Батик. Классификация и разновидности техник батика
Батик (batik) — индонезийское слово (tik — на индонезийских языках означает «точка» или «капля», а ba — хлопчатобумажная ткань). Батик — это общее название разнообразных способов и техник художественной росписи по ткани. В основе искусства техники изготовления батика лежит принцип резервирования, то есть нанесения определенного состава на ткань, с целью сохранить и выделить цвета узора или фона. Традиционно родиной батика называют Индонезию, хотя роспись по ткани с давних времен использовалась в Перу, Японии, Шри-Ланки, Средней Азии, Турции, Египте, Иране, Африке и Индокитае. Тогда батик был не просто красивым рисунком на ткани, он считался священным и его узоры использовали в качестве оберега. В Европе батик получил известность в начале XX века. В наше время батик используется в росписи одежды, скатертей, салфеток, декоративных подушек, обивки дивана, покрывал, штор, ширм, абажуров, настенных панно и т.д.
Горячий батик
Горячий батик может быть выполнен на хлопке или шелке. Воск наносился на ткань заостренной бамбуковой палочкой-пером, а позднее — кистью или специальным инструментом — чантингом, который представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной ручке. Процесс начинается с нанесения на шелк или хлопчатобумажное полотно контуров будущего рисунка. Участки, которые нужно оставить неокрашенными, покрывают слоем расплавленного воска, после чего ткань расписывают. На следующей стадии полотно снова покрывают воском и окрашивают. При использовании техники горячего батика эта процедура повторяется не больше четырех раз, так как при более частом смешении красок ткань начинает терять качество и интенсивность цвета. Таким образом, ткань окрашивается последовательно в разные цвета. Затем лишнюю краску удаляют, а воск выпаривают утюгом. С глубокой древности для украшения и росписи по ткани применялось окрашивание ткани с использованием различных резервирующих средств, таких как смесь парафина, воска, канифоли или смолы. В наше время применяется горячий воск и существует множество техник нанесения его на батик: резерв можно наносить при помощи кистей или просто, капая на ткань.
Горячий батик бывает трех типов:
- Прямой однослойный — рисунок создается методом фиксации расплавленным воском белой ткани и расписывается в один слой.
- Прямой многослойный — рисунок создается методом фиксации расплавленным воском белой ткани и расписывается в несколько слоев, каждый раз насыщая их по тону.
- Обратный, вытравка — рисунок создается методом росписи с последующей фиксацией нужных цветов воском и вытравкой до белого участков не покрытых воском.
Холодный батик
Холодный батик отличается от горячего тем, что резервирование осуществляется холодным способом. Резервирующий состав может быть бесцветным, но может также иметь любую окраску. Для росписи в технике холодного батика используется резерв на основе парафина и бензинового растворителя. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий, графический характер. Резервирующий состав по контуру рисунка наносят на ткань с помощью стеклянной трубочки различного диаметра. В технике холодного батика, в отличие от горячего, используется в основном натуральный шелк, но первые опыты можно делать и на тонкой хлопчатобумажной ткани. Батик на шелке очень хорошо закрепляется при помощи запаривания. После чего его можно стирать и гладить, не боясь, что краска смоется или побледнеет.
Холодный батик бывает четырех типов:
- Классический — рисунок создается с помощью замкнутого холодного резерва и расписывается в один слой.
- Многослойный — рисунок создается с помощью замкнутого холодного резерва и расписывается в несколько слоев.
- Незамкнутая графика — расписывается методом разрыва резервной линии и смешением цвета соседних плоскостей.
- Свободная роспись ткани — рисунок создается без использования резервных смесей. Рисунок на ткань при этом методе наносят свободными мазками, и только заключительная обработка может иногда исполняться при помощи резерва. Известно несколько способов свободной росписи ткани: красками с применением солевого раствора, красками с загусткой из резерва, печатными красками по тканям, масляными красками. Все вышеназванные способы свободной росписи требуют запарки, кроме росписи масляными красками. Однако такой вид батика можно и не запаривать, но в дальнейшем его нельзя подвергать стирке и необходимо охранять поверхность от попадания на нее капель воды.
Свободная роспись — выполняется в трех техниках:
- акварельная техника — батик рисуется по-сырому с подсушиванием в нужных местах, или по-сухому специальными кистями
- трафаретная техника — батик создается при помощи трафаретов и аэрозольного красителя
- свободная роспись — ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками
Экспериментальный батик
Экспериментальный батик бывает пяти типов:
- Роспись валиками расплавленным воском.
- Штамп расплавленным воском.
- Поливка расплавленным воском.
- Шибори, планги, бандан или узелковая техника росписи ткани.
Зародилась и получила широкое распространение в Индии. Это наиболее древний и простой способ окрашивания ткани, доступный всем. Ткань перевязывают веревкой и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. Так же можно использовать прищепки и зажимы, или же завязывать ткань узелками. Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы — пуговицы или камешки, чтобы получить новый, интересный узор. После окраски эти места остаются непрокрашенными. В зависимости от способа завязывания можно получить узор из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос и их сочетаний. Одним словом — это способ механического резервирования тканей. - Аэрография — представляет собой своего рода промежуточное звено между ручным и машинным способом росписи. Краски разбрызгивают по ткани с помощью аэрографа. Благодаря технике распыления возникают изображения с мягким, как будто тающим, нечетким контуром. В аэрографии возможно достижение практически бесконечного разнообразия цветов и оттенков. Композицию можно украсить, используя различные трафареты-лекала, а также подручный материал: растения, кружева, пуговицы, бусы и т.д.
Батик в России
В России батик появился в 1920-е годы. Во второй половине — конце XX века батик получил бурное развитие, появились новые направления.
- живописный батик — Виктор Парийский
- монументальный батик — Ирина Трофимова
- обратный батик — Юрий Ярин и Евгений Архиреев
- офортный батик — Виктория Кравченко
- повествовательный батик — Татьяна Шихирева
- традиционный батик — Юрий Балычев
- философский батик или техника Давыдова — Сергей Давыдов
- экспериментальный батик — Александр Талаев
Купить батик в нашей художественной галерее
Автор: Руслан Озеров, художественная галерея Арт СПб
Рубрика: изобразительное искусство, батик
© Материал подготовлен художественной галереей Арт СПб
При полном или частичном копировании прямая ссылка на сайт — www.art-spb.ru обязательна!
Батик анимализм Батик былинный жанр Батик городской пейзаж Батик жанровая композиция Батик интерьер Батик с лошадьми Батик мифологический жанр Батик морской пейзаж Батик натюрморт Батик ню Батик пейзаж Батик портрет Батик абстракционизм Батик авангард Батик барокко Батик гиперреализм Батик гризайль Батик импрессионизм Батик космизм Батик метареализм Батик модерн Батик наив Батик ориентализм Батик поп арт Батик постмодернизм Батик реализм Батик романтизм Батик символизм Батик стимпанк Батик сюрреализм Батик фэнтези
Мастер-класс смотреть онлайн: Рисуем по ткани в технике холодный батик с доработкой контурами
Для создания данной работы нам понадобятся:
- Шёлк 100% для росписи.
- Подрамник для батика деревянный 40 см х 50 см.
- Акриловые краски для росписи ткани «Батик», Decola.
- Краски для росписи по тонкому хлопку и всем видам шёлка Marabu Silk.
- Контуры-резервы по хлопку и шёлку MarabuConttours & Effects.
- Акриловые контуры для ткани «Decola».
