Счетная гладь: старинная русская техника вышивания
Примеряясь к захватывающим способам сделать своими руками произведение искусства, испокон веков человек искал идеальный способ. Уходит это корнями вглубь времён, когда первобытный прародитель, развив разум, впервые испытал необходимость «принарядиться». А вышивка до сих пор предлагает новые способы работы с украшением ткани, не утрачивая актуальности более “старших” техник. Что интересно – счетная гладь была одной из самых старинных техник вышивания на Древней Руси. Уступала она разве что вышивке крестом и полукрестом.
Гораздо позже была изобретена перевить в цвете, гипюр и прочие уникальные техники. Но, несмотря на развитие новых течений вышивального искусства, счетная гладь не теряет свои уверенные лидирующие позиции и по сей день.
Количество техник в вышивании огромное множество. Это и верхошов, списы, бранки, и цветная перевить, узорная строчка, строчка с ободком, разнообразные гипюры. Ещё – крест, набор, белая мелкая строчка, тамбурная вышивка, белая, цветная, счетная гладь. Также существует достаточно объёмное количество дополнительных под-техник, швов и особенностей этих элементов. Это зависимости от выбранного для работы материала.
Отличие в вышивках гладью
Существует несколько разновидностей гладьевой вышивки, – это верхошовная гладь, белая, художественная, русская, цветная, атласная, счетная.
Верхошовная гладь
В верхошовной глади небеленый холст вышивают красной пряжей с небольшим добавлением дополнительных цветов (например, жёлтого, синего, зелёного). Вышивают стежком, который прокладывается ровными плотными линиями, прорабатывая лицевую сторону изделия. На изнанке такие швы обозначаются мелкими стежками. Другое название такой глади – владимирская. Это связано с возникновением её первых проявлений именно во Владимирской области.
Белая гладь
Также возникла во Владимирской области. Техника была изобретена мастерицами, выполнявшими стежки на тонких отбеленных тканях. Брались тонкие белые нити, в тон основным полотнам. Эта техника включает в себя множество вариантов узора. А отличительная особенность тут не только лишь в цвете, – она богата техниками и разработками. Тут есть и стяги, посыпь, сеточки, дырочки, атласники, узелки, цепочки, и так далее.
Художественная гладь
Художественная гладь возникла из попытки и желания точно повторять пейзажи, портреты, бытовые сцены жизни. Выполняется шитьё тонкими, чаще всего – шелковыми нитями, на тонких тканях основы.
Русская гладь
Своеобразный вариант вышивки – русская гладь. Весь рисунок работы заполняется односторонним швом по прямой нити ткани основы. Стежки располагаются в шахматном порядке, от края до края, перекрывая и пропуская нити. Но в настоящее время этот вид вышивки почти забыт из-за своей трудоёмкости.
Цветная гладь
Цветная гладь – самая широко применяемая вариация вышивки. Выполняется она стежками, максимально плотно прилегающими друг к другу, идущих в разном направлении. Бывает такая гладь как односторонней, так и двухсторонней. Цветовая гамма и толщина нитей – самая разнообразная и подбирается на вкус мастерицы.
Атласная гладь
Для атласной глади характерны мелкие стежки, выполненные очень тонкими нитями. Каждый стежок начинается в центре предыдущего ряда. На изнаночной стороне это многочисленные короткие дорожки нитей, а на лицевой стороне – гладкий узор.
Ещё на Руси вышивальщицы выполняли счетные швы. В пробелы в редко сотканной ткани вплетались другие цвета. Получался ритмичный геометрический рисунок, который называется счетная гладь. Способ набора при такой работе – шов «вперед иголка». Ещё он называется «бранное шитьё», один из вариантов которого – орловский спис.
Счетная гладь
Если вы решили выбрать фигурную геометрическую вышивку, то техника выполнения достаточно проста. Работа несомненно принесёт удовольствие и не отнимет слишком много сил на изучение сложных стежков. Стежки идут параллельно нитям основы или утка. Каждый стежок уходит на равное расстояние от предыдущего, чаще всего – на одну нить полотна. То есть рабочая нить, делая свой стежок, уходит обратно рядом с проложенным стежком, пропуская нить основы.
Спектр применения тоже весьма обширен. Вы можете обновить домашний текстиль декоративных наволочек, полотенец. Можете декорировать авторские скатерти, фартуки салфетки. Даже украсить полотна занавесок.
Эффектно сочетается вышивка гладью с дополнительными элементами в других техниках. Это может быть украшение основной работы зигзагом, крестиком, мережками. Можно поиграть с узорами из стебельчатого шва, или шва «вперед иголку». Поле для фантазии – непаханное.
Так что вооружаемся льном, полу-льном, канвой, мешковиной, хлопком, батистом, сатином, шёлком, или схожим материалом. Выбираем накрученные или слабо накрученные нити. Определяем рисунок работы. Что замечательно в вышивке счетной гладью, так это то, что нити из рисунка сразу отсчитываются на полотно. Не переводятся постепенно.
Главное – следить за нитями, и не допускать их перекручивания во время работы. Тогда результат получится более аккуратный и гладкий.
Счетная гладь: как вышивать
Берясь украшать полотно счетной гладью, рисунок заполняем полностью, для этого нити выкладываем довольно плотно, чтобы было легко набрать форму.
Вести вышивку положено слева направо, вкалывая нить по утку или основе. Промежуток основных нитей должен быть равный. Не забываем равномерно затягивать нити и направлять их туда, куда требует рисунок.
Итак, для вышивания нам понадобится рисунок, ткань основы, нити, иголка, пяльцы или рамка и ножницы. Вооружаемся материалами и приступаем к работе.
Счетная гладь: техника выполнения
- Переносим на ткань основы рисунок.
- Закрепив ткань основы на пяльцах (рамке), проверьте, что она хорошо натянута.
