Скрипка Хардангер (Хардингфелле)
Скрипка – один из наиболее известных инструментов. Он широко распространен по всему миру. Скрипка может выступать как сольный и оркестровый инструмент, и в этом заключается ее универсальность. Скрипка относится к струнным музыкальным инструментам. Играют на ней при помощи смычка, которым водят по струнам.Семейство скрипок включает в себя самые разнообразные инструменты как по форме, так и по воспроизводимому звуку. Так, например, виола – эта та же скрипка, только чуть больше по размерам. Известная многим шарманка тоже относится к семейству скрипок. А вот мало кто знает, что инструмент саранги – это тоже скрипка, но необычной формы. Саранги — это что-то среднее между скрипкой и гитарой.
Среди всего многообразия скрипок выделяется один инструмент, который называется скрипка Хардангер или Хардингфелле. Это норвежская традиционная скрипка. В переводе с норвежского — «скрипка из Хардангера», то есть одного из районов Западного побережья Норвегии. Хардангерфьорд — родина хардингфеле. Вот и весь секрет названия этой скрипки. Форма этой скрипки такая же, как и у известной всем классической скрипки.
Скрипка имеет четыре струны, две из которых называются основными, а две другие – резонирующими. Все струны настроены одинаково. Основные струны находятся по краям, а резонирующие – в середине. Бывают скрипки с восемью или девятью струнами. В таком случае четыре струны являются основными, а остальные – резонирующие. Резонирующие струны соответствуют четырем ступеням основного лада.
На корпусе скрипки находятся два завитка в виде буквы «f». Эти завитки располагаются по обоим бокам от струн. Гриф скрипки оканчивается завитком, вырезанном в виде львиной головы.
Хардингфелле богата украшена. Весь корпус украшен традиционными норвежскими узорами. Гриф выложен мозаикой из кусочков кости и рога. Играть на такой скрипке надо также смычком. Зачастую хардингфеле часто украшены перламутровой инкрустацией на грифе, корпус расписан узорами.
Тональный диапазон хардингфелле довольно небольшой – около двух октав. Однако это не умаляет достоинств инструмента, и даже наоборот позволяет музыканту продемонстрировать все свое мастерство и умение. Скрипка предназначена как для исполнения программных произведений, так и для вольного импровизирования. Изготовлена эта скрипка из дерева, как, впрочем, и все ее родственницы-скрипки.
Традиционная хардингфеле меньше обычной скрипки и звучит громче, крышка и дно ее более выпуклы. Новые хардингфеле по размеру больше старых, форма их корпуса схожа с обычной скрипкой. Хардингфелле отличается очень компактными размерами, что значительно облегчает ее транспортировку. Общая длина скрипки не превышает шестидесяти сантиметров.
Инструмент воспроизводит звуки благодаря вибрации струн. Музыкант проводит по струнам смычком, струны начинают вибрировать, и звучит музыка.
Очень важно правильно настроить хардингфелле. Только тогда она сможет радовать своих поклонников безупречной игрой. Несмотря на то, что большинство мелодий исполняется в обычной настройке (A-D-A-E), в Норвегии насчитывается около 40 различных способов настройки, зависящих от характера музыки, а также от местных особенностей определенных областей.
Хардингфелле имеет богатую историю. Самым старым сохранившимся экземпляром хардангерфеле считается «Скрипка Ястада, » изготовленная в 1651 году Уле Юнсеном Ястадом. К середине 1700-х скрипка hardanger стала преобладающим народным инструментом в большой части южных, центральных, и западных побережий Норвегии. На протяжении почти двух веков XVIII и XIX скрипка хардангер считалась дьявольским инструментом. Лютеранской церковью были организованы ее массовые поджоги. Однако скрипка благополучно пережила все перипетии и продолжает радовать своей несравненной игрой всех любителей скрипичной музыки.
Хардингфеле (хардангерфеле) — музыкальный инструмент — история, фото, видео
Хардингфеле (хардангерфеле)
Струнные смычковыеОсновные сведения, происхождение
Хардингфеле или хардангерфеле (нор. hardingfele, hardangerfele) — струнный смычковый музыкальный инструмент. В переводе с норвежского хардингфеле означает «скрипка из Хардангера» (одного из районов Западного побережья Норвегии).
Происхождение хардингфеле не вполне понятно. Некоторые исследователи полагают, что он является модификацией обычной скрипки, другие связывают его родство со средневековыми струнными инструментами.
Самым старым сохранившимся экземпляром хардингфеле считается «Скрипка Ястада«, изготовленная в 1651 году Уле Юнсеном Ястадом. К середине 1700-ых годов скрипка хардангер стала преобладающим народным инструментом в большой части южных, центральных, и западных побережий Норвегии.
Устройство
Хардингфеле имеет 8 либо 9 струн, из них 4 игровые, остальные резонирующие, проходящие через подставку и под грифом. Подставка более плотная и расположена несколько выше, чем у обычной скрипки, что удобно для двойного движения смычка.
Традиционная хардингфеле меньше обычной скрипки и звучит громче. Деки у хардингфеле более выпуклые, более широкий и короткий гриф. Новые хардингфеле по размеру больше старых, форма их корпуса схожа с обычной скрипкой.
Хардингфеле часто украшены перламутровой инкрустацией на грифе, корпус расписан узорами.
Несмотря на то, что большинство мелодий исполняется в обычном строе — a-d1-a1-e2, в Норвегии насчитывается около 40 различных способов настройки, зависящих от характера музыки, а так же от местных особенностей определенных областей. Нижние резонирующие струны строятся по звукам d1-e1-fis1-a1.
В зависимости от строя хардингфеле наигрыши исполнялись в Ре мажоре, Соль мажоре и Ля мажоре (в последнем случае игра называлась «в стиле троллей»).
От обычного скрипичного строя строй хардингфеле отличается тем, что басовая струна звучит на большую секунду выше. Хотя хардингфеле можно настраивать и как обычную скрипку.
Долгий период тяжких поприщ и суеверий
На протяжении почти двух веков XVIII и XIX скрипка хардангер считалась дьявольским инструментом. Лютеранской церковью были организованы ее массовые поджоги. По некоторым сведениям подобные поджоги продолжались в графстве Телемарк даже в 1950-ых годах. Музыкантов играющих на хардангерфеле не пускали в церковь, их считали посланцами дьявола, а их творчество было окутано мрачными легендами и мифами.
Особенно туго приходилось музыкантам в XIX веке, когда движение Пробуждения достигло особо сильного влияния. Пиетизм1 категорически решил, что скрипичная игра — это смертный грех и музыканты после смерти, обречены гореть в огне и сере. Симбиоз религиозной фантастики и старого суеверия вызвал появление «нечистого» в визуальной форме: сатану узнавали в большой черной собаке, появлявшейся в праздничном зале, когда музыканта охватывало вдохновение. А если в это время заглянуть под его руку, то можно было увидеть малых чертят в вихре танца.
Для странствующих проповедников Пробуждения музыкант был правой рукой дьявола. Часто от них можно было услышать осуждающие фразы: «Здесь кругом, должно быть, сплошь безбожный народ, — в Хэггшёне, куда я пришел, скрипки висели на стенах во всех избах». «Скрипка — дьявол, висящий на стене». «Когда играют на скрипке, дьявол танцует на крыше» и т. д. Проповедники знали свое дело: люди разбивали инструменты, сжигали их, делали из них кормушки для кур или игрушки для детей.
Существовали легенды о дьяволе, играющем на хардангерфеле. Согласно одной из них, дьявол пробравшись в праздную деревню стал играть старинный норвежский танец (слот) Fanitullen.
«И играл он так замечательно, что все слышавшие музыку танцевали до тех пор, пока не умирали от истощения. А после этого их тела продолжали ужасную пляску пока черепа, отвалившись от костей, не скатывались по склонам холмов.»
Существуют мнения, что главная тема из фортепианного концерта Эдварда Грига, вдохновлена одной из версий мелодии Fanitullen, играемой скрипачом из долины Халлингдал.
Некоторое представление об отношении к сельским музыкантам того времени может дать рассказ статс-музыканта Хенрика Мейера, который он послал Маттезону в 1740 году:
Это произошло в 1695 году в Бергене. Я уже три месяца обучался музыке. Мы репетировали предпраздничную рождественскую службу. По субботам обычно приезжал крестьянин, который привозил молоко и масло моему учителю Паулю Крёплину. Пока крестьянин ожидал плату за свой товар, он следил за нашей репетицией.