- Соль Marabu для декоративных эффектов.
- Круглая рамка.
- Кисти плоские, синтетика.
- Трубочка стеклянная для резерва.
- Бумага, простой карандаш,чёрная гелиевая ручка,ластик.
Первым делом рисуем эскиз на бумаге, который в дальнейшем переведём на ткань. В данном случае это небольшая композиция из пионов, вписанная в круг. Намечаем основные элементы.
Прорисовываем детали.
Мне захотелось сделать эти цветы графичными, используя чёрные гелевые ручки и линеры. Но это не обязательно, достаточно карандашного эскиза.
Затем натягиваем ткань на подрамник ( в моём случае это тонкий шёлк для росписи) И лёгкими еле заметными линиями переводим рисунок на ткань карандашом. Обводим рисунок специальным резервирующим составом в стеклянной трубочке.
Также не забываем обводить контур, где заканчивается фон, чтобы лишняя краска не растекалась. Я использую прозрачный резерв без запаха.
Начинаем роспись, только после полного высыхания резерва (можно подсушить феном). Роспись веду от светлого к тёмному, прорабатывая детали по сырому.
Иногда, если появился новый цвет, то я делаю выкрас где-нибудь рядом на ненужном клочке. Для панно можно использовать краски для батика разных фирм, в принципе они все смешиваются прекрасно!
Работа с фоном. Быстро заливаю фон разыми светлыми оттенками, переходящими друг в друга и после добавляю тёмные разводы. Здесь я добавила специальные камешки Марабу, они впитывают в себя влагу и получается очень интересный эффект!
Ждём, когда всё подсохнет
Вот такие разводы получаются! Пока фон сохнет, начинаю проработку контурами, люблю очень Марабу и Деколу.
Работа с контурами. Я добавляю объём, прорисовываю тени и детали, так скажем немного оживляю работу!
Примеряем рамочку и оформляем! Готово!
Желаю успехов!
ручная роспись по ткани.: ochendaje — LiveJournal
Друзья! Сегодня мы решили немного рассказать вам о батике.
Эта роспись стала популярной прежде всего у народов Индонезии и Индии и только в ХХ веке стала известна в Европе.
Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Для нее используются такие ткани, как шелк, хлопок, шерсть и иногда даже синтетика. Для каждой ткани необходимо использование специальной краски, а для получения четких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв, в основу которого входит парафин, бензин, или вода – все зависит от выбранной техники, ткани и красок.
мастер — Соколова Надежда
Существует несколько разновидностей батика:
Горячий батик.
В качестве резерва используют воск, который наносится специальным инструментом, чантингом. Воск используется в горячем, расплавленном виде, поэтому и батик называется горячим )) В основном используется для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. После завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.
Холодный батик.
В большинстве случаев этот способ используется для нанесения кркаски на шелк, но возможно использование и других тканей. Роль резерва здесь выполянет специальный материал, который можно приготовить в домашних условиях или купить уже готовый. Он состоит из резинового клея, бензина, красителя и парафина. Резервы бывают цветными и бесцветными и наносятся либо специальными инструментами – трубочками с резервуаром, либо с помощью тюбиков со специальными длинным носиком. Этот вид росписи более графичен, его можно узнать по линиям от резерва — они служат границей, удерживающей краску.
мастер — Каминская Мария:
Свободная роспись.
Предоставляет большую свободу в выборе рисунка, позволяет выявить своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Производится в основном анилиновыми красителями, а также масляными красками с растворителями. Особенно интересно сочетание свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом. Но в основном при этой росписи не используют резерв. Такая роспись ведется по сухой ткани (тогда рисунок более четкий, видны ореолы от растекающейся краски) и по мокрой ткани (рисунок более плавный, с более гладкими переходами цвета)
мастер — Соколова Надежда
Свободная роспись по соляному грунту.
Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом. Вместо соли в качестве грунта может выступать крахмал или желатин.
С помощью соли и мочевины можно добиться специальных эффектов (при свободной росписи и холодном батике). Например, если на сырой, окрашенный участок посыпать крупной соли, то соль будет «притягивать» к себе краситель, создавая интересный рисунок. Эффект мочевины обратен, она отталкивает краситель.
Техника «Шибори».
Эта техника имеет японские корни. Здесь ткань складывается определенным образом, путем перевязывания, а затем раскрашивается. Часто в ткань заворачиваются бусины, пуговицы и т. д. и перевязываются ниткой, также ткань можно сложить и прошить ниткой, сильно затянув ее.
Техника «бандан».
Это техника узелкового батика. Одна из его разновидностей – техника «планги» была распространена в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».
В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга (солнышко) или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошая отжатая) — более плавные границы перехода.
Особенности искусства батика | FashionElement.ru
Батик – это искусство росписи по ткани с использованием резервирующих составов. Слово «batik» малайско-индонезийского происхождения, «titik» в переводе означает «капля». Техника относится к разделу декоративно-прикладного искусства. Для всех его разновидностей характерной особенностью является то, что все выполняется вручную, а краска наносится на ткань с учетом художественного замысла. При нанесении красителя на неподготовленную ткань, он растекается произвольно. И чтобы «ограничить» степень растекаемости, используется резервирующий состав, воск либо механическое ограждение при помощи ниток, жгутов и узлов.
Появление батика
Расписывать по ткани начали практически одновременно с ткачеством. При производстве полотен люди стремились разнообразить и обогатить цветовую гамму. Поэтому вместе с ткацким рисунком появлялись и различные способы ручного нанесения краски на ткань.
pixabay.com
Распространение батика
Родиной техники принято считать Юго-Восточную Азию, а само искусство батика существует уже более 2000 лет. Узелковый батик – самая простая из техник, часто встречается у разных народов по всему миру. В Японии подобный способ окрашивания ткани носит название «сибори» или «шибори». Его появление датируют 6-8 веками. В Западной Африке также существуют древние традиции по окрашиванию тканей в узелковой технике, их примеры можно встретить в Гамбии, Гвинее, Конго, Сенегале, Камеруне. Популярна узелковая техника и в Индии, где она носит название «бандхани. Примеры использования горячего батика встречаются у народов древней Армении, Ирана и Азербайджана. Одним из крупнейших центров его развития считается Индонезия, остров Ява.
pixabay.com
Индонезийский батик
Изначально этот способ применяли исключительно для хлопковой ткани. Перед росписью ее подвергали обработке в несколько этапов, включающих в себя вымачивание, отбеливание и кипячение. Это придавало материалу однородность и необходимую плотность.
Первые красители
Применялись красители только природного происхождения. Цветовая гамма не отличалась разнообразием. В основном это были теплые коричневые оттенки от цвета слоновой кости до темно-коричневого. Коричневый пигмент добывался из коры дуба и грецкого ореха. Красный – из корня марены, из кермеса и кошенили. Желтый и зеленый цвет давали различные виды лишайников. Одним из самых дорогих растительных красителей считался индиго, сырьем для которого служили индигоноска красильная, вайда и индиго китайский.
Процесс создания батика в Индонезии
Сама роспись была процессом трудоемким, яванские мастера могли потратить на изготовление одного наряда до нескольких месяцев. Сперва на ткань наносился горячий воск, а затем ее погружали в чан с краской и высушивали. Для каждого цвета цикл окрашивания повторяли. Начинали с самого светлого оттенка и переходили к более темным. В целом задействовали не более десяти цветов.
