Вологодское кружево (сколки): история промысла, схемы, особенности
Кружево уже давно перестало быть обычным элементом декора. Его воспринимают как своеобразную метафору всего легкого и прозрачного, невесомого и хрупкого. Существует немало приемов и разновидностей плетения, но если речь идет о его производстве именно в России, то вспоминается именно вологодское кружево. Благодаря ему кружевницы стали известны во всем мире.
Если хотите научиться создавать кружевные шедевры своими руками – помните, вологодское кружево, как и вятское, с самого начала возникновения, плетется на коклюшках, а значит, первым делом нужно озаботиться поиском и приобретением оных.
Картинки с образцами узоров, обучающие курсы и мастер-классы есть в интернете бесплатно – их можно и посмотреть, и скачать. Там же можно найти и сколки для воротников, или жилетки, основным мотивом которых станут необыкновенно прекрасные кружевные цветы.
И кстати – если хотите привлечь к процессу детей – кружева можно не только плести, их можно рисовать! Уроки по декоративному рисованию тоже нетрудно отыскать во всемирной паутине.
Кружево уже давно перестало быть обычным элементом декора
Вологодское кружево: простой мастер-класс для начинающих – делаем авоську
Если сложные схемы осилить начинающим кружевницам будет сложно, то сплести простую сетчатую авоську окажется под силу. Здесь не применяются особые узоры, а соответственно справиться с коклюшками будет существенно проще.
Что необходимо:
- коклюшки;
- нитки;
- наполненный опилками валик;
- плетешок;
- пенопласт;
- миллиметровая бумага;
- сколок;
- иголки;
- крючок.
Ход работы:
- Из пенопласта вырезать основу.
- Начертить на миллиметровой бумаге сетку.
- Полученный чертеж закрепить на пенопластовой основе.
- Намотать нитки на коклюшки и начать плетение.
- В верхний из торцов вколоть иголки.
- Навестить на них пары коклюшек.
- Обвязать верх будущей авоськи и концы ниток при этом спрятать в плетение.
- Ориентируясь на схему определить место будущих ручек.
- Зафиксировать в нижней части ручки.
Галерея: Вологодское кружево (25 фото)
Как ткут вологодские кружева (видео)
Сколки вологодского кружева для начинающих
Сколок – это картина, которая представляет собой схему плетения. Именно на его основе и выплетается кружево.
Самый простой способ создания сколка – распечатать его на принтере. В дальнейшем нужно будет его прикрепить к картону и сверху наложить кальку. Благодаря таким манипуляциям удастся продлить срок его службы и сохранить изначальную белизну ниток.
Сколок обязательно должен быть выполнен в натуральную величину. Узор на нем изображен в виде точек и черточек. Дополнительно же рукодельница может прорисовать рисунок ходовой пары.
Точки на сколках указывают на места, в которых должны быть помещены булавки. Именно эти точки и используются в процессе плетения.
Создать кружевной шедевр без сколка попросту невозможно. Каждая кружевница бережно хранит каждый из них, чтобы передать потом по наследству. Для новичков же подойдут самые простые из них.
Создать кружевной шедевр без сколка попросту невозможно
Имитация вологодского кружева крючком: легкая схема
Техника выполнения вологодского кружева сложная и достаточно трудоемкая. Это и является главной причиной того, что многие вязальщицы боятся прибегать к плетению. Если же овладеть искусством вязания тесьмы крючком, то удастся создать не менее красивые изделия.
Ход работы:
- Сначала набирается девять воздушных петель.
- Во втором ряду провязывается четыре столбца с накидом.
- Делается для фестона пять воздушных петелек.
- После этого работа переворачивается и провязываются столбики над столбиками, набирается пять воздушных стежков для фестона.
Техника выполнения вологодского кружева сложная и достаточно трудоемкая
Во всех последующих рядах действия повторяются, благодаря чему и создается тесьма с двухсторонними фестонами.
Шарф из кружева своими руками
Легкий, элегантный шарфик-снуд из кружева сможет сшить даже неопытная рукодельница. Несмотря же на простоту изготовления, выглядит этот необычный аксессуар изящно, красиво и благородно. Благодаря сочетанию текстиля и кружева удается создать настоящий шедевр.
Легкий, элегантный шарфик-снуд из кружева сможет сшить даже неопытная рукодельница
Что необходимо:
- отрез любой ткани;
- кружево;
- нитки;
- ножницы;
- иголка.
Ход работы:
- Из ткани и кружева вырезать одинаковые прямоугольники, длина которых должна составлять ровно метр, а ширина – шестьдесят сантиметров.
- Вырезанный из ткани прямоугольник выложить на рабочую поверхность лицевой стороной вверх.
- Сверху выложить кружево и закрепить сразу же булавками.
- Наметать со всех сторон заготовку.
- Чтобы создать трубу, сшить пару длинных сторон.
- Пару открытых концов изделия пришить друг к другу лицевыми сторонами, но оставить при этом маленькое отверстие.
Вывернуть шарф на изнаночную сторону и зашить оставшееся отверстие.
Вологодское кружево: история искусства
Появилось вологодское кружевоплетение еще в шестнадцатом веке, но переросло это искусство в промысел лишь в начале девятнадцатого века. Принято считать, что зародилось оно в Европе, а именно в Италии и Франции.
Подражая европейским мастерам, крепостные в окрестностях Вологды начали плести кружево лишь в 1820 году. Историками установлено, что в этот период кружевные производства располагались во всех крупных губерниях. Именно оттуда изделия регулярно поставлялись в столицу и Санкт-Петербург.
В начале XIX века такая фабрика была основана в селе Ковырино помещицей Засецкой. На ней крепостные и выплетали очень тонкое кружево, предназначенное для отделки белья и платьев.
Спустя время изготовлением кружев начали заниматься не только в мастерских, но и в домашних условиях. Именно в этот момент искусство и стало по-настоящему народным. Кружевницы начали выполнять работы, которые полностью удовлетворяли запросы широкого круга местных жителей.
Появилось вологодское кружевоплетение еще в шестнадцатом веке, но переросло это искусство в промысел лишь в начале девятнадцатого века
Если в конце девятнадцатого столетия вблизи Вологды насчитывалось всего четыре тысячи мастериц, то всего спустя двадцать лет их количество увеличилось в десять раз. Еще же через десятилетие была создана профессионально-техническая школа, в которой и обучали будущих мастериц этому искусству.
В тридцатом году двадцатого столетия в Вологодской губернии был создан даже кружевной союз, а спустя пять лет – художественная лаборатория при нем. В этот период на кружеве и появились изображения, полностью отражающие реалии советского времени. В шестидесятом году было основано и объединение кружевниц «Снежинка».
В 2010 году в Вологде был даже открыт Музей кружева. В нем представлено более пятисот предметов, благодаря которым каждый может узнать о том, как основался и развивался этот художественный промысел.
Техника намотки нитей на коклюшки: инструкция для начинающих
Плетение на коклюшках требует огромного терпения. Начинающим же рукодельницам прежде всего нужно освоить технику намотки ниток. Именно этот процесс будет основной тренировкой этого качества. Используются при этом парные коклюшки, на которые и наматывается нить.
Ход работы:
- Одну из пары коклюшек взять в правую руку, а в левую поместить нить.
- Прижать пальцем кончик нити к шейке коклюшки и сделать вокруг нее пару оборотов. Таким образом надежно зафиксировать нитку.
- После закрепления нити ее нужно намотать путем простого вращения. Обязательно придерживать нить, чтобы она распределялась равномерно по всей коклюшке.
- Намотать около трех метров нити и закрепить ее петелькой.
- Отмотать от мотка еще столько же нитки и только после этого ее нужно обрезать.
- Свободный кончик таким же образом намотать на вторую из пары коклюшек и зафиксировать петелькой.
Оставить между коклюшками около двадцати сантиметров свободной нити.
Имитация брюггского или вологодского кружева: вязание крючком (видео)
Вологодское кружевоплетение – искусство хоть и непростое, но увлекательное. И по сей день немало рукодельниц отдают предпочтение именно этому виду рукоделия. Изделия, которые в результате получаются, выглядят необыкновенно красивыми, нежными и невесомыми.
Другие виды рукоделия
Загрузка…
Источник: https://1igolka.com/rukodelie/vologodskoe-kruzhevo
Вологодское кружево
История кружевоплетения
Кружевом называется текстильное изделие со сквозным сетчатым узором, образованным переплетением нитей.
Кружево – очень древний вид декоративно-прикладного искусства. Данные археологии, истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно египтянам и грекам еще до нашей эры.
Однако широкое распространение в Европе оно получило позднее, лишь с конца XV–начала XVI в. Производили его во многих странах.
