Старое доброе папье-маше. История и технологии.
Что может быть интереснее создания милых вещиц своими руками из подручных материалов?! Знакомая всем с детства папье-маше относится именно к таким техникам, где, помимо терпения и усидчивости, практически ничего не требуется. Вместе с тем в процессе работы обычные клочки бумаги превращаются в затейливые фигурки животных, красивые вазочки и загадочные маски.
А начиналось все… в Китае — история возникновения папье-маше
Свои истоки техника папье-маше берет в Китае. Об этом свидетельствуют найденные во время раскопок доспехи из бумаги с многослойным лаковым покрытием. В те времена (202 до н.э.-220 н.э.) такое воинское оснащение было весьма популярным благодаря прочности и небольшому весу. Со временем уже декоративные вещи в технике папье-маше стали делать в Японии и Персии. Как правило, это были маски и праздничные атрибуты.
И только в 17 веке о папье-маше узнали в Европе, что не помешало достаточно быстро освоить новую на тот момент технику. Больше всех преуспели в этом деле французы. Именно они наладили производство изделий папье-маше (сперва это были небольшие куклы). К слову, название техники имеет французское происхождение (от papier mâché — «жеваная бумага»). Появлению же в России папье-маше обязано Петру I.
Технологии папье-маше: от А до В (3 основных варианта)
На данный момент существуют 3 основные технологии производства изделий папье-маше. Несмотря на различия по временным затратам и последовательности действий, неизменными остаются материалы: газетная бумага, клей и инструменты.
Вариант 1: Популярный
Своеобразная «классика жанра», получившая одобрение многочисленных современных рукодельниц. Заключается в последовательном наклеивании небольших кусочков мокрой газеты на заранее подготовленную основу. В качестве связующего вещества может использоваться крахмальный клейстер или клей ПВА. Слои, количество которых может достигать 100, наносятся постепенно. Делается это для того, чтобы изделие успевало просохнуть и приобретало прочность.
Вариант 2: Кропотливый
В основе данной технологии – жидкая бумажная масса. Изготавливается она путем замачивания кусочков бумаги в горячей воде на сутки. После кипячения, отжима и измельчения полученная крошка смешивается с мелом. Для получения эластичной массы в смесь постепенно добавляется клей. Чаще всего в его роли выступает все тот же классический крахмальный клейстер с подмешиванием столярного, но возможны и другие варианты. В результате должна получиться сметанообразная по консистенции масса. Ее заливают в подготовленную форму или наносят на поверхность. Трогать изделие до полного высыхания категорически не рекомендуется, дабы избежать трещин и деформации.
Вариант 3: Надежный
Имеет небольшое число поклонников в связи с технологическими нюансами. Заключаются они в необходимости создания давления для склеивания цельных пластин плотного картона. Чем-то напоминает производство фанеры. В результате изделие приобретает чрезвычайную прочность.
Полученные независимо от технологии заготовки для достижения окончательной формы и вида подвергаются шпаклевке, грунтовке и покраске. Форма корректируется столярным ножом и наждачной бумагой.
С помощью техники папье-маше создаются не только декоративные (фигурки, панно, статуэтки), но и функциональные (шкатулки, вазы, маски) вещи. Они отлично дополнят любой интерьер и станут желанным hand made подарком. И уж совсем невозможно оценить удовольствие, получаемое от самого процесса.
Save
Папье-маше / Пикулька
Историческая справка Папье-маше
Как указывает большая советская энциклопедия «Папье-маше (франц. papier mâché), буквально — жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением «
С точки зрения сегодняшней классификации, папье-маше это конструкционный композитный материал и его можно рассматривать, например, как одного из предшественников древесноволокнистых плит. Подобно ДВП, папье-маше состоит из волокон целлюлозы и небольшого количества клея.
Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям стал примерно в 70-х годах 17 века толчком к развитию производства в Европе изделий из папье-маше
Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий: табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же разнообразные изделия мебели, включая кровати и гардеробы. В царской России на мануфактурах из папье-маше изготавливали жеские козырьки для мужских головных уборов. Папье-маше в России стало популярно, вероятно, еще в эпоху Петра I, который сделал государственной политикой коллекционирование предметов искусств и поддержку ремесел . Но промышленное производство художественных изделий из папье-маше (лаковой миниатюры) возникло только в 19 веке (Федоскино Палех, Мстера и Холуй).
К этому же времени относится расцвет производства изделий из папье-маше в самых разных странах. Например, во времена королевы Виктории, на британских островах существовало около 25 компаний по выпуску таких изделий. Наиболее известные мастера этого периода Jennings и Bettridge из Бирмингема, которые имели собственные магазины в Лондоне и Нью-Йорке.
Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше.
По первой — изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.
По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.
По третьему методу, — изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона.
Высушенные изделия, шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи.
Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса.
В производстве изделий из папье-маше для интенсификации процессов и повышения плотности изделий можно использовать давление и температуру, так же, как мы это делаем при изготовлении твердых ДВП.
Привлекательность папье-маше для современного покупателя основывается скорее в применении натуральных материалов и использовании классической художественной традиции.
Технология изготовления папье-маше из бумаги.
Вся премудрость техники папье — маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. В 80 года в любом детском саду, школе дети знакомились с техникой папье – маше и с любовью вспоминают эти уроки. Я хочу поделиться своим опытом и своими открытиями и ноу–хау в этой технике. Могу утвердительно сказать что техника папье — маше с одной стороны насчитывает историю четырех веков а с другой стороны стремительно развивается и занимает все большее пространство в современном искусстве, благодаря новым материалом декорирования (акрил, кожа, стеклярус и т.д.).
Рабочее место
Работать с папье -маше удобнее всего на большом столе. Обязательно застелите стол газетами или старой клеенкой. Во время работы ваши руки будут пачкаться в клее, поэтому их надо чаще протирать большой сухой тряпочкой.
Каким клеем пользоваться
Я использую обычный клей ПВА, покупая его в больших тарах, от 2,5 литра до 10 литра (так экономичнее). Очень хорошо для таких целей подходит обойный клей. Разводить его надо, следуя указаниям на коробке. Если же у вас не нашлось обойного клея, можно заменить его клейстером.
Оклеивание формы (первая технология изготовления папье – маше).
Если вы рассчитываете, что форма, которую вы оклеиваете, останется внутри изделия, смажьте ее клеем (воздушный шарик, пластиковая тара, картонные коробки и т.д.). Если же форму придется потом извлекать, надо смазать ее вазелином и клеить первый слой мокрой бумаги на него.
Смажьте первый слой бумаги клеем и наклейте второй слой. Чтобы не запутаться, где какой слой, возьмите для второго слоя бумагу другого цвета (со шрифтом, белые поля газеты).
Таким образом оклейте форму несколькими слоями бумаги.
Куски бумаги могут быть и крупнее, тогда дело пойдет быстрее. Но в этом случае сначала опустите куски в миску с клеем, дайте им намокнуть и помните в руках. Только тогда большие куски бумаги плотно покроют поверхность формы, собираясь в складки. Складки хорошенько разгладьте руками.
В этом случае форму не надо предварительно смазывать клеем.
Папье-маше из бумажной массы (вторая технология изготовления папье – маше).
Материалы:
Салфетки, туалетная бумага, кассеты из под яиц (или старые газеты)
Инструменты:
Пластиковый лоток
Миксер
Марля
Порядок работы:
1. Порвите бумажные салфетки на небольшие кусочки и как следует сомните (салфетки удобней и быстрее рвать по волокнам, также как и бумагу). Сложите бумагу в лоток, залейте водой и оставьте на некоторое время.
2. После того как бумага размокнет, слейте лишнюю воду. Хорошо перемешайте бумажную массу миксером.
