Из истории рукоделия » Перуница
Историки полагают, что первые творческие позывы 32 000 лет назад испытал мужчина, возможно, шаман, нарисовавший сцены охоты на сводах пещеры Чаве.
Но мы-то с вами знаем, что тот вдохновенный художник был наряжен в меховую одежду, любовно сшитую женскими руками из звериных шкурок. Наверное, костяной иглой. И, может быть, первобытный шовчик был выполнен не абы как через край, а блестящей жилкой, художественной строчкой… Козликом, например.
И что бы там ни говорили искусствоведы о вторичности народного творчества, оно возникло и заняло очень важное место в жизни человека гораздо раньше, чем начали творить вдохновенные художники.
28 000 тысяч лет назад на территории холодной России был похоронен шаман с двумя детьми. Одежды этих почтенных покойников украшали тысячи бусинок из слоновой кости. Для изготовления которых нужны были усилия многих десятков людей. Значит, особо красивая, вышитая и расшитая бусами одежда была необходима не только в этой жизни, но и для дальнего пути на тот свет.
Когда люди научились вязать, никто не может сказать точно. Древнейшее вязаное изделие, относящиеся к III в. н.э., нашли в Перу — красиво связанный пояс с мотивом колибри. В коптских гробницах в Египте сохранились предметы, связанные в IV-V вв. н.э. Вроде детского вязаного носка из цветной шерсти. А в одну германскую гробницу этого же периода неутешные родичи положили комплект вязальных спиц.
Но разве раньше новой эры носок-жилеток не вязали? Конечно, вязали, просто более древние, изначальные, сгнили давно.
Только рисунки остались. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане (XIX век до н.э) обнаружено настенное изображение четырех семитских женщин, одетых в вязаные жакеты. В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии найден барельеф воина в носках, очень похожих на современные.
И есть мнение, что вязание было известно еще в период создания «Одиссеи» Гомера. Просто по причине неточности переводчиков и переписчиков произошла замена слов «вязанье» на «тканье». Помните, Пенелопа обещала нетерпеливым женихам, что выйдет замуж, как только будет готов свадебный убор, но по ночам распускала то, что за день соткала.
.. В действительности Пенелопа наверняка не ткала, а вязала, так как распустить без нарушений нити и без видимых следов можно только вязаное полотно. И на древнегреческих вазах времен Троянской войны встречаются изображения знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из гардероба венецианских дожей, живших спустя 2500 лет.Ткачество и вышивание были известны в древнем Египте, что доказывают находки искусно вышитых тканей и украшений в гробницах фараонов. Но вязать-то гораздо проще — не нужно никакое специальное оборудование. Первоначально вообще вязали на пальцах, лишь позднее стали использовать спицы или рамы (этот вид вязания иногда называют египетским).
В старину каждая женщина-крестьянка не могла не рукодельничать. Чтобы одеть семью, нужно было ткать, вышивать, плести. Особо умелые привлекались для изготовления господских нарядов.
Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи, где они названы золотыми. Потому что кружево выплеталось тогда из золотой и серебряной нити. До нас дошли многочисленные кружевные изделия XVI столетия — в сочетании с золотым шитьем, парчой, драгоценными камнями. Тогда ценили не столько искусную работу, сколько сам материал. И даже продавали кружева на вес.
В Оружейной палате Кремля хранится платье для царского выхода императрицы Екатерины II, сделанное из тончайшего серебряного кружева. Государыня надела его всего один раз из-за непомерной тяжести — более пуда.
В XVII-XVIII веках в европейских странах дорогое золотно-серебряное кружево потеснили демократичные нитяные кружева. Они быстро вошли в моду, нежные кружевные волны полюбили все: короли и трактирщики, офицеры и монахи, принцессы и крестьянки. Даже пираты. Возникло множество типов кружев по месту их создания: «волансьен», «брюссельские» и самые удивительные, драгоценные — «брабантские». Помните, у Гумилева: «Или бунт на борту обнаружив, из-за пояса рвет пистолет, так, что сыпется золото с кружев, с розоватых брабантских манжет…»
Брабантские манжеты выплетали изо льна, который рос только на полях Брабанта (Бельгия) и давал нить нежно-розового оттенка. Только девочкам с нежными пальчиками доверяли прясть лен. В сырых подвалах, чтобы кудель была влажной, а нить получалась эластичной и тонкой.
Император Петр I выписал из Брабанта в 1725 году монахинь-мастериц для обучения плетению кружев девочек-сирот при Новодевичьем монастыре. И зазвенели коклюшками с утра до ночи крепостные девушки, украшая жизнь своих господ уникальными изделиями.
Доступность материала и универсальность применения сделали коклюшечное кружево поистине народным. Пришедшее из Европы «немецкое» кружево было расцвечено такой богатой выдумкой, таким разнообразием орнаментов, так срослось с фольклорной славянской традицией, что вошло в историю мировой культуры под названием «Русское кружево».
Основными центрами кружевоплетения были Вологда, Рязань, Елец, Вятка, Белев, Кириши. Сейчас почти все русское кружево называют вологодским. Однако на самом деле разные центры кружевоплетения сохранили своеобразие. Для вологодского кружева типичен узор, в котором золотая, серебряная, цветная нити применяются только в решетках. Ритм рисунка спокойный, линии мягкие, округлые. Елецкому кружеву свойственны легкость и нежность, орнамент выполняется с частым применением сетки на сквозном, прозрачном фоне. Киришское кружево, наоборот, состоит из прозрачной решетки на тяжелом фоне. Рязанское кружево отличается разработкой ярких цветовых композиций.
Современные рукодельницы возродили знаменитое в прошлом балахнинское кружево, золотное шитье, «нижегородский гипюр». Широко используют льняные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, капроновые нитки, сочетают разные по фактуре нити в одном изделии, что позволяет создавать оригинальные, современные изделия.
А вот в Сибири плетение на коклюшках распространилось не столь широко.
Искусство изготовления гобеленов тоже имеет давнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера, но сам принцип ткачества был известен еще древним египтянам. До нас дошли фрагменты мебельной обивки и обоев из захоронений III века.
Самые ранние шпалеры из сохранившихся европейских — немецкие. Ткали их в монастырях или на дому. В тех же замках. В холодных каменных постройках панно не только украшали помещения, но и помогали хоть немного утеплить их.
Гобелен «Дети в саду». Мастерская Ле Бран. Париж 17-й век
На гобеленах изображали сказочных персонажей, жанровые сценки из жизни дворян. Пасторали с пастушками… Ткали и библейские сюжеты. Конечно, для того, чтобы получилось подлинное произведение искусства, мастерица должна обладать незаурядным талантом художника. А это не всегда случалось. Поначалу ткали шпалеры замковые затворницы — жены и дочери удельных князей. Благородным дамам по рангу не положено заниматься черной домашней работой, а коротать долгие дни и месяцы от турнира до турнира как-то надо. Но когда тканые узорчатые полотна вошли в моду, когда каждое дворянское семейство захотело украсить высоченные холодные залы драгоценными шпалерами, к делу привлекли подлинных художников. И мастеровых. Слабые ручки княгинь и их приживалок могли разве что одну-единственную шпалеру за всю свою недолгую жизнь создать. А стен, кои следовало утеплить и украсить, было ой-ой-ой сколько.
И производство гобеленов перестало быть рукоделием, переместилось в мастерские со станками, рассчитанными на большие габариты шпалер. Теперь специальный художник создавал эскиз, на его базе делался шаблон, а уж по нему ткали.
Кстати, и само слово гобелен, являющееся синонимом шпалер, происходит от фамилии семьи Гобеленов, которая еще в середине XV в. обосновалась в пригороде Парижа Сен-Марсель и стала знаменитой «Королевской мануфактурой Гобеленов».
Петр I и тут не оплошал — пригласил в Санкт-Петербург французских мастеров, и они основали первое в России гобеленовое ателье.
Картоны для шпалер создавали такие художники, как Франсуа Буше, Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский, Матисс, Пикассо, Брак, Шагал.
Сейчас и в искусство гобелена проник стиль hi-tech. Современные художники создают нейтральные изображения, которые могут вписаться в любой интерьер. Художественная ценность современных гобеленов не сопоставима со старинными, но уже то хорошо, что в сегодняшних, минималистски оформленных квартирах, находится место яркому текстильному пятну.
История гобелена не закончена… Тем более что она опять попала в руки рукодельниц. Для создания собственноручно изготовленных настенных панно и нужно-то всего иметь крепкую рамку и пряжу разных цветов из любых, самых разных волокон. Да много терпения. На обычной раме с помощью вилки можно создать копии старинных гобеленов, выставленных в знаменитых музеях мира — для украшения гостиной. Или скатерти и шторы. Или покрывала и подушки для спальни, мягкие игрушки и разноцветные подушечки для детской — с эльфами, медвежатами, утятами.
