Мастер-класс смотреть онлайн: Вышиваем «Хохлому» в разных техниках
В своем мастер-классе я постараюсь вас научить, как вышить узор на основе исконно русской хохломской росписи. Когда начала вышивать, еще не была уверена на сто процентов, получится ли у меня сохранить самобытность узора. Всех малейших деталей повторить, конечно, не удалось, но результатом я более чем довольна и спешу поделиться процессом с вами. После окончания вы эту работу сможете использовать по вашему вкусу как, например, картину или аппликацию, а может вы что-то еще придумаете.
Сразу хочу сказать, что работа не из простых и не из быстрых. Мне потребовалось около 30 часов в общей сложности для ее завершения. И еще один важный момент: материалы для мастер-класса я снимала уже после окончательного завершения работы, поэтому техники будут показаны на отдельно вышитых специально для вас элементах.
Ну, давайте начинать. В работе используется несколько техник. На каких-то я остановлюсь подробнее, какие-то упомяну только мельком, так как про них уже много чего снято.
Но для начала вот необходимые инструменты для работы:
- станок или рама для вышивки
- индийский крючок для вышивки (можно брать крючок для люневильской вышивки с длинной иглой)
- бисерная игла
- игла для вышивки лентами
- мягкий карандаш для перевода рисунка
- ножницы для мелких работ
- булавки
- пинцет (для мелких деталей, но это не обязательный инструмент)
Теперь к самому процессу.
1. Запяливаем ткань в раму и переносим рисунок.
Пару слов про ткань: я вышивала на шифоне, так как я к нему привыкла, и мне нужна была белоснежная ткань. А вообще опытные вышивальщицы предпочитают шелковую органзу. На мой взгляд, этот рисунок можно вышить и на бархате, например. На что бы я обратила ваше внимание, так это на цвет. Традиционно Хохломской узор выполняется на красном, черном или золотом фоне, не очень традиционно, но тоже выполняется на белом.
Про перенос рисунка. Я приклеивала распечатанный на формате А4 рисунок с изнанки малярным скотчем и обводила мягким карандашом. От маркера я отказалась, так как он исчезает достаточно быстро, а рисунок слишком сложен, чтобы его дорисовывать постоянно.
2. Вышивка веточек. Техника Зардози
Это основная техника работы. Ее я покажу вам в коротком видео. Так называемым тамбурным швом в работе вышиты все мелкие веточки, загогулинки, обшиты по контуру большие фигуры. Hолик скорее для ознакомления читателей, которые впервые с этим столкнулись:
Первым делом вышиваем все веточки, которые соединяют цветочки с листиками, ягодками и другими цветочками. Для этого я использовала бисер TOHO размер 15 золотого цвета. В качестве основной нитки я использую золотой люрекс Madeira. Вот результат этого этапа:
На фото, правда, виден результат уже и следующего этапа, но вы пока на это внимание не обращайте 🙂 Важно выполнить эту работу до вышивки основных элементов, так как потом последние будут мешать.
Пояснение: Я ленюсь переворачивать раму постоянно, поэтому до конца вышивки оставляю нитки на лицевой стороне, а потом убираю все разом.
Все следующие этапы можно выполнять в разном порядке.
Рекомендация: начинать вышивку с левого верхнего угла и продвигаться постепенно к нижнему правому. Так вышивка не будет затираться.
- Вышивка центральных цветов. Техники: Зардози, бисер по настилу, гладь крючком.
В этом элементе важна последовательность выполнения:
- Пришиваем отдельно пайетку, а затем нашиваем бусину с бисеринкой . У меня не получилось идеально по размеру подобрать пайетки, поэтому я сначала их обрезаю. Для этого я подкладываю под ткань, отмеряю с помощью маркера и дальше обрезаю, отрезая по кусочку вдоль линии (так получается ровнее, в сравнении с тем, если просто резать ножницами вокруг). Затем пришиваю пайетку «галочкой», это дает ей большую устойчивость, ежели просто пришить по одной линии. Дальше насаживаем бусину и сразу бисеринку и прошиваем в отверстие бусины. Повторить 2-3 раза, закрепить нить.
