Мастерство вышивки: с древности до наших дней
Такой кропотливый вид рукоделия как вышивка всегда захватывает. Сколько терпения нужно иметь для такой творческой работы. Но сейчас для нас это не более чем красивое произведение, вещь, которая несет эстетическое удовольствие. А вот наши предки вкладывали в свои узоры глубокий, а иногда и магический смысл. Давайте окунемся в историю, чтобы лучше понять, откуда пошел этот вид творчества и какой духовный смысл несет за собой.
Древние вышитые изделия, созданные еще в первобытные времена, мало напоминают произведения искусства. Ведь основой для их изготовления служили природные материалы. Иглами были острые кости, тканью — кожа животных, а нитями — шерсть и волосы.
Через много лет люди научились изготавливать иглы, прясть ткань и нитки. С тех пор вышивка приобрела привычный для нас вид. Интересно то, что первые упоминания о такой вышивке появились 4-5 тыс. лет до н.э. в Китае.
Наибольшую популярность вышивка в Китае получила во время правления династии Хань (206 г. до н.э. — 220 ч.). Впервые вышивать шелком начали именно здесь. Самая дорогая и изысканная работа — вышивка шелком по шелку. Она меняет цвет в зависимости от освещения. Представители аристократии всегда высоко ценили такие шедевры.
Социальный статус человека в Древнем Египте определяли по пышности узоров. Конечно, самая дорогая разноцветная вышивка была в фараонов. Вышитая одежда была найдена на мумиях фараонов в гробницах.
Египет также является родиной бисера. Тут же начали им вышивать. Бисером обшивали одежду.
В Древней Руси все женщины умели вышивать. Каждый район имел свои особые узоры и способы вышивания. Мастерство вышивания передавали от матери к дочери. Каждый орнамент имел определенное значение. Мастера сами придумывали узоры, которые состояли из определенных знаков. Они придавали своим работам магическое значение. Считалось, что вышивка привлекает удачу и защищает от зла и нечистой силы.
В России к концу 18 века материалы для вышивания были очень дорогими. Простые христианки начали вышивать только с начала 19 века. Они использовали более простые и дешевые материалы.
В России чаще всего вышивали крестиком. При этом вышивка делилась на народную и городскую. Народная почти не менялась. А городская постоянно менялась согласно моде. Простые христианские вышивальщицы придерживались народных обычаев.
Интересно то, что многие мастера живописи зафиксировали в своих работах рукодельниц во время процесса создания вышивки.
Вышивальщица. Автор: С.Н. Виноградов.
Портрет Е.П.Нестеровой за вышиванием. Автор: Нестеров М. В.
Вышивальщица. (1878). Автор: М. Зичи.
Анна Доротея Фостер и Шарлотта Анна Дик. Автор: Г. Стюарт.
В наше время этот ручной труд не менее ценный, но все же более доступен. Сегодня доступно много схем и узоров, постоянно придумываются новые. Это так интересно провести пару часов за любимым занятием — вышиванием. Давайте ценить это!
Все фото взяты из интернета.
История возникновения вышивки крестом — Домоводство
Вышивание — один из самых распространенных видов народного искусства. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Действие, первоначально предназначавшееся только для пошива одежды, постепенно приобрело дополнительное применение — декоративное. Женщины не хотели ходить в одинаковых нарядах, а поскольку разнообразие материала оставляло желать лучшего, они начали украшать свою одежду при помощи вышивки.
Вышивка — это украшение различных материалов или уже готовых изделий сюжетными рисунками или орнаментом, выполняемых вручную (или машинным способом) при помощи иглы цветными нитями, бисером и т. д. В разное время вышивальщицы использовали для работы льняные, конопляные и хлопковые нити, шерсть, щелк, волос, бисер, драгоценные камни, ракушки и даже монеты. Орудием вышивания в зависимости от уровня развития цивилизации были каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. Причем переход от примитивных орудий труда к более совершенным привел к изменению способов вышивания, появлению новых приемов, расширению границ используемых рисунков и орнаментов.
Вышивка всегда тесным образом была связана с природой, бытом и трудом человека.
ния и надежды на будущее. С глубокой древности, с самого момента возникновения декоративная вышивка неотступно присутствует в убранстве жилища, украшении одежды и предметов быта. Многовековая история не только не состарила ее, не сделала «пережитком прошлого», а, напротив, придала вышивке ценность, значимость и актуальность во все времена.
Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются учеными VI-V веками до н. э. Созданы они были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани, рисунок выполнялся волосом, шелком-сырцом, серебряными и золотыми нитями. Вышивальное искусство этой страны оказало огромное влияние на рукоделие Японии, России и других стран.
Истоки русской вышивки
На Руси исконно вышивка была одним из самых любимых видов рукоделия. Все женщины от мала до велика владели им в совершенстве. Это было связано не только со стремлением русского народа к красоте. В основе вышивки заложены стародавние обычаи и обряды. Особенно это касается вышивания крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить от нечистой силы, дурного глаза и прочих напастей. Вооружившись обычной иглой, мастерицы превращали простую ткань в настоящее произведение художественного творчества.
Археологами доказано, что на территории Древней Руси уже существовало и развивалось вышивальное искусство. Находки, относящиеся к IX-XII векам, служат бесспорным тому подтверждением.
В языческие времена основными изделиями, которые украшались вышивкой, являлись полотенца, простыни, скатерти, занавески и различные покрывала. Кроме того, мастерицы вышивали замысловатые узоры на рубахах, сарафанах, головных уборах. Широкое применение вышитые изделия нашли не только в быту, но и при проведении различных ритуалов. Свадебные наряды жениха и невесты, полотенца, предназначенные для убранства капищ языческих идолов, могильных крестов и священных деревьев, обязательно украшались вышивкой. Помимо этого, мастерицы создавали декоративные миниатюры, где отображали природные пейзажи, бытовые сюжеты и т. д.
После прихода на Русь христианства вышитые изделия приобрели новое значение. Украшать вышитыми полотенцами стали окна, иконы и зеркала. На всех значимых праздниках — таких, как рождение ребенка, крестины, венчание и т. д., — в качестве необходимого атрибута выступали работы рукодельниц. Существовало мнение, что вышитые изделия (особенно вышитые крестом) обладают защитной силой. Особенно ценными в этом отношении считались полотенца обыденные, то есть «об один день сделанные». Как правило, над созданием его работали несколько мастериц одновременно. Если, начав работу на рассвете, они успевали закончить ее до того, как сядет солнце, изделие считалось безупречно чистым, способным оберегать от злых сил, стихийных бедствий и различных болезней.
Мотивы, используемые вышивальщицами для своих работ, были разнообразными. Часто можно встретить изображение человеческой фигуры с поднятыми вверх руками, священного дерева, символических райских птиц и сказочных животных. В узорах и орнаментах рукодельницы скрывали особый смысл. Так, например, ромб и круг символизировали солнце, а крючковатый крест — пожелание добра и взаимопонимания.
Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. Вплоть до XVIII века этим видом рукоделия занимались монахини и представительницы знати. Материалом для работы им служили дорогие ткани — такие, как бархат или шелк, а также драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити. Украшали подобной вышивкой не только одежду бояр и членов царской семьи, но и облачения церковнослужителей, убранство для храмов. Одной из самых искусных мастериц того времени была дочь печально известного русского царя Бориса Годунова — Ксения. До наших дней сохранилось покрывало на церковный престол, выполненное ею в 1601 году. Используя драгоценные камни, золотые и серебряные нити, рукодельница изобразила на бархате лик Пресвятой Девы Марии, сына ее Христа, Иоанна Предтечу и поклоняющихся им Никона и Сергия Радонежского.
В то же время при светлицах цариц и княгинь устраивали вышивальные мастерские. При этом хозяйка, как правило, и сама занималась рукоделием. Например, при дворе князей Луговских в Ростове мастерскую устроила жена князя Алексея Михайловича — Мария. Ее работы также отличались высокой художественностью и торжественным великолепием.
Начиная с XVIII века, вышивание перестает быть привилегией знати и переходит в разряд обязательных занятий простых крестьянских девушек. Их работы выполнялись, безусловно, не из дорогих материалов, но художественная ценность их от этого была ничуть не меньше. Умело подобранные узоры, сочетание цветов, техника выполнения стежков помогали создавать им настоящие шедевры. Недаром труд вышивальщиц был воспет известными живописцами (В. А. Тропинин «Золотошвейка», В. Э. Борисов-Мусатов «За вышиванием»).
Начиная с семи-восьмилетнего возраста девочки из крестьянских семей начинали готовить себе приданое к свадьбе. В него входили не только праздничная и будничная одежда, но и полотенца, скатерти, подзоры в расчете на несколько лет. Кроме того, необходимо было вышить специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приданого. Представленные работы позволяли присутствующим по достоинству оценить трудолюбие, аккуратность и мастерство невесты.