Костяные бусинки из каменного века — еще не бисер. Они не сверкают таинственно, не переливаются многоцветной радугой. Стеклянный бисер появился гораздо позже.
Непосредственные предшественники бисера — стеклянные бусины — украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевники сарматы и скифы тоже задолго до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную маленькими стеклянными шариками. Сверкали и позвякивали края рукавов, нагрудная часть рубах, даже шаровары. Не говоря уж о поясах и головных уборах.
Первые сведения о бисере в одежде русичей относятся к IX-XII вв. Но он был импортный. Своего на Руси в те времена не производили.
Самый лучший бисер в Европе изготовляли на венецианском острове Мурано. И еще — разнообразные сосуды, зеркала, бусины, пуговицы. Торговля этим товаром приносила республике колоссальные доходы. Венецианское стекло с удовольствием покупали страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка.
Кстати, знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. И в своем долгом путешествии не забывал особо поинтересоваться заморскими стеклянными украшениями — чтобы использовать потом эту информацию для расширения папиного производства.
Венецианские мастера строго берегли свои секреты. Ныне известно, что они к песку, из которого варилась стекольная масса, обязательно добавляли соду. А тогда… Жестокое наказание ждало мастеров, продавших секрет за границу, — их объявляли государственными изменниками, убивали.
Но не только кнутом, пряником тоже правительство Венецианской республики удерживало стеклоделов. Им давалась исключительная привилегия — дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано. А ведь стеклоделы не брезговали и грабежами. В своих «Мемуарах» Д. Казанова вспоминал, что приезжие, заночевавшие в муранской гостинице, могли поплатиться за такую неосторожность не только кошельком, но и жизнью.
Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера до конца XVII века. А потом мастера Богемии начали производить свое «лесное стекло» (придумали к песку добавлять поташ), и богемский бисер потеснил венецианский.
В России очень любили вышивку бисером. И ввозили его из-за границы аж тысячами пудов. Пробовали и свой производить — в 1670 году в селе Измайлово была организована мастерская по изготовлению бисера. Но наладить массовый выпуск тогда не удалось. Потом М.В. Ломоносов решил обеспечить Россию бисером. И организовал в 1754 году Усть-Рудицкую фабрику. Но после смерти Михайлы Васильича производство было свернуто. Бисер продолжали закупать за границей.
И только в XIX веке в России заработали стеклодельные фабрики. Лучший бисер производился в Одессе, на фабрике Ронигера.
Шейное бисерное украшение — (юг России), реконструкция
Бисер и стеклярус (бисер удлиненной формы) — материал для женских украшений и рукоделия. Но было время, когда стеклянные сверкающие зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, в некоторых покоях Московского Кремля им украшали стены. В зеленой комнате царицы Натальи Кирилловны по стенам, обитым зеленым полотном был щедро насыпан стеклярус. Расположенные в разных направлениях стеклянные цилиндрики сверкали при свете свечей сочными, яркими переливами.
Много больше усилий требовало украшение комнат, когда стеклярус не приклеивали, а нашивали на ткань. Наносили углем рисунок, по нему выкладывали стеклярусные нити (снизки), набранные на прочную нитку и пришивали к основе при помощи стежков-перехватов. Такой вид вышивки называется шитьем вприкреп.
Выполненные в такой технике сюжетные композиции назывались «французскими обоями». Так был отделан «стеклярусный» кабинет дворца в Ораниенбауме.
Между прочим, в создании настенных панно принимала участие сама Екатерина II. Великой императрице было не чуждо увлечение рукоделием.
Но не надо думать, что до появления бисера народы Российской империи ходили в затрапезе. Наоборот, раньше они украшали свои костюмы даже более стильно — жемчугами. Особенно головные уборы. Кокошники женщин северных губерний были богато расшиты мелким речным жемчугом, золотным шитьем, цветным стеклом. Особенно любили жемчуг, потому что он был весьма доступен. Пресноводные моллюски-жемчужницы в изобилии водились в северных реках и в Ильмень-озере.
Кокошник жемчужный. XIX в. Галун, речной и искусственный жемчуг, перламутр, бисер, золотные нити.
Золотное шитье и низание
Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. И когда в народном костюме начал применяться бисер, методы работы с ним мастерицы использовали такой же, как и при жемчужном шитье. Жемчужины укладывались либо поверх хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), и благодаря этому изображение становилось выпуклым.
Сейчас таких корон-кокошников, достойных разве что царевны Лебедь, увы, не носят. Но не надо думать, что низать бисер и жемчуга теперь ни к чему. Посмотрите на свою дочку в дешевых турецко-китайских фенечках и скажите ей: «Давай-ка сделаем вместе, покрасивее».
Шитье бисером и жемчугом начиналось не на пустом месте. Прежде женщина научилась шить-вышивать простой ниткой. И науку ту мы не забыли до сих пор.
Художественной вышивкой занимались античные матроны и гетеры, ею увлекались благородные дамы средневековья. Ее высоко оценила христианская культура и приспособила для украшения божьих храмов. Христолюбивые горожанки и сельчанки годами расшивали шелками пелены для храмов. Занятие это было не только увлекательным рукоделием, но и доказательством высокой морали прихожанки.
На Руси вышивками украшали как предметы обихода — полотенца, скатерти, одежду, — так и церковные пелены, плащаницы, облачения священнослужителей. Когда Петр прорубил окно в Европу, русские рукодельницы обогатили сюжеты своих вышивок сюжетами европейских картин и гобеленов. Популярные во Франции, Германии, Бельгии и Голландии цветочные композиции, пейзажи, пасторали, жанровые сценки появились и в российских интерьерах.
И только бурный XX век с его техническими достижениями, войнами и социальными потрясениями ослабил нашу привязанность к вышивке.
Но не убил совсем. Рукодельницы все равно старались украсить свой быт, свой дом, каким бы ни был он нищим, вышивкой. Даже в те годы, когда красивых ниток было не достать, мастерицы добывали необходимое средство производства домашнего уюта из старых колготок, разноцветных лоскутков.
А сейчас! Какой простор для воображения. Застыньте ненадолго перед коробками с мулине в магазине галантереи. Так и хочется тут же закупить канву всех размеров, пяльцы, иглы и всю радугу цветных шелковистых пасм. И изобразить с их помощью сюжет из жизни сказочных существ, или трогательный пейзаж, или яркий орнамент на скатерть с салфетками…
Или пойти по стопам великого художника и перенести на ткань неувядающую Мадонну Рафаэля или знойную сумасшедшинку Ван Гога…
Шитье из лоскута, возможно, зародилось ранее всего. Появилось вместе с тканью. Только тогда его не воспринимали как отдельное рукоделие. Просто каждый сотканный кусок льна или шерсти был бесценен, и любой лоскуток шел в дело. Даже если он и был немного другого цвета — его использовали при пошиве одежды или изготовлении покрывал, наволочек. Цветные кусочки годились и для украшения изделий. Найдены аппликации, сделанные 3000 лет назад.
А как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства лоскутная мозаика зародилась в Англии в первой половине XVIII века. Тогда в страну начали привозить индийские ситцы прекрасных расцветок и узоров. Иметь в доме одеяло индийского производства стало считаться признаком достатка. Но правительство Англии, заботясь о собственных шерстяных и шелковых мануфактурах, запретило ввоз индийских тканей. Конечно, контрабандистов это не остановило, но ситец стал дефицитен и дорог. Экономные хозяйки, выкроив из него одежду, лоскутки не выбрасывали. Яркими аппликациями украшали льняные или шерстяные изделия. Из множества мелких лоскутков создавали прекрасные лоскутные одеяла.
Вместе с переселенцами этот вид рукоделия попал в Америку, и стал национальным видом искусства. Стеганое лоскутное одеяло — обязательная часть интерьера традиционного американского дома.
Идея же геометрического подбора разноцветных кусочков ткани берет начало, скорее, от вышивки. Орнаментов, например. Или от не менее древнего искусства мозаичных композиций. Недаром шитье из лоскута называют «лоскутной мозаикой».
В настоящее время это рукоделие уже не расценивается как выход из трудных жизненных ситуаций. Оно стало видом искусства. Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Причиной появления лоскутного шитья в России явилась, конечно же, бедность. Из остатков старой одежды женщины старались сделать новую. Или изготовить что-нибудь другое, нужное в быту. Вещи шили, перешивали, подновляли. Лоскутки сортировали: все, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, занавески; из очень поношенного плели дорожки, шили махровые коврики-половички. «Мелкоте» — мальчикам и девочкам до восьми лет — новой одежды вообще не полагалось, им перешивали вещи взрослых членов семьи.