2. Следующий шаг — два полукруглых элемента вверх. (Я специально сняла большую зеленую бусину, чтобы было лучше видно). Пришиваем стразу-капельку — это первый элемент (не буду подробно описывать). Дальше пришиваем настил. Важно пришить его дугой между линиями. Затем в технике Зардози от пайетки пришиваем красный бисер. Дошиваем до верху, дальше делаем маленький шаг без бисера вправо и следующий шаг делаем уже внизу настила, снова маленький шажок без бисера вправо и с бисером поднимаемся наверх. Так продолжаем, пока не закончится настил, и заканчиваем внизу у паетки с другой стороны рисунка.
3. Теперь боковые элементы. Они тоже выполняются бисером по настилу. Так как эта фигура имеет расширяющуюся форму, то настил нужно положить вот такой «загогулинкой». Для этой работы нужен бисер 15 размера. Начинаем укладывать бисер вдоль красного и продвигаемся в сторону края. В самом начале кладем по три бисеринки, постепенно увеличивая шаг в месте расширения настила. И ближе к концу снова уменьшаем количество бисеринок. После того, как эта работа проделана, мы маленькими пустыми (без бисера) шагами по низу фигуры доходим до красного бисера и оттуда пришиваем три бисеренки-рубки. Здесь важный момент, что их нужно пришивать каждую по отдельности, создавая изгиб линии. Дальше мы снова возвращаемся маленькими шагами к началу и оттуда обшиваем получившуюся фигуру красным бисером обычным тамбурным швом. Повторить с другой стороны
4. Теперь вышиваем 3 элемента вверх. В первую очередь нужно пришить полоски из рубки и черные бисеринки. Делаем это при помощи иглы. Дальше нам необходимо обшить черные элементы золотым бисером (10 размер). Обшиваем техникой Зардози. Рекомендую пришивать вплотную к черным элементам, даже если рисунок немножко шире, так как потом в эти микрорасстояния бисер никак не вставить, а даже такие маленькие промежутки из белой ткани очень протят вид.
Следующий ряд — красный бисер. Рекомендация: Вышиваем сначала внешний ряд, а потом застилаем промежутки, здесь места хватит, и так получится ровнее. И точно так же застилаем 3 большой элемент желтым бисером — сначала внешний край, потом все остальное. Рекомендация — желтый элемент застиласть не от ряда к ряду сверху, а прямыми линиями вверх-вниз. И последним элементом пришиваем красные бусинки поверх желтых.
Мы переходим к последнему элементу этого цветка. Он выполнен гладью крючком. Здесь остановлюсь чуть подробней. Нам понадобятся золотые шелковые нити. Сначала расскажу про саму технику. Выполняется она (в моем варианте) тем же самым тамбурным швом. Выводим петлю и тянем до противоположного края рисунка, там делаем следющий стежок, который должет быть в том же направлении, но очень маленький (я его называю закрепочный). Он нужен для того, чтобы при выводе длинной петли в противоположную сторону у нас предыдущая длинная петля осталась на месте. ВАЖНО: очень четко контролируйте натяжение нижней нити, если вы ее перетянете, то будут большие дырки в местах закрепа, а если она будет слишком свободна, гладь получтся рыхлой и некрасивой.
Дальше снова длинная петля и на противоположном краю закрепочная. Несколько рекомендаций: а) чтобы гладь была без просветов, вводите крючок как можно ближе к предыдущему стежку; б) чтобы линия закрепочных стежков была ровная, вводите иглу с длинным стежком прямо перед линией рисунка, а с закрепочным стежком сразу после линии рисунка. После того, как вы вышили гладью весь элемент, необходимо обычным тамбурным швом обшить контур фигуры. Так вы прячете дырочки от закрепочных стежков и делаете контур более ровным.
Поздравляю вас, дорогие читатели, мы осилили цветок, в котором использовано большинство техник всей вышивки. Итог должен получится примерно таким:
Сразу покажу, в каких еще элементах используется гладь крючком, и покажу нюансы.
Техника используется в большинстве цветов, а так же в зеленых лепесточках. Ниже опишу последовательность выполнения каждого цветка.
В желтом цветке: красную гладь нужно обшить черным тамбуром. Красные полоски поверх желтой глади также выполняются тамбурным швом.
Последовательность выполнения цветка с тремя лепестками (первая картинка): 1) Бусина с бисером 2) все три стразы 3) зеленые стразы обходим тамбурным швом 4) красные полоски из тамбурного шва (туда и обратно) 5) красный страз обшиваем золотым бисером 6) гладь 7) французские узелки.