3. Смешайте получившуюся «кашицу» с клеем ПВА в пропорции 2 части бумажной массы на 1 часть клея. Вымесите массу как тесто, продолжая измельчать отдельные комочки бумаги до однородной массы.
4. Заверните бумажное «тесто» в марлю и немного отожмите. Также можно отжать просто руками. По пластичности масса должна напоминать глину. Для проверки пластичности можно использовать технологию кольца. Скатайте в ладонях колбаску и обверните вокруг пальца, проверти наличие разрывов и трещин в образовавшемся кольце. Если кольцо осталось цельным, масса готова для лепки.
Склеивание плотного картона под прессом (третья технология изготовления папье–маше).
Материалы:
Плотный картон (или гофрированный картон)
Клей ПВА
Скрепки
Скобы с маркировкой для конкретного степлера
Инструменты:
Ножницы
Пробойники
Резак для бумаги
Лезвие
Степлер
Порядок работы:
1. Вырежи из картона достаточное количество нужных форм. Количество зависит от нужной плотности, толщины и жесткости изготовляемого изделия. Я обычно в этой технике делая доспехи и мне достаточно 8 – 10 слоев картона.
2. После того как картон вырезан, он склеивается поочередно друг с другом. Вся поверхность детали равномерно покрывается тонким слоем клея и под давлением прижимается друг к другу. Для плотного и ровного склеивания картонных пластин рекомендую использовать канцелярские скрепки и степлер. Для создания нужного давления используйте груз. Можно поместить изделие под домашний ковер и домотчатци сами создадут нужное давление. В особых случаях, когда мы хотим придать изделию вогнутую форму, придется в виде пресса использовать гири, банки с водой, веревку.
3. Дайте изделию хорошо высохнуть, если нужно проделайте дополнительные отверстия с помощью пробойников.
4. Прогрунтуйте и прошкурите поверхность, после чего можно приступить к декорированию изделия. Очень часто одной технологией изготовления папье-маше дело не ограничивается. В одном изделие встречается несколько технологий один из которых является основным. а другой вспомогательным. Например, для декорирования меча, по готовой поверхности рукоятки наносится объемный декор с помощью бумажной массы, а при изготовлении маскарадной маски с помощью бумажной массы мы используем традиционный способ оклеивания формы кусочками рваной бумаги для придания изделию повышенной прочности.
Формы для папье-маше
В качестве форм для папье-маше рекомендуется использовать различные поверхности, например воздушные шары, с помощью которых можно делать карнавальные маски. Стеклянные банки подойдут для изготовления емкостей под любые мелочи. Жестяные банки и коробки пригодятся в процессе выполнения шкатулок для пуговиц, канцелярских принадлежностей, бижутерии и пр. Банки из-под консервов также могут стать формой для любых емкостей или цветочных горшков. Чтобы создать оригинальную основу, можно воспользоваться пластилином, вылепив нужную для изделия фигуру, например, замок, дом, модель автомобиля, сердечко и др.
Обработка изделий из папье-маше
Когда папье-маше снимут с формы, его поверхность может быть недостаточно ровной и гладкой. Чтобы этого избежать, ее необходимо загрунтовать любой строительной шпатлевкой на водной основе. Грунт наносят на поверхность и тщательно размазывают, заделывая все неровности и трещины. Дают грунтовке высохнуть, после чего обрабатывают изделие мелкой наждачной бумагой.
Способы декорирования изделий из папье-маше
Чтобы изделие из папье-маше стало красивым и оригинальным его нужно декорировать. Для этого подойдет техника декупаж, которая позволит создать изящные вещи для домашнего интерьера. Для декупажа можно использовать трехслойные бумажные салфетки с красивым рисунком или вырезать любую понравившуюся картинку из глянцевого журнала. Бумажный элемент для декупажа можно выполнить и самостоятельно, нарисовав любой узор или орнамент. Далее его прикрепляют к поверхности изделия клеем ПВА, яичным белком, клеящим карандашом или специальным клеем для декупажа. Затем обязательно покрывают несколькими слоями лака, давая каждому из них хорошо просохнуть.
