Полотнянка в вологодском кружеве | Кружевница
Для выполнения полотнянки навейте 6 пар коклюшек ниток х/б №20 или мулине в 3 сложения . И ещё навейте 2 пары (пара — это 2 коклюшки соединённые одной ниткой) ниткой ирис или мулине в 6 сложений (можно другого цвета). Нитку ирис или мулине будем использовать для выполнения «скани». Для работы понадобиться сколок — «Основные элементы лист №2».
>>> Скачать сколок «Основные элементы лист № 2»
«Скань»- более толстая нить, идущая вдоль всего основного узора. «Скань» подчеркивает основной узор, делает его более выразительным. Иногда в качестве скани используют ту же нить, что и в плетении, но взяв её в 2 или в 3 сложения. По цвету скань может быть того же цвета, что и основная нить, может быть более темной или более светлой того же цвета, а может быть контрастной и резко выделяться на фоне основного узора.
Скань бывает трёх видов: «полотнянка» — выполняется 1 парой коклюшек, проплетается как все долевые пары полотнянкой; «верёвочка» -выполняется 1 парой коклюшек, на плотнянке смотрится как перевитая в одну сторону верёвочка; «ёлочка» — выполняется 2 парами коклюшек, на плотнянке смотрится как две перевитые навстречу верёвочки.
Но обо всем по порядку, приготовили 6 пар коклюшек, остальные 2 пары пока подождут.
Сначала я покажу Вам как плетётся полотнянка без перевива крайних пар, смотрите видео:
Видео урок «Полотнянка с перевивом крайних долевых пар»:
Видео урок «Полотнянка со сканью проплетённой полотнянкой»:
Видео урок «Полотнянка со сканью «верёвочка»»:
Видео урок «Полотнянка со сканью «ёлочка»».
«Перебирая коклюшки, создавая кружево, я отдыхаю от работы»
Череповчанка Татьяна Лебедева по профессии экономист, а в свободное время плетет кружево. Недавно Татьяна стала победителем всероссийского конкурса «Серебряная коклюшка» среди любителей. С чего началось увлечение кружевом, трудно ли овладеть этим мастерством и как плетение успокаивает нервы, Татьяна Лебедева рассказала cherinfo.
— Татьяна, как занялись плетением на коклюшках?
— Все благодаря маме, которая когда-то привела меня в кружок кружевоплетения во Дворце детского творчества. Вела его очень талантливая мастерица Ольга Николаевна Киенко. Мне так понравилось, что я занималась пять лет и даже получила удостоверение мастера по плетению кружев. Это была самая приятная часть моего детства. Сейчас плету кружево, но для себя. В конкурсах еще участвую.
— Знаю, что победили в престижном конкурсе кружевниц «Серебряная коклюшка»…
— В пятый раз я участвовала в этом конкурсе. Сначала хотела попробовать силы, во второй раз поехала целенаправленно. Занимала и первое место, потом второе, третье… Но каждый раз волнуюсь, ведь задание на конкурсе всегда разное. Сидишь, навиваешь нитки на коклюшки, рассматриваешь незнакомый сколок и гадаешь, откуда и как начать, какой процесс, какие элементы. Иногда даже сообразить сложно. На задание было больше трех часов, но времени не хватило почти всем. Надо было выполнить работу не только быстро, но и правильно, красиво.
— Вы были уверены в победе?
— Первое место стало неожиданностью. Я самокритична: когда посмотрела на результат, осталась недовольна. Даже не осталась на награждение — уехала домой. И вдруг мне позвонили и огорошили победой!
— Сложно было овладеть мастерством?
— В первый день мне показалось, что очень сложно. Я ведь ничего не умела. Но со временем научилась. Вообще, плетение кружев на коклюшках — кропотливая работа. Нужны усидчивость, терпение, аккуратность и, конечно, время. Сейчас мне не трудно: перебираешь коклюшки, как-то все быстренько получается, даже не замечаю, как вырисовывается изделие.
— Это для вас работа или хобби?
— Это хобби и способ отвлечься от работы. Я так отдыхаю.
— А кем вы работаете?
— Работаю экономистом на «Северсталь-метизе». Это постоянная работа с цифрами. Я с четвертого класса мечтала заниматься аналитикой, цифрами, у меня такой склад ума, это мое.
— Сколько времени уходит на одно изделие?
— Все зависит от размера кружева. Мне нравится плести серьги, это сейчас очень модно. На одну сережку сантиметров девять в длину уходит часа три.