Последовательность выполнения красного цветка (вторая картинка): 1) пайетка, бусина, бисеренка 2) красные стразы 3) обшиваем из черным бисером 4) гладь (здесь она особенно ювелирная получается)
Лепесточки: 1) тамбурным швом вышиваем среднюю прожилку, начиная от основания и к нему же возвращаясь, то есть туда-обратно 2) гладь от среднего шва к краям лепесточка 3) стежок лентой.
Весь остальной мастер-класс будет построен в основном на объяснении техник. Давайте продолжать, осталось чуть-чуть.
- Работа с канителью.
В нашей вышивке канитель используется во многих элементах, поэтому уделим ей внимание. Рассмотрим на примере вышивки вот этого лепесточка:
Первым делом пришиваем страз. Дальше нам нужно пришить среднюю «прожилку». Для этого мы отмеряем ее длину, прикладывая канитель от стразы до конца лепестка. Важно: отмеряйте с условием, что будет изгиб. Отрезаем и просто пришиваем иглой, как очень длинный стеклярус. Теперь необходимо оформить изгиб. Для этого мы выводим иглу на лицевую сторону в том месте, где должна быть «канителинка», а вводим обратно почти в том же месте. Сложность заключается в том, чтобы попасть точно между витками канители, чтобы она не получила резкого перелома (на фото как раз видно, что я не сразу попала, и канитель перегнулась. Что, в принципе, не сильно портит вид, но, когда лежит плавно, все-таки симпатичнее).
Дальше мы начинаем пришивать боковые прожилки листика. Точно таким же образом: отмерили-отрезали-пришили. Рекомендация: отмеряйте от уже выведенной наружу иглы, так канитель будет ложится точнее.
Обратите внимание, что не только в лепесточках используется такая техника, но и в желтом цветке.
Еще канитель используется вот в таких элементах:
В данном случае работа чуть сложнее, так как нам нужно выполнить загнутый элемент. Процесс отмерил-отрезал-пришил остается прежним. Чтобы выполнить рисунок, мы по внешней границе укладываем канитель с равными (!) промежутками, а по внутренней границе наоборот укладываем сплошной линией. Если промежутки по внешней границе рисунка будут неравными, то вся фигура потеряет «товарный вид». После того, как все пришили, необходимо эти промежутки заполнить простым тамбурным швом люрексом. Рекомендация: заполняйте галочкой, то есть сначала вдоль одной канителенки, потом вдоль другой, а затем уже серединку. После этой работы по контуру завитка пройдитесь тамбурным швом дважды и им же сделайте тонкий завиток вовнутрь. Элемент готов.
С канителью все. Едем дальше
- Вышивка лентами
Вышивка лентами присутствует в двух элементах: веточка с листиками и отдельные листики.
В данном варианте вышивки все просто. Берем специальную иглу и ленты шириной 6мм. Вставляем ленту в иглу и шьем как нитками от одного края лепестка до другого. Чтобы лепесток получился более интересным, я прошиваю дважды, меняя место прохода иглы, а верхний лепесток три раза. На зеленом листике достаточно одного стежка.
Последняя техника которую нам осталось рассмотреть:
- Французские узелки
Делается очень просто. Нам понадобятся шелковые нити, сложенные вдвое. На конце делаем узелок. Выводим нить с изнанки на лицо, накручиваем нить на иглу (на фото я держу другой рукой для удобства фото), втыкаем иглу практически в то же место, затягиваем. В нашей вышивке используется в двух местах — в одном из цветов и в местах черных точек.
Остались несколько элементнов, которые мы не затронули.
1) Ягодки: выполняется как начало самого большого цветка. Последняя ягодка — золотая пайетка, красная пайетка, черный узелок.
2) Завитки: все мелкие завитки выполняются тамбурным швом туда-обратно. Рекомендация: линию «обратно» выполняйте над линеей «туда», так между ними не будет промежутка. На завитках иногда бывают точечки, которые можно выполнить с помощью черной бисеренки или французского узелка.
3) Завиток фигуры выполняется тамбурным швом «туда». Капельки сбоку: а) канитель б) тамбурный шов. Рекомендация: здесь и в других фигурах, которые застилаются тамбурным швом — сначала вышивайте контур, затем по спирали двигайтесь к центру.
4) «Толстые» завитки: тамбурный шов. Смотри предыдущую рекомендацию.
Поздравляю вас, дорогие читатели, мы добрались до конца! Ура! Теперь вы знаете все техники, которые использовались в работе и, я уверена, сможете ее повторить. Надеюсь, что материал, изложенный в этом мастер-классе, оказался для вас полезным и интересным. Буду благодарна отзывам и комментариям! На последок полюбуемся фото из разряда «от идеи до воплощения». Спасибо за внимание!