Батик в Европе
В Европе техника батика распространилась в начале 17 века благодаря голландским мореплавателям. В тот период появилось большое количество мастерских по росписи ткани, где для увеличения производительности труда применялись штампы. Был изобретен состав гутта, благодаря которому появилась техника «холодного батика».
В 19 веке начали появляться синтетические красители – особенно активно их использовали в технике батика. Однако развитие мануфактурной промышленности привело к резкому сокращению изделий ручного труда. Батиком продолжали заниматься только художники, и он закрепился как вид декоративно-прикладного искусства.
pixabay.com
Современный батик
В настоящее время в технике батика работают мастера во всем мире.
Основные техники
- Горячий батик.
- Холодный батик.
- Узелковый батик.
- Свободная роспись.
Этапы росписи
Все техники, само собой, имеют свои отличительные особенности. И все же можно выделить схожие этапы росписи ткани.
- Подготовка ткани. С этого начинается любая из техник. Задача – удалить с поверхности загрязнения, аппретирующий состав и предупредить возможную последующую усадку.
- Закрепление ткани на подрамнике. Используется для холодного и горячего батика. При работе в узелковой технике подрамник чаще всего не нужен.
- Нанесение резервирующего состава согласно эскизу. В технике узелкового батика на ткани под резервированием понимается процесс завязывания узелков.
- Окрашивание ткани.
- Высушивание работы и снятие с подрамника.
- Закрепление красителя. Процесс, который зависит от вида красителя.
- Оформление работы. Подшивание края платка/шарфа или оформление панно в багет.
Современные материалы
На сегодняшний день широкий выбор материалов помогает очень быстро и качественно освоить разные техники батика. Ассортимент красителей разделяют на две группы по способу взаимодействия с тканью, а главное – по способу фиксации. Так парозакрепляемые красители проникают внутрь волокон, а краситель «под утюг» окрашивает каждое волокно снаружи. Показатели устойчивости окраски парозакрепляемых красителей выше.
pixabay.com
- Работа с красителями «под утюг»
Процесс фиксации красителя «под утюг» обычно заключается в проутюживании готовой работы с изнаночной стороны в течении примерно 3-х секунд. Такие краски считаются красками для хобби и больше подходят для новичков. При покупке желательно выбирать краски с пометкой «шелк», они незначительно деформируют фактуру ткани. Но нужно учитывать, что при многократном окрашивании участка теряется легкость и пластичность материала. Краски с пометкой «текстиль» имеют высокую «укрывистость» и в значительной степени воздействуют на фактуру. Поэтому их чаще применяют для росписи футболок и свитшотов, а это уже нельзя назвать батиком.
- Работа с парозакрепляемыми красителями
Фиксация парозакрепляемых красителей происходит при воздействии пара на ткань при определенном давлении. Для этого используют профессиональные запариватели или автоклавы. Возможна и фиксация красителей в домашних условиях и без специального оборудования. Но такой способ требует наличия опыта, иначе качество результата гарантировать сложно. Также существуют красители, которые закрепляются при помощи специальной жидкости – фиксатора.
Ткани для батика
Для выполнения батика используются натуральные материалы – хлопковые и шелковые, реже шерстяные.
pixabay.com
Есть красители, которые позволяют окрашивать вручную и синтетические ткани.
При выборе материи необходимо учитывать, что вид переплетения и плотность влияют на сам процесс и на внешний вид готового изделия. Так роспись на ткани средней и высокой плотности будет смотреться ярче, чем на тонкой. Сатиновое переплетение волокон, характерное для атласных тканей, обеспечивает большую степень «растекаемости» красителя. Один и тот же эффект на атласе и крепе будет сильно разниться по четкости.
Инструменты для батика
Краску наносят кистями, ватными тампонами, баллончиками для распыления красителя, штампами и валиками. Выбор других инструментов зависит от техники. Так для холодного батика будут использоваться трубочки или тюбики для нанесения резерва. Для горячего батика может понадобиться чантинг – специальная лейка для расплавленного воска. Либо батик-штифт – электрический инструмент для нанесения воска, способный поддерживать его постоянную температуру на протяжении всего рабочего процесса. Для узелковой техники применяют нитки и резинки, для свободной – грунт.
pixabay.com
Рамы для батика
Роспись большинства техник выполняется по натянутой поверхности шелка. На раме материал фиксируется при помощи кнопок или крючков. В специализированных магазинах можно приобрести раздвижные рамки с крючками, размер которых регулируется в зависимости от отреза.
Декоративно-прикладная функция батика
Художественная роспись по ткани является видом декоративно-прикладного искусства. Ткань, расписанная вручную, используется для создания панно, одежды и аксессуаров, а также оформления интерьера. То есть изделие будет взаимодействовать со средой, а его основная функция – украшать.
Декоративность в работе с тканью проявляется следующими особенностями:
- предметы часто изображаются стилизованными;
- они творчески переосмысливаются;
- изменяются их размеры, форма и количество;
- допускается изображение предметов в упрощенном, плоскостном виде, без бликов рефлексов и светотени;
- при этом нередко встречаются и работы художников, выполненные в реалистичной манере.
pixabay.com
Декоративная композиция
Композиция в декоративно-прикладном искусстве может создаваться при помощи орнаментального рисунка, а также путем стилизации зарисовок, сделанных с натуры (натюрмортов, пейзажей, портретов)
Главная задача композиции – эмоциональное воздействие на зрителя. Часто она не несет смысловой нагрузки и при ее разработке на первый план выходит выразительность формы и цветовая гамма.
Композиционные приемы
Для придания этой выразительности используются определенные приемы.
При организации композиции предусматриваются два варианта. Первый – выделение доминанты, когда все остальные элементы воспринимаются как зависимые, а их расположение подчиняется главному элементу Второй – видение в целом, без выделения отдельных предметов, когда элементы утрачивают самостоятельность и составляют единый ансамбль.
- Равновесие в композиции.
Композиция должна быть уравновешена. То есть положение каждого элемента в композиции устойчиво и неслучайно. Для установления равновесия важно правильно подобрать размер, форму, направление и расположение элементов.
- Ритм в композиции.
Еще один важнейший способ передачи композиционной выразительности – ритм. В зависимости от расположения элементов композиция будет либо статической (симметричное расположение фигур), либо динамической (асимметричное).
pixabay.com
- Цвет в композиции.
Роль цвета в композиции также велика. При подборе оттенков необходимо учитывать, какое настроение они внесут в работу. Условно цвета делят на холодные и теплые, а в аспекте композиционного решения этот признак влияет на пространственное восприятие.
Несмотря на некоторые сложности работы в технике батика, он все больше набирает популярность. Роспись имеет широкие возможности для применения, а разнообразие техник позволяет уже на первых занятиях получить отличный результат.
роспись по ткани для начинающих, мастер-класс с фото и видео
В художестве раскрашивание текстиля является целой отраслью творческого занятия по созданию картин, дизайнерских элементов гардероба и соединяет в себе несколько способов нанесения краски. В данной статье мы рассмотрим роспись по ткани батик для начинающих.
Батик зарождался в Индонезии и техника изготовления цветных тканей с узорами существует по наши дни. Многие особенности нанесения рисунка в большей степени схожи с методами традиционного окрашивания шелка и хлопка в Японии и Индии. Некоторые отличаются по своему инструментарию, набору материалу и технологии окрашивания.
В наше время окрашивание тканей на дому — распространенное хобби, и мастера занимаются росписью по текстилю ради художественного удовлетворения. Также техника батика применяется для реставрации безнадежно испачканной одежды или вовсе для получения эксклюзивных платков, футболок, платьев и так далее.