- Проколите полотно иголкой, выведете нить на лицевую сторону работы, оставив небольшой кусочек нити. В процессе работы придерживайте его пальцами. Начало вашей работы закрепится будущими стежками, и вы не испортите работу неэстетичными узлами.
- Используйте и постоянно высчитывайте схему вашего рисунка. Не поленитесь свериться с ней лишний раз, – ваша работа от этого только выиграет.
- Вышиваем слева направо, ведя нить по лицевой стороне или сверху вниз от нитей основы, или под углом.
- Стежок на изнаночной стороне должен выкладываться под небольшим наклоном (рис. 1).
- Чередуя высоту стежков выводим разнообразные узоры:
- Валик (рис.2)
- Зубчики (рис.3)
- Ступеньки (рис.4)
- Ромбики (рис 5)
Помните, что выполнять каждый узор нужно отдельно. Потому что на изнаночной стороне могут образоваться слишком длинные протяжки, что может испортить работу.
8. Для высоких узоров используйте одностороннюю счетную гладь (рис. 6; 7). Весь узор будет вырисовываться на лицевой стороне, а на изнанке будут только коротенькие протяжки.
Вот и все нехитрые советы для вышивания техникой счетная гладь. Для начинающих мастериц существует множество схем с орнаментом и даже набором сопутствующих инструментов. Одним словом, всё необходимое, чтобы начать творить.
Главное гореть желанием и любить дело, которым занимаешься, подходя к нему с удовольствием. Стремиться к идеальному результату – не главное, ведь процесс – вот, что самое главное в любой работе.
Мастер-класс смотреть онлайн: Простая счетная гладь
Счетная гладь — так называется вышивка, при которой стежки кладут строго в определенном направлении, считая число пропущенных под стежками нитей. Она бывает разной, стежки могут располагаться прямо и под углом.
Для счетной глади используют ткани счетного переплетения (Линда, Белфаст) или плотную сетку — страмин. Во втором случае вышивать рекомендуется шерстяными нитями.
Нам понадобится: небольшой лоскуток ткани Линда, мулине трех оттенков от розового до бордо, игла.
1. Нить светло-розового цвета, в 2 сложения, закрепляем на изнаночной стороне ткани, выводим на лицевую сторону. Протягиваем строго вертикально, пропустив 4 горизонтальных нити ткани под стежком.
2. Следующий стежок делаем, отступив вправо одну вертикальную нить ткани и так далее, пока не закончится элемент узора.
3. Далее закрепляем темно-розовую нить и продолжаем вышивать, строго следя за направлением нити. Начинаем стежок другим цветом в том же месте, где был сделан предыдущий стежок (на схеме для удобства чтения сделаны небольшие отступления). В данном случае схему следует читать так: одна серая линия = 1 нити ткани по горизонтали и вертикали.
На рисунке: фрагмент вышитой шкатулки. Техника: вышивка барджелло.
Вариацией на тему простой счетной глади считают вышивку барджелло, в которой сочетания цветов и прямая гладь «волнами» придает шикарную ноту простым стежкам.
Счетная гладь
Счетная гладь может быть одно- или двусторонней. Этот вид вышивки — один из самых древних в мире. При вышивании здесь используется счет нитей ткани. Гладь бывает прямой и косой. В прямой глади стежки кладут по горизонтали или вертикали вдоль ниток ткани, а в косой стежки располагают с наклоном. Счетную гладь выполняют нитками белого, серого, красного или черного цветов. Стежки, проложенные в разных направлениях, создают игру светотени. Также счетная гладь бывает и многоцветной. Для счетной глади следует брать мягкие слабо скрученные нитки, хорошо покрывающие ткань.
Одностороннюю счетную гладь выполняют по лицевой стороне ткани. На изнанке остаются маленькие стежки по контуру узора. Двусторонняя гладь одновременно выполняется по лицевой и по изнаночной сторонам.
Счетную гладь применяют для декорирования блузок, мужских рубашек, платьев, столового и постельного белья. Ее часто используют вместе с другими видами вышивки.
Не стоит сразу начинать со сложного узора. Сначала попробуйте выполнить простые детали (листочки, цветочки) различными техниками и только потом попытайтесь вышить небольшую композицию.
Существуют несколько видов счетной глади:
- счетная гладь столбиками;
- счетная разреженная гладь.
Счетную гладь столбиками осуществляют параллельными горизонтальными стежками в виде вертикальных рядов по направлению снизу вверх или сверху вниз и слева направо. Сами столбики могут быть строго вертикальными или диагональными. Стежки создают через 1 нить.
Счетную разреженную гладь осуществляют нитками одного цвета вертикальными столбиками горизонтальными стежками. Разреженная гладь бывает одно- и двусторонней. Она довольно популярна в Молдавии, на Украине, где ее называют «поверхницей». Состоит она из горизонтальных стежков одинаковой длины в вертикальных рядах. В этом виде вышивки чаще используют геометрический орнамент. Стежки выполняют через 2—3 нитки параллельно друг другу. Узор вышивают справа налево или слева направо.
Делают первый стежок слева направо по горизонтали и выводят иглу над 1-м стежком через 2—3 нити. Выполняют 2-й стежок над 1-м и параллельно ему. Остальные стежки кладут точно так же. Между стежками оставляют пропуски по 2—6 и более нитей в зависимости от узора. После того как закончили 1-й столбик, иголку с рабочей нитью выводят с правой стороны от столбика и начинают выполнять 2-й столбик. Стежки необходимо создавать такой же длины, что и в 1-м столбике. Остальные столбики выполняют точно так же. После вышивки рисунка узор сверху и снизу обводят косичкой или пилочкой.
В двусторонней разреженной глади переход от одного стежка к другому делают по диагонали. Этот вид вышивки сочетают с мережками, крестом и другими техниками вышивания.