— Какие еще изделия делаете?
— Плету ожерелья. Делаю воротнички в вологодских традициях, веера, но это уже не пользуется популярностью. На такие изделия сложно найти клиентов, а у меня клиентов не так и много. Из кружева можно многое плести: манжеты, жилеты, пелерины, шляпы.
— А сами носите свои изделия?
— Конечно. В основном серьги ношу.
— Вам пришлось покупать оборудование для этого?
— Это недорогое удовольствие. Нужны деревянные коклюшки. Их должно быть четное число, так как они используются парами. Есть мастера, которые делают коклюшки, сделают из любого дерева, по желанию. Еще нужен валик, подставка под него и нитки. Вообще, принято плести кружево из льна, но можно использовать искусственный и натуральный шелк, хлопок, мулине.
— Как придумываете узоры для изделий?
— Рабочий рисунок кружева на бумаге или картоне называется сколок. Есть уже готовые рисунки. Проще взять чью-то работу и сплести. На самостоятельное составление сколка уходит много времени. Это технически сложная работа. Я делаю свои сколки, узор как-то сам складывается.
— Чем отличается плетение от вязания?
— Честно, я не умею вязать. Спицы для меня — что-то сложное. А с коклюшками я легко управляюсь, хотя по факту коклюшки сложнее спиц.
— Сколькими коклюшками управляете одновременно?
— Обычно используется пар шесть-семь, в зависимости от узора и толщины нитки. Иногда можно использовать 20 и 30 коклюшек, но это очень сложно.
— Какие у вас планы?
— Забрасывать хобби не планирую. Года через два снова съезжу на «Серебряную коклюшку», но уже в группу профессионалов. Конечно, не за первым местом — это очень сложно, к тому же придется бороться со своим педагогом.
Людмила Макарова
Плетение на коклюшках для начинающих: мастер-класс, схемы и рекомендации
Старинный вид народного искусства – плетение на коклюшках. В России не сразу это рукоделие называлось кружевом. Изначально это слово применялось к любой отделке, которой украшали изделие вокруг по краю. Плетение изделий на коклюшках было привезено в Россию из Европы в семнадцатом веке. Тогда и слово «кружево» закрепилось за изделиями, сплетёнными на коклюшках.
Виды кружевных изделий
Кружева могут быть или мерными, или штучными.
Первые из них измеряются в метрах. Они бывают узкими (1-3 см), средними (до 6 см), широкими (более 6 см). Кроме этого, мерное кружево различают по форме:
- Прошва имеет с обеих сторон узкий край.
- Аграмант с обоих краёв зубчатый.
- Край с одной стороны зубчатый, а с другой — ровный.
Штучное кружево представляет собой законченное, целое изделие: скатерть, занавесь, накидку, жакет, жилет, боа, шарф, воротник, манжеты, салфетку и т. п.
Техническое оснащение
Плетение на коклюшках начинается с подготовки инструментов и приспособлений. Их не так уж и много:
- Валик. Его можно сделать самостоятельно. Для этого нужно взять кусок плотной ткани. От размера куска будет зависеть, большой или маленький получится валик. Для начинающих самые удобные с размером 40 Х 60 или 60 Х 80 см. По длинным сторонам у него делается подшивка шириной 2 см. Короткие стороны сшиваются, и получается цилиндр. В подшивку с одной стороны продевается шнурок и затягивается. Далее валик набивается наполнителем. Это может быть поролон, сено, опилки. После чего его следует накрыть картонным кружком и затянуть вторую подшивку. Валик готов.
- Подставка. Она нужна для придания устойчивости валику. Её можно сделать из прямоугольного куска поролона. Две противоположные стороны следует скрутить и закрепить, чтобы в середине образовалась ложбинка, в которую можно будет уложить валик.
- Коклюшки для плетения кружева – это деревянные палочки, у которых имеется «шейка» для намотки ниток.
- Булавки. Нужны для закрепления переплетённых нитей. Их должно быть много, не менее ста.
- Вязальный крючок. Используется для сцепления нитей.
- Сколок – рисунок, на котором точками показаны места, в которые вкалываются булавки.
Нити. Они могут быть разной толщины. Лучше всего использовать льняные или шёлковые, они дают минимальную усадку после стирки изделия. В период обучения можно использовать и хлопчатобумажные.