Исследователи разделяют русские крестьянские вышивки на две группы: вышивки среднерусской полосы и вышивки северных областей. Каждая из групп имеет свои особенности выполнения, сочетания цветов и разнообразие узоров. Так, например, для северной вышивки наиболее характерно использование красных нитей и белой ткани (или наоборот). Для работ среднерусской полосы более привычно использование нитей разных цветов и разнообразных тканей, которые также могут выступать в качестве элемента узора.
Орнамент и в той и в другой группе геометрический, зеркально отображающий друг друга. Чаще всего для вышивания используются следующие виды швов: косичка, козлик, счетная гладь, набор, мережки и крест. Мотивы, встречающиеся в орнаментах, — птицы (павлины, петухи и т. д.), кони, змеи, лягушки, цветущие деревья и женские фигуры, символизирующие плодородие. На одежде располагались вышитые детали, как правило, вдоль соединительных швов, по краю рукавов, на подолах, воротниках и разрезах.
Русская вышивка была очень подвержена влиянию рукоделия Византии. Поэтому переплетение стилей часто присутствует в работах мастериц. Сочетание исконно русских мотивов с наследием иностранных школ вышивания привносит в этот вид рукоделия особую прелесть и неповторимость.
«Вышивка крестом», автор Аристамбекова Н.Е.
Старинная вышивка крестом и счетные схемы. Часть 1
Очень рада, что статья про вышивку бисером вызвала столько откликов и, быть может, пригодилась кому-то для вдохновения. В этой части поговорим уже о старинной вышивке крестиком, которая постепенно стала не менее, если не более популярной, чем бисер. Вот только статью о вышивке по канве и холсту придется разделить на две части — у меня просто рука не поднимается сокращать куски, которые по объему не входят в первую часть, а наверняка будут интересны многим — например, о старинном способе перевода рисунка на ткань.
Начнем рассказ о вышивке крестом «от печки» — то есть от Петра Первого.
Преобразования Петра Первого, затронувшие все слои русского государства, не могли не изменить уклада бытовой жизни женщин.
Основными следствиями реформ повседневного быта дворянства для женщин были внешнее изменение их облика и реформирование модели поведения в целом.
В России стало заметно влияние Запада и его образа жизни. Тем не менее, ориентированность дворянства на светский образ жизни и активное участие в балах, обедах и прочих увеселениях, имело особое значение лишь в высшем свете.
Проживание в Москве и Петербурге стоило очень дорого, и лишь богатые люди могли позволить себе постоянно жить в городе. Жили, как правило, в усадьбе, пригородном имении. Житье в имениях как общероссийское явление возникло после освобождения дворян от обязательной дворянской службы в 1762 году.
Нередко глава семьи жил в городе, а жена его с многочисленным семейством практически не выезжала из деревни.
Аллегорическая схема для вышивки бисером и крестом
«Многие мемуаристы, — пишет исследователь быта русского дворянства Н.Л. Пушкарева, — отметили атмосферу расслабленной неги среди близких и родных, расцвеченную в усадебном быту домашними радостями и невинными удовольствиями. В традиционности бытового уклада российских усадеб, хранительницами которого в немалой степени были именно их обитательницы, крылись истоки притягательности «сельского рая» для самых завзятых любителей городской жизни».
Самым распространенным видом досуга барынь и их дочерей было рукоделие, с которым всегда сочетали беседу. Рукоделия были настолько популярны, что нередко снились дамам. В «Соннике» XIX века читаем: «Вышивать по канве во сне — означает радость и прибыль».
Каминный экран с вышитой вставкой-картиной. Вторая половина 19 века
Рукоделиям всегда учили с детства.
«Одновременно с преподаванием основ всевозможных гуманитарных дисциплин юных дворянок обучали «разным рукоделиям» — преизрядно вышивать всякими цветами и золотом, какое шитье в тогдашнее время было в Москве в манере». Казалось бы, это женское занятие не должно было вызывать неодобрения в семьях зажиточного купечества начала XIX века. Однако стремлением следовать общей моде на обучение рукоделью не вызвало энтузиазма в душах мужской половины купеческих семей. Старшие мужчины относились к этому без уважения, называя это пустяками», — читаем там же.
Учили девочек и дома, и в частных пансионах, которые стали возникать с 1749 года. Девочек обучали в них по-французски и по-немецки, шитью и домостроительству, а также — «домосодержанию и что к тому принадлежит», шитью и мытью кружев», «шить и вязать».
Начинали обучать с самого простого — с меток, алфавита и простых отдельных элементов вышивки, как это было принято в «ученических» вышивках в Европе.
Естественно, что в те времена в России существовали как дорогие магазины рукоделий, так и дешевые лавочки.
«Улица, называемая Кузнецкий мост, — вспоминала Е.П. Янькова. — издавна была заселена иностранцами: были французские и немецкие лавки. Теперь говорят «ехать на Кузнецкий мост», а в наше время говорили «ехать во французские лавки». Там торговали модным товаром, который привозили из чужих краев; были и свои мастерицы в Москве, но их обегали, и кто побогаче, все покупали больше заграничный привозной товар.
На Ильинке за Гостиным рядом и за Гостиным двором были нюрнбергские лавки и голландский магазин. Там мы все больше покупали шерсти для работ и шелки».
Помимо бисера и вышивок шелком и шерстью были в это время распространены и другие рукоделия — например, рисовать по дереву или бархату (специальному английскому бумажному).
Тем не менее, вышивка крестиком стояла по распространенности на первом месте. Барыни и их дочки любили вышивать не только картины, но и части своего туалеты — например, ридикюли.
Ридикюль — это дамская сумка из ткани (или реже — кожи) мягкой формы, прообразом которой послужил мешочек для рукоделия, вошедший в моду еще в XVIII веке под влиянием маркизы Помпадур.
В 1830-е годы были очень модны черные кашемировые ридикюли, расшитые розами. В конце XIX века в моду входят ридикюли-торбочки, расшитые шелком и бисером.
В 1830-х годах в высшем петербургском обществе распространилось новое увлечение – вышивка домашних туфелек без колодки, которые вышивались бисером или крестом и делались из бархата, плюша или шерстяной плотной ткани следующим образом.
Выкройка таких туфель изображена на рисунке ниже.
Подошву вырезают из тонкой кожи или картона, а затем обшивают тканью. Длина туфли определяется меркой с ноги — от конца большого пальца до середины пятки по внешней стороне, а ширина — объемом ноги в самом широком месте (от мизинца к выступы большого пальца).
На швы прибавляют кругом по 1 сантиметру.
Подкладку кроят по той же выкройке из фланели или полотна.
Вышивали шелковыми нитками и бисером и бальные туфельки.
Довольно долго — до конца XIX века на одежде маленьким детям не делали карманов, а вешали им на шею на шнурке специально сделанный и, как правило, вышитый, мешочек для платка.
Занимались вышивкой не только в провинции и не только уездные барышни, изнемогавшие от скуки и заполнявшие свое время рукоделиями, переписыванием стихов в альбом и рисованием интерьеров, которые очень часто делали в первой половине XIX века.
Общеизвестно, что одной из лучших рукодельниц своего времени была императрица Мария Федоровна. Об этом писали в своих мемуарах многие ее современники. В собрании музея-дворца в Павловске хранится столик, сделанный Г. Гамбсом по эскизу Воронихина со вставкой в столешницу вышивки крестом, представляющей вид домика Петра в Саардаме и выполненной Марией Федоровной.
В ссылке в Сибири княгиня Волконская вышила Сикстинскую мадонну Рафаэля и этим образом украсила могилу отца.
Тут надо заметить, что в XIX веке дамам правилами светского этикета было позволено дарить только «рукодельные подарки».
«Очень приятно получить подарок от женщины, но в какой бы степени не была дружба между вами, даже родство, придется, однако же, поломать голову, пока не решится, чем отдарить. Женщинам не следовало бы никогда дарить другим чем-нибудь, кроме небольших произведений карандаша или иглы, собственной их работы», — читаем в одном из руководств по правилам хорошего тона.
«Если начальникам подчиненные могли делать подарки лишь в исключительных случаях, — пишет исследователь дворянского быта Е. Лаврентьева, — то царю и особам царской фамилии мог преподнести подарок каждый дворянин. Одна дама вышила подушку, которую поднесла Александру I при следующих стихах:
Российскому отцу
Вышила овцу,
Сих ради причин,
Чтобы мужу дали чин.
Резолюция министра Державина:
Российский отец
Не дает чинов за овец.
Девушкам позволялось дарить молодым людям «небольшие произведения карандаша или иглы, собственной их работы». Чаще всего это были вышитые бисером кошельки, вставки для бумажников, чехлы для карточных мелков и т.д. «Недавно подарила я ему своей работы кошелек, и он сказал, что будет носить его вечно», — писала в дневнике Анна Оленина.»
Вышивали, как правило, в гостиных, будуарах или спальнях. «Будуар, — читаем в журнале «Мода» за 1860 год, — это комната, в которой женщина проводит большую часть дня, свидетельница хозяйственных занятий, рукоделий и отдохновения, поверенная задушевных мыслей и сердечных тайн».
До конца XVII века принадлежности для рукоделия в Европе и России хранили в коробках, украшенных узорами, с начала века XVIII в обиход входят рабочие корзинки, и лишь в 1760-х годах начинают изготовлять рабочие столики с откидным верхом (vide-poches), которые оставались популярными на всем протяжении XIX века.
