Стиль рококо в архитектуре Европы. Рококо в архитектуре России
Причудливый и капризный, этот стиль возник во Франции, в начале XVIII века. Рококо в архитектуре представлял собой не столько самостоятельное направление, сколько определенный момент развития общеевропейского барокко.
Характерные особенности рококо
Стиль рококо в архитектуре – одно из первых направлений в искусстве, которое отошло от устоявшихся канонов и обратилось к утонченным и изысканным темам. Некоторые исследователи и эксперты полагают, что этому направлению присущи легкомысленность и несерьезность. Тем не менее именно оно оказало значительное влияние на множество других течений и стилей во всем искусстве.
Довольно часто проявления рококо в архитектуре, фото которых можно посмотреть несколько ниже, характеризуют как легкие и бездумные. При этом совершенно не замечаются изысканность, утонченность и совершенство форм, скрывающиеся за кажущимся легкомыслием.
Рококо в искусстве – это прежде всего вымышленный мир интимных переживаний, кажущейся театральности, декоративной утонченности и изысканности. Здесь совершенно нет места пафосу и героизму. На смену им приходят фантазии, безделушки и игра в любовь.
Отличительным признаком этого направления является изогнутая и капризная линия, которая своими очертаниями напоминает раковину, часто встречающуюся в архитектурных проявлениях рококо.
История возникновения
Архитектурное направление под названием «рококо» появилось во Франции, в начале XVIII века. В те времена это была так называемая ответная реакция на «Большой стиль» — монументальный и непоколебимый классицизм, официальный барокко, ярчайшим примером которого является Версальский дворец Людовика XIV. Барочный стиль в архитектуре и других направлениях искусства господствовал на протяжении практически всего периода царствования короля-Солнца.
Стоит отметить, что ближе к середине XVIII века в Западной Европе излишняя легкомысленность рококо стала постепенно выходить из моды, а вот в самом центре континента это направление в искусстве было популярным практически до самого конца столетия.
Термин «рококо» происходит от французского слова rocaille, что в переводе означает «причудливый», «капризный», а также «осколки камней» и «раковины». За все время существования этого стиля было создано невероятное количество произведений искусства и архитектуры, но одним из самых значимых является городской ансамбль во Франции – комплекс, состоящий из трех площадей в городе Нанси в Лотарингии.
Рококо на европейском континенте
Территория европейского континента была неравномерно охвачена тенденциями и веяниями этого направления в искусстве. Тем не менее некоторые страны и государства достаточно сильно ощутили влияние этого стиля. Так, например, Франция по праву считалась основоположницей рококо, а вот наибольшего распространения стиль рококо в архитектуре достиг на территории Германии, особенно сильно отразившись в Пруссии при дворе Фридриха II.
Изысканность и утонченность этого направления нашли проявления в роскошных дворцовых ансамблях Германии, Франции, России и некоторых других государств.
Архитектура французских отелей отличалась пышным оформлением внутреннего пространства – рокайльные интерьеры очень гармонично сочетались с относительно строгим внешним дизайном здания. Стиль рококо в архитектуре с течением времени стал распространяться по всей Европе. Австрия, Польша и Чехия в скором времени ощутили веяния этого модного направления в искусстве.
Рококо на территории России
Новомодные европейские тенденции рококо 18 века в России особенно сильно начали проявляться в середине столетия. По большей части это направление нашло широкое применение во внутренней отделке дворцовых интерьеров и лепнине на фасадах многих зданий, а также в некоторых отраслях декоративно-прикладного искусства. Веяние архитектурного стиля пришло в Россию из Франции с почти полувековым опозданием.
В 1662 году король Франции – Людовик XIV – начинает строительство Версаля, а в 1710 году в России появляется Петергоф. Не прошло и полвека, как знаменитый архитектор Антонио Ринальди строит в Ораниенбауме, прямо посреди крепости Петерштадт, дворец в стиле рококо. В XVIII веке его чаще всего именовали «Каменный дом», а в настоящее время здесь расположен музей «Дворец Петра III».
Проявления рококо в архитектуре северной столицы России
Каменный Дом в северной столице России имеет сходство с парковым павильоном и выполнен в довольно необычной форме – квадрат со срезанным по плавной дуге углом. Верх центральной двери украшает балкон с изысканной кованой решеткой. Элегантность и утонченность здания достигаются благодаря высоким и вытянутым окнам на втором этаже, а также необычной балюстраде.
Внутреннее убранство Каменного Дома, так же как и фасад, выполнено в стиле рококо. Именно с этого времени декор помещения становится отдельным направлением в архитектуре. Для интерьера в этом стиле характерны утонченность, элегантность и изысканность. Обилие пастельных оттенков, сочетание нежного белого с зеленым, голубым или розовым, а также инкрустация золотом – все это отличительные признаки рококо в архитектуре Санкт-Петербурга.
Вместе с этим направлением в Россию пришла еще одна новомодная тенденция – китайская экзотика, которая нашла отражение в безделушках, украшавших помещение, а также целые просторные залы, оформленные в этом стиле.
Отличительные особенности рококо
Отличительными особенностями архитектурного рококо от монументального и тяжеловесного барокко являются характерная легкость, изящество и манерность. Архитекторы больше не стремились сооружать длинные и высокие залы, а отдавали предпочтение маленьким уютным комнатам с высокими окнами, которые, в свою очередь, группировались вокруг центральной лестницы, таким образом обеспечивая максимальное удобство для всех жильцов дома.
В большинстве своем здания становятся все больше похожими на так называемый особняк-отель, который предназначается для проживания одной семьи. Такая архитектурная планировка стала пользоваться популярностью, в результате чего начали перестраиваться многие здания, ранее сооруженные в помпезном и монументальном барочном стиле.
Ко всему прочему, несмотря на обилие украшений и прочих элементов декора, рококо не выглядел тяжеловесно и монументально. Скорее наоборот — он казался легким и воздушным благодаря утонченности и изысканности всех деталей и гармонично подобранной цветовой гамме.
Рококо во внутреннем убранстве зданий
Эпоха рококо затронула не только тенденции и веяния в архитектуре – этот стиль не обошел стороной и другие стороны искусства. Более того, для большинства архитекторов того времени именно интерьер являлся тем самым местом, где новое направление находило свое самое ярчайшее проявление. Планировка зданий чаще всего была ассиметричной, строились круглые, овальные и даже 8-угольные комнаты.
В XVIII веке рококо, архитектура которого отличалась легкостью и изяществом, прочно вошло и во внутреннее убранство помещений. Меблировка комнат, посуда и драпировка, а также радующие глаз мелочи, которые придавали комнате еще больше утонченности, – все это характерно для интерьера в стиле рококо.
Китайский акцент в рококо
Как уже было сказано несколько выше, новомодное направление в архитектуре XVIII века неким образом сочеталось с китайскими отголосками. В эту эпоху во внутреннем убранстве помещений все чаще можно было заметить элементы восточной культуры, которые как нельзя лучше подходили для стиля рококо. Помещения были разделены на своеобразные зоны при помощи легких ширм и перегородок, а на кухне все чаще можно было заметить оригинальные сервизы и прочую посуду, изготовленную из китайского фарфора.
Для комнат были характерны природные оттенки и растительные орнаменты. Деревья с тонкими стволами, аквариумные рыбки и грациозная красота орхидей, обилие позолоты и прочие китайские мотивы – все это гармонично сочеталось в интерьере эпохи рококо.
Женское начало в архитектурном рококо
Для того чтобы проникнуться всей красотой и атмосферой этого направления в искусстве и архитектуре, недостаточно лишь видеть прекрасное – нужно уметь чувствовать его. Неслучайно, наверно, этому стилю приписывают женское начало. Хватит лишь напомнить о том, что все помещения из больших и просторных перестраивались в маленькие, укромные и интимные комнаты. Женственность чувствовалась абсолютно во всем. Более того, даже парадные залы и комнаты были скорее похожи на будуары – уж слишком в них все было камерно и интимно.
Светлые и нежные оттенки помещений, плавные и изящные изгибы стен, большое количество зеркал, а также кружевные элементы орнамента и обилие лепнины с живописными вставками – разве может какой-либо другой стиль быть настолько близок к прекрасному?
Игривый и изящный архитектурный стиль как нельзя лучше передает особенности женского характера.
Рококо сегодня
XVIII век – время рококо в архитектуре России. Однако и в настоящее время находятся поклонники этого изысканного и утонченного стиля.
Пастельные тона, плавность линий и отделка золотом, светлые оттенки и большое количество милых аксессуаров, всевозможные узоры и завитки, а также необыкновенные зеркала и разнообразные драпировки – это одни из самых главных отличительных особенностей данного архитектурного направления.
Отделка комнаты в стиле 18 столетия – это прекрасная возможность почувствовать себя настоящим аристократом. Возможности и перспективы развития мебельных компаний, а также невероятные фантазии дизайнеров и декораторов помогут создать оригинальную и необычную комнату в стиле рококо. В таких помещениях можно по-настоящему наслаждаться жизнью и радоваться каждому новому дню.
Русское рококо
Воскресенский собор Смольного монастыря представляет собой соединение рококо, барокко и русского национального зодчества. Архитектор Растрелли. 1748 – 1757 гг.