Намотка нитей на коклюшки
Терпение – вот чего требует плетение на коклюшках. Для начинающих самое первое действие — намотка нитей. Она и станет тренировкой этого качества характера.
Коклюшки используются в кружевоплетении только парами, одну нить наматывают на две коклюшки. Это делается так:
- Нужно взять одну из коклюшек правой рукой, а нить — левой. Пальцем нужно прижать конец нитки к шейке коклюшки, а левой рукой сделать несколько оборотов вокруг нее, чтобы закрепить нить.
- Когда она закреплена, вращают коклюшку, наматывая нить на шейку. Левой рукой необходимо ее придерживать, регулируя равномерность распределения по всей длине шейки коклюшки.
- После того как намотано 2-3 метра, ее закрепляют петлей. Коклюшка после этого должна висеть на нитке и не разматываться.
- Затем, не отрывая, отматывают от мотка ещё 2-3 м и лишь потом отрезают. Свободный конец наматывается на вторую коклюшку и тоже закрепляется петлей. При этом межу коклюшками должно остаться 20 см нити.
Замена нити в ходе плетения
Если при плетении кончается нитка, то нужно выполнить следующее:
- Размотать ее, освободив коклюшку, и оставить конец длиной 20 см.
- Накрутить на свободное место новую.
- Конец закрепить узлом на булавке, которую воткнуть выше места плетения на 5 см.
- Оставленный конец старой нитки соединить с новой. Двойную нить намотать на коклюшку и закрепить петлёй.
- Плетение продолжить двойной нитью.
- После того как новая нить достаточно закрепится, старую можно будет обрезать и плести дальше одной.
Плетение на коклюшках: обучение азам
При плетении в обеих руках находится по паре коклюшке. Все переплетения производятся двумя способами перемещения инструмента в руках:
- Перевить – значит поменять их местами в одной руке. Это делается большим пальцем так, чтобы правая коклюшка перекинулась через левую.
- Сплести – значит, переложить по одной коклюшке из руки в руку. При этом правая коклюшка из левой руки должна перекинуться через левую коклюшку в правой руке.
Плетение на коклюшках бывает трёх видов:
- Сплести в ползаплёта: перевить — сплести.
- Сплести в полный заплёт: перевить — сплести — перевить.
- Сплести полотнянкой: сплести — перевить — сплести.
Элементы кружевоплетения
Существует 4 главных элемента кружевоплетения: плетешок, полотнянка без перевива пар, полотнянка с перевивом всех пар и полотнянка с перевивом крайних пар.
Плетешок выполняется в ползаплёта (перевить — сплести), после каждого приёма нити утягиваются, для чего коклюшки разводятся в стороны.
Полотнянка без перевива пар плетётся на нескольких парах коклюшек. Тут нужен будет сколок. Для плетения изделий на нескольких парах он необходим. Ширина его составляет 12 мм, расстояние между точками – 6 мм. Взять нужно не менее 7 пар коклюшек.
Далее плетётся по инструкции:
- Над сколком устанавливается 6 булавок, на каждую навешивается пара коклюшек. Все они называются долевыми, во время плетения не меняют своего направления.
- Слева от первой пары навешивается ходовая пара. Она перемещается слева направо и справа налево.
- Плетение начинается с левой стороны. В левую руку берётся ходовая пара, а в правую — первая долевая пара. Пары сплетаются полотнянкой (сплести — перевить — сплести).
- Ходовая пара по очереди переплетается с каждой долевой.
- В переплетение последней долевой и ходовой (между ними) ставят булавку. Заплетают её так: ходовую перевить один раз, долевую не перевивать, а сплести полотнянкой (сплести — перевить — сплести).
- После этого ходовая пара перекладывается в правую руку, и плетение продолжается в левую сторону.
Полотнянка с перевивом всех пар делается по тому же сколку, что и полотнянка без перевива пар:
- В процессе работы ходовая пара сплетается в полный заплёт (перевить — сплести — перевить — сплести).
- Под переплетение ходовой пары с последней долевой ставится булавка. Заплетается в перевив: ходовую пару два раза перевить, долевую один раз перевить и сплести — перевить — сплести.
Полотнянка с перевивом крайних пар плетётся тоже по тому же сколку:
- Это плетение на коклюшках начинается, как и плетение полотнянки с перевивом всех пар.
- Вторую и последующие (до предпоследней) плетут, как полотнянку без перевива пар.
- Предпоследнюю долевую плетут в полный заплёт (перевить — сплести — перевить — сплести).