Их делали в разных стилях, многие были с двусторонними крышками, на одной из сторон которых располагалась инкрустированная шахматная доска. Верхняя часть такого столика была приспособлена под хранение швейных принадлежностей, часто под столешницей и выдвижным ящиком располагался шелковый мешок — для незаконченной работы.
Очень распространены были и рабочие ящички, или шкатулки, с оборудованным интерьером, так как их легко было переносить и даже брать с собой в гости. Внутреннее и внешнее оформление таких шкатулок обычно было выполнено в одном стиле — либо вставки из бисера, вышивки шерстью и шелком по канве, либо повторение элементов деревянной резьбы и инкрустации (либо паркетным набором).
Встречаются даже специальные вращающиеся подставки для катушек с нитками и ящичками для рабочих инструментов в их основании.
Именно в таких рабочих ящичках хранились и весьма остроумные приспособления для наматывания ниток.
«Большим рукодельницам, — пишет искусствовед В. Дудорева, — которые так много вышивали и вязали, много приходилось разматывать ниток на клубки; и вот, догадливые деревенские хозяйки придумали основу для клубка: ничто иное, как круглую косточку из куриного горлышка, которая сплошь затягивалась бисерным вязаньем и превращалась в хорошенькую бисерную игрушку».
В большинстве своем вышивки исполнялись по готовым узорам, но пользовались и литографиями, картинами, книжными иллюстрациями, переводя их на холст или канву.
Во второй половине XVIII века в изобразительном искусстве начинает формироваться так называемый русский бытовой жанр, лучшими представителями которого являются Ж. Лепренс, М. Иваново, М. Шибанов, И. Ерменев. Он не мог не найти своего отражения в вышитых шелком, шерстью и бисером рукодельных работах, а также в росписи по фарфору.
Сначала рисунок для вышивок просто изображался контуром на фоне мелкой сетки, которую раскрашивали от руки, а позже стали продавать рисунки с уже расчерченными по квадратикам узорам с обозначением цветов.
Они тщательно хранились и передавались от матери к дочери, нередко перерисовывались рукодельницами.
Честь «открытия и изобретения» изображения узоров на расчерченной на мелкие клеточки бумаги принадлежит Германии. Именно там впервые были выпущены комплекты раскрашенных узоров для вышивания шерстью и необходимые для данной работы нитки. Такие комплекты получили название «берлинской вышивки» или «берлинской шерсти». Искусствоведы определяют берлинское шитье как вышивку шерстью по канве или холсту, изображающую пасторальные, религиозные или другие жанровые сцены, пейзажи и цветы.
Но об этом мы поговорим в следующий раз…
История вышивки
Можно сказать, что вышивание зародилось с появлением 1-го стежка, когда первобытный человек начал мастерить себе одежду из шкур животных. Первыми материалами для вышивки стали жилы животных и волосы, намного позже люди начали использовать нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, драгоценные камни, жемчуг, бусы, бисер, ракушки, монеты и т. д. Однако во все времена вышивка была связана с природой, трудом и бытом людей. Она отражала их представления и художественные вкусы, именно поэтому у каждой нации сложились свои национальные особенности, мастерство.
Сначала использовали каменное и костяное шило. Затем люди научились делать бронзовые и стальные иглы, что помогло усовершенствованию вышивки и изобретению новых способов вышивания.
Вообще как вид рукоделия вышивка появилась на Востоке. Так, самые древние работы, которые дошли до наших времен, были вышиты в Древнем Китае и датируются VI—V вв. до н. э. Они выполнены золотыми и серебряными нитями, а также волосом на шелковых тканях. В те времена тончайшая китайская вышивка оказала большое влияние на вышивку Японии.
На следующем этапе истории следует отметить искусство вышивки в Иране и Древней Индии с характерными для него растительными узорами, изображениями животных и жанровыми сценами. Из Азии вышивка попала в Византию и страны античной Европы. Так, греки приписывали изобретение вышивки своей богине Афине Палладе.
Существует легенда и об Арахне — дочери красильщика, которая училась у богини ткать и вышивать. Он посчитала, что своим мастерством подобна богине, и вызвала ее на состязание. Девушка победила, выполнив большую работу с изображением похождений богов. Минерва рассердилась и бросила в свою соперницу челнок, после чего Арахна превратилась в паука.
В «Одиссее» Гомера есть упоминание о вышитом плаще Улисса, который был декорирован золотым шитьем. Поэт также упоминает о богатых вышивках, привезенных Парисом в Трою из Сидона и Тира. В 3-й песне «Илиады» описана Елена, вышивающая на белой ткани сюжет битвы между греками и троянцами.
Большой толчок развитие вышивки в Греции получило во время походов Александра Македонского в Азию. Дело в том, что греки многое переняли в этом искусстве у персов. Не менее удивительными показались им и богато расшитые индийские ткани. После победы над Дарием Александр Македонский забрал себе его шатер, украшенный великолепной вышивкой. После чего он заказал себе плащ у мастериц-киприоток.
При вышивке гладью нельзя закреплять нити с помощью узелков. Следует просто сделать несколько стежков на одном месте, а затем закрыть его вышивкой.
В Древнем Израиле искусство вышивания также было сильно развито. Богатой и искусной вышивкой отделывали одежды священнослужителей, изысканными вышитыми узорами были украшены и многие предметы церкви. Евреи, как и ассирийцы, переняли искусство вышивания из Египта, где вышивка была распространена довольно сильно, о чем свидетельствуют сохранившиеся вышитые одежды мумий и изображения фараонов на саркофагах и памятниках.
Самые первые ткани и вышивки были выполнены из шерсти. Позже египтяне открыли свойства льна и пеньки и стали изготавливать из них ткани, которые оказались намного тоньше, белее и изысканнее шерстяных.
Первыми вышивать золотом стали фригийцы, а затем римляне узнали об этом виде рукоделия через пергамского царя Атталу (именно поэтому первые вышивки золотом назывались атталинскими).
Тарквиний Первый был 1-м не только по праву рождения, но и среди тех, кто появился в Риме в роскошной одежде, расшитой золотом. Любовь к богатой вышивке быстро распространилась по Риму и Греции и приняла чудовищный размах. Правители часто делали попытки запретить или умерить эту неуемную роскошь, но никаких результатов это не дало.
Затем в Китае началось производство шелка, откуда незадолго до Рождества Христова он попал в Персию, Индию, Египет и на Восток. Запад узнал об этом тончайшем материале еще позже. Так, Рим увидел шелк только во времена Юлия Цезаря. Тогда эта ткань была очень дорогой и считалась большой редкостью, а китайцы не экспортировали шелкопрядов из страны.
Надо отметить, что во времена византийских царей искусство вышивки шелковыми нитями достигло большого уровня мастерства. Ею украшали одежду, седла, конскую сбрую; в Эрмитаже хранится ткань с вышивкой, которая датируется III в. н. э. В Баварии есть византийская вышивка, которую нашли на могиле епископа Бамбергского Гумберта, умершего в 1062 г. На ней изображен император Константин верхом на белом коне, а ему поклоняются 2 женщины, в руках которых шлем войны и лавровый венок. Одна из них символизирует Запад, а другая — Восток.
Вышивка Византии сильно повлияла на развитие этого искусства на Западе в период средневековья. Начиная с XIII в., в Англии стала известна вышивка золотом, шелком и серебром. Надо отметить, что эта страна одна из первых стала известна своими великолепными вышивками. Например, игуменья монастыря Святого Этельреда в VII в. преподнесла епископу Кутбера богатую вышивку, а у Альфреда Великого было знамя, на котором датскими принцессами был вышит ворон.
Основными мотивами для вышивки были растительные орнаменты, цветы и листья. В музее в Байе хранится большая и великолепно выполненная работа Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, которая изображает эпизоды завоевания Англии нормандским герцогом.
В XVI в. искусство вышивки быстро распространилось во Франции благодаря связям этой страны с Грецией, но первыми сюжетами для вышивок были исключительно картины из Святого Писания.
Из Франции и Англии вышивание постепенно распространилось в другие западные страны. Например, жена короля Венгрии святого Стефана, Гизелла, возле своего дворца устроила мастерские для вышивания и ткачества. Именно здесь мастера изобрели венгерский шов, который отличается тем, что весь фон вышивают зигзагами.
Два монаха-богомольца в своих посохах принесли императору Юстиниану из Китая несколько личинок шелкопряда. После этого производство шелка стало распространяться по Византии, а затем и по всему миру.
Торговые отношения итальянских городов с народами Азии привели к тому, что среди европейцев началась мода на богатые украшения, свойственные культуре Востока. Особенно славились в те времена миланские, лукские, генуэзские, венецианские вышивки.
В эпоху Возрождения вышивка наряду с другими видами искусства достигла совершенства. Многие художники делали эскизы к вышивкам, был среди них даже Рафаэль.