До XVIII века одежда на Руси, в основном, изготавливалась из полотна, сотканного на домашнем ткацком стане. Долгая и трудоемкая работа от выращивания льна до производства ткани заставляла быть бережливыми. Поэтому и крой народной одежды, и приемы ее шитья предполагали безотходное использование материала.
Ну а когда появились ситцы, началось существенное обогащение лоскутной традиции. Дешевые, практичные, красочные ткани охотно использовались не только в крестьянских, но и в городских домах: из них шили одежду, а из разноцветных остатков — лоскутные одеяла. Со временем традиции лоскутного шитья уступили место промышленному производству одежды и предметов украшения быта. И только редкие энтузиасты продолжали шить лоскутные одеяла и плести разноцветные половички.
Сейчас лоскутное шитье вновь вошло в моду. Если подойти к этому шитью серьезно, можно сделать великолепные вещи, начиная от ковриков и одеял и кончая блузками, жилетами и куртками.
Своим разнообразием и многоцветьем лоскутные вещи притягивают внимание. Они подходят для убранства кухни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти), спальни (наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек), либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет).
Присмотритесь к старым вещам, к остаткам давно изношенной блузки или детского платьишка. Из ярких лоскутков, нарезанных своевольно и дерзко, можно создать удивительное абстрактное полотно, которому будет подстать самое видное место в гостиной. Оно станет предметом вашей законной гордости. И белой зависти к вашим способностям тех, кто не нашел применения своим запасам ненужного тряпья.
А сколько еще столь же интересных, поглощающих все существо занятий есть на свете. Необязательных, но очень увлекательных. Батик, макраме, аппликация, плетение из бересты…
По-моему, это все много лучше всяких новопасситов, успокоев, наркотиков и транквилизаторов. Это нежный отдых и уютная тишина… Это елей для взбаламученных нервов и выход из самых безвыходных ситуаций. А еще — это острое чувство вдохновения, азарта. Поиска. Творчества. Именно способность к творчеству отличает нас, людей, от прочих существ этого мира.
Творите и обрящете…
Валентина БОГОМОЛОВА
История рукоделия на Дону
История рукоделия на Дону. Учебно-исследовательская работа, посвященная изучению истории взаимоотношений этноса и природы.
Автор: Лопухова Елена Владимировна, Педагог дополнительного образования, МБУ ДО г. Ростова-на-Дону «Детский эколого-биологический центр», г. Ростов-на-Дону, Ростовская область.
Цель работы: воспитание ценностного отношения к культурному наследию народов родного края.
Задачи: привлечение внимания к изучению истории культурного наследия познакомить учащихся с историей рукоделия на Дону, с народными традициями, вызвать интерес к истории появления кружева, распространения этого вида творчества в России, выявить взаимосвязь различных стилей и узоров в разных местах нашей страны.
Простой крючок из стали
И нитки – раз и два! –
Нужны, чтоб возникали
Ажуры-кружева.
Подвластны все узоры
Крючку или игле:
Так делали уборы
И раньше на земле.
Приданое невеста
И шила, и плела,
Работали с ней вместе
Крючочек да игла.
Ну а потом с терпением
Учила дочек мать
Хранить своё умение,
Чтоб дальше передать.
Так ниточкой волшебной
Связала, как могла,
Все наши поколения
Обычная игла.
Те связи не прервутся
И с ниткой той сейчас
И в мой узор вплетутся,
Чтоб радовать Вам глаз.
Евгения Краснова
История нашего народа очень богата и интересна. История становится более понятной и близкой, когда она касается знакомых людей. В нашей семье сохранились вещи ручной работы, созданные прабабушкой, которая родилась в конце ХIХ века в одном из казачьих хуторов у Дона. Она прожила нелегкую жизнь, пережив войны, раскулачивание, голод, но сохранила хорошую память, некоторые старинные предметы быта и передала воспоминания правнучке.
Знакомясь с бытом казаков, мы узнали, что девочки с детства учились рукоделию: шить, вязать, поэтому в доме многие вещи в доме были ручной работы. Когда заканчивались полевые работы, собран урожай, скот в стойлах готов зиму зимовать, хлеб убран в закрома на Руси начинались посиделки. Девушки веселились, пели песни и проводили время за любимым рукоделием, готовили себе приданое. Считалось, что чем больше будет вещей, тем дольше будет жизнь, а вещи готовились на все этапы жизни. Казачки шили одежду, белье, скатерти, полотенца, украшали их вышивкой и кружевами с детских лет, складывая это добро в сундук. Взять в жены бесприданницу считалось позором, а жизнь с такой девушкой, по поверьям, обещала быть скучной. Кружева вязались с помощью тонкого крючка обычно белыми хлопчатобумажными нитками. Работа была очень тонкая и требовала немало времени, усидчивости и мастерства.
Кружева появились благодаря постоянному желанию сделать одежду более привлекательной. Это самая тонкая и дорогая отделка одежды. Кружевоплетение – это древнее искусство. Первые шаги в этой области были сделаны в земле фараонов, которые использовали льняную ткань, украшая ее цветными нитями, и придавая им геометрические формы. Древние греки и римляне также украшали свои тоги золотыми нитями. Новый предмет одежды не требовал украшения по краю, но, когда он изнашивался, нити нужно было перекрутить и сшить вместе. Кружево образовалось благодаря технике скручивания, используемой для украшения потрепанных краев ткани. Настоящее кружево появилось только в конце 15-го и начале 16-го веков. Во Фландрии кружево называется «кант», что означает границу или край. Родиной кружевоплетения обычно признают Фландрию и Италию. Настоящее кружево получается, когда нить перекручивают или переплетают с другими нитями независимо от ткани-основы. Первоначально использовались льняные, шелковые, золотые или серебряные нити, позже для кружев применяли хлопчатобумажные нити. Кружево использовали как для украшения костюмов, так и домашнего интерьера. На картинах тех времен можно наблюдать дам и кавалеров в воротниках с красивым кружевом. Кружева бывают шитые иглой и коклюшные. Кружева привлекали возможностью перенести с одной одежды на другую, в отличие от вышивки. Изначально в Европе шитое кружево было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на коклюшках, было распространено в народе. Кружева ручной работы были модны и в Европе, особенно распространились благодаря популяризации ирландского кружева.
На Руси известно вологодское кружево, плетенное на коклюшках. «Застывшими красками северной зимы» называют вологодское кружево. Воспринятое из Западной Европы в XVII веке, русское кружевоплетение не только сохраняло, но и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, в изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству. В XVIII веке можно говорить о проявлении ярких особенностей, характерных для отдельных мест его производства, таких как Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань и Михайлов, Балахна, Орел и Елец и других. \
В узорах часто повторяются цветок – семилистник и птицы по краям, по кромке зубцы с деревом. В конце XIX столетия исполнялись модные предметы женской городской одежды, как и там, стали употреблять для плетения хлопчатобумажную нить (наряду со льном и шелком). В тверской губернии использованы нити разных цветов. В первой половине XIX столетия в Торжке появился оригинальный тип многопарного кружева, привлекающий своеобразием приемов исполнения и характеров мотивов узора. В сохранившихся больших подзорах, концах полотенец, отдельных прошвах орнамент — как изобразительный, так и геометрический. Изобразительные мотивы перекликаются с самыми архаичными сюжетами двустороннего шитья, которое в Тверской губернии было широко распространено и сохранялось очень долго. Так в одном из мотивов симметрично расставленные женские фигуры, держащие поводья коней, когда-то олицетворяли персонажи древнего языческого культа восточных славян: великую богиню Мать-Землю и посланников Солнца. В отличие от вышивки в кружеве эти сюжеты вторичны, они лишь отзвук полузабытых верований. В другом орнаменте подобные женские фигуры чередуются с изображениями кораблей, в третьем они располагаются в несколько рядов с мотивами птиц, двуглавых орлов, обведенных серебряной нитью.
Существовали другие сцепные узоры. Например, рисунок «лапы», вообще распространенный в русском кружеве. В конце 19 века на продажу здесь исполняли сцепное льняное кружево с крупными зубцами для простынь и для штор с отчетливым растительным узором, которое имело успех благодаря хорошей работе. Для него характерны крупные орнаментальные формы.
