ФИЛИАЛ НОУ ВПО МИГУП В ПО

официальный сайт

МИНОБРНАУКИ

@ 2020 Филиал АНО ВО "Московский институт государственного управления и права" в Псковской области

ГУО ПО

@ 2020 Филиал АНО ВО "Московский институт государственного управления и права" в Псковской области

ЕДИНОЕ ОКНО

@ 2020 Филиал АНО ВО "Московский институт государственного управления и права" в Псковской области

Посетители

 

 

ПРОГРАММЫ

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА» И ЕГО ФИЛИАЛЫ

Программы вступительных испытаний разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.


ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В МИГУП ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ

РУССКИЙ ЯЗЫК

Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
•    воспитание гражданственности и патриотизма; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
•    развитие способности к социальной адаптации и к речевому взаимодействию;
•    освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого этикета в различных сферах общения;
•    совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
•    применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах общения; повышение уровня орфографической и пунктуационной грамотности.
Реализация указанных целей достигается в процессе совершенствования следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств.
Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо.
Развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения.
Использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста.
Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функ-ционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы, их особенности.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление дело-вых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме).
Культура публичной речи.
Культура разговорной речи.

ЯЗЫКОВАЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ) КОМПЕТЕНЦИИ
Язык как знаковая система и общественное явление.
Языки естественные и искусственные.
Основные функции языка.
Наука о языке.
Место лингвистики в кругу научных дисциплин.
Русский язык в современном мире.
Формы существования русского национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки, арго).
Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Литературный язык и язык художественной литературы.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разно-видностей языка.

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Взаимосвязь языка и культуры.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры рус-ского и других народов.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Соблюдение норм речевого этикета в различных сферах общения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения русского языка на базовом уровне в старшей школе ученик должен знать:
•    основные функции языка;
•    смысл понятий речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
•    основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
•    орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы обиходно-бытовой, социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сфер общения; нормы речевого этикета в разных сферах общения;
уметь:
•    оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
•    анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления;
•    проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка;
•    объяснять взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
•    использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;
•    извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научные тексты, справочная литература, средства массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
•    владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
•    создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-бытовой, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения;
•    применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
•    соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;
•    применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