Горячий батик
Художественная роспись с помощью резервирующего вещества – расплавленного воска. Такое вещество делает рисунки на ткани с помощью специального инструмента чантинга, медный резервуар на ручке, в который помещается кипяченый жидкий воск, а на конце резервуар имеет тонкое сопло, из которым собственно и рисуют узоры. Для бензинового резервирующего средства используют стеклянную трубку. Таким способом ткань опускается в краску для текстиля, это могут быть анилиновые красящие порошки, которые разбавляются водой или наносится кистью, а разрисованные места останутся не тронутыми.
На высохшую краску можно продолжать наносить средство и окрашивать еще одни слоем, в производстве, воск наносятся штампами, что дает возможность сделать повторяющийся мелкий ажур.
Воск, когда уже не нужен в работе, выпаривается с помощью утюга и бумажных полотенец или газетной бумаги.
Холодный способ
Ручная роспись в холодном окрашивании с применением резервирующих веществ на основе бензина или акрилового контура по ткани применяется широко в живописи по шелку. С помощью этой техники создают изящные картины или часто используют в окрашивании шарфов.
В росписи шелка чаще применяются анилиновые красители, так как их структура очень легкая, а в росписи хлопка можно использовать акриловые краски, которые создают пленку. В любом случае, в продаже есть всевозможные краски по ткани, а в инструкции всегда указывают, на какие виды текстиля они рассчитаны, а также каким способом следует закрепить краску.
Рассмотрим наглядный мастер-класс по росписи шелка красками. В данном примере выполняется роспись палантина на морскую тему.
Работа выполняется анилиновыми красителями с применением солевого секрета. О нем вы узнаете в конце работы.
Для полноценного палантина нам нужны такие материалы и инструменты:
- Эскиз рисунка на бумаге;
- Кусок натурального шелка размером 150*50см;
- Резервирующий состав черного цвета;
- Анилиновые красители для батика;
- Кисти;
- Стеклянная трубочка для резерва;
- Соль;
- Подрамник из деревянных палок;
- Кнопки.
Первым делом туго натягиваем мокрую ткань на раму с помощью кнопок. Наполняем шприцом резервирующую жидкость, до заполнения шарика. Наносим контур резервом уже на сухой холст, подложив под низ шаблон рисунка.
Линии состава должны быть замкнутыми, чтобы краска не убегала за границы через трещинки. А сделает она это очень быстро и бесповоротно, если мы оставим ей ход.
Линии должны немного просохнуть, теперь берем кисти и начинаем колдовать над расцветкой. Заполняем полости. Пригодятся навыки из детского возраста, когда мы разрисовывали раскраски, только резервирующий контур не даст растекаться краске.
Несколько приемов художественной росписи на ткани, применимых также в данной работе:
- Краски можно разбавлять водой и смешивать для определенных оттенков и насыщенности цвета;
- Внутри «островков» допускается применение нескольких цветов для плавного перелива цвета;
- Солевым раствором капаем на фон шарфа, чтобы получились красивые водные капли.
Закрепление результата. Анилиновые красители в конце работы нужно запарить. Но до этого подождать сутки, затем снять работы с рамки, завернуть в газетную бумагу или кальку, подвесить в какую-нибуть большую емкость, ведро или кастрюлю. Привяжите сверток на палку длиннее диаметра емкости, налейте небольшое количество воды, накройте это все плотным полотенцем. Закрывать тканью тоже имеет свое значение, чтобы конденсат в крышки не закапал изделие, так как на раскрашенный шелк не должна попадать влага.
Выпаривать работу нужно примерно от 40 минут до полутора часа. Затем нужно будет прогладить ткань утюгом и постирать с мылом при температуре воды до 40 градусов.
Батик — это художественное искусство, но применение его очень широко, начиная от индивидуального создания вещи своими руками. Современные дизайнеры одежды используют собственноручную разрисовку тканей в погоне за эксклюзивом своих коллекций. Фото для вдохновения:
Видео по теме статьи
Самые лучшие посты
Горячий и холодный батик, технологии выполнения, инструкция и инструменты
Мода меняется постоянно. Каждый сезон мы видим новые коллекции одежды, выпущенные известными бутиками. Изо дня в день дизайнеры трудятся над созданием уникальных вещей, быстро теряющих свою актуальность. Поэтому так цениться авторская одежда, сделанная в единственном экземпляре. Однако бытует мнение о том, что предметы гардероба, выполненные по вашему заказу, это безумно дорого.
Стоит сказать сразу, что это всего лишь миф, ведь можно сделать красивую одежду самостоятельно, прибегнув к технике батика — ручной росписи ткани. И даже если ваша работа будет выполнена руками начинающих, выглядеть она будет все равно не хуже работы всемирно известного дизайнера! Если посмотрите на определение, которое дает нам Википедия, становится понятно, почему: «Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. 2 октября 2009 г. внесён в список ЮНЕСКО шедевров устного и духовного наследия человечества».
Содержание материала
История батика
Расписывать ткань люди стали очень давно. Батик был популярен и в Азии, в Африке и в северных странах — археологи находят раскрашенные полотна по всему миру.
Принято считать, что основоположниками данной техники являются жители Индонезии, острова Явы.
Именно на этом острове технике дали прозвище «амбатик», вследствие которого она и получила своё нынешнее название. Термин «батик» стал использоваться впервые ещё в XVIII веке в Нидерландах.
Яванцы настолько хорошо владеют техникой, что прославились на весь мир. Женщины острова создавали огромные полотна, веря в то, что они обладают целительными и лечебными свойствами. Каждая семья передаёт свои знания и умения из поколения в поколение. При этом у каждого рода есть свой выдержанный стиль росписи. Раньше расписанную одежду могли позволить себе иметь только аристократы, но спустя время украшать свои вещи начали и простые люди.
В кругах археологов и учёных часто ведутся споры на тему времени зарождения тканевой росписи. Некоторые утверждают, что батик появился в XIV веке, а другие склоняются к тому, будто украшать вещи красками стали ещё в начале нашей эры. Так или иначе, горячий батик появился задолго до батика холодного. Это связано с тем, что раствор, который позволял бы наносить рисунок на ткань без нагрева, изобрели только в начале ХХ столетия.
Галерея: горячий и холодный батик (25 фото)
Виды батика
Существуют разнообразные виды росписи ткани. По большей части это связано с тем, что с помощью батика украшают разного рода изделия. Соответственно, эффект от нанесения краски отличается.
Также рекомендуем прочитать:
Самые распространённые направления в росписи тканей:
- холодный батик. На будущем изделии наносится изображение, на контуры которого аккуратно накладывается резервирующий состав, предотвращающий попадание красителя за пределы линии. Для нанесения резерва используют специальную трубочку. После того как ткань высохнет, её разукрашивают жидкими красками;
- горячий батик. Этот тип росписи характерен тем, что на картину, закреплённую на подрамнике, наносится горячий воск. После того как он застывает, изделие красят;
- шибори. Эта техника нанесения красок родом из Японии. Проще говоря, это рисунок, который получается при складывании ткани в несколько слоёв;
- узелковый батик. На ткани завязывают узлы и перекручивают её, что позволяет получить красивые разводы и узоры;
- свободная роспись. Не предполагает нанесение резервирующего состава, используются краски с загустителем.
Допустим, если вы хотите расписать платок, чаще всего в этом случае резерв не наносят, экспериментируя в технике шибори. А если перед художником стоит цель создать большую работу на подрамнике, то он сделает выбор в пользу свободной росписи или холодного батика — во многом все зависит от жанра.