Долгое время ведущее место в этой отрасли занимала Италия, затем ей пришлось уступить лидерство Фландрии (герцогству на территории нынешних Бельгии и Нидерландов) и Франции.
Первые сведения о кружевах в России относятся к XIII в. Ипатьевская летопись сообщает о том, как в 1252 г. князь Даниил Галицкий принимал иностранных послов в богатых одеждах с отделкой, напоминающей кружева.
Но заметным явлением повседневной жизни России они стали в XVII столетии. Причем кружевные изделия были распространены и при царском дворе, и в купеческой, и в крестьянской среде.
Только качество их, конечно, было различным.
С начала XIX в. наряду с кружевом ручной работы стало производиться и кружево машинное. Это убыстрило и удешевило процесс производства, но не привело к угасанию старой традиции. Ручная работа ценится выше, потому что художественное начало проявляется в ней сильнее. Прикосновение человеческих рук сообщает изделию особую выразительность и теплоту.
Виды кружев, инструменты и материалы
Известны две основные разновидности кружева, изготовляемого вручную: шитое иглой и плетенное на коклюшках.
Кроме того, существовали кружева, изготовленные другими способами: вязаные (крючком, на спицах или тамбуром – петля в петлю), жемчужные (из жемчужин, нашитых на полотняную основу или из нанизанных на нить), бархательные (вырезанные из шелковой ткани), кованые (из золотых и серебряных нитей). Но все они являлись подражанием кружеву шитому и плетеному.
Наибольшее распространение получило плетеное кружево. Оно не столь трудоемко, как шитое, и свою популярность сохранило до наших дней. Право считаться его родиной оспаривают Италия и Бельгия.
Кружева плетутся из нитей, чаще всего льняных, шелковых и хлопчатобумажных. Обычно это нити белого или жемчужно-серого, естественного для льняного волокна цвета. Но бывают и черные кружева. Используют мастерицы и цветные нитки.
Основным инструментом для плетения служат коклюшки. Каждая из них представляет собой точеную или резную палочку, один конец которой утолщен, а на другом имеется шейка с пуговкой для наматывания ниток. В зависимости от того, насколько сложен выплетаемый узор, используется разное число коклюшек – иногда несколько сотен.
Коклюшки делают из разных пород дерева: из клена, яблони, жимолости, калины, можжевельника, ели. Когда кружевница быстро перебирает их во время работы, они издают мелодичный перезвон. Самыми звонкими, по мнению многих мастериц, являются вересковые коклюшки.
Кроме коклюшек кружевнице нужен еще валик – продолговатая подушка, плотно набитая соломой или овсяной шелухой. Этот валик может называться по-разному: «болван», «бубен», «кутуз», «пуга». Его кладут на «разножку» (небольшие козлы).
В некоторых местах такую подставку для валика называют «пяльцами». В валик втыкают булавки, назначение которых – удерживать и закреплять нить при перевиве.
Мастерица плетет кружева, перекидывая через эти булавки нити, которые свисают вниз на коклюшках.
Численное и сколочное кружево
В зависимости от приемов плетения различают кружево численное и сколочное. Численное считается самым древним и наиболее простым. Для работы над ним предварительно заготовленный рисунок не нужен.
Его плетут, повторяя один и тот же узор по счету переплетаемых нитей. Узоры в таком кружеве несложные: это геометрические фигуры или уподобленные таким фигурам, схематизированные силуэты растений, птиц, зверей.
В прежние времена численное кружево чаще всего поручали плести детям.
Для сколочного кружева, в отличие от численного, необходим «сколок» – контурный рисунок, по которому будет выплетаться узор.
Мастеров-художников, которые готовят такие рисунки, называли когда-то «знаменщиками». Рисунок наносится на плотную гладкую бумагу в виде точек. Эту бумагу прикрепляют к валику.
В точки, обозначающие контур рисунка, втыкают булавки. Во время работы мастерица перемещает их по контуру рисунка.
Сколочное кружево бывает двух типов: парное и сцепное.
В парном и узор, и фон для него плетутся одновременно. Это трудоемкая техника. Орнамент здесь геометрический, состоящий из нескольких повторяющихся элементов. Парное кружево было широко распространено в народном быту.
Его называли еще и мерным, так как плелось оно в виде полосы, от которой при продаже отрезали куски нужной покупателю длины.
Такое кружево шло на отделку платьев, праздничных рубах, полотенец, свадебных постельных принадлежностей.
В сцепном кружеве основные элементы узора выплетаются тесьмой и соединяются между собой отдельно изготовленными «сцепками» и «решетками» с помощью вязального крючка. Эта техника применяется при изготовлении косынок, воротников, пелерин, скатертей, покрывал, занавесей, панно. Узоры в сцепном кружеве более разнообразны, чем в парном.
Это могут быть и геометрические фигуры, и мотивы растительного и животного мира (елочки, цветы, рыбы, птицы, олени, львы, павлины), и фантастические существа (птицы сирины, единороги), и явления природы (северное сияние), и человеческие фигуры (дамы, кавалеры, всадники, крестьянки в кокошниках и сарафанах), и архитектурные сооружения (церкви, башни, мосты, беседки, дворцы), и создания техники (башенные краны, космические аппараты).
Вологодские кружева
Но какими бы сложными ни были изображения, все они состоят из нескольких элементов. В вологодском кружеве контуры рисунка выплетаются тесьмой, которая имеет вид полосы, напоминающей рогожку. Сами мастерицы называют ее «полотнянкой» или «вилюшкой».
Тесьма вьется плавной непрерывной линией, которая нигде не перекрещивается. (Правда, в последнее время этот принцип уже не выдерживают столь строго, как раньше.) В полотнянку часто вплетается «скань», утолщенная нить, придающая кружеву рельефность.
«Насновки» – элементы в виде плотных овалов или квадратиков – заполняют пространство, ограниченное тесьмой. Фоном для созданного таким образом узора является ажурная решетка из «плетешков» (тонких шнурочков из двух пар нитей).
Отвивные петельки (крученые нитки на плетешках) придают кружеву воздушность.
Характерные признаки любого кружева – прозрачность, ажурность, воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Вологодское кружево отличают особая плавность линий рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента, богатая узорность. Кружево вызывает эмоции, сходные с впечатлением от звучащей мелодии.
Вот почему, наверное, вологодское кружево считают «музыкальным». А еще его называют «нетающим инеем». В белоснежных узорах легкого прозрачного кружева часто встречаются элементы, похожие на снежинки и колючие елочки, покрытые белой опушкой. В одной из сказок С. Г. Писахова оно названо «мороженой песней».
Кружевоплетение в Вологодском крае
Трудно сказать, когда именно кружевоплетение стало известно на Русском Севере. Можно предположить, что его появление в Вологодском крае было связано с открытием в XVI в. Северного морского пути. Если это так, то кружева попали в Вологду через Белое море, Северную Двину и Сухону вместе с товарами, завезенными из Западной Европы.
Как бы то ни было, самые ранние образцы местного кружевоплетения, сохранившиеся в музейных собраниях, относятся к XVII в. Это так называемые «золотные» кружева из золотых и серебряных нитей. Их продавали на вес, принимая в расчет прежде всего ценность драгоценных металлов, а не мастерство исполнения.
Такими кружевами украшали наряды из плотных дорогих тканей – парчи, бархата, узорного шелка. Использовались они и для отделки церковной утвари.
При Петре I мастериц кружевоплетения начали выписывать в Россию из-за границы.
Мода на этот промысел привела к тому, что некоторые жены русских дворян не только стали сами осваивать приемы работы с коклюшками, но и завели в своих усадьбах мастерские, где плели кружево крепостные крестьянки.
Искусницами в этом деле славились и женские монастыри. К концу XVIII в. сформировались художественные особенности центров русского кружевоплетения. Такими центрами стали Галич, Ростов, Вологда, Балахна, Калязин, Торжок, Рязань.
В 1820 г. помещицей В. А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой была заведена первая кружевная фабрика. Во второй половине XIX в. кружевоплетение быстро распространилось в центральных уездах Вологодской губернии: в Грязовецком, Кадниковском и Вологодском.
Этому способствовало несколько обстоятельств. После отмены крепостного права крестьяне стали более свободны в выборе рода занятий. Увеличился спрос на кружева. Их производство приносило дополнительный доход крестьянской семье.
Немаловажным оказалось и то, что материалы и приспособления, нужные для плетения кружев, недороги. Специально оборудованного помещения мастерицам не требуется. В хорошую летнюю погоду они могут работать и на открытом воздухе.
При необходимости им не составляет труда перейти на другое место. Заниматься этим ремеслом можно урывками, в свободное от труда на земле время.
