Мелкая моторика ребёнка: советы по эффективному развитию
Сегодня все мамы прекрасно знают, что мелкую моторику рук у малышей необходимо развивать чуть ли не с рождения.
Ещё великий советский педагог-новаторВ. А. Сухомлинский говорил о том, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.
Сегодня все мамы прекрасно знают, что мелкую моторику рук у малышей необходимо развивать чуть ли не с рождения.
Но не все имеют представление, как правильно это делать, и вообще, что такое мелкая моторика и каковы её особенности? Давайте рассмотрим эти вопросы.
Определение понятия
Мелкая моторика — это способность ребёнка выполнять последовательность мелких и точных движений кистями, а также пальцами ног и рук при помощи скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем организма.
Часто в быту относительно этого понятия применяют термин «ловкость». К области мелкой моторики относят много различных движений: от простых (например, взять игрушку) до сложных (писать, рисовать).
Особенности мелкой моторики малышей до 1-го года
Мелкая моторика развивается с момента рождения ребёнка и играет огромную роль для общего развития малыша. Сначала кроха разглядывает свои ручки, затем учится ими пользоваться — неумело берёт предметы всей ладошкой, затем только большим и указательным пальчиками и лишь, пройдя все эти этапы, начинает брать игрушку так, как это делают взрослые. Чуть позже мама учит малыша держать в ручке ложку, карандаш, кисточку для рисования.
У мелкой моторики есть одна очень важная особенность — она тесно связана с нервной системой, вниманием, памятью, зрением и восприятием ребёнка. Учёными давно доказано, что от развития мелкой моторики у детей во многом зависит раннее развитие речи. С научной точки зрения это объясняется просто: речевой и моторный центры в головном мозге человека расположены очень близко.
Во время стимуляции моторных навыков пальчиков ребёнка его речевой центр начинает активизироваться — вот почему для своевременного развития речи нужно больше внимания уделять упражнениям на развитие моторики кистей и пальчиков. Это в будущем повлияет на почерк, ловкость рук, скорость реакции.
Для чего нужны занятия, развивающие мелкую моторику?
Зачастую по особенностям развития мелкой моторики ребёнка судят о его готовности к обучению в школе. Считается, что если с ней всё в порядке, то ребёнок умеет рассуждать, мыслить логически, подготовлен к обучению письму, имеет хорошую концентрацию, память, воображение, внимание, устную речь.
У каждого малыша процесс развития мелкой моторики протекает индивидуально. Вначале движения ручек ещё неумелые, неловкие и негармоничные. Чтобы помочь крохе развиваться в этом направлении, придумано множество современных методик, развивающих игр и упражнений.
Занятия и игры по мелкой моторике для самых маленьких
Их можно условно разделить на такие группы: пальчиковые игры, массаж пальчиков, игры с мелкими предметами, лепка и рисование.
Многие родители занимаются развитием мелкой моторики детей по системе Марии Монтессори, разработанной более ста лет назад и доказавшей свою эффективность.
Мы рассмотрим самые простые, но действенные и популярные методы:
- Массаж ладошек — универсальный способ развития моторики для детей самого разного возраста. Возьмите ручку ребёнка и водите своим пальцем по ладошке, гладьте, массируйте её, а потом каждый отдельный пальчик по очереди. Дети просто обожают такие забавы. Если из всех вариантов этой игры вы знаете только Сороку-Ворону, тогда вам необходимо пополнить арсенал знаний. На самом деле стишков для пальчиковых игр придумано огромное множество!
- Ладушки — это русская народная потешка, которая научит распрямлять крошечные пальчики и хлопать в ладошки.
- Разрывание бумаги — упражнение подходит детям после 7-ми месяцев. Дайте несколько листов цветной бумаги ребёнку. Он сначала её ощупает, рассмотрит внимательно, затем начнёт рвать. Такое занятие доставляет малышам несказанное удовольствие;
- Листание страниц — этому малыш научится ближе к году. Теперь вам придётся объяснить ему, что нельзя рвать странички в книжках, а нужно аккуратно их перелистывать;
- Бусы — многим детям нравится перебирать пальчиками мелкие предметы. Такое занятие очень полезно. Сделайте или купите себе такое украшение с бусинками разного размера, формы и цвета. Малыш, находясь у вас на руках, будет подолгу рассматривать их и перебирать пальчиками;
- Вкладыши-мисочки — их можно вкладывать друг в друга, выстраивая башенки и пирамидки. Такая игра формирует понятие о размерах предметов;
- Крупы — насыпьте в мисочку любую крупу и дайте маленькому потрогать, просыпать её сквозь пальчики. Прекрасное упражнение для развития тактильных ощущений и мелкой моторики;
- Баночки с крупами: насыпьте понемногу разных круп в отдельные баночки и позвольте малышу опускать в них ручку. Так он сможет прощупывать все крупинки, трогать их пальчиками. Закопайте на глазах малыша какой-нибудь интересный предмет в крупу, а он пусть поищет;
- Рисовать пальчиком по песку — тоже очень интересное и полезное занятие
- Игрушки, развивающие мелкую моторику: горошинка и другие
Для игры нужна горошина и баночка с крышкой. Покажите крохе, как нужно взять баночку, снять с неё крышку, положить туда горошинку, а затем снова закрыть крышкой. Не расстраивайтесь, если это занятие быстро надоест малышу и не заставляйте его делать, а предложите что-нибудь другое.
Просто завинчивать и отвинчивать крышки от баночек — тоже очень хорошее упражнение для развития ловкости рук малыша. А ещё включайте кроху в процесс одевания — застёгивания застёжек, шнуровки ботиночек. Чуть позже учитесь лепить из пластилина, раскрашивать картинки и рисовать, собирать пазлы и мозаику, вырезать ножницами. Всё это ваш малыш обязательно должен освоить ещё до того, как соберётся в школу.
Все занятия, а особенно с мелкими предметами, должны проводиться только под контролем взрослых. И ещё — чтобы почувствовать ощутимую пользу, не ленитесь делать упражнения на мелкую моторику систематически.
Игрушки ребенку по месяцам до года — 1 ответов на Babyblog
Еще одна статья себе в меморис:
Игрушки для ребенка
Игрушка для младенца – это источник получения новой информации, инструмент, при помощи которого взрослый объясняет ребёнку, что он чувствует и видит.
Игрушка — способ привлечения внимания ребёнка, попытка вызвать у малыша направленный взгляд на новый для него объект.
Покупать следует те игрушки, которые изготовлены из безопасных для малыша материалов – дерева, резины, пластика. Игрушки должны быть прочными.
Игрушки для малышей должны быть ярких цветов с хорошо различимыми деталями. Так называемые основные цвета для малыша – это синий, жёлтый, красный, и зелёный. Их он начинает воспринимать и различать первыми. Выбирая игрушки, помните об этом.
Игрушки первого года жизни функционально необходимы для:
— получения разнообразной информации и совершенствования развития основных органов чувств, прежде всего тактильной чувствительности, зрения, слуха;
— развития мелкой и крупной моторики ребёнка (движений рук и всего тела) ;
— своения информации о различии форм, цвета, размера окружающих предметов, пространственных отношениях между ними.
Игрушки для детей от 0 до 3 месяцев.
1. Разноцветные «мобиле» (подвижные конструкции с укреплёнными на них пластмассовыми фигурками). Данные игрушки способствуют развитию зрения малыша, так как заставляют его фиксировать взгляд на движущемся предмете, стимулируют зрительное сосредоточение и прослеживающие движения глаз. «Мобиль» закрепляется на расстоянии 15-20 см от глаз ребёнка. Не стоит подвешивать на «мобиль» много игрушек, 2-4 вполне достаточно, которые необходимо менять с периодичностью 4-5 дней.
3. Картонные кубики, призмы, шары с чёрно –белым геометрическим рисунком. Они также способствуют развитию зрения. Кубики подвешивают на расстоянии 15-20 см от глаз ребёнка. Эти объекты необходимо время от времени менять, чтобы они не надоели малышу.
4. Схематическое изображение человеческого лица. Ребёночек наделён способностью узнавать человеческие лица и рассматривает их с большим интересом, чем другие объекты.
6. Погремушки и любые другие игрушки, которые можно хватать и сжимать. Они формируют у малыша представление о двигательных возможностях рук, способствуют развитию координации движений. Лучше подбирать погремушки и пластмассовые кольца контрастных цветов.