Материалы и инструменты
Если вы решили освоить батик, нужно заранее запастись всеми необходимыми материалами и инструментами.
Нам понадобятся:
- краски — продаются специальные красящие составы специально для батика — как от импортных, так и от отечественных производителей. Отличаются они составом, ценой и способом закрепления. Например, некоторые краски закрепляются с помощью пара и утюга, а для других нужна обычная вода;
- кисти — могут понадобиться кисти разных размеров, поэтому стоит подготовить их заранее;
- ткань — в выборе ткани для батика вы никак не ограничены. Можно использовать и шёлк, и шифон, и атлас, и даже обычный хлопок. Также можно попробовать расписать уже готовое изделие;
- трубочки для нанесения резерва — пригодятся, если вы работаете в технике холодного батика. С их помощью удобно наносить резерв;
- резервирующий состав — некоторые мастера рекомендуют покупать резерв той же марки, что и краски. Обычно состав бесцветный, но иногда встречается пигментированный, например, чёрный. Его можно смешать с нужным цветом непосредственно в процессе работы;
- воск — используется в технике горячего батика. Продаётся готовым, но его так же можно сделать своими руками;
- рама для батика — она необходима для того, чтобы фиксировать ткань в натянутом положении. Можно купить уже готовую раму или сделать её самостоятельно;
- палитра — понадобиться для смешивания красок;
- пипетки — могут пригодиться для набора краски или резерва;
- скотч — используется для защиты рамки от попадания красок. Если не использовать скотч, то можно запачкать светлую ткань, используемую в следующий раз;
- булавки, кнопки или степлер — потребуются для закрепления ткани на раме;
- спирт — нужен для разбавления некоторых красителей;
- крупная соль — может быть использована в качестве средства, помогающего высохнуть отдельным участкам ткани как можно быстрее. Также используют для получения точечного узора;
- вода — нужна для разведения некоторых красок и очищения кистей;
- простой карандаш или ручка — необходимы в случае, если на ткань наносится иллюстрация.
Холодный батик
Холодный батик относительно прост, если сравнивать его с горячим, процесс более безопасен, поэтому его чаще чем горячий выбирают в качестве техники для детей. Резерв, используемый при этой технике, удалять нет необходимости: он ложится тонким слоем и выглядит аккуратно. Главное, не рисовать слишком жирный контур, так как резерв наносится именно на него, чтобы цветные краски не растекались и не перемешивались. Нагревать состав тоже нет никакой необходимости: он полностью готов к использованию и продаётся практически в каждом магазине канцелярии. Картинки для росписи малыши могут изобретать самостоятельно.
Техника работы с холодным батиком
Для начала выбираем ткань и натягиваем её на раму, заранее подготовив все необходимое. Переносим изображение на материю, а после наполняем трубочку резервирующим составом, проходясь по контуру.
Когда ткань подсохнет, разводим краску с водой, чтобы они были максимально жидкими, но насыщенными и яркими. Краску следует наносить осторожно, чтобы не зайти за контур. В противном случае цвета смешаются, и работа будет выглядеть грязно.
Готовое изделие можно украсить, к примеру:
- гелем с блёстками;
- стразами;
- пайетками.
Иногда работы, выполненные в технике холодного батика, расшивают бисером — здесь все зависит исключительно от фантазии художника.
Горячий батик
Горячий батик, техника выполнения которого считается наиболее сложной и кропотливой, позволяет создать красивые узоры на ткани. Благодаря воску создаётся необычный эффект, похожий на «кракелюр» или «кракле». Освоив технику, можно расписывать ткань, добиваясь интересных сочетаний прокрашенных и непрокрашенных мест на полотне, варьируя яркие и пастельные оттенки.
Раньше для росписи в технике горячего батика использовали чантинг — специальный инструмент для работы с расплавленным воском. Сейчас же появилась куча альтернативных способов нанесения парафина: например, специальные штампы.
Техника горячего батика
Для начала нужно подготовить материал и все необходимые инструменты для горячего батика. Первый шаг в выполнении работы заключается в вымачивании ткани. Это необходимо, чтобы вымыть из неё все химические растворы, добавляемые производителями при изготовлении материи. Для этого берётся обычная столовая сода и растворяется в чистой проточной воде. Ткань отмачивается в приготовленной жидкости около получаса.
Далее материя крепится на подрамнике. Для этого, как уже упоминалось выше, нужны кнопки, скрепки или булавки. Лучше запастись канцелярскими кнопками, так как они хорошо держаться и их легко снимать. Скрепки подходят для тех работ, которые остаются на этом же подрамнике. То есть их снять гораздо труднее, к тому же ткань сильно деформируется. Но если вы не планируете оформлять работу в другую рамку, то отдайте предпочтение степлеру.
Первый слой цвета можно наносить ещё до рисования эскиза. Важно, чтобы материя пропитывалась красителем последовательно, от светлого к тёмному.
Далее рисуется эскиз. Можно использовать ручку или простой карандаш, в зависимости от тонов работы, от того, какая гамма преобладает. Если цветовая гамма тёплая или пастельная, то ручкой ни в коем случае пользоваться не стоит. Продавливать материал карандашом тоже не нужно, следует рисовать очень аккуратно, чтобы не деформировать поверхность. Если используется очень светлая или полупрозрачная ткань основа, можно подложить под неё лист с иллюстрацией маркером или фломастером, чтобы её было видно через полотно на подрамнике.
Переходим к самому интересному — нанесению воскового резерва и раскрашиванию полотна. Им пропитывают все части, кроме самых светлых. Засохший парафин снимается при помощи утюга и бумаги. Для экономии можно воспользоваться старыми газетами или вырезками, которые не жалко выкинуть. Делается это таким образом: после высыхания красящих средств утюгом проглаживают материал, чтобы весь застывший резерв оказался на бумаге или газете. После краску закрепляют и повторяют процедуру перенесения воска на бумагу вновь, если раствор все ещё остался на ткани.
Шибори и узелковый батик
Эти техники чаще всего используются именно для украшения одежды. Если вы хотите разукрасить свои платки, футболки, майки разными узорами, то это то, что вам нужно. Шибори и узелковый батик отличаются от двух вышеописанных техник. Резервирующий, восковой и ещё какой-либо состав не используется.
Шибори, отдалённо напоминающее оригами, предполагает складывание ткани в несколько слоёв для получения симметричного узора. Узелковый же батик заключается в беспорядочном завязывании узлов. Позже из того, что получилось, формируется рисунок, или оформляется какой-либо узор.
Свободная роспись
Эта техника замечательна по-своему: она также не предполагает использование резерва, но эффект создаётся более чем впечатляющий. Свободная роспись сравнима с акварельными работами, но по влажной ткани. В этой технике создаются красивые переходы от цвета к цвету.
Кистью водят без предварительного эскиза или зарисовки — именно поэтому технология батика получила такое название.
Вся работа производится очень быстро, ведь материя быстро высыхает, из-за чего краска может образовать некрасивые подтеки.
Мастер-классы
В заключение стоит сказать, что начиная заниматься чем-то новым, всегда полезно изучить информацию. Новичку очень поможет просмотр мастер-классов. Они демонстрируют роспись по ткани, показывая все нюансы и мелочи в работе. А чтобы написать красивую картину, важно учитывать каждую деталь.