Русское рококо вошло в моду в годы правления императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761гг.) Французские вкусы внедрялись в России во времена ее правления благодаря европейскому воспитанию императрицы. Основоположником стиля русское рококо считают Франческо Бартоломмео Растрелли Младшего (1700—1771 гг.), сына скульптора и архитектора Растрелли Старшего. В середине 18 века с приходом к власти Елизаветы были начаты строительные работы под руководством Растрелли в Петербурге, Петергофе и Царском Селе. Растрелли сумел соединить в своих творениях элементы барокко, классики и модного в то время в Европе рококо. В Летнем дворце Елизаветы Петровны в Петербурге (1741—1744 гг.) созданном Растрелли (на его месте теперь находится Михайловский замок), декор включал рокайли, картуши в сочетании с масками львов с гребешками по краям и другие мотивы, присущие рококо. При этом в сооружении присутствуют архитектурные элементы, характерные и для барокко: повторены многие детали Версаля, например, визуальная неровность стен, созданная с помощью сдвоенных колонн, ризалитов, ваз, статуй.
Летний дворец Елизаветы Петровны со стороны Летнего сада. Картина неизвестного художника. 1750 — 1760-е гг.
Растрелли Младший, соединив модные мотивы с другими стилями, создал особое направление стиля — русское рококо. В произведениях этого архитектора русское рококо получило монументальность, мощь, масштабность. Чаще всего зодчий не только предлагал идею, но и сам рисовал эскизы. По его рисункам работали мастера И. Дункер (Иоганн Дункер — резчик, изготавливающий макеты-образцы), Л. Роллан (Луи Роллан. Louis-Roland –французский скульптор и резчик, работал в России в 1746 г, возглавлял класс «орнаментальной скульптуры» в Академии Художеств), Н.Ф. Жилле (Николя Жиле — французский скульптор). Благодаря тому, что русское барокко, созданное Растрелли, имеет много классических черт, общая композиция зданий не потребовала изменений, даже когда рококо вышло из моды, достаточно было убрать рокайль. В 1758 г. в России начинает работать сторонник русского рококо архитектор Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi, 1710 – 1794гг.). Ринальди строит в Ораниенбауме, в крепости Петерштадт, дворец, получивший название «Каменный дом» (сейчас здесь расположен музей «Дворец Петра III»), можно считать одним из образцов русского рококо. Каменный дом напоминает парковый павильон. В плане он является квадратом с одним срезанным по дуге углом. Над центральной дверью расположен балкон с кованой решеткой. Благодаря большим окнам второго этажа здание кажется более высоким, дворец венчает балюстрада. Стены, окна и двери Каменного дома декорированы лепниной в виде вьющегося плюща, цветочных гирлянд.
Дворец Петра III в Ораниенбауме. Архитектор Антонио Ринальди. 1758 — 1762 гг.
Стены кабинета в Каменном доме были обтянуты серебристо-зеленым штофом, в спальне — серебристо-малиновой тканью, будуар был оформлен в голубых тонах с вышивками штофом. В ораниенбаумском Каменном доме китайские лаковые миниатюры украшают все комнаты: Картинный зал, Кабинет, Спальня, Будуар. В строительстве и оформлении дворца вместе с Ринальди принимали участие каменных дел мастер Михаил Кьеза, каменотес Никита Петров, подмастерья Эрих Гампус, Василий Петров, Дмитрий Головка, Василий Зотиков, живописец Федор Данилов. Еще одним зданием, созданным Ринальди в стиле русского рококо, стал Китайский Дворец Екатерины в Ораниенбауме.
Китайский Дворец Екатерины в Ораниенбауме (г. Ломоносов). Архитектор Ринальди. 1762 — 1768 гг.
По причине непродолжительной моды на стиль рококо осталось небольшое количество архитектурных произведений этого стиля как в Европе, так в России. Дворец Петра III и Китайский дворец Екатерины — это единственные сохранившиеся здания в стиле русского рококо – шедевры российской архитектуры.
Автор текста: Марина Калабухова
Стиль рококо в архитектуре, интерьере
Искусство с древнейших времен до наших дней является зеркалом, в котором отражается история развития человечества. Каждый народ в отдельные периоды налагает отпечаток на особенности культуры, быта, искусства не только на территории своего государства, но и за его пределами. Италия, ассоциируется с классическим искусством античности, Германию называют центром романского стиля, а Франция, подарила миру rococo.
Истоки стиляАрхитектура и живопись
Фарфоровые фантазии
Серебряная эстетика
Ювелирные изыски
Бронзовая магия
Истоки стиля
История термина берет название от французского слова рокайль (rocaille). Именно так называли декоративные элементы из грубовато обработанных камней и раковин, украшавших малые архитектурные формы. Постепенно произошла трансформация слова, им стали обозначать затейливые, нарочито вычурные элементы декора. Термин закрепился за художественным стилем в искусстве и нашел отражение в архитектуре, одежде, аксессуарах, мебели и посуде.
Рококо́ пришел на смену барокко в XVIII веке. Устав от высокопарности, скучности и ограниченности форм, светское общество, возглавляемое регентом Филиппом Орлеанским, жаждало нового – легкого и парящего. На смену многолюдным торжественным приемам пришли приватные встречи в салонах, которые несли некоторую интимность и требовали такой же утонченно-укромной обстановки. Потакая прихотям регента, появились миниатюрные диванчики на двоих с закругленными ножками и завитушками в орнаменте. Интерьер сменился на удобный, со множеством зеркал, с резными амурчиками, ажурными гирляндами на стенах и потолках, создающими настроение вечного праздника. Светское общество обратилось к предметам, не носившим смысловой нагрузки. Рококо характеризуется таким понятием, как «bagatelle» («пустяк»). У милых безделушек была одна цель – радовать глаз. Вся эпоха рококо характеризуется некой театральностью, легкомысленностью, иллюзией праздника.
Смещение идеала
Новый стиль постепенно закрепился и в моде, зародился иной эстетический идеал. На смену женской фигуре с несколько выступающим животиком, пришел новый силуэт – талия, которую утягивали корсетом. Женский образ стал загадочным и эротически привлекательным благодаря открытым плечикам, глубокому декольте, огромному количеству декорирующих элементов на костюме: бантиков, завязочек, рюшек. После тридцатилетнего господства общество навсегда распрощалось с прической «фонтаж», более походившей на замысловатое сооружение достигавшее, порой, 35 см. в высоту. Женскую головку стала украшать «простая» аккуратная прическа с локонами, с изящным кружевным бантом.
Надо сказать, что мужской гардероб не отставал в наличии украшающих элементов. Мужской и женский образы были похожи и напоминали изнеженных фарфоровых куколок. Молодые и зрелые аристократы, пренебрегая возрастом, носили одинаковую одежду с вышивкой, украшенную тесьмой, отделанную бахромой и кружевными оборками. Они не скупились на косметику, предаваясь увеселительным развлечениям.
Архитектура и живопись
Изысканность и декоративность, некая игривость и воздушность легли в основу нового стиля и отразились в архитектуре. Начиная с XVIII века, при украшении зданий господствуют мыслимые и не мыслимые воображаемые формы. В этот период вы не встретите геометрически четких линий, тяжелых колонн, гнетущих выступов. Арки, окна, крыши затейливо орнаментируются закруглениями, завитками, стилизованными цветочными гирляндами. Потолки и стены украшаются масками, раковинами, фигурками в игривых позах. Человек всегда стремился к новизне, поэтому набирая популярность, рококо постепенно проник в каждый уголок страны, жаждущий превратить обывательскую скуку в праздник. Художественный стиль здесь идет в ногу с политической обстановкой Франции, поэтому отличается свободным и легким отношением к жизни.
Художники ищут новые формы, чтобы передать светлый взгляд в настоящем, его красоту, мимолетность. Вместо монументальных кариатид появляются миниатюрные скульптуры, подобно «Речной нимфе» Клода Мишеля, «Мальчик с клеткой» Жан Батиста Пигаля. Полотна украшают любовные сцены, соблазнения в романтической обстановке, пикники на поляне с музыкантами и танцорами: «Любовная записка» Жан Оноре Фрагонар (Fragonard), «Аллегория музыки» Франсуа Буше, «Арлекин и Коломбина» Антуан Ватто. В живопись приходит легкость, естественность, пластичность линий тела. Колорит картин максимально естественен, мягкий, передается цветовыми контрастами максимально реалистично. Композиция динамична, общий фон художественных произведений позитивен и не перегружен смысловыми ассоциациями.
Фарфоровые фантазии
Германия
Трудно заранее определить будет ли художественный стиль популярен или канет в небытие. Только истинное способно пройти сквозь столетия, оставаясь вечно прекрасным и в настоящем. Рококо удалось не только покорить Европу, но и оставить после себя фарфоровые шедевры.
Стиль рококо господствовал на протяжении столетия. Поэтому он логично проник во многие сферы жизни, не обойдя стороной декоративно-прикладное искусство. Фарфоровые изделия XVIII века – уникальные раритетные вещи, в полной мере отражающие модные тенденции. Выпущенная посуда в стиле рококо невероятно изящна по форме: ручки с завитушками, элегантно изогнутый носик кувшина, витиеватые ножки-основания. Фабрика в г. Мейсене (Германия) в восемнадцатом столетии являлась законодателем фарфорового мастерства. В 30-х годах модельной мастерской задавал тон Иоганн Иоахим Кендлер, а чуть позднее – И.Ф. Эберлейн. В этот период выпускаются знаменитые многопредметные сервизы в стиле рококо, появляются новые виды отделки в плоском рельефе. Кендлер считался энтузиастом своего дела и тщательно подходил к любой работе. Ему были заказаны очень дорогие сервизы – для графа Александра Зулковского (1735-1737) и “Лебединый сервиз” (1737-1741) – для саксонского министра Генриха Брюля.
Сегодня сервизы признаны шедеврами. Супница представляет собой изящный сосуд на гнутых ножках, с необычными ручками в виде обнаженных красавиц и живописными украшениями. Широкий верх венчает фигурная куполообразная крышка с нимфой. Сосуд украшен волнообразным узором и покрыт позолотой. Несмотря на внушительный размер, супница кажется изящной и легкой.