В 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц, а в 1912 – уже около 40 тысяч. По статистике 20% из них были девочки-подростки. Обучаться ремеслу они обычно начинали с 5–7-летнего возраста. Нередкими были случаи, когда кружево плели и мальчики.
Готовая продукция через скупщиков попадала в Москву и Петербург. В столичных магазинах вологодские кружева высоко ценились. Случалось, что их выдавали за иностранные, пытаясь увеличить тем самым стоимость. Но ухищрения подобного рода были излишними: по своим достоинствам изделия мастериц из Вологодской губернии не уступали зарубежным образцам.
В 1920 г. была основана кустарно-промысловая секция Северсоюза, и кружевниц объединили в артели. К этому времени их насчитывалось уже около 70 тысяч. Важное значение для развития промысла имела профтехшкола, созданная в городе Вологде в 1928 г. Она готовила мастериц и инструкторов по кружевоплетению.
Здесь были разработаны многие виды кружевных решеток, оригинальные образцы современных изделий. Этим Вологда выгодно отличалась от других российских центров кружевного промысла, где заботились главным образом о сохранении традиции. В 1930 г.
был создан Вологодский кружевной союз, который объединил более 50 артелей, расположенных на территории 8 районов: Вологодского, Грязовецкого, Лежского, Чебсарского, Кубеноозерского, Усть-Кубинского, Харовского, Сокольского.
Еще в 1876 г. вологодские кружева получили высокую оценку на международной выставке в Филадельфии. С неменьшим успехом их демонстрировали в 1893 году в Чикаго. На выставках в Париже (1925) и в Брюсселе (1958) они были удостоены Золотых медалей. Высшая награда, Гран-При, была им присуждена на Парижской выставке в 1937 г.
В 1964 г. в Вологде было создано кружевное объединение «Снежинка». Считается, что своим названием оно обязано знаменитой скатерти «Снежинка» работы В. Н. Ельфиной. Однако подобные мотивы широко использовались в кружевных изделиях и ранее.
В1968 г. художники В. Д. Веселова, В. Н. Ельфина, К. В. Исакова, В. В. Сибирцева, Э. Я. Хумала стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. Так были отмечены их заслуги в развитии традиций вологодского кружевоплетения. Эти традиции для них – как живая память, как связь времен.
Вера Дмитриевна Веселова, например, родилась в семье потомственных кружевниц. Этим промыслом занимались и ее мать, и бабушка, и прабабушка, и, возможно, далекие предки. Сохранилось семейное предание о том, что бабушка Веры Дмитриевны плела по особому заказу чулки и зонтики для царского двора.
Сегодня центром кружевоплетения в Вологодской области является фирма «Снежинка», где работают такие известные художники, как Н. В. Веселова, Г. Н. Мамровская, М. Ю. Пальникова, А. Н. Ракчеева и Т. Н. Смирнова. Под их руководством трудятся сотни мастеров кружевоплетения.
Кружево востребовано и в наш компьютерный век. А Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.
Приложение, Ф. А. Арсеньев
Кружевничество
Плетение кружев весьма распространено в Вологодской губернии. Главным центром этого промысла служит город Вологда, затем Вологодский и Грязовецкий уезды. В последние годы кружевничество начало практиковаться в крестьянских семьях уездов Тотемского, Устюгского, Вельского и даже Усть-Сысольского – между зырянами.
В Вологде кружевниц до 500; из них 137 единственно кружевами зарабатывают себе средства к жизни, 19 личностей, обеспеченных другими источниками, плетут кружева между делом, а у остальных кружевничество составляет подспорье в хозяйстве. Из кружевниц около 20% подростки до шестнадцати лет. Девочку пяти лет уже сажают здесь за коклюшки и начинают приготовлять из нее будущую мастерицу.
Кружевницы работают обыкновенно от 8 часов утра до 12 часов ночи, или 16 часов в день. Работница средней руки может заработать в день копеек 20.
Заработок в 25 или 30 копеек считается уже большим, а в 40 или 45 копеек случайная редкость. Плетение кружев очень утомительно в физическом отношении.
Конечно, привычка к сиденью с пяти лет значительно уменьшает вредное влияние кружевного ремесла, но шестнадцатичасовое сиденье должно сильно сокращать жизнь кружевницы.
Средства, необходимые для самостоятельного занятия промыслом, требуются весьма небольшие: подушка с коклюшками самая лучшая стоит около 70 копеек, коклюшки копеек 50 и станочек, на который ставят подушку, около 30 копеек – всего 1 рубль 50 копеек.
В последние годы все вологодские кружевницы, вследствие возвышения цен на жизненные потребности и сверх спроса развившегося промысла, живут в крайней нужде и безвыходной бедности.
Они, не имея непосредственного сбыта своих произведений, находятся в постоянной зависимости от скупщиц, которые богатеют на счет бедных тружениц, работающих до изнеможения сил.
Прямые сношения господ столичных торговцев кружевами по покупке кружев с здешними мастерицами могли бы весьма благодетельно повлиять на улучшение их быта и восстановить между предложением и спросом более определенные границы.
Источник: https://Nason.ru/volkrugevo
Стилистические особенности вологодского кружева
Стилистические особенности вологодского кружева, судя по сохранившимся образцам мерного кружева, сформировались к началу ХVШ века, а в первой половине Х1Х века парное и сцепное кружево вологодских мастеров стало изготавливаться на широкую продажу.
Часть подзора (конец XVIII в.) |
Самый старый предмет вологодской работы сохранился в виде куска от подзора с прошвой парной техники и сцепным краем. Они соединены узкой проставкой из полотна. Узор прошвы — парные завитки и кружочки — маловыразителен, но отчетливо выделяется на решетки «пять дырочек». И сам узор, и решетка заимствованы.
Почти тождественно им кружево, которое происходит из Германии и относится к XVII веку. Но немецкий образец чрезвычайно тонкий, и рисунок плохо различим. В вологодской прошве нить намного толще. Узор получился четким и в целом гораздо сочнее своего прототипа.
Край составляют весьма схематичные растительные мотивы: цветок типа тюльпана и лапчатый шестидольный. Они чередуются между собой и свисают вниз.
Изгибающаяся полоса полотнянки обильно украшена дырочками-закидками, которые расположены неравномерно, создавая фактурное разнообразие: более крупные — в ряд по одной, мелкие — в два ряда, дробя полотнянку, облегчая ее. На вершине каждого тюльпана она переходит в решетку. Фона нет.
Его заменяют сквозные пустоты на поворотах полосы. Заканчивает край узкая, прямая полоска с петельками снизу. Этот прием был в употреблении в XVIII и первой половине XIX века. Все особенности построения узора и самого плетения указывают на XVIII век.
Часть подзора (конец XVIII — начало XIX в.) |
Почти столь же ранним является кружевной край, в котором зубцы имеют вид свисающего цветка и обведены снизу вилюшкой. В некоторых промежутках намечается появление решетки.
Прошва подзора также не имеет решетки. Ее заменяют плетешковые звездочки. Растительные фигуры узора извиваются мягко, образуя закругленные петли.
Для вологодского сцепного кружева конца XVIII и начала XIX века типична такая густота рисунка.
Подлинным отличием вологодских сцепных зубцов является обводка снизу. Она может быть не только плоской, а имеет разные формы, но обязательность обводки отличает вологодское сцепное кружево во все времена, пока устойчиво сохраняются местные особенности.
Подзор. Деталь (1840-е гг.) |
Когда в вологодском кружеве стали употребляться фоновые решетки? Подзор из деревни Борок Кадниковского уезда, сделанный не позднее 1840-го года. В его прошве уже есть решетка и на фоне, и в заполнении фигур, выплетенная одними насновками, которые помещены то рядами, то в клетку, то в виде звездочек.
В крае фон плетешковый. Насновочная решетка тяжеловата, и поэтому полотнянка узора не разбивается разделками, что могло привести к дробности силуэтов изображенных здесь павы и деревьев. Вертикаль стволов подчеркнута расположением звездочек одна над другой.
Пава сохраняет все свои основные признаки, сохранившиеся в двустороннем вышивании: у нее хохолок, поднятое крыло, развернутый хвост, массивные лапы, плоскостная трактовка силуэта. Перья хвоста, как и в вышивке, украшены звездочками.
Двустороннее шитье было широко распространено в сельских местностях Вологодской губернии, и оказало влияние при создании мотива павы в сцепном кружеве.
Кружево с павой такого же типа, но не в прошве, а в крае, вписанном в его зубцы, интересно расположением лап. Они не стоят прямо, упираясь в кромку прошвы, а подобно форме зубца повернуты углом и более короткие.