До новых встреч,
Ваша Марья Искусница!
Хохлома: старинные узоры для вдохновения
В нижегородских краях в 17 веке родилось новое направление русских ремесленников — хохлома — декоративная роспись своеобразными узорами мебели и посуды из дерева. Цвет узоров красный, зеленый, черный. Фон золотистый.
Золотистый оттенок появляется благодаря особой смеси серебристо-оловянного порошка, после покраски которым изделие несколько раз обрабатывается в печи. Золотистый цвет придает посуде массивности и богатого вида.
По традиции «герои» хохломы — алые ягоды рябины, цветы и всевозможные веточки. Часто в узорах можно увидеть животных и рыб.
Создание хохломы в старые времена было довльно дорогим занятием, так как влекло за собой множество дел для достижения нужного результата. Вначале бились баклуши — деревянные заготовки из грубых брусков. Токарь снимал излишки и придавал изделию нужную форму. Основы, чаще всего, предметы быта — черпаки, тарелки, чашки и т.д.
Грунтовка жидкой глиной — второй этап подготовки к окрасе. После нее изделие 8 часов сохнет, а потом его нужно покрыть в несколько слоёв льянынм маслом. Даже покрытие маслом в производстве хохломы особенное — изделие нужно покрывать тампоном из кожы овцы или теленка. От этого шага зависит дальнейшая прочность и качество посуды.
«Лужение» — третий этап, когда мастер покрывает изделие тем самым алюминиевым порошком также тампоном из кожи. После этой процедуры посуда красиво блестит и готова для росписи. Только масляная краска годится для росписи. Вышеперечисленные цвета — красный, черный зеленый — это основные цвета, «корни» хохломы, но для придания оригинальности используют коричневый, салатовый,желтый. Для создания четких контуров и тнких линий используются кисточки только с бельичьим хвостиком.
В хохломе мы можем наблюдать своеобразные орнаменты:
- «пряник» — квадрат, ромб, размещенный по центру, расположенный в середине посудины;
- «травка» — мелкие и большие травинки;
- «кудрина» — кудрявые цветы, листочки.
Раньше хохлома использовалась для украшения посуды, сейчас же она вновь обретает популярность, появляясь не только на кухонной утвари, но и в декоре интерьера и вещей.
Panna — Страница 1 — Aurora Borealis
604cassandra 27 сенДОБРЫЙ ДЕНЬ!Зарегистрировалась на Ваш сайт из-за журналов но они не открываются.КАК ЖЕ ТАК?
603Lyusima 10 сенДобрый день! Устанавливаю программу Cross Stitch Professional Platinum, но там запрашивает код. Без него не работает программа. Как её установить, что бы работала.
602Kondor 8 сенCross Country Stitching -большинство ссылок не активно
601Havana Summer 4 сенДоброго дня) Почему-то при попытке скачать любую схему, пишет «У вас нет прав на скачивание данного файла» как странно, я же зарегистрироваласть. ..:'(
600Истомина Ольга 11 авгЖурнал лена, при попытке скачать перебрасывает на в контакте, а дальше документ недоступен или удалён.
599Ladgena 6 авгAurora, ресурс VK выдаёт сообщение об ошибке — «Документ недоступен или удалён».проживаю в Сибири.
598Magdalena 6 авгЗдравствуйте! Как я могу скачать журнал.
597Aurora 2 авгвсе журналы и книги по вышивке находятся на ресурсах VK и Mail.ru. Ссылки рабочие, но для жителей Украины недоступны
596lionelly 1 авгДобрый день! Почему-то не скачиваются журналы Susanna и Лена рукоделие((((
595Ladgena 1 авгNEbO, прошу Вашей помощи. Схемы скачиваются без проблем, а из журналов ни один не удалось скачать. Не увидела здесь журнала RICAMO, если появится возможность добавьте пожалуйста.
594Ladgena 1 авгДобрый день! Почему-то не скачиваются журналы, автоматически перекидывает на «вконтакте», где говорит об ошибке.
593Aurora 15 июлsawasdee74, все ссылки на сайте рабочие. На форуме, возможно, и нет
592sawasdee74 14 июнПохоже, забросили сайт))) Большая часть ссылок не работает…
591xxammer 1 июнЗдравствуйте,не могу скачать журнал.Перекидывает в контакт .Помогите.