Сервиз с лебедями считается идеальным воплощением мастерства фарфорового искусства. Все предметы объединены единой темой, каждый из них – это эпизод, миг сближения человека с птицей. Белизна фарфора дает возможность увидеть рельефность рисунка, а неброская, даже скромная роспись лишь подчеркивает трогательные сюжеты. Сервиз действительно похож на лебединую песню, материализовавшуюся в фарфоре. Она чиста, скромна, совершенна и благородна.
Завод выпускал большой ассортимент посуды и статуэток в период господства рококо.
Мэйсенский фарфор, период рококо (около1745-1774)
Франция
Во Франции, близ Парижа в 1756 году был открыт Севрский фарфоровый завод. Мануфактуре несказанно повезло. Опекаемая Людовиком XV и влиятельными патронессами, фабрика была обеспечена королевскими заказами и имела монопольное право на выпуск фарфоровых изделий. Сюда стремились лучшие художники и дизайнеры, благодаря их стараниям сегодня мы можем любоваться воздушными статуэтками из неглазурованного (чистого, не расписанного красками) фарфора в стиле рококо.
Статуэтка Enfants jouant а-ля loterie,1757. Севр.
Купание Дианы, Луи Симон Буазо, 1790
Фарфоровые заводы в XVIII веке открывались в Италии и России. Однако, учитывая позднее появление технологии, качество сырья, национальные особенности, стиль рококо не стал лидирующим в вышеназванных странах, хотя собрания раритетной фарфоровой посуды многолики и представлены как в частных, так и государственных коллекциях.
Серебряная эстетика
Во Франции рококо продержался до конца 80-х годов XVIII века, в отличие от Англии, Северной Америки, где он совершенно не прижился. Хотя нападки на стиль стали появляться с самого зарождения: трудно было удержать эстетическое равновесие. То, что в начале считалось легким, радостным и изящным, с годами стало вычурным, манерным и легкомысленным. Однако истинным художникам за несколько десятков лет удалось создать дорогостоящие коллекции посуды, в том числе, из серебра.
Европа переживала период некой театральности, появилась страсть к столовому этикету, соответственно и посуда приобрела не только утилитарную функцию. Столовые приборы стали не просто предметом для еды, а неким декоративным элементом, сопровождающим действо. Даже обычная ложка стала выпускаться разной формы и размера: для супа, чая, сахара, клубники. Ее форма была причудливо изогнута, а ручка украшалась воздушными раковинками и драгоценными камнями. Изменились и чайные/кофейные сервизы.
Германия, Ханау, мастерская — Storck & Sinsheimer, 1874-1893
Франция, Париж, мастерская — Leon Lapar, 1878-1897
Франция, Париж, мастерская — Etienne-Auguste Courtois, 1819-1838
Стиль рококо узнаваем по пузатеньким сосудам с гнутыми ножкам, изощренно выгнутым носикам, витиеватым узорам, косым граням, характерным ракушным элементам, создающих впечатление движения. Можно бесконечно любоваться филигранной резьбой чайника и дивиться мастерству ювелиров.
Серебряная посуда до последних десятков лет была привилегией знати. Лечебные свойства в совокупи с декоративной орнаментальностью отличали ее высокой стоимостью. Столовые предметы изготавливали на заказ. Аристократы могли пользоваться ею ежедневно, зажиточный класс довольствовался только по праздникам, либо ограничивался созерцанием на выставках и в магазинах.
Традиционные блюда отличались исключительным качествам, серебряная поверхность была настолько чиста и гладка, что в нее можно было смотреться. Облегченный орнамент, словно кружась, лишь слегка украшает край. На дорогих разносах запечатлевали традиционные сцены быта, доставшиеся по наследству от барокко, разбавляя массивность завитушками и ажурной резьбой с элементами рокайля.
Ювелирные изыски
Не обошел стороной новый стиль и ювелирные украшения. На смену тяжелым цепям барокко, грузным брошам пришли легкие, витиеватые заколки для волос, изящные серьги, браслеты. В средние века ювелирные украшения являлись символом власти, богатства, эталоном стиля. Королевский двор был подвержен модным веяниям и быстро сменил массивные кулоны на более простые ювелирные украшения.
Украшения любили женщины и мужчины. Последние, следуя моде, декорировали одежду кружевным жабо и прикалывали к нему броши, руки были украшены перстнями. У дам популярностью пользовались серги-жирондоли, эдакие многоярусные украшения, напоминающие каскадные фонтаны. Драгоценные камни были изощренно укутаны ажурным серебром и на свету переливались безумно красивым светом.
Бронзовая магия
Bronze – древнейший сплав, выплавленный человеком, который использовали не только в практических целях, но и декоративно-прикладном искусстве. К XVIII в. бронза становится важным элементом убранства дворцовых и парковых ансамблей. Ее можно встретить в тяжеловесных рамах для зеркал, отделке мебели, люстрах, бра, подсвечниках. Элементы нового стиля рококо широко представлены в отделке декоративных предметов: курильницы, вазоны, часы. Сплав материала пластичен, а богато разработанный рельеф позволял использовать его не только как основу предмета, но и для его украшения.
Boudoir table clock of Vernis Martin, French,1880
Потрясающие настольные часы в стиле рококо, отделанные золоченой бронзой. Это типичная форма для часов того времени, напоминающая женскую фигурку: покатые плечики, талия. Сочный цвет лака с золотыми чешуйками добавляет часам королевской феерии. Часы украшены цветочными фестонами, а на основании любовная сцена в загородном пейзаже. Два бронзовых херувимчика украшают циферблат. Сверху, полусферу венчает орел.
Clock with Dolphin by A. D. Mougin, French,1880
Оригинальные старинные часы из позолоченной бронзы с дельфином у основания. Красивый и изысканный стиль рококо выражен и форме, и в декоре. Часы украшены сложными завитками, листьями, цветочными гирляндами. В верхней части находится сосуд с характерными фигурными ручками и цветочным навершием. Дельфин расположен, словно в раковине, у основания и является самым необычным и привлекательным элементом. Часы превосходны, их высота 47 см.
XVIII век жаждал света и зрелищ, поэтому одним из популярнейших будуарных предметов были подсвечники.
До наших дней дошли искусно смоделированные из бронзы подставки с разветвлениями на 2, 5 или 7 свечей с резным основанием, украшенные всевозможными скрученными элементами, фигурками ангелочков. Мастера рококо любили украшать изделия растительным орнаментом, особенно часто используя для этого листья аканта, стилизованные или передающие красоту растения с природной точностью. Изогнутые линии канделябров в изобилии украшались виноградными лозами, купидонами, что придавало эпохе аромат утонченной роскоши, пресыщения и мечтательности.
Нельзя не упомянуть и бронзовые скульптуры XVIII века, которыми украшали не только парковые зоны, но и, в зависимости от размера, гостиные, столы, ниши. Бронзовая миниатюра и сегодня удерживает первенство по популярности среди раритетных подарков: мадмуазели в пышных юбках-панье с мудреными прическами, амурчики, играющие на музыкальных инструментах, влюбленные парочки, веселящиеся на балу – бесценный подарок для дома или офиса.
Несмотря на то, что к концу века стиль рококо был низвергнут из-за привязанности к излишней помпезности, он не канул навсегда. Притаившись на сотню лет, рококо во второй половине XIX века потерпел перерождение и вновь вернулся, радуя причудливыми изгибами и нескучными формами.
древнерусская архитектура, барокко, рококо, классицизм, авангард.
Эльдар Рязанов в картине «Ирония судьбы, или С легким паром!» несколько преувеличил то, насколько российские улицы похожи друг на друга. Однако здания одних и тех же архитектурных направлений есть во многих российских городах. «Культура.РФ» составила краткий путеводитель по основным стилям, которые можно увидеть практически в любом городе нашей страны.
Древнерусская крестово-купольная архитектура
Софийский собор, Великий Новгород. Фотография: Зазелина Марина / фотобанк «Лори»
Храм Покрова на Нерли, Владимир. Фотография: Яков Филимонов / фотобанк «Лори»
Гражданских памятников XI–XVII веков сохранилось крайне мало, однако церкви этого периода можно увидеть в городах старше 400 лет. Как правило, это прямоугольные здания, стены которых ориентированы по сторонам света. Венчают церкви купола, количество которых может варьироваться, наиболее часто встречаются одно-, пяти-, девяти- и тринадцатиглавые храмы. Например, Софийский собор в Великом Новгороде — пятикупольный, а храм Покрова на Нерли венчает один купол. Но сколько бы ни было у храма куполов, всегда есть один главный: он приподнят на специальном основании — барабане.
Древнерусская шатровая архитектура
Церковь Вознесения, Коломенское. Фотография: panoramio.com
Шатровая колокольня, Кижи. Фотография: streamphoto.ru
В XVI веке на смену куполам пришло чисто русское изобретение, не имеющее аналогов в церковной архитектуре других стран: шатер — завершение храма в виде многогранной пирамиды, а не купола. Вероятно, появление шатрового зодчества связано с техническими сложностями: многие церкви на Руси строили из дерева, а сделать купол из этого материала непросто. Позже эта архитектурная особенность распространилась и на каменное строительство. Чтобы представить себе шатровый храм, достаточно вспомнить церковь Вознесения в Коломенском и шатровую колокольню в Кижах.
Барокко
Зимний Дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Vitas / фотобанк «Лори»
Церковь Знамения, Дубровицы. Фотография: gooper.ru
Этот архитектурный стиль пришел в Россию в самом конце XVII века. Первые постройки появились в Москве, потом барочными зданиями активно застраивался Петербург. Стиль барокко определить просто: его главные особенности — сложные формы и обилие украшений. Собственно, сам термин «барокко» в переводе с итальянского означает «причудливый, странный». Среди примеров — Зимний дворец в Петербурге и церковь Знамения в Дубровицах в Подмосковье.