Поэтому важные аспекты в технике батика — мастер-классы, обучение, изучение информации. Тогда вы точно добьётесь того результата, которого ожидали.
Помните, что обучение — неотъемлемая часть всего процесса.
Холодный и горячий батик могут показаться сложными техниками, но это лишь на первый взгляд. Любой может создать красивые картины, одежду и много чего ещё. Горячий батик, мастер-класс по которому сможет помочь вам в его освоении, позволяет сделать то, что не купишь ни в одном магазине.
Шибори хоть и не похожа на остальные виды батика, но тоже очень увлекает. Тем более, эта технология позволяет делать своими руками уникальные предметы гардероба. Отличная идея для модниц и модников, которым нравится выделяться в толпе. К слову, собравшись впервые поэкспериментировать с собственной одеждой, вам бы тоже не мешало посмотреть мастер-классы — это позволит избежать множества ошибок. Мы постарались подготовить исчерпывающий доклад про батик, надеемся, он был вам полезен.
Другие виды росписи и рисования
Загрузка…Акриловые краски для ткани 🥝 что можно нарисовать акрилом на футболках, джинсах, куртках своими руками, идеи
Батик — это рисунок на ткани, выполненный с использованием специальных красок и резервирующего состава. Родиной возникновения такой техники считается Индонезия. Затем этот вид художественного творчества обрёл свою популярность в Японии, Китае, Индии, Африке и странах Европы.
Содержание материала
История возникновения техники батик
В начале двадцатого века необыкновенный способ рисования на ткани широко распространился у творческих слоёв населения в Голландии, Англии и Германии. Европейским художникам было сложно в точности повторить технику батика, пришедшую из восточных стран, поэтому они немного изменили процесс свободной росписи и сделали его более простым, удобным и доступным. Тогда и появился холодный батик, с использованием специального резерва и разнообразных технологий наложения красок на ткань.
В нашей стране рисунки на материале, которые относятся к технике батик, стали широко применяться на фабриках в начале 1936 года, при изготовлении одежды, аксессуаров, украшений для предметов быта и мебели. В магазинах продавались красивые и яркие платки, шарфы, платья, скатерти, салфетки с декорирующими изображениями, выполненными в технике батик.
Немного позже свободная роспись по ткани заинтересовала и художников, на выставках появились живописные картины, выполненные в стиле холодного батика. В России и других странах широкое распространение этот вид искусства получил в 70–80 годах двадцатого века. Художественную роспись по ткани изучают теперь и в школах: программа за 6 класс подразумевает изучение батика как вида живописи.
Галерея: холодный батик (25 фото)
Виды батика
Есть несколько видов батика, которые различаются между собой по технике исполнения:
- Горячий батик.
- Холодный батик.
- Свободная роспись.
- Солевая техника.
- Шибори.
- Бандан.
Что такое горячий и холодный батик
При росписи на ткани вначале выполняется контурное изображение резервирующим составом, а затем работа покрывается специальными красками. Существуют две технологии выполнения рисунка в зависимости от вида резерва — горячего или холодного.
В горячем батике резервирующим составом служит растопленный воск, а для того, чтобы он был жидким его всё время нагревают на водяной бане и с помощью специального приспособления — чантинга воск наносят на ткань. Затем картина расписывается красками и после окончания процесса резерв удаляют с поверхности материала с помощью горячего утюга, проглаживая готовое изделие через газетный слой. Рисунок получается нежным и лёгким, не имеющим резких границ и очертаний.
Во время создания картины в технике холодного батика обычно используют резервирующий состав, который идёт в комплекте с красками. Его наносят с помощью специальной трубочки из стекла. Контур получается чётким и при дальнейшей работе с цветом не даёт разным оттенкам смешиваться, поэтому изображение получается более выраженным и ярким. Такую роспись часто применяют на тканях из шёлка, поэтому её выполнение требует аккуратности и умелого нанесения.
Также рекомендуем прочитать:
Остальные виды росписи по ткани
Существует ещё несколько вариантов росписи ткани, различающихся между собой по способу нанесения красок:
- Свободная роспись. Такая техника выполняется без применения резерва и чем-то напоминает рисование акварельными красками, поэтому очень подходит для начинающих художников. Обычно здесь используется солевой раствор, которым пропитывают ткань, после чего её расписывают. Благодаря соли, краски не расплываются, а образуют красивые и довольно чёткие мазки. Очень эффектно такая картина будет выглядеть, если сделать роспись по влажному материалу. Иногда применяется и резервирующий состав, если требуется отделить нарисованные предметы друг от друга или сделать чёткую границу между оттенками.
- Батик шибори. Техника шибори пришла к нам из древней Японии и заключается в определённом складывании ткани с последующим её окрашиванием в кипящем растворе воды где находится краска. Ткань подвергают кипячению около 30 минут. После этого её полоскают и сушат, а в результате получаются абстрактные узоры, чем-то напоминающие картинки калейдоскопа.
- Солевая техника. Картина будет смотреться очень своеобразно если попробовать применить необычный способ её украшения. Для этого берётся обычная и крупная соль и после того, как роспись будет закончена, но изделие ещё находится во влажном состоянии, всю картину или выборочные места на ней посыпают солью. После полного высыхания изделия её стряхивают, а на этих местах образуются причудливые разводы и разнообразные эффекты в зависимости от количества соли и её размера.
- Бандан. Эту технику ещё называют узелковым батиком и заключается она в том, что материал перевязывается по определённой схеме разнообразными узелками, а затем подвергается окрашиванию. В результате после высыхания ткани и удаления узелков, получается разный по тональности и очень интересный узор. При желании можно добавлять новые узелки и снова окрашивать изделие для получения дополнительных эффектов.
Холодный батик — техника выполнения
Вопрос — можно ли научиться делать батик начинающему художнику в домашних условиях? Ответ — можно!Расписывать материал в технике батик, используя специальную технологию и рецепты, очень увлекательно и интересно не только взрослым, но и детям. Если вы начинающий художник и не можете решить что лучше нарисовать, можете использовать готовый шаблон, который найдёте в магазине канцелярских товаров. Там же вы всегда сможете приобрести и специальные наборы, состоящие из красителей, резерва и трубочки для холодного батика. Разобраться, как делать батик поэтапно, поможет этот мк.
Материалы для работы:
- Подрамник. Для начинающих лучше подобрать не очень большой, например, 30х40.
- Ткань. Лучше выбрать шёлк, хлопок иди лён, не забывайте, что она должна быть чистой, белой и без рисунка.
- Специальный набор акриловых красок для холодного батика.
- Стеклянная трубочка. Она может быть разного размера, но лучше брать среднюю по диаметру (что более удобно новичкам), или тонкую.
- Кисточки разного размера, подойдут синтетические и натуральные.
- Палитра для смешивания различных оттенков.
- Баночки для воды.
- Если нужно — трафарет с рисунком.
Процесс выполнения росписи:
- Вначале надо тщательно натянуть материал на подрамник, используя для этого кнопки или гвоздики. Учитывайте, что ткань не должна висеть, так как это отразиться на последующих этапах работы.
- Затем выполняется предварительный эскиз. Вы можете нарисовать что хотите, главное, чтобы предметы были правильно расположены по композиции и в вашем рисунке не было обилия мелких деталей. Предварительный рисунок нужно раскрасить чтобы потом ориентироваться на эти цвета при выполнении росписи. Эскиз должен быть такого же размера, как и будущая картина. Начинающим можно использовать готовый шаблон.