Края двух подзоров схожи наличием обводок зубцов, хотя и разными приемами, плетешковой решеткой фона, растительным мотивом внутри зубцов. В первом варианте он свисает, пара округленных листьев словно обнимает цветок.
Такой зубец часто встречается в местном кружеве первой половины XIX века. Во втором — ствол направлен кверху, вверх подняты листья-ветки, обозначена вершина: это не цветок, а дерево. Оба зубца просты по рисунку.
В вологодских мотивах деревьев различий больше, чем в мотивах птиц, но и в них наблюдаются одинаковые формы.
Скань, проложенная по самой полосе полотнянки, образующей узор, является особенностью сцепного кружева XIX века. В Вологде позднее других, ближе к середине столетия, обратились к этому приему.
Рельеф возник, но фоны не стали прозрачными, плетешок и насновки все еще тяжелы по фактуре, решетки густые.
Скань «елочкой», введенная в полотнянку второго подзора, помогает отнести его к середине XIX столетия.
Невозможно установить, каким образом reticella под местным названием «вологодское окно», а позднее «вологодское стекло» возникла на вологодской земле.
Если основная часть русского кружева указанного времени была цветной или имела цветную обводку сканью, то вологодское почти всегда белое. В виде исключения исполнялось целиком цветное, с металлической сканью. В нем нет разнообразия используемых материалов. Идущая на плетение пряжа — домашнего изготовления, хорошего качества, но не тонкая.
Этим в значительной степени объясняются изменения, вносимые мастерицами в кружевные узоры-образцы, многие из которых, особенно иностранные, выполнялись из чрезвычайно тонкой нити. Благодаря своей пряже вологодские изделия славились прочностью.
В самом городе Вологде плели более сложное кружево: или целые предметы, или широкое мерное (около 40 см шириной), которое требовало до 300 пар коклюшек и соответственно отличного мастерства.
К середине XIX века относится прекрасное сцепное кружево с решетками из шелка нежных тонов и металлической пряденой нити. Его происхождение не совсем ясно, но безусловно связано с городской культурой.
Скорее всего оно плелось в Вологде, ибо зачастую сопровождает вологодские строчевые подзоры.
Особенно хороши крупные вещи этого типа, и все же наличие цветных решеток делает его для Вологодской губернии исключительным.
Парное кружево больше подвергалось износу, поскольку оно связано с носильными вещами. Может быть, и поэтому старинных узоров этого рода, происходящих из города, не сохранилось.
Начиная с 1820-х годов плетение распространяется все шире, оно охватывает Вологодский, Грязовецкий, Кадниковский, Тотемский уезды. Многие узоры в деревнях бывшего Кадниковского уезда сильно напоминают характер тонкого кружева со сканью, образующий силуэт мотива.
Основой вологодского промысла было мерное кружево. Преобладало парное плетение и геометрический орнамент. Зато в нем проявилась бесконечная изобретательность мастериц. Выбрав один из известных мотивов (фигуру в виде угла, наклонную полоску с загнутыми концами, прямоугольник), плетеи создали бесчисленные вариации его расположения в сочетании с немногими другими элементами.
Территории уездов Вологодской губернии весьма обширны, в них образовались своего рода микрорайоны с излюбленными узорами и привычными изделиями. В Вологодском уезде на севере имелось парное и сцепное кружево, несложное, с использованием не более 30 пар коклюшек. Главным образом здесь плели косынки.
В Пустораменской области предпочитали узкое парное кружево. В изделиях села Янгосори Пропадинской области узоры более сложные: «двойные колеса» требовали уже около 40 пар коклюшек. В устье реки Кубены предпочитали плести вставки. На Кубенском озере, в селе Кубенском и Новленском и в окрестных деревнях преобладала сцепная техника.
Изготовляли целые вещи: предметы одежды, покрывала, накидки, дорожки.
В работах из Кадниковского уезда сильно сказывалось влияние помещичьих мастерских. Здесь встречается цветная скань, в которой виден отголосок сканых узоров первой половины XIX века. И орнамент восходит к условно растительным мотивам того же времени.
Сложные многопарные узоры широкого мерного кружева 15-20 см шириной здесь делали еще в начале ХХ века. Для их исполнения требовалось 70-90 пар коклюшек. Это много для деревенского кружева.
Оно отличалось от того, которое шло на продажу, прежде всего рисунками, наиболее изобразительными из вологодских. Орнамент состоит из традиционных мотивов — птиц, деревьев, двуглавых орлов.
Фигуры выплетены полотнянкой, обведены толстой сканью, внутри украшены сквозными розетками. Ячейки простой решетки крупны, благодаря чему фон прозрачен и узор виден отчетливо.
Такое прекрасное чисто русское кружево, сделанное «про себя», как говорят вологжанки, предназначалось для отделки женских нижних юбок.
Кружевная прошва помещалась между двумя широкими разного типа ткаными проставками, с мелким рисунком в несколько цветов. Кружево, оказываясь в таком окаймлении, еще больше играло своей белизной и ажурностью.
Подол заканчивался подобным же кружевным краем, реже оборкой. Юбками дорожили, ими гордились и не упускали случая похвалиться.
Прошва (начало XX в.) | Подол (конец XIX в.) |
В геометрическом вологодском орнаменте XIX века преобладало плетение сеткой, облегчавшее плотный рисунок. Непосредственное воздействие на большинство рисунков многопарного кружева скорее всего оказало крестьянское ткачество.
В нем были разработаны и комбинации различных элементов узора, и композиции в целом задолго до того, как плетение кружев широко проникло в сельские местности. В деревне Чирково, напротив Усть-Кубенского занимались строчевыми работами. В них видно воздействие кружевных геометрических узоров.
Редкое явление, но оно объяснимо: вышивальщица жила среди кружевниц.
Край (конец XIX в.) | Край (XIX в.) |
В самом конце XIX века многие рисунки русского кружева стали перемещаться из одной области в другую, в зависимости от спроса. К такому занесенному рисунку относится красивое кружево, состоящее из колец с накладными венками из насновок и розетками внутри колец. Его плели в Орловской губернии.
В это же время традиционное белое вологодское кружево все чаще оживляется цветной сканью, а в отдельных случаях исполняется целиком. Воздействие вологодских художественных традиций несомненно. Оно явно сказалось в искусстве кирилловских, захожских и костромских мастериц русского кружевоплетения.
Источник: https://cult.bobrodobro.ru/2201
Поиск на Постиле: сколки кружево
Придумали плетение из ниток французские и итальянские мастера еще в 16-м веке. В нашу страну привезли такие изделия русские князья, которые были очарованы воздушными кружевами.
Традицию изготовления плетенных узоров продолжили мастера Вологодской губернии. Первое упоминание про вологодские кружева относится к 1820 году.
Мастерицы-крепостные делали для помещиков украшения для одежды и белья.
Сначала женщины копировали узоры западных мастеров, но со временем начали воплощать в кружевах собственные творческие идеи. Количество мастеров росло с каждым годом, как и популярность такого искусства. Открывались фабрики, которые изготавливали изделия для продажи в Санкт-Петербурге и Москве.
Техника плетения вологодского кружева стала преподаваться в специализированных учебных заведениях, передалась из поколения в поколение. С начала 20-го века работы художниц выставлялись на выставках в Париже и Брюсселе, завоевывали золотые медали на различных конкурсах.
С появлением Интернета каждый желающий может научиться делать вологодские кружева. Рассмотрим и мы основы данного народного творчества. Для начала узнаем, чем эти кружева отличаются от любых других.
Подготовка валика
Вам не терпится побыстрее перейти к обучению, но всё по порядку. Хорошо организованное рабочее место залог успешного обучения. Все инструменты должны быть под рукой, можно завести отдельную коробочку, шкатулку и хранить в ней своё богатство.
Перед началом работы укрепляется сколок на валик. Для этого используют плотный картон, соответствующий размеру будущего кружева. Чтобы он не свалился с куфтыря, нужно его укрепить булавками по всем четырем сторонам. Затем на подготовленный картон прикрепляют сам сколок. Дальше предстоит кропотливая работа по накалыванию во все имеющиеся точки булавок.
Уникальность техники
Основной особенностью вологодского кружева можно назвать наличие четкого разделения рисунка и фона.
Орнамент представляет собой плавные широкие изгибы, напоминающие ленту, которая вьется непрерывной линией, нигде не пересекаясь. Это могут быть изображения цветов, птиц, животных и даже гербов или храмов.
Фон при этом остается воздушным, невесомым, очень нежным. В итоге изделия получаются объемными и выразительными.
Народные промыслы вологодских кружев узнаваемы плетением длинной тесьмы, которая скрепляется «сцепками» или «решетками». Их мастера выполняют обычным вязальным крючком отдельно. Такие кружева называют «сцепными». Рисунки в такой технике получаются более разнообразные.