Шутя учитель сказал ему, что вместо денег платой для него будет наше Пение, которого он достаточно наслушался. Крестьянин ответил на это, что перед рождеством у его усадьбы можно послушать нечто более интересное. Все посмеялись над крестьянином, а мой учитель, кантор и органист, больше всех. Тогда крестьянин предложил господам прийти сегодня же вечером (а это был предрождественский вечер) и убедиться в его правоте. Когда крестьянин ушел и закончилось музицирование, все принялись возбужденно обсуждать услышанное. В конце концов мы решили пойти на то место.
Когда время подошло к полуночи, появился крестьянин и пригласил следовать за ним в горы. Я должен был нести бутыль вина. Было очень холодно. После того как мы провели в горах около четверти часа, кантор, органист и мой учитель стали проявлять нетерпение и спросили крестьянина, как долго надо будет еще ждать.
Крестьянин попросил набраться терпения, и вот в горах начали раздаваться звуки…Вначале прозвучал аккорд, затем одни звук, после чего заиграл орган и полилась музыка. Пели голоса в сопровождении цинков, контрабасов, скрипки и других инструментов, но никого не было видно. Органист, удивленный игрой невидимых исполнителей и подземных виртуозов, проговорил: „Если вы от бога, покажитесь, если от дьявола, замолчите». Моментально стало тихо. С органистом случился обморок, его отнесли в дом крестьянина, положили в кровать, хорошо укрыли, и только на следующее утро он пришел в себя.
Мы все помчались в Берген и едва успели к праздничному выступлению. То, что я написал здесь, все правда, а напечатанная на заглавном листе мелодия — та, которую я слышал в Норвегии в горах около Бергена. Она лучше всех сохранилась в моей памяти. Это и заверяю собственноручно.
Мелодия, запомнившаяся Хенрику Мейеру, представляет собой одноголосную мелодию для хардангерфеле с двухтактовыми мотивами и вариациями.
В виртуозной игре, пленяющей слушателей, усматривали сатанинское влияние. А чтобы хорошо играть на инструменте, по поверьям, кроме усердных занятий музыканты использовали и другие способы. В инструмент можно было положить кусочек человеческой кости, повесить внутрь мешочек, наполненный чесноком, мякотью определенного растения, янтарем. Последнее препятствовало любому колдовству над инструментом. Но лучше всего найти Водяного и научиться играть у него.
Водяной — урод, сатана и дьявол — опасен для праведной души, но может одарить потусторонней силой игры. Водяного надо было посещать ночами под четверг три недели подряд. Иногда его узнавали в седом старике, появлявшемся в лодке за веслами. В определенных местах вешали скрипку или никельхарпу на дерево у берега и уходили, а когда возвращались, Водяной играл на этой скрипке лот, положив свой инструмент рядом. Теперь дело было лишь в том, чтобы не перепутать инструменты. Возьмешь свой собственный — сможешь играть лот Водяного, и этот лот поистине околдовывает танцующих.
Возьмешь скрипку Водяного — твоя душа его навсегда!Но, играя, нужно точно считать репризы: когда превышали известное число, обычно одиннадцать, попадали во власть Водяного: если кто-нибудь посторонний, не участвовавший в танце и не слышавший музыки, не приходил на помощь и не обрезал струны скрипки, то стулья и столы начинали танцевать, и всю компанию уносило в воду.
Рассказывают, что Лонгбакка-Ян из Расбу в Уппланде учился играть у Речного человека, у моста в Хове: «Когда он однажды играл на свадьбе в Алунде, ближе к полудню начали танцевать столы и стулья, а сам он никак не мог убрать от себя скрипку, другим пришлось оторвать ее от него. Однако и это не помогло, скрипка продолжала играть даже тогда, когда ее положили на кровать».
Время течет, и суеверие больше не окружает инструмент и его музыку.
Хардингфеле в наше время
Сейчас скрипка хардангер обладает большой популярностью, особенно в сельских районах запада и юго-запада Норвегии. Она распространена в районах Телемарк, Нумедал, Халлинглад, Вальдрес и Вестланд — от Хардангера до Сюннфьорда. В районе Сетесдал на хардингфеле стали играть в XIX веке, в Нордфьорде и Ромсдале — в последнее время. Скрипачи организованы в общенациональных местных группах.
В 1880-1920 годах в Соедененных Штатах Америки во время крупнейшего притока норвежских иммигрантов появились виртуозы игры на хардангерфеле. Несколько позже, в 1984 году бала создана «Американская ассоциация хардангерфеле».
Как ни странно довольно сильный интерес к инструменту проявила Япония. В последние годы инструмент получил признание и в остальной части мира.
Видео: Хардингфеле на видео + звучание
Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:
Продажа инструментов: где купить/заказать?
В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!
Натуральные витамины, спортивное питание, косметика, травы, продукты ►
Норвежская скрипка..Что в ней Такого.. за что в средние века этот инструмент сжигали на кострах?
Среди всего многообразия скрипок выделяется один инструмент, который называется скрипка Хардангер или Хардингфелле.Это норвежская традиционная скрипка. В переводе с норвежского — «скрипка из Хардангера», то есть одного из районов Западного побережья Норвегии. Хардангерфьорд — родина хардингфеле. Вот и весь секрет названия этой скрипки. Форма этой скрипки такая же, как и у известной всем классической скрипки.
Скрипка имеет четыре струны, две из которых называются основными, а две другие – резонирующими. Все струны настроены одинаково. Основные струны находятся по краям, а резонирующие – в середине. Бывают скрипки с восемью или девятью струнами. В таком случае четыре струны являются основными, а остальные – резонирующие. Резонирующие струны соответствуют четырем ступеням основного лада.
На корпусе скрипки находятся два завитка в виде буквы «f». Эти завитки располагаются по обоим бокам от струн. Гриф скрипки оканчивается завитком, вырезанном в виде головы какого-нибудь сказочного существа или мифического зверя.
Хардингфелле богата украшена. Весь корпус украшен традиционными норвежскими узорами. Гриф выложен мозаикой из кусочков кости и рога. Играть на такой скрипке надо также смычком. Зачастую хардингфеле украшены перламутровой инкрустацией на грифе, корпус расписан узорами.
Тональный диапазон хардингфелле довольно небольшой – около двух октав. Однако это не умаляет достоинств инструмента, и даже наоборот позволяет музыканту продемонстрировать все свое мастерство и умение.
Очень важно правильно настроить хардингфелле. Только тогда она сможет радовать своих поклонников безупречной игрой. В Норвегии насчитывается около 40 различных способов настройки, зависящих от характера музыки, а также от местных особенностей определенных областей.
Хардингфелле имеет богатую историю. Самым старым сохранившимся экземпляром хардангерфеле считается «Скрипка Ястада, » изготовленная в 1651 году Уле Юнсеном Ястадом. К середине 1700-х скрипка hardanger стала преобладающим народным инструментом в большой части южных, центральных, и западных побережий Норвегии.
Однако с этим фантастическим инструментом связано немало зловещих легенд. Считалось, что хорошо играть на скрипке хардингфеле учит непосредственно дьявол (или, если следовать народным норвежским поверьям, злой дух — тролль), а цена за обучение, как водится — человеческая душа. Так что каждый талантливый скрипач подозревался в связи с темными силами. Церковь устраивала настоящие массовые гонения — сжигала скрипки хардингфеле на кострах, как ведьм.
Интересно, что сами народные норвежские скрипачи, по-видимому, ничего не имели против троллей. Ведь никто их не заставлял лезть на рожон и снабжать свои скрипки хардингфеле, например, миниатюрной головой тролля или русалки вместо стандартного завитка. Название одного из типов настройки этого инструмента тоже, вероятно, не случайно звучало как trollstemt.
Однако, несмотря ни на что, скрипка благополучно пережила все перипетии и продолжает радовать своей несравненной игрой всех любителей скрипичной музыки.