Вышивка счетной гладью. | КАРАКУЛИ
Вышивка счетной гладью интересна и захватывающа. Ей можно вышивать очень разные рисунки, правда все они получатся немного геометрические. Сама техника вышивки достаточно проста. Перед вышивкой крестом техника вышивки счетной гладью имеет большое преимущество – она двухсторонняя. Один и тот же рисунок у вас получится и с лица и с изнанки. В такой технике можно вышивать полотенца, салфетки, шторы.
Часто вышивку счетной гладью дополняют другими элементами: крестом, зигзагом, швом вперед иголку, стебельчатым швом, мережками и другими счетными техниками.
При этой счетной вышивке рисунок не переводится на полотно, а отсчитываются нити сразу с рисунка. Счетная гладь вышивается на материале с плотным переплетением нитей, где нитки отчетливо видны: хорошо подойдет лен, полулен. Можно вышивать и на канве. Лучше конечно, чтобы количество нитей по долевой и утку в 1см совпадало, но это не обязательно. Просто рисунок будет немного деформирован – но это тоже можно обыграть.
Нитки лучше брать некрученые или слабокрученые, тогда стежки будут плотно прилегать друг к другу и хорошо покрывать ткань.
В этой вышивки с народными мотивами использованы нити мулине в 2 сложения. При работе надо следить, чтобы на лицевой стороне, нити не перекручивались между собой – тогда работа получиться гладкой и более аккуратной.
Иглу можно брать не очень острую.
Техника выполнения вышивки счетной гладью.
Вышивку ведем слева направо, при этом иглу вкалываем и выкалываем по направлению утка или основы через нужный промежуток нитей. Рисунок получается двухсторонний. Стежки кладем часто — лучше через каждое переплетение. Нити равномерно затягиваем и направляем так, как того требует рисунок.
Счетная гладь можно выполнить нитками не только в несколько цветов, но и просто монохромно. При монохромной вышивки интересный эффект достигается, если нити кладутся в разном направлении – вертикально, горизонтально или наклонно. Игра цвета и тени создает впечатление рисунка с разными оттенками одного цвета.
Схемы образцов для вышивки счетной гладью. Образцы вышивки счетной глади взяты из книги А. Лихнеровой «Чудо вышивки».
Часто вышивка счетной гладью дополняется другими счетными вышивками: швом вперед иголку (набор), стебельчатым швом, зигзагом, крестами.
Посмотрите несколько вариантов отделки кромок для салфеток. Образцы вышивки счетной глади взяты из книги А. Лихнеровой «Чудо вышивки».
Образцы полос для вышивки счетной гладью взяты из книги А. Лихнеровой «Чудо вышивки».
Элементы розеток в технике счетной глади взяты из книги А Лихнеровой «Чудо вышивки»
Вот еще несколько работ выполненных в техники счетной глади с использованием других дополнительных швов.
В этих салфетках и скатерти использована только техника счетной глади.
И напоследок предлагаю свою работу в техники счетной глади с использованием шва вперед иголкой, обводка элементов сделана двойным швом «вперед иголку».
Вышивка Хардангер — счетная гладь — Виды вышивки — Тематические и авторские страницы НУ — Народный УЧЕБНИК вышивки
Вышивка хардангер — это старинная скандинавская техника ручной вышивки, названа в честь города на юго-западном побережье Норвегии. Зародилась на Ближнем Востоке, а к XVII-у веку добралась до Европы и дальше на север.
У Хардангера множество родственных
направлений в вышивке: кипрская лефкаритика, итальянская punto antico и reticella,
русское шитье по решетке.
Некоторые традиционные для хардангера элементы — квадрат, прямоугольник, крест
— относят к ассирийским и египетским традициям,
Традиционно вышивка хардангер была элементом одежды и использовалась в
норвежском национальном и свадебном костюме bunad как вышивка на фартуке.
Позже,
в XIX-ом столетии, технику используют и в украшении домашнего текстиля.
Стиль хардангер относится к счетным типам вышивки и напоминает знакомые нам мережки. Но мережка – это скорее «краевой», окантовочный прием вышивки, а хардангером можно заполнить все пространство ткани и получить восхитительно красивые узоры.
Довольно часто хардангер называют счетной гладью, и это название как нельзя лучше отражает суть техники, ведь в основе ее лежат гладьевые стежки, но строго упорядоченные по длине и количеству.
Хардангером вышивают на тканях равномерного переплетения (таких, в которых на 1 см приходится одинаковое количество долевых и поперечных нитей). Это непременное условие, ведь основным элементом узоров в технике хардангер является квадратный блок 4х4 нити.
Для вышивки используется в основном ткань 25-27
каунта и нитки типа Ирис или PERLE для блоков и более тонкие (можно мулине или
тонкие Perle) для бридов и ажуров.
Можно так же вышивать нитками YarnArt Tulip, но ими вышивать сложнее – по клику об этом подробнее рассказано в дополнении к статье.
ЛАНГЕТНЫЙ (петельный) шов
Иногда лангетный шов используется для придания объема внутри вышивки.
Вставляем иглу с изнанки прямо на линии разметки в точке начала шва и вытягиваем нить на лицо,
оставляя на изнанке хвостик до 6-8 см. длиной (этот хвостик потом будет закрепляться, поэтому он должен быть такой длины, чтоб его можно было вставить в иголку и закрепить.)
От точки начала отступаем одну ниточку вправо по линии разметки, поднимаемся
над разметкой на 4 нитки вверх и делаем первый стежок, выводя иголку снова на
линии разметки вертикально так, чтоб ниточка, выходящая из ткани в точке начала
оказалась под острием иглы и дотягиваем нитку, чтоб получился первый стежок.
Вообще ширина лангетного шва равна 4-ем нитям, поэтому мы всегда вверх
поднимаемся на 4 нити ткани.