7. Поющий волчок, игрушки типа «Ванька – встанька». Такие игрушки способствуют развитию зрения, слуха и познавательных способностей. Эта игрушка предназначена для игры ребёнка со взрослым. К примеру, возьмите малыша на руки, покажите и дайте потрогать ему волчок. Раскрутите волчок и, после того как он начнёт гудеть, скажите «Послушай, как поёт волчок!». Играя с «Ванькой-встанькой», покажите малышу, как раскачивается игрушка-неваляшка. Продолжайте играть до тех пор, пока малышу не надоест. Со временем ребёнок сможет справляться с этими игрушками самостоятельно.
8. Тряпичный яркий браслет с колокольчиком или бубенчиком, застёгивающийся на липучку. Он способствует развитию координации движений рук и развитию слуха (стимулирует слуховое сосредоточение). Браслет надевается малышу на запястье, попеременно на правую и левую руку. Ребёнок размахивает ручками, колокольчики позвякивают и привлекают внимание.
9. Игрушки из разных тканей (например, меха, фланели, перышек и т. д.) Ощупывание различных поверхностей способствует развитию тактильной чувствительности. Касаясь поверхностей различных материалов, ребёнок получает богатую информацию о разнообразии окружающего мира.
10. Деревянные или пластмассовые кольца, закреплённые над кроватью. Данные кольца развивают представление ребёнка о своих двигательных возможностях, способствуют развитию координации движений. К концу 3-го месяца над кроваткой прикрепляют кольца таким образом, чтобы они были доступны для малыша. Такие игрушки нужны для того, чтобы малыш научился двигать полуоткрытой ладошкой по направлению к предмету
Игрушки для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев
1. Кольцо – прорезыватель – игрушка, предназначенная для жевания, сосания, засовывания в рот. Такие игрушки необходимы малышу тогда, когда у него прорезаются зубки.
2. Игрушки – подвески способствуют развитию зрения, мелкой моторики и тактильных ощущений, так как в возрасте 4-6 месяцев ребёнок может дотянуться до игрушек и потрогать их. На такие игрушки подвешиваются не только разнообразные яркие погремушки, но и любые предметы быта, а также резиновые и тряпичные фигурки животных и птиц.
3. Тряпичный мяч или кубик. Эти мягкие игрушки способствуют развитию зрительно-моторной координации, помогают сформировать навык хватания. Мяч желательно использовать небольшого размера и удобный для захватывания. Если внутри мяча находится бубенчик, то такая игрушка будет развивать ещё и слух. К концу 6-го месяца малыш может играть с мячом, сидя на коленях у взрослого или лёжа на животе и опираясь на вытянутые руки.
4. Разнообразные музыкальные игрушки (дудки, свистки, погремушки). Музыкальные игрушки способствуют развитию слухового восприятия, с их помощью малыш учится находить источник звучания, расположенный справа, слева, сзади. В этом возрасте расстояние до источника звука можно увеличить. Кроме того, развитие слуха стимулируют громкие и тихие звуки, отличающиеся по тембру.
Игрушки для детей в возрасте от 7 до 9 месяцев
1. Резиновый мяч или игрушка для пинания ногами. Такая игра способствует развитию мышц ног и координации движений ног.
2. Игрушечный молоток с деревянными колышками, которые можно забивать. Такие игрушки стимулируют развитие рук. С помощью молотка ребёнок развивает зрительно-моторную координацию, укрепляет мышцы.
3. Музыкальные центры – способствуют развитию зрительно-моторной координации и стимулирует развитие мышления, так как побуждает к установлению логической связи между действием (нажатием на кнопку) и звуковым эффектом.
4. Любые предметы, которые можно ронять на пол (кубики, мягкие игрушки, деревянные ложки, резиновые пищащие игрушки и т. д. ) Выбрасывая предметы из кроватки, малыш развивает мелкую моторику, познавательные способности, слух, зрение.
5. Мягкие книжки из ткани или пластика способствуют развитию зрительного восприятия, познавательного интереса, понимания речи, а также развитию мелкой моторики и тактильных ощущений. В этом возрасте малыш пробует всё на вкус, поэтому книжки должны быть вымыты. Научите малыша переворачивать страницы, покажите картинки, назовите зверушек или предметы, которые на них изображены.
6. Игрушки для игры в ванне (плавающие уточки, кораблики, губки в виде зверушек и т. д.) Игры в ванне с разнообразными плавающими игрушками способствуют развитию моторных навыков, познавательных способностей и зрения (тренируют прослеживающие движения глаз).
7. Игровые центры. Как правило в такие центры входят зеркальце, яркие фигурки, движущиеся вверх-вниз, крутящиеся шарики, цилиндрики, колокольчики, телефонный диск. Игровые центры способствуют развитию мелкой моторики, слухового восприятия, а также помогают малышу научиться манипулировать различными предметами.
Игрушки для детей в возрасте от 9 до 12 месяцев
1. Пирамидки. Игра с пирамидками способствует развитию зрительно-моторной координации и мелкой моторики, а также развитию познавательных способностей.
2. Игрушки-гнёзда (вкладывающиеся друг в друга цилиндрические и прямоугольные стаканчики). Такие игрушки развивают координацию движений, мелкую моторику и познавательный интерес.
3. Набор строительных кубиков. Игры с кубиками способствуют развитию зрительно-моторной координации. Учите ребёнка строить и разрушать.
4. Игры-головоломки (матрёшки и т. д.) — стимулируют развитие понимания речи и познавательных способностей, формированию понятия величины и т. д.
5. «Логические кубы», «Волшебное лукошко» (пластмассовые формы с прорезями на поверхностях и фигурки соответствующей формы и размера) – способствуют развитию зрительно-моторной координации и стимулирует развитие познавательных способностей. Можно продемонстрировать малышу какое это удовольствие – бросать шарики в круглые дырочки, а кубики – в квадратные прорези.
6. Игрушки-каталки на колёсиках с длинной ручкой. Когда ребёнок учиться ходить, такие игрушки служат ему опорой и таким образом способствуют развитию координации движений.
7. Устойчивые машины, которые можно катать взад вперёд. Такие игры учат совершать простые манипуляции с предметами. Машинки необходимы и мальчикам и девочкам, так как они являются своеобразной опорой для ребёнка и способствуют развитию координации движений.
8. Качалки, мячи и спортивные игрушки. Они учат ребёнка управлять своим телом, учат ходить, бегать.
9. Музыкальные игрушки (барабан, металлофон) – способствуют развитию слухового восприятия и зрительно-моторной координации.
10. Наклонный жёлоб с шариком или специальные игровые центры, в которых шарик скатывается по спиралевидным проволочкам. Подобные игрушки способствуют развитию зрения и познавательных способностей. Следя за шариком, скатывающимся по наклонной плоскости, ребёнок учится предсказывать их движение.
11. Заводные игрушки. Игрушки, которые нужно заводить с помощью ключика, способствуют развитию мелкой моторики.
12. Тряпичные куклы с крупными чертами лица. С помощью кукол ребёнок учится простым манипуляциям (качать куклу, укладывать спать, кормить). Такие игрушки – хорошее наглядное пособие для знакомства с названиями основных частей тела и лица.
Мелкая моторика рук у детей 2 – 3 лет: необходимость развития, игры, упражнения
Содержание статьи
Мелкая моторика — это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста, поэтому развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет — актуальный вопрос для родителей.
Необходимость развития мелкой моторики
Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще миллион разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. Подробнее об этом читайте в нашей статье.
Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день, — пальчиковые игры. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.
Примеры игр и упражнений
В 2–3 года малыш уже способен справляться с застежками-липучками, крупными пуговицами, проталкивать предметы в отверстия, разбирать и собирать пирамидки, строить башни из кубиков, рисовать, лепить куличики, откручивать крышки, нанизывать бусины на шнурок и еще много чего. Он даже начинает пользоваться безопасными детскими ножницами. Чем разнообразнее игры и занятия ребенка, тем более разносторонним будет развитие его рук и пальчиков. Это не значит, что нужно покупать ему как можно больше игрушек, — в любом доме легко найдется множество подходящих для этой цели предметов.
Самые простые упражнения для пальцев
Заинтересовать и вовлечь в игру малыша 2-3 лет легко, и чем проще игра — тем лучше.