Рококо
Китайский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»
Катальная горка, Санкт-Петербург. Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»
В целом популярный во второй половине XVIII века стиль рококо имеет много общего с барокко. Главные отличия кроются в деталях. Здания в стиле рококо обильно украшены скульптурным декором — вазами и цветочными гирляндами, масками или просто милыми завитками. Подобных построек в России сохранилось немного. К ним относятся Китайский дворец и павильон «Катальная горка» в Ораниенбауме.
Русское рококо
Классицизм
Таврический дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Екатерина Овсянникова / фотобанк «Лори»
Большой театр, Москва. Фотография: Геннадий Соловьев / фотобанк «Лори»
Здания в стиле классицизм можно найти во многих российских городах. Это архитектурное направление было распространено в конце XVIII — первой половине XIX века. В классическом стиле строили дворцы и усадьбы, театры и даже склады. Ключевая деталь, по которой можно без труда опознать памятник эпохи классицизма, — это колонна. Точнее, много колонн. Также здания в этом стиле отличаются сдержанностью, симметричностью и лаконичным декором. Таковы, например, Таврический дворец в Петербурге и Большой театр в Москве.
Русский классицизм
Читайте также:
Историзм
Храм Христа Спасителя, Москва. Фотография: strinplus.ru
Усадьба Царицыно, Москва. Фотография: Юрий Губин / фотобанк «Лори»
Постройки в этом архитектурном стиле, появившемся в середине XIX века, наиболее разнообразны. Главная особенность историзма — обращение архитектора к наследию прошлого. Прошлое могло быть, например, византийским — тогда появлялись здания в неорусском стиле, как храм Христа Спасителя. Могло быть готическим — так была возведена усадьба Царицыно в Москве. А могло быть осмыслением наследия эпохи ренессанс — как Московский и Ленинградский вокзалы. Ключевые внешние особенности историзма сформулировать достаточно сложно: постройки этого стиля непохожи. Если вы видите здание, которое «хочет казаться старше, чем есть на самом деле» — вероятно, это памятник историзма.
Модерн
Дом компании «Зингер», Санкт-Петербург. Фотография: spb-guide.ru
Гостиница «Метрополь», Москва. Фотография: liveinmsk.ru
Здания в архитектурном стиле модерн появились в конце XIX — начале XX века. Обилие стекла и железа, использование мозаики и росписи на фасадах, необычные изогнутые линии и асимметрия — все это приметы модерна. Дом компании «Зингер» в Петербурге или гостиница «Метрополь» в Москве — наиболее характерные здания в этом стиле.
Авангард
Дом культуры имени Русакова, Москва. Фотография: Bala-Kate / фотобанк «Лори»
Универмаг Мосторг на Красной Пресне. Фотография: Дмитрий Данилкин / фотобанк «Лори»
В 1920-е в Советском государстве появился такой же революционный, как и новая власть, архитектурный стиль. Простые конструкции и отсутствие декора, стекло и бетон — такими строили авангардные здания. Для архитекторов-авангардистов была важна функциональность постройки, а не ее эстетическая ценность. Неудивительно, что у стиля, помимо сторонников, были и ярые противники, называвшие авангардные здания «бетонными опухолями» на теле Москвы. Так, например, современники оценили мельниковский Дом культуры имени Русакова. Универмаг Мосторг на Красной Пресне — другой известный пример авангарда — встретили спокойнее.
Сталинская неоклассика
Центральный академический театр российской армии, Москва. Фотография: Алёшина Оксана / фотобанк «Лори»
Главное здание МГУ на Воробьевых горах, Москва. Фотография: Денис Ларкин / фотобанк «Лори»
В сталинское время архитекторы стали вновь обращаться к классическому наследию, хотя и в несколько ином смысле. Здания 1930–40-х годов были величественными и помпезными — с колоннами и лепниной, настенными росписями и обилием декора с советской символикой. В моду вновь вошли колонны. Одним из интересных осмыслений стиля классицизм в сталинское время стали Центральный академический театр Российской армии в форме пятиконечной звезды и Главное здание МГУ на Воробьевых горах.
Типовая архитектура хрущевского и брежневского времени
Типовая архитектура времен Хрущева. Фотография: kp.ru
Типовая архитектура времен Брежнева. Бизнес-центр «Смоленский», г. Санкт-Петербург. Фотография: mhi-russia.ru
Вместе с эпохой Сталина закончилась и эпоха «архитектурных излишеств» и монументализма. Одинаковые невыразительные здания по типовым проектам можно встретить как в жилой застройке того времени, так и в общественной архитектуре — такими стали кинотеатры, школы, больницы. В спальном районе любого российского города так называемые хрущевки, скорее всего, будут основой местного пейзажа.
Автор: Лидия Утёмова
Барокко, классицизм, рококо, романтизм и другие направления в архитектуре.
Каждый исторический стиль соответствовал определенному состоянию общества. Барокко, классицизм, рококо – стили, определившие облик европейских городов, сохранившийся в исторических центрах.
Дворец Мафра (порт. Palácio Nacional de Mafra) — самый большой королевский дворец в Португалии. (1717 — 1730 гг.) в стиле зрелого барокко. Архитектор Иоганн Фридрих Людвиг (1670-1752 гг.)
Барокко
Стиль барокко возник на основе новой философии, доминирующей среди высшего света в 16-17 вв.
Нидерландский историк Йохан Хейзинга в книге «Голландская культура семнадцатого столетия» описывает элементы, отражающие культуру и философию барокко: «Великолепие и достоинство, театральность, строгое соблюдение норм …. Безусловное служение церкви и государству было идеалом общества, власть монарха была обожаема и обожествлялась. Церемониальная торжественность доминировала в общественной жизни, и общество воспринимало ее с полной серьезностью…»
Немецкий историк Рихард Алевин писал, что духу барокко отвечает представление о связи движения и пространства: пространство должно соответствовать движению, и вне движения нет пространства в этом стиле.
Барокко и классицизм – стили архитектуры, противоположные друг к другу. Если в классицизме пропорции здания, декор соразмерны человеческим пропорциям, то в архитектуре барокко габариты разных элементов строения могут во много раз превышать человеческий рост, создавая эффект «маленького человечка» и подчеркивая величие сооружения.Порталы, окна, двери будто сделаны для великанов. Декор в барокко стал более крупным.
Известный архитектор итальянского барокко Г. Гварини создавал своими сооружениями у зрителя мифические ощущения. Приемы декора в барокко многократно дублируются. Существовал прием создания групповых пилястр, когда по сторонам пилястры появляются полупилястры, одинарные колонны заменяются парными, фронтон может быть повторен в меньшем масштабе. Колонны коринфского ордера устанавливались на пьедесталы, их собирали в группы, создавали «пучки», отодвигали от стены.
Историки пишут о барокко, что стиль несет некую нервность, излишнюю восторженность из-за большого количества архитектурных элементов. В декоре фасадов присутствуют сложные волнообразные формы, создавая ощущение движения, потока. Высшего выражения барочный принцип в архитектуре достигает в многократном дроблении антаблемента*, что создает изгибающуюся линию карниза вверху здания.
Для барокко характерна как принцип формообразования так называемая «боязнь пустоты». Пространство фасада заполняется обилием деталей, скрывая конструкцию. Популярен принцип пластичности, который обеспечивает свободу перетекания форм, и создает эффект живописности, отсутствие границ архитектурной конструкции, декора. Иногда колонны и стены в зданиях в стиле барокко, в отличие от классицизма, не выглядят как опоры, а кажутся неустойчивой массой. Нередко стена кажется динамичной, например, при наличии чередующихся вогнутых и выпуклых частей фасадов, стен, сходящихся под острым углом.
Барокко в архитектуре затрудняет восприятие зрителя, вызывает напряжение благодаря своей динамичности и перетеканию пространства. Все композиционные приемы призваны усилить форму, создавать ощущение иррациональности, когда фасад не несет информации о функции строения. Архитектура барокко ярче всего была выражена в Италии.
Из зодчих, творивших в стиле барокко в Риме, наиболее известными стали Борромини, Бернини и Кортона. В Венеции оригинальную барочную архитектуру создавал Б. Лонген (церковь Санта Мария делла Салуте (1631- 1682 гг.)).
Фасад церкви Сан Карло у четырех фонтанов.
Фасад в некоторых сооружениях становился декорацией, он был призван поразить зрителя своими масштабами, пропорциями, величием, контрастами. К примеру, фасад церкви Сан Карло (1638- 1667) «у четырех фонтанов» в Риме архитектор Борромини создал как сочетание выпуклых и вогнутых стен и карнизов. Овальный картуш имеет такие большие размеры, что вызывает опасение у зрителя.
Чертеж фасада церкви Сан Карло у четырех фонтанов.
Классицизм, рококо
Следующие стили после барокко – классицизм, рококо стали между собой антагонистами, в то время как рококо многое переняло от барокко.
Рококо утвердился в Европе как культ естественности. В основе мировоззрения рококо лежала философия либертинажа (libertinusn –освобожденный, свободный), которая обозначала свободу от религиозно-церковных норм. Зародился рококо во Франции после смерти короля Людовика ХIV, когда его приемником стал правнук пяти лет.
Регентом был герцог Филипп Орлеанский, имевший славу распутника. Период Регентства (1715-1723 гг.) охарактеризовался приходом нового стиля в архитектуре, популярного до Французской революции. По сравнению с барокко, рококо выглядит, по определению историков, «измельчавшим» стилем. Оно сохраняет театральность, тягу к плавности, причудливости форм.