Покрывать папье-маше красками также уместно, но желательно использовать акриловые или масляные каски, которые не стираются от прикосновений к предмету. Гуашь и акварель непременно следует покрыть лаком. При росписи гуашью лучше всего добавить в краску немного клея ПВА, тогда она будет хорошо ложиться на поверхность.
Готовое изделие из папье-маше можно украшать объемными фигурками, создавая композицию или орнамент. Для их изготовления используют соленое тесто или затвердевающую массу для лепки. Соленое тесто является простым и дешевым способом декорирования поверхности папье-маше. Для приготовления теста необходимо смешать 1 часть муки с 1 частью мелкой соли, добавить немного кипяченой воды и замесить эту смесь. Влить 1 ч. л. растительного масла, чтобы масса стала более эластичной. Фигурки из соленого теста можно просто вылепить или вырезать острым ножом из тонкого раскатанного пласта. Особенно удачно и красиво смотрятся орнаменты, составленные из фигурок, которые выполнены из тонких жгутиков.
Поверхность папье-маше будет выглядеть очень красиво, если украсить ее бисером, приклеенным на клей ПВА и покрытым лаком для прочности.
Бумажная аппликация является одним из способов декорирования поверхности изделий из папье-маше. Из цветной бумаги можно выполнить аппликацию в стиле квилинг, например, на шкатулке или рамке для фотографий. Тонкие полоски бумаги скручивают в тугие спирали, придавая им разнообразные формы. Затем заготовки из полосок наклеивают на поверхность, создавая причудливые узоры или орнаменты, изящные цветы или красочных бабочек. Самый простой способ бумажной аппликации – это приклеивание различных фигур (цветов, кружков, полосок) на предмет из папье-маше. Например, обычный стакан может легко превратиться в оригинальную подставку для карандашей и ручек, если на нем будет выполнена простая аппликация из кружков и квадратов.
Настенное блюдо из папье-маше можно украсить тканью, приклеенной на его поверхность. Для декорирования подходят разные виды ткани, например, особенно удачно и изящно будут смотреться гипюр или органза, а также пестрые ситец, сатин и атлас. Как правило, рекомендуется выбирать тонкие материалы с красивыми рисунками и фактурой. Крупные элементы узора на ткани обычно вырезают по контуру, а затем приклеивают клеем и покрывают работу лаком после высыхания.
Макаронные изделия отличаются оригинальной формой, поэтому они также являются подходящим материалом для украшения изделий из папье-маше. Например, бантики, звездочки, спирали, ракушки способны оказаться необычными деталями узора на рамке для фотографий или банке для сыпучих продуктов. Кроме того, макароны можно окрасить в любой цвет и покрыть лаком.
Крупы и семена растений – еще один из вариантов декора изделий из папье-маше. С их помощью создается интересная фактура поверхности или выкладывается красивый узор. Для работы подойдут гречневая, манная, пшеничная крупы, рис, просо, семена подсолнечника и тыквы, горох и фасоль. Крупу и семена, выложенные в виде оригинальных узоров, также легко покрыть красками.
УРОК 1 «Волшебный шар»
УРОК 2 «Сказочная ваза или два в одном»
УРОК 3 «Висит груша нельзя скушать – колокольчик»
УРОК 4 «Шкатулка – Листопад»
УРОК 5 «Рыцарские доспехи»
УРОК 6 «Дело было в Декабре»
УРОК 7 «Рыба шар»
УРОК 8 «Лето круглый год»
УРОК 9 «Маскарад – с живой радостью»
УРОК 9 «Маскарад – с живой радостью» (продолжение)
УРОК 10 «Беседа»
УРОК 11 «Замок с приведениями»
УРОК 12 «Змей Горыныч»
УРОК 13 «Чеширский кот»
УРОК 14 «Декоративное блюдо»
УРОК 15 «Настольные украшения»
История возникновения папье маше.