- «Улитка». Самым маленьким это упражнение поможет научиться удерживать большим пальцем безымянный и мизинец в согнутом состоянии, оставляя указательный и средний прямыми. Одну руку нужно сжать в кулачок и аккуратно высвободить из него 2-й и 3-й пальчики так, чтобы 4-й и 5-й остались под большим. Чтобы малышу было проще сохранить такую комбинацию, можно слегка прижать ее к повернутой вверх ладошке другой руки. Теперь пора пошевелить свободными указательным и средним пальцами, изображая рожки улитки, сидящей на листочке-ладошке.
- «Ножки». Ребенку непременно понравится изображать указательным и средним пальчиками шагающего по столу человечка, повторяя за взрослым. Чтобы игра стала интереснее, «ножкам» можно сделать башмачки из теста или массы для лепки, а можно нарисовать на тыльной стороне ладони забавную рожицу, превратив человечка в веселого монстрика или даже в осьминога.
- «Очки». Соединить большой и указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале. Остальные три пальчика, оставшиеся свободными, можно растопырить наподобие птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит от фантазии и уровня владения пальцами.
Играя с ребенком, проявляйте фантазию: это поможет не только развеселить его, но и стимулирует развитие творческих способностей, воображения.
Рисование
Впервые взяв в руки карандаши, восковые мелки или пальчиковые краски, ребенок с восторгом понимает, что теперь он умеет оставлять разноцветные каракули практически на любой доступной поверхности.
Пользу рисования сложно переоценить, ведь помимо мелкой моторики оно развивает:
- мышление;
- фантазию;
- чувство прекрасного;
- творческие способности.
Многие родители расстраиваются, что их чадо не желает держать пишущий предмет правильно, а зажимает его в кулачке, но в таком раннем возрасте об этом можно не беспокоиться.
Вот несколько рекомендаций для того, чтобы рисование принесло удовольствие и пользу малышу:
- В качестве инструмента для первых опытов предпочтительнее безопасные восковые мелки, чем карандаши, так как при поломке они не теряют пишущих качеств. К тому же, с их помощью можно проводить линии разной толщины, а также рисовать боковой поверхностью.
- Чтобы уберечь от потока детского творчества обои, нужно обеспечить ребенка необходимым пространством для рисования: например, предложить ему лист ватмана, разложенный на полу. Это обязательно понравится маленькому художнику, если в альбоме ему тесновато.
- Работу с пальчиковыми или обычными красками удобно организовать в ванной, совместив с купанием. Рисовать можно на кафельной стене или другой подходящей поверхности, и при этом не боясь запачкаться. В магазинах даже можно найти специальные мелки для ванной.
Как мелки, так и карандаши лучше покупать толстые, диаметром около 1,5 см, – их малышу будет намного удобнее держать, чем «взрослые» тонкие, а значит, он охотнее будет ими пользоваться.
Лепка
Одно из самых важных упражнений для детских пальцев — лепка. Даже простое разминание пластилина или теста великолепно развивает сенсомоторику ребенка. Выбору массы для лепки следует уделить особое внимание: материал должен быть безопасным и достаточно мягким, чтобы малыш мог с ним работать. Занятия должны проходить под присмотром и при участии взрослых:
- «Лепешки и колбаски». Чтобы наглядно продемонстрировать малышу возможности пластилина, можно скатать несколько небольших шариков (лучше разноцветных) и предложить ему расплющить один из них ладошкой — получится лепешка. Второй шарик ребенок должен будет покатать по столу так, чтобы получилась колбаска. Следующие несколько шариков нужно предоставить в распоряжение ребенка и понаблюдать, что он из них сделает.
- «Прилипалка». Начинающему скульптору нужно показать, что иногда фигурка может состоять из нескольких деталей. Для этого нужно слепить несколько незамысловатых фигур — шариков, кубиков, колбасок — и предложить малышу соединить их как ему захочется. Возможно, он слепит человечка.
- «Палитра». Через какое-то время после начала работы с пластилином ребенку обязательно придет в голову идея смешать цвета. Не стоит его в этом ограничивать! Наоборот, полезно будет показать ему несколько удачных сочетаний, например, перекрутив между собой две тонкие колбаски разных цветов, а потом позволив перемять их. Конечно, разделить пластилин обратно уже не удастся, но зато палитра пополнится новыми оттенками.
Подобные маленькие уроки расшевелят фантазию ребенка, и он уже сам придумает множество интересных «пластилиновых» игр.
У малыша не сразу получится воплощать все свои замыслы, поэтому ему нужно помогать в наиболее сложных деталях, иначе он может потерять интерес к лепке.
Игрушки
Детские магазины предоставляют огромный выбор развивающих игрушек для малышей. При желании почти любую из них можно воспроизвести дома из подручных материалов. Здесь главное условие — чтобы игрушка нравилась ребенку. Вот несколько популярных примеров:
- Мозаика. Представляет из себя перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее полезно.
- Шнуровка. Это набор из картонных карточек с отверстиями и разноцветных шнурков. На картонках — яркие картинки, иногда со сказочными сюжетами, и шнурки нужно продевать в отверстия так, чтобы дополнить их. Как и в случае с мозаикой, допускается беспорядочное шнурование.
- Сортировка. Для этой игры подойдет любая россыпь разноцветных мелких предметов — бусин, фишек от мозаики, фасоли, деталей конструктора, макаронных изделий, прищепок — список можно продолжать. Смысл в том, чтобы рассортировать всю кучку по цветам. Это занятие развивает не только мелкую моторику, но и усидчивость.
- Подбор крышки. Это домашняя игра, для которой понадобится несколько небольших пластиковых бутылок и банок с крышками разного диаметра. Ребенку предлагается подобрать нужную крышку к каждому горлышку и закрутить ее.
- Конструктор. Универсальная игра, интересная ребенку любого возраста. Возводить постройки можно как по образцу, так и в свободной форме. При выборе конструктора для малыша нужно учитывать одно требование: чтобы он соответствовал категории «0+» как по размеру деталей, так и по качеству материала, из которого он изготовлен.
В 2-3 года вся активная деятельность ребенка сводится к игре. Играя, он учится, развивается, растет. А играть можно только в хорошем настроении – родителям об этом стоит помнить. Поэтому к любым развивающим занятиям нужно приступать, когда малыш пребывает в соответствующем расположении духа, – тогда они принесут максимальную пользу и радость.
Развитие мелкой моторики малышей с рождения до года. | Статья по теме:
Развитие мелкой моторики малышей с рождения до года.
Вся история человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Задолго до появления письменности, когда не было необходимости подготовки руки ребенка к владению письменными принадлежностями, существовали разные упражнения для детской ручки, чтобы сделать ее умелой. Природные элементы, простые навыки обработки материалов, плетение косичек и другие действия вместе с естественной полезностью помогали ребенку овладевать правильной речью. В Китае, например, были распространены и сейчас используются упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко использовались упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Не случайно великим философам древности принадлежат высказывания о значении руки в жизни человека. «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант.
Если обратиться к истории, можно встретить в русском фольклоре для развития мелкой моторики пальчиковые игры. С малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». И то, что многое из опыта наших предков не забыто, а наоборот, продолжает развиваться, говорит о пользе и важности развития мелкой моторики в детском возрасте.
Специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей отмечают, что у детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. Поэтому для стимулирования и ускорения процесса речевого и умственного развития ребенка необходимо развивать его мелкую моторику. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мышц пальцев и кистей рук.
Для правильной организации работы по развитию мелкой моторики необходимо знать этапы формирования кистевых и пальцевых навыков у детей с рождения до года:
- В возрасте от 0 до 1 мес. формируется первая двигательная функция руки – хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, он плотно сжимает их.
- В возрасте двух месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет 2-3 сек. совершает ритмические движения пальцами во время сосания – сжимает и разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца ребенок вскидывает ручки при оживлении.
- Начиная с трех месяцев появляются условно-рефлекторные движения. Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет в рот. Свободно размахивает руками без зрительного контроля.
- У четырехмесячного малыша ладони часто раскрыты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в руку предмет до 20 сек. Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные.
- В возрасте 5 месяцев ребенок противопоставляет большой палец другим. На протяжении длительного времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки. Протягивает руки матери, а также к близкому предмету, берет его из рук взрослого.
- В 6-7 мес. ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Размахивает руками при виде ванны с водой, обороняется руками при приближении руки с мылом.
- В 8-9 мес. крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью. Показывает нос, глаза у другого человека, у куклы. Машет рукой при прощании. Начинает проявляться преобладание одной руки.