Снова отступаем одну нить вправо и четыре вверх, вводим иглу в ткань и выводим на линии разметки так, чтоб хвост ниточки был под иглой.
Таким образом отшиваются прямые участки лангетного шва.
Количество стежков в
лангетном шве обычно кратно 4+1 стежок.
Это потому, что в основе хардангера
лежат блоки 4х4 нитки, и чтоб все нитки ткани были закреплены (оказались как бы
между вышивающей ниткой) и делают на один стежок больше.
Так мы дошли до первого уголка.
Вот схема уголка, она выполняется на участке
4х4 нитки
Сначала покажу схему отшива уголка
Все стежки уголка на этой схемке сходятся в одной точке V, одна клеточка равна
одной нитке ткани.
Сделав последний, 28-ой, стежок, вводим иглу снова в верхнюю точку этого 28-го
стежка (на схеме точка V), а выводим через 2 (две) ниточки вправо (на схеме
точка W).
Сделали первый стежок уголка.
Снова вводим иглу в точку V, а выводим ее в точке, отступив одну нитку вправо и одну нитку вверх (чтобы получилась диагональка через одну нить ткани) – на схемке точка Х.
Сделали второй стежок уголка.
Третий стежок уголка.
Вводим иглу в точку V, а выводим ее в точке, отступив еще на одну нитку вправо
и одну нитку вверх (получилась диагональка из трех точек через одну нить ткани)
– на схемке точка Y.
От линии разметки эта точка должна быть выше на 2 нити
ткани.
И последний, завершающий стежок уголка.
Снова вводим иглу в точку V, а выводим ее в точке, отступив еще на две нитки
вверх по отношению к последней точке (получился прямой стежок на 4 ниточки
ткани перпендикурярно уже отшитому прямому участку) – на схемке точка Z.
От
линии разметки эта точка должна быть выше на 4 нити ткани.
Получился первый уголочек.
Из точки V у нас выходит 5 стежков: два прямых и три диагональных.
Теперь по схеме идет прямой участок на 5 стежков.
Но так как первый прямой
стежок мы уже сделали, когда заканчивали наш уголок, то нужно сделать еще 4
прямых стежка.
В итоге у нас должно быть 5 прямых стежков, а между ними 4 ниточки ткани. И снова уголок.
Повторяем полностью все шаги, которые делали для первого уголка (словами описывать не буду, только покажу еще на одних фотках)
После завершения второго уголка отшиваем прямой участок из 5-ти стежков (всего).
Изнанка наша должна выглядеть вот так.
Здесь хорошо видно, что ниточки все идут ровненько, нигде нет вылезшей за
границы 4-х-ниточного шва, нитки.
На изнанке так же очень хорошо контролировать
себя, когда вышиваешь уголок.
Тут видно, что стежки уголка создают диагональку
из трех точек.
Я всегда сама себя точно так же контролирую, переворачивая
работу на изнанку, если сомневаюсь в правильности вывода иглы на уголке.
И если вдруг где-то произойдет ошибка и иголка выйдет не в ту точку, на лице это будет незаметно или будет выглядеть как слабо затянутая петелька шва, то на изнанке все огрехи очень хорошо просматриваются.
Мы подошли к месту на схеме с переходом от одного прямого участка к другому с поворотом по часовой стрелке на 90 градусов (на схеме обведен красным кружочком)
Потяните немного рабочую нить вниз так, чтоб была видна точка последнего вывода иглы на лицо, отсчитайте от этой точки 4 нитки ткани строго вверх, введите в эту точку иглу и выведите ее в той же точке, откуда выходит нитка из ткани.
Когда выполните этот первый стежок, потяните немного рабочую нить влево вверх для того, чтобы образовавшаяся петелька легла ровненько и шов был аккуратным (потянуть так, как на фото)
Далее выполняем второй стежок точно так же, как мы делали это раньше – отступает одну ниточку вправо, поднимаемся на 4 ниточки вверх и делаем второй стежок. Всего таких стежков должно быть 5.
Ну и теперь смотрим на схему и отшиваем все уголочки крылышка, его наряд и т.д. по схеме
Рано или поздно любая нитка заканчивается и нужно начинать новую.
Мой совет –
не дошивайте ниточку до самого конца, оставляйте хвостик около 6-8 см, чтоб его
можно было легко закрепить на изнанке.
И еще такой момент.
Лучше и легче
вводить новую нитку на прямом участке лангетного шва, чем на закруглениях
уголков или при «правом повороте».
Поэтому смотрим на хвост и если он уже не
очень длинный то лучше оставить лишних пару сантиметров хвостика и ввести новую
нитку на прямом участке, чем потом изворачиваться на уголках.
Итак.
Хвост в иголке около 6-8 см. Сделав последний стежок этой ниткой,
оставляем ее на лице, не снимая пока иголки.
Берем новую нитку, вставляем во вторую иголку, и эту иголку вводим с изнанки на лицо в следующей дырочке ткани, т.е. отступая от висящей старой нитки на одну нить ткани вправо.
Затем, вытянув новую нитку на лицо и оставив ее хвостик длиной 6-8 см на изнанке, отступает от этой точки на одну нить вправо, поднимаемся на 4 нити вверх и делаем первый стежок новой нитью (происходит это точно так же, как и при начале лангетного шва).
Прошиваем 2-4 стежка новой нитью, откладываем ее в сторону, берем иголку со старой нитью и кончик ее вставляем в первую петельку, образованную новой нитью (а над этой петелькой светится свободное место, как будто пропущен стежок).
Придерживая пальцами хвост новой нити на изнанке, иголку со старой нитью вводим в точку на верху шва, отстоящую от нашей петельки на 4 нити ткани и уводим старую нить на изнанку.