- Берите ваш эскиз, подложите его под подрамник с тканью, чтобы через натянутый материал было видно изображение. Затем острым карандашом обведите по контуру весь рисунок на ткань. Старайтесь не давить сильно на карандаш, так как он потом может некрасиво просвечиваться через краски в готовой работе.
- После этого приступайте к обводке контура резервирующим составом с помощью стеклянной трубочки. Чтобы набрать резерв в трубочку, следует опустить её в баночку с составом и ртом слегка потянуть, как будто что-то пьёте через соломинку. Резерв довольно густой по своему составу и не должен попасть ротовую полость, но всё равно следует соблюдать технику безопасности, батик предполагает некоторые моменты, где нужна осторожность и внимательность. Когда резерв окажется в трубочке, начинайте обводить и внимательно следите, чтобы контур обязательно был замкнутым.
- Когда закончите обводку, хорошо проверьте, чтобы линии были сплошными и не прерывались, если понадобиться подкорректируйте свою работу. Затем положите будущую картину сушиться в тёплое место на 2–3 часа, например, около батареи или на солнечной стороне балкона. Учитывайте, что резерв имеет довольно резкий и специфический запах, но после высыхания он исчезает.
- Пока работа сушится необходимо хорошо промыть трубочку бензином, тщательно вытереть и отложить для последующего использования. Это важно, так как если вовремя не смыть резервирующий состав, он застынет и вымыть его будет невозможно, а трубочку придётся выбросить.
- Теперь возьмите подрамник с рисунком, налейте в банку чистой воды и с помощью большой кисти намочите будущую картину. Затем начинайте расписывать красками по влажной ткани, так цвета будут лучше ложиться, а оттенки выглядеть более мягко и станут красиво растекаться.
- При работе красками можно использовать их как в более концентрированном состоянии, так и в разбавленном. Лучше немного разбавлять краски водой и использовать более мягкие оттенки.
- Цвета нужно наносить в определённом порядке, двигаясь от светлого к тёмному. Для более крупных деталей используйте мягкие и большие кисти, а для небольших изображений идеально подойдут кисточки поменьше.
- После завершения росписи, кусочком губки или ватным диском уберите лишнюю влагу или потёки на своей работе.
- Затем оставьте изделие для полного просыхания.
Готовую картину надо аккуратно снять с подрамника, затем закрепить на картонную основу из картона и вставить в рамку.
Если вас очень заинтересовала ручная роспись по ткани, которая называется батик, и вы хотите рисовать не только картины, но и расписать себе футболку, кофточку или шарф, с учётом того, чтобы изделия можно было носить, то для этого необходимо использовать именно акриловые красители. Вещи, расписанные ими впоследствии можно, будет стирать и не бояться что краска смоется и рисунок, в который вложено столько труда, исчезнет.
По внешнему виду баночки с такими красками выглядят почти так же, как и обычные краски для батика, но на них есть пометка, что они очень стойкие. Акриловые краски великолепно ложатся на поверхность ткани, а при высыхании рисунок не стирается и очень долго сохраняет яркость цвета.
Есть ещё несколько способов как самостоятельно закрепить краску на изделии:
- Подвергнуть обработке высокой температурой, например, поместить вещь в духовку с температурой 150 градусов на 20–30 минут.
- Запарить на водяной бане, с учётом того, чтобы изделие не контактировало с водой.
- Длительно гладить расписанную вещь горячим утюгом.
Стоит помнить, что стойкость росписи будет зависеть от качества используемых красок, но стирать такую одежду следует всегда прохладной водой, в которую добавлено немного уксуса.
Другие виды росписи и рисования
Загрузка…Метод нанесения краски (прямое нанесение)
*** Многие функции на нашем сайте требуют включения Javascript. Здесь вы найдете инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере ***Батик — Краска методом
Шагов для этого процесса очень мало и они относительно просты. Метод погружения более сложен, но занимает больше времени.
- Сначала предварительно постирайте ткань, в идеале с помощью профессионального красителя под названием Synthrapol.Это удалит большинство масел, остатков и предварительную усадку ткани. Лучше всего использовать ткань PFD (подготовленную для окрашивания) или RTD (готовую к окрашиванию), не обработанную крахмалом или перманентным прессом, которые не позволят красителю прилипнуть. Разгладьте морщины.
- Смочите ткань в растворе кальцинированной соды (для закрепления красителя). Дайте воску полностью высохнуть, чтобы воск приклеился.
- Растяните ткань на рамке или пяльцах, чтобы ткань оставалась ровной и горизонтальной.
- Используйте предварительно приготовленный батик или ваши собственные комбинации пчелиного воска или липкого воска и парафина.Чем больше паррафина, тем сильнее потрескается воск. Сами по себе пчелиный воск и липкий воск не трескаются, а паррафин слишком сильно трескается. Затем восковая смесь расплавляется в пароварке, электрическом восковом горшке или старой электрической сковороде, настроенной на температуру около 220-240 (ВНИМАНИЕ! Если вы нагреете воск более чем на 250, он может испустить токсичный дым или загореться!). воск, используя такие инструменты, как Tjanting или Deluxe Tjanting для контуров и кисти из натурального волокна для заполнения областей. Восковые рисунки можно многократно штамповать на ткани с помощью металлических штампов, называемых «отбивными», как это делается в Индонезии, но они должны быть симметричными, чтобы их можно было выровнять и проштамповать в одном и том же месте на обратной стороне ткани, чтобы что никакой краситель не проникает.При нанесении воска, независимо от того, какой метод вы используете, отрегулируйте температуру так, чтобы он проникал в ткань, не настолько прохладным, чтобы он становился желтоватым и лежал сверху, и не настолько горячим, чтобы все ваши линии слишком сильно расходились. Воск должен иметь четкий вид, указывая на то, что он проник на другую сторону. Чтобы упростить эту задачу, используйте Electric Tjanting, который можно регулировать с помощью реостата для паяльников, чтобы он поддерживал правильную для вас температуру воска.
- Смешайте раствор красителя Процион в соответствии с инструкциями в Рецепте красителя для галстука, пропитанного содой (обязательно включите мочевину!).В результате получится красящая краска, которую можно наносить непосредственно на ткань. Нанесите краску на ткань, где будет ваш рисунок. Держите во влажном состоянии и дайте краске застыть в течение 12-48 часов. Отверждение следует проводить горизонтально, чтобы не было полос и потеков.
- После высыхания краски ткань необходимо постирать, чтобы удалить излишки краски. Этот этап стирки очень важен, так как любой краситель, оставшийся на ткани, создаст неприятный беспорядок, когда будет завершен последний этап удаления воска. Тщательно промойте, постирайте вручную в прохладной воде с синтраполом, затем дайте ткани высохнуть.
- Если желателен цветной фон, воск можно использовать в качестве покрытия для всего дизайна. Когда ткань полностью высохнет, нанесите воск на все области, которые вы хотите сохранить текущий цвет, затем следуйте нашим инструкциям по окрашиванию ванночки (или окрашиванию галстуков для более интересного фона). После добавления кальцинированной соды позвольте ткани впитаться в ванну с красителем не более чем на 30 минут, иначе воск начнет разрушаться.