Всему миру известны великолепные живописные миниатюры мастеров Федоскина, Палеха, Мстёры… Изящные, разнообразные по форме шкатулки, ларцы, табакерки, игольницы, бисерницы уже не одно столетие радуют любителей и знатоков декоративно-прикладного искусства. Но не все знают, что многие эти предметы, пользующиеся заслуженной славой, изготовлены из папье-маше, покрытого черным лаком.
Папье-маше в буквальном переводе с французского означает «жеваная бумага» и представляет собой способ склеивания маленькими кусочками 5-7 слоев бумаги по определенной форме или модели. Корни его создания уходят в Иран средних веков. Европа же познакомилась с искусными изделиями иранских мастеров в XVI в. Основу иранских шкатулок и ларцов составляли несколько слоев проклеенной бумаги, сверху обмазанной смесью клея и мела, и расписанных красками, поверх которых наносился слой прозрачного лака. К сожалению, эти нарядные шкатулки и ларцы были очень хрупкими. Смекалистые крепостные купца Коробова, первого организатора производства в России табакерок из папье-маше, начали изготовлять основу из добротно проклеенных, спрессованных листов картона. Для большей прочности картон проваривали в льняном масле, после чего просушивали в печи. Покупатели довольно быстро оценили преимущества красочно оформленных, легких табакерок из папье-маше по сравнению с тяжелыми и неудобными из фарфора. Только за один 1804 г. Коробов продал 9094 табакерки.
В настоящее время техника папье-маше широко используется в работе с детьми:
Для изготовления различных наглядных пособий, (например макетов и рельефных карт, счетного материала, образцов народных промыслов)
Из папье-маше делают занятные украшения и маски, ( при проведении развлечений утренников, подвижных игр, игр – драматизаций)
Различные сувениры и поделки.(подарки для мам и пап, экспонаты для выставок, конкурсов)
Предметы заменители в игровой деятельности ( овощи ,фрукты, посуда…)
Оформление предметной среды групповых помещений (картины, пано.)
Следует отметить, что сейчас папье-маше несправедливо забыто и очень редко используется в работе с детьми. Техника папье-маше позволяет решить многие образовательные и воспитательные задачи. Так, при организации непосредственной образовательной деятельности дети знакомятся с различными свойствами бумаги: гибкостью, прочностью, растяжимостью и т.д. на занятиях с папье-маше знания детей о перечисленных свойствах бумаги закрепляются практически. Сам процесс выклейки изделий способствует формированию у дошкольников многих трудовых умений и навыков: сгибания, резания и склеивания бумаги, соединения и скрепления деталей разными способами. Кроме того, занятия, посвященные папье-маше, положительно влияют на развитие у детей творческих способностей и художественного вкуса, на воспитании у них прилежания, аккуратности, настойчивости.
Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук, поэтому его можно рекомендовать для занятий, как в детских дошкольных учреждениях. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д.
Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.
Также папье-маше развивает воображение детей и является одним из способов реализации творческого потенциала.
Нельзя не отметить положительного влияния папье-маше на развитие таких личностных качеств детей, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность. Овладевая техникой папье-маше, ребенок учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности. На занятиях дети не только осваивают технику папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых и подвижных игр. А ролевая игра, являясь источником развития ребенка, помогает детям лучше освоиться в окружающей действительности с помощью ее воспроизведения и моделирования
Само собой разумеется, что педагог должен детально знать технологию изготовления папье-маше.