В Орловской области для декоративных полотенец всегда употребляли лучшее кружево. Прошва одного из концов зазеркального полотенца насыщена оригинальными элементами. Встречаются олени, птицы, похожие на лебедей, и растительный мотив особой формы. В геометризированных узорах можно встретить зигзагообразную цепочку, а все поле заполнено крупными «паучками» — разновидностью полотнянки. В 19 веке росло число кружевниц, кружева стали популярными и в простонародье. Создаются красивые оплеты для носовых платков. Зубцы заполнены вертикальными цветочными ветками, в промежутках — четырехлепестные розетки, вдоль кромок протянута цепочка мелких «колес», верхняя кромка — фигурная, использован растительный рисунок. Кружева в Рязанской губернии сделаны из тонкого сурового льна с обводкой контуров фигур шелком разных цветов, основные орнаментальные мотивы были первоначально растительными. История узора показывает, что в течение одного века он потерял первоначальную красочность, затем была утрачена и живописность растительной формы посредством геометризации. Выйдя за пределы Рязанщины, михайловские кружева распространялись на юг России, и их вывозили за границу. В нем с наибольшей полнотой выразился народный вкус к простоте и ясности орнамента. Недаром оно получило такое большое распространение в крестьянском костюме разных местностей.
Казаки в станицах и хуторах в 18-19 веках в основном вели натуральное хозяйство, многое делали сами, в лавках покупали самое необходимое, поэтому женщины сами шили одежду, могли и прясть, но домотканую одежду предпочитали надевать дома. Женский казачий костюм был самобытен. Иногда каждая станица, каждый род имели особый наряд, который отличался хотя бы деталями. Казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских одеяний России, т.к. формировался под влиянием культур России, Украины и Востока. Женщины долго сохраняли одежду тех мест, откуда пришли. Со временем костюм верхнедонских казачек выделялся от нижнедонских. Вероятно по причине прихода большого числа новопоселенцев. На Верхнем Дону появляется белая домотканая одежда с большим количеством вышивки. У казачек Нижнего Дона обычно цветное платье. Характерно обилие кружев. Кружева, как и вышивка, как считалось, обладают магическими свойствами. В древности это были магические знаки, которые защищают голову, грудь и руки, служили оберегом от злых духов. После снашивания одежды, их срезали, хранили и переносили на новую одежду. Обычно вязали для себя или на подарок, а не на продажу. Казачки любили покрасоваться и украшали кружевами и прошивками, которые называли батистовками блузы или кофты. По праздникам надевали фартук, сшитый из дорогой ткани и украшенный кружевами, лентами, прошвами. Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку (фаньжон). Это шелковая кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос, с концами, которые завязывались сзади бантом и очень украшали. Крючком обычно вязали только вещи, предназначенные для украшения, — края полотенец, подзоры для кроватей, прошивки, а также коврики на сундук, стул и пол, а необходимые вещи — носки, варежки, платки — вязали спицами. Изделия украшались орнаментом. Орнамент — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения каких-либо изделий. Для орнамента использованы геометрические формы (треугольники, квадраты, прямоугольники, звезды, окружности), растительные мотивы (листья, цветы). Рисунки и цвет орнамента на Руси имели определенный смысл. Снежинка символизировала зиму, цветы — весну.
Среди реликвий оставшихся в семье от прабабушки женская сорочка, украшенная вышивкой и кружевами, вязаная накидка на подушку и простыня. Низ простыни украшен ажурной вязкой с геометрическим орнаментом в виде ромбов и паучков. Сорочка украшена вышивкой с растительным орнаментом с цветами и листьями, вставкой из кружева и тесьмы с цветами.
.
Накидка для подушек имеет узор в виде решетки и паучков.
Спальня, кровать в доме у казака обычно находились в дальнем конце дома, подальше от посторонних глаз. Она обычно была светлая, на высокой металлической кровати, с пуховиками, покрытой светлым покрывалом, располагалась горка из подушек, покрытая кружевной накидкой. На кровати днем обычно не отдыхали, только больные могли лежать днем в постели.
Для белья и полотенец часто использовали льняную ткань, которая обладает рядом целительных свойств. Считали, что вытираясь полотенцем изо льна, можно дольше сохранить молодость кожи лица и тела. Это подтверждено научными данными о целебных свойствах льна, а неровности полотна полотенца производят массаж при вытирании. В русской традиции предпочтение отдавалось белому цвету для одежды и простыней, поэтому льняную ткань выбеливали, и после такой обработки она становилась мягче. После этого из нее шили одежду и наволочки, и украшали их вышивкой, которая носила не просто декоративный характер, но служила своего рода оберегом. Обязательно такую вещь мать передавала дочери накануне свадьбы. На окнах, над кроватью вешали ситцевые или кружевные занавески. Сундук покрывал лоскутной или вязанной постилкой. Кружева часто находились в углу у образов.
Культура нашего народа и в наши дни вызывает живой интерес, а искусство вышивки и вязания кружева является частью культурного наследия страны, родного края. Сюжеты для рукоделия мастерицы черпали у природы, что показывает неразрывную связь народа с природой.
Литература.
Новак Л., Фрадкина Н. «Как у нас-то было на Тихом Дону» Ростов/Дон, 1985
«Казаки» под редакцией Алмазова Б.А. Санкт-Петербург, 1999
Астапенко Г.Д. «Быт, обычаи, обряды и праздники Донских казаков ХVII-XX вв.» ,Ростов/Дон «Изд. БАРО- пресс.2006.»
История появления вязания крючком и спицами и первые в мире вязаные вещи
Искусство сплетать нити возникло невероятно давно. Сейчас оно распространено по всему миру.
Этим занимаются мужчины, женщины, дети. Популярность рукоделия объясняется доступностью материалов, красотой и практичностью вязаных вещей.
Первые упоминания о вязании
Указать точную дату появления трикотажной одежды невозможно, так как первые образцы за давностью лет не сохранились. Ученые могут только догадываться о дате и месте зарождения ремесла, опираясь на сохранившиеся тексты и рисунки.
Первые упоминания о вязаных изделиях появились в документах 19 в. до н. э. На египетской пирамиде есть изображение женщин в вязаных носках и вязаных жакетах. Эти предметы гардероба удивительно напоминают современные. В египетской гробнице сохранилась изготовленная из шерсти детская туфелька, относящаяся к тому же периоду. Если ремесло было развито уже во времена фараонов, значит, его корни уходят невероятно глубоко.
Первые свидетельства в Европе относятся к 12 в. до н.э. Во времена Троянской войны в Греции изготавливались вазы с изображениями знати в облегающих трикотажных штанах, напоминающих современное трико. Немного позже, в 79 г. н. э. плетеные чулки носили жители Помпеи – отпечатки этих изделий были обнаружены на застывшей лаве.
В это же время на другом континенте, в Перу, создавали пояса с национальными мотивами, которые до сих пор удивляют тонкостью деталей и красотой расцветок. Эти изделия говорят о развитой технике вязания мастеров Нового Света. Пример их работы хранится в Детройте в Институте Искусств.
Самые древние сохранившиеся вещи Старого Света и Азии датируются 4-5 в. н. э. Это египетские носки. Большой палец на них отделен от остальных, что говорит о том, что рукоделие не было примитивным.
Первые вязаные вещи
Первыми вязаными предметами считаются сети для ловли рыбы и мелких животных. Этим занимались мужчины. Так что первыми мастерами вязания были представители сильного пола. Женщины включились в процесс позднее.
Долгие века вязание было исключительно практическим ремеслом. Предполагается, что первой вязаной одеждой стали носки и чулки. Они были такими же, как и сейчас. Только в Египте и других странах, где носили обувь с перепонкой между пальцами, носки делали раздвоенными, в форме копыта. Затем появились шапки, рукавицы. Последними были изобретены штаны, кофты и изящные предметы: воротнички, ажурные платки, салфетки, сумки.
Как появилось вязание спицами
Какова история возникновения вязания спицами – этот вопрос рано или поздно задает себе каждый любознательный вязальщик. Если говорить о настоящей вязке двумя спицами, здесь существуют только косвенные доказательства: рисунки, барельефы, литературные источники. Прямых свидетельств – артефактов, дошедших из глубины веков до наших дней, – сохранилось очень мало, но именно они являются самыми точными и верными свидетелями истории развития рукоделия на спицах.
Сохранившиеся предметы датируются 6 в. до н э. Это пояс, сохранившийся в захоронении на территории современного Перу.
Дошедшие до наших времен первые вязаные вещи только внешне выполнены лицевой гладью. На самом деле они изготовлены в технике плетения одной иглой. Эти изделия очень похожи на связанные на спицах. Однако, когда их изготавливали, существовала только прародительница современных вязальных инструментов – костяная игла.
Плетение одной иглой – это скорее разновидность ткачества. Оно стало переходным этапом от вязки сетей руками к вывязыванию первого трикотажного полотна двумя тонкими прямыми палочками.