590Тетяна 19 маяНе ожу скачати схему
589Наталья Савченко 13 маяЗдравствуйте! Подскажите пожалуйста а почему есть ограничения в количестве скачиваний за сутки? С чем это связано?
588Ivanka Dimova 5 маяЗдравейте, благодаря за приема!!! Щастлива съм, че съм една от Вас!!!
587Марина 24 февЗдравствуйте, хотела узнать, а можно ли увеличить размер вышивки, допустим с 20х30 переделать на 40х50, если можно, подскажите, пожалуйста, как?
586imoksana 2 февОбожаю этот сайт @}->— спасибо админам за их труд
585Марина 14 янвAnchor
584NEb0 12 янвесли что-то не работает, по-прежнему, присылайте сообщения мне
583NEb0 12 янвдля техников — с 5. 5 php мы обновились до 7.4 за прошедший год, также как и с mysql 5.7 до 8.0
582NEb0 12 янвздравствуйте, на пару дней возможны были отключения сервера, связанные с обновлением ПО на сервере. вообще, я надеялся, что все останется незамеченным, но судя по тому, что пару человек мне написало в личку, это не так. приношу свои извинения
581Svetylochka 9 декБлагодарю
580NEb0 5 декhttps://aurora.empherino.net/lyudi/4248-poceluj.html если вы про эту схему, то PM
579NEb0 5 декесли .xsd — то Pattern Maker, если .pat — то PCSitch. с вероятностью 95% вам нужна именно первая программа
578NEb0 5 дек7-zip для формата rar должно быть достаточно. либо peazip, тоже бесплатная, Распаковываете, смотрите на формат самого файла внутри архива
577Svetylochka 2 декNeb0 очень хочу схему Поцелуй от Мирабилии Есть 7 zip . может есть еще какая пограмма для формата rar
576NEb0 2 декSvetylochka, какая конкретно схема? и читалили вы первый вопрос из списка https://aurora.empherino.net/faq.html ?
575Svetylochka 1 декДобрый вечер !!помогите уже скачала что только возможно а схема не открывается .
574ita170 27 сенЗдравствуйте мастера и мастерицы! Спасибо огромное за этот сайт! Такое мастерство, такая красота — СПАСИБО!!!
573Andrgey 11 авгДобрый день. А где я могу купить материалы для вышивания. В Ченстохово:-[:-[
572nisa 4 июнЗдравствуйте. А можете добавить других вышивальних журналов еще? на пример Вышиванка,все о рукоделии, Украинская вышивка, Майстерня вышивки,susanna/ Спасибо!!!
571Наталья Савченко 28 маяСпасибо огромное!
570Катя 15 апрСпасибо за подборку очень интересных журналов! В подборке журналов Creation Point de Croix вместо №31 закачан №30.
569Irma 14 апрСпасибо огромное за возможность познакомиться с такими интересными журналами и схемами!!!
568Liana 13 марБольшое спасибо за схему!!!
567АЛЯ 1 марСпасибо большое за журналы.Всех благ вам..!!
566Наталья 26 февСпасибо огромное*KISSED*
565Aurora 8 февKurabiye, проверила. Все ссылки рабочие. Файлы находятся на облаке Mail.ru
564Kurabiye 8 февНе могу скачать серию Mango. Cahier du Createurю Пишет, что файл не найден.
563Aurora 23 янвДобавила недостающие номера журнала 1000 Idee a Punto Croce, а также журнал Cross Stitch Collection за 2015 год
562Aurora 19 янвната, читайте раздел F.A.Q.
561ната 14 янвкак скачать схему?
559sem-faina 11 янвДобрый вечер, в подборке Arte de Bordar. Ponto Cruz mini по 77 номеру открывается 79. Спасибо.
558Rano_i 18 декСпасибо Вам большое!!!!!:-*
557Aurora 14 декRano_i, открыла доступ.
556Rano_i 14 декДобрый день! не смогу скачать схему, пишет нет доступа. Зарегистрировалась по всем правилам. помогите пожалуйста. Заранее спасибо.
555Aurora 6 декKurabiye, прошу прощения. Только обратила внимание, что не к тому пользователю обратилась)
554Kurabiye 6 декСпасибо, но я спокойно скачиваю через Оперу, ничего не устанавливая дополнительно.
Только зарегистрированные пользователи могут писать в чате
Гжель, городецкая, хохломская, жостовская, мезенская роспись, лаковая миниатюра в Федоскино и Палехе.
Всегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.
Золотые чаши. Хохломская роспись
Золотые чаши. Хохломская роспись
Золотые чаши. Хохломская роспись
Золотые чаши. Хохломская роспись
Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.
Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».
После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.
В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.
Снежный фон и синие узоры. Гжель
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори
Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.
Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.
Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.
Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.
На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.
Читайте также:
Три мира узоров. Мезенская роспись
Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru
Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: open-collection.com
Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru
Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.
Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.
Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.
«Здесь живут подносами». Жостовская роспись
«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru
«Здесь живут подносами». Жостовская роспись
«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru
Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.
Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.
«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.
Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись
Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори
Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори
Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори
Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.
Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.
Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.
«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра
«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.su
«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru
«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru
История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.
Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.
Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.
«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина… Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».
В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».
Виды Хохломской росписи — Мегаобучалка
Два типа письма: верховое и фоновое.
При «верховом»письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник».
— «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по золотому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи.
— Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку».Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее — вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками.
— К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи — «пряник». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине — солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении.
Для «фоновой»росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: — роспись «под фон»и роспись «кудрина».
— Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки» — ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше.
— Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр. Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют.
Композиции в хохломе.
В Хохломской росписи существует несколько видов композиций:
Композиция в круге
Композиция по схеме «Ветвь»
Композиция по схеме «Спираль «Венок»
Композиция в квадрате
Композиция «Древо»
Проект по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему: Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»
Проект: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!
Паспорт проекта.
1. Название проекта: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!
2. Выполнила: Яблокова Анастасия (под руководством мамы: Некрасовой Ольги)
3. Тип проекта: учебно – исследовательский
4. Цели проекта:
– познакомиться с возникновением народного промысла Хохломы,
– современное использование Хохломы.
5. Задачи проекта.
— выяснить, нужна ли сегодня Хохлома?
7. Актуальность проекта.
Проект имеет особую значимость, так как сейчас идёт возрождение народных промыслов. Мы хотели узнать, знакомы ли учащиеся 5-А класса с хохломской росписью и хотели бы они иметь вещи, украшенные хохломской росписью.
I. Введение
Проект «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!» направлен на изучение одного из народных промыслов.
В течение февраля-марта я находила нужную информацию о декоративной росписи Хохлома, в практической части провела анкетирование, итоги которого занесла в таблицу. В ходе работы над проектом узнала об истории возникновения росписи. Собирая материал, использовала много источников информации: это библиотека, интернет, посещение кружка по художественной росписи в ДДТ.
Актуальность проекта имеет особую значимость, так как сейчас идёт возрождение народных промыслов. Я хотела узнать, знакомы ли учащиеся 5-А класса с хохломской росписью и хотели бы они иметь вещи, украшенные хохломской росписью.
Мой учебно-исследовательский проект посвящен русскому народному промыслу «Хохломе».
Первое мое знакомство с хохломской росписью произошло в гостях у прабабушки. Там я, заметила расписной самовар с заварным чайничком, и множество красивой посуды из дерева. На мой вопрос, откуда такая красота. Бабушка ответила, что это хохломские изделия, изготовленной в Зашейковском цехе художественной росписи. С этого времени у меня появился интерес побольше узнать о Хохломе.
Спустя время я целенаправленно стала заниматься этим вопросом: посмотрела литературу по теме, посетить кружок «Художественная роспись», с помощью родных и друзей собрала небольшую коллекцию предметов хохломской росписи: чашки, самовар, разнос и многое другое. Также мне захотелось узнать, об истоках этого народно-прикладного искусства и нужна ли сегодня Хохлома.
1. Где зародилась Хохлома?
Меня заинтересовал вопрос: Откуда возникла традиция росписи?
Хохломской промысел был основан в Заволжье в 19 веке, на территории Нижегородской области. Жители селений Сёмино, Кулигино расположенных по берегам реки Узолы, испокон веков занимались окраской деревянной точеной посуды. Деревянная посуда была очень доступной, простой в использовании и удобной, славилась дивными узорами и яркими красками.
В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрика «Хохломская роспись» и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник».
2. Легенда о хохломской росписи
Но не только дивными узорами и яркими красками привлк меня этот народный промысел. Легенда о хохломской росписи поразила меня не менее.
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах на берегу тихой реки человек. Кто он и откуда пришел, нам неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: „Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!“ Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять приказ, но не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома. Много золотой посуды продавалось на ярмарке в этом селе. Так и возникло название „Золотая хохлома“. Видно не простой была кисть мастера — кисть из солнечных лучей!