Прежде всего требуется бумага, которая хорошо впитывает влагу и равномерно склеивается. Такой является непроклеенная бумага, газетная или оберточная. Выклейку кусочков бумаги осуществляют с помощью клейстера из крахмала или муки. Готовят его так: 3-4 столовых ложки картофельной муки тщательно размешивают в 1 л теплой воды, смесь доводят до кипения, после чего в нее вливают жидкий столярный клей (полстакана на 1 л крахмального клейстера). Клейстер варят на слабом огне 30-40 мин при регулярном помешивании.
Выклейку папье-маше производят как по моделям, вылепленным из пластилина или глины, так и непосредственно по формам самих предметов, таких, блюдце, тарелка, чашка.
Остановимся более подробно на технологии работы с папье-маше. Прежде всего подготавливают бумагу для выклейки. Необходимо иметь в виду, что ее нельзя нарезать ножницами, так как в этом случае края кусочков плохо склеятся и дадут рубцы. Разорванные же руками кусочки бумаги плотно и прочно прилегают друг к другу, образуя сплошной ровный слой. Слои получаются более равномерными, если для выклейки взять бумагу двух различных цветов, например оберточную и газетную.
После выклейки поверхность изделия смазывают тонким слоем клейстера и ставят на полки или стеллажи для просушивания. Просушка должна быть постепенной и равномерной, лучше всего делать это на свежем воздухе, подальше от большого жара. 5-7– слойное изделие высыхает за 1-2 суток.
Окраску готового изделия практичнее всего производить масляными красками (пригодны любые сорта). Разводятся масляные краски специальными растворителями, которые в случае необходимости можно заменить олифой или скипидаром. Высыхает масляная краска приблизительно за двое суток. Просохшую поверхность для придания ей прочности и блеска рекомендуется покрывать бесцветным лаком.
Для привлечения дошкольников к технике папье-маше педагог знакомит детей с простыми изделиями, детям предлагается обследовать предметы, рассмотреть их и с помощью воспитателя изготовить простые формы, затем можно предложить детем оформить готовые предметы, нанести рисунки и т.д.
При раскрашивании тарелок из папье-маше дети, используют знания о декоративно-прикладном искусстве, полученные на НОД по художественному творчеству, могут самостоятельно справиться с составлением узора, орнамента из стилизованных элементов и форм растительного или животного мира. Такая работа дает простор творческому воображению детей, способствует развитию индивидуальных способностей каждого.
В воспитательном отношении чрезвычайно важно, чтобы тарелки, матрешки и другие поделки, сделанные руками детей, нашли практическое применение. Нельзя допускать, чтобы дети «работали в корзину». Эти предметы могут служить счетным материалом, использоваться при составлении задач на занятиях математики, для сервировки кукольного стола в играх. Тарелки из папье-маше служат декоративным украшением квартиры, их можно подарить родственникам или друзьям. Чувство рабочей гордости возникает у ребят, если их изделия понравятся и принесут им пользу на занятиях по развитию речи и счета. Полезное применение предметам из папье-маше найдет и театральный уголок.
Таким образом, папье-маше – как вид прикладного искусства является способом психологической разгрузки; влияет на развитие творческого воображения и мышления; способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов; способствует концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье-маше влияет на развитие эмоционально-волевой сферы личности, формируя ряд положительных личностных качеств. С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата, в свою очередь, развивая и мотивационную сферу.
Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
«Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина «
В.С. Горичева ; М.И.Нагибина.
М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А «История возникновения папье-маше в России»
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития и творчества»
муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области
М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А
«История возникновения папье-маше в России»
Автор: Соколова Ирина Владимировна,
педагог дополнительного образования,
руководитель объединения «Палитра»
Нея 2019 год
Тема: История возникновения папье-маше в России
Цель: Познакомить учащихся с техникой папье-маше.
Задачи:
Расширить знания учащихся о народных промыслах, дать представление о «папье-маше», как виде декоративно – прикладного искусства;
Вызвать интерес у учащихся к видам декоративно-прикладного искусства;
Повышать уровень мотивации к учебной и творческой деятельности; Воспитывать внимание, терпение, бережливость.