- После 9 месяцев формируется манипуляционная деятельность. По-разному действует с предметами: катает машинку, открывает кастрюльку, нажимает на кнопки, клавиши, вынимает из коробки предметы.
- В возрасте 10-11 мес. ребенок накладывает один предмет на другой. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, снимает кольца с пирамидки, вкладывает палочку в отверстие, подражает действиям с предметами взрослого.
- В 12 мес. держит чашку, когда пьет. Играет вкладышами. Переносит усвоенные действия на новые объекты: водит, кормит, баюкает куклу, мишку, кошку, зайку, катает их на машине.
Итак, развивать пальчики ребенка следует с его рождения. У новорожденного ребенка ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом, малыша можно даже немного приподнять. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка «включается» хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит его эмоциональное развитие. А для активной работы головного мозга и развития речи ребенка необходимо научить его раскрывать ладошки и разводить пальчики в стороны.
Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности, к собственной ладошке, к голове или к руке взрослого. Этой цели способствует массаж пальцев и кистей рук:
— Поглаживайте ручки ребенка от кулачка к плечу, потрите кулачки друг о друга и, когда пальчики раскроются, погладьте их по очереди от кончиков к ладони.
— Помассируйте подушечки пальцев ребенка, производя легкие нажатия на них.
— Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.
— Возьмите ладонь ребенка в свою руку и легким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.
— Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажером. Наденьте массажер на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики, начиная с мизинца.
Хорошо использовать для массажа игру «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила». Круговые движения пальцем взрослого по детской ладони при проговаривании потешки стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша. На центре ладони – проекция тонкого кишечника; отсюда и начинают массаж. Затем увеличивают круги – по спирали к внешним контурам ладони: так мы «подгоняем» толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.
Далее, описывая работу «сороки – белобоки» на раздаче каши деткам, надо каждого «детку», то есть каждый пальчик младенца взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца, снимает психическое и нервное напряжение. Потом безымянный – для положительного воздействия на печень и почки. Массаж подушечки среднего пальца улучшает работу кишечника; указательного – стимулирует желудок и поджелудочную железу. Большой палец (которому «не дала, потому что дрова не рубил, кашу не варил – тебе ничего нет!») не случайно оставить напоследок: он повышает активность мозга, сюда же выходит и так называемый «легочный меридиан». Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Кстати, эта игра не противопоказана и взрослым. Только тут уж самим решать, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.
Самая забытая из «лечебных игр», это игра «Три колодца». Тем не менее она – самая важная (если вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками). Игра строится на «легочном меридиане» — от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:
— Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…
Дальше слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:
— Здесь вода холодная, — нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему, профилактика простуды. Теперь провести пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавить на сгиб:
— Здесь вода теплая, — мы регулируем работу легких.
Далее движения вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажать на него – мы почти закончили «массаж легких»:
— Здесь вода горячая…
— А тут кипяток! – Пощекотать малыша под мышкой. Он засмеется – а это само по себе хорошее дыхательной упражнение.
Массаж кистей рук можно проводить с использованием всевозможных ворсовых щеток: мягкой щеткой – по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жесткой (зубной) щеткой – по подушечкам пальцев. С ребенком 1-2 мес. данное упражнение проводится каждый день по 3 раза в течение 10-20 сек. и состоит из 4-6 движений (и так до 5-7 мес.)
- После массажа в разжатые кулачки ребенка вкладывают круглые предметы так, чтобы один его палец находился с противоположной стороны от остальных пальцев; ему помогают вначале удержать этот предмет, а затем потянуть к себе и покрутить из стороны в сторону.
Малышам очень нравится игра «Похлопаем по маминой ладошке». Положив малыша на спинку, потереть кулачки или ладошки друг о друга, а потом в ритм потешки похлопывать ладошкой малыша о свою руку:
Детка (или имя ребенка) хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так, вот так.
Своих ручек не жалеет.
У малыша раскроются кулачки, он будет разводить пальчики.
Можно поиграть с детским кремом. Выдавив крем себе на ладонь, взять кулачок или ладошку ребенка и в ритм потешки круговыми движениями размазывать крем ручкой малыша по своей ладони:
Вот какие малыши!
Наши пальчики уж очень хороши!
Ля-ля-ля-ля-ля!
Эти ритмичные движения позволят расслабить мышцы пальчиков у детей с повышенным нервно-мышечным тонусом и будут стимулировать тонус мышц у вялых детей. Повторить игровые действия с другой ручкой малыша. Затем обхватить ладошку малыша своей рукой так, чтобы четыре пальчика «спрятались» в кулачок, а большой пальчик был сверху:
Спрячем пальчики вот так и вот так,
Поместились наши пальчики в кулак.
Вот так, вот так!
Повторить игровые действия несколько раз.
В конце игры, читая потешку, погладить и растереть пальчики ребенка от кончиков к ладони.
Целенаправленные движения руки у младенца появляются к 4 месяцам. Постепенно подготавливаем малыша к этим движениям.
* С 3 месяцев побуждаем ребенка к схватыванию предметов, подвешенных над его грудью. Для этой цели используем, например, бубенцы с ленточками. Привлекая внимание ребенка с помощью звона бубенцов, касаемся концами ленточек к тыльной стороне ручек ребенка, побуждая его схватить за концы лент.
* С 4 месяцев надо развивать умение брать игрушку из рук взрослого. Если ребенок не протягивает к погремушке руки, следует погладить его по руке снаружи с тыльной стороны, а затем со стороны ладони. Помочь ребенку достать рукой ногу. Для привлечения внимания подвесить к ноге яркий помпончик или колокольчик.
* С 5 мес. следует побуждать ребенка брать игрушку сверху, сбоку, снизу. Игрушки предлагать различной формы, с различной поверхностью (губку, скругленные прищепки для белья, колечки, кусочки ткани). Побуждать ребенка дать руку – протянуть ему собственную руку, взять его за руку, поглаживая, повторять: «Дай ручку».
* С 6 мес. побуждаем выполнять элементарные действия с игрушками: стучать, размахивать, перекладывать, бросать.
* С 7 мес. показывать различные действия с игрушками: как толкать мяч, как стучать крышкой о кастрюлю, как вынимать шарики из миски.
* С 8-9 мес. показывать следующие действия: как покатать машину или мяч; открыть-закрыть коробку, кастрюлю крышкой; снимать кольца со стержня; выполнить «ладушки», «до свиданья»; поиграть в «Сороку-белобоку»; вынуть-вложить игрушку (в тазик, кастрюлю).
* С 10 мес. показывать, как поводить, покачать, покормить куклу; положить кубик на кубик; нанизывать кольца на стержень.
К концу 1 года жизни перед массажем кистей рук хорошо выполнять криомассаж (массаж с использованием льда и горячей воды).
Цель криомассажа – снижение тонуса и уменьшение напряженности мышц. Метод прост в использовании, практически не имеет противопоказаний, за исключением острых воспалительных заболеваний. Для его проведения взять две емкости (тазики). В один тазик налить теплую воду (ближе к горячей, но чтобы малышу было приятно), в другой положить ледяные кубики («конфетки»), которые легко можно сделать в холодильнике. Сначала предложить малышу пошебуршать «конфетками», затем опустить руки в теплую воду: «Потрогаем кубики («конфетки») – они холодные», «Потрогаем водичку – она горячая». Спросить: «Где горячая водичка?», «Где конфетки?»
Затем руки хорошенько встряхнуть и вытереть полотенцем. Продолжительность процедуры не должна превышать 7 минут. Одновременное ощупывание кубиков («конфеток») – от 5 до 30 секунд. Курс составляет 15-20 сеансов, проводимых ежедневно.
Сразу после криомассажа предложить малышу вкладывание-вынимание игрушек, нанизывание. Можно дать ребенку рвать на мелкие кусочки газету (любую бумагу) – малыши делают это с удовольствием по несколько минут; можно предложить перебирать крупные деревянные бусы, вкладывать один в другой полые кубики разной величины; нанизывать кольца пирамидки – сначала на конус, затем на стержень.
С 6-7-месячного возраста проводят упражнения для пальцев рук. Взрослый сгибает и разгибает пальцы малыша, то на правой, то на левой руке. Для разминок пальчиков используются самые разнообразные стихи-потешки. На каждую строчку потешки загибаем или разгибаем пальчики ребенка на правой, затем на левой руке, начиная с большого и заканчивая мизинчиком.