Барокко, классицизм от рококо отличает наличие явных отличительных признаков у первых и отсутствие явных таковых у последнего. Здания в стиле рококо напоминают барочные, однако, они имеют менее величественные и масштабные формы и размеры. В этом стиле декор не всегда сочетается между собой, формы выбираются, как будто бы, произвольно.
В России этот стиль воплощен в Ориенбауме архитектором А. Ринальди. Выдающимися памятниками архитектуры рококо являются Дворец Шарлоттенбург, Малый Трианон в Версале, ансамбль в городе Нанси, Сан-Суси в Потсдаме.
Сан-Суси – дворец короля Пруссии Фридриха Великого в Потсдаме, около Берлина.Создан по эскизам короля архитектором Г. Венцеслаусом фон Кнобельсфордом.
За пределами Франции рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где включил в себя элементы барокко. Например, церковь Фирценхайлигене (1743-1753 гг.) архитектора Нёймана. Иоганн Валтасар Нёйман (1687-1753) — представитель стиля позднего барокко.
В 1897 г. римский папа присвоил ей статус базилики. Базилика четырнадцати святых помощников (Basilika Vierzehnheiligen) , расположена в окрестностях города Бад-Штаффельштайн под Бамбергом. Церковь – типичный образец среднеевропейской паломнической церкви в стиле рококо с элементами барокко.
Фрагмент фасада церкви Фирценхайлиген.
Сложившись в 20-е гг. 18в., рококо достигло расцвета в 30—40-е годы. Угас стиль рококо с началом Великой Французской революции.
Барокко, классицизм, романтизм — все эти стили порождены определенной философией, мировоззрением просвещенной части общества, связанной с событиями в общественной жизни и изменениями социального строя.
В эпоху развития буржуазии на смену барокко и рококо, потерявших свое влияние в искусстве, пришел классицизм, перенявший античные формы. Приблизительно в то же время появился и романтизм.
Философская сущность обоих направлений была прямо противоположна. Если в классицизме основным был рационализм, объективность, ясность и строгость форм, то в романтизме преобладали эмоции, фантазии, героизация прошлого. Если апологеты классицизма брали за основу изучение античности, то сторонники романтизма интересовались искусством средневековья, восточной культуры, что расширяло использование разных стилей в едином архитектурном произведении.
Классицизм был унифицированным стилем, а романтизм носил отпечаток творческой мысли и был индивидуален. После увядания барокко классицизм получил широкое развитие во Франции, Германии, Англии и России. В отличие от последовательно захватывающих умы европейцев барокко и классицизма, романтизм развивался параллельно с классическим направлением в искусстве.
Романтизм получает поддержку, прежде всего, в Англии, где всегда оставалась тесной связь со средневековьем. В начале 19 века романтизм в своем неоготическом и неороманском исполнении становится модным и в других странах Европы: здесь в этом стиле украшают дворцовые комплексы, загородные и городские дома.
Расцвет романтизма пришелся на период 1795 -1830 гг. Ярким примером романтизма в архитектуре являются замки Баварии. Например, замок Хоэншвангау (Hohenschwangau, «Высокий лебединый край»). Замок возведен на месте крепости Шванштайн, которая упоминается в исторических хрониках еще до 12 века.
В 1832 принц Максимилиан, будущий Король Максимилиан II Баварский купил руины замка Шванштайн. Через год началась реконструкция замка в неоготическом стиле по проекту Доменико Квадлио Квальо II (Johann Dominicus Quaglio), после его смерти работы заканчивал Мориц фон Швинда (Moritz Ludwig von Schwind), продлившаяся 5 лет, до 1837 года.
Замок Хоэншвангау (Hohenschwangau).
Замок, расположенный на отвесной скале, Нойшванштайн (Neuschwanstein -«Новая лебединая скала»), созданный при короле Людвиге II. Замок-крепость имеет островерхие круглые башни, арочные балконы, бойницы. Замок построен в 1869-1886 годах. Основные идеи короля Людвига воплотил придворный архитектор Эдуард Ридель.
Замок Нойшванштайн (Neuschwanstein) построен в неоготическом стиле. Бавария. 1869-1886 гг. арх. Эдуард Ридель.
Замок Пьерфон около Компьеня (Compiegne). Этот замок после разрушения в 12 веке был восстановлен в 19 веке Наполеоном III. Реконструкцией средневекового замка руководит Виоле-лё-Дюк (Viollet-le-Duc), затем ему на смену приходит архитектор Ураду. Работы продолжались с 1857 по 1884 гг.
Замок Пьерфон (Pierrefonds).
Замок Пьерфон (Pierrefonds) был разрушен в 12 в., восстановлен в 19 в. При Наполеоне III. Реконструкцией средневекового замка руководит Виоле-лё-Дюк (Viollet-le-Duc), затем ему на смену приходит архитектор Ураду. Работы продолжались с 1857 по 1884 гг. Замок создан в неороманском стиле.
Резиденция российских императоров – дворцово-парковый ансамбль «Александрия»
«Александрия» расположена восточнее Нижнего парка, отделена от него каменной стеной с Звериныеми, Никольскими и Морскими воротами, с другой стороны граничит с усадьбой Знаменка. Южная граница Александрии проходит вдоль шоссе Петербург — Ораниенбаум (Ломоносов), а северная по берегу Финского залива.
Комплекс создан с элементами неоготического стиля, отличавшегося от стилей барокко и классицизм романтическим направлением архитектурной мысли. Готика была близка императрице Александре Федоровне, выросшей в Пруссии, где сохранилось много средневековых построек. Основные архитектурные сооружения ансамбля — Коттедж, Капелла, Готическая караульня, Ферма, Адмиральский домик, Нижняя дача (в 1961 г. взорвана из соображений безопасности).
Нижняя дача Александрии в стиле романтический классицизм (в 1961 г. взорвана из соображений безопасности). Не восстановлена.
Коттедж с элементами готического стиля был построен под руководством архитектора Менеласа в конце 1820-х гг. На фасадах здания помещен герб Александрии, как напоминание о рыцарских временах.
Коттедж с элементами готического стиля. Арх. Менелас. Конец 1820-х гг.
При входе в парк в 1827 г. по проекту А. Менеласа был выстроен караульный дом в стиле английской готики, поэтому здание получило название Готическая караулка. В подобном стиле выстроена в 19 в. и другая караулка – на побережье Финского залива. Романтизм парка архитектор А. Менелас подчеркнул зданием «Фермы» (1829-1831гг.), с настоящими коровами и пастухами. «Ферма» представляла собой домик в деревенском английском стиле. Затем здание многократно переделывалось, пока в 1838 — 1839 гг. А. Штакеншнейдером не было превращено в Фермерский дворец императора Александра II и его семьи.
Фасады и интерьеры дворца были отделаны в неоготическом стиле. Фасады здания декорированы эркерами с зубчатыми парапетами, рельефными щитами с гербом Александрии. Восточный фасад оснащен часто поставленными окнами со стрельчатыми переплетами, выступающими террасами и балконами с узорными чугунными перилами с готическим орнаментом. Готическая капелла — домашняя церковь царской семьи, сооруженная в честь Александра Невского.
Проект Капеллы создал берлинский придворный архитектор К. Шинкель. Постройку Капеллы в 1831 — 1834 годах вели архитекторы А. Менелаc и И. Шарлемань. По углам Капеллы стоят 20-метровые восьмигранные башни со шпилями из чугуна, завершенными золочеными крестами. Стены северного, южного и западного фасада имеют порталы со стрельчатыми арками, окаймленными кружевным орнаментом, Над каждым порталом находится большое круглое окно-розетка для витража, над каждой розеткой — фигура ангела. В стрельчатых окнах церкви вставлены цветные стекла.
Для здания церкви в 1832 году на Александровском литейном заводе отлили из чугуна по моделям М. Соколова около 1000 разнообразных деталей, по моделям В. И. Демут-Малиновского из медных листов были выбиты 43 статуи: фигуры ангелов, апостолов, евангелистов и Богоматери с младенцем.
Готическая капелла в Александрии
Готическая капелла в Александрии. Постройку Капеллы в 1831 — 1834 годах вели архитекторы А. Менелаc и И. Шарлемань.
Барокко, классицизм, романтизм, рококо в современных постройках обязательно должны выглядеть адекватно, сочетаясь с окружающей природой, ландшафтом сада, соседними постройками, чтобы не казаться излишне вычурными, чересчур контрастными. Органичность соединения с окружающим пространством – гарант того, что хозяина такого здания будут считать человеком с хорошим вкусом.
автор: Марина Калабухова
характерные черты в дизайне и архитектуре прошлого и настоящего
Стиль рококо — это последняя фаза, естественное завершение барокко. Его даже называли «королевский стиль», поскольку мода диктовалась фаворитками короля. Наряду с названием рококо часто употребляется слово рокайль.
Развитию рококо способствовали художники-декораторы, граверы, резчики, ювелиры, бронзовщики, издававшие альбомы рисунков и гравюр с декоративными элементами. Роль динамичных криволинейных форм, значимых уже в барокко усиливается. Линии сохраняют динамичность, но становятся более расслабленно-грациозными, асимметричными и живописными.Это в-первую очередь заметно в лепном декоре, который не подчиняется теперь архитектурной конструкции. Он кажется плывущим и колеблющимся подобно морским волнам. Вся орнаментика отличается легкостью, тонкостью, изяществом.
- Характерные признаки рококо
- Национальные особенности в разных странах
- Особенности мебели и декора
- Тонкости архитектуры
Характерные признаки рококо
В модных цветочных орнаментах все элементы изогнуты и часто переплетены с многочисленными завитками волютами. Консоли, декоративные завершения окон и дверей нередко выполнены в виде растительных композиций. Получает распространение мотив листа и побегов аканта, морских волн и пены. Но особенно популярна форма раковины, которая присутствовала и в барокко, но теперь обрела «рокайльные» черты и превратилась в более стилизованный, порой еле узнаваемый завиток с причудливым изгибом.