ПОДРОБНЕЕ
и здесь
Скрипка из Хардангера — Российский государственный музыкальный телерадиоцентр
Хардингфеле – норвежская народная скрипка. Назван этот инструмент в честь того места, где он появился на свет — Хардангер на юго-западном побережье Норвегии. Буквально название переводится, как «скрипка из Хардангера». Она имеет меньший, чем обычная скрипка, размер, более выпуклые деки, широкий и короткий гриф, удлиненные эфы. Колковая коробка у хардингфеле более длинная, так как кроме четырех игровых у неё имеются еще четыре резонирующие струны. Они проходят под грифом и через отверстия в подставке. Звук хардингфеле громче, чем у скрипки. Более плоская и расположенная выше подставка дает возможность широкого применения двойных нот и аккордов, а также излюбленных в практике народного музицирования – двухголосия и орнаментики. На хардингфеле исполняются народные танцевальные мелодии – слоты. Музейный инструмент очень красив – корпус покрыт орнаментами, гриф и подгрифок инкрустирован костью и перламутром, венчает хардингфеле голова мифического зверя.
На протяжении почти двух веков – XVIII и XIX-го, скрипка хардингфеле считалась дьявольским инструментом. Священники говорили: «Скрипка — дьявол, висящий на стене» или «Когда играют на скрипке, дьявол танцует на крыше» Лютеранская церковь проповедовала, что скрипичная игра — это смертный грех, и музыканты после смерти попадают в ад. Их не пускали в церковь, считали посланцами дьявола, а их творчество было окутано мрачными легендами. Согласно одной из них, дьявол, пробравшись в деревню, где отмечали праздник, стал играть старинный норвежский танец Fanitullen (буквальный перевод – мелодия черта). И играл он так замечательно, что все, слышавшие музыку, танцевали до тех пор, пока не падали замертво. Существует гипотеза, что главная тема из фортепианного концерта Эдварда Грига, вдохновлена одной из версий мелодии Fanitullen.
Хардингфеле пользуется большой популярностью и в наши дни, особенно в сельских районах.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. Глинки.
Норвежские танцы под аккомпанемент скрипки Хардингфелле: kazanocheka — LiveJournal
Норвежские танцы под аккомпанемент скрипки Хардингфелле= = = = = =
Когда Александр Рыбак, норвежец белорусского происхождения, появился на сцене «Евровидения», мало кто понял на какой скрипке он играет и что за прыжки оформляют его выступление.
На самом деле он играл на норвежской скрипке ХАРДИНГФЕЛЛЕ.
А те трое, что сзади выполняли непонятные нам пируэты, на самом деле танцевали норвежский танец ХАЛЛИНГ.
Заинтересованному читателю предлагаю вспомнить и внимательно посмотреть)
В этой северной холодной стране, обитатели которой издавна известны невозмутимостью характера, любят танцевать, как и во всем мире. История Норвегии, к сожалению,не располагает большим количеством свидетельств о танцах, поскольку период до семнадцатого векав Норвегии считается «темным». Однако, норвежцы не забывают своих традиций и стараются передавать деревенские танцы из поколения в поколение.
Среди всего многообразия инструментов музыки Норвегии выделяется один инструмент, который называется скрипка Хардангер или Хардингфелле.
Скрипка Хардангер или Хардингфелле.
Это норвежская традиционная скрипка, в переводе с норвежского — «скрипка из Хардангера» (из одного из районов Западного побережья Норвегии — Хардангерфьорд. Форма этой скрипки такая же, как и у известной всем классической скрипки. Каждый из таких инструментов делается вручную и является произведением искусства.
Типичная хардингфелле украшается инкрустацией перламутром и черными рисунками тушью, которые называются rosing. Головка украшается резной женской головой или, чаще, головой животного, обычно льва.
Наиболее отличительная особенность хардингфеле – это четыре или пять резонансных струн, натянутых под накладкой грифа, которые добавляют в звучание скрипки дополнительные обертона. Верхняя и нижняя деки хардингфеле более выпуклые, чем у обычной скрипки. Гриф короче, а накладка грифа и мостик более плоские, что позволяет удобнее играть на двух струнах одновременно. Традиционный стиль исполнения очень полифоничен – мелодическая линия сопровождается подвижным бурдонным подголоском. Вместе, инструмент и стиль исполнения и создают то, чем знаменита хардингфелле.
Самым старым сохранившимся экземпляром хардангерфеле считается «Скрипка Ястада, » изготовленная в 1651 году Уле Юнсеном Ястадом. К середине 1700-х скрипка hardanger стала преобладающим народным инструментом в большой части южных, центральных, и западных побережий Норвегии.
Однако с этим фантастическим инструментом связано немало зловещих легенд. Считалось, что хорошо играть на скрипке хардингфеле учит непосредственно дьявол (или, если следовать народным норвежским поверьям, злой дух — тролль), а цена за обучение, как водится — человеческая душа. Так что каждый талантливый скрипач подозревался в связи с темными силами. Церковь устраивала настоящие массовые гонения — сжигала скрипки хардингфеле на кострах, как ведьм. Несмотря ни на что, скрипка благополучно пережила все перипетии и продолжает радовать своей несравненной игрой всех любителей скрипичной музыки.
Самым доступным развлечением в жизни крестьян был танец. Типичный репертуар норвежских танцев не был богат по своим формам. С начала ХХ столетия можно насчитать не больше 6-8 различных танцев и танцевальных форм, не совсем относящиеся к танцам, например такие, как песенные игры и танцевальные песни. Танцы делились на быстрые, которые исполнялись только обученными танцорами и медленные — для всех желающих.
Три национальных танца занимают основное место в народном быту Норвегии: гангар, халлинг и спрингданс. Своеобразнейшим из норвежских танцев является халлинг — сольный мужской танец, в котором соревнуются самые искусные танцоры. Халлинг — демонстрация ловкости, силы, проворства. Халлинг — это «праздничный» танец молодых парней из деревень (которые не только дрова колют).
Особой эксклюзивной изюминкой в танце является так называемый «Hallingkast». В этом движении (фишка), девушка обычно высоко держит шляпу, используя палку или другие подручные средства, а танцор должен сбить ногами шляпу на пол. Что примечательно — шляпа обычно находится на 230 — 280 см над уровнем пола.
Но не пугайтесь — все остальные танцы для отдыха, для удовольствия.
Весь репертуар народных норвежских танцев можно условно разделить на три основные группы: парные танцы, деревенские танцы и старинные танцы.
Самое лучшее место туристу (в Осло) для знакомства с народными танцами — это норвежский музей истории культуры. Парк-музей или этнографический музей под открытым небом, в котором собраны оригинальные экспонаты со всей Норвегии, который рассказывает об истории Норвегии и о развитии ее культуры, расположен на полуострове Бюгдёй (Bygdøy) в 5 км от центра Осло.
В любом случае посещение будет «на руку», поскольку там вы увидите более 150 домов и церквей, большинство из них построены в 16-19 веках. Вы можете гулять по улицам, рассматривать дома, в дома можно заходить, чтобы как следует разглядеть обстановку и утварь. По улицам ходят «местные жители» в аутентичной одежде и могут многое рассказать о жизни и труде, иногда на улицах разыгрываются бытовые сценки и проводятся ярмарки и мастер-классы.
Для норвежцев танцевальная культура также возникла из традиционного ритуала, развившегося из танцев в деревнях и на городских площадях. Одним из древнейших и наиболее ярких примеров является норвежский бигдегданс. Основными движениями деревенских жителей в подобных танцах были имитация ходьбы и бега. Но, естественно, как и во всех скандинавских танцах, со временем развивались небольшие различия между регионами. Дополнительным примером традиционных корней современной танцевальной культуры могут быть гаммалданы — набор скандинавских танцев, которые остаются популярными и сегодня. Их даже часто преподают маленьким детям в школах.
Парные норвежские танцы имели огромное множество форм, однако для них существовало одно непреклонное правило: самая популярная и представительная пара либо пара, купившая право танца у музыкантов, танцевала первой либо и вовсе одна. Остальные танцующие пары становились в круг и имели лишь возможность подтанцовывать главенствующей паре.
Веселее конечно танцевать вместе, практически всей деревней. Тремя наиболее распространенными древними формами таких танцев являются «цепочный танец», «длинный танец» и «круговой танец» или хоровод.
«Круговой танец» или хоровод — это также групповой танец, построение которого в виде рисунков зависело от характера музыкального сопровождения.
Hallingspringar — красивый танец весны из региона Халлингдар — самый уравновешенный для всех возрастных групп (3 удара в такт в музыке довольно легко танцевать).