Методы обучения:
1) словесные: беседа, объяснение.
2) наглядные: показ образца изделия; презентация «Чудеса из папье-маше» https://infourok.ru/prezentaciya-chudesa-iz-papemashe-3683539.html
3) методы поощрения: похвала, одобрение.
Ход
План занятия:
1.Организационный. Приветствие, проверка готовности учащихся к работе.
2.Актуализация знаний обучающихся
3. Сообщение темы занятия. Изложение нового материала рассказ об истории возникновения техники «Папье-маше» и его видах;
4.Перерыв (физ. минутка).
5.Практическая деятельность. Показ педагогом как правильно работать с папье-маше
6. Подведение итогов
1.Организационный.
— Добрый день!
Кружок труда – кружок искусства, кружок добра и красоты.
Добро творить – себя веселить.
— Ребята, что значит добро творить?
— Совершенно верно, на занятиях мы с вами создаём маленькие шедевры вкладывая в них всю свою доброту и радость. А это значит ТВОРИМ ДОБРО.
2.Актуализация знаний обучающихся.
— ребята недавно в руки мне попала вот такая интересная вещица! (Демонстрирую образец)
— Как вы думаете, для чего она?
Так как называется этот предмет?
— Ребята, давайте подумаем и ответим, из чего она может быть сделана? (Пускаю по рядам образец) (слайд 1,2.)
Папье-маше! Это слово переводится как «Жеваная бумага».
— Так из чего сделана наша подставка?
3. Сообщение темы занятия. Изложение нового материала. (Слайд 3)
Сегодня на занятии мы с вами изучим технику изготовления папье-маше.
Несмотря на французское название, родиной папье-маше считается Китай, где и
была изобретена бумага. Первые предметы из папье-маше были обнаружены при раскопках в Китае, это были древнекитайские доспехи и шлемы. Для придания им
жёсткости применяли многослойное покрытие лаком.
Из Китая интерес к папье-маше распространился в Японию и Персию, где в этой
технике изготавливали уже маски и другие атрибуты для праздников. Постепенно
эта техника распространилась по всему миру и наибольшей популярностью
пользовалась в европейских странах. С середины XVII века Франция начала
собственное производство изделий в технике папье-маше; изначально это было изготовление кукол, которые пользовались большой популярностью. Англичане последовали их примеру с 1670 года. Наибольшую популярность папье-маше получила в 1800 годах. В Россию эту технику принёс Пётр I.
Два века назад московский купец Петр Иванович Коробов, изучивший технологию немецких лаков, изготовляющихся фабрикой Иоганна Штобвассера в городе Брауншвейге, основал в 1795 году в селе Даниловке (часть современного села Федоскино) небольшую фабрику. Местные крестьяне с помощью вывезенных из Германии мастеров быстро освоили технологию изготовления папье-маше, материала, из которого и поныне создают лаковые шкатулки, украшаемые красочной миниатюрой. Поначалу зародившееся в России лаковое производство выпускало лакированные козырьки для военных головных уборов, потом – круглые табакерки, модные в начале XIX века.
Если вы посмотрите на следующий слайд то увидите какие чудеса делают из папье-маше. (слайд 4, 5)
Существует три вида техник изготовления предметов из папье-маше. (Слайд 6)
1. Первая, классическая техника папье-маше, представляет собой послойное склеивание на заранее подготовленной модели маленьких кусочков мокрой бумаги. Слоев бумаги может быть около ста. В качестве клеящего состава применяют клей либо клейстер.
2. По второй технологии изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в тёплое место. Затем она отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на её поверхности и выдерживают до полного высыхания.
3.По третьей технологии изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твёрдого плотного картона.
Главное — проявить фантазию и запастись терпением, ведь любые изделия ручной работы ценятся гораздо выше фабричных, потому как уникальны. А все, что нужно для «производства» — всего лишь стопка старых газет и клей.