3. Как изготавливают предметы народного промысла.
Изделия с хохломской росписью создаются в несколько этапов.
• Сначала бьют баклуши, то есть делают – заготовки из дерева. Так получается основа – «бельё» (неокрашенные изделия) – резные ковши и ложки, чашки.
• После сушки заготовки грунтуют жидкой очищенной глиной. Далее изделие сушат 7-8 часов и покрывают слоями олифы. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза.
• Следующий этап – лужение, то есть втирание в поверхность изделия алюминивого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело – зеркальный блеск, и готовы для росписи.
• Далее нужно было приступать к росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи – красный и чёрный, жёлтый но для оживления узора допускаются — коричневый, зеленый тон. Заключительный этап: расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160. До образования лаковой плёнки золотого цвета.
Так получается знаменитая «золотая хохлома»!
Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов: узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом.
Самый любимый и стародавний из них – «травный орнамент», или просто «травка». Это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше – кустиком.
Травка обычно пишется красным и чёрным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берётся много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра. Тонкие и частые штрихи-травинки по сторонам основного кустика и бусины-ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.
«Травка» – самостоятельный тип росписи, но она обязательная часть любого растительного орнамента «хохломы». Очень часто среди кустиков и веточек чёрной, красной, зелёной или жёлтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок.
Такой орнамент тоже называется «травным», или именем ягодки или цветка.
Хохломские узоры и похожи на живые растения, и не похожи на них.
Когда собрала материал о предмете своего исследования, то выяснила, что существовало время, когда хохломской промысел стал затухать. У людей стал пропадать интерес к деревянной посуде, на её место пришла посуда современная. В 20-30 годы XX века благодаря стараниям неравнодушных к искусству мастеров, народное ремесло не умерло, а получило дальнейшее развитие.
II. Практическая часть.
В исследовательской части я поставила Цель: выяснить, что ребята и взрослые знают о декоративно – прикладном творчестве в частности о росписи Хохломе.
Для решения поставленной цели провела анкетирование среди учащихся 5А класса и взрослых (в котором участвовало 18 учащихся и 6 взрослых всего 24 респондента).
В результате проведенного анкетирования выяснилось, что все опрошенные респонденты имеют представление о предметах хохломской росписи.
А 18 чел. из них хотели бы иметь изделия, украшенные хохломской росписью и не против того чтобы такие предметы украшали их дом.
Хохлома сегодня
В настоящее время данный вид прикладного искусства немного утратил свою актуальность, изделия хохломской росписи из повседневных превратились в декоративные. Это прекрасные сувениры, которые можно подарить к любому празднику.
Среди молодежи популярном становится использование элементов хохломской росписи в фото- проектах «Хохлома».
III. Заключение.
Считаю, что такие виды прикладного искусства должны развиваться и передаваться из поколения к поколению. Так как они вызывают чувство гордости и достоинства за свою Родину ведь именно в нашей стране жили замечательные мастера, создавшие такую декоративную роспись, которая до сегодняшнего дня продолжает удивлять, радовать, согревать сердца людей и являются замечательным украшением наших домов.
И нет такого человека, который бы остался равнодушным к русской сказке — Хохломе!
И в заключении вашему вниманию хочу представить свои работы….
|
Chemisier russe ‘Хохлома’
- Информация
- Информация о доставке
- Политика конфиденциальности
- Témoignages
- Контакты
- Доллары США ($)
- Новозеландский доллар (NZ $)
- Канадский доллар (Can $)
- Евро (€)
- Фунт стерлингов (£)
- Австралийский доллар (AU $)
- английский
- французкий язык
Vêtements Традиционные русские для детей и взрослых
счет
- Командиры
Эл. почта
Mot de PasseMot de Paso oublié? S’inscrire pour un nouveau compteS’identifier
Se souvenir de moi
моя тележка
Panier vide
AU $ 0.00
Voir panier Командир Дом- Меню
- Vêtements
- Традиционные Vêtements
- Сарафаны
- Сорочки Косоворотка
- Кокошник
- Блузки русые
- Украинская Одежда
- Костюмы полонез
- Костюмы болгарии
- Венгерская Одежда
- Румынская Одежда
- Национальные костюмы
- Costumes de théâtre
- Костюмы де тушь
- Костюмы танцев
- Русский балет
- Vêtements casual
- Традиционные Vêtements
Вся Россия, Русская культура
Русское народное творчество Золотая Хохлома
Золотая Хохлома — ярчайшее явление русского народного творчества.Техника золочения без использования настоящего золота восхитительна, непревзойденная работа ювелиров и рукодельниц с черепами завораживает. Традиционно хохломские изделия изготавливались в монастырях и предназначались в первую очередь для царского двора. Когда в продажу поступили высоколекулярные керамические и металлические изделия, необычная роспись предметов из Семёнова гарантировала их популярность и продажи. Следует отметить, что Хохлома — это название большого села в бывшем Семеновском районе на берегу Волги в Центральной России.