Хороводы всегда отличались праздничным радостным исполнением. Исторические документы хранят свидетельства о том, что в летние праздничные дни все крестьяне, от стариков до детей, собирались на ровных горных площадках и разводили большие костры. После этого, дружно взявшись за руки, люди начинали водить хоровод под музыкальное сопровождение и пение музыкантов, исполняющих незамысловатые мелодии на двухструнных или четырехструнных инструментах. Те, кто не принимали участия в танцах, обычно сидели вокруг и смотрели на танцующих, попивая вино из бочек. Праздник с танцами мог длиться всю ночь и считался оконченным, когда музыканты расходились по домам.
«Длинный танец» можно назвать танцем без поставленных движений, он скорее напоминает игру. Такой танец обрядного характера был известен во всех странах Скандинавии и пользовался успехом и популярностью во время свадеб до начала двадцатого века. Длинный танец представлял собой прогулку во время свадьбы по деревенским домам, людская цепочка росла после посещения каждого дома и становилась все длиннее, отсюда пошло название этого танца.
«Цепочный танец» является средневековой формой танца, поэтому трудно сказать, была ли эта форма рождена в самой стране или пришла из других стран. Особенность танца заключалась в том, что все его участники держались за руки, образовывая таким образом цепь, и двигались шагом или слегка подпрыгивая, сопровождая свой ход определенными совместными движениями рук.
Под определением «старинные танцы» подразумевали танцы интернационального характера, пришедшие в свое время в Норвегию с иностранными преподавателями танцев: галоп, мазурка, полька, вальс.
В нашем столетии в Норвегию пришли танцы, носящие название модерн и имеющие латиноамериканское происхождение, например такие, как танго, фокстрот и другие. Норвежские исследователи считают, что эти танцы имеют полное право занять своё место в танцевальном репертуаре Норвегии т. к. их значение сегодня приравнивается к положению народных танцев в прошлом.
Из всего сказанного ранее можно отметить, что норвежская культура не богата танцевальными традициями, но то, что они имеют на сегодня, бережно хранят в Национальном музее Норвегии.
Норвегия — самая северная страна, полная таинственной магии, овеянная легендами и сказками, обитель необузданной силы Природы. Хочется окунуться в мир северных преданий, в которых живут огромные и неуклюжие Тролли, добрые и иногда очень капризные Ниссе, опасные Водяные, заколдованные девы Хюльдры, злые Ведьмы и бессмертные, величественные Драконы — все это на минуту в этом клипе «покажи мне мир».
Покажи мне мир!
Спой мне песню!
Скажи мне, что принесёт будущее,
Мы с тобой примем его любым!
Летим вместе! В фантазию,
Туда, где ты можешь быть,
Кем захочешь,
Летим вместе! Эй!
(Александр Рыбак
В фантазию. из м/ф Приручить дракона).
http://www.norge.ru/norwegian_dances/
http://www.hallingdal-museum.no/events/event/holsdagen-2018/
https://www.brownpapertickets.com/event/386751
http://www.myshared.ru/slide/1300112/
https://4dancing.ru/blogs/250519/3398/
К столетию независимости Норвегии // Смотрим
17 мая норвежцы будут отмечать один из своих главных праздников: столетие независимости. Праздничные мероприятия, связанные с этой датой, пройдут по целому ряду стран. Возглавит список Россия – она первой признала независимость Норвегии и вступила с ней в дипломатические отношения. К столетию норвежской независимости приурочен и концерт, организованный Ассамблеей искусств, который состоялся в Доме кинематографистов. Рассказывают «Новости культуры».Всегда улыбчивые норвежцы приехали в Москву в большом составе: хор, оркестр и солисты. При этом среди гостей нет звезд, уже успевших приобрести европейский лоск, что делает выступление норвежцев еще более интересным. Музыканты из разных, порою совсем маленьких городишек и даже поселков, привезли в Россию свои мелодии и обычаи, ведь у каждого района Норвегии не только своя музыка, но и костюм.
Эйнар Ларсен из Вердала – города в центральной Норвегии – привез в Москву народную норвежскую скрипку.
Музыкальные словари и справочники сообщают нам, что народная норвежская скрипка хардангер фидл принципиально отличается от классических образцов, что на самом деле не совсем так. Более длинным у этой скрипки является только гриф. Также у этого инструмента есть ряд нижних струн, на них не играют, они являются резонаторами.
На концерте скрипка хардангер филд – что в переводе означает хардангер фьорд – была единственным народным инструментом. Что вызывает вопрос: насколько популярна народная музыка среди самих норвежцев? Мнения коренных жителей Норвегии по этому поводу неожиданно разделились.
Пер Стурре, главный дирижер оркестра из Лоренскога (Новергия): «Самой популярная в Норвегии – поп –музыка… Легче привлекать народной норвежской музыкой людей вне нашей страны, чем самих норвежцев».
Эйнар Улаф Ларсен, скрипач из Вердала (Норвегия): «Молодых сегодня все чаще привлекает народная музыка, в сфере народного исполнения даже появляются свои звезды».
Не менее интересными, чем выступления норвежцев, стали русские номера. Музыканты, исполнение которыми норвежской классики признано не только у нас, но и в самой Норвегии, представили на суд публики оригинальные трактовки мелодий Грига, а также русскую классику — Чайковского и Прокофьева.
К столетию независимости Норвегии // Смотрим
17 мая норвежцы будут отмечать один из своих главных праздников: столетие независимости. Праздничные мероприятия, связанные с этой датой, пройдут по целому ряду стран. Возглавит список Россия – она первой признала независимость Норвегии и вступила с ней в дипломатические отношения. К столетию норвежской независимости приурочен и концерт, организованный Ассамблеей искусств, который состоялся в Доме кинематографистов. Рассказывают «Новости культуры».Всегда улыбчивые норвежцы приехали в Москву в большом составе: хор, оркестр и солисты. При этом среди гостей нет звезд, уже успевших приобрести европейский лоск, что делает выступление норвежцев еще более интересным. Музыканты из разных, порою совсем маленьких городишек и даже поселков, привезли в Россию свои мелодии и обычаи, ведь у каждого района Норвегии не только своя музыка, но и костюм.
Эйнар Ларсен из Вердала – города в центральной Норвегии – привез в Москву народную норвежскую скрипку.
Музыкальные словари и справочники сообщают нам, что народная норвежская скрипка хардангер фидл принципиально отличается от классических образцов, что на самом деле не совсем так. Более длинным у этой скрипки является только гриф. Также у этого инструмента есть ряд нижних струн, на них не играют, они являются резонаторами.
На концерте скрипка хардангер филд – что в переводе означает хардангер фьорд – была единственным народным инструментом. Что вызывает вопрос: насколько популярна народная музыка среди самих норвежцев? Мнения коренных жителей Норвегии по этому поводу неожиданно разделились.
Пер Стурре, главный дирижер оркестра из Лоренскога (Новергия): «Самой популярная в Норвегии – поп –музыка… Легче привлекать народной норвежской музыкой людей вне нашей страны, чем самих норвежцев».
Эйнар Улаф Ларсен, скрипач из Вердала (Норвегия): «Молодых сегодня все чаще привлекает народная музыка, в сфере народного исполнения даже появляются свои звезды».
Не менее интересными, чем выступления норвежцев, стали русские номера. Музыканты, исполнение которыми норвежской классики признано не только у нас, но и в самой Норвегии, представили на суд публики оригинальные трактовки мелодий Грига, а также русскую классику — Чайковского и Прокофьева.
World Music Instrument: The Hardanger Fiddle
Мы продолжаем нашу серию отчетов об удивительном разнообразии мировых музыкальных инструментов статьей о норвежской скрипке Hardanger.
Иллюстрация Пола Джонсона
Скрипка — один из самых распространенных инструментов, который в той или иной форме можно найти почти во всех частях света. Сегодня она наиболее известна как скрипка, которая нашла свой нынешний вид в Италии шестнадцатого века.