ИСТОРИЯ

Изучение истории в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
•    воспитание гражданственности, формирование национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
•    развитие исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
•    освоение комплекса систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
•    овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации;
•    формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
История как наука
История в системе гуманитарных наук. Концепции исторического развития человечества.
История России - часть всемирной истории.
Народы и древнейшие государства на территории России
Этапы заселения территории нашей страны. Праславяне. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования.
Русь в IX-начале XII вв.
Природно-климатический фактор и особенности освоения территории Восточной Европы.. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Категории населения. Княжеские усобицы. Тенденции к раздробленности.
Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.
Причины распада Древнерусского государства. Монархии и республики.
Образование Монгольского государства. Монгольское завоевание. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Зо-лотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси.
Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение.
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения.
Великое княжение Владимирское и Орда. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.
Великое княжество Московское в системе международных отношений.
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.
Российское государство во второй половине XV-XVII вв.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. «Москва - третий Рим». Социальная структура общества. Формы феодального землевладения. Города и их роль в объединительном процессе. Особенности образования централизованного государства в России. Выделение русского, украинского и белорусского народов.
Установление самодержавной власти царя. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Расширение территории России при Иване Грозном. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества.
Смута. Обострение социально-экономических противоречий. Кризис традиционного российского общества в условиях внешней опасности. Итоги Смуты.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Ликвидация последствий Смуты. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике. Мануфактуры. Социальные движения XVII в. Вызревание предпосылок преобразования страны.
Формирование национального самосознания и культуры народов России в XV - XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
Россия в XVIII-середине XIX вв.
Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение традиционных порядков и крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Создание сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX в.: крепостное право и зарождение буржуазных отношений. Начало промышленного переворота.
Зарождение политической идеологии во второй половине XVIII в. Русское Просвещение. Движение декабристов. Славянофилы и западники. Рус-ский утопический социализм. Консерваторы.
Превращение России в мировую державу в XVIII-XIX вв. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война и ее по-следствия для страны.
Россия во второй половине XIX - начале XX вв.
Отмена крепостного права. Реформы 1860-х - 1870-х гг. Буржуазные отношения  в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение пережитков крепостничества. Политика контрреформ. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, их результаты.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Нарастание экономических и социальных противоречий. Социал-демократы. Большевизм как политическая идеология и практика. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма.
Развитие системы образования. Наука. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале XX в.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война. Россия в Первой мировой войне. Обострение социально-экономических и политических противоречий в условиях военного времени.
Революция и Гражданская война в России.
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Большевики и провозглашение Советской власти. Учреди-тельное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы. Гражданская война и иностранная интервенция. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Российская эмиграция.
Переход к новой экономической политике.
СССР в 1922-1991 гг.
Образование СССР. Выбор путей объединения. Советский тип государственности. Национально-государственное строительство.
Партийные дискуссии о методах социалистической модернизации общества. Новая экономическая политика и причины ее свертывания. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Установление культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.
Индустриализация и коллективизация. «Культурная революция». Со-здание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.
Дипломатическое признание СССР. Проблемы выбора внешнеполити-ческой стратегии СССР между мировыми войнами. СССР накануне войны.
Великая Отечественная война. Основные этапы и коренной перелом в ходе военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны.
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Складывание мировой социалистической системы. «Холодная вой-на» и ее влияние на экономику страны. Борьба с последствиями культа личности. Экономические реформы 1950-х - 1960-х гг. Причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г.
Советская культура в условиях кризиса социалистической общественной системы.
Замедление темпов экономического роста. «Застой». Попытки модернизации советского общества. Эпоха перестройки. Формирование многопартийности. «Гласность».
СССР в глобальных и региональных конфликтах.
Причины распада СССР.
Российская Федерация (1991-2010 гг.)
Августовские события 1991г. Становление новой российской государственности. События октября 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Содружество независимых государств. Переход к рыночной эко-номике.
Россия в условиях становления информационного общества.
Россия в интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы.
Выборы Президента России в 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать
•    основные факты, процессы и явления, позволяющие понимать целостность и системность отечественной и всемирной истории;
•    периодизацию всемирной и отечественной истории, пространственные и временные рамки изучаемых исторических событий;
•    современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
•    историческую обусловленность современных общественных процессов;
•    особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
•    проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
•    критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
•    анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