Там должно оказаться два хвоста: снизу от новой нитки, сверху – от старой. Оба хвостика немного подтягиваем, чтоб и петелька, и стежок были аккуратными и ровненько легли в ряд.
Так должна выглядеть наша изнанка.
Иголку со старой нитки снимаем и далеко не
прячем, она нам пригодится при следующей смене нитки.
Таким образом отшиваем весь контур по схеме.
Если вы все сделали правильно и нигде не ошиблись с подсчетом стежков, то контур должен сойтись нитка в нитку по схеме, и нигде не должно быль лишних или недостающих стежков.
Заканчиваем контур так же, как и вводим новую нитку, только тут будет одна рабочая нить, а иглу в самом конце вводим в ту самую первую петельку, с которой начинался наш контур.
Затем вводим иглу в точку над петелькой (она будет уже занята стежками уголка) и уводим нить на изнанку. Вот что у нас в результате должно получиться (вместе с изнанкой)
Теперь нам нужно закрепить все хвосты, чтоб изнанка была аккуратной.
Берем первую пару хвостов.
На один из них надеваем иголку и проводим ее под
несколькими стежками вправо, при этом сами хвосты как бы перекрещиваем между
собой, чтоб на этом месте не было пустоты.
Вытянули иголку из-под стежков и делаем маленький (на 1-2 ниточки) шажок иголкой назад так, как делается шов бэкстич, и снова проводим иголку под несколькими стежками вправо, затягиваем петельку и выводим нить наверх и хвост обрезаем.
Все эти же действия повторяем и для второго хвоста, только в другую сторону – влево
Вот такая должна получиться у нас изнанка
Мы рассмотрели ЛАНГЕТНЫЙ (петельный) шов, который используется для вышивки контура изделия.Теперь начнем украшать юбочку ангелочка и будем делать это гладьевыми блоками.
ВТОРАЯ часть:
«Гладьевые блоки (или клостеры)».
И еще, как и обещала в начале,
показываю и рассказываю о своей работе
ТЕХНИКИ ВЫШИВАНИЯ СЧЕТНОЙ ГЛАДЬЮ — ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ С ВЫШИВКОЙ — Трудовое обучение 6 класс (для девушек) — В.К. Сидоренко — учебник
РАЗДЕЛ 2 ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ С ВЫШИВКОЙ
§15. ТЕХНИКИ ВЫШИВАНИЯ СЧЕТНОЙ ГЛАДЬЮ
Опорные понятия: прямая гладь, косая гладь, качалочки, разметки узора счетной вышивки на основе.
Гладь — это техника вышивания, которую выполняют прямыми или косыми стежками, одинаковой или разной длины, плотно прилегают друг к другу, образуя гладкую поверхность вышивки. Узор вышивки гладью заполняется полностью или частично.
По технике выполнения гладь различают счетную и свободную. Начнем ознакомление со счетной глади.
Счетная гладь, которая еще имеет название «наличник», относится к группе поверхностно-нашивной счетных техник вышивания. Это одна из древнейших групп вышивальных швов. Счетная гладь встречается почти во всех регионах Украины. Однако в каждом из них хранятся специфические особенности цветового решения, построения композиции и способа выполнения.
По способу выполнения счетную гладь разделяют на прямую и косую гладь, качалочки, занизування и тому подобное.
Прямая гладь отличается тем, что стежки выполняют параллельно нитям ткани — основы или питкания. Каждый стежок прокладывают через одну нить ткани (рис. 82). Прямую гладь вышивают стежками разной длины.
Рис. 82. Прямая гладь: а — схема выполнения; б — фрагмент вышивки
Прямую гладь используют в вышивке как самостоятельный шов или в сочетании с другими техниками вышивания.
Косу гладь вышивают под углом 45° к нитям основы и питкания ткани (рис. 83). Стежки глади, выполнены с наклоном влево и вправо, приобретают красивого эффекта светотени.
Рис. 83. Коса гладь: а — схема выполнения; б — фрагмент вышивки
Эта техника наиболее распространена на Подолье, Среднее Приднепровье. Традиционно узоры косой гладью выполняют красными и черными нитками.
Качалочки выполняют параллельными стежками через одну нить ткани и всегда на одинаковом количестве нитей ткани (рис. 84), Стежки этой глади вышивают вертикально (снизу вверх или сверху вниз) и горизонтально, их размеры зависят от характера узора, особенностей ткани.
Традиционно узоры качалочкой вышивают яркими, контрастными цветами: красным, синим, зеленым, желтым, черным и другими.
Рис. 84. Качалочки: а — схематическое изображение; б — фрагмент вышивки
Требования к выполнению счетных швов
• Все стежки выполняют, внимательно считая нити.
• Прямую гладь вышивают параллельно нитям основы или питкания.
• Каждый стежок косой глади выполняют под углом 45° к нитям основы или питкания.
• Каждый стежок качалочки выполняют, захватывать одинаковое количество нитей основы или питкания.
• Стежки выполняют плотно друг возле друга.
• Стежки не взимают, чтобы не искажать узор вышивки.
Качалочки издавна любят на Подолье. Из разноцветных качалочок создают разнообразные композиции вышивок (рис. 85).
Рис. 85. Традиционные подольские полотенца, вышитые качалочкой
Швы счетной глади особенно популярны в наше время, на их основе создают изысканные композиции, которыми украшают разнообразные изделия — одежду, белье, полотенца, скатерти, салфетки, диванные подушки, панно, картины, сувениры, аксессуары и прочее (рис. 86).
• Какие вышивальные швы называют гладью?
• К какой группе швов относится счетная гладь?
• В чем особенность прямой, косой глади и качалочок?