Под эти же потешки можно также делать массаж пальчиков, легкими круговыми движениями перебирая каждый пальчик ребенка. Примеры потешек:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Большаку дрова рубить,
А тебе воды носить,
А тебе печь топить,
А тебе тесто месить,
А малышке песни петь.
Настало утро.
Солнышко встало.
Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!
Большой палец – танцевал,
Указательный – скакал,
Средний палец – приседал,
Безымянный – все кружился,
А мизинчик – веселился.
— Мальчик с пальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем – кашу ел,
С этим братцем песни пел.
При рассказывании следующей потешки на первые две строчки поочередно сгибаем пальчики из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие две строчки поочередно сгибаем пальчики в кулачки, начиная с мизинца:
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять.
Очень хорошо тренируют движения такие игры с пальчиками, как «Здравствуй, пальчик», «Колечки». В этих играх ребенок поочередно прикасается указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу, сначала на одной руке, затем на другой (взрослый помогает):
Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.
Выйди, (имя ребенка) на крылечко,
Подарю тебе колечко.
Пальчиковые игры интересны и полезны для каждого малыша. Когда мы берем для такой игры малыша на руки, сажаем его на колени, обнимая, придерживаем, когда трогаем ладошку, берем его пальчики, поглаживаем или щекочем, похлопываем или раскачиваем, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального интеллектуального развития впечатлений. Такой контакт успокаивает и радует ребенка, вызывает у него улыбку и смех. Насколько малышу понравится игра, зависит от исполнения взрослого. Для маленьких детей важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение.
Очень нравятся детям игры со щекоткой, вообще с прикосновениями к разным частям тела. Их можно делать, как манипулируя ручками малыша, так и выполняя движения самостоятельно, но прикасаясь к называемым частям тела ребенка. Например, «Дарики – комарики» — игра одновременно несложная, обучающая и яркая: для изображения комариков руки складываются щепотью и описывают круги, при этом издается неизменно вызывающий восторг звук «В-з-з-з!», а потом поясняется, что комарики «вились-кружились – в щечки (или куда-нибудь еще) вцепились – кусь-кусь-кусь-кусь!» Легкое пощипывание названной части тела при словах «кусь – кусь» тоже нравится большинству детей и смешит их:
Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, вились,
Вились, вились,
В носик вцепились!
В ушко вцепились!
В волоски вцепились!
В коленки вцепились!
— Закусали нас комарики.
— Давайте их прогоним:
— Кыш-кыш-кыш!
Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в младенческом возрасте, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие тонких движений рук и освоение «пальчиковых игр» обязательно подарит взрослым и малышу немало приятных минут интересного и полезного общения. Кроме этого, простые манипуляции с пальчиками имеют положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, стимулируют мыслительные функции ребенка. Фундамент не только для успешного образования, но и для полноценного развития малыша как личности закладывается с первых дней его жизни, поэтому совместно проведенные игры и занятия окупятся в дальнейшем многократно.
Используемая литература
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют. – СПб., 2005.
- Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб., 2007.
- Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М., 2002.
- Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М., 2008.
Мелкая моторика от 0 до 3-х. развивающие игры от педагога
Дима Зицер: к компьютеру мы подталкиваем детей сами
Игры от 1,5 до 3-х лет
Игры с банками
Ёмкости разного объёма пригодятся для подбора пар: завинчивания и раскручивания крышек с банок. А ещё можно определить, сколько шишек, желудей и орехов поместится в эти ёмкости.
Игры с веревками
После года малышей привлекают верёвочки с деревянными наконечниками и набор деревянных фигурок к ним. Детки сооружают бусы для мамы из фруктов, овощей или животных. Не менее любопытна для них игра с яблоком или грушей, которые «прогрыз» червячок.
Игры-вкладыши
Дети 1-2-х лет с удовольствием достают из коробочки, миски или мешочка игрушки и вкладывают их обратно. Наборы полых предметов одинаковой формы и разного размера вкладыши — кубики, цилиндры, половинки шара — можно не только вкладывать друг в друга, но и построить башню. А ещё поиграть в «прятки»: накрыть меньший по величине кубик большим.
Плоские вкладыши: от самых простейших — основных геометрических фигур — к фигурам животных с углублениями с соответствующими им фигурами. Полезно обвести пальчиком малыша по краю детали, чтобы он почувствовал углы, округлости, ровные линии разных форм и соотносил детали с нужным «окошком».
Объёмные вкладыши — домики, кубы — с прорезями разной формы и соответствующими деталями. «У этой фигуры есть своя дверца, давай её найдём?» — предлагает мама.
Бизиборд для развития моторики
В 2-3 года непоседам очень нравится открывать запертые на разные замки дверцы и смотреть, кто же обитает в домике. Чтобы не находиться в постоянном поиске новых развивающих игр, сделайте или приобретите ребенку бизиборд. Это безопасная игровая доска с замочками, кнопками, защелками, крючками, которые развивают мелкую моторику малышей.
Игры с прищепками
Если у вас есть разноцветные прищепки, вырежьте из цветного картона круг жёлтого цвета — «солнышко», а малыш прикрепит к нему прищепки — «лучики». Аналогично можно играть с фигурой ёжика, павлином, ёлочкой.
Игры с тактильными коробками
Невероятно забавляют деток тактильные коробочки. Для их создания необходимо взять контейнер, наполнить его любой крупой, спрятать мелкие игрушки. Задача малыша — отыскать «сокровища» с помощью пальчиков, сита или ложки.
Магнитная доска
Доска с любыми магнитами — ещё один увлекательный объект для ребёнка. Переносить из уголка в уголок магнитик, прикреплять рисунки, создавать простейшие сюжеты — занятное мероприятие от года до трёх.
Конечно, разделение игр по возрастам — дело условное. Каждую игру можно усложнить по мере взросления малыша — тут все зависит от вашей фантазии. Старайтесь совмещать занятия с домашними делами (только без фанатизма!). Лучшее место в квартире, где мелкую моторику можно развивать по-полной — это кухня. Перебирайте гречку, нанизывайте сыр и овощи на зубочистки, тренируйтесь резать овощи пластмассовым ножом. Главное — помнить, что развивающая среда — вокруг нас. Совсем не обязательно водить малыша на дополнительные задания. Познавать мир в возрасте от 0 до 3-х гораздо интереснее дома с мамой.
Как развивать мелкую моторику у ребенка до года
Игры с пальчиками хороши тем, что их можно начинать прямо с рождения, и даже спустя несколько лет ребенок будет так же увлекательно в них играть. Пальчиковые упражнения можно разделить на 2 типа – игры, в которых присутствует активная работа пальцев, и игры, в которых задействована вся кисть и присутствует одновременный массаж ладони и пальцев.
Игры для пальчиков – это, как правило, упражнения на разгибание и загибание пальцев, например, игра «Сорока-ворона», или другие аналогичные стишки и потешки с перечислениями. В игре можно дать имя каждому пальчику или ассоциировать их с членами семьи.
Игры, способствующие более активной работе кисти, можно начинать с самых простых: это хватание ручками других частей тела, например, другой ручки или ножки. После полугода можно играть «Ладушки», а также в «Каравай», совершая движения сжатыми в кулаки руками вверх-вниз («замешивая тесто») и приговаривая:
«Мешу мешу тесто,
Есть в печи место,
Испеку каравай,
Валяй, валяй («переваливая тесто» из руки в руку)»
Развитие мелкой моторики рук возможно с помощью определенного вида игрушек. В младшем возрасте это развивающие коврики со специальными вставками, имеющими различную текстуру, а также мягкие игрушки-пищалки, которые нужно сжать или легонько стукнуть для получения звука. Также можно сшить книгу из фетра или тканей разной фактуры с яркими и шуршащими аппликациями.
В возрасте ближе к году ребенку следует предложить для игры пирамидку, сборных матрешек, или же другие подручные средства, которые зачастую больше привлекают внимание малыша. Например, маленькие баночки с закручивающимися крышками, или самодельный ларец с «сокровищами», куда можно положить предметы различной формы, например, бусины, пуговицы, макароны. При отборе таких предметов следует помнить, что есть риск проглатывания их ребенком и отдавать предпочтение достаточно крупным экземплярам.
Из прочих подручных средств, благодаря которым происходит развитие речи, можно выделить крупы – рис, гречку, также бобовые растения и орехи. Для работы с малышами можно сшить маленькие мешочки из разных тканей с наполнением из круп, годовалые дети любят «перебирать» мелкие крупы самостоятельно под присмотром взрослых. Мелкая моторика считается достаточно развитой, если к одному году ребенок может взять указательным и большим пальцами маленький предмет.