Другие смычковые инструменты появились в различных культурах от Исландии до Индии.Одна из самых очаровательных, как в слуховом, так и в визуальном смысле, — это норвежская скрипка Хардангера (также известная как hardingfele). Этот близкий родственник скрипки развился в районе Хардангер на западе Норвегии, к юго-востоку от портового города Берген. Он был разработан мастерами, которые, вероятно, объединили элементы древнескандинавской филы с альтом д’амур, одним из родственников скрипки. Кажется, он впервые появился в 1600-х годах и быстро стал популярным во всем регионе. Исак Нейлсен Скаар и его сын Тронд Исаксен были двумя известными первыми создателями этого инструмента.В период с 1825 по 1875 год семья Хелланда из Телемарка довела скрипку до высшей точки развития. Джон Эриксон Хелланд и его сыновья Эрик Йонсен Хелланд и Эллеф Йонсен Стейнкьёндален привнесли исключительное мастерство и артистические способности в свои скрипки и внесли ряд достойных усовершенствований.
Этот инструмент отличается от Норвегии несколькими особенностями: использование восьми струн (только четыре из которых играются смычком; остальные четыре вибрируют сочувственно), голова дракона вместо свитка, перекрывающиеся f-отверстия и обильное использование инкрустации и декора.На многих скрипках есть изящные цветочные рисунки, покрывающие их поверхность, и часто головка гвоздя украшена сусальным золотом. Есть также важные конструктивные отличия, среди которых отсутствие внутренней облицовки, очень маленькие угловые блоки и низкочастотная панель, которая вырезана, а не приклеена к деке. Гриф и бридж часто бывают почти плоскими, что позволяет игроку одновременно смывать более двух струн.
На хардингфеле играют в различных строчках; среди них обычная настройка скрипки GDAE (от низкой к высокой) с настроенной на симпатической струной DEGA.Другой — ADAE с DEF # A. Симпатичные струны придают звуку этой скрипки восхитительную окраску с темными мерцающими оттенками.
Народная игра в Норвегии уводит человека в более простые времена, во времена тяжелой работы на ткацком станке или в лесах и фьордах, долгих зимних вечеров, проводимых с пением у центрального камина, а также торжественных процессий и веселых свадебных застолий с Семья собралась издалека.
Видео, на котором Синдре Ватнехол играет на скрипке Хардангера.
Для получения дополнительной информации о записях, выступлениях, инструментах и струнных посетите Американскую ассоциацию скрипачей Хардангера по адресу http: // www.hfaa.org.
— Джонатан Паркер — директор программы «Мировая музыка в школах» Центра мировой музыки.
Эта статья появилась в несколько ином виде в выпуске за ноябрь 1989 г. журнала «Народные заметки» в Сан-Диего.
Инструмент дьявола: хардангерские скрипки и норвежско-американская народная музыка
«Часто говорят, что скрипка Хардангера была инструментом дьявола. И ее не играли в церкви », — сказал Дэвид Листуг из Стоутона, штат Висконсин.«И причина в том, что тогда люди пили, бросали свои тела и тому подобное, и вспыхивали драки, а это нечестиво».
Вполне уместно, что когда в 1941 году Отто Риндлисбахер из Райс-Лейк, штат Висконсин, сыграл норвежскую песню на своей скрипке Хардангер, мелодия называлась «Дьявол на винной бочке». Вы можете послушать это здесь.
С тех пор скрипка Хардангера прошла долгий путь — теперь она считается одним из основных элементов традиционной норвежской народной музыки.Дэвид Листуг объяснил историю скрипки Хардангера в интервью в своем доме в мае 2017 года. Листуг родился в 1947 году в Стаутоне. Он норвежско-американский музыкант, играющий на скрипке, скрипке Хардангера и челюстной арфе.
Давид Листуг демонстрирует скрипку своего отца и копию скрипки Хардангера своего прапрадеда. © Маркус Седерстрём
Выросший в Висконсине отец Дэвида, сын иммигрантов из Телемарка, Норвегия, играл на скрипке, хотя редко дома.Листуг вспоминает, как его мать говорила: «Он не чешет в этом доме». Я помню, были просто настоящие сражения ». Несмотря на эти ссоры, взрослый Дэвид заинтересовался норвежской народной музыкой. Посмеиваясь, он сказал: «Я слышал музыку в 80-х и сказал:« Вау, это не может быть так сложно ». Благодаря помощи друга и многолетней практике — и, вероятно, небольшому количеству царапин, которые привели бы к еще одной битве с его матерью — Дэвид все еще учится, почти сорок лет спустя.Большую часть того, что он играет, он выучил на слух, снова и снова слушая компакт-диски, оригинальные записи и других музыкантов.
Дэвид Листуг играет на скрипке Хардангера в своем доме в Стоутоне, штат Висконсин. © Маркус Седерстрём
С годами инструменты и народная музыка Норвегии стали важной частью наследия Листуга. Он играет на народных танцах в Висконсине — в таких местах, как Folklore Village, где Американская ассоциация Hardanger Fiddle проводит ежегодные семинары Hardanger Fiddle Music and Dance Workshop — и в Миннесоте, иногда с Spelmanslag Американского шведского института.(Дэвид шутит о норвежских американцах, играющих шведскую музыку, говоря: «Я пытаюсь привить им культуру!»).
Скрипка Хардангер, на норвежском языке hardingfele, получила свое название от региона Хардангер в Норвегии. Известный своими рукоделием, бунадом — традиционной норвежской одеждой — и, конечно же, скрипкой, этот регион также прекрасен. Как открытка, плохой снимок, красивый. Но красоты было недостаточно, чтобы норвежцы не покинули страну. Фактически, с 1865 по 1930 год почти 800 000 норвежцев уехали в Соединенные Штаты.Некоторые вернулись. Но многие поселились в Новом Свете.
Они забрали с собой свою музыку и свои навыки работы с деревом. Скрипка Хардангера — это произведение искусства еще до того, как на нее играют. Смычковый инструмент с четырьмя струнами, подобный скрипке, скрипка Хардангера также имеет четыре или пять симпатических струн — несогнутые струны под четырьмя смычками, которые резонируют при игре на инструменте.
Крупный план скрипки Хардангера Давида Листуга. © Маркус Седерстрём
Обычно украшенная инкрустацией жемчугом, завитками и цветочными узорами, нарисованными черными чернилами, шейка скрипки украшена резной головкой.Часто лев или дракон смотрят на скрипачей, когда они играют для людей, выходящих на танцпол.
Лев, который смотрит на Давида в ответ, является копией льва, который смотрел на прапрадеда Давида. Давид познакомился с норвежским хардангером, играющим на скрипке, который купил скрипку на ферме в Телемарке. На скрипке было написано имя — Йорунд Лид. На той небольшой ферме в Телемарке прадед Дэвида в молодости работал.И имя на скрипке было именем прапрадеда Давида. С фотографиями скрипки в руке Дэвид заказал копию, соединив ее со своим норвежским наследием через инструмент и музыку.
(Посмотрите этот сборник от Американской ассоциации скрипачей Хардангера, чтобы услышать, как звучит скрипка Хардангера.)
Когда норвежцы поселились в Верхнем Среднем Западе, они продолжали играть народные мелодии, которые выучили в Старом Свете.Они передали эти песни своим детям в Новом Свете вместе со своими инструментами, своим языком и своими историями. Однако дети и внуки, рожденные в США, не всегда активно поддерживали эти традиции. Скрипка Хардангера — заведомо сложный инструмент для игры, поэтому, возможно, неудивительно, что хотя инструмент изначально был довольно популярен среди норвежских американцев, он потерял свой блеск в последующих поколениях. Листуг задумчивый,
«Я думаю, что Вторая мировая война убила традиционную музыку, потому что люди начали с радио и слушали вещи, которые были популярными в то [время], а старые скандинавские мелодии были действительно старомодными, и никто не хотел быть старомодным.”
Но к 1980-м годам началось возрождение.
Это возрождение пустило корни, и сегодня существует активная группа хардангеровских скрипачей, которые ежегодно собираются вместе в Доджвилле, штат Висконсин, как часть Американской ассоциации хардангеровских скрипачей. Университет Висконсина — Мэдисон имеет несколько оригинальных записей норвежско-американских скрипачей в своих цифровых коллекциях, являющихся приложением к порталу норвежско-американской народной музыки. Так что с небольшой помощью коллекционеров, фольклористов и, что наиболее важно, скрипачей Хардангера, традиция продолжает жить.Скрипка Хардангера прошла путь от довольно частого использования во время норвежской миграции до исчезновения в середине 1900-х годов, когда сцена снова стала процветающей. И в этом вся суть народных традиций: они сохраняются (и меняются!) До тех пор, пока остаются актуальными. Для многих норвежских американцев скрипка Хардангера по-прежнему актуальна, потому что она связывает их визуально, телесно и, конечно, на слух, с их норвежским наследием. Это способ связаться со своей семьей, своим сообществом и своей культурой.И, конечно же, это способ вывести людей на танцпол, бросить свои тела и, возможно, выпить или два.