Рис. 86. традиционная вышивка на современных изделиях
Разметки узора счетной вышивки на основе и схеме для вышивания. Сначала определяют место расположения вышивки на изделии. Вышивать начинают обычно от центра узора вышивки. Для этого определяют и обозначают центр узора вышивки. Через центр вышивки размечают две линии специальным маркером, карандашом или временным швом «вперед иголку». Для удобства вышивания ткань основы и схему вышивки размечают через каждые 10 ячеек (рис. 87).
Рис. 87. Разметки места вышивки на ткани и схемы разметки
Чтобы в совершенстве овладеть техникой выполнения счетной глади и других швов, которыми ты будешь вышивать выбранный тобой узор вышивки, необходимо выполнить соответствующие практические работы, внимательно читая описания техник и изучая рисунки-схемы.
Знаешь ли ты
Нежно и ласково называют мастерицы различные техники выполнения узоров: «барвинок», «хмелик», «бараньи рожки», «кудряшки», «кудрявцы», «зозулька», «гребешочки» и др. А в орнаментах подольских вышивок используют мотив «кривульки», известный еще со времен трипольской культуры.
Орнаменты, созданные поколениями украинских вышивальщиц, их оригинальные названия свидетельствуют о поэтическую душу народа, его наблюдательность, смекалку, а также о стремлении сохранить красоту и приумножить ее.
Запомни
• Чтобы края ткани для вышивки не осыпались, их обрабатывают разными способами: обметкой, обработкой клеем ПВА, закреплением скотчеми тому подобное.
• В вышивке вышивальную нитку закрепляют в начале и в конце работы без узелка, фиксируя ее стежками вышивального шва с лицевой или изнаночной стороны.
Закрепление нити с вы воротному стороны
Закрепление нити в начале работы с лицевой стороны
• Переводят рабочую нить с одного места вышивки на другое с изнаночной стороны под вышитыми участками ткани через каждые три-четыре стежки. Не стоит переносить рабочую нить дальше, чем на 5 см.
• Заканчивая вышивание, нитку с изнаночной стороны протягивают под несколькими стежками (4-5) и обрезают как можно ближе к основанию вышивки. Для надежности можно обвить нить вокруг одного из стежков.
Закрепление нити с обвиванням ее вокруг стежка
• Чтобы вышивальная нитка не скручивалась, а стежки равномерно и гладко укладывались на ткани, иглу периодически свободно приспускают на рабочей нитке, прокручивая ее.
• Вышивку не оставляют в пяльцах, ткань должна «отдыхать» и расправляться.
• Для выполнения узоров счетной гладью используют схемы узоров для вышивания крестиком. Выполнение стежков постоянно сверяют со схемой.
• Во время вышивания в любой технике иглу прокалывают между нитями ткани.
1. Названия особенности выполнения косой глади и качалочки.
2. Какими традиционными цветами вышивают косу гладь, качалочки?
3. Названия изображены техники вышивания.
4. Какими техниками вышивания выполнены изображены фрагменты вышивок?
5. Какие вышивальные швы изображено на схеме вышивки?
6. Найди образцы вышивок счетной гладью (в специальной литературе, книгах, альбомах, журналах, Интернете, бабушкином сундуке). Оформинаходки, которыми, по желанию, пополни свою коллекцию, коллекцию кабинета или школьного музея, если такой есть.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Упражнения на вышивание прямой гладью
Инструменты и материалы: игла, ножницы, наперсток, пяльцы, цветные карандаши, бумага в клеточку, ткань, вышивальные нитки.
Последовательность выполнения работы Для усвоения шва «прямая гладь» вышей несложный узор.
* Учитывая свои возможности и интересы, можешь выбрать для выполнения одну из предложенных практических работ.
1. Схематически изобрази данный или иной узор вышивки прямой гладью на бумаге в клеточку.
2. Подбери цвета вышивальных ниток, которые тебе нравятся. Этот узор выполняй двумя цветами — темным и светлым.
3. Приведи в порядок рабочее место и вспомни правила безопасной работы иглой и ножницами.
4. Подготовь ткань с четкой структурой полотняного переплетения и соответствующие нитки. Сделай расчеты и вырежи нужный размер ткани для выполнения узора*. Чтобы ткань не осыпалась, при необходимости, обметай ее края или обработай клеем ПВА.
5. Пользуясь схемой узора, определи последовательность его выполнения. Не забывай, что вышивка должна быть безупречной с обеих сторон!
6. Начинай вышивать кратчайшие стежки. Закрепите вышивальную нить и выполните первый стежок. Каждый следующий стежок выполняйте через одну нить ткани.
7. Для перехода от одного элемента узора в другой иглу с рабочей нитью выводи на изнаночную сторону, там протягуй ее под стежками и виколюй ее в том месте, где продолжаешь вышивку.
8. Для окончания вышивки счетной гладью выведи рабочую нить на изнаночную сторону и протяни ее под несколькими стежками. Ни в коем случае не следует делать узелки!
9. Почисти и при необходимости попрасуй вышивку и прикрепи в рабочей тетради. То же самое делай со всеми образцами, которые будешь выполнять.
10. Оцени качество выполненной работы.
* Можно сначала выполнить вышивку, а уже потом раскроить нужный размер ткани.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Упражнения на вышивание косой гладью
Инструменты и материалы: иглы, ножницы, наперсток, пяльцы, карандаши, бумага в клеточку, ткань, вышивальные нитки.
Последовательность выполнения работы
Выполни образец несложного узора косой гладью:
На схеме узора квадрат для одного стежка составляет 5×5 ячеек. По желанию создай собственную схему узора, учитывая особенности твоей ткани.
1. Подготовь ткань нужного размера и качества и в соответствии с ней — вышивальные нитки.
2. Закрепите рабочую нить справа налево стежками по диагонали квадрата (под углом 45° к нитям ткани), виколовши иглу в левый нижний угол, который в началом вышивания.
3. Выполни ряд параллельных стежков (по схеме учебника — пять), вколюючи и виколюючи иглу все время на одну нить выше (или ниже) предыдущего стежка, согласно схематического изображения техники выполнения.