Это уже не только цветы или растительный орнамент, но и всякие фантастические существа, геометрические фигуры, изображения людей и строений. Для плетения используют всего от 6 до 12 пар деревянных коклюшек (держателей ниток).
Для тканных кружевных изделий их понадобится значительно больше (60 и более).
Есть мастера — «мерницы», которые делают кружево, создавая одновременно и рисунок, и фон. Это уже «парное» плетение. Часто оно представлено простыми мерными отрезками кружева. Из рулона отрезается нужное количество для декорирования одежды. Узоры в парных кружевах незатейливые, в основном это ромбы, треугольники, кружки и другие фигуры.
2. Основные элементы
Надеюсь у Вас всё подготовлено, давайте проверим: подушка стоит на пяльцах (в самом крайнем случае подушку ставят на перевернутую табуретку, ставят на стол в низенькой плетёной корзинке, крышке от обувной коробки — все это для меня очень неудобно и непривычно, я обеими руками за пяльца), подготовлены коклюшки, пока их понадобиться 4 штуки или говоря на языке кружевниц 2 пары, булавки, сколок подготовленный к работе, накол, ножницы.
Необходимые материалы
Для работы с кружевами нужно приготовить различные приспособления и материалы. Нити используют плотные и натуральные. Это хлопок или лен.
Основной инструмент для создания изделия — коклюшки. Это выточенные или резные деревянные палочки, у которых нижняя часть имеет утолщение, а сверху делается отделение для наматывания нити. Для каждого узора требуется разное количество коклюшек, поэтому покупать лучше целый набор (от 60 штук и выше). Делают их из клена или яблони, ели или калины. Долго будут служить можжевеловые.
Выполняют плетение на куфтыре. Это валик (труба из ткани), имеющий форму цилиндра. Для удобства он располагается на подставке — пяльцах. Наполняют валик соломой, опилками или овсяной шелухой.
Готовая схема узора из нитей называется сколок. Чертится он на белой или цветной бумаге и булавками крепится к валику. Тонкие «гвоздики» или булавки с бусинкой на конце во время работы будут удерживать нити. Их понадобится не одна сотня, поэтому на них не экономьте. Также для связывания тесьмы фоном понадобится вязальный крючок, размером 0,5-0,8 мм.
Первые шаги
Если Вы дошли до первого кружевного изделия, значит первые обучающие уроки позади.
Вы умеете плести плетешок и делать отвивные петельки, Вы научились плести насновку и она у Вас получается похожая на семечку с ровными краями, Вы знаете, что такое полотнянка и три вида скани, которые могут использоваться в полотнянке.
И наконец, что такое сетка и какие виды скани обычно в ней плетутся. А если ВЫ ещё и умеете плести все эти основные элементы, то милости просим к следующему уроку.
Мы подготовили схему с подробным описанием, с помощью которой вы сможете понять основную технику работы. А именно такой полезной в хозяйстве вещи, как авоська. Когда все материалы собраны, нужно сделать сколок. Для этого на чертежной бумаге прорисовываем ромбики. Особенностью этой работы будет то, что основой под нее служит прямоугольный кусок пенопласта.
Сверху крепятся булавки, на каждую из которых навешивается пара коклюшек. Двигаться мы будем слева направо, сверху вниз, как бы оплетая нашу заготовку. Снизу вы можете увидеть последовательный фото-урок.
В конце к авоське нужно прикрепить ручку. И вот мы сделали первую готовую сумку своими руками.
Сколки вологодского кружева
Это графическое изображение будущего полотна. Без такой схемы плетения невозможно сделать кружево. Раньше на подобные рисунки собирали средства всей деревней, бережно хранили и передавали от матери к дочери. Сейчас все намного проще. Сколок вологодского кружева можно просто скопировать из Интернета и отпечатать на принтере.
Для хранения его можно прикрепить на картон, а сверху положить лист кальки. Это значительно увеличит срок его службы, да и во время работы не будут пачкаться белые нити. Сколок должен иметь размер в натуральную величину. Точки соединения линий на схеме — это места размещения булавок.
ПОДРОБНЕЕ ПРО: Прихватки для кухни своими руками: Выкройки, схемы и примеры
Как нарисовать сколок самостоятельно
Сначала простым карандашом делается набросок линии, которая, нигде не пересекаясь, составляет непрерывный узор. Попробуйте сделать квадратную салфетку. Здесь не важны точные размеры, как, например, при плетении воротника или головного убора.
Чтобы получилась ровная широкая лента, воспользуйтесь плакатным пером. Обведите аккуратно линию, используя черную тушь. Это поможет понять, как будет смотреться узор на изделии.
Потом переносится лента на другую бумагу через кальку двумя линиями, и вручную между ними размещают традиционные ломаные линии и точки, на которые будут прикалываться булавки.
Зигзаги передают движение пары коклюшек внутри полотнянки.
Наматывание нити на коклюшки
Подготовка к работе включает наматывание нитей на деревянные коклюшки. Работают они только в паре, однако накручивание нитки происходит поочередно.
Рассмотрим подробнее, как это делается:
- Удерживая в правой руке одну из парных коклюшек, левой прижимается нитка к узкому месту деревянной палочки.
- Делается пару оборотов для укрепления конца нити.
- Потом выполняют вращательные движения коклюшкой, чтобы на всю поверхность шейки равномерно намоталась нитка. В это время пальцами проверяют равномерность натяжения и распределение ее по всей длине.
- Достаточно будет 3 метров нити. В конце делается петля, на которой будет прочно держаться палочка во время работы.
- Дальше из мотка нужно отмотать столько же нитей и отрезать край ножницами.
- Продолжение ее аналогично накручивается на шейку другой палочки.
- Когда между коклюшками остается 20 см нитки, делается петля и надежно закрепляется вторая палочка.
Закрепительная петля обеспечивает свободную работу коклюшек в паре, она прочно фиксирует намотку. Чтобы ее сделать, нужно, удерживая палочку в одной руке, большим пальцем хорошо натянуть нитку.
Коклюшка заводится под ней, а верхнюю часть протягивают в петлю, чтобы ее затянуть. Так укрепляют все коклюшки, но длинной дугу не делают, чтобы коклюшка не свисала ниже куфтыря. Оставить необходимо примерно 15 см.
Во время работы палочку держат за середину нижней ручки, к ниткам руками не прикасаются, чтобы они не испачкались.
Приемы плетения кружева
Перед началом работы по созданию кружева потренируйтесь в технике переплетения нитей между собой. На гвоздик вешается за середину нити пара коклюшек.
Рядом прикрепляется еще один гвоздик со следующей парой коклюшек. В работе по плетению принимает участие сразу две пары палочек с нитками. Все узоры создаются переплетением нитей между собой.
Это происходит перетаскиванием коклюшки с одного места на другое.
Рассмотрим два основных приема работы с нитями:
- Перекинуть или перевить. Движение начинается всегда правой коклюшкой. Нитка с правого бока перекладывается поверх нити левой палочки в паре. Со временем вы должны научиться делать это движение одной рукой, используя только большой палец. В описаниях работы такое перекидывание обозначают печатной буквой «П». Витков может быть несколько, тогда в описании будет указано «П-П-П». Это означает, что перекидывание нитки делают 3 раза.
- Скрестить. Обозначается в описании узора буквой «С». Данный прием состоит в перекладывании средней нитки левых коклюшек на среднюю нить правых. Крайние нитки остаются ровными, они пока не участвуют в работе. Держат коклюшки двумя руками, в каждой — по паре палочек. Выполняют данный прием переплетения обычно после перекидывания. В описании будет указано «П-С». Следите, чтобы движение было слева направо, то есть нитка слева должна лежать поверх нити справа. Также придерживайтесь во всех вариантах одинакового натяжения нити.
После прочтения мастер-класса вологодского кружева обязательно попробуйте сделать легкий узор, потренируйтесь накручивать нить на коклюшки, делать закрепительную петлю, перекидывать и перекрещивать нити между собой. Со временем научитесь выполнять небольшие задания. Дело не очень простое, поэтому придется набраться терпения. Удачи!
История возникновения промысла
История вологодского кружева берёт своё начало в XVII веке, именно тогда на Вологодской земле начали плести первые изделия. Развитие кружевоплетения в европейских странах дало толчок к формированию в России кружевного дела как промысла.
В двадцатые годы девятнадцатого столетия в помещичьих усадьбах, расположенных недалеко от Вологды, создаются центры кружевоплетения, в которых крепостные кружевницы выплетают ажурные отделки к платьям московских и петербургских кокеток, подражающих европейской моде украшать одежду кружевами.