Игольная техника позволяла выполнять сложные узоры и фасоны. С ее помощью создавали плоские и объемные изделия, включающие красочные фигурки для церемониальных целей.
Настоящее рукоделие на двух спицах датируется 12 в. н. э. Оно обнаружено опять же на территории Египта. Самый древний артефакт – фрагмент носка из Египта, изготовленного в 12-13 в. н. э. Сохранился его сине-белый узор, характерный для стран исламского мира того периода. Установлено, что вещь плелась от пальцев к щиколотке, по кругу.
Специалисты сходятся во мнении, что спицы появились именно в Египте, но точное время их изобретения неизвестно.
Кто придумал вязать крючком
Крючок появился позже вязальных игл – только в девятнадцатом веке. К этому времени относятся все сохранившиеся до наших дней артефакты.
Некоторые исследователи предполагают, что история возникновения вязания крючком более древняя. Они связывают появление рукоделия с 16 веком, когда в монастырях начали плести церковный текстиль или монашеское кружево. Датская исследовательница Лиз Полудан, эксперт в истории появления вязания крючком, разработала три версии:
- Рукоделие возникло на Аравийском полуострове и оттуда распространилось от Испании до Тибета – повсюду, где проходили торговые пути арабов.
- Рукоделие возникло в Южной Америке в первобытные времена.
- Рукоделие появилось в Китае, где с его помощью изготавливали объемные куклы.
Исследовательница соглашается, что нет никаких артефактов, подтверждающих древнее происхождение изготовления трикотажа крючком. В энциклопедиях сообщается, что сам инструмент появился только в девятнадцатом веке как средство для вышивки тамбурным швом. Вещей, сплетенных загнутым на конце приспособлением и относящихся ко времени раньше 1800 года нет, поэтому историки имеют основания утверждать, что современная вязка крючками возникла только в 19 столетии.
Первые приспособления были просто изогнутыми иглами с рукоятками из пробки. Их использовали бедные вязальщицы. Знать пользовалась инструментами из драгметаллов и слоновой кости.
Крючком вязали не столько трикотаж, сколько кружева. Первым изобрели технику создания кружева с помощью игл с гнутым концом ирландцы, где вывязыванием одежды занимались целые семьи, включая стариков и детей. Их кружевные блузки, платья, шляпки, зонтики пользовались огромной популярностью в Европе и Новом Свете. Техника вязания ирландского кружева сохранилась до наших дней. Сейчас в ней работают многие именитые кутюрье, специализирующиеся на трикотажных изделиях.
Вязание в наши дни
Вывязывание узоров и создание трикотажа в наши дни перестало быть банальным хобби. Современные мастерицы превращают обычные шерстяные, хлопковые или шелковые нити в красивые изделия. Магазины предлагают огромный ассортимент пряжи всех цветов, толщины и способа прядения. Интернет позволяет научиться вязать всем желающим. Во всемирной паутине можно освоить азы или почерпнуть интересные творческие идеи.
Спицы и крючок перестали быть инструментами для создания практичных вещей. Сейчас они больше похоже на кисти художника, так как создание трикотажа стало искусством. Оказалось, что возможности рукоделия неисчерпаемы. Несмотря на многовековое существование этого ремесла, до сих пор придумываются новые узоры, внедряются современные материалы
Кутюрье со всех континентов выпускают одежду под собственными брендами. Например, в Бразилии созданием ошеломительный красоты платьев, юбок и блузок из шелковой пряжи занимается дизайнер Ванесса Монторо. Ее узнаваемому стилю пытаются подражать любители во всем мире. На сегодняшний день Ванесса – самая известная вязальщица эксклюзивной одежды.
Что можно связать
Пользуясь крючком или спицами, можно сплести практически любую вещь или предмет гардероба. Кроме одежды, сумок и домашнего текстиля мастерицы создают мягкую мебель, причем не только обивку, но и сами кресла и диваны, набивая изготовленные собственноручно трикотажные чехлы поролоном. Популярно плетение из ниток абажуров, шкатулок, ковриков и других интерьерные мелочей.
Современный тренд – вязаная обувь. Сейчас это не только пинетки для новорожденных, но и босоножки, туфли и сапожки для взрослых. При создании таких шузов домашние мастерицы закрепляют на старых подошвах новый вверх, изготовленный своими руками из прочных ниток.
Необычные вязаные вещи фото
Креативные вязальщики создают из ниток самые хитросплетенные модели. Это могут быть шапки в форме средневековых и античных головных уборов, карнавальные маски, костюмы сказочных персонажей. Ниже расположена большая подборка самых невероятных узоров и моделей, назначение которых показать, что возможности клубка, спиц и крючка поистине безграничны.
Когда начали вышивать на Руси? — Блог Озмы
В последнее время вышивка крестом стала необыкновенно популярна. Это и неудивительно, ведь в любом магазине, где продаются шерсть, нитки и ткани, можно из сотен наборов выбрать тот, который придется по душе. В наборы обычно уже входят и канва, и нитки, и даже иголка. Осталось купить пяльцы – и за работу. Впрочем, можно и вообще без них обойтись. Но так было не всегда. Сегодня хотелось бы рассказать вам немного об истории вышивки.
Вышивка берет свое начало еще в первобытные времена. Каким-то образом части одежды нужно было соединять друг с другом. Так появились первые стежки, которые люди старались класть красиво. Вышивали в том время жилами животных, а также льняными, шерстяными, конопляными и шелковыми нитями. Нередко применялся конский волос. История вышивки богата интересными фактами.
На Руси вышивкой украшали не только одежду и жилище, но и обувь, конскую сбрую, предметы быта. К сожалению, мы не можем увидеть и потрогать такие предметы. Они попросту не сохранились. Зато мы легко можем полюбоваться на вышитые изделия, датированные XIX веком. В те времена вышивка существовала двух видов: городская и народная (крестьянская). Первая подстраивалась под веяния западной моды, а потому не могла иметь своей традиции. Вторая же впитала в себя верования, обряды, обычаи простых людей.
Трудно в это поверить, но еще пару-тройку веком назад каждая крестьянская девочка к тринадцати-четырнадцати годам должна была полностью приготовить приданое для себя. Стандартный набор включал в себя вышитые скатерти, полотенца, несколько головных уборов и подзоров (нижняя часть простыни либо украшение для кровати). Будущая свекровь должна была оценить мастерство девушки, убедиться в ее усердии и трудолюбии. Когда свадебный сговор состоялся, крестьянка становилась невестой и должна была одарить родственников жениха тем, что она сделала своими руками. Кстати, одежда в те времена у простых людей в основном шилась из льна и шерсти, ткань из которых делали вручную. Такая одежда тоже украшалась и вышивкой, и тесьмой, и цветными ситцевыми вставками.
История возникновения вышивки богата. Многие традиции сохранились еще со времен Древней Руси. Но и это еще не исток. Там, где расселялись славянские племена, в эпоху язычества занятие вышивкой считалось почетным. Вышивальщицы, подобно художникам, воссоздавали на ткани бытовые сцены. Богатые люди могли себе позволить заказать красиво расшитые простыни, полотенца, скатерти, занавеси. Ну и конечно же одежду. Вышивкой украшали все: свадебные и праздничные рубахи, сарафаны, платки и головные уборы. Язычники использовали в своих ритуалах особые вышитые полотенца. Которые вешали на деревья, придорожные столбы, капища. Эти традиции оказались очень живучими. Именно с тех времен пошло правило: украшать вышитой тканью зеркала, окна и христианские иконы. При рождении мать или крестная дарили ребенку вышитое полотенце, которое считалось оберегом и бережно хранилось до самой смерти. Считалось, что оно охраняет человека от злых людей, темных сил, буйства стихий, от различных хворей. Были и еще одни интересные вышитые обереги. Это тоже полотенце, но оно было «обыденным» – об один день сделанным. Одна или несколько мастериц трудились от рассвета до заката солнца, чтобы закончить вышивку. Обычно такое полотенце делали специально для тяжело больных людей.
Вот теперь вы знаете немного больше о таком интересном направлении как история появления вышивки.
Нет похожих записей, но есть другие
Метки: история возникновения вышивки, История появления вышивки, история создания вышивки
История вязания спицами и крючком :: SYL.ru
Вязание является одним из древнейших видов рукоделия, возраст которого исчисляется сотнями и даже тысячами лет. Не забыто оно и сегодня. На данный момент вязание — одно из самых любимых и интересных занятий представительниц женского пола. Выполненные с помощью спиц или крючков шарфы и носки, пуловеры и кофты, шапки, варежки и свитера, юбки и пальто всегда были, остаются и, скорее всего, продолжат оставаться в моде. Ведь такие предметы гардероба способны с легкостью подчеркнуть индивидуальность человека, его неповторимый собственный стиль, согреть даже в самые лютые морозы, подарить уют, тепло и хорошее настроение.