Лучшие развивающие навыки для детей — Отличные предложения по развитию навыков для детей на основе глобальных развивающих навыков для детей продавцы
Отличные новости !!! Вы попали в нужное место для развития навыков у детей. К настоящему времени вы уже знаете, что что бы вы ни искали, вы обязательно найдете это на AliExpress. У нас буквально тысячи отличных продуктов во всех товарных категориях.Ищете ли вы товары высокого класса или дешевые и недорогие оптовые закупки, мы гарантируем, что он есть на AliExpress.
Вы найдете официальные магазины торговых марок наряду с небольшими независимыми продавцами со скидками, каждый из которых предлагает быструю доставку и надежные, а также удобные и безопасные способы оплаты, независимо от того, сколько вы решите потратить.
AliExpress никогда не уступит по выбору, качеству и цене.Каждый день вы будете находить новые онлайн-предложения, скидки в магазинах и возможность сэкономить еще больше, собирая купоны. Но вам, возможно, придется действовать быстро, так как этот главный развивающий навык для детей вскоре станет одним из самых востребованных бестселлеров. Подумайте, как вам будут завидовать друзья, когда вы скажете им, что получили развивающие навыки для детей на AliExpress. Благодаря самым низким ценам в Интернете, дешевым тарифам на доставку и возможности получения на месте вы можете еще больше сэкономить.
Если вы все еще не уверены в развитии навыков у детей и думаете о выборе аналогичного товара, AliExpress — отличное место для сравнения цен и продавцов. Мы поможем вам разобраться, стоит ли доплачивать за высококачественную версию или вы получаете столь же выгодную сделку, приобретая более дешевую вещь. А если вы просто хотите побаловать себя и потратиться на самую дорогую версию, AliExpress всегда позаботится о том, чтобы вы могли получить лучшую цену за свои деньги, даже сообщая вам, когда вам будет лучше дождаться начала рекламной акции. , а также ожидаемую экономию.AliExpress гордится тем, что у вас всегда есть осознанный выбор при покупке в одном из сотен магазинов и продавцов на нашей платформе. Реальные покупатели оценивают качество обслуживания, цену и качество каждого магазина и продавца. Кроме того, вы можете узнать рейтинги магазина или отдельных продавцов, а также сравнить цены, доставку и скидки на один и тот же продукт, прочитав комментарии и отзывы, оставленные пользователями. Каждая покупка имеет звездный рейтинг и часто имеет комментарии, оставленные предыдущими клиентами, описывающими их опыт транзакций, поэтому вы можете покупать с уверенностью каждый раз.Короче говоря, вам не нужно верить нам на слово — просто слушайте миллионы наших довольных клиентов.
А если вы новичок на AliExpress, мы откроем вам секрет. Непосредственно перед тем, как вы нажмете «купить сейчас» в процессе транзакции, найдите время, чтобы проверить купоны — и вы сэкономите еще больше. Вы можете найти купоны магазина, купоны AliExpress или собирать купоны каждый день, играя в игры в приложении AliExpress.Вместе с бесплатной доставкой, которую предлагают большинство продавцов на нашем сайте, вы сможете приобрести развивающие навыки для детей по самой выгодной цене в Интернете.
У нас всегда есть новейшие технологии, новейшие тенденции и самые обсуждаемые лейблы. На AliExpress отличное качество, цена и сервис всегда в стандартной комплектации. Начните самый лучший шоппинг прямо здесь.
4 способа помочь ребенку развить мелкую моторику
Мелкая моторика, такая как хватание, сжимание и формирование слов, обычно развивается в первый год обучения. Вот как помочь вашему малышу развить недавно обнаруженный талант.
Пока ей не исполнилось десять месяцев, Грейс Пауэр была счастлива, что ее мать, Донна, кормила ее растертыми овощами и хлопьями с ложечки.Затем она попала в стадию «я сделаю это». По словам ее мамы, очевидное удовольствие Грейс от использования большого пальца и пальца, чтобы очень точно брать кусочки банана и сунуть их в рот, стоит того, чтобы потратить дополнительное время (а иногда и беспорядок), чтобы закончить трапезу.
Эти удобные клещи — лишь одно из тех навыков мелкой моторики, которые должны развивать в течение первого года жизни .
«Люди обычно думают о мелкой моторике как о вещах, которые ребенок может делать руками, но на самом деле они шире», — говорит Джойс Мэджилл-Эванс, профессор трудотерапии в Университете Альберты.«Мелкая моторика позволяет нашим глазам отслеживать объекты, а нашим губам и языкам — формировать звуки и управлять едой». Что нужно знать о первых вехах ребенка
Например, маленький ребенок не сможет переносить твердую пищу из передней части рта в заднюю часть, где ее можно проглотить. Положите ложку на банановое пюре, и он просто вытолкнет его языком. К шесть месяцев или около того, однако, большинство младенцев могут использовать свой язык, чтобы помочь им глотать пищу.
Развитие навыков рук является более сложным и обычно следует предсказуемой схеме.
1. Дотянуться до маминого лица, рта, украшений, игрушек или мобильных телефонов.
2. Сначала хватание как рефлекс, когда пальцы смыкаются, когда что-то касается ладони вашего ребенка, но становится более утонченным, пока ваш ребенок не сможет брать крошечные предметы пальцем и большим пальцем.
3. Поначалу младенцам сложно выпустить из рук, и они сначала роняют предметы случайно.Со временем ваш ребенок сможет с большой точностью бросать Cheerios в свою чашку сока.
4. Передает печенье из одной руки в другую, чтобы он мог взять второе печенье.
Мелисса Янг наблюдала, как ее десятимесячная дочь Кэролайн проходит через эти этапы. «Я помню, когда ей было около семи месяцев, я клала чернику и горох на ее поднос для стульчика, и она пыталась их собрать», — говорит она. «Ей потребовалось бы много времени, чтобы взять его в руку всеми пальцами до рта.”
Но два месяца спустя, когда семья Янг занималась ремонтом своего дома, Кэролайн овладела искусством подбирать крошечные вещи. «О, это было ужасно», — вспоминает Янг. «У нас повсюду были порваны ковровые покрытия и гипсокартон. Я подметал пол и убирал все, а затем Кэролайн бегала вокруг и находила маленькие винтики, миниатюрные кусочки штукатурки или щепки. И, конечно, сразу же засунула их в рот. И, конечно же, она будет яростно протестовать, когда Янг так же быстро уберет все предметы.
Донна Пауэр говорит, что Грейс с самого начала была «помощницей». «Даже когда я была беременна ею, я чувствовала, как двигаются ее маленькие ручки — я рассказывала своим друзьям на работе, что думала, что она вяжет мне свитер. И с того момента, как она родилась, она месила мою грудь, пока кормила грудью. В шесть месяцев Грейс могла держать книгу открытой для просмотра изображений , а через десять месяцев она могла самостоятельно перелистывать страницы одной из своих прочных книжек.
Существует множество нормальных норм в развитии мелкой моторики, но если ваш ребенок не дотягивается до предметов примерно к пяти месяцам, Мэджилл-Эванс рекомендует проконсультироваться с врачом.Если ваш ребенок явно предпочитает руки (например, всегда использует правую руку), это также следует проверить, поскольку младенцы обычно используют обе руки.
Как вы можете помочь своему малышу развить эти важные навыки? «Я подчеркиваю, что ребенок должен проводить время на животе во время игр под присмотром взрослых», — говорит Мэджилл-Эванс. «Из-за опасений по поводу внезапной детской смерти многие родители не кладут детей на животик во время игр. Положение лежа на животе способствует переносу веса на руки, помогает сохранить стабильность запястья и укрепляет мышцы рук.”
Она также рекомендует игрушки, которые побуждают вашего ребенка тянуться и хвататься. Для младенцев от шести месяцев и старше ей нравятся «центры активности», которые требуют разнообразных движений — толканий, надавливаний, поворотов, скручиваний, толканий вверх или вниз или из стороны в сторону. Сортировщики форм и игрушки для штабелирования тоже хороши.
«Вы также можете играть со своим ребенком в такие игры, как похлопывание по пирогу, что помогает ему контролировать свои руки и научиться приближать их к середине своего тела», — советует Мэджилл-Эванс. Даже простое удары ложкой по подносу помогает развить координацию.
Конечно, освоение ребенком этих навыков иногда кажется неоднозначным благословением — как обнаружила шестилетняя сестра маленькой Кэролайн Хайди. «Теперь, когда она умеет хватать, — говорит Янг, — ей нравится хватать Хайди за волосы и тянуть».
Подробнее:
8 веселых игр, в которые можно поиграть с малышом
8 повседневных способов развить мозг вашего ребенка
Руководство для родителей по развитию мелкой моторики для дошкольников
Что такое мелкая моторика и как помочь ребенку развить их с помощью простых действий?
Что такое развитие мелкой моторики?
Физическое развитие — одна из четырех основных областей роста вашего ребенка, наряду с социальным, эмоциональным и интеллектуальным развитием.
Навыки, которые позволяют ребенку двигаться, известны как двигательные навыки. Два основных типа моторики — это крупная моторика и мелкая моторика .
Важно, чтобы и то и другое было хорошо развито у детей, чтобы они были готовы к школе и могли действовать самостоятельно.
Разница между большим и мелким двигателем
Большая моторика относится к развитию крупных мышц тела, которые позволяют ребенку ходить, лазать, балансировать и т. Д.
Мелкая моторика относится к развитию мелких мышц, которые позволяют ребенку держать карандаш или пуговицу на рубашке. Он включает координацию глаз и рук, координацию глаз и пальцев, силу пальцев и контроль, а также развитие таких мышц, как пальцы ног, язык и глаза.
Двигательные навыки развиваются от головы вниз и от тела наружу (к конечностям). После этого укрепляются мышцы пальцев рук и ног, языка и т. Д.
Таким образом, крупная моторика развивается раньше, чем мелкая моторика.Это можно увидеть у детей дошкольного возраста, которые умеют лазать, бегать и ходить, но все еще учатся держать карандаш или пользоваться ножницами.
Вот отличное объяснение разницы между двумя видами двигательной активности:
Примеры мелкой моторики
Вот несколько примеров мелкой моторики:
- Хранение и обращение с мелкими предметами
- Рисование, раскрашивание и т. Д.
- Перелистывание страниц книги
- Резка, вставка и складывание
- Питание
- Строительство из кубиков и игра с мелкими предметами
- Задачи по уходу за собой, например, одевание , застегивание пуговиц, завязывание шнурков, чистка зубов и т. д.
- Письмо
Почему важно развивать мелкую моторику?
Дети должны развивать мелкую моторику, чтобы научиться выполнять основные повседневные задачи, такие как одевание, завязывание шнурков для обуви, приготовление пищи и другие задачи по уходу за собой.
В школе они должны уметь вырезать, вставлять и рисовать, а мелкая моторика абсолютно необходима для обучения письму.
Прежде чем дети смогут научиться писать буквы и научатся формировать их с помощью силы пальцев и владения карандашом, они должны развить свои маленькие мышцы.
В ранние годы может возникнуть соблазн попытаться научить детей ясельного и дошкольного возраста составлять буквы и писать как можно раньше, но в таком юном возрасте в этом нет необходимости. Их мускулы еще не достаточно развиты для того, чтобы управлять карандашом.
Ранние годы — время для развития навыков подготовки к письму, в основном за счет занятий, которые развивают мышцы пальцев.
Не следует упускать из виду важность развития мелких мышц, и у ваших детей должно быть много возможностей ежедневно практиковать эти навыки, особенно в дошкольном возрасте.
Развитие мелкой моторики и вехи у детей раннего возраста
Вот краткое описание развития мелкой моторики детей в течение первых 6 лет.
Если ваш ребенок достигнет всех вех, ему будет легче справляться с учебной работой в школе, особенно с письмом.
Если она испытывает трудности с выполнением некоторых из основных задач, таких как правильное разрезание или удерживание карандаша, прочтите, чтобы узнать, как вы можете предоставить возможности дома поработать над этими основными навыками.
От рождения до 18 месяцев:
В младенчестве и дошкольном возрасте ваш ребенок должен научиться:
- Возьмите игрушки в отдельные руки и стучите их вместе
- Поднимите маленькие предметы клешнями
- Укажите на предмет указательным пальцем
- Бросайте и бросайте игрушки Начните строить базовую башню из 3 блоков
- Возьмите мелок или карандаш и начертите. Укажите на картинки в книгах
2 года:
В этом возрасте ваш ребенок учится:
- Постройте башню из 6, 7 или более блоков
- Возьмите карандаш в доминирующую руку и начертите
- Переверните страницы книги по одной
- Распознайте мелкие детали на картинках
- Начните рисовать линии, круги и буквы, такие как «Т» и «В»
3 года:
В 3 года ваш ребенок может:
- Постройте башню из 10 блоков и постройте мост из 3 блоков
- Нанижите большие деревянные бусины на веревку
- Держите карандаш правильной хваткой — между двумя первыми пальцами и большим пальцем
- Нарисуйте человека с голова и несколько деталей
- Рисование большой кистью
- Вырезание игрушечными ножницами
4 года:
В 4 года ваш ребенок учится:
- Постройте башню из более чем десяти блоков с мостами и постройте «ступеньки» из блоков
- Используйте правильный взрослый карандашный захват
- Нарисуйте человека с руками, пальцами, ногами и т. Д.
- Нарисуйте дом
- Копируйте буквы, крестики и кружочки
- Вырезать по прямой
- Одеться и раздеться сам
5 лет:
С 5 лет ваш ребенок должен уметь:
- Подбирайте и обрабатывайте крошечные предметы
- Копируйте и создавайте более сложные башни и конструкции
- Проявите хороший контроль при письме карандашом или рисовании кистью
- Рисуйте с деталями
- Раскрасьте рисунок и оставайтесь в пределах линий
- Скопируйте квадрат и треугольник
- Вырежьте с точностью
- Имитируйте «письмо», копируя буквы или слова, не обязательно зная, что он пишет
- Нить, кружево и простая вышивка
Развитие навыков мелкой моторики дома
Мелкую моторику можно развить с помощью основных повседневных действий.Вам не нужно покупать какое-либо модное оборудование или комплекты для точной моторики. Используя предметы повседневного обихода, вы можете предложить множество забавных занятий, которые укрепят мышцы пальцев.
В то время как ваши дети, безусловно, отрабатывают некоторые из этих навыков в школе, как родитель я буду продолжать предоставлять эти возможности дома.
Мой опыт в классе показал, что многие дети в настоящее время борются с этими базовыми навыками и проявляют повышенные трудности с письмом.
Это может быть связано с увеличением времени просмотра экрана и сокращением времени для игр дома, что приводит к слабому развитию крупной и мелкой моторики.
Следите за тем, чтобы у ваших детей было достаточно времени для игр каждый день, и часть этого времени проводилась за простыми художественными упражнениями и другими видами мелкой моторики.
10 видов деятельности, связанных с мелкой моторикой, которыми должны заниматься дошкольники ежедневно
Вот 10 основных занятий, которые ваши дети должны делать почти ежедневно, чтобы развивать мелкую моторику.
Хотя в Pinterest и Google есть бесконечное количество идей для действительно творческой мелкой моторики, я подумал, что упросту ситуацию, поделившись 10 самыми простыми вещами, которые вы можете позволить своему ребенку делать, чтобы развить эти важные навыки.
Это занятия, которые мои дети выполняли почти ежедневно в моем классе. Вам не нужны модные гаджеты. Самые обычные и простые занятия обычно оказываются наиболее эффективными.
Я также предложил разные способы выполнения каждого вида деятельности.Помните — чем свободнее будет занятия, тем лучше для развития и творческих способностей вашего ребенка. например бесплатный рисунок намного лучше любой причудливой раскраски !
1. Чертеж
Искусство — один из лучших способов развить мелкую моторику. Предоставляйте вашему ребенку ежедневные возможности для творчества, используя различные материалы и средства.
Дети должны рисовать каждый день в обязательном порядке. Они хотят рисовать и творить от природы.Используйте возможность представить различные носители, например:
- Рисование мелками разного размера и толщины
- Рисование пастелью, цветными карандашами, светодиодными карандашами, ручками, маркерами и маркерами.
- Рисование на доске мелом или на тротуаре снаружи мелом (используйте мел негабаритного и тонкий мел).
- Используйте любые другие средства, которые только можете придумать. Приучите ребенка держать в руках посуду разных размеров и форм и научитесь ими управлять.
Хотя может возникнуть соблазн купить вашему ребенку книжки-раскраски и позволить им раскрасить заранее нарисованные картинки, это абсолютный убийца творчества !! Чистый лист бумаги будет стимулировать творческий подход к рисованию, раскраска не будет иметь такого же эффекта!
Дети проходят предсказуемые этапы рисования, когда у них есть достаточно возможностей для свободного рисования.
2. Покраска
Рисование — еще один фаворит всех детей. Чем грязнее работа, тем лучше! Раскрашивать можно разными способами:
- Рисуйте на бумаге кистями разного размера, сидя или вставая и рисуя за мольбертом.
- Используйте рисование пальцами — поэкспериментируйте с рисованием узоров и отпечатков пальцами.
- Краска с листьями, веточками или другими натуральными материалами.
- Добавьте жидкость для мытья посуды в краску и надуйте пузыри, затем поймайте пузыри на бумаге.
- Используйте разные типы красок, например, акварельные краски и масляные краски.
3. Резка и разрыв
Резка — важный навык, которым следует регулярно заниматься.
Со временем дети учатся правильно держать ножницы и держать бумагу другой рукой, контролируя бумагу во время резки. Продемонстрируйте правильный захват и при необходимости помогите исправить это.
К рубкам относятся:
- Резка бумаги без линий — свободное резание
- Резка по линиям — например, прямые, волнистые линии
- Вырезание фигур, например квадратов, треугольников, кругов
- Вырезание картинок по линиям
Вырезание разных типов бумаги (например.г. картон, газеты, папиросная бумага и т. д.) тупорылыми ножницами.
Разрывание — отличное упражнение для развития мышц пальцев. Сначала кусочки будут большими и случайными, но со временем ваш ребенок сможет рвать маленькие кусочки бумаги до нужного размера.
- Позвольте вашему малышу или дошкольнику (даже вашему малышу) свободно рвать бумагу и привыкнуть управлять ею пальцами.
- Сделайте коллаж из цветной бумаги или журналов и оторвите кусочки бумаги, чтобы наклеить на картинку.
- Сделайте конфетти разного цвета, разорвав бумажки и разделив их по цвету.
- Порвать различные материалы — газету, бумагу, журнальную бумагу, картон, папиросную бумагу и т. Д.
4. Наклеивание
Детям нужно время, чтобы научиться наносить нужное количество клея на что-нибудь (будь то жидкость или палочка), как приклеивать его именно туда, куда они хотят, приклеивать прямо и т. Д. Склеивание можно выполнять различными способами:
- Используйте жидкий клей (особенно для детей младшего возраста) и позвольте детям попасть туда пальцами! Многие дети изо всех сил пытаются испачкать руки в песочнице или от клея и краски.Разоблачите их пораньше.
- Приклейте случайные бумажные обрывки или обрезки с помощью клея для рукоделия, столярного клея и т. Д.
- Постройте из бумаги и коробок и используйте столярный клей. Поощряйте их настойчиво пытаться объединить что-то вместе. Возьмите рулоны скотча и дайте им поэкспериментировать со скотчем.
5. Пластилин
Дети любят играть с пластилином. И это был мой личный фаворит в классе. Я гулял каждое утро. Я бы чередовал домашнее тесто, пластилин, магазинное тесто и глину.
Пластилин не только укрепляет пальцы и развивает моторику, но также стимулирует творческие способности, планирование и навыки мышления,
- Дайте много времени поиграть с пластилином без резаков.
- В другое время предоставьте формочки для печенья, ножи и т. Д.
- Поощряйте ребенка находить собственные предметы для лепки (которые не являются частью набора), например чашки из кухни.
- Используйте игрушки, чтобы сопровождать их творения из пластилина (например, динозавров на своей горе из пластилина) и одновременно поощряйте фантазийные игры.В следующий раз они смогут сделать и динозавра из пластилина.
Это также очень терапевтическое и расслабляющее занятие. У детей действительно должна быть возможность ежедневно играть с тестом.
В Интернете можно найти бесконечное количество рецептов пластилина, в зависимости от того, насколько красивым или стойким вы хотите, чтобы оно было. Вот несколько основных рецептов домашнего пластилина, которые стоит попробовать.
6. Заправка нити и шнуровка
Нарезание резьбы — отличное занятие для развития мелкой моторики.Многие дети действительно борются с этим, поэтому сделайте своим приоритетом научить своего ребенка нитям.
- Этим занятием можно заниматься с раннего возраста
- Нанижите пустые рулоны туалетной бумаги / катушки для вязания на веревку.
- Предложите большие бусины или даже макаронные изделия и проденьте простое колье.
- По мере взросления ребенка отверстия должны становиться меньше. Перейдите к маленьким бусинкам, которые требуют большой концентрации и усилий для нити.
Подобно продеванию ниток, но с другим навыком, шнуровка отлично подходит для развития координации глаз и пальцев.
Чтобы сделать инструмент для шнуровки, просто вырежьте фигуру из плотного картона, проделайте дырочки по краям и зашнуруйте веревку или кусок шерсти вокруг фигуры.
7. Строительство
Строительство — отличный вид деятельности для развития как крупной, так и мелкой моторики. Это может включать строительство из блоков, таких как лего, или строительство из ящиков и отходов.
- Строительные наборы, купленные в магазине, прекрасны (например, набор для сборки самолета), но они совершенно не нужны.Заведите большую корзину у себя дома — как, вероятно, у вашего ребенка в школе — и наполните ее рулонами туалетной бумаги, коробками, бумагой и другими полезными отходами.
- Вы будете наблюдать, как ваш ребенок ломает голову, пытаясь удержать крыло или здание, чтобы не рухнуть, и он будет учиться решать проблемы, с которыми он не столкнется, в готовых наборах.
- Предлагайте все типы строительных блоков разных размеров. По мере того, как блоки становятся меньше, ваш ребенок будет все больше полагаться на мелкую моторику, чтобы управлять ими.
8. Пазлы
Пазлы хороши тем, что их построение развивает когнитивные навыки, а также мелкую моторику. Даже малыши могут собирать простые головоломки.
- Начните с больших деревянных пазлов, которые ваш ребенок может держать в руках и у которых количество частей соответствует уровню вашего ребенка. Правильный уровень — это головоломка, которая нравится вашему ребенку и которую он может решить, выполнив несколько задач. Если они оставят загадку и сдадутся, она, вероятно, будет слишком сложной.
- По мере взросления ребенка переходите к пазлам, состоящим из кусочков поменьше — и больше.Они требуют большого контроля над мелкой моторикой, чтобы присоединиться и соответствовать, а также большой умственной силы!
9. Колышки
Пегбордыхороши тем, что они крошечные, и ваш ребенок должен научиться правильно держать их, держать их правильно и осторожно вставлять в отверстия. Они представляют собой сложную задачу для ребенка и требуют большого внимания и контроля.
- Начните с перфорированных досок большего размера и переходите к более мелким позже.
- Позвольте вашему ребенку случайным образом прикреплять колышки, пока он не будет готов создавать выкройки или картинки (свободно).
- Представьте карточки с выкройками, по которым ваш ребенок сможет воссоздать установленный узор.
Творческий родитель может найти способ сделать деревянную доску и самодельные колышки, однако это одна вещь, которую я бы купил.
Пегбордыхороши по многим причинам — они развивают мелкую моторику, учат детей создавать, продолжать и следовать шаблонам, а также дают бесконечный математический опыт (например, арифметику, геометрию, площадь, квадратные числа и т. Д.).
10. Подборщики
Это один из моих любимых. Игра развивает у ребенка концентрацию внимания, контроль пальцев и мелкие мышцы. Сначала будет сложно играть, но вашему ребенку понравится задача следить за тем, чтобы палки не двигались.
В эту игру можно играть соломкой, прутьями из сада или длинными палочками для коктейлей.
Что произойдет, если у ребенка проблемы с мелкой моторикой?
Если ваш ребенок испытывает трудности с задачами, которые соответствуют возрасту и которые он должен уметь выполнять, ему может потребоваться вмешательство эрготерапевта.
Некоторые из них также могут быть признаками задержки моторного развития:
- Неуклюжесть
- Плохая самооценка — это происходит из-за того, что ребенок не обладает достаточным двигательным контролем и поэтому не исследует и не экспериментирует так много, как другие
- Плохая концентрация
- Плохая осанка — этот ребенок может легко устать и предпочитать лечь
Если проблема не кажется серьезной, вы можете предпочесть несколько недель интенсивно заниматься мелкой моторикой дома вместе с ребенком.
По прошествии некоторого времени оцените, есть ли улучшение.