Испанцы сильно подражали итальянцам, и со временем их мастерство достигло высокой степени совершенства. Во многих музеях мира сохранились вышивки тех времен, которые подтверждают это. Например, в музее Клюни во Франции хранится вышитая картина с изображением Адама и Евы. Не менее известен и церковный аналой с изысканной вышивкой, который Карл V подарил монастырю Святого Юста, где он провел свои последние годы жизни.
Надо заметить, что практически во всех странах вышивали по сукну или шелку шелковыми, шерстяными, золотыми и серебряными нитями, и только в Саксонии вышивали белой ниткой по белым тканям. В настоящее время этот вид вышивки распространился по всему миру.
Многие знаменитые женщины Запада были искусными вышивальщицами. Например, Екатерина Медичи и ее дочери со своими кузинами всегда вышивали в часы досуга. Мария Стюарт и госпожа де Ментенон очень любили вышивать и всегда брали свои работы с собой. Причем последняя основала женскую школу, в которой ввела вышивание отдельным предметом. Мария Антуанетта также много времени проводила за рукоделием, чаще вышивая мелким швом по канве.
Первые узоры для вышивки мастера передавали из рук в руки и сами их копировали, что нередко приводило к большим затруднениям. После того как было изобретено книгопечатание, узоры собирали и издавали отдельными книгами. Первый такой сборник издал Петр Квинти в Кельне в 1527 г.
Для создания новых эскизов для вышивания рисовальщики чаще обращались к природе, старясь перенять у нее все краски и формы цветов и растений. Именно с этой целью Жан Робэн создал специальный сад, в котором разводил множество редких растений из других стран. Его затея стала довольно популярной, и Генрих IV выкупил его цветочный сад, после чего тот стал называться «королевским садом» и был доступен уже для всех.
Первые мастера вышивали крючками. Моток пряжи располагали под пяльцами, а петельки протаскивали с изнаночной стороны на лицевую с помощью крючка.
Постепенно во многих западных странах (Франции, Германии, Англии, Швеции, Дании, Норвегии) вышивку стали использовать и в народных костюмах, для украшения бытовых предметов. Чаще вышивали белой гладью, сквозной гладью с геометрическим и растительным орнаментами. В скандинавских странах также делали вышивки цветной шерстью и золотом.
В России вышивка появилась давно; ею декорировали одежду, предметы быта, сбрую лошадей, обувь, жилище. Так, в Пазырских курганах на Алтае были найдены тканые ковры; украшенные вышивкой и аппликациями из кожи, войлоком, бусинами, бисером, золотыми бляшками черпаки, седла, обувь, одежду знатных скифов. Эти предметы датируются III—I вв. до н. э. В европейской части страны при раскопках курганов также находили остатки одежды скифов и сарматов, украшенной вышивкой из золотых и серебряных, шерстяных и шелковых нитей.
На Руси в старину вышивкой владели все женщины, так как она была связана со стародавними обрядами и обычаями русского народа. Уже 7—8-летние девочки садились шить и вышивать, готовя себе приданое. К 16 годам каждая девушка должна была иметь вышитые будничную и праздничную одежду, подзоры, скатерти, полотенца. Причем всего этого ей должно было хватить на несколько лет супружества. Кроме того, надо было еще сшить и вышить полотенца, которыми невеста одаривала на свадьбе свою новую родню и почетных гостей. Перед самой свадьбой устраивали выставку изготовленных изделий, чтобы каждый мог судить о мастерстве девушки.
Одежду на Руси делали из льняной ткани, причем это был очень трудоемкий и долгий процесс. Сначала пряли льняную нить, или кудель, затем ткали холст. В зависимости от толщины кудели ткань получалась толстой или тонкой. Затем холсты отбеливали на снегу в солнечный зимний день. Из овечьей шерсти изготавливали пряжу и ткали из нее шерстяные полотна. Кроме того, из шерсти делали валяную ткань и валяные изделия.
Весь свой гардероб: сарафаны, рубахи, платки, фартуки, верхнюю одежду, обувь — украшали вышивкой, лентами, кружевом. Белье, полотенца, подзоры, скатерти и занавески также оснащали вышивкой, узоры для которой придумывали самостоятельно. Это были растительные орнаменты, цветы, изображения животных, человека.
Многим рисункам придавали магическое значение, поэтому некоторые вышитые вещи считались оберегами, которые защищали дом, людей и животных от различных бед и болезней. Например, кресты защищали человека от зла; дерево символизировало долгую жизнь и взаимосвязь всего на земле; цветок считался символом красоты и непорочности, а красный цветок — символом земной любви. Звезды являлись знаком небесного огня и должны были изображаться с прямыми или треугольными лучами. Круги символизировали материнство, плодородие и изобилие. Также круг считался знаком женского начала в природе. Квадраты обозначали земледельцев и плодородие полей, спираль — мудрость и знания. Волнистые линии — знаки воды, волн, а также начала жизни, треугольники — человека. Не менее символическое значение имел и цвет рисунка.
При вышивании каждая мастерица руководствовалась определенными правилами и традициями. Считалось, что вышивкой люди пытались защитить самые уязвимые места от злых чар и болезней. Поэтому украшали перед и спину рубахи и сарафана, ворот, борта, горловину, косой разрез, плечи, низ рукавов. Так, вышивка по низу рукавов и на плечах придавала силу и ловкость рукам.
Со временем обереговое значение вышивки забылось, осталась лишь традиция украшать свою одежду вышитыми узорами.
На селе вышивкой женщины занимались чаще зимой, когда уже не было работ в поле, лесу, огороде. Работали они при свете лучины, поэтому обычно вышивали на белом полотне белой нитью. Причем самые старые вышивки были выполнены «по выдергу», т. е. из полотна выдергивали нити и получали ткань другой фактуры, которую в дальнейшем заполняли вышитыми узорами.
В то время не было книг, специальных школ существовало очень мало, поэтому мастерицы учились друг у друга; а так как все села и деревни были разобщены, то в каждом населенном пункте вышивка, как и другие виды народного творчества, имела свои особенности. Со временем местные связи расширялись и мастера перенимали опыт своих соседей, обогащая и улучшая собственные узоры. Таким образом создавалась вышивка с местными чертами. Даже в настоящее время вышивка воронежских мастериц отличается от вышивки псковитянок.
Существует множество различных техник вышивания: владимирский верхошов, мстерская белая гладь, орловские списы, бранки, калужская цветная перевить, крестецко-валдайская строчка, нижегородские гипюры, ярославская строчка с ободком и многие др.
Цвета пряжи для вышивки были однообразными. Дело в том, что раньше использовали только растительные красители, число которых весьма ограничено. Именно поэтому вышивки южных районов и областей богаче по своей цветовой гамме, чем вышивки северных областей и районов.
Самыми старинными русскими швами считаются роспись, крест, набор, счетная гладь, белая мелкая строчка, «козлик». Немного позже вышивальщицы придумали цветную перевить, вырезы, крестецкую строчку, гипюры, тамбурную вышивку, белую и цветную гладь.
На особом редко сотканном полотне вышивали счетными швами. Для чего на ткань накладывали одноцветную пряжу по счету ее нитей и заполняли отдельные участки геометрическими фигурами, получая таким образом ритмичные узоры. Подобная вышивка называется счетной гладью.
Кроме того, полотно вышивали узорами из геометрических фигур швом «вперед иголку», называя эту технику набором, или «бранным шитьем», одна из разновидностей которого — орловский спис.
Одни из самых древних на Руси — это вышивки крестом и полукрестом. Гладью стали вышивать немного позже. На плотном небеленом холсте красной пряжей с небольшим количеством зеленых, желтых и синих нитей вышивали фигуры животных, птиц, рыб, людей, цветочный орнамент. Называют эту технику верхошовной, так как гладь прокладывают только по лицевой стороне, а с изнанки делают лишь мелкие стежки. Есть у нее и другое название — владимирская гладь, так как появилась она во Владимирской области.
В той же области в поселке Мстера мастерицы создали еще 1 разновидность глади —мстерскую белую гладь. Ее выполняют на тонких тканях тонкими белыми нитями. В настоящее время так же вышивают и на цветной ткани, но непременно нитями в тон. Техника этой вышивки включает в себя двустороннюю гладь, гладь с настилом, подкладную гладь, краевую гладь, прорези и проколы, тонкие накладные сетки, простые швы, узелки, россыпь и стяги (одна из самых сложных техник).
Все русские народные вышивки можно разделить на 2 группы: среднерусскую и северную. К последней группе принадлежат вышивки Новгородской, Архангельской, Псковской, Вологодской, Ивановской, Калининской, Горьковской, Костромской, Ярославской, Владимирской областей. К среднерусской относятся работы Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской, Смоленской, Тамбовской, Пензенской и Воронежской областей.
Чаще в вышивке использовали набор и шов-роспись. В некоторых районах вышивали одноцветным крестом — красным по белому полотну. Из узоров преобладали растительные мотивы. Сложные рисунки изображали контурно и в одном цвете.