Расписывались и стеновые деревянные обшивки (панели). Фон обычно делался приглушенным (цвета морской волны, серый, светло-желтый, лиловый, розовый) и оттенялся более интенсивным цветом лепнины и резьбы. К примеру, белое с оттенком слоновой кости панно обрамлялось позолоченной лепниной. Другие варианты — использование двух цветов в гармоничном сочетании или тёмных и светлых оттенков одного цвета. Исключительно гармоничное живописное оформление помещений, даже несмотря на свою полихромию, создавало ощущение света и безмятежности.
Лукавая грация стиля проявляется в склонности ко всему забавному и вычурному. Модным становится украшать интерьер приятными вещицами, безделушками — например, статуэтками, вазами, шкатулками из фарфора. Их расставляют повсюду: на столиках, каминных полках, в горках, на специальных подставках-консолях. Самим изделиям порой придаются игривые, не лишенные эротизма формы.
Национальные особенности в разных странах
На память приходит известная золотая ваза для фруктов из дворца Малый Трианон, которая была отлита в форме несравненной груди Марии Антуанетты. Более изысканные и причудливые очертания приобретают и фарфоровые стенники. Сам фарфор из Китая и Японии, поставлявшийся Ост-индскими компаниями, был дорогим и оставался предметом роскоши.
Непревзойденной считалась грация саксонских статуэток из фарфора, поражавшего блеском и полихромией поверхности. Тамошние мастера изготовляли фигурки пастушек, Арлекина и Коломбины, аллегорий времён года, представителей разных национальностей («китаец», «итальянка»).
Севрская мануфактура славилась фарфором с белым матовым или цветным фоном (густо-синим, бирюзовым, нежно-розовым) в сочетании с позолотой. Преобладали цветочные орнаменты, изображения букетов, птиц, гирлянд, пейзажей и амуров.
Мастера Руана были известны изделиями с лучеобразным рисунком, состоящим из ламбрекенов, имитаций кружева, расположенных строго симметрично. Подобной росписью чаще всего покрывались блюда. Орнамент наносился синим по белому фону или по позолоте. Края блюд делались волнистыми. Мастера Мустье использовали роспись в два цвета — желтым и зеленым, рисунок представлял собой мелкий орнаментальный узор из полевых цветов или пейзаж.
В Страсбурге, в подражание Саксонскому фарфору, производились статуэтки, а также фарфоровая посуда с орнаментом, получившим название «страсбургские цветы» (пионы, розы). Колористика строилась на нежных тональных сочетаниях пурпурного и зелёного по белому фону.
Голландские мастера по-прежнему, как и в эпоху барокко, были поставщиками в Европе ваз для тюльпанов. Теперь, в духе моды, этим вазам придавалась форма китайских пагод. Изготовляли и керамические изразцы с кобальтовым рисунком в виде мелких цветочных узоров, пейзажей, галантных парковых сценок.
Особой тонкостью и невесомостью отличались рокайльные изделия из стекла — материала, который в XVIII столетии ценился особо. Получают распространение предметы из поташного и содового стекла, хрусталя. Стеклянные предметы самой разнообразной формы покрываются резьбой, гравировкой, росписью эмалями. Иногда английские стеклодувы оформляют ножки бокалов внутри переплетёнными нитями молочного стекла.
Ножки бокалов, произведенных в Германии, сильно огранены, чаши покрыты кружевным узором, надписями, пейзажами. Вообще формы ножек бокалов отличались чрезвычайным разнообразием (более 100 видов оформления), что, безусловно, характеризует высочайшее мастерство, вкус и изощрённость работы мастеров рококо.
В Невере, в долине Луары, изготовляли из стекла фигурки, расписанные эмалевыми красками. Из цветного стекла делали масляные лампы и забавные сосуды в форме кольца, состоящие как бы из одних криволинейных линий. Венецианские мастера острова Мурано в эпоху рококо славились своими бутылями цилиндрической формы с расширяющимся кверху туловом. Эти бутыли были украшены награвированными или расписными гербами владельцев.
Рококо в современной спальне
Мурано же по-прежнему был центром изготовления люстр, из подкрашенного стекла и сосудов из непрозрачного стекла с эмалевой росписью. Признаком хорошего вкуса и определённого достатка являлось наличие в доме произведений из богемского хрусталя с ювелирной гравировкой. Особый способ пунктирной гравировки по стеклу использовали голландские художники. Она осуществлялась алмазом и молоточком, а наносимые точки имели разную густоту.
Испанские стеклодувы создавали традиционные сосуды с лепными ручками, широким раструбом устья и сетчатым орнаментальным узором у горла. Очень живописно выглядели в обиходе сосуды «порро» с длинным носиком, из которого вино попадало прямо в графинчики-сетрилы с длинным сливом (по форме они напоминали готические сосуды), и сложной формы изделия «альмарратха», предназначенные для розовой воды, с четырьмя носиками вокруг горла.
Изготовлением разнообразных багателей занимались мастера-ювелиры. Изысканную, грациозную форму имели с чеканным узором, канделябры в форме стреляющего из лука Эрота или Дианы, ансамбли статуэток, расставлявшиеся на столах или в горках.
Вазы из китайского или севрского фарфора часто делались в монтировке из бронзы — материала, в эпоху рококо считавшегося очень ценным. Из бронзы изготовляли крупные консоли по сторонам каминов, изображающих Флору, Диану, амуров, Зефира.
Из нее делались накладки на углах и ножках мебели («башмачки»), настенные бра с изогнутыми рожками, жирандоли, украшенные хрустальными подвесками в форме слезы, кронштейны для подвешивания люстр. Бронзовыми были и футляры часов, украшенные скульптурными изображениями бога Аполлона, амуров или экзотических восточных персонажей — китайцев, турок, индусов.
Рококо на современной кухне
Ценились бронзовые каминные подставки для дров, каминные решетки, украшенные гербами владельцев особняков. В расстановке мебели господствовала асимметрия. В мебели ценилась не парадность, а комфортабельность и изящество, диктовавшие формы и декор. Материалом в основном служили орех и бук, красное и черное дерево, плюс обильное украшение бронзой, интарсией и росписью. В создании предметов на равных участвовали столяр, резчик, бронзовщик, золотильщик, лакировщик.
Беседовать теперь было модно лежа или сидя, поэтому возникают свободно передвигаемые легкие стулья, кушетки-канапе и небольшие кресла. Все эти предметы расставлялись живописными группами и имели кокетливые «башмачки» на ножках. Кресла стали чрезвычайно разнообразными по форме. Спинки скругляются и выгибаются, напоминая скрипку.
Кресла «бержер» имеют низкое мягкое сиденье, легкие подлокотники и высокие боковины, соединённые обивкой со спинкой, предохранявшей голову от сквозняков. Кресла «маркиза» подобны маленькому канапе для двоих. Кресла «дюшес» имеют подставку для ног, а «дюшес-бризе» состоят из двух частей — самого кресла и приставной подставки для ног.
Кресла-шезлонги позволяют лежать, как и диванчики-канапе со спинкой в виде гондолы. Изысканно и грациозно выглядит кресло «султанша» с двумя раздвоенными спинками. В спинки кресел часто вставляли кашпо с живыми цветами.
Рококо в дизайне современной спальни
Особенности мебели и декора
Мебель рококо производит радостное, нарядное впечатление. Деревянные части нередко покрывались зеленой или синей краской, а резной декор золотился. Полихромия достигалась й с помощью обивки легкими светлыми тканями — китайским полосатым или затканным цветным шёлком, белым атласом, разнообразными гобеленами, которых существовало более 400 видов.
Столы, которых насчитывалось около 20 разновидностей, сделались в основном малогабаритными. В широкий обиход вошли столы-консоли, ставившиеся под зеркалами вдоль стен, французские и немецкие столы-бюро с изогнутыми ножками и множеством ящичков, голландские столы-кабинеты криволинейной формы, украшенные бронзовыми накладками, английские ореховые «холостяцкие комоды» и ореховые столы «кошки» на трех точеных ножках в виде лапок.
Рококо в современной спальне
Более изящные очертания приобретают и кровати. Они имеют две спинки и иногда — легкий шелковый балдахин, который крепится теперь не на колонках, а под потолком и конструктивно не связан с кроватью. Кровати с одной спинкой называются «французскими», они невысокие, украшены резным декором.
Портьеры в залах делаются из светлых шелковых тканей с мелким рисунком. По-прежнему распространены гобелены и шпалеры. В связи с уменьшением габаритов помещений, они отличаются меньшими размерами, более легким рисунком, светлой цветовой гаммой.
В эстетических трактатах о природе, посвященных пейзажному парку, появляется термин «живописный». В этой не испорченной человеком среде происходит игра в идиллию на природе — сельскую простоту, которую так ценило рококо. Среди зелени лугов сооружаются павильоны в виде молочен, ферм, мельниц, руин. Своей эфемерностью они напоминают театральные декорации.
Рококо в современной спальне
Тонкости архитектуры
Фонтаны превращаются в декоративные ансамбли в форме раковин. Они украшаются статуями Нептуна, фигурками дельфинов, рельефами с аллегорическими изображениями времен года, навевающими меланхолические размышления. Эту иллюзорную и бутафорскую архитектуру дополняют беседки в турецком стиле или в виде китайских пагод.
Связь архитектурного сооружения и сада в рококо всегда выразительно акцентирована. Окна отелей подчеркнуто велики, двери широко распахнуты в сад. Он словно входит в интерьер особняка, и этому аккомпанируют все элементы декора — живопись, лепнина, тканое убранство.