Сделать папье-маше своими руками вполне возможно, главное – знать особенности материала и уметь выполнять поэтапные действия.
Давайте посмотрим на следующий (слайд 7. )И посмотрим что необходимо для работы с папье-маше. Так же все это лежит у на столе. Предлагаю вам поиграть вы берете по одному предмету которые лежат на столе и рассказывайте о нем как им пользуются.
Также есть специальная литература и книжки по технике папье-маше. (Слайд 8.)
4.Перерыв (физ. минутка).
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
5.Практическая деятельность. Показ педагогом как правильно работать с папье-маше (слайд 9, 10. )Просмотр слайдов и показ педагогом поэтапное изготовление тарелки из папье-маше. Так же можно предложить детям, что бы они поучаствовали и помогли сами.
6. Подведение итогов
Наше занятие подошло к концу.
Поднимите руку те, кому наше занятие понравилось, а теперь те, кому не понравилось. Почему?
Что мы с Вами сегодня изучали?
Как переводится слово папье-маше?
Какое изделие мы сегодня разбирали для изготовления?
Чему научились на занятии?
На следующем занятии мы будем изготавливать тарелку самостоятельно.
Уборка рабочего места;
Задание: подготовить и принести на следующее занятие все необходимое для изготовления тарелки в технике Папье-маше.
Занятие окончено. До свидания!
История возникновения папье-маше — Студопедия
Из-за французского названия считается, что искусство папье-маше зародилось во Франции, однако это не совсем верно: изделий из папье-маше (фр. «жеваная бумага») во Франции не было до самой середины XVII века, а родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага. При раскопках на территории Древнего Китая были обнаружены шлемы, изготовленные методом папье-маше, и период создания этих шлемов колеблется между 202-м и 220 годами до н. э.
Далее увлечение папье-маше распространилось на территорию Японии и Персии, где таким методом изготавливались маски для специальных церемоний, и только в 70-е годы XVII века папье-маше стало известно во всем мире, в том числе и во Франции. В 1740 году началось производство лакированных изделий из папье-маше по образцам, привезенным из Японии. Бизнес оказался настолько удачным, что стали изобретаться всё более новые клеящие составы и техники, благодаря которым изделия обладали такой же прочностью, как дерево.
Чаще всего папье-маше использовалось для изготовления кукол. Во Франции было налажено их массовое производство, и нынче эти куклы в большой цене среди коллекционеров. По сей день техника папье-маше используется в театрах при изготовлении декораций. Они получаются очень легкими и их без усилий можно перемещать по сцене. А если подобное изделие не подвергать воздействию влаги, оно может прослужить очень долго.
Существует три вида техник изготовления предметов из папье-маше. Первая, классическая техника папье-маше представляет собой послойное склеивание на заранее подготовленной модели маленьких кусочков мокрой бумаги. Слоев бумаги может быть около ста. В качестве клеящего состава применяют поливинилацетатный клей либо крахмальный клейстер.
Второй метод характерен тем, что изделие формируется из жидкой бумажной массы. Порванная на мелкие кусочки бумага заливается горячей водой и помещается в теплое место на целые сутки. Затем эта смесь кипятится, отжимается через сито или марлю, разрыхляется и высушивается. Далее масса смешивается с мелом и в нее постепенно, при постоянном помешивании добавляется столярный клей или крахмальный клейстер. Доведя это всё до консистенции сметанообразного теста, наносят его на подготовленную форму и оставляют до полного высыхания.
Третий метод предполагает склеивание изделия подобно фанере, под прессом из пластин плотного твердого картона. Когда изделие высыхает, его шпатлюют, шлифуют, грунтуют, расписывают и покрывают несколькими слоями лака. Модели для формирования изделий выполняются в основном из глины, пластилина, гипса или дерева.
Для современного потребителя изделия из папье-маше привлекательны тем, что они изготовлены с применением натуральных материалов