- Последнюю заплетают в перевив, как для полотнянки с перевивом всех пар.
Скань
Для скани применяется более толстая нить, чем при основном плетении. Для этого можно сложить имеющуюся в два раза. В середине между булавками с долевыми нитями втыкается булавка для навешивания коклюшек со сканью.
Плетение до коклюшки со сканью производится обычным способом:
- Скань «верёвочка» получится, если ходовая будет пропущена между нитями скани таким образом, чтобы правая была над ходовой, а левая — под ней. Когда ходовая нить будет возвращаться с другой стороны, перевивают скань и пропускают ходовую: правая нить сверху, левая — под ходовой.
- Скань «косичка» получится, если взять не одну, а две пары коклюшек. Ходовую пропускают в этом случае между двумя парами скани, при возврате ходовой нити скани перевивают не в одну сторону, а в разные.
Техника сцепного кружева
Сцепное плетение кружева на коклюшках для начинающих мастериц – это выполнение вилюшки. Так называется основной элемент названного кружева. Она плетётся полотнянкой, часто украшается сканью. А места стыковки здесь соединяют сцепы, которые выполняются вязальным крючком.
Плетение коклюшками: мастер-класс вилюшки
Штучные изделия часто выполняются из одной только вилюшки, которая образует разнообразные узоры. Овладение навыком её выплетания является основой обучения кружевоплетению.
- Подготовливаем сколок для плетения на коклюшках.
- Наматываем нити.
- Навешиваем коклюшки на булавки.
- Плетем простую полотнянку до поворота.
- Поворот при этом начинают выполнять, оставляя ходовую пару, превращая крайнюю долевую в ходовую.
- Возвращаясь, бывшая крайняя долевая проплетает бывшую ходовую и, в свою очередь, оставляется в покое, а старая ходовая отправляется переплетать долевые.
- Попеременно крайняя долевая становится ходовой, пока не закончится поворот. В месте поворота булавки не втыкаются.
- Сцепка выполняется на месте стыковки вилюшки после поворта. Для этого вынимают булавку, вязальный крючок вставляют в петельку сверху, зацепляют нитку и вытягивают её.
В образовавшуюся большую петлю продевают коклюшку, нитку затягивают. Плетение продолжается той ходовой парой, которая участвовала в сцепке.
- Далее нужно плести по сколку.
Надеемся, пошаговая инструкция, предложенная в статье, поможет начинающим кружевницам сделать свои первые нарядные изделия.
1. Оборудование и инструменты для плетения кружева на коклюшках
1.1. Основы кружевоплетения
Известно энциклопедическое определение[3]: «Кружево – сетчатая ткань из плетёных нитяных узоров (льняных, бумажных, шерстяных и шёлковых). Различают кружева, шитые иглой, плетеные на коклюшках, вязаные крючком, тамбурные и машинные». Добавим, что кружева вяжут также спицами и с помощью челнока или «вилки». Из всех кружев коклюшечные выделяются сложностью и богат-ством рисунка, изящностью и воздушностью изделий. Процесс создания кружева на коклюшках трудоёмок, поэтому такие изделия всегда высоко ценились. Да и обучение плетению на коклюшках – более длительный, многоступенчатый процесс, в котором исклю-чительно велика роль наставницы, передающей ученицам как «цеховые» (местные, региональные, национальные), так и личные секреты мастерства.
По способу плетения различают следующие виды коклюшечного кружева:
- Сцепное. Узор выполняется небольшим количеством пар коклюшек – от 5 до 12; для сцепа «тесёмок-вилюшек» и фоновых решёток между собой применяется крючок.
- Парное (многопарное, может быть мерным). Основной узор и фон кружева выплетаются одновременно. Мерное кружево состоит из повторяющихся мотивов. Количество пар зависит от ширины кру-жева и может доходить до нескольких десятков. Процесс плетения «штучных» изделий (косынок, шарфов) в многопарной технике самый трудоемкий (в работе используется несколько сотен пар).
- Численное кружево. Это несложное, красивое кружево, выплетаемое малым количеством пар, известное в России с 16-го века. Численное кружево обычно создавалось без рисунка (сколка), путем перекладывания нитей по памяти. Узоры передавались «из рук в руки». С 60-х годов 20-го века в технике численного кружева стали применяться сколки с целью сохранения узоров и передачи мастерства большому количеству учениц.