Спустя некоторое время кружевоплетением увлекались уже не только в помещичьих мастерских, но и в народе, так, если в конце XIX века плетением занимались около 4 тысяч мастериц, то в первом десятилетии XX века их было уже более 40 тысяч. После революции 1917 года в Вологде была открыта профессионально-техническая школа, обучающая плетению, и создан кружевной союз со своей художественной лабораторией.
До 1940 года из-под руки мастериц выходило в основном мерное кружево, используемое для отделки одежды.
В дальнейшем мастерские стали производить большое количество штучных изделий, таких как салфетки, перчатки, скатерти, шарфы из кружева.
В 1960 году на базе кружевных мастерских создаётся объединение, выпускающее мерные изделия, салфетки, покрывала, занавеси, а также эксклюзивные выставочные образцы, создаваемые по художественным эскизам.
Узоры вологодского кружева
Изначально в кружевных мотивах прослеживалось большое количество растительных орнаментов. Мастериц вдохновляла живая природа, элементы которой в стилизованном виде они переносили на свои работы. Узоры, используемые в резьбе по дереву, которыми так богат Русский север, а также элементы декора, применяемые в ткачестве, служили примером для мастериц.
С течением времени мотивы орнамента несколько изменялись. Стали появляться геометрические фигуры, треугольники, квадраты, круговые узоры. После революции в изделиях появляются соответствующие символы эпохи. Наиболее часто в мотивах ажура встречаются следующие узоры:
- Фарфорики.
- Паучок.
- Косорядка.
- Мельница.
- Дорожка.
- Черепашка.
- Рыбка.
- Репеёк.
Работы мастеров отличаются плавными линиями, чётким орнаментом и обилием растительных мотивов, которые повторяют изгибы травяных побегов, контуры лепестков и листвы. Характерной чертой вологодского кружева является широкая кайма, образующая узор, и тонкий, практически невесомый, сетчатый фон.
Источник: https://minigift.ru/podarok-pape/vologodskoe-kruzhevo-udivitelnogo-iskusstva.html
Вологодское кружево — особенное явление в народном искусстве Русского Севера
—
2313
Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство — таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы, выпущены красочные буклеты. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева.
Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века — из хлопчатобумажных нитей.
Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII-XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц.
В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов.
В каждом из них сложились местные особенности узоров и приемов плетения, свой круг кружевных изделий, но отличить их может только тонкий знаток этого искусства. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века.
Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.
Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора.
В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки.
Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.
Вологодский промысел получил широкое признание как в России, так и за рубежом. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены на многих международных и отечественных выставках.
В 1937 году на международной выставке в Париже Вологодскому кружевному союзу за новизну и художественное исполнение кружевных изделий была присуждена высшая награда — Гран-при, на Брюссельской выставке в 1958 году вологодское кружево было награждено золотой медалью.
А в 1968 году ведущим художникам производственного объединения «Снежинка» была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина. Немало фантазии, творческого труда, высокого мастерства вложили в свои работы старейшая кружевница К.В. Исакова, известные мастера своего дела Э.Я. Хумала, В.В.
Сибирцева, заслуженные художники РСФСР В.Д. Веселова и В.Н. Ельфина. Многие их произведения хранятся в крупнейших музеях страны.
Общие для всего вологодского кружева особенности в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы К.В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно «Олени», созданное в 1968 году.
На нем изображены ели и скачущие олени. Мерные повторы фигур, их расположение рядами, четкий рисунок с рельефным контуром на фоне легкой сквозной решетки, словно летящие снежинки и белый цвет льняных нитей, — все это рождает образ погруженного в тишину зимнего леса.
Многообразно творчество В.Д. Веселовой. Потомственная кружевница, она в совершенстве знает все секреты кружевоплетения, что позволяет ей на равно высоком художественном уровне создавать и небольшие бытовые вещи, и декоративные панно.
Одна из уникальных работ Веселовой — скатерть «Ладья».
В ней соединились все лучшие черты творчества художницы: поэтичность образов, благородство рисунка, богатство разработок в деталях, отточенность технического исполнения кружева, его непременная обусловленность содержанием и характером орнамента.
Свое название вологодское объединение получило в 1964 году по скатерти «Снежинка» еще одной выдающейся кружевницы — В.Н. Ельфиной. Ее творчество тяготеет к монументальным композициям, крупным формам орнамента. В 1978 году Ельфиной исполнено панно «Поющее дерево».
Оно символизирует весну и связанное с ее приходом цветение природы, пробуждение жизни, многоголосое пение птиц. Пышное Древо Жизни усеяно цветами и сидящими на нем птицами. Плотный узор противопоставлен легкому ажурному фону.
Сочетание суровых и белых нитей придает панно серебристый оттенок.
Вологодское кружево сегодня — это прежде всего кружевная фирма «Снежинка», где работают профессиональные кружевницы и опытные художники; это профессиональное училище, где обучают будущих кружевниц, а также учреждения дополнительного образования, где юные вологжане знакомятся с историей кружевоплетения и постигают основы этого мастерства.
Вологодская кружевная фирма «Снежинка» — постоянный участник международных и российских выставок. Фирма сотрудничает с отечественными и зарубежными партнерами. Важнейшей стороной творчества художников промысла является создание произведений для музеев и выставок. Это, главным образом, панно, занавеси, скатерти.
Сегодня с полным правом можно утверждать, что вологодское кружево достойно входит в мировую сокровищницу кружевного дела.
Источник: https://slawa.su/media/dekor/1662-vologodskoe-kruzhevo.html
Кружевная история, или О возникновении прекрасного рукоделия. Часть 1
Найти первые упоминания о кружеве практически невозможно. В Библии рассказывается о легких и прозрачных тканях с пышной вышивкой, которые использовались в одежде священнослужителей. На египетских мумиях встречается одежда с сетчатой каймой, на которой вышивались различные орнаменты. Эта ажурная вышивка стала предшественником кружева. В полотне выдергивали нити основы, а в получившейся сетке размещали узор. Эта вышивка называлась шов по прорези, а геометрические орнаменты называли «ретичелла». Только в конце XV века появились первые кружева. Именно в это время стали появляться ажурные орнаменты, созданные без тканой основы за счет переплетения нитей. Такое кружево выполнялось иглой петельным швом по узору на бумаге.
Многие историки склоняются к тому, что кружево появилось в Европе, но единого мнения по настоящее время не существует.
Венецианское кружево впервые заявило о себе в 1363 году, когда король Англии Эдуард III издал закон, запретивший ввоз иностранных кружевных вуалей для защиты внутреннего рынка. Родились кружева благодаря моде на огромные воротники «фрез», которые стали популярны в конце XV века. Края воротников украшали практически незаметными зубчиками, называемыми «punto in aere» (стежки в воздухе). Постепенно кружевницы оттачивали свое мастерство, делая зубчики все шире, придумывая новые узоры и добавляя в них конский волос для придания рельефа растительным орнаментам.
Именно Венеция прославилась своими плетеными и шитыми кружевами, которые называли в то время «венецианским золотом». Орнаменты соединялись с помощью тончайших нитей-связок, а это кружево получило название «гипюр». В 1493 году кружево было ввезено в Англию для коронации Ричарда III.
В Генуе кружева плели из золотых и серебряных нитей, ими украшали дорогую одежду придворных. Эти изделия отличались неповторимостью и замысловатостью, времени на их изготовление тратилось очень много. Для изготовления нескольких сантиметров кружева необходимы были дни работы. Льняные нити прялись во влажных подвалах, так как необходимым условием для мягкости кружевной сетки была высокая влажность. В 1592 году жена доджа Марио Гримани Морозини организовала собственную мастерскую, в которой под началом наставницы Катарины Гардин трудились более сотни кружевниц. Кружевницы часто давали имена своим кружевам, наиболее известным стал гипюр «point de rose».
Супруга французского короля Генриха II Екатерина Медичи в середине XVI века выписала из Италии Фидерика Винчиоло, который стал автором сборника узоров кружева, которые существовали на тот момент. Эта книга увидела свет в 1587 году. Кружева стали очень популярны во Франции, на них тратились огромные деньги. Именно поэтому в 1665 году Министр финансов Кольбер переманил несколько кружевниц из Италии и основал королевские мануфактуры для производства кружев. 30 мастериц из Венеции и 200 из Фландрии были заняты в работе мануфактур. Венеция преследовала кружевниц, выдававших секреты производства, поэтому со временем они вынуждены были возвратиться на Родину. Французские ученицы успели освоить искусное ремесло, привнеся в него неповторимый французский аристократизм и шик. Король приказал своим подданным носить только отечественные кружева, а этот вид кружев получил название «point de France». Мировую славу получило алансонское кружево «point a l’aiguille».