Вышивки среднерусской полосы сильно отличались от северных, так как мастера чаще выбирали геометрические узоры с фигурой гребенчатого ромба и 2 выступами на каждом углу. Сама работа была многоцветной, а фон часто использовали как орнамент. Самыми распространенными техниками были цветная перевить, счетная гладь, набор, «козлик», роспись, «косичка», мережки.
Золотое шитье пришло на Русь с христианской верой. Княгиня Анна-Янка, сестра Владимира Мономаха, открыла при Андреевском монастыре в Киеве одну из первых вышивальных школ. В ней молодых девушек обучали вышивке шелком, золотыми и серебряными нитями. Руками мастериц создавались великолепные растительные орнаменты на одежде, украшенные жемчугом и драгоценными камнями.
Постепенно домашнее рукоделие стало превращаться в ремесло: изделия с вышивкой начали продавать на ярмарках. В XVIII в. появились мастерские, в которых можно было заказать вышивку, а для многих искусных мастериц вышивание стало профессией. Кроме того, организовывались школы по обучению вышиванию. Во многих областях страны сформировались центры вышивального искусства, причем каждый — со своими художественными особенностями.
Многие предметы одежды и быта, украшенные вышивкой, сохранились до наших дней. Их можно увидеть в Историческом музее, Троице-Сергиевой лавре, Музее прикладного искусства.
Постепенно вышивка разделилась на народное и прикладное искусство. Последнее было связано с дворянством. Надо отметить, что европеизация дворянского быта сильно повлияла на данный вид рукоделия, благодаря чему стали развиваться другие техники вышивки: синелью, серебром, теневой гладью, бисером.
Все дворяне украшали свои костюмы золотом, серебром, бисером, стеклярусом, драгоценными камнями, белой гладью. Кроме того, вышивку использовали и для оформления интерьера, декорируя ею ковры, обивку мебели, портьеры, панно, постельные принадлежности. Вышивали и небольшие предметы быта и аксессуары: сумочки, накидки, шали, бумажники, туалетные принадлежности.
Вышивали не только крестьянки — женщины всех слоев населения занимались вышивкой.
Каждую девушку в пансионатах, институтах, сиротских домах учили вышивать и шить. Рукоделие всегда было обязательным предметом во всех обучающих учреждениях. Для многих бедных девушек вышивка становилась профессией.
Надо отметить, что во всех республиках бывшего Советского Союза вышивка традиционно украшала народные костюмы. Например, на Украине традиции национальной вышивки сохраняются по сей день, как и в России; в каждом регионе — Полесье, Подолье, Слобожанщине, Карпатах, Прикарпатье, Средней Надднепрянщине — есть в ней свои местные особенности и отличия. Однако всю украинскую технику объединяет строгий растительный узор белым по белому или красным по белому. Вышивкой также украшали одежду (рукава, ворот, лиф, манжеты, подол), головные и ручные платки, скатерти, занавеси, рушники (полотенца). Чаще применяли свободную и счетную гладь, полукрест и крест, белую и цветную мережку, низи.
В Белоруссии практикуют мережки, шитье по сборкам, вырезывание. Для этой страны характерны сочные яркие узоры, выполненные красным по белому.
В вышивках Эстонии, Латвии и Литвы преобладают растительные и геометрические орнаменты, выполненные в разных техниках: строчкой, полукрестом, свободной и счетной гладью, мережками, тамбуром, «козликом», строчевыми швами.
Вышивки народов Кавказа очень изящны и богаты. В Грузии распространена вышивка золотом, шерстью, шелком. Таким образом украшали рубахи, верхнюю одежду, пояса, косынки, нагрудники, ковры, подушки и т. д. Мастерицы используют и десятки различных швов в цветочном или геометрическом орнаментах: стежку, полукрест, узелки, гладь, стебельчатый и тамбурный швы, аппликацию.
Армянские мастер обычно вышивают геометрические или стилизованные растительные узоры, применяя техники по свободному контуру и по счету нитей. В своих работах они используют гладь, плетеночный шов, мережку и другие декоративные швы.
В Азербайджане в качестве основы берут красное сукно, черный бархат, сатин, атлас. Вышивают чаще различные растительные и цветочные узоры шелковыми нитями тамбурным швом, белой счетной и цветной свободной гладью, золотым шитьем. Вышивкой украшают подушки, ковры, покрывала, скатерти, кошельки, безрукавки, рубашки и другие изделия.
Вышивки Средней Азии имеют многовековую историю, начинающуюся с III—VI вв. Характерной их особенностью является круг — символ солнца, внутри которого вышивают лепестки цветов, листья, бобы. Народы Средней Азии никогда не изображают в своих работах человека и животных, так как это запрещено мусульманской религией.
В Таджикистане петельным, тамбурным, гладье-вым, крестообразным швами декорируют занавеси, сюзане, мешочки для чая, расчесок, зеркал, панно, тюбетейки, поясные мужские платки. Узбеки в вышивке используют гладь вприкреп, шов «цепочку», золотое шитье, полукрест, аппликацию, вышивку бисером, крест. В Туркменистане чаще встречаются гладь вприкреп, цепочки, стебельчатый шов.
В Казахстане и Киргизии вышивают по войлоку, коже, сукну, шелку и бархату гладьевыми и тамбурными швами. Мастерицы часто изображают фигурки животных и людей, а вот растительные узоры встречаются в их работах очень редко.
Название «тамбурный шов» произошло от техники вышивки по ткани, натянутой на пяльцы, как на тамбурин.
В XIX в. во Франции появилась 1-я вышивальная машинка; к сожалению, имя ее изобретателя так и осталось неизвестным; впрочем, как работала эта машинка, также неизвестно. В 1825 г., 4 года спустя, французский изобретатель Бартелеми Ти-монье де Амплепи изобрел другую вышивальную машинку, но она оказалась неудобной в применении. Зато сконструированная в 1854 г. машинка Гейльмана произвела переворот в изготовлении вышивок. С того времени она претерпела незначительные изменения, но сама идея и главные механизмы остались прежними.
Тем не менее многие мастерицы до сих пор предпочитают ручную вышивку, так как она намного выразительнее и художественнее, а кроме того, и прочнее машинной.
Современные рукодельницы изучают традиции и опыт мастериц прошлых веков и на этой основе создают новые изделия, выполненные в более легкой технике и отвечающие современным требованиям. В настоящее время вышивку используют для декорирования женской и детской одежды, предметов интерьера (салфеток, занавесок, скатертей, наволочек на диванные подушки, панно), полотенец, сумок, кошельков и др.
История вышивки крестом | Крестик
Сегодня, среди многих мастериц, особой популярностью пользуется искусство вышивки. Носившая когда-то сугубо бытовой характер, вышивка превратилась в одно из самых прекрасных хобби, помогая создавать удивительные мотивы с помощью простых ниток и иголки. Еще много тысяч лет назад первобытные «рукодельницы» придумали прекрасный способ привлечения внимания — украшение нарядов вышивкой. Однако у всего есть своя предыстория, и вышивка не является исключением.
История вышивки
Когда-то наши далекие предки жили в пещерах, грелись у костров, ходили на охоту и понятия не имели о том, что такое высокая мода или простой вышитый узор. Они просто скрепляли обрезки шкур, дабы получить изделия, способные прикрыть тело и подарить тепло. И вот тут-то, возможно, совершенно случайно, одна из первобытных модниц придумала украсить невзрачную одежду совершенно особым способом, используя для этого непривычные, открытые взору швы.
Время шло, появлялись новые способы создания узора на материи, менялись и совершенствовались инструменты мастериц: каменное и костяное шило заменила тонкая игла, шкуры животных — изящные и легкие ткани, а простая строчка из ниток превратилась во множество разнообразных вариантов наложения стежка. Одним из самых популярных стал и до сих пор является шов крестиком, наверное, именно поэтому история вышивки крестом является одной из самых интересных и познавательных.
В наше время, украшение готовых изделий вышивкой пользуется особой популярностью. Вышитые изделия смотрятся не только красиво и необычно, но и помогают модницам более ярко выражать свою индивидуальность.
Конечно же, работа выполненная руками мастерицы, ценится гораздо больше, но в наш век развития технологий, альтернативой ручному вышиванию стало машинное.
Машинная вышивка
Ручная вышивка гладью
Мотивы, создаваемые умелыми руками вышивальщиц, также менялись со временем. Когда-то на одежде красовались обереги, мотивы для которых были взятые из повседневной жизни и окружающей природы.
При этом в работе использовались все подручные материалы: волосы, красивые камешки, бисер, ленты, ракушки, травы и сухие цветы. Сохранившиеся мотивы работ рукодельниц из прошлого, являются настоящим историческим наследием, дающим нам более полное представление о жизни наших далеких предков.
Современным умелицам приходится гораздо проще, в магазинах и интернете представлен огромный выбор инструментов для вышивки и различных ниток всевозможных цветов и оттенков.
Вышивка — это не только красота, созданная для души, но и прекрасная возможность понять обычаи того или иного народа, познакомиться с его культурой и ценностями, узнать о событиях, которые когда-то происходили с ним. Можно сказать, что древние работы являются способом общения между национальностями и даже целыми поколениями, попыткой предков донести до потомков самые важные жизненные мудрости.