Процесс плетения кружевного узора на коклюшках за столетия практически не изменился[1, 2, 4, 5, 6]. Выделяются несколько ключевых этапов кружевоплетения. 1. Сначала создают технический рисунок будущего кружевного изделия или мерного кружева – сколок. На рис.1.1 представлен сколок сцепного кружева, по которому сплетён узор (рис.1.2).
Создание сколка – сложный трудоемкий процесс, требующий определённого художественного вкуса, навыков рисования и понимания особенностей технологии изготовления коклюшечного кружева. В настоящее время сколок признаётся объектом авторского права. 2. Для придания сколку прочности его укрепляют картоном или плотной бумагой, а затем закрепляют булавками на поверхности плотно набитой подушки. 3. Нить для кружева ровно и туго наматывают и закрепляют на деревянных палочках-катушках (коклюшках), которые всегда соединяются попарно: начало нити находится на одной коклюшке, а конец – на другой. 4. В точках, обозначенных на сколке (в точках накола), по ходу плетения размещают булавки, которые служат для закрепления нитей при формировании узора. 5. Манипулируя в сцепном кружеве одновременно несколькими (тремя-четырьмя) парами коклюшек («плетение горстью» – рис.1.3), создают узор строго по сколку, не допуская деформации и искажения рисунка.
Рис.1.3. Процесс плетения. ВологдаДля мерного кружева характерно многократное повторение рисунка – «раппорта» (от французского rapport – повторяющаяся часть риcунка на ткани, вышивке, обоях). Валик вращают движением «от себя», постепенно вынимая булавки из сплетенного участка и перемещая их в новую область сколка. Плетение кружевного полотна выполняется по всей ширине сколка сверху вниз. В сцепном кружеве с валиком работают иначе. Так как сколок закреплён на подушке, а направление плетения меняется, то для перехода к новому фрагменту сколка подушку периодически поворачивают на некоторый угол вокруг одной, двух или всех трёх осей вращения. Плетение кружева – многодневный процесс. Во время работы кружевнице необходимо строго соблюдать чистоту нити и создаваемого кружева, а для этого требуется следить за чистотой рук и коклюшек. Каждый сплетенный участок кружева нужно защищать от пыли, закрывать его чистой тканью, прикрепленной булавками к подушке. В перерывах между сеансами всю работу следует предохранять от повреждения и загрязнения тканой накидкой («покрывашкой»). Если в процессе плетения точно выполняются все технологические приёмы и соблюдаются все меры по обеспечению чистоты, готовое кружево не нуждается в дальнейшей обработке и пригодно для немедленного применения по назначению. Однако в некоторых регионах выплетенные изделия дополнительно подкрахмаливают для придания им жёсткости. Из краткого обзора процесса плетения видно, какие инструменты и приспособления нужны для поддержки технологических операций. Рассмотрим их подробнее.
Урок 2 * 20 уроков от мастера рукоделия от Аделаиды Рожковой — ХОББИ — Каталог статей
Уроки кружевоплетения на коклюшках для начинающих
На ровную поверхность подушки кладётся картон, равный по величине сколку, затем сколок и поверх прозрачный полиэтилен (клеёнка). Булавкой нужно подхватить немного материи верхней наволочки и воткнуть конец булавки в сколок почти горизонтально. Булавка не должна торчать. Сколок должен лежать ровно. Нужно помнить о том, что при выполнении больших изделий возможно смещение сколка, поэтому перед началом плетения следует хорошо выровнять поверхность подушки, на которой будет выполняться кружево.
НАМОТКА НИТЕЙ НА КОКЛЮШКИ
Кружево плетется не отдельными коклюшками, а парами, поэтому и наматываются на коклюшки нитки парами: вначале на одну, а затем, не отрывая нити, на другую коклюшку. Вначале на указательный палец левой кисти кладем конец нити от катушки, на него кладем коклюшку. Придерживая нить большим пальцем, делаем вначале три тура (поворота нити) вокруг шейки коклюшки для закрепления нити. Затем коклюшку берут за нижнюю часть большим и указательным пальцем правой кисти и придают ей вращательное движение к себе.