Что такое кружево? | Журнал Ярмарки Мастеров
Что такое кружево?
Все мы понимаем, что это что-то невероятно прекрасное, нежное, невесомое… стежки по воздуху (дословный перевод слова «кружево» с итальянского), словно из паутинки вышит узор, невероятный, захватывающий и невозможный! Это всё и так понятно, но давайте представим, чем же кружево было давным-давно для людей человеческих. Прежде всего, кружево – это статус, и какой! Далеко не каждый средне обеспеченный человек мог себе позволить этой роскоши, этого волшебства, этой уникальности! Порой для создания пары кружевных манжет уходило до года и более, и это при том, что создавали их несколько мастериц. Вот и посудите сами, человек носил на своих руках годовое жалование нескольких человек, и это только на руках!
Антонис ван Дейк (1599-1641). Амалия ван Сольмс-Браунфельс
Почему на портретах XVIII-XIX веков знатные господа изображались в кружевах? Это показывало их финансовое положение, их принадлежность к кругу избранных. Кружево на портрете – признак богатства, шика, статуса (когда писали портреты господ, их всегда изображали в самых редких, дорогих убранствах…) Была и знать, которая была вся окутана таинством манящих кружев, эти люди обладали кружевами, стоимость которых была равна стоимости дома (очень даже приличного дома… замка…) Украшали всё: экипажи, мебель, помещения, одежду, во времена Людовика XIV – «Короля-солнце» – даже дверные ручки были одеты в эту неземную красоту!
Людовик XIV — «Король-солнце»
Не секрет, что мужчины тоже очень ценили кружева, и бывали времена, когда они щеголяли не то что наравне с барышнями, но и могли их переплюнуть в этом. Что естественно, наличие в одежде кружев говорило о том, что данный персонаж «не из простых смертных». Словно неким отличительным признаком избранных, влиятельных, значимых или участников тайного прекрасного клуба были обладатели кружевных элементов в одежде. Бросив быстрый взгляд на человека, и обнаружив на нём тончайшую паутинку, сразу любому становилось ясно, кто перед ним. Есть кружево — баснословно богат!
Frans Pourbus the Younger (1569–1622) Portrait of a Man
А в России, когда кружева только появились, их ценность была так высока, что плели их только из золотой или же серебряной нити, и никак не иначе, и приравнивалось оно к ювелирным украшениям, их так и использовали – как браслеты, колье… Представляете? Позднее стало появляться кружево из льна, шёлка, шерсти.
Чем же в наше время являются кружева? Просматривая коллекции домов высокой моды 2019 и 2020 гг., я была удивлена изобилием кружев, в большей степени шантильи. Кружева, как маленькое чёрное платье, — классика на все времена. Они элегантны, они как «лучшие друзья девушек — бриллианты», их хотят, ими хвастаются, ими подчёркивают достоинства и скрывают недостатки, они показывают уникальность и особенность конкретного человека.
CHRISTIAN DIOR RESORT 2019
ChanelResort 2020
Обычную футболку при помощи кружева можно преобразить в совершенно разной стилистики вещь. Чёрное или белое шантильи — и мы получаем элегантную, нежную классику. Разной ширины хлопковое кружево и, в зависимости от сочетания цветов и фактур, мы получаем либо вещь в национальном стиле, либо бохо-шик! Пришиваем по низу тонкую сетку — и становимся счастливым обладателем нежнейшей, трепетной, романтичной футболочки.
В мире потребления при помощи кружева можно показать свою индивидуальность, свою душу… свой мир! Выходит, что и в современном мире обладая вещью украшенной кружевом, мы обладаем статусом. Статусом человека, у которого есть ресурсы (время, чувство стиля, средства, знания, возможности…) Есть возможность проявлять свою личную индивидуальность, своё Я!
P.S. Во время написания этого текста в моём доме поддерживалась инициатива времён «Короля-солнце» (все дверные ручки дома были одеты! Одеты в кружева
Автор: Полина Кошелева
Кружевоплетение — история и современность
Доброго времени суток, уважаемые читатели! Кружевоплетение представляет собой разновидность рукоделия, отличающаяся ажурностью готовых изделий. Плетутся кружева из тонких ниток с использованием различных инструментов. Зачастую это специальные коклюшки или очень тонкий вязальный крючок. Кружева обычно применяются в оформлении одежды, а также текстильных предметов интерьера и постельного белья. Кружевоплетение — очень кропотливое и тонкое занятие.
Немного истории возникновения кружевоплетения
Кружевоплетение, в качестве одного из видов декоративно-прикладного искусства появилось еще в XVII столетии. В конце XVIII века для плетения кружев использовали золотые и серебряные нити. В качестве же дополнительного декора очень часто служил жемчуг. К началу XIX века в России уже было несколько кружевных фабрик. Их хозяева нанимали на работу крепостных мастериц, которые в своей работе зачастую использовали узоры, позаимствованные в Европе.
Этот вид рукоделия начинает стремительно распространяться после отмены крепостного права в 1861 году. По всей стране открываются фабрики по производству кружев, причем как в городах, так и в небольших поселках и деревнях. Работавшими на них мастерицами было создано много новых интересных техник плетения. Кружева они изготавливали только вручную. Выпускаемая на фабриках продукция — одежда, подушки, скатерти, салфетки и другие аксессуары – пользовалась большим спросом, и распродавались моментально. В большом количестве российские кружевные изделия поставлялись и в другие страны.
Во времена Советской власти этот вид рукоделия тоже был очень популярен. Когда в 30-х годах в стране начали создаваться различные артели, среди них были и такие, которые занимались изготовлением кружев. Наиболее крупным центром по их выпуску и продаже становится Вологда. Создаются новые техники кружевоплетения и усовершенствуются старые. Не ослаб спрос на кружевные изделия для оформления интерьеров и в годы Великой Отечественной войны. Разработанные тогда оригинальные и сложные узоры, часто используются и сейчас. В 60-е годы модной становится одежда с отделкой кружевом, которая популярна и в наши дни.
Плетение кружев вязальным крючком
Используя тонкий вязальный крючок, настоящие мастерицы изготавливают различные ажурные изделия – воротнички, салфетки, отделку для белья, разнообразные аксессуары.
Плетение крючком предполагает, что вещь будет изготовлена в ходе непрерывного процесса с начала и до конца. В некоторых случаях делаются отдельные части, которые затем соединяют такими же или нитями другого вида. Это значит, что потянув незакрепленный конец нити на изделии, оно полностью распустится. В вязании используются предварительно разработанные схемы, выполненные методом математических расчетов. Для того, чтобы изделие было идеально ровным, при вязании каждого ряда добавляется некоторое количество петель. Если их будет много или слишком мало, качественным изделие не получится. Изготовление кружев вязальным крючком сейчас наиболее распространено.
Особенности плетения кружева коклюшками
Этот метод более редкий и технологически значительно сложнее: он требует использования специального оборудования и инструментов. Однако именно способ кружевоплетения на коклюшках считается самым древним на Руси. Коклюшки – это специальные деревянные палочки, имеющие особую форму, на которые наматывается нитка. Необходимый узор предварительно изображается на плотной бумаге. Его основной составной частью является плетеная лента, которая образует на плоскости плавные линии. В качестве фона служит ажурная тонкая «решетка».
В такой технике выполняются знаменитые вологодские кружева, которые являются самым популярным видом ажурных изделий, создаваемых с применением коклюшек. Кроме вологодских есть и другие виды кружевных изделий, но об этом поговорим в другой раз. А сейчас, пока! Успехов вам в кружевоплетении и достойных заработков!
С уважением, Александр Гончаров
кружева — Викисловарь
Английский [править]
Произношение [править]
Этимология 1 [править]
из среднеанглийского lace , laace , las , из старофранцузского las , из вульгарной латыни * laceum , на основе латыни laqueus . Дублет лассо .
Существительное [править]
кружево ( счетное и бесчисленное , множественное число кружева )
- (бесчисленное множество) Легкая ткань с узором из отверстий, обычно сделанных из одной нити. Wp
- c. 1620 , Фрэнсис Бэкон, рекомендательное письмо сэру Джорджу Вильерсу
- Наши английские дамы очень любят носить очень тонкие и дорогие шнурки .
- 1918 , У. Б. Максвелл, глава 2, в Зеркало и лампа [1] :
Она была толстой круглой женщиной, богато одетой из бархата и кружева , […] ; и то, как она смеялась, кудахтала, как курица, как она разговаривала с официантами и горничной, […] — все эти неожиданные явления доводили до истерического веселья и заставляли сравнивать ее с такими бессмертно нелепыми типами, как Элли Слопер Вдова Тванки или мисс Мушер.