Первые вязаные вещи
Где и в какие времена возникло это рукоделие, точно неизвестно. Однако исследователи с уверенностью говорят о том, что история вязания спицами и крючком началась еще в незапамятные времена. О древних корнях этого ремесла свидетельствует находка, сделанная археологами в одной из египетских гробниц. Они обнаружили в ней вязаную детскую туфельку, которой, по оценке ученых, более 4 тыс. лет. И уже это является ярким подтверждением того, что история вязания спицами и крючком прошла множество эпох и времен. Носочек был украшен яркими полосками, а большой палец в нем отделен от остальных. Подобная конструкция изделия позволяла носить сандалии.
В Республике Перу (Южная Америка) учеными был обнаружен вязаный пояс, на котором находилось изображение колибри. Это изделие мастеров империи инков датируется 3 в. до н. э.
Следующие находки археологов относятся к периоду начала нашей эры. При этом все они указывают на значительное развитие техники вязального ремесла. Например, при проведении раскопок древнего Каира было найдено шелковое платье. Оно связано древним мастером с помощью металлических инструментов.
Во время раскопок в одной из гробниц Германии ученые обнаружили вязальные спицы. Согласно данным экспертов, находка может быть датирована 9-10 вв. н. э.
Историю вязания спицами можно изучать и по экспозициям современных музеев, которые рассказывают посетителям о жизни наших предков. Например, в некоторых из них есть подобные вещи, созданные еще в 9-10 вв. нашей эры. Эти изделия подтверждают высокое мастерство трудившихся над ними умельцев. Интересно, что первые вещи были созданы при помощи пальцев. И только позже взяла свое начало история возникновения вязания спицами и крючком.
Дальнейшее распространение ремесла
История возникновения вязания спицами в Европе началась с египетских христиан-коптов. Они совершали миссионерские поездки, в которые брали с собой необычные вещи. Это были вязаные изделия необычайной красоты, приковывавшие к себе взгляды окружающих. Таким образом, благодаря коптам и начала развиваться история вязания спицами в европейских странах. Народы многих стран этого континента настолько увлеклись подобным ремеслом, что оно порой даже становилось домашней работой.
Истоки истории вязания спицами во Франции относят к 13 в. В этой стране данное ремесло постепенно заняло большую и прибыльную нишу.
С развитием промышленности начался новый виток истории появления вязания спицами. С помощью специальных станков начали создавать шляпки и перчатки, чулки и многие другие предметы гардероба.
Если рассматривать историю вязания спицами кратко, то становится понятным, что изначально это занятие было чисто мужским. Ремесленники, представители сильной половины человечества, даже боролись за первенство в данном мастерстве с женщинами. В подтверждении этого очень кратко история возникновения вязания спицами излагает один показательный инцидент, произошедший в 1612 г. Именно тогда парижские чулочники отказались принимать на работу женщин. И только через много лет, с распространением этого ремесла по всему миру, им стали заниматься в основном представительницы слабого пола.
Краткая история вязания спицами рассказывает нам и о том, что впервые станок для создания изделий из пряжи появился в 1589 г. Его изобретателем явился помощник священника Уильям Ли, проживавший в Вильбридже. После этого промышленные производства стали вытеснять группы вязальщиков, так как последние перестали быть конкурентоспособными. Однако с увеличением выпуска изделий массового производства вещи, связанные вручную, оценивались все дороже и дороже.
Создание вещей с помощью крючка
Интересно, что предметы гардероба и аксессуары, которые создавались с помощью этого инструмента, пользовались наибольшим успехом. Ведь такие изделия обладали неповторимыми узорами и были поистине уникальными. А вот вязание на спицах, даже ручное, все же напоминало машинное.
В соборе Св. Петра, расположенном в Италии, сохранились связанные крючком кружева. Это изделия, датируемые 16 веком. Именно с данного периода в Европе стали завоевывать популярность одежда, кружево и различные предметы для домашнего обихода, связанные крючком. В 19 в. это искусство достигло своего небывалого успеха. Великолепное кружево вязалось в Ирландии мастерицами-простолюдинками, которые сами разрабатывали замысловатые сложные узоры. Со временем их мастерство достигло такого уровня, что выполненные ими кружева стали относить к шедеврам рукоделия. И сегодня ирландское кружево, связанное крючком, оценивается очень высоко.
Во многих холодных странах женщины занимались в долгие зимние вечера вязанием. Они создавали для своих семей красивую и теплую одежду. Ну а женщины-южанки спасались от знойного солнца шляпками и зонтиками, шалями и перчатками, связанными из ниток с помощью крючка.
Создание единой системы
Для того чтобы любая рукодельница смогла делать интересные и оригинальные вещи, начали даже издаваться схемы вязания. Впервые они появились в 1824 г. в голландском журнале Penelope. Несколько позже, к концу 19 в., символы и знаки для схем вязания были унифицированы. При этом возникло две системы их обозначения. Одна из них – американская, а вторая – британская.
Догадки и предположения
Понятно, что первое сообщение об истории вязания на спицах приводит нас на Ближний Восток. Однако это старинное рукоделие теряется в глубинах истории. Ведь находки археологов говорят об уже высокоразвитой технике, в которой был использован подбор цвета и составлены узоры. А что же было до этого? По мнению исследователей, люди начали вязать еще задолго до того, как началась наша эра. Уже в те далекие времена они владели техникой вязания. И предполагаемые доказательства этого находятся в самых разных государствах Востока. Например, в Бени-Хасане в гробнице Аменемита археологами был обнаружен древний рисунок на стене, который относится примерно к 19 в. до н.э. На нем изображены семиты, а четыре женские фигурки, находящиеся среди них, одеты, как считается, в вязаные жилеты.
Интересная находка была сделана и в развалинах находящегося в Ниневии дворца Сенахерибе. Здесь был обнаружен рельеф, изображающий воина Илиады, который стоит в носках, по своему внешнему виду схожих с современными.
В 1867 г. был выпущен труд Вильяма Фелкина, который сделал попытки, используя более или менее логические умозаключения, доказать версию о том, что такое ремесло, как вязание, было известно еще в период Троянской войны, а также во времена создания гомеровской «Одиссеи». И только из-за неточности в переводе и при переписке термин «вязанье» был заменен на «тканье».
Известно, что Пенелопа, которая ожидала возвращения Одиссея, давала нетерпеливым женихам обещание выйти замуж только после того, как ею будет создан свадебный убор. В то же время она распускала по ночам то, что было создано ею днем. Сделать такое без видимых следов можно было бы только с вязаным полотном, но вовсе не с сотканным.
Помимо этих доказательств существуют еще и древнегреческие вазы, созданные в период Троянской войны. На них находятся изображения пленной знати, облаченной в узкие облегающие штаны. Эти предметы гардероба напоминают вязаные трико, которые являлись одним из аксессуаров торжественного убора венецианских дожей, живших в эпоху на 2,5 тыс. лет позже.
Но стоит отметить, что сказанное выше является лишь догадками и предположениями, которые нередко опровергаются и ставятся под сомнение. Тем не менее, учитывая тот факт, что найденные археологами вязаные изделия датируются 1-4 вв. до н. э., само ремесло должно было возникнуть гораздо раньше. Хотя когда это случилось, конкретно ответить невозможно. Однако, исходя из того, что любой вид труда в прежние времена развивался довольно медленно, существует вероятность того, что такому рукоделию люди научились за несколько сотен лет до начала нашей эры.
Вязание на Руси
История возникновения этого ремесла на территории нашего отечества тесно связана с развитием данного вида рукоделия в Европе. Сложные техники использования крючков и спиц пришли к нам из Англии, Франции, Испании, Скандинавии и Италии
О том, что история вязания спицами и крючком на Руси начала развиваться именно благодаря европейским странам, говорит последовательность возникновения этого ремесла в нашем государстве. Рассмотрим это на конкретных датах. Так, мы уже знаем о том, что активно вязать крючком европейцы стали в начале 19 в. В России же эта техника получила распространение к концу того же века. Наши мастерицы использовали крючок в основном лишь для кружев. При этом они заимствовали узоры из народного ткачества и вышивки крестом, но ирландские узоры на территории нашего государства своего распространения так и не получили.
А вот история вязания спицами на Руси получила свое начало благодаря скандинавским народам, где этим ремеслом занимались в большинстве своем мужчины. У нас же за дело взялись крестьянские девушки.
В истории вязания спицами шерстяные нитки сыграли свою решающую роль. Именно они использовались для варежек, носков и чулок. Овечья шерсть также была необходима и для создания прекрасных оренбургских платков.