Наматывая нитку, вращают коклюшку справа налево, обязательно в одну сторону, как можно туже и ровнее. Нить при этом от катушки идет к коклюшке снизу. Намотав 2–3 метра нитки на коклюшку, её закрепляют петлей. Для чего большой палец правой руки кладется на намотанные нитки коклюшки, и продолжением нити с коклюшки палец оборачиваем. Образовавшуюся вокруг пальца петлю сбрасываем на коклюшку. Петля не позволяет нитке разматываться, но при необходимости можно удлинить её легким поворотом коклюшки слева направо. Приблизительно такое же количество, которое было намотано на первую коклюшку (2-3 метра), отрываем от катушки и наматываем на вторую коклюшку с оторванного конца. Закрепляем намотанную нить так же, как описано выше. Между намотанными коклюшками остается нить длиной до 30 см.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПЛЕТЕНИЯ КРУЖЕВ
Приёмы плетения кружев основаны на переборе–перекладывании в определенном порядке коклюшек с намотанными на них нитками. При работе коклюшки держат за середину их нижней части, не касаясь пальцами ниток.
Плетение производится одновременно двумя парами коклюшек, из которых одна находится в правой, а другая в левой руке.
Простейшие операции, из которых состоит основной процесс плетения, носят название «ПЕРЕВИТЬ» и «СПЛЕСТИ».
Понятие «перевить»
«ПЕРЕВИТЬ» – это значит перекинуть, переложить правую коклюшку на левую, что делается движением одной руки или большого пальца той же руки. В зависимости от рисунка перевив делают от одного до трёх раз и более.
Понятие «сплести»
«СПЛЕСТИ» – означает: внутреннюю коклюшку правой руки перекинуть или подложить под внутреннюю коклюшку левой руки, т.е. две внутренние коклюшки из разных пар поменять местами, но обязательно правую под левую, а не наоборот.
Переплетение «ПЕРЕВИТЬ» и «СПЛЕСТИ» один раз называется ПОЛЗАПЛЕТА. Повторив это плетение ещё раз получаем плетение в ПОЛНЫЙ ЗАПЛЕТ. Эти понятия: ПЕРЕВИТЬ, СПЛЕСТИ, ПОЛЗАПЛЕТА, ПОЛНЫЙ ЗАПЛЕТ – азбука плетения и должны быть чётко освоены при начале плетения.
Основных элементов плетения четыре: ПЛЕТЕШОК, ПОЛОТНЯНКА, СЕТОЧКА и НАСНОВКА.
Из них можно составить любой узор кружева.
Ящик пандоры – Вологодское кружево
Вологодское кружево — особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство — таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы, выпущены красочные буклеты. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева.
Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века — из хлопчатобумажных нитей.
Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII-XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов. В каждом из них сложились местные особенности узоров и приемов плетения, свой круг кружевных изделий, но отличить их может только тонкий знаток этого искусства. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века. Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.
Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.
Вологодский промысел получил широкое признание как в России, так и за рубежом. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены на многих международных и отечественных выставках. В 1937 году на международной выставке в Париже Вологодскому кружевному союзу за новизну и художественное исполнение кружевных изделий была присуждена высшая награда — Гран-при, на Брюссельской выставке в 1958 году вологодское кружево было награждено золотой медалью. А в 1968 году ведущим художникам производственного объединения «Снежинка» была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина. Немало фантазии, творческого труда, высокого мастерства вложили в свои работы старейшая кружевница К.В. Исакова, известные мастера своего дела Э.Я. Хумала, В.В. Сибирцева, заслуженные художники РСФСР В.Д. Веселова и В.Н. Ельфина. Многие их произведения хранятся в крупнейших музеях страны.
Общие для всего вологодского кружева особенности в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы К.В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно «Олени», созданное в 1968 году. На нем изображены ели и скачущие олени. Мерные повторы фигур, их расположение рядами, четкий рисунок с рельефным контуром на фоне легкой сквозной решетки, словно летящие снежинки и белый цвет льняных нитей, — все это рождает образ погруженного в тишину зимнего леса.
Многообразно творчество В.Д. Веселовой. Потомственная кружевница, она в совершенстве знает все секреты кружевоплетения, что позволяет ей на равно высоком художественном уровне создавать и небольшие бытовые вещи, и декоративные панно. Одна из уникальных работ Веселовой — скатерть «Ладья». В ней соединились все лучшие черты творчества художницы: поэтичность образов, благородство рисунка, богатство разработок в деталях, отточенность технического исполнения кружева, его непременная обусловленность содержанием и характером орнамента.