- Имейте в виду, в те времена одежда была одеждой. […] Оборки, оборки, оборки, кружево , сложные швы и клинья: они не только подметали землю, и их нужно было элегантно держать в одной руке, когда вы идете, но и у них были маленькие накидки, пальто или боа из перьев. .
- c. 1620 , Фрэнсис Бэкон, рекомендательное письмо сэру Джорджу Вильерсу
- (счетно) Шнур или лента, пропущенные через проушины в обуви или предмете одежды, натянутые и завязанные для надежной застегивания обуви или одежды. Wp
- Петля или джин, особенно из переплетенных веревок; Чистая.
- 1387–1400 , Джеффри Чосер, «Сказка о нюхтах», в Кентерберийские рассказы , [Вестминстер: Уильям Кэкстон, опубликовано 1478], OCLC 230972125 ; переиздано в [Уильям Тинн], редактор, The Workes of Geffray Chaucer Newlye Printed, […] , [Лондон]: […] [Ричард Графтон для] Иона Рейнса […], 1542, OCLC 932884868 :
- Вулкан поймал тебя [Венеру] в своем las .
- (Можно ли найти и добавить цитату Fairfax к этой записи?)
- 1387–1400 , Джеффри Чосер, «Сказка о нюхтах», в Кентерберийские рассказы , [Вестминстер: Уильям Кэкстон, опубликовано 1478], OCLC 230972125 ; переиздано в [Уильям Тинн], редактор, The Workes of Geffray Chaucer Newlye Printed, […] , [Лондон]: […] [Ричард Графтон для] Иона Рейнса […], 1542, OCLC 932884868 :
- (сленг, устарело) Крепкие спиртные напитки, добавляемые в кофе или другой напиток.
- (Можем ли мы найти и добавить цитату Аддисона к этой записи?)
Синонимы [править]
Переводы [править]
шнур для крепления обуви — см. шнурокЭтимология 2 [править]
Из среднеанглийского lacen , lasen , из старофранцузского lacer , lacier , lasser , lachier , от существительного (см. Выше).
Глагол [править]
кружево ( простое настоящее в единственном числе в третьем лице кружева , причастие настоящего шнуровка , простое причастие прошедшего и прошедшего времени кружево )
- (эргативный) Для крепления (чего-нибудь) шнурками.
- Когда Дженни остается новенькой зашнурованной .
- (переходный) Чтобы добавить алкоголь, яд, лекарство или что-нибудь еще, потенциально опасное для (еды или питья).
- (переходный) Для переплетения предметов.
- 1898 , Уинстон Черчилль, глава 8, в Знаменитость :
Теперь мы погрузились в глубокую тень, когда ветви шнуровали друг друга наверху, и пересекли изящные деревенские мосты над холодными форелевыми ручьями. , доски отражают стук ног наших лошадей: или однажды мы выстрелили на поляну, с цветным отблеском озера и его изгибающегося берега далеко внизу.
- Гон […] взял след Карелы, виноградной лозы, на которой растет горькая дикая тыква, и протянул ее взад и вперед через дверь храма.
- — шнуровать пальцы вместе
- 1898 , Уинстон Черчилль, глава 8, в Знаменитость :
- (переходная) Для переплетения спиц велосипедного колеса.
- (переходный) Бить; плеть; сделать полосы на.
- (переходный) Для украшения узкими полосками или тесьмой из какого-либо декоративного материала.
ткань шнуровка с серебром
- (Можем ли мы найти и добавить цитату из Шекспира в эту запись?)
Переводы [править]
застегиваются шнурками
|
Что такое кружево шантильи? (с иллюстрациями)
Кружево шантильи — это стиль дорогих тканей, зародившийся во Франции в 1600-х годах.Обычно его ткут вручную с использованием шелковых катушек и украшают замысловатые цветочные узоры. Его часто ткут из шелковой нити самых разных цветов; черный — один из самых распространенных. Кружево шантильи было чрезвычайно популярным на протяжении большей части 1800-х годов, а во второй половине века стали доступны менее дорогие версии машинного плетения. Он имеет множество применений. В конце 1950-х была популярная американская песня под названием Chantilly Lace .
Кружево шантильи — это стиль дорогих тканей, который зародился во Франции в 1600-х годах.Кружево шантильи названо в честь города, где оно было первоначально сделано, Шантильи, Франция, расположенного к северу от Парижа. Кружевницы в Шантильи ткали кружева вручную еще в начале 1600-х годов, а шелковое цветочное кружево, которое считается типичным стилем Шантильи, возникло в 1700-х годах. Этот стиль быстро стал популярным, особенно в черном цвете.
Кружево шантильи популярно в дизайне свадебных платьев.Ручное плетение кружева шантильи создается в стиле коклюшек из скрученных прядей матового шелка. Сложные, изящные узоры сотканы вокруг множества булавок, воткнутых в подушку по заранее составленному узору. Каждая нить наматывается на катушку с длинной ручкой, называемую шпулькой, а в некоторых конструкциях можно использовать более 50 отдельных шпулек.Шпульки помогают ткачу управлять множеством нитей и не допускают их спутывания. Шелковые нити сплетаются вместе путем скручивания и плетения замысловатых узоров, удерживаемых булавками до завершения.
Кружево шантильи с течением времени пользуется большой популярностью.Это было особенно популярно в 1800-х годах, когда Шантильи, Франция, был важным центром кружевоплетения, создавая в основном белое, черное и светлое кружево или кружево естественного цвета. Кружево экспортировалось из Франции в страны по всему миру, а черный шантильи был довольно популярен среди модниц, которые использовали его в качестве украшения для нижнего белья и шалей. Кружева ручного плетения ценились и были довольно дорогими, но после 1840 года были доступны и менее дорогие версии, изготовленные машинным способом.
Кружево шантильи, по-прежнему популярное сегодня, с его мягким шелковистым оттенком и привлекательными цветочными узорами, используется для изготовления самых разных изделий.Была даже песня, названная в ее честь в 1950-х годах певцом, который выступал под названием «The Big Bopper». Цветовая гамма сейчас намного шире, и больше кружева производится машинным способом, хотя кружево ручной работы все еще доступно. Белый цвет пользуется большим спросом, так как кружево — обычное украшение свадебных платьев, а также свадебных фат. Кружево различных цветов также используется на женском нижнем белье, особенно на бюстгальтерах.
Кружева популярны в нижнем белье.кружево Википедия
Ажурная ткань, узорчатая с открытыми отверстиями в работе, сделанная машиной или вручную
Кружево — это деликатная ткань, сделанная из пряжи или ниток в виде открытого полотна, [1] , изготовленная машинным или ручным способом.
Первоначально использовались льняные, шелковые, золотые или серебряные нити. Сейчас кружево часто делают из хлопковой нити, хотя льняные и шелковые нити все еще доступны. Изготовленное кружево может быть выполнено из синтетического волокна.Некоторые современные художники делают кружево из тонкой медной или серебряной проволоки вместо ниток.
Этимология []
Слово «кружево» происходит от среднеанглийского, от старофранцузского las , петля, нить, от вульгарной латыни * laceum , от латинского laqueus , петля; вероятно, сродни lacere , чтобы соблазнить или заманить в ловушку. [1]
Типы []
Есть много видов кружева, классифицируемых по способу изготовления. Они включают:
- Кружевное кружево , как следует из названия, изготавливается с использованием шпульки и подушки.Шпульки, выточенные из дерева, кости или пластика, удерживают нити, которые сплетены вместе и удерживаются на месте булавками, воткнутыми в узор на подушке. Подушка содержит солому, предпочтительно овсяную солому или другие материалы, такие как опилки, изоляционный пенополистирол или этиловый пенопласт. Также известен как костяное кружево. Кружево шантильи — это разновидность бобинного кружева.
- Химическое кружево : область прошивки прошита нитками для вышивания, которые образуют непрерывный узор. После этого области строчки удаляются, и остается только вышивка.Шовный грунт изготавливается из водорастворимого или нетермостойкого материала.
- Кружево крючком включает ирландское вязание крючком, ананас и филе.
- Рельефное изделие , или белила, представляет собой кружево, изготовленное путем удаления нитей с тканого фона, а оставшиеся нити оборачиваются или заполняются вышивкой.
- Вязаное кружево включает шетландское кружево, такое как «шаль для обручального кольца», кружевная шаль, настолько тонкая, что ее можно протянуть через обручальное кольцо. [2]
- Узловое кружево включает макраме и фриволите. Для плетения кружева используется волан или игла для фриволите.
- Машинное производство кружево — это кружево любого стиля, созданное или воспроизведенное с помощью механических средств.