Появление вязаных носков в Европе
Это изделие имеет длинную и весьма интересную историю. Придя в Европу с Ближнего Востока, шерстяные носки прочно обосновались в северных странах. Например, в Норвегии вязались плотные и теплые чулки. Для их производства шла грубая овечья шерсть, в которую для надежности вплетали еще и козью. Именно в Норвегии возникли двухцветные узоры из звездочек, снежинок и оленей, которые на сегодняшний день считаются самыми модными. Эти небольшие по своим размерам изображения создавали своими умелыми руками бывалые мастерицы.
В Финляндии первые упоминания о вязании носков спицами датируются 15 веком. Связаны они с сестрами, проживавшими в монастыре праведной Бригитты. Девушки зарабатывали себе на жизнь вязанием чулок и рукавиц. Со временем это ремесло получило широкое распространение по всей стране. При этом для большей части населения оно стало являться основным источником для получения заработка. По количеству и качеству связанных изделий даже оценивали невесту. Порой девушка приносила в семью носки, которых хватило бы лет этак на 20. Иногда в создании новых изделий не было необходимости на протяжении всей семейной жизни.
В свадебных церемониях носки использовали и в Латвии. В этой стране в дом невесты сваты приносили бутылку с крепким алкогольным напитком. Если она возвращалась начатой, то считалось, что предложение о замужестве отклонено. Если же бутылку передавали назад пустой, а на ее горлышке находился вязаный носок или варежка, то свадьба должна была состояться.
Развивалось это ремесло и в Англии. Так, во времена правления королевы Елизаветы шерстяные или шелковые носки были буквально на пике своей популярности. Вязанием в тот период занимались все: и мужчины, и женщины, и дети. Особенно изящными вещи получались у маленьких мастеров. Такие изделия оплачивались очень хорошо. О масштабах ручного производства вязаных носков говорит то факт, что в середине 17 века из Англии в Испанию, Францию и Италию их отправлялось практически 10 тыс. пар каждую неделю.
Появление вязаных носков на Руси
Производя раскопки под городом Пронском, находящимся в Рязанской области, археологи обнаружили носок, на который был надет башмак. Обувь практически не сохранилась. А вот носок дошел до наших дней в намного лучшем состоянии. Позже исследователи установили дату находки. Изделия были созданы в 11-12 веке. На сегодняшний день этот носок с полуистлевшим башмаком хранится в историко-архитектурном музее города Рязани. Для исследователей был интересен не только факт того, что шерстяное изделие отлично сохранилось. Необычным был размер носка. Этот предмет был явно выше обуви и, скорее всего, снимался вместе с ней. Какова техника вязания этих носков, доподлинно не установлено. Может быть, инструментом для их создания явились вовсе и не спицы. Ведь прекрасная имитация лицевой глади получается и при одноигольном вязании.
С развитием ремесла получила свое начало история вязания шерстяных носков 5 спицами. Это позволило создавать изделия по кругу, без швов, что повышало их удобство. Увидеть такой носок можно в археологическом выставочном комплексе «Старый Гостиный двор». Причем находка сносно сохранилась до наших дней, хотя датирована 16-17 в. Вполне возможно, что с этого периода и началась история вязания шерстяных носков 5 спицами.
Эти изделия ручной работы на Руси играли особую роль в различных ритуалах и в свадебных церемониях. Они, вместе с варежками, являлись значимой частью приданого. В Архангельской области считали, что невесту можно назвать умелой, если она смогла одарить вязаными носками всю родню мужа. При этом чем больше узоров было на таких изделиях, тем более даровитой считалась будущая жена. Такие подарки считались очень дорогими. Именно поэтому носки надевали только в праздничные дни. Наибольшей популярностью пользовались узоры геометрические или изображения растений. Специально даже вязали носки из шерсти, выкрашенной в красный цвет, называя их «красивыми» и «значимыми».
Почему варежку назвали именно так?
В настоящее время существует несколько версий, которые объясняют происхождение слово «варежка». Первая из них утверждает, что это не что иное, как словосочетание «варяжская рукавица». Данное разъяснение подчеркивает заимствование этого предмета гардероба от выходцев из скандинавских стран – варяг. Вторым вариантом происхождения данного слова считают глагол «варовати». Он означает «охранять» или «защищать». Скорее всего, от холода.
Существует и третий вариант. Согласно ему, слово «варежки» произошло от «вареги», то есть «варить». Дело в том, что в те далекие времена этот предмет гардероба заваривали кипятком, после чего он становился более теплым и плотным.
Появление варежек на Руси
Считается, что это изделие пришло в наше государство из Скандинавии. После этого и началась для нашего народа история вязания варежек спицами. В Скандинавии этим ремеслом занимались, как правило, мужчины. На Руси данное искусство быстро освоили женщины. Интересно, что история вязания спицами в России рассказывает нам о том, что обучаться такому мастерству начинали с самого раннего детства. Уже к свадьбе девушке необходимо было подготовить себе приданое, в котором, помимо свадебного платья, вышитых скатертей и полотенец должны были непременно быть варежки для всей будущей родни. Причем эти вязаные изделия делились на женские и мужские. Первые из них были не только меньшими по размеру, но и отличались многоцветием и нарядными узорами. Мужские же были проще. Их вязали без резинки, для удобства в работе. Такие варежки проще было скинуть с руки, чтобы перекурить или вытереть со лба пот.
До 13 века на Руси пользовались этими изделиями только крестьяне. Бояре и дворяне носили одежды с длинными рукавами, в которых и прятали свои руки от холода. Но с течением времени мода изменилась. И представители высшего сословия также стали пользоваться варежками. Ведь рукава их одежды стали короче, а руки необходимо было защищать от холода.
Вязание сегодня
В конце 80-х годов прошлого века производители предложили своим покупателям большое количество одежды, которая была связана машинным способом. Это значительно снизило объемы вещей, созданных вручную. Популярность таких изделий падала и из-за их дороговизны.
Однако пришедший 21 век возродил древние традиции. В розничной торговле стал предлагаться огромный ассортимент шерстяной пряжи, мохера, ангоры, альпака и мериноса. Кроме этого, свою лепту в популяризацию вязания внесли многие знаменитости. Среди них — Джулия Робертс, Рассел Кроу, Камерон Диаз и многие другие. Как в далекие времена, за спицы вновь взялись мужчины.
М.Н. Слезка Учитель Технологии и изобразительного искусства ГБОУ СОШ № 918 Зачем девочек учить рукоделию (традиции русского народа) |
Наши предки строили села и города, не один век защищали их от врагов, а затем на пожарищах восстанавливались и вновь сеяли и выращивали хлеб, растили детей и внуков, прославляя землю свою изяществом и неповторимостью своих рукотворных изделий. С раннего возраста за работой взрослых наблюдали дети, приучались к способам и приемам обработки различных природных материалов, овладевали секретами мастерства, создавали своими руками несложные бытовые вещи, развивали и совершенствовали старинные ремесла. По необходимости и любви возникали виды рукоделия. Не всегда развлечением, а скорее, женской работой были ткачество, шитье, вязание, плетение кружев, ковроткачество, вышивка и изготовление украшений для праздничной одежды. Занятие любым рукоделием усиливает женскую энергетику, что, в свою очередь, оберегает всех членов семьи от всяких неблагоприятных влияний. Издавна женщины помнили и активно применяли это в жизни. Неспроста они не только совершенствовали виды рукоделия, а, зачастую, собирались вместе и за работой с нитками, они пели и говорили о своих мечтах, о любимых, о детях, читали молитву, создавая благоприятную ауру в помещении. Все это делалось для того, чтобы через рисунок, через нить, в которую вложены творческий полет души, радость и забота, передать изделию свою любовь, наполнить его защитной силой. Еще в глубокой древности люди научились создавать несложные рисунки из условных знаков-символов, где каждая линия или фигура имела свое определенное значение. Так, прямая горизонтальная линия обозначала землю, горизонтальная волнистая — воду, а вертикальная волнистая — дождь, треугольники — горы, две скрещенные линии — молнию. Огонь изображали в виде крючковатого креста, а солнце — в виде ромба, круга или квадрата. Женская фигура символизировала богиню жизни, деревья с раскидистыми ветвями — плодородие земли, птицы — наступление весны, урожай и богатство, конь и олень — благополучие. Ромб с удлиненными сторонами означал здание, а квадрат, разделенный на четыре части с точками в каждой, символизировал засеянное поле или усадьбу. Отдельные знаки-символы не только украшали жилище, одежду и предметы быта, но и должны были охранять, защищать, оберегать от злых духов, приносить счастье. Поэтому называли их оберегами. Постепенно эти изображения менялись, теряли первоначальный смысл и превращались в декоративные элементы и узоры. Узор — это рисунок, состоящий из сочетания отдельных элементов — мотивов, цветов и их оттенков, расположенных в определенном порядке. Последовательное повторение отдельных мотивов или целой группы, создает орнаменты. Кстати, слово «орнамент» в переводе с латинского языка означает «украшение». Каждому народу, каждой местности присущи свои цветовые сочетания. Колорит узора, то есть богатство и характер цветовых оттенков, объединенных в один основной тон, может быть визитной карточкой целого региона или отдельного села. Многими поколениями неизвестных мастеров создавалось такие виды рукоделия и художественного оформления изделий, как плетение и вышивка (нитками и бисером). Украшали вышивкой женские и мужские рубашки, полотенца, верхнюю одежду, головные уборы, платки. Вышивая, девушки и женщины словно рисовали нитками на холсте, вкладывая в свои узоры мечты о радости и счастье. Переплетая нити с нанизанными цветными бусинками, изготавливали ажурные, словно кружево, украшения. Из поколения в поколение передавались виды рукоделия, в которых мастерицы выражали свое умение и уважение к труду, свои секреты и понимание прекрасного. От матери к дочери, от бабушки к внучке в наследство переходил покрой одежды, орнаментальные мотивы, их композиционные решения и расположения на изделиях, цветовые сочетания, характерные для различных областей, районов и даже отдельных сел и хуторов. Так рождались народные традиции, которые шлифовались и оттачивались на протяжении веков. Каждое поколение людей отбирало все лучшее, созданное до него, и дополняло его новыми образцами и техниками изготовления. Все виды рукоделия, в процессе создания различных предметов или украшений, наполняют нас женской силой. Творческий полет мысли создает хорошее настроение и внутреннюю гармонию, передающейся не только той вещи, над которой работает женщина, но и всем окружающим. Таким образом, занимаясь рукоделием, женщина создает благотворные вибрации и делает Мир прекраснее, как благодаря самому изделию, так и влиянию своих позитивных эмоций на других людей. |
Традиционные русские костюмы
Русские традиционные костюмы
Историки предполагают, что традиционный русский костюм начал формироваться в XII-XIII веках. Вплоть до XVIII века он подходил всем слоям русского общества: его носили цари, бояре, купцы, ремесленники и крестьяне.
