной стороны.
Лапка для атласных строчек | Семейные реликвии
Что такое атласная строчка
Одна из вещей, которая заставляет работать швейную машину, заключается в том, что прижимная лапка прижимает ткань, чтобы удерживать ее напротив гребенок транспортера, которые протягивают ткань точно через машину.Он также надежно удерживает ткань в местах проникновения иглы, а лапка для прямой строчки обеспечивает максимальную стабильность, особенно для сложных тканей. Зигзагообразная машина поставляется с лапкой с широким отверстием для иглы. Он также имеет очень плоское дно, поэтому существует максимальное равномерное давление для плотного прилегания ткани к гребенкам транспортера, даже если она имеет немного меньшую устойчивость непосредственно вокруг иглы.
Стандартная лапка для строчки зигзаг теперь входит в стандартную комплектацию всех домашних швейных машин.Это универсальная лапка для большинства швейных работ, в которых используются прямые и зигзагообразные стежки. Однако, когда длина стежка зигзаг укорачивается настолько, что стежки лежат так близко друг к другу, что соприкасаются, что называется атласным стежком, необходима другая лапка. Толщина строчки увеличивается, и кажется, что она слегка приподнята. Ткань не проходит под лапкой, потому что лапка слишком сильно прижимает стежки. А поскольку длина стежка такая короткая, гребенки транспортера не могут захватить ткань достаточно ровно.
Лапка для атласных строчек (и других целей)
Первая инновационная лапка для зигзагообразной строчки известна под разными именами даже на машинах одной марки. Термин «атласная строчка» лучше всего описывает ее наиболее полезную цель, которая позволяет наложению стежков, таких как атласная строчка, беспрепятственно проходить под лапкой. Лучший способ определить разницу — посмотреть на нижнюю часть стопы и увидеть, есть ли там широкая бороздка или канал, проходящий по всей длине стопы. Этот канал позволяет толщине плотной строчки свободно перемещаться под лапкой.При аппликации чаще всего используется атласная строчка.
Следующим шагом вперед в технологии швейных машин стали вариации зигзага для создания других практичных и декоративных строчек. Сегодня каждая машина, даже самая простая, включает в себя как минимум еще несколько практичных стежков. Самые сложные машины имеют до нескольких сотен декоративных строчек, все вариации зигзага, даже алфавиты в качестве рисунков строчек. Более сложные рисунки строчки возможны благодаря компьютеру и внедрению революционных печатных плат, используемых в швейных машинах.Выкройки строчек на самых современных швейных машинах сегодня самые красивые со сложным расположением строчек, которые мы когда-либо видели в мире шитья. По той же причине лапка для атласных строчек всегда будет лучшей и рекомендованной лапкой для этих строчек.
Лапка для атласных стежков марки
Bernina имеет шесть ножек с каналом внизу, используемым для атласной и декоративной строчки. Лапки для вышивания №6 (металл) и №39 (прозрачные) имеют закрытую переднюю часть с небольшим отверстием для вставки небольшого шнура в строчку.
Чтобы лучше видеть строчку, закрытая передняя часть лапки №6 была удалена, что дает открытой вышивке №20 преимущество в видимости. # 20 предназначен для зигзагообразных машин шириной 5,5 мм, а # 20C — для зигзагообразных машин шириной 9 мм. Существует также лапка для вышивания № 56 со скользящей подошвой для шитья пластифицированных тканей. (См. Ссылку «Для этого есть лапка SLIPPERY»)
Еще одна лапка, лапка № 23 для аппликаций, предназначена для узких атласных стежков и имеет изогнутый канал для облегчения шитья вокруг изогнутых участков.
Viking имеет шесть ножек для шитья атласными и декоративными строчками. Ножка «B» должна быть знакома большинству пользователей Viking, так как она поставляется с большинством машин Viking для смородины. Встроенный в машины Swing Advisor будет рекомендовать лапку «B» всякий раз, когда выбирается строчка, с которой она будет работать лучше всего. Viking выпускает версию с прозрачной подошвой — Transparent Foot «B».
Также имеется лапка для прозрачных кромочных швов «B» с правой боковой направляющей для равномерного шитья рядом с краем и лапка для прозрачных кромочных швов «B» с центральной направляющей для шитья вдоль шва или по линии.
Ступня Open Toe для Viking выполнена из металла и прозрачна для полной видимости.
Janome предлагает четыре разновидности лапок для атласных стежков, одна из которых называется лапкой для атласных стежков «F», которая поставляется с машинами Janome. Это прозрачная лапка, не открывающаяся спереди и используемая для шитья шириной до 7 мм.
Для некоторых моделей машин существует металлическая версия с закрытой передней частью для максимальной ширины стежка 5 мм.
Лапка для аппликации «F» составляет 5 мм и уникальна тем, что подошва полностью срезана позади иглы, что обеспечивает полную маневренность на изогнутых участках.
Прозрачная, изготовленная по индивидуальному заказу «F 2» — это лапка с открытым носком для шитья шириной 7 мм.
Эти лапки Janome подходят для швейных машин других производителей. Обратитесь к дилеру для проверки ножки на вашей машине.
.