Свое название вологодское объединение получило в 1964 году по скатерти «Снежинка» еще одной выдающейся кружевницы — В.Н. Ельфиной. Ее творчество тяготеет к монументальным композициям, крупным формам орнамента. В 1978 году Ельфиной исполнено панно «Поющее дерево». Оно символизирует весну и связанное с ее приходом цветение природы, пробуждение жизни, многоголосое пение птиц. Пышное Древо Жизни усеяно цветами и сидящими на нем птицами. Плотный узор противопоставлен легкому ажурному фону. Сочетание суровых и белых нитей придает панно серебристый оттенок.
Вологодское кружево сегодня — это прежде всего кружевная фирма «Снежинка», где работают профессиональные кружевницы и опытные художники; это профессиональное училище, где обучают будущих кружевниц, а также учреждения дополнительного образования, где юные вологжане знакомятся с историей кружевоплетения и постигают основы этого мастерства. Вологодская кружевная фирма «Снежинка» — постоянный участник международных и российских выставок. Фирма сотрудничает с отечественными и зарубежными партнерами. Важнейшей стороной творчества художников промысла является создание произведений для музеев и выставок. Это, главным образом, панно, занавеси, скатерти. Сегодня с полным правом можно утверждать, что вологодское кружево достойно входит в мировую сокровищницу кружевного дела.
Вологодское кружево
Вологда кружево разновидность Русское кружево вязанное с коклюшками. Непрерывная плавная линия, которая никогда не пересекается и образует узор Вологда кружево , представляет собой плетеную тесьму (вилушку) поверх тонкую ажурную сетку. Вологда бобина кружево фриволите относится к 16-17 векам веков , но само ремесло развилось в 1-м квартале 19-го века .
Никто не знает, как эта чудесная поделка появилась в Россия . На этот вопрос разные исследователи дают противоречивые ответы. Голландия, Германия и даже Испания по праву могут считаться родоначальниками Вологда кружева . Собственно говоря, не так важно, чей корабль был первым , доставившим драгоценное кружево в Россия . Драгоценен в прямом смысле. Иностранный шнурок был плетен из золотых ниток предназначался только для людей, обладающих авторитетом .
Но Россия — непредсказуемая страна . Если английская механическая блоха попадет в руки наших мастеров, то будет заземлено. Прежде чем правящая клика успела продемонстрировать иностранные ценности, наши мастера своими руками сшили кружева : золотое — для более состоятельных, серебряное — для людей среднего достатка; железо для тех, кому не по карману благородные металлы. Позже провинциалы слышали о этой новинке.(Учитывая, что умный язык доставит вас куда угодно в Россия ). Сотни мастеров разных регионов начали создавать разные выкройки из кружева . Потом стали наносить подзабытую льняную нить и поразили весь мир белоснежным, легким, как пух, русским кружевом .
Country кружевницы начали вязать в раннем возрасте. Кружевницы заработали 20 рублей года .На тот момент приличная сумма денег . Достаточно сказать, что в конце XIX века килограмм масла стоил 50 копеек, а мяса — всего 14. Однако в то время было мало людей, которые плели кружева на продажу. Сделали для себя или в подарок. Если девочке шнурок достался в наследство от матери или бабушки , можно было продать его и получить чеканное посеребренное ухо — кольца ; дюжина веретен и пара хороших гребней.
Научиться татуировать кружево довольно сложно, но сложнее накрасить.А перед девочкой таты первая кружевная косынка еще кружевница должна вложить в эту работу душу и сердце. Кружево дизайн — незаметная и почти забытая работа. Почти никто не знает, какие чудесные секреты есть у этих людей.
В плетении используются две нити: основная и дробленая; одна используется в вязании, а много ниток во фриволите. Иногда их количество может достигать 60 и даже больше. Каждая нить наматывается на отдельную шпульку, своего рода палку.Плетея, так называлась кружевница , закрепляет шнурок на шпульке, кладет ей на колено и немного раскатывает, пока нитка не займет свое место. После используется куфтыр, разновидность барабана, набитого соломой и сделанного из текстильной ткани. Он закреплен на специальной подставке, предварительно обмотанной бумажными листами , которые очень важны при изготовлении кружева . Вставляя булавки в отверстия и накидывая шпульки, плетея переплетает нити. Как компьютерная перфокарта определяет компьютерную программу, так и лист бумаги определяет узор кружева .
Вологда всегда была одним из основных центров Русского кружева фриволите, а в 19 веке стало самым известным. Тогда же кружевниц стали ткать кружев узоров в виде чудесных звездочек и снежинок. Вологда кружево напоминает иней на зимнем стекле, который исчезнет под первыми лучами мартовского солнца. Это похоже на тонкую паутинку, которую порвет ветер.Они как символы чего-то невинного и преходящего. Подобно лилии мадонны, Вологда кружево могло стать символом невинности.