Рекомендуемые книги от #FolkloreThursday
Ссылки и дополнительная литература
Лири, Джеймс П. Полкабилли: Как бродяги Гусиного острова изменили определение американской народной музыки (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2006).
Листуг, Давид. Запись интервью, проведенного Маркусом Седерстремом, Мирвой Джонсон и Дэвидом Натвигом 7 мая 2017 года в Стоутоне, штат Висконсин.
Ловолл, Одд С. Обещание Америки: история норвежско-американского народа (Миннеаполис: Университет Миннесоты, 1999).
Мартин, Фил. «Скрипач Хардангера». Ocooch Mountain News (январь / февраль 1980 г.)
Лири, Джеймс П. Народные песни другой Америки: полевые записи с Верхнего Среднего Запада, 1937–1946 (Мэдисон: Университет Висконсин Press, 2015).
Розенберг, Нил В. Преобразование традиции: исследованы возрождения народной музыки (Урбана: University of Illinois Press, 1993).
Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже. Маркус Седерстрём родился в Швеции, но вырос в Колорадо. После окончания Университета Орегона со степенью в области спортивного бизнеса, истории и скандинавских исследований три года проработал в Стокгольме, занимаясь маркетингом. Затем, в погоне за славой и богатством, он переехал в Висконсин в 2010 году, чтобы получить докторскую степень по скандинавским исследованиям в Университете Висконсин-Мэдисон. Он получил степень магистра в 2012 году и докторскую степень в 2016 году и в настоящее время работает куратором скандинавско-американского фольклора в Университете Висконсин-Мэдисон.Наряду с преподаванием курсов скандинавско-американского фольклора, он исследует скандинавско-американскую идентичность и фольклор, фольклор иммигрантов и труд. Его диссертационное исследование было сосредоточено на роли скандинавских женщин-иммигрантов в рабочем движении в Соединенных Штатах. Иногда он пишет для самых разных аудиторий и переводит со шведского на английский. Он также любит кислых мармеладных червей, Брюса Спрингстина и преподавания. Необязательно в этом порядке. Чтобы узнать больше о его работе, посетите его веб-сайт или подпишитесь на него в Twitter.Последние сообщения Marcus Cederström (посмотреть все)
Что нужно знать о скрипке Хардангера — Гильдия американских мастеров
Сколько это стоит?Вздох … этот старый раздражающий вопрос.
НЕТ, НЕТ, НЕТ! Правильный вопрос: «Как звучит музыка?» или «Как мне научиться играть в нее?» или «Могу я услышать другую мелодию?»
Но люди не перестают спрашивать, так что вот попытка ответа.Во-первых, нет публичных аукционов по установлению цен. Нет фабрик, производящих нижние комплекты скрипок со скрипкой, смычком и футляром за 119,95 долларов. Я видел скрипки для начинающих примерно за 800 долларов; это инструменты, которые выглядят правильно, прочно собраны и имеют какой-то звук. Достаточно хорошие современные инструменты, кажется, стоят от 2000 до 3000 долларов. «Именные» инструменты (некоторые известные имена — Helland, Steintjønndalen и Røstad) могут начинаться с 3000 долларов и подниматься до 5000 долларов, а самые лучшие, возможно, до 15000 долларов.Лучшие инструменты вообще редко продаются публично, но переходят от одного игрока к другому внутри круга или передаются в семье. Правильная стратегия получения хорошего инструмента начинается с приобретения не очень хорошего инструмента, немного научиться играть и затем поехать в Норвегию. Помогает научиться говорить по-норвежски где-то посередине. В Соединенных Штатах тоже есть хорошие инструменты, которые часто пылятся на чердаке или на задней полке в магазине. Но вы вполне можете рассчитывать на затраты на ремонт в размере 1000–2000 долларов, чтобы на таком инструменте можно было играть.
Ассоциации
The Hardanger Fiddle Association
of America
www.hfaa.org
HFAA издает ежеквартальный журнал The Sound Post и продает струнные, учебные пособия, видео и книги. The Sound Post — ваш лучший источник информации о том, что происходит со скрипкой Хардангера в Америке: турне норвежцев, продажа инструментов и т. Д.
Landslaget for Spelemenn
(Национальная ассоциация скрипачей)
Tollbugata 28, 0157 Oslo, Norway.
Телефон: 22 41 45 48
Если вы приехали в Норвегию и хотите посетить концерты народной музыки, обратитесь в эту группу за информацией. В их журнале Spelemannsbladet иногда есть объявления о продаже скрипок.
Ссылки
Vi byggjer hardingfele
(Мы создаем скрипку Hardanger)
Sverre Sandvik
Tiden Norsk Forlag, Осло, 1983
ISBN 82-10-02357-8.
Доступно в HFAA.
Это вводная книга по созданию скрипки Хардангера. Он хорошо иллюстрирован фотографиями и рисунками, а также включает планы в натуральную величину. Это на норвежском языке; имейте в виду, что мост — это стол, то есть «стул».
Норвежский английский словарь
Эйнар Хауген
University of Wisconsin Press
Madison, 1977
ISBN 0-299-03874-2.
Это словарь .
Hardingfela (Скрипка Хардангера)
Sigbjørn B.Osa
Musikk-Huset A / S, Осло, 1952.
Пишите по адресу: Musikk-Huset A / S, Karl Johansgt. 45, Осло, Норвегия.
Брошюра объемом около 15 страниц на английском и норвежском языках, описывающая игру и настройку инструмента, с упражнениями и несколькими транскрипциями.
Следующие две статьи объясняют больше о природе музыки, технике игры и контексте музыки. Каждая статья включает фотографии инструментов и транскрипцию простого традиционного произведения.
«Hardingfele: самый сокровенный секрет
европейской этнической музыки».
Лоретта Келли
Strings , март / апрель 1990 г.
Том IV № 5, стр. 59–63.
«Hardingfele: Северный выживший»
Лоретта Келли
The Strad , июнь 1991 г.
Том 102, № 1214, стр. 520–527.
Некоторые американские производители
Ron Poast
728 Mills St, Black Earth, WI 53515
Линн Берг
1630 Cameo Drive, Eugene OR 97405
Джо Бейкер
Hunger Mountain Instruments, Box 332, Monterey, MA 01245
В Норвегии
Halvor Lisland
Svinten 10, N-3940 Heistad, Норвегия.
Телефон: 35 51 10 32
В продаже немалый ассортимент скрипок.
Некоторые записи
Огонь амазонок (Skjoldmøyslaget)
Hallvard T. и Torleiv H. Bjørgum
Sylvartun CD SYLVCD 2
кассета SYLV2.
Высококачественное исполнение зажигающей традиционной музыки региона Сетесдаль с обширным английским текстом.
Эдвард Григ: Slåttar /
Норвежские крестьянские танцы, соч.72
Кнут Буэн, скрипка хардангера
Эйнар Стин-Нёклеберг, фортепиано.
Simax CD PSC 1040.
В 1902 году Григ сочинил семнадцать фортепианных пьес на основе скрипок Хардангера из региона Телемарк. Оригиналы сохранились в традиционном репертуаре. На этом компакт-диске произведения Грига сочетаются с оригиналами скрипки, в мастерских исполнениях, с обширным текстом на английском языке.
Sigbjørn Bernhoft Osa
Sigbjørn Bernhoft Osa
Хардангер скрипка и скрипка.
Buen Kulturverkstad CD BKCD 1.
Оса был классическим скрипачом, вернувшимся к народным традициям. Он играл на скрипке и на скрипке Хардангера с блеском и красотой. Запись содержит большое количество gammaldansmusikk , которые будут более знакомы ушам новичка, чем старые слоты.
Spel til dans (Игра для танцев)
Тт. I, II, III и IV (кассеты) или один CD
Knut and Hauk Buen, скрипка Hardanger.
Buen Kulturverkstad кассеты BKMC 4, 30, 31, 32 или CD BKCD 10.