•    различать в исторической информации факты и мнения, исторические сюжеты и исторические объяснения;
•    устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого;
•    участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
•    представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, рецензии;
•    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
•    определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, опираясь на свое представление об их исторической обусловленности;
•    критически оценивать получаемую извне социальную информацию, используя навыки исторического анализа;
•    уметь соотносить свои действия  и  поступки  окружающих  с  историческими формами социального поведения;
•    осознавать себя как представителя исторически сложившегося  гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
-    развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать разнородную социальную информацию (в том числе экономическую и правовую), интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
-    воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-    освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для после-дующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
-    овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
-    формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных (в том числе экономических) отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Основы философии.
Место обществознания в системе наук. Сферы общества и их взаимосвязь. Философия, ее предмет и роль в обществе. История философии. История общественной мысли. Основные проблемы философии. Древние мыслители о мире и человеке. Социальная мысль древности. От философии Средневековья к философии Нового времени. Философия эпохи Просвещения, Немецкая классическая философия. Русская философия. Современная западная философия. Основные проблемы философии.
Основы теории цивилизаций.
На пути к современной цивилизации. Страницы истории общества и общественной мысли. Формационный и цивилизационный подходы к истории. Древние цивилизации. Цивилизации эпохи Средневековья.
Смысл и направленность общественного развития. Восток и Запад. Особенности древних цивилизаций. Древние цивилизации Европы. Цивилизация эпохи средневековья. Переход к индустриальной цивилизации. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Российская цивилизация. Современное общество. Современный этап мирового цивилизационного развития. Общество как сложная динамичная система. Общество и природа. Общество и культура. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Основные институты общества.
Объективные и субъективные факторы развития общества. Деятельность как способ существования общества. Многовариантность общественного развития. Развитие представлений об обществе. Эволюция и революция как формы социального изменения. Революция и реформы. Возможность альтернативности общественного развития.
Культура и цивилизация. Типы цивилизации. Современные цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации.
Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.
Человечество как социальная общность. Взаимосвязь и целостность со-временного мира. Многообразие современного мира. Процессы глобализации. Противоречия современного общественного развития. Угрозы и вызовы XXI века. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем. Научно-технический прогресс.
Основы культурологии.
Основы теории культуры. Компоненты культуры. Компоненты духовной жизни общества.
Научное и ненаучное познание. Особенности научного мышления. Познание и творчество. Знание и вера. Формы и методы современного научного познания.
Особенности социального познания. Факты, теории, оценки. Науки, изучающие общество. Проблема социального прогнозирования.
Науки, изучающие человека, их система. Развитие взглядов на человека. Целостное постижение человека. Многообразие путей познания и форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Духовная культура. Духовный мир человека. Путь к духовной личности. Культура и духовная жизнь. Понятие культуры. Многообразие культур. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Средства массовой информации.
Наука, образование, искусство. Наука как система знаний, специфический вид деятельности и социальный институт. Роль науки в жизни современного общества.
Образование. Цели и функции образования. Основные элементы образования. Самообразование. Общественная значимость и личностный смысл образования в условиях информационного общества.
Религия в современном мире. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Традиционные религии. Религиозный культ. Религиозные организации. Религия и церковь. Религиозные объединения в Российской Федерации. Роль церкви в жизни современного общества.
Мораль. Сущность морали. Этика. Категории морали. Нормы морали. Высшие духовные ценности. Проблема общечеловеческих ценностей. Моральный идеал. Мораль и право.
Искусство. Сущность, особенности, основные виды искусства. Значение искусства для человека и человечества.
Тенденции духовной жизни современной России.
Основы социологии.
Предмет и методы социологии. Социальная структура. Стратификация общества. Понятие и теории личности. Социальная мобильность.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.
Деятельность. Сознание. Разум. Мышление. Сознательное и бессознательное. Многообразие человеческой деятельности. Основные виды деятельности: труд, учение, игра, общение. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Творческая природа человека. Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека. Объективное и субъективное содержание смысла жизни. Ценность жизни человека.
Человек в системе общественных отношений. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация. Социальная роль. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Убеждение. Вера. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Знания и навыки.
Свобода и ответственность. Виды и уровни человеческих знаний. Мировоззрение. Проблема познаваемости мира. Чувственное и рациональное по-знание. Интуиция. Истина и заблуждение. Истина и ее критерии. Истина абсолютная и относительная. Нации и межнациональные отношения. Масса и массовое сознание. Тенденции развития современного общества.
Социальная структура, социальные отношения и взаимодействия. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль. Социальные процессы в современной России.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития Молодежь в современном обществе. Социальный статус личности.
Этнические общности. Нации, межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья и брак. Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи в современном обществе. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Основы политологии.
Власть и политика. Политическое устройство общества. Политика и общественное сознание. Политика в международном масштабе.
Политика как общественное явление.