- Удалить воск можно одним из четырех способов:
- Отнесите его в химчистку и дайте им вытащить.(Некоторые не сделают этого за вас)
- Вскипятите воск. Это самый старый способ удаления воска с батика. Выберите горшок, в котором будет удобно держать ткань, и наполните его водой с небольшим количеством синтрапола, чтобы удалить воск и остатки краски с ткани. Доведите до кипения и добавьте ткань. Используйте что-нибудь, чтобы размешать ткань в кипящей воде и держать ее под водой. Через несколько минут воск выкипит из ткани и всплывет наверх. Когда воск будет полностью удален с ткани, снимите его с огня и дайте воде остыть.Убедитесь, что ткань лежит на дне кастрюли, избегая плавающих остатков воска. Дайте остыть, снимите затвердевший воск с поверхности и снимите ткань. В Индонезии люди снимают горячий воск с кипящих чанов большими перфорированными ковшами. Все, что работает!
- Прогладьте воск. Это также традиционный процесс удаления воска. Ткань зажата между слоями абсорбирующей бумаги, и железом нагревается, чтобы расплавить воск. В результате этого процесса часто остаются остатки воска (похожие на жирные пятна), которые очень трудно удалить, поэтому не рекомендуется.
- Используйте горячую воду из-под крана. Готовую деталь подвесьте на веревке. Присоедините шланг к крану с горячей водой, полностью включите водонагреватель и облейте кусок горячей водой, чтобы растопить воск. Под тканью следует поставить емкость для сбора парафина и воды.
.
Знакомство с батиком
*** Многие функции на нашем сайте требуют включения Javascript. Здесь вы найдете инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере ***Батик — Введение
Батик — восковое резистивное волокно арт. Горячий воск нанесен на ткань в дизайне. Воск служит резистом, предотвращая попадание краски на ткань, на которую она была нанесена. Эту технику можно наносить слоями разного цвета.
Эффект батика уникален тем, что воск трескается при обращении с ним, намеренно или нет. В каждой ванне для красителя трещины в воске позволяют красителю попасть на ткань, создавая уникальный эффект батика. Батик можно выполнять на хлопке, шелке и других натуральных тканях. «Искусственный» батик использует другие типы резистов, особенно водорастворимые, которые легче удалить, чем воск, но никогда не удается добиться такого же красивого потрескивания. Dharma Procion MX Fiber Reactive Dyes — это краситель для батика на хлопке , потому что они используются с холодной водой.
Работа Сью К. Дуда
Мастера батика используют процесс многократной восковой эпиляции и окрашивания в ванне для достижения окончательного результата. Этот метод включает понимание смешения цветов и перекрашивания, поскольку каждый слой краски наносится поверх последнего, создавая новый цвет. После множества различных применений фон становится темно-коричневым, черным или серым. Вощеные участки остаются более светлых оттенков, получаемых при каждом отдельном нанесении краски и их комбинациях.
Метод восковой депиляции и погружения
- Сначала предварительно вымойте ткань, в идеале с помощью профессионального красителя под названием Synthrapol. Это удалит большинство масел, остатков и предварительную усадку ткани. Лучше всего использовать ткань «PFD» (подготовленную для окрашивания) или ткань «RTD» (готовую к окрашиванию), которая точно не обработана финишами, такими как перманентный пресс, которые будут препятствовать прилипанию красителя. Разгладьте морщины.
- Растяните ткань на раме или пяльце, чтобы ткань оставалась ровной и горизонтальной.
- Используйте предварительно приготовленный батик или ваши собственные комбинации пчелиного воска или липкого воска и парафина. Чем больше парафина, тем сильнее потрескается воск. Сами по себе пчелиный воск и липкий воск не трескаются, а парафин слишком сильно трескается. Затем восковая смесь плавится в пароварке, электрическом восковом горшке или старой электрической сковороде, настроенной на температуру около 220-240 градусов (ВНИМАНИЕ! Если вы нагреете воск до температуры воспламенения, он может испустить токсичный дым или загореться!)
- Нанесите воск, используя такие инструменты, как Tjanting или Deluxe Tjanting для контуров и кисти из натурального волокна для заполнения областей.Восковые рисунки можно многократно штамповать на ткани с помощью металлических штампов, называемых «отбивными», как это делается в Индонезии, но они должны быть симметричными, чтобы их можно было выровнять и проштамповать в одном и том же месте на обратной стороне ткани, чтобы что никакой краситель не проникает. При нанесении воска, независимо от того, какой метод вы используете, отрегулируйте температуру так, чтобы он проникал в ткань, не настолько прохладным, чтобы он становился желтоватым и лежал сверху, и не настолько горячим, чтобы все ваши линии слишком сильно расходились.Воск должен иметь четкий вид, указывая на то, что он проник на другую сторону. Чтобы упростить задачу, используйте Electric Tjanting, который можно регулировать с помощью реостата, чтобы он поддерживал правильную температуру воска.
- Смешайте Dharma Procion MX Fiber Reactive Dye в соответствии с инструкциями по окрашиванию в ванне.
- Окрашивание ткани в ванне, сначала используя самый светлый цвет, который будет на изделии и который будет хорошо смешиваться с последующими цветами, например, желтый, затем следующая ванна для красителя может быть бирюзовой, которая фактически смешается с желтым, чтобы окрасить ткань в зеленый цвет. во всех областях, где желтый не был покрыт воском.Помните — после добавления кальцинированной соды в красильную ванну не оставляйте вощеную ткань дольше, чем на 30 минут, поскольку кальцинированная сода в конечном итоге разъедает воск, подвергая участки воздействию нежелательного красителя.
- Прополощите и аккуратно выстирайте ткань в синтраполе и дайте высохнуть. Используйте прохладную воду, чтобы не растопить воск!
- Повторяет шаги 2–6 для каждого цвета, который вы планируете для своего батика, обрабатывая воском области после каждой красочной ванны, которые вы хотите сохранить в том же цвете, и повторно наносите воск на все участки, которые выглядят испорченными.Ванночка окрашивает самые темные участки в последнюю очередь. Окончательное сочетание цветов в конце будет коричневым, серым или черным, сочетающим все цвета, использованные на изделии. Совет — Сначала сделайте тест-полоску со всеми цветами, которые вы планируете использовать, чтобы убедиться, что они сочетаются так, как вы хотите.
Удаление воска может быть выполнено одним из четырех способов:
- Отнесите в химчистку и дайте им вытащить. (Некоторые не сделают этого за вас)
- Выкипите воск. Это самый старый способ удаления воска с батика.Выберите горшок, в котором будет удобно держать ткань, и наполните его водой с небольшим количеством синтрапола, чтобы удалить воск и остатки краски с ткани. Доведите до кипения и добавьте ткань. Используйте что-нибудь, чтобы размешать ткань в кипящей воде и держать ее под водой. Через несколько минут воск выкипит из ткани и всплывет наверх. Когда воск будет полностью удален с ткани, снимите его с огня и дайте воде остыть. Убедитесь, что ткань лежит на дне кастрюли, избегая плавающих остатков воска.Дайте остыть, снимите затвердевший воск с поверхности и снимите ткань. В Индонезии люди снимают горячий воск с кипящих чанов большими перфорированными ковшами. Все, что работает!
- Прогладьте воск. Это также традиционный процесс удаления воска. Ткань помещается между слоями впитывающей бумаги, такой как газетная бумага, и нагревается железом, чтобы расплавить воск. В результате этого процесса часто остаются остатки воска (похожие на жирные пятна), которые очень трудно удалить, поэтому не рекомендуется.
- Используйте горячую воду из-под крана. Готовую деталь подвесьте на веревке. Присоедините шланг к крану с горячей водой, полностью включите водонагреватель и облейте кусок горячей водой, чтобы растопить воск. Под тканью следует поставить емкость для сбора парафина и воды.
.