Золотая Хохлома — ярчайшее явление русского народного творчества
Это село Хохлома было центром торговли. Ремесленники из близлежащих деревень привозили на продажу свои изделия ручной работы. Сюда приезжали купцы из многих мест за товарами, потом продавали их по всей России и за границу. Поэтому с названием села стали ассоциировать расписную посуду.
Золотая Хохлома — ярчайшее явление русского народного творчества
Хохломское ремесло стало известно еще в 17 веке в Нижегородской области.Нижний Новгород Заволжье — центр хохломской росписи — край богатой истории и выдающейся культуры. Никакая другая территория в России не могла сравниться с ней по количеству и самобытности народных декоративно-прикладных искусств, которые возникли и получили развитие в местных общинах.
Золотая Хохлома — ярчайшее явление русского народного творчества
Мастера нижегородского деревянного производства изготовили просторные дома, украсили их резьбой по дереву, изготовили прялки и деревянную посуду.В дальнейшем они совершенствовали свои навыки, и их мастерство, очевидно, повлияло на появление Хохломы как направления в народном творчестве. В те времена в монастырях изготавливали и хранились ценные произведения искусства.
Золотая Хохлома — ярчайшее явление русского народного творчества
Техника хохломской росписи .
Хохломские расписные изделия изготавливаются следующим образом: сначала дерево проветривается на год; Затем токарь делает детали различной формы, после того, как фигурные детали были высушены в печи, вручную наносится тонкий слой коричневой глины «грунтовка», и они снова сушатся в печи, после нанесения трех слоев масла каждый предмет подвергается снова сушится на воздухе, затем покрывается оловом или алюминиевой пудрой, затем окрашивается и покрывается лаком.Когда процесс лужения закончен и изделия просушены в третий раз, эти блестящие, серебристые работы готовы к руке художника.
Хохлома — традиционные русские народные промыслы
Хохломская роспись поражает нежным травянистым рисунком и праздничным колоритом, в основе которого лежит сочетание алого, киновари и золота на фоне черного лака. Эта особенность встречается только в Хохломе. Для получения столь насыщенного золотого цвета мастера традиционно использовали оловянную пудру и лак.(Сегодня используют алюминиевую пудру). Каждое серебряное украшение расписано вручную, без начального наброска, что гарантирует, что каждое из них является уникальным произведением искусства.
Магия золотой Хохломы в завершающей стадии. При нанесении лакового покрытия любой орнамент, оставленный художником на серебре, превращается в красивую иллюзию «позолоты». На изготовление каждого изделия уходит примерно 58 дней, а у некоторых — до четырех месяцев.
Хохлома — традиционные русские народные промыслы
Во втором и третьем десятилетии XIX века хохломские мастера сделали несколько новшеств.Они стали золочить не только детали, но и всю поверхность, а свои миски и чашки покрыли замысловатой росписью по стеклу. Эти улучшения принесли больший успех этому народному ремеслу.
Хохлома — традиционные русские народные промыслы
Хохломская роспись — это волшебный процесс, при котором обычное белое дерево приобретает красоту и яркость позолоты. Особой тайной до сих пор остается происхождение способов росписи деревянной посуды в характерный золотой цвет без использования самого золота.
Хохлома — традиционные русские народные промыслы
Изделия «Хохлома» сохранили 300-летнюю традицию уникальных техник декорирования, что в то же время делает их очень практичными. В это сложно поверить, но посуда из дерева хохломская является водонепроницаемой, термостойкой и не подвержена воздействию пищевых кислот.
Хохлома — традиционные русские народные промыслы
Хохломский народный промысел постоянно растет и развивается. Перенося лучшие традиции, одно поколение сменяло другое, и одаренная молодежь вливается в ряды заслуженных мастеров, как ручейки в большую реку.