В садах много уютных уголков для уединения, неожиданных встреч, меланхолических размышлений. В них много неожиданного — лабиринты из растений и раковин, извилистые дорожки, небольшие насыпные холмики, имитирующие естественные природные образования, «зачарованные острова» с круглыми изящными храминами и скульптурой. К середине XVIII века стиль рококо исчерпал свои возможности.
Этот легкий и изящный стиль, обязанный своим происхождением французской культуре, тем не менее, логически ясно завершал развитие европейского барокко. А выраженной апелляцией к человеческим чувствам предварял многие тенденции романтизма XIX столетия.
Если вы ищите новые иди для дома, почитайте о дизайне ванной в красном цвете и выберите лучший цвет для спальни.
Интерьер в стиле рококо: описание, варианты декора, фото
Роскошь и фантазии французской аристократии
Стиль рококо в интерьере – отчаянно элегантное, более легкое продолжение европейского барокко. Уже не дворцовый, но все ещё прекрасный – читайте в нашем новом гиде какой он – классический рококо.
История стиля рококо
Стиль рококо – стиль в дизайне интерьеров, декоративном искусстве, живописи, скульптуре и архитектуре, популярный в середине 18 века. Характеризуется легкостью, элегантностью, обилием изгибов, естественных форм в орнаменте.
“Слово рококо происходит от французского rocaille, означающее скальную работу, которой украшен искусственный грот”
Немного устав от строгого и пышного барокко, парижские аристократы XVIII века возвращались к более мягким конструкциям и скромным материалам. После смерти Людовика XIV, могущественного монарха, который предпочитал держать всю знать при себе в Версале, французская аристократия наконец-то получила возможность вернуться в собственные дома и украсить их по своему вкусу.
Освобожденные от придворной торжественности, парижане проводили больше времени в частных имениях, устраивали богатые вечеринки и в целом наслаждались жизнью. Новый стиль был продолжением барокко, но характеризовался асимметрией, изяществом форм и восхитительными изображениями повседневной жизни и придворной любви.
Организация пространства для стиля рококо
В отличие от огромных дворцовых помещений барокко, стиль рококо использовался в зданиях поменьше, с гораздо меньшим количеством комнат, большая часть из которых была небольшой и личной частью дома. Поэтому, стиль отлично вписывается как в просторные залы для принятия гостей, так и в небольшие комнаты современного мира.
Как правило, в домах французской знати залы находились в центре дома. В зависимости от удаленности от общих помещений, созданных удивлять великолепных гостей, комнаты становились все меньше и меньше, создавая интимную атмосферу, больше характерную для будуаров.
Цветовая палитра и узоры стиля рококо
Интерьеры в стиле рококо были легкими и воздушными, гораздо более свободными, чем предшественники-барокко. И все-таки, комнаты оставались неизбежно роскошными. Рококо напоминал о богатстве владельцев с элегантностью и деликатностью.
Такая эстетика достигалась благодаря сочетанию светлых пастельных тонов – голубой синевой, зеленым, желтым, розовым – с белой слоновой костью, полированным мрамором, золотом и серебром. Удивительные сочетания рококо – каждый материал или цвет в комнате был визуально легким и одновременно роскошным, словно полет сквозь позолоченное облако.
Узоры также создавали ощущение потока, с большим количеством абстрактных и ассиметричных деталей. В моде были цветочные мотивы, изящные орхидеи, тонкие деревья, аквариумные рыбы, множество заимствований из восточной культуры.
Как и в случае с барокко, в комнатах в стиле рококо к украшению стен относились как к искусству. Все углы в комнатах были скруглены, стены украшены резными панелями, золотыми орнаментами и зеркалами, которые расширяли пространство, придавая ему неопределенность. Для настенных покрытий часто использовались шелковые или дамасковые ткани с растительным или цветочным узором, гобелены.
Оформление стен в стиле рококо
Стены все еще рельефны: делятся на несколько зон, каждый из которых заполняется разным видом декора.
Потолок в стиле рококо
Из-за ограниченного пространства потолки в стиле рококо украшены не так ярко, как в стиле барокко. Как правило, стилю характерна однотонная светлая цветовая гамма потолков с резными извилистыми силуэтами – с цветочным орнаментом, украшенная изображением ангелов или заимствованными китайскими силуэтами.
Важная часть потолка – огромная хрустальная люстра с подсвечниками или их имитацией.
Оформление пола в стиле рококо
В сравнении с остальным пространством комнаты полы выглядят более спокойно. Их задача – показать статус владельца, а не украшать комнату. Продолжая тему роскоши и элегантности, для пола используются такие материалы, как высококачественная и строгая древесина или мрамор. В более интимных комнатах полы украшаются мягкими уютными коврами с восточными мотивами.
Мебель в стиле рококо
На первый взгляд, мебель в стиле барокко и рококо почти ничем не отличается. В обоих стилях мебель ярко декорирована растительными узорами, изящными ножками, повторяет S и C-формы. И все же мебель в стиле рококо более тонкая, скорее женственная, с более стройными ножками, ассимметричная, более светлых оттенков.
Мебель часто обивалась шелком серебряного, золотого или бронзового цвета. В бальных залах и прилегающих к ним комнатам находились низкие итальянские диваны, служащие скорее для украшения, чем сидения. Консоли и столики были украшены золотой или бронзовой резьбой.
Освещение
Освещение в стиле рококо роскошно и претензионно, французы очень любят подсвечники и канделябры. В интерьере в стиле рококо распространены великолепные люстры и настенные бра, подобранные таким образом, чтобы увеличить уют пространства.
Большое значение придается естественному свету: в французских домах распространены высокие и узкие окна во всю стену, их дополняло большое количество зеркал для усиления ощущения открытого пространства. Зеркала находились в роскошных позолоченных рамах с резными фигурками цветов и ангелов.
Использование предметов декора в стиле рококо
Роскошная асимметрия рококо вдохновлена естественной кривизной деревьев и цветов, раковин ракушки, облаков. Аксессуаров немного – основной декор приходится на стены, потолок и уже известные нам люстры, зеркала и элегантную мебель.
Главным мотивом комнаты в стиле рококо часто служил низкий камин, покрытый мраморной плитой, на котором нашли себе место часы, фарфоровые статуэтки и другие украшения. Обычно над ним висело зеркало.
Основа стиля рококо – изящный орнаментальный ритм, личный комфорт и уют. Этот стиль, такой французский, такой роскошный, украсит помещение любого размера, если подходить к выбору декора с умом. Именно “элегантность” – ключевое слово той эпохи. Рококо – период выхода из реальности в мир фантазии, театральной игры с небольшим религиозным влиянием.
Для запоминания, рококо – это:
Нежные и легкие цвета, которые сочетаются с золотым и медным декором;
Роскошные материалы: дорогая древесина на пол, шелк и бархат, стекло и хрусталь, кованые металлические аксессуары: бронза, латунь, медь;
Обилие декоративных элементов: зеркал и картин в массивных позолоченных рамах, старинных часов и кованных канделябров;
Основами стиля являются асимметрия, гладкие линии, закругленные формы, декоративная нагрузка.
Все совпало с тем, что запомнили?
Автор: Екатерина Пигасова
Архитектура рококо | Статья об архитектуре рококо по The Free Dictionary
стиль в европейской пластике первой половины 18 века и европейской литературе всего 18 века. Рококо зародилось во Франции в период кризиса абсолютизма. Он отражал гедонизм аристократии и представлял бегство от реальности в мир театрализованной игры.
В пластическом искусстве стиль рококо оказал наибольшее влияние на внутреннее убранство, которое приобрело чрезвычайно причудливые и замысловатые качества.Ранняя фаза французского стиля рококо, продолжавшаяся примерно до 1725 года, была известна как стиль Регентства. Формы утратили монументальность, во внутреннее убранство внесен суетливый орнамент. Предметы домашнего обихода и предметы интерьера отличались причудливо изогнутыми поверхностями.
Высота рококо, известного как стиль Людовика XV, длилась приблизительно с 1725 по 1750 год. Орнамент включал завитки с замысловатой резьбой, завитки, мотивы морских ракушек и головы купидонов. Во внутренней отделке широко использовались искусно обрамленные рельефы и расписные панно (в том числе панели над дверными проемами).Были установлены многочисленные зеркала, чтобы усилить ощущение движения за пределами поверхности стен.
В первую очередь орнаментальная ориентация рококо не позволила этому стилю оказывать существенное влияние на структурный дизайн и внешнее убранство зданий. Например, во французских отелях таких архитекторов, как Г. М. Оппе-норд, Ж. А. Мейсонье, Г. Б. Боффран роскошные интерьеры в стиле рококо сочетаются с относительно строгими экстерьерами. Стиль рококо распространился в архитектуре других европейских стран — Германии (Г.В. фон Кнобельсдорф, Б. Нойман и, в некоторой степени, М. Д. Пёппельманн), Австрии, Польше и Богемии — но стиль часто был не столько отражением французских традиций, сколько особым вариантом позднего барокко.
Живопись, скульптура и графика рококо характеризуются эротической, эротико-мифологической и пасторальной тематикой. Искусство интимно по духу и асимметрично по композиции. Скульптура в стиле рококо состоит в основном из барельефов и статуй, предназначенных для интерьеров, небольших статуэток, скульптурных групп и бюстов.Скульптура включала работы из терракоты, расписного фарфора и неглазурованного фарфора (Ж. Б. Лемойн во Франции, Я. Я. Кендлер в Германии). Рокайль, переливающаяся и несколько бледная по цвету, носит преимущественно декоративный характер (Н. Ланкре, Ф. Лемойн, Ж.-М. Наттье, Ф. Буше во Франции). Прикладное искусство рококо, выполненное художниками, которые особенно умело раскрывали выразительные возможности своих сред, отличается интеграцией поддерживающих и поддерживаемых элементов, продуманным декором и отделкой и, часто, намеренно экзотическими мотивами, заимствованными из китайского искусства.