Традиционная танцевальная музыка из региона Телемарк, играемая в ритме зажигательного танца. Некоторые считают, что эти исполнители являются двумя лучшими игроками в Норвегии на сегодняшний день.
Некоторые источники записей
Norsk Ltd.
770 Linden Avenue, Boulder CO 80304
Haug Forretning
2428 NW 56th, Ballard WA 98107
Джазовая скрипачка Сара Касвелл о своем норвежском Hardanger d’Amore — Strings Magazine
Кристина Шрейл
Как часто ударяет молния? Для скрипачки Сары Касвелл — трижды.Первые два толчка произошли от столкновения с двумя скрипками: Джозефом Коллингвудом, который был первым полноразмерным инструментом, который она купила, и Стефано Скарампелла, на которой Касвелл играет до сих пор. Последний экземпляр был менее ожидаемым для джазового скрипача.
«В нем был такой электрический ток, которого я никогда раньше не испытывал. Я сыграл три ноты и подумал: «Боже мой! Что это за штука ?! »- говорит Касвелл. Она говорит о том, как впервые сыграла Hardanger d’amore. «Это было удивительно.Я мгновенно почувствовал связь с инструментом ».
Hardanger d’amore — недавнее изобретение, ответвление богато украшенных хардангерских скрипок норвежской народной музыки. Это десятиструнный инструмент с пятью смычковыми струнами, покоящимися над набором симпатических струн, которые не играют, а резонируют, усиливая обертоны. Верхние струны — это E, A, D, G и струна альта C, настроенная на D. Симпатические струны настроены на A, G, E, D и B, комбинация, производящая то, что Касвелл описывает как не что иное, как электричество.
В основном она использует этот инструмент со своим оркестром 9Horses. Жестом в сторону украшений традиционных хардангеров, Caswell’s Hardanger d’amore есть перламутровые инкрустации на насадке, резной свиток в виде головы льва и украшения черными чернилами, называемые «розами», на корпусе.
Выступая из своего дома в Нью-Йорке, Касвелл описывает, как она приобрела это «прекрасное произведение искусства» и что оно дает ей в игре.
«Я отчетливо помню первые три ноты, которые играл, и сразу почувствовал тональное электричество во всем моем теле.”
Расскажите о своем приборе.
Довольно уникальный инструмент. Hardanger d’amore — изобретение мастера по имени Сальве Хакедал. Он живет в этом маленьком городке на южной оконечности Норвегии. Он определенно новатор. Он говорил со многими клиентами о том, что им нравится в своих инструментах и о вещах, которые они хотели бы попробовать, или о том, что инструменты, которые лучше отражают некоторые из творческих направлений, в которых они шли.В конце концов, он создал этот инструмент в [ответ].
Корпус Hardanger d’amore немного длиннее и шире скрипки, но длина струны сопоставима. Расстояние немного шире, чем у скрипки, поэтому мне потребовалась небольшая настройка, чтобы привыкнуть к переключению вперед и назад, что я обычно делаю на концерте между скрипкой и хардангером. .
Какой дар этот инструмент привносит в вашу игру, которого нет в других инструментах?
Я пока редко использовал эту скрипку в более джазовых группах, но я слышу, что она лучше всего подходит в тех ситуациях, когда музыкальная близость и уязвимость играют центральную роль.Несмотря на то, что этот инструмент обладает огромной мощью, его самая глубокая красота для меня заключается в тонком сустейне, в бархатных обертонах — качествах, которые вы не можете услышать, если музыкальный или инструментальный контекст слишком плотный. Сейчас я работаю над своим следующим альбомом джазового квартета и сочиняю пару пьес с учетом голоса Хардангера д’амора.
Что вам известно о том, как был получен этот инструмент?
Это определенно приобрело большую популярность за последние несколько лет, так как люди видели и слышали его на концертах.Они все еще довольно редки. Я поручил Håkedal сделать это еще в феврале 2013 года. На тот момент в руках разных музыкантов со всего мира находилось около десяти человек. Это все еще был довольно новый инструмент. Теперь я думаю, что у него длинный список ожидания.
Что вас привлекло в этом инструменте?
Вообще-то это было довольно дико. Меня пригласили выступить на домашнем концерте в Сиэтле в феврале 2013 года. Ведущий этого концерта, коллекционер инструментов и музыкант-любитель, привел одного из них в гостиную.Я видел все эти колышки. [ Смеется. ] Я подумал: «О, это будет довольно дико». И я отчетливо помню первые три ноты, которые сыграл, и сразу почувствовал тональное электричество во всем своем теле. Просто богатство тона, мощность, резонанс и сустейн этого инструмента были непохожи ни на что из того, что я когда-либо испытывал. Это было то, что я чувствовал каждым дюймом своего тела.
В ту ночь я просидел в гостиной пару часов и развлекался, исследуя звучность и качества этого инструмента.Я думал об этом в одночасье. Я подумал: «Мужик. . . мне нужен другой инструмент? » [ Смеется .] «Есть ли у меня в квартире в Нью-Йорке место для другого инструмента?» Я почувствовал такую связь с этой скрипкой, что на следующее утро я пошел выпить кофе и спросил хозяина: «Могу ли я получить контактную информацию этого мастера?»
Как проходил процесс ввода в эксплуатацию?
Я написал ему по электронной почте на следующее утро, и он сразу же ответил мне. Он был очень открыт к идее создать его именно так, как я хотел, особенно с эстетической точки зрения.Если бы я хотел нанести перламутровую инкрустацию на различные части корпуса инструмента, что довольно традиционно для скрипок Хардангера, он, безусловно, был бы открыт для этого. Он также любит вырезать львиные головы вместо традиционного свитка. Это был замечательный процесс, когда я постоянно говорил о возможностях и действительно делал этот инструмент уникальным для меня. В течение нескольких дней мы обсудили все эти вещи. Заказ был отправлен, и в конце июня перед моей входной дверью в Нью-Йорке ждал большой старый деревянный ящик.
Каковы индивидуальные особенности и темперамент вашего инструмента? Это вам ни о ком, ни о чем не напоминает?
Мне кажется, что это старая душа. Это новый инструмент — на самом деле ему всего три года, — но он обладает такой теплотой. Вы просто чувствуете, когда находитесь в нем и окружены этими звучностями и тонами, как будто вас окружает красивый плащ. Это такие тональные объятия, которые вам нравятся. В нем есть тепло, и возраст, и мудрость в его звучании. Мне кажется, что я играю музыку со старым другом.
Работает ли он лучше в определенных ситуациях?
Инструмент имеет такой богатый резонанс из-за симпатичных струн. Все эти качества проявляются в полной мере в очень живой комнате. Живой концертный зал — это то место, где у него действительно есть шанс быть услышанным. Таким образом, мертвые комнаты или места, которые намного более изолированы или покрыты коврами, очевидно, все равно будут звучать красиво, но на самом деле не удастся воспроизвести акустику комнаты, чтобы звук увеличился.
Каковы его сильные и слабые стороны?
Резонансные струны добавляют много — это как акустический усилитель, отыгрывающий обертоны. Поскольку корпус инструмента стал немного длиннее и шире, получается более богатый, глубокий и устойчивый тон. Я не думаю, что он действительно создан для использования в огромных концертных залах, вплоть до Страдивари или Гварнери. Но когда вы подходите близко и рядом с ней, я думаю, что у вас действительно есть шанс услышать, сколько слоев [есть] и тот резонанс и богатство тона, которые вы не можете получить от традиционной скрипки.
Если бы у вас была возможность, что бы ваш инструмент сказал вам, если бы вы двое сели пить чай?
Это непросто! [ Смеется, .] Это еще одна вещь, которая соответствует аспекту старой души того, что мне нравится в инструменте. Дело не столько в том, что сказано. Это то, что я чувствовал. Часто, когда я чувствовал наибольшую связь с людьми и чувствовал себя наиболее настроенным, это не столько то, что передается, это своего рода электричество и та связь, которая ощущается либо при зрительном контакте, либо с помощью вибрации.Если бы мы сели и выпили чаю или немного бурбона, я не знаю, действительно ли мы много говорили бы. Происходит невысказанное понимание и невысказанный уровень общения. Это глубже устного слова.
Комментарии
Скандинавские скрипки Хардангера сыграны в саундтреках к фильму «Властелин колец», пользующимся популярностью в Австралии.