После указов Петра (XVIII век) русское дворянство и городской костюм подверглись европеизации. Однако национальный (народный) русский костюм был популярен в деревнях до начала 20 века.
старинная аристократическая одежда: бояре, купец
Платье русского обывателя
Основой русского женского костюма была рубаха (льняная рубашка или блузка). Изготавливалась вышивка льном, шелковое кружево, золотые нити и блестки. Широко украшались воротники и рукава.
К началу ХХ века наиболее распространены женские костюмы двух типов: южнорусский с поневой, т. Д.е. юбка домотканая шерстяная, и среднерусская с сарафаном, то есть своеобразным платьем без рукавов. Типичным цветом сарафана и юбок был красный, так как этот цвет буквально переводится как «красивый».
Одним из самых распространенных видов праздничных головных уборов был «кокошник», его мастерски украшали речным жемчугом, сеткой из жемчуга, золотым и серебряным шитьем, цветной фольгой и декоративными камнями. Головной убор ценился в семье, передавался по наследству и был неотъемлемой частью приданого обеспеченной невесты.
кокошник
Мужской костюм состоял из длинной рубахи (рубаха-косоворотка с воротником-стойкой сбоку), брюк (порти), пояса (пояс-кушак) и лаптей (позднее сапоги). Тканые туфли обычно изготавливают из волокон березы. В наши дни они больше не носят, а сегодня являются украшением домов.Шапка (картуз) возникла в конце 19 века, ее украшал цветок.
Рубаха мужская «рубаха» праздничная и праздничная «картуз»
рубаха-косоворотка
лапти
Зимой россияне носили шубу (шубу) и шерстяную войлочную обувь (валенки). Это было чрезвычайно практично и эффективно в холодном северном климате. Шубы шили из меха, вывернутого наизнанку или «изнанкой наружу».Для защиты ушей от холода использовалась традиционная мужская теплая шапка с клапанами — ушанка (от слова уши — уши) или треух. На девушке были традиционные русские шали и красивые павловопосадские шарфы из 100% шерсти.
валенки
женское пальто
Русские платки и шали
Шаль пуховая Оренбургская — лучший бренд Южного Урала
мужчин из Мышкинского района 1832
шапка советская ‘ушанка’
историческое рукоделие — NeedlenThread.com
историческое рукоделие — NeedlenThread.com перейти к содержаниюсентябрь 2020
июнь 2020
мая 2020
марта 2020
Февраль 2020
Январь 2020
декабрь 2019
сентябрь 2019
июль 2019
марта 2019
ноябрь 2018
Октябрь 2018
Сентябрь 2018
Август 2018
июль 2018
июнь 2018
Май 2018
Апрель 2018
Март 2018
Февраль 2018
январь 2018
Ноябрь 2017
Октябрь 2017
Сентябрь 2017
августа 2017
июль 2017
июнь 2017
Апрель 2017
Март 2017
Февраль 2017
Январь 2017
декабрь 2016
ноябрь 2016
Октябрь 2016
Сентябрь 2016
июнь 2016
Май 2016
Апрель 2016
Март 2016
Февраль 2016
Январь 2016
декабрь 2015
Август 2015
июль 2015
июнь 2015
Май 2015
Апрель 2015
Март 2015
Февраль 2015
Январь 2015
ноябрь 2014
Октябрь 2014
сентябрь 2014
Август 2014
июль 2014
июнь 2014
Май 2014
апрель 2014
январь 2014
декабрь 2013
Октябрь 2013
Сентябрь 2013
июнь 2013
Май 2013
март 2013
Февраль 2013
Январь 2013
декабрь 2012
ноябрь 2012
Октябрь 2012
сентябрь 2012
Август 2012
июль 2012
Май 2012
Апрель 2012
март 2012
Февраль 2012
Октябрь 2011
Сентябрь 2011
августа 2011
июль 2011
июнь 2011
Апрель 2011
март 2011
Февраль 2011
Декабрь 2010
Октябрь 2010
Август 2010
июль 2010
июнь 2010
Май 2010
апрель 2010
Февраль 2010
Январь 2010 г.
декабрь 2009
ноябрь 2009
Октябрь 2009
сентябрь 2009
Август 2009
июль 2009
июнь 2009
апрель 2009
март 2009
Январь 2009
декабрь 2008
ноябрь 2008
Август 2008
июль 2008
июнь 2008
Май 2008
апрель 2008
март 2008 г.
Февраль 2008
Январь 2008 г.
декабрь 2007 г.
ноябрь 2007
Октябрь 2007 г.
Сентябрь 2007 г.
Август 2007
июнь 2007
май 2007 г.
Апрель 2007 г.
март 2007 г.
февраль 2007 г.
Январь 2007 г.
декабрь 2006 г.
Школьной формы из разных стран мира
Есть много традиций относительно школ и школьной формы, которые известны как минимум со времен Древней Греции.Посмотрим, что и как носят школьники в разных странах.
Япония
Япония ввела школьную форму в конце 19 века. Сегодня школьная форма практически универсальна для японских государственных и частных школ.
Японские школьницы, 1920, 1921
Короткие юбки появились в 1990-х годах, девочки заправляли их по дороге из дома в школу и возвращали исходную длину при достижении образовательной учреждение.
Шри-Ланка
Все государственные и большинство частных школ Шри-Ланки обязывают учащихся носить белую школьную форму.
Ниже: пример мусульманской школьной формы из Шри-Ланки
Волшебный фиолетовый цвет, девочки выглядят счастливыми
Бутан Бутана — это традиционная национальная одежда.У каждой школы свой цвет.
Куба
Существует три основных типа униформы. Бордовый-белый для младших классов:
Бело-желтый для средних классов:
Голубой верх и темно-синий низ для старшеклассников:
Северная Корея
Студенты в Северная Корея похожа на советских пионеров. Главный аксессуар — красный галстук, символ коммунистического движения.
Вьетнам
Форма во Вьетнаме различается в зависимости от района, в котором расположена школа. Но, как правило, это светлый верх, темный низ и красный галстук. Старшеклассницы носят удобные белые длинные шелковые платья поверх белых брюк.
Девочки в шелковой униформе выглядят очень элегантно
Традиционная одежда не только красива, но и удобна
Англия
В Британии каждая школа имеет свою форму. .Примеры:
The King’s School в Маклсфилде
The Ryleys Preparatory School
Cheadle College Harrow School Christs Hospital School И еще несколько фотографий из разных уголков мира.