На самом деле, в старину невесты тушили кружева для приданого сами. Дом невесты всегда украшали ажурные «постилальники», «убрусы», специальные полотенца и «наспичники» для будущего жениха. А кружево само фриволите назвали «женской схемой».
ологодская область известна как рассадник искусств и
ремесла на Русском Севере.В XIX-XX вв.
развиты такие ремесла, как резьба и роспись
из дерева и бересты, фигурное ткачество и рукоделие, чернь
и керамика. Но по-настоящему всемирно известной стала Вологда.
кружево.
Изготовление кружева было
считается респектабельным и прибыльным.Даже члены
богатых семей были вовлечены в торговлю. Дворяне и
зажиточные механики обучали своих дочерей плетению кружева
как в изобразительном искусстве. Женщины из бедной шляхты
семьи и вдовы работали сверхурочно круглый год. Но
большинство кружевниц было представлено жителями
чердаков и подвалов.
В конце XLX
век огромное количество платков и платков, пелерин
изготовлены головные уборы из черного и золотистого шелка
в Вологодской губернии.Даже члены богатых семей были
участвует в торгах. Дворяне и преуспевающие механики обучены
их дочери плетут кружева как своего рода изящные искусства.
Работали женщины из бедных дворянских семей и вдовы.
долгие часы круглый год. Но большинство кружевниц
был представлен обитателями чердаков и подвалов.
В крестьянских семьях девушки зарабатывали кружевом на
купить модные платья.В конце XIX века писатели
отметьте «чрезмерное пижонство» крестьянок
одежда, их тоска по одежде горожан — шелк
и шерстяные стильные платья, пальто с меховыми воротниками.
В Вологодском музее
можно увидеть замечательные альбомы с образцами шнурков.Изысканный
узоры, отмеченные явным влиянием стиля модерн
— вариации цветочных бантов, бабочек и стрекоз
а также особо ажурные точные шнурки, косы носовых платков
а салфетки, вероятно, приняли вологодские кружевницы,
с помощью выпускников практических школ. Вместе с
авторские узоры — толстый пласт настоящего народного творчества
существовал.Тысячи кружевниц использовали эти традиционные
украшения, трансформируя их в соответствии с изменяющимися временами и модой.
|
: Изобразительное искусство :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр
«Ни один другой центр кружевоплетения в России не пользовался такой славой, как город Вологда и его скромные жители», — писала Софья Давыдова в известной исследовательской книге « Русские кружева и русские кружевницы ».
До сих пор остается неизвестным, когда искусство плетения кружева зародилось на огромной Вологодской области и почему именно в этих северных краях оно стало таким популярным ремеслом. Определяющими факторами, вероятно, были развитые льноводческие и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и внесли влияние иностранной моды, естественно принявшей русские национальные черты в этой стране.
Кружевоплетение как официальный промысел в Вологодской области существует с 1820 года.Официальная исследовательская работа Софьи Давыдовой установила, что в период крепостничества все крупные помещичьи усадьбы имели кружевные мануфактуры, отправляя свои кружевные изделия в Петербург и Москву. Одна из таких мануфактур была основана помещицей Засецкой в селе Ковырино под Вологдой в 1820-х годах. Крепостные там шили тончайшие кружева для отделки платьев и нижнего белья, имитирующие западноевропейские узоры. Со временем кружевоплетение распространилось из помещичьих мастерских в народную среду и превратилось в одно из народных искусств и ремесел, отражающее вкусы и потребности широкой публики в этой области.
Спустя некоторое время Анфия Федоровна Брянцева развернула в Вологде замечательную деятельность. Одаренной кружевнице пришла в голову гениальная идея совместить разные манеры, соединив плотное кружево и кружевную решетку. Так появился знаменитый и популярный вологодский стиль. Анфия вместе с дочерью Софией разработала широкий спектр оригинальных кружевных узоров и образцов, разработала и внедрила в практику ажурную одежду больших и малых размеров, такую как, например, тальмы, мантии, целые костюмы и т.д.Кроме того, они обучили плетению кружева более 800 девушек и женщин из Вологды и окрестных деревень.
Купить русские сувениры
Источники :
vologdalace.ru
visualrian.ru
wadimk.chat.ru