4. Все элементы узора выполняй, поворачивая ткань, так до конца работы чередуйте стежки с наклоном вправо и влево.
Схематическое изображение последовательности выполнения косой глади
5. Оцени качество выполненной работы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Упражнения на вышивание качалочкой
Инструменты и материалы: игла, ножницы, наперсток, пяльцы, цветные карандаши, бумага в клеточку, ткань, вышивальные нитки.
Последовательность выполнения работы
Выполни образец несложного узора качалочкой:
1. Подготовь ткань полотняного переплетения нужного размера и качества.
2. Подбери вышивальные нитки соответствующей толщины и цвета.
3. Вишивай данный или иной узор качалочки, пользуясь схемой.
4. Оцени качество выполненной работы.
Схематическое изображение техники выполнения качалочки
Копилка мудрости
«Без работы не жди доброты»
Уроки вышивки: счетная гладь — Рукодельница, вышивка — ТВОРЧЕСТВО РУК — Каталог статей
Такая гладь бывает одно- и двусторонней. Особенность это вышивки заключается в том, что вышивание ведется по счету нитей ткани параллельными стежками, удаленными друг от друга на одну нить. В зависимости от положения стежков гладь бывает прямая и косая. В прямой глади стежки кладутся вдоль ниток ткани по горизонтали и вертикали, а в косой — с различным наклоном.
Техника вышивки
Нитку закрепляем и выводим на лицевую сторону, вкалываем иголку на 4 нитки утка ниже, выкалываем на 1 нитку основы левее и на 1 горизонтальную нитку выше первого стежка.
Дальнейшие стежки вышиваем параллельно предыдущему, только на 1 горизонтальную нитку левее от него.
В зависимости от орнамента увеличиваем или уменьшаем количество горизонтальных ниток.
В Полтавской области счетная гладь сочетается с зерновым выводом, соловьиными глазками, вырезыванием, верхоплутом и др.
Односторонняя счетная гладь выполняется по лицевой стороне ткани (рис. а), а на изнанке остаются мелкие (в одну нитку) стежки по контуру узора, двусторонняя (рис.б,в) настилается одновременно с лица и изнанки ткани.
При вышивании счетной гладью рисунок должен получаться одинаковым на лицевой и изнаночной сторонах изделия.
Кирпичики — глухой односторонний счетный шов (рис.2 -а). Выполняется парными (рис. 2 -6, в) или одинарными (рис.2 -г,д) мелкими параллельными горизонтальными стежками через одну нить. Каждый отдельный стежок или пара параллельных стежков сдвинуты с оси предыдущего на половину стежка.
Гладь разреженная односторонняя. Очень популярна в вышивках Молдавии, в Черновицкой области Украины, где носит название «поверкница». Состоит шов из вертикальных рядов разреженных горизонтальных стежков одинаковой длины. Применяется для вышивки геометрических орнаментов нитками неярких цветов: бежевыми, серыми, золотистыми, коричнево-зелеными.
Стежки во всех рядах узора выполняют параллельно друг другу через 2 и 3 нитки ткани (по ширине узора). Рисунок узора вышивают рядами стежков справа налево или слева направо. Начиная вышивать, рабочую нить закрепляют в левом нижнем углу, кладут первый стежок слева направо (1 —2) длиной в 3—5 нитей ткани и выводят иголку над первым стежком вертикально вверх через 2 или 3 нити ткани (2—3). Второй стежок кладут параллельно первому справа налево (3—4) и выводят иглу вверх по вертикали через 2 или 3 нитки ткани (4—5). В такой последовательности вышивают первый ряд узора (рис. 20,а). В зависимости от узора между стежками по вертикали приходится делать пропуски в 4—6 и более нитей ткани (6—7, 16—17).
Закончив первый ряд узора (21—22), иголку с ниткой выводят вправо на расстоянии одного стежка (22-23). Работу поворачивают и снова снизу вверх стежками такой же длины начинают вышивать второй ряд (23-24) и все последующие ряды соответственно узору (рис. 3 -б,в,г). Готовую вышивку сверху и снизу обводят пилочкой, косичкой.
Ажурными узорами разреженной или поверхностной глади можно украсить рукава блузок и платьев, манишки детских и мужских рубах (рис. 3 -д).
«Звездочки» и «выколы» также относятся к счетным швам. Техника выполнения показана на рис. 4-а,б.
В народных вышивках «выколы» — выкалывание, довбанка, соловьиные глазки — выполняются отдельными элементами в виде квадратиков (рис. 4-в) и кружочков, обметанных стежками двусторонней глади или петельного шва (рис. 4-г). Сначала по счету нитей или по рисованному контуру обозначают стороны будущего «выкола». В центре прокалывают дырочку (в старину ее прокалывали веретеном) и выполняют стежки через одну нить ткани, равномерно затягивая рабочую нить. Чаще такой шов применяется в сочетании со счетной гладью, стягами, крестиком (рис.4-д).
Счетная гладь вышивалась в старину нитками белого и серого цвета, оставшимися от тканья полотна, а также красными и черными нитками. В наше время счетная гладь может быть многоцветной с хорошо подобранными цветовыми сочетаниями ниток.
Нитки для работы должны быть мягкими, слабокручеными, чтобы стежки хорошо покрывали ткань.
Счетную гладь широко применяют для украшения женских и мужских рубах, одежды, бытовых изделий. Она используется в сочетании с другими техниками: крестом, косичкой, полукрестом, вырезанием, строчевыми швами.