В мастерской, спрятанной в сельской местности на западе Виктории, скрипач создает уникальные норвежские инструменты, помогая оживить умирающее ремесло.
Традиционно используемая для исполнения норвежского фольклорного репертуара, скрипка Хардангера приобрела международную известность, когда ее играли в саундтреках к фильму «Властелин колец», обеспечивая основной голос Роханской темы.
Австралийский скрипач-самоучка Мартин Скаффинс влюбился в звук инструмента в начале 2000-х и отправился в путешествие по созданию гибридных версий скрипок Хардангера.
В Австралии редко можно встретить изготовителей скрипок Хардангера, а скрипки мистера Скаффинса уникальны.
«В основном, я учился экспериментально… У меня есть страсть восстанавливать старые скрипки», — сказал он.
«В течение очень долгого времени для меня не имело большого смысла создавать инструмент с нуля, когда было так много бедных старых скрипок, которые требовали спасения».
На скрипках Хардангера есть резное животное, традиционно голова дракона или льва, или резная голова женщины, как часть свитка в верхней части коробки для колышков.
Г-н Скаффинс сказал, что гибридные скрипки Хардангера, которые он сделал, были громче, с вырезанной птицей как частью свитка, а нижние струны звенели сильнее, чем у традиционных инструментов.
Мистер Скаффинс вырезает птиц на свитке своей хардангерской скрипки. (ABC Ballarat: Jessica Schremmer
)Характеристики скрипки Хардангера
Художественное оформление инструмента на этом не заканчивается.
Корпус скрипки Хардангера богато украшен инкрустацией из перламутра и рисунками черным пером и тушью, называемыми розами.
И, в отличие от стандартной скрипки, скрипка Хардангера имеет восемь или девять струн. Четыре или пять струн проходят под грифом.
Скрипки Hardanger богато украшены рисунками и инкрустацией из перламутра. (ABC Ballarat: Jessica Schremmer
)Самый ранний известный образец хардингфеле, так как инструмент известен по-норвежски, датируется 1651 годом и изготовлен Оле Йонсеном Яастадом в Хардангере, Норвегия.
Он использовался как сольный инструмент для исполнения танцорами традиционной норвежской народной музыки.
Г-н Скаффинс сказал, что в наши дни многие артисты скрестили жанры, играя на скрипке Хардангера.
«В кельтской музыке это очень уместно, и это прекрасно звучит в некоторых медленных кельтских мелодиях, особенно в медленных шотландских причитаниях; они действительно хорошо сочетаются с этими мелодиями».
Г-н Скаффинс говорит, что на создание скрипки Хардангера уходит около месяца. (ABC Ballarat: Jessica Schremmer
)Высокий спрос на скрипки Hardanger
Ремесло изготовления скрипок Hardanger все еще находится в зачаточном состоянии в Австралии, но производители скрипок говорят, что спрос на них растет.
Г-н Скаффинс, который руководит своей мастерской как малым бизнесом, сказал, что он направил больше запросов на инструменты, чем он мог сделать.
«Конечно, если бы я занимался этим постоянно, я бы очень легко смог продать их все».
До сих пор он продавал свои инструменты по всей стране и в США.
Мистер Скаффинс говорит, что он получает больше запросов о скрипках, чем может задать. (ABC Ballarat: Jessica Schremmer
)В зависимости от того, сделаны они с нуля или из реставрационных материалов, скрипки Хардангера, которые он делает, продаются по цене от 1600 до 2500 долларов.
Он описал их как «настоящие произведения любви и искусства», на изготовление которых ушло около месяца.
Художественный руководитель и скрипачка Bush Gothic Дженни М. Томас обнаружила свою любовь к скрипке Хардангера, когда ее попросили сыграть на инструменте в представлении с оркестром Новой Зеландии на премьере «Властелина колец».
«Как я рад впервые сыграть и узнать, как играть, было просто замечательным опытом, мне это очень понравилось», — сказала г-жа Томас.
«Это совсем не то, что играть на скрипке… Мне нужно очень внимательно слушать, чтобы услышать второстепенные и очень тонкие тона, исходящие от дополнительных струн… которые придают ему особую красоту.
Дженни М. Томас говорит, что скрипка Хардангера сильно отличается от скрипки, на которой нужно играть. (Поставляется: Bush Gothic
)«Это почти как очень яркий, чистый и резонирующий тон».
Г-жа Томас считала, что инструмент становится довольно популярным среди художников.
«Если бы вокруг было больше инструментов, я знаю, что на них играли бы больше».
Различные материалы для изготовления инструмента
Обычно для изготовления скрипок и скрипок Хардангера используются ель и клен.
Но тасманский скрипач Адам Эдвардс доказал, что нет никаких ограничений на древесину, из которой можно сделать скрипку Хардангера.
«Вы можете использовать все, что захотите… есть несколько очень хороших тасманийских пород древесины, которые я использовал, например, древесина сосны короля Билли и местные оливы», — сказал он.
Г-н Эдвардс — один из немногих производителей в Австралии, создающих традиционную скрипку Хардангера, но он придает искусству и украшениям инструмента индивидуальный подход.
Loading«Находясь в Тасмании, я должен использовать тасманского дьявола на своей голове [инструмента].«
Г-н Эдвардс сказал, что богато украшенный корпус инструмента создан людьми, которые в 1600-х годах хотели продемонстрировать достаток и процветание.
« У них было много народного искусства, и в те дни было традицией демонстрировать свое богатство и богатство. ваше процветание, опираясь на все и делая его красивым «.
FiddleMaker.com — Hardanger Fiddle
FiddleMaker.com — Hardanger Fiddle
|
авторское право © 2001 —
Линн Берг
, веб-дизайн InTouch
антиквариата | PBS
Исполнительный продюсер Марша Бемко делится советами, как получить максимум удовольствия от ANTIQUES ROADSHOW.
Значение может измениться: Стоимость предмета зависит от многих факторов, включая состояние самого предмета, тенденции на рынке этого вида предметов и место, где будет продаваться товар. Это лишь некоторые из причин, по которым стоит ответить на вопрос «Сколько это стоит?». так часто «Это зависит от обстоятельств».
Обратите внимание на дату: Обратите внимание на дату составления аттестации.Эта информация отображается в верхнем левом углу страницы с пометкой «Оценка включена». Значения со временем меняются в соответствии с рыночными силами, поэтому текущая стоимость предмета может быть выше, ниже или такой же, как при первой оценке нашего эксперта.
Контекст является ключевым: Слушай внимательно. Большинство наших экспертов дает оценку в контексте. Например, вы часто слышите, как они говорят, сколько стоит вещь «на аукционе» или «розничная торговля» или «в целях страхования» (восстановительная стоимость).Розничные цены отличаются от оптовых. Часто аукционист говорит о том, что она лучше знает: аукционный рынок. Владелец магазина обычно говорит о том, что он знает лучше всего: о розничной цене, которую он назвал бы на предмет в своем магазине. И хотя нет жестких правил, аукционная цена объекта часто может составлять половину его розничной стоимости; но для других объектов аукционная цена может быть выше чем в розницу. Однако, как правило, розничная стоимость и стоимость страховки / замены примерно одинаковы.
Устное приближение: Значения, указанные экспертами ANTIQUES ROADSHOW, считаются «словесным приближением к стоимости». Технически «аттестация» — это юридический документ, обычно для целей страхования, составленный квалифицированным экспертом и оплачиваемый владельцем предмета. Оценка обычно включает в себя большое количество исследование для установления подлинности, происхождения, состава, способа постройки и других важных атрибутов конкретного объекта.
Оценка стоимости: Как и во всех других оценках, вербальные оценки стоимости, представленные на мероприятиях ROADSHOW, являются мнениями наших экспертов, основанными на их знаниях об антиквариате и антиквариате. предметы коллекционирования, тенденции рынка и другие факторы. Хотя наши оценки основаны на исследованиях и опыте, мнения могут варьироваться, а иногда и разнятся. эксперты.
Принадлежность к оценщику: Наконец, принадлежность оценщика могла измениться с момента регистрации оценки.Актуальную контактную информацию оценщика просмотреть можно в ROADSHOW Archive, перейдите по ссылке под фотографией оценщика. Наш индекс оценщика также содержит полный список активных оценщиков ROADSHOW, их контактные данные и биографии.
.