В России тенденции рококо были особенно распространены в середине 18 века. Стиль применен главным образом в декоре дворцовых интерьеров В. В. Растрелли и в скульптурной лепке фасада Растрелли, С. И. Чевакинского и др. Рококо использовалось в различных прикладных искусствах, включая резьбу по дереву, производство чистого серебра и фарфора, производство мебели и дизайн ювелирных изделий.
К 1760-м годам стиль рококо начал терять свою популярность и был заменен классицизмом.
Литература рококо изысканна и элегантна, но ей не хватает глубины и гражданских идеалов. В нем нет места героизму и долгу; безраздельно господствуют придворные игры и легкомысленное безразличие. Гедонизм — это высшая «мудрость» рококо, когда поэты воспевают праздность, сладострастие, дары Вакха и Циферии и сельское одиночество. Все «смиренные» тревожные истины изгнаны из жизни. Мир дышит слабостью и беззаботностью, но в нем есть нечто эфемерное и хрупкое, как если бы оно было сделано из фарфора.Рококо в литературе тяготеет к интимному и миниатюрному.
На смену высокой трагедии и классической комедии пришли пастораль, сказочный балет (Ф. А. де Монкриф) и забавные маски (П. де Мариво). На смену героическим эпическим поэмам пришли эротические или игриво-остроумные рассказы в стихах (Ж. Б. Грекур, Ж. Б. Л. Грессет). В прозе преобладал роман галантности, юмористических сказок и граней, (пошлых комических анекдотов) (Ж. Б. Луве де Кувре, П. Ж. де Кребийон). В лирической поэзии преобладали «светлые стихи» или «преходящие стихи» (К.Дж. Дорат, Э. Д. де Парни).
Стиль рококо появился в литературе Италии (П. Ролли, К. Фругони, П. Метастазио) и Германии (Ф. фон Хагердорн, Й. Уз). В России «легкая поэзия» школы А. П. Сумарокова и Ю. А. Нелединский-Мелецкий был близок к литературе рококо. Темы и сюжеты из рококо использовали Вольтер, Дидро, К. М. Виланд, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Всеобщая история искусств , т.4, Москва, 1963.Всеобщая история архитектуры , т. 7, Москва, 1969.
Кожина, Е. И. Искусство Франции 18 века . Ленинград, 1971.
Гнев, А. Literarisches Rokoko . Штутгарт, 1962.
Manierismo. Барокко. Рококо. Concetti e termini . Рим, 1962.
Рококо . Варшава, 1970.
Keller, M. Die Kunst des 18. Jahrhunderts . Берлин, 1971.
Большая советская энциклопедия, 3-е издание (1970–1979).© 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
.Рококо (архитектура) — определение рококо (архитектура) из The Free Dictionary
ro · co · co
(rə-kō′kō, rō′kə-kō ′) n. также Рококо 1.а. Стиль искусства, особенно архитектуры и декоративного искусства, зародившийся во Франции в начале 1700-х годов и отмеченный сложным орнаментом, например обилием завитков, листвы и фигур животных.
б. Очень изысканный стиль речи или письма.
2. Музыка Стиль композиции, возникший в 1700-х годах во Франции, часто рассматриваемый как продолжение барокко и характеризующийся высокой степенью орнаментации и легкостью выражения.
прил.1. также рококо Рококо или относящиеся к нему.
2. Неумеренно продуманный или сложный.
[французский язык, вероятно, изменение рокайля, rockwork , от roc, rock , вариант roche, от вульгарной латыни * rocca.]
Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторское право © 2016 Издательская компания Houghton Mifflin Harcourt. Опубликовано Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
рококо
(rəˈkəʊkəʊ) n ( часто капитал )1. (Архитектура) стиль архитектуры и декора, зародившийся во Франции в начале 18 века, характеризующийся сложным, но изящным, легким орнаментом, часто содержат асимметричные мотивы
2. (Классическая музыка) стиль музыки 18-го века, характеризующийся миниатюрной красотой, уменьшением контрапункта и чрезмерным использованием орнаментов
3. любой витиеватый или чрезмерно орнаментальный стиль
прил.4. (Классическая музыка), обозначающая, находящаяся в рококо или относящаяся к нему
5. (Архитектура) обозначающая, находящаяся в рококо или относящаяся к нему
6. витиеватая или чрезмерно сложная
[C19: от Французский, от рокайль, из roc rock 1 ]
Словарь английского языка Коллинза — полное и несокращенное, 12-е издание, 2014 г. © HarperCollins Publishers 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007, 2009, 2011, 2014
ro • co • co
(rəˈkoʊ koʊ, ˌroʊ kəˈkoʊ)n.
1. художественный стиль, характерный главным образом для Франции 18-го века, отмеченный элегантностью и тонким орнаментом.
2. гомофонический музыкальный стиль 18 века, отмеченный остроумной беглостью.
прил.3. , относящиеся к рококо или характерные для него.
4. богато или витиевато в речи, литературном стиле и т.д.
Random House Словарь колледжа Кернермана Вебстера, © 2010 K Dictionaries Ltd.Авторские права 2005, 1997, 1991, Random House, Inc. Все права защищены.
рококо
Часто пренебрежительно. художественный и литературный стиль, возникший из барокко, характеризующийся сложным и продуманным орнаментом. — рококо, прил.
См. Также: Art-Ologies & -Isms. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
рококо
1. Легкий и гармоничный стиль музыки, получивший известность в начале и середине восемнадцатого века в Европе, главным образом во Франции и Германии, после периода барокко.Она похожа на музыку барокко тем, что характеризуется орнаментом, но отличается от барокко особенно тем, что в ней меньше используются контрапункты и меньше формальности и сложности.
2. Стиль французской асимметричной мебели, возникший в восемнадцатом веке, подчеркивает S-образную форму и комфорт в ответ на формальность барокко. Он отличался улучшенной плюшевой обивкой, шинуазри, яркими цветами, закрученной резьбой и экстравагантным маркетри.Этот стиль получил широкое распространение и представляет собой зенит беспокойного легкомыслия мебели Людовика XV.
Словарь незнакомых слов от Diagram Group Copyright © 2008, Diagram Visual Information Limited
.Архитектура рококо — определение архитектуры рококо по The Free Dictionary
ro · co · co
(rə-kō′kō, rō′kə-kō ′) n. также Рококо 1.а. Стиль искусства, особенно архитектуры и декоративного искусства, зародившийся во Франции в начале 1700-х годов и отмеченный сложным орнаментом, например обилием завитков, листвы и фигур животных.
б. Очень изысканный стиль речи или письма.
2. Музыка Стиль композиции, возникший в 1700-х годах во Франции, часто рассматривается как продолжение барокко и характеризуется высокой степенью орнаментации и легкостью выражения.
прил.1. также рококо Рококо или относящиеся к нему.
2. Неумеренно продуманный или сложный.
[французский язык, вероятно, изменение рокайля, rockwork , от roc, rock , вариант roche, от вульгарной латыни * rocca.]
Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторское право © 2016 Издательская компания Houghton Mifflin Harcourt. Опубликовано Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
рококо
(rəˈkəʊkəʊ) n ( часто капитал )1. (Архитектура) стиль архитектуры и декора, зародившийся во Франции в начале 18 века, характеризующийся сложным, но изящным, легким орнаментом, часто содержат асимметричные мотивы
2. (Классическая музыка) стиль музыки 18-го века, характеризующийся миниатюрной красотой, уменьшением контрапункта и чрезмерным использованием орнаментов
3. любой витиеватый или чрезмерно орнаментальный стиль
прил.4. (Классическая музыка), обозначающая, находящаяся в рококо или относящаяся к нему
5. (Архитектура) обозначающая, находящаяся в рококо или относящаяся к нему
6. витиеватая или чрезмерно сложная
[C19: от Французский, от рокайль, из roc rock 1 ]
Словарь английского языка Коллинза — полное и несокращенное, 12-е издание, 2014 г. © HarperCollins Publishers 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007, 2009, 2011, 2014
ro • co • co
(rəˈkoʊ koʊ, ˌroʊ kəˈkoʊ)n.
1. художественный стиль, характерный главным образом для Франции 18-го века, отмеченный элегантностью и тонким орнаментом.
2. гомофонический музыкальный стиль 18 века, отмеченный остроумной беглостью.
прил.3. , относящиеся к рококо или характерные для него.
4. богато или витиевато в речи, литературном стиле и т.д.
Random House Словарь колледжа Кернермана Вебстера, © 2010 K Dictionaries Ltd.Авторские права 2005, 1997, 1991, Random House, Inc. Все права защищены.
рококо
Часто пренебрежительно. художественный и литературный стиль, возникший из барокко, характеризующийся сложным и продуманным орнаментом. — рококо, прил.
См. Также: Art-Ologies & -Isms. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
рококо
1. Легкий и гармоничный стиль музыки, получивший известность в начале и середине восемнадцатого века в Европе, главным образом во Франции и Германии, после периода барокко.Она похожа на музыку барокко тем, что характеризуется орнаментом, но отличается от барокко особенно тем, что в ней меньше используются контрапункты и меньше формальности и сложности.
2. Стиль французской асимметричной мебели, возникший в восемнадцатом веке, подчеркивает S-образную форму и комфорт в ответ на формальность барокко. Он отличался улучшенной плюшевой обивкой, шинуазри, яркими цветами, закрученной резьбой и экстравагантным маркетри.Этот стиль получил широкое распространение и представляет собой зенит беспокойного легкомыслия мебели Людовика XV.
Словарь незнакомых слов от Diagram Group Copyright © 2008, Diagram Visual Information Limited
.