++++++++++++++++++++++++++
Строчевая гладь
Счетная поверхность
Учетная поверхность может быть односторонней или двусторонней. Этот вид вышивки — один из старейших в мире. Когда здесь используется вышивка из-за нитей ткани. Поверхность прямая и наклонная. В прямых поверхностных швах размещают горизонтально или вертикально по нитям ткани, а в косых швах имеют наклон. Счетную поверхность выполняют нитками белого, серого, красного или черного цветов. Стежки накладываются в разные стороны, создавая игру света и тени.Также бухгалтерская поверхность и разноцветна. Для учета поверхности следует взять мягкую, слабо скрученную нить, хорошо закрывающую ткань.
Односторонняя поверхность счета, производимого лицевой стороной ткани. На нижней стороне небольшие стежки по контуру выкройки. Двусторонняя поверхность одновременно выполняется с лицевой и оборотной сторон.
Счетная поверхность предназначена для украшения блузок, рубашек, платьев, столового и постельного белья. Часто используется вместе с другими видами вышивки.
Не стоит сразу начинать со сложного рисунка. Сначала попробуйте выполнить простые детали (листочки, цветы) в разной технике и только потом попробуйте вышить небольшую композицию.
Есть несколько типов счетов поверхности:
- счетная поверхность колонн;
- считая разреженная поверхность.
Счетная поверхность столбиков проводится параллельно горизонтальным стежкам вертикальными рядами в направлении снизу вверх или сверху вниз и слева направо.Сами бруски могут быть строго вертикальными или диагональными. Сделайте петли, используя 1 прядь.
Подсчет разреженной поверхности осуществляется нитками того же цвета вертикальными столбиками горизонтальными стежками. Редкая поверхность бывает односторонней или двусторонней. Он довольно популярен в Молдове, на Украине, где его называют «поверните». Он состоит из горизонтальной строчки одинаковой длины в вертикальных рядах. В этом виде вышивки часто используются геометрические узоры. Стежки выполняются в 2-3 нитки параллельно друг другу.Узор вышивается справа налево или слева направо.
Сделайте первую петлю слева направо по горизонтали и вытащите иглу поверх первой петли через 2-3 нитки. Делаем 2-ю петлю поверх 1-й и параллельно ей. Таким же образом выполните остальные петли. Между стежками оставляйте промежутки 2-6 и более ниток в зависимости от рисунка. После окончания 1-го столбца игла с рабочей нитью снимается с правой стороны столбика и начинается со 2-го столбца.Стежки нужно создать такой же длины, как в 1-м столбце. Остальные столбцы работают аналогично. После вышивки рисунка сверху и снизу обвести трос или пилочку.
На двусторонней разреженной поверхности переход от одного стежка к другому осуществляется по диагонали. Этот вид вышивки сочетается с использованием кромочной строчки, вышивки крестиком и других техник вышивки.
- Интересный
- Не интересно
Технология поверхностей и покрытий — Журнал
Surface and Coatings Technology — это международный архивный журнал, в котором публикуются научные статьи о значительных разработках в области проектирования поверхностей и интерфейсов для изменения и улучшения свойств поверхности материалов для защиты в сложных условиях контакта или агрессивных средах, или для …
ПодробнееSurface and Coatings Technology — это международный архивный журнал, в котором публикуются научные статьи о значительных разработках в области проектирования поверхностей и интерфейсов с целью изменения и улучшения свойств поверхности материалов для защиты в сложных условиях контакта или агрессивных сред, а также для улучшения функциональных характеристик.Вклады варьируются от оригинальных научных статей, посвященных фундаментальным и прикладным аспектам исследований или непосредственного применения металлических, неорганических, органических и композитных покрытий, до специальных обзоров современных технологий в конкретных областях. Ожидается, что статьи, представленные в этот журнал, будут соответствовать следующим аспектам процессов и свойств / производительности:
- A. Процессы: методы физического и химического осаждения из паровой фазы, термическое и плазменное напыление, модификация поверхности с помощью методов направленной энергии, таких как такие как ионные, электронные и лазерные лучи, термохимическая обработка, влажные химические и электрохимические процессы, такие как гальваника, золь-гель покрытие, анодирование, плазменное электролитическое окисление и т. д., но без покраски.
- B. Свойства / рабочие характеристики: характеристики трения, износостойкость (например, истирание, эрозия, истирание и т. Д.), Стойкость к коррозии и окислению, термозащита, сопротивление диффузии, гидрофильность / гидрофобность, а также свойства, относящиеся к поведению интеллектуальных материалов и улучшенные многофункциональные характеристики для защиты окружающей среды, энергетики и медицины, но исключая аспекты устройства.
Статьи должны выходить за рамки формата технических рецептов и получать существенное новое понимание и понимание, основанное на подробных характеристиках покрытий и процессов.Экспериментальные документы должны содержать полную информацию о параметрах процесса и соответствующие характеристики микроструктуры. Кроме того, документы, содержащие данные испытаний, должны содержать полную информацию об оборудовании для испытаний и параметрах. Такие документы должны сообщать о взаимосвязях синтеза-характеризации-свойств-характеристик.
Рукописи должны быть написаны на хорошем английском языке и содержать сбалансированный и актуальный список литературы, отформатированный в соответствии с руководством для авторов.
Примечание для авторов:
Для рассмотрения для публикации, сопроводительное письмо к вашей статье должно четко объяснять новизну и оригинальность вашего исследования и его научный вклад помимо ранее опубликованных статей.В противном случае ваша заявка не будет рассматриваться для публикации и не будет отправлена на рецензирование.
Преимущества для авторов
Мы также предоставляем множество преимуществ для авторов, такие как бесплатные PDF-файлы, либеральная политика в отношении авторских прав, специальные скидки на публикации Elsevier и многое другое. Щелкните здесь, чтобы получить дополнительную информацию о наших услугах для авторов.
Информацию о подаче статей см. В нашем Руководстве для авторов. Если вам потребуется дополнительная информация или помощь, посетите наш Центр поддержки
Hide full Aims & Scope .