Понятие власти. Происхождение и виды власти.
Политическая система и ее роль в жизни общества. Государство, политические партии, политические партии и движения и другие объединения граждан как элементы политической системы общества. Государственный аппарат. Политические партии и движения.
Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной Рос-сии. Демократия. Политический статус личности. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политическая идеология. Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство. Политическая культура. Влияние средств массовой информации на поведение избирателя.
Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Экономическая сфера жизни общества.
Экономика. Бюджет и налоги. Экономические системы. Экономика и ее роль в жизни современного общества. Экономика и экономическая наука. Роль экономики в жизни общества.
Типы экономических систем, их отличительные признаки.
Рынок как особый социально-экономический институт. Многообразие рынков. Рыночные структуры. Рыночные отношения в современной экономике. Спрос и предложение. Конкуренция и монополия. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Экономический цикл, его основные фазы. Экономический рост. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономическая политика государства. Человек в системе экономических отношений.
Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности. Разгосударствление и приватизация.
Производство. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Постоянные и переменные затраты, необратимые затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Предпринимательская деятельность.
Деньги и банки. Банковская система. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Виды, причины и последствия инфляции.
Роль государства в экономике. Экономические функции и задачи государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Государственный долг. Денежно-кредитная политика государства. Основные виды налогов. Налоговая политика.
Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Занятость и безработица. Государственная политика в области занятости.
Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления. Нравственно-правовые основы экономических отношений. Рациональное экономическое поведение потребителя, семьянина, работника и гражданина. Переходная экономика. Налоги и налогообложение.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Государство.
Теория государства. Государство, его признаки и функции. Форма государства. Разновидности государств. Механизм (аппарат) государства. Система разделения властей. Правовое государство и гражданское общество.
Право.
Теория права. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного права. Основы правового положения человека и гражданина.
Право в системе социальных норм. Правовое регулирование общественных отношений. Правосознание. Источники права. Правовые нормы. Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды.
Система права. Основные отрасли российского права: основные понятия и нормы. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Избирательная система и избирательный процесс. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.
Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.
Права человека. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
•    опыт работы с источниками социальной (в том числе экономической и правовой) информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
•    опыт критического осмысления социальной (в том числе экономической и правовой) информации, поступающей из разных источников, формулирования на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;•    опыт анализа общественных явлений и событий;
•    опыт решения познавательных задач, раскрывающих типичные социальные ситуации;
•    опыт освоения типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
•    опыт применения полученных знаний для определения экономически рационального и соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
•    опыт аргументированной защиты своей позиции (в том числе с опорой на правовые нормы), оппонирования иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах;
•    опыт написания творческих работ по социальным дисциплинам.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания необходимо:
знать:
•    важнейшие философские, экономические, социологические, полито-логические, юридические теоретические положения и понятия, отражающие природу человека, его место в системе общественных отношений, функционирование и развитие общества как формы совместной жизнедеятельности людей, основные социальные институты, включая государство;
•    правовые нормы и механизмы, регулирующие общественные отношения;
•    особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
•    раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
•    характеризовать (описывать) основные социальные, экономические и правовые объекты (факты, явления, институты, нормы, процессы), выделяя существенные их признаки; биосоциальную природу человека, сложный и противоречивый мир духовной культуры;
•    объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, взаимосвязи сфер общественной жизни);
•    сравнивать сходные социальные объекты, выделяя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и при-знаками социальных явлений; различать в социальной информации факты и мнения;
•    осуществлять поиск социальной информации, представленной в раз-личных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научных, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам; анализировать и обобщать социальную информацию;
•    формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные оценочные суждения и аргументы по определенным проблемам; готовить устные выступления, проводить микроисследования по социальной проблематике;
•    решать познавательные и практические задачи по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
•    в процессе выполнения типичных социальных ролей;
•    в процессе решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями,
•    для ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, выработки личной гражданской позиции;
•    для совершенствования собственной познавательной деятельности;
•    в процессе реализации и защиты прав человека и гражданина;
•    для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
•    для осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной (в том числе экономической и правовой) информации.

 

Для слабовидящих

@ 2020 Филиал АНО ВО "Московский институт государственного управления и права" в Псковской области

МИГУП

@ 2020 Филиал АНО ВО "Московский институт государственного управления и права" в Псковской области

ЭБС IPRBooks

@ 2020 Филиал АНО ВО "Московский институт государственного управления и права" в Псковской области

Знаменательные

@ 2020 Филиал АНО ВО "Московский институт государственного управления и права" в Псковской области

Погода

.