Откуда же пришло это волшебное искусство? Ученые считают, что родиной вышивки является Китай. Именно там были обнаружены самые древние работы, датируемые пятым веком до нашей эры.
Прошло время, а вышивка до сих пор просматривается в интерьере и одежде современных людей. Осмотрите свой дом, и вы обязательно найдете вышитые элементы в самых необычных местах. Именно поэтому, данный вид искусства стоит наряду с живописью и скульптурой.
История возникновения вышивки крестом на Руси
Какова же была история вышивки крестиком на Руси? Искусство вышивания на Руси было известно с незапамятных времен, а доказательство этому факту можно найти в книгах. Читаете ли вы сказки или произведения классиков, везде и всюду описанные в книгах рукодельницы занимались вышивкой. Вспомните ту же Царевну-лягушку, которой за ночь нужно было вышить полотенце ( в некоторых вариантах сказки — ковер или рубаху) царю в подарок.
Держать иголку в руке девочек учили с самого раннего возраста, и к моменту взросления девушка уже могла создавать работы, ничуть не уступающие по красоте работам сказочной королевны. Готовые полотна украшались мотивами, подчеркивающими красоту и самобытность русской природы, глубину рек и озер, тень лесов и простор полей. Глядя на них, тяжело не влюбиться в необычную и Великую Русь.
Однако зарождение вышивки на Руси носит более глубокий характер, нежели простое желание скрасить быт и выглядеть привлекательно. Вышивка крестом является одним из символов жизни наших предков. Крест для славян всегда был оберегом, помогающим отогнать злых духов и защитить, а потому мастерицы, вооружившись иглами и нитками, создавали на одежде и предметах домашнего обихода настоящие шедевры.
Начало истории возникновения вышивки крестом среди Русичей доподлинно неизвестно, но найденные на территории древнего государства полотна, датируемые девятым — двенадцатым веками, свидетельствуют о том, что уже в то время искусство вышивания было не просто развито, но находилось на высочайшем уровне. Чаще всего люди украшали предметы быта: простыни, покрывала и скатерти. Среди одежды вышивка красовалась на головных уборах, рубахах и сарафанах. Особое место вышивка крестом занимала на обрядовых вещах: свадебные наряды, украшения для священных деревьев и могильных крестов, полотнища для украшения языческих капищ.
Вышивка полотенец также являлась делом ответственным и кропотливым, так как для наших предков они играли наибольшую роль, нежели для нас. С того момента, как молодая жена переступала порог дома своего мужа, в семье пользовались только полотенцами, сделанными руками новой хозяйки. Кроме того, они являлись неотъемлемым атрибутом свадебного торжества, на них ставили иконы и покрывали красный угол в избах. Эту крайне ответственную работу доверяли лишь самым искусным мастерицам, чье умение было просто поразительным.
Не стоит думать о том, что умение наших предков заканчивалось на вышивке старославянских символов. Рукодельницы прекрасно справлялись с изображением бытовых сцен, животных и различных пейзажей.
В 988 году молодое русское государство сделало огромный шаг вперед, свергнув язычество и приняв христианство, символом которого также является крест. Благодаря этому, история вышивки крестиком получила дальнейшее развитие, а работы, выполненные в этой технике стали атрибутами православной жизни, заняв свои почетные места на иконостасах и алтарях.
Особую ценность приобретали изделия, выполненные в определенное время: начало работы приходилось на восход солнца, а последний узелок завязывали с последним лучом заходящего солнца.
Так как предполагаемый на данный период фронт работ был огромен: обереги к рождению, крестинам, свадьбе и другим значимым событиям делали одновременно несколько вышивальщиц. Считалось, что выполненные таким образом обереги приобретали особые магические свойства и могли не только помочь в быту, но даже отвести смертельные недуги.
Рисунки для вышивания крестом несли в себе особый, сакральный смысл: крючки, овалы, ромбы — все эти фигуры символизировали определенные вещи, встречающиеся в повседневной жизни. Например, ромб с крючком считался символом плодородия, точно так же, как и изображение единорога. Расшифровать такую вышивку мог только знающий человек, а на сегодняшний день таких знатоков практически не осталось.
Если посмотреть на картины мастериц прошлых веков, то можно увидеть, что сюжетами для вышивки служили не только мотивы повседневной жизни, магические талисманы, но и таинственные животные и существа. Многие работы, дошедшие до наших дней, были украшены серебряными и золотыми нитями, жемчугом и другими драгоценными камнями, вышиты на бархате и шелке. Как один из видов рукоделия, вышивка крестом с момента своего возникновения считалась занятием для знатных особ. Дело в том, что используемые при этом материалы были просто не по карману простому народу.
Готовые изделия, вышитые шелком и драгоценностями, служили украшением для царских палат, храмов и церквей. К сожалению, лишь имена единиц вышивальщиц того времени стали известны предкам.
Одной из самых искусных мастериц 16-17 веков была дочка Бориса Годунова по имени Ксения. Ее работы покорили не только самого царя, но и всех тех, кто хотя бы раз видел их.
Намного позже, а именно в 18 веке, вышивка стала обычным занятием деревенских девушек. Естественно, что материалы и нитки, используемые ими, были гораздо дешевле. Однако при всей дешевизне материала и отсутствии украшений, вышитые ими работы превосходили по своему мастерству многие купеческие. Недостаток дорогостоящих камней, нитей и жемчуга для украшения работ, девушки компенсировали непревзойденным умением подбирать цвета и подчеркивать в работах самые важные детали.
История вышивки крестиком очень насыщенна, а узоры, вышитые в этой технике украшали множество вещей, в том числе и приданое для невесты. Приданое для девочки начинали готовить с самого раннего детства. Уже в семь — восемь лет крестьянские девушки начинали задумываться о свадьбе, ведь к моменту замужества нужно было подготовить массу необходимых вещей: одежда для праздников и повседневного быта, скатерти, полотенца и другие вещи, которых должно было хватить на первые пару лет семейной жизни. При этом все изделия должны были быть выполнены идеально, ведь уже на другой день после совершения помолвки, невеста должна была предоставить свое приданое на суд народа.
Делалось это не просто так, данная традиция помогала жениху и его родственникам по достоинству оценить аккуратность и трудолюбие будущей родственницы. Самый главный атрибут намечавшегося торжества — свадебное платье, выполненное руками русской красавицы, являлось необычным зрелищем и представляло буйство красок и великолепно вышитых мотивов. Белый цвет на Руси считался цветом чистоты и святости и именно поэтому не использовался в качестве основы подвенечного платья.
Независимо от того, кто выполнял работу, всю вышивку можно разделить на северную и среднерусскую. В чем же отличие изделий, выполненных мастерами разных широт? Дело в том, что умельцы разных областей использовали разные материалы, цвета и даже мотивы. Среднерусские работы отличаются большей красочностью, как ниток, так и основ. Северные народы являлись более сдержанными, отдавая предпочтение белым и красным цветам. Наиболее часто в своих работах они использовали такие приемы вышивки, как крест, роспись, белая строчка, сквозное шитье, а так же белая и цветная гладь.
Еще одной отличительной чертой вышивки среднерусских мастериц является применение зеркального эффекта. Изображаемые ими орнаменты как будто отражаются в зеркале, повторяясь несколько раз. Вышивка крестом картин предполагала изображение женских фигур, ящериц, змей, петухов, кур и других птиц. Кроме того, в качестве узора очень часто выступали непокрытые вышивкой цветные части тканей. Чаще всего украшения располагалась в местах сгибов и швов на одежде, подолах сарафанов и платьев, а также по краю разрезов. В своих работах мастерицы среднерусских широт не ограничивались каким-либо одним видом швов, так же, как и северяне, для придания изделию оригинальности и уникальности они использовали такие швы, как гладь, козлик, косичка, мережка, крест и другие, сохранившиеся до сих пор.
Благодаря проведенным исследованиям, стало известно, что на развитие вышивки на Руси оказала немалое влияние культура Византии. Разглядывая работы наших предков, можно заметить, что вся их оригинальность, самобытность и необычность — это следствие смешения множества стилей.
Несмотря на то, что вышивка крестом имеет многовековую историю, она не потеряла популярность и в наши дни. И с каждым годом у этого хобби появляется все больше поклонниц и поклонников.
ПОДЕЛИСЬ!«Крестик» плохого не посоветует! 🙂
История вышивки. Швальмские узоры | Журнал Ярмарки Мастеров
Дорогие друзья, давно хотела рассказать о вышивках, об истории их возникновения. Понимаю, что всю информацию можно найти в интернете, я и сама черпаю знания оттуда и из специальной литературы по рукоделию, которую покупаю в книжных магазинах. Но может вам все-таки будет интересно почитать и пополнить свое представление о разной вышивке. Буду рада вместе с вами узнавать интересное.
Хочу начать со старинной немецкой вышивки. В Германии их много, но сегодня покажу одну, очень красивую 🙂
Швальмская вышивка
Швальмская вышивка возникла в Германии, предположительно в самом начале XVII века, в округе (штате) Гессен, в местечке Швальм. Такая вышивка была очень популярна среди зажиточных крестьян. Самые ранние работы до наших дней не сохранились, так как вещи очень хорошо и с удовольствием носились, изнашивались и выбрасывались. Ничего удивительного, правда? Еще бы, такая красота!
Обычно швальмской вышивкой украшали одежду — это рукава, манжеты, передники, чепчики; а также постельное белье, занавески, скатерти и полотенца. А в современном исполнении можно встретить совсем необычные вещи, украшенные подобной вышивкой, например: абажур торшера или небольшой лампы для спальни, кармашки для мелочей, колпаки на чайники заварные и даже чехлы на стулья или кресла. Вы представляете у себя дома такое чудо? Это так уютно и красиво!
Швальмские узоры легко узнать, так как очень много используется простых по своему изображению элементов. Это колокольчики, сердца, круги и овалы, птички, тюльпаны. Однако, не смотря на простоту очертаний, внутри элемент заполняется ажурной вышивкой, которая выполняется на сетке. Сетку делают вручную, способом продергивания нитей.
Мотивы несут смысл, изображаются в классическом варианте симметрично и расширяются от центра к краям. В современных изделиях можно встретить ассиметрию, что с моей точки зрения, абсолютно не портит впечатление. Все равно смотрится потрясающе красиво!
Большая часть традиционных рисунков швальмской вышивки основана на использовании «древа жизни», которое олицетворяет преодоление смерти. В старину, вышивальщицы пытались заполнить вышитыми узорами как можно большую площадь изделия. Люди верили в примету, которая была распространена в те годы , будто нечистая сила может проникнуть в вещь через самое слабое (невышитое) место.
Древо жизни
В классическом варианте, швальмская вышивка выполняется белыми нитками по белому полотну, но возможны варианты бежевых оттенков. Современные рукодельницы берут и голубые, и розово-бордовые цвета. Но мне все-таки больше нравятся традиционные бледные бело-бежевые цвета.
Используются ткани льняные, хлопковые или из смешанных волокон с равномерным преплетением нитей. Такие ткани называются счетными. По ним выполняются и другие разнообразные виды мережек, из разных стран. Нитки используют хлопковые, можно обычные мулине. Думаю, что можно попробовать и шерстяные тонкие мулине или просто тонкую шерсть. Это доступно в наших магазинах, не дорого. Обязательно надо попробовать с шерстью при случае, ну когда придет в гости соответствующая Муза:)
Ажурная вышивка внутри элемента выполняется по мережному полотну. Сочетание разнообразных декоративных швов, которыми вышивается продернутое полотно, создает множество красивейших, нежных и воздушных узоров. Чем мельче переплетение нитей, тем красивее получается узор и смотрится вышивка. Ну просто невозможно глаз отвести! Падаю в обморок от такой красоты:))
Порядок вышивания в технике швальмской вышивки похож на хардангер, во всяком случае так утверждается. Сама я не владею этой техникой. Сначало выполняются контуры рисунка, потом вышиваются дополняющие (украшающие) швы и только потом украшаются сетки внутри основных элементов. Это очень кропотливая и трудная работа.
Швальмская вышивка также имеет сходство с вышивкой хедебо из Дании (тоже пока не знаю). В обоих техниках контуры рисунков обведены двумя рядами стежков. В хедебо оба ряда делаются тамбурным швом, а в швальмской вышивке — внешний ряд делается коралловым стежком, а внутренний — тамбурным швом.
Дополнительные швы, какие используют: коралловый или узелковый шов, тамбурный шов, петлевой круговой шов, косая гладь. В ажурных рисунках используют следующие декоративные швы: «В клеточку», «В горошек», «Решетка», «Листики», «Ромбики», «Перекрест», «Рамки», «Соты», «Прутики», «Решето», «Корзиночка», «Матрица» и т.д. А если их начать сочетать между собой внутри одного элемента, то получается такая ажурная, элегантная и нежная красота, что просто нету никаких сил устоять пред ней…
Существует и «дорогой аналог» этой вышивки — это Dresden whitework. Это такая красота, которая больше похожа на кружево и вышивалась на муслине, а в наши дни — и на батисте. Разумеется, такую волшебную нежность могли позволить себе только богатые немцы.
Благодарю за внимание:)
P.S. Безмерно уважаю труд всех вышивальщиц и рукодельниц!
До свидания:)
История Вышивки Крестом | Вышивка | Вышивание
История вышивки крестом – это стоит знать
В первобытном обществе, когда люди еще жили в пещерах и охотились на мамонтов, уже появилось рукоделие. Предпосылкой к его возникновению послужило одно событие. После удачной охоты на мамонтов, мясо убитого животного съедалось, а шкура использовалась в качестве одежды, или утепления обители. Таким образом, когда возникла необходимость скрепить шкуру мамонта, был сделан первый стежок, положивший начало искусству, живущему и развивающемуся много веков.
Некоторое время вышивание развивалось только как средство сшивать одежду, но со временем стало применяться в декоративных целях. У женщин всегда были проблемы с одеждой. Действительно, кому захочется выглядеть так же, как и все остальные? В стремлении выглядеть оригинальнее и выделяться из толпы, женщины стали осваивать вышивание и привносить в него что- то свое. Сначала они просто скрепляли шкуры по своему вкусу, составляя тем самым новые модели, а потом начали такими стежками украшать одежду.
С тех пор вышивка определяется как украшение разных уже готовых изделий орнаментом, выполняемым вручную. Самые древние вышивки были найдены учеными в Древнем Китае и датированы примерно пятым веком до нашей эры. Рисунок на этих вышивках выполнен волосом, золотыми и серебряными нитями. Из Китая и других стран востока вышивка распространилась и на страны Европы по Великому шелковому пути.
В каждой стране вышивка развивалась по собственному пути. В восточных странах изображали сказочных птиц и животных, используя при вышивке самые яркие цвета и самые сложные орнаменты. В Западной Европе наиболее распространенной темой вышивок была церковная. Они выводили Библейские тексты и сюжеты. Каждый народ изображал в вышивке свое понятие красоты. Через вышивку можно понять мечты о будущем, мировоззрения. Что касается России, то в нашей стране вышивкам придавали значение оберегов. Каждый узор на вышивке имел свой особый смысл.
В избранное
В избранное
В избранное
История вышивки крестом в России
Любимым занятием русских женщин всегда было рукоделие. Вышивать умели все: от самых юных до старух; от самых богатых до оборванных крестьянок. На Руси вышивке всегда придавали особое значение, ведь вышивание связано с традициями русского народа. Особенно это относится к кресту. Крест считался оберегом, способным защитить от сглаза и нечистой силы. Во времена язычества основные изделия, которые расписывались вышитыми узорами, это полотенца, простыни, занавески. Расшивались также рубахи, сарафаны, свадебные платья.
Когда же Русь приняла христианство, украшать стали окна, зеркала; когда рождался ребенок, непременным атрибутом были прекрасные работы рукодельниц. Каждый символ в узоре скрывал особый смысл. Круг например означал солнце, а крючковатый крест- пожелание добра, счастья и других жизненных благ. Часто вышивальщицы изображали мифических животных и райских птиц. Одежды знатных людей были расшиты шелками, золотом и другими безумно дорогими материалами.
В царском дворце имелись мастерские, изготавливавшие одежды царским домочадцам. Царица тоже занималась рукоделием. Дочь царя Бориса Годунова Ксения в 1601 году вышила покрывало, которое предназначалось для убранства царского престола. Это покрывало было вышито серебряными и золотыми нитями, бархатом и драгоценными камнями. Из- за тщательного ухода за этим произведением искусства, оно сохранилось до наших дней.
В начале 18 века вышивать стали и крестьянки. Разумеется, они использовали обычные нитки, а не шелка, но от этого работы не становились хуже. Мастерство рукодельниц-крестьянок не уступало мастерству придворных мастеров. С семи лет девочки в крестьянских семьях начинали заготавливать себе приданое. Этого могли быть полотенца, покрывала, одежда на несколько лет вперед. Перед свадьбой на всеобщее обозрение выставлялись все работы, изготовленные за несколько лет невестой. Таким образом оценивалось мастерство, прилежность и аккуратность девушки.
Выделяется две группы вышивок: вышивки средней полосы России и вышивки северной части России. Каждая группа имеет свои особенности. Так, например, вышивки средней полосы отличаются яркостью, разнообразием цветов и узоров, а вышивки северной части выполнялись красными нитями по белой ткани. Поскольку в начале второго тысячелетия Русь находилась в очень тесных отношениях с Византией, эта страна оказывала огромное влияние на культуру России. Таким образом, постепенно происходило развитие такого искусства, как вышивка, преумножая культурное богатство нашей родины.
В избранное
В избранное
В избранное
История вышивания крестом в современности
В настоящее время продолжается развитие одного из старейших искусств, доживших до наших дней. Множество мастериц продолжают дело своих предков, не забывая старые традиции и создавая новые. Миллионы людей любуются на огромные, ужасно дорогие гобелены, на создание которых потрачены многие недели и огромное количество ниток. Выделиться из толпы мечтают абсолютно все, но не стоит забывать, что можно просто украсить свою одежду вышивкой, которая придаст ей оригинальность и изысканность на зависть окружающим. Модников не пугает сложность ухода за этим бесценным украшением, они внимательно соблюдают все инструкции и предписания по уходу за такой красотой.
Сейчас вышивать узоры стало намного проще, ведь в магазинах можно купить любой оттенок ниток, любую иглу, даже позолоченную. Можно купить канву с узором, где уже сделана половина работы – нанесен рисунок и остается только вышить его, чем и занимаются тысячи человек.
Китайская вышивка, 5 видов китайской вышивки
Искусство вышивки было широко распространено в Китае во времена династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.). В то время возникли четыре отличительных стиля или школы вышивки, хотя каждый из них достигнет своего апогея после того, как расцвет торговли на Шелковом пути создал спрос на китайские товары.
Самые ранние образцы китайской вышивки восходят к династии Чжоу (1027 — 221 гг. До н.э.). Неясно, было ли это происхождением вышивки, потому что в Египте и Северной Европе также есть ранние образцы.Древняя китайская вышивка шилась шелком, потому что прядение из шелкопряда уже было освоено. Любопытно, что китайская вышивка изначально была прерогативой мужчин; только позже китайские мужчины поняли, что женщины лучше справляются с этим.
Четыре школы китайской вышивки в настоящее время определены правительством как китайское нематериальное культурное наследие. Это: вышивка шу, вышивка сян, вышивка су и вышивка юэ. Вышивка Мяо — это отдельный стиль вышивки из группы меньшинств.
Школа китайской вышивки Шу
Вышивка Шу особенно ассоциируется с городом Чэнду, столицей провинции Сычуань. И «Шу», и «Чуань» — это аббревиатуры, используемые для обозначения провинции Сычуань, поэтому вышивку шу также называют вышивкой «чуань». Наиболее характерными чертами вышивки Шу являются:
Прекрасные панды украшены вышивкой шу.- Плотно прошит — необходимо для сложной работы (подумайте о высоком разрешении по сравнению с низким разрешением).
- Он превосходит искусство смешивания нитей постепенно увеличивающимся способом для легкого перехода от одного сплошного цвета к другому.
- Это мир природы. Панда — популярный в настоящее время мотив, так как Чэнду — дом для панды.
- Обычно это делается на мягкой атласной ткани с использованием ярких ниток.
- Он следует строгим, связанным с традициями принципам, которые разделены на 12 основных категорий ткачества, в результате чего выделено 122 подкатегории.
- Его продукция включает пододеяльники, наволочки, скатерти, подушки для стульев, шарфы и носовые платки.
Вышивку шу можно найти в магазинах Чэнду, которые специализируются на таких товарах, например, в сети магазинов Hongqi Shopping Store по цене всего 300 юаней (около 44 долларов США). Вышивку шу также можно найти в Академии парчи Шу в Чэнду. Для магазинов вышивки Shu посетите Chengdu Shopping.
ЭкскурсииChina Highlights по Чэнду предоставляют клиентам прекрасную возможность познакомиться с замечательной историей города и купить вышивку Шу.
Школа китайской вышивки Сян
Вышивка Сян исторически связана с провинцией Хунань. «Сян» — это сокращение от Хунань, происходящее от реки Сян, протекающей через провинцию.
Наиболее заметные особенности вышивки Сян :
Это реалистичное изображение журавлей — пример вышивки Сян.- Он намеренно имитирует другие формы искусства, такие как живопись, гравюра и каллиграфия.
- Это «двусторонний» с отдельными изображениями с обеих сторон.
- Атласный вид, изображения имеют очень мягкие, гладкие поверхности.
- Его мотивы — это, как правило, «широкие» люди, птицы, животные и пейзажи, среди которых преобладают изображения львов и тигров.
- Подчеркивает несколько цветов с большими однотонными поверхностями. Целью никогда не было замысловатых узоров, вместо этого они были простыми и смелыми.
- Вышивка Сян высоко ценилась особенно во времена династии Цин (1644–1912), но с тех пор завоевала множество международных наград на выставках.
Школа китайской вышивки Су
Вышивка Су получила свое название от аббревиатуры провинции Цзянсу, которая также является «Су» в столице провинции Сучжоу.
Вышивка Су относится к периодам до и после династии Мин (1368–1644), когда вышивка Су находилась под влиянием как японского, так и западного искусства, впитывая их и меняя навсегда.Поглощение, вероятно, связано с близостью провинции к Японии и взаимодействием с Западом в то время.
Наиболее заметные особенности вышивки Шу :
Эта красивая картина цветов иллюстрирует вышивку Су.- Он известен своей изысканностью, четкими границами, тонкими линиями и элегантным, со вкусом оформленным дизайном.
- Он плотно прошит, как вышивка Шу, и использует тонкую иглу для создания тщательно проработанных узоров.
- Его цвета не монохромны, а состоят из правильного сочетания нитей разного цвета для достижения желаемого оттенка.
- Она «обратима», как вышивка Сян, хотя лучшие мастера вышивки Су производили двустороннюю вышивку, где обратная сторона была зеркальным отображением лицевой.
Вышивка Су стала настолько известной во времена династии Цин (1644–1912), что Сучжоу называли «городом вышивки».Вышивка су была фаворитом при дворе династии Цин для королевской одежды и украшения стен.
ВышивкаSu также популярна сегодня и теперь используется для изделий общего назначения, таких как сумки. Вышивка су завоевала признание на международных выставках. Лучшее место для покупки вышивки Су — это Музей вышивки Су в Сучжоу. Узнайте больше о покупках в Сучжоу.
Школа китайской вышивки Юэ
Мотивы драконов и фениксов типичны для вышивки юэ.ВышивкаЮэ (кантонская вышивка) связана с современной провинцией Гуандун . («Юэ» — это сокращение от Гуандун ».)
Хотя свидетельств мало, Юэ считается самой старой школой вышивки . Согласно историческим источникам, в ранней вышивке юэ использовались скрученные павлиньи перья и волосы конского хвоста для разделения цветных границ. Они все еще используются сегодня, хотя в основном для акцентирования.
Хотя Yue Embroidery объединяет множество школ вышивки, имеет две характеристики, которые отличают стиль , а именно:
- Как правило, он не пытается создать глубину, например, чтобы вещи выглядели 3D
- Он использует в качестве наиболее распространенных мотивов мифических существ, таких как поклоняющиеся солнцу птицы, драконы и фениксы.
- Иногда бывает на хлопке, а не на шелке.
Он особенно популярен среди китайских эмигрантов по всему миру.Вышивка Юэ также завоевала множество призов, в том числе призов на международных выставках. Некоторые из старых образцов вышивки Юэ продаются по невероятно высоким ценам на международных аукционах, таких как Christie’s и Sotheby’s, когда они появляются.
Мяо Вышивка
Красивая вышивка меньшинства МяоВышивка мяо — уникальное искусство меньшинства мяо.
В рисунках изображены благоприятные животные, такие как килин, дракон, феникс, насекомые, рыбы, цветы и фрукты.Используются обильные цвета, например алый, розовый, фиолетовый, темно-синий, кембриджский синий и бутылочно-зеленый.
Вышивки мяо можно купить в юго-восточном Гуйчжоу, где находится крупнейшая в Китае община мяо. Деревня Сицзян Мяо в Кайли особенно известна своей вышивкой. Вышивка продается в деревне.
Статьи по теме
.Kasuti — Уроки ручной вышивки Сары
Перейти к содержанию
- Искать:
- Главная
- Книги
- Ручная вышивка для начинающих Все
- Стежки для ручной вышивки
- стежков для вышивки левой рукой
- Книга проектов 12 роз
- Банты для волос с ручной вышивкой
- Книги по ручной вышивке Комплект из 2
- Книги по ручной вышивке Комплект из 3
- Карта продаж книг
- Словарь
- Вышивка
- Kamal Kad6 Вариант 1
- Вариант Камала Кадаи 2
- Вариант Камала Кадаи 3
- Вариант Камала Кадаи 4
- Камал Кадай другие варианты
- Переделка
- Уроки переделки
- Уроки Синей работы
Образцы красных работ - Штопка по рисунку: необратимая
- Штопка по рисунку: двусторонняя
- Штопка по рисунку: номер
- Учебное пособие по Залакдози
- Урок 9000 Kasuti 9000 9000 9000 Kasuti 9000 6 уроков 9000 9000 Kasuti 9000 6 Выкройки Касути 1
- Урок по царапинам с курицей 1
- Урок по царапинам с курицей 2
- Урок сашико
- Семейство прямых стежков
- Прямые стежки
- Папоротниковые стежки
- Алжирские петли для глаз
- Алмазные петли для глаз
- Лучистые строчки
- Радиальные петли
- Колесные стежки
- 9000 Колесные стежки
- Родос Ститц h
- Строчка со стрелкой
- Строчка с резьбой в виде стрелки
- Стежок Granitos
- Рисовая строчка
- беговая строчка
- Петельная беговая строчка
- Стебельчатый стежок
- Рваный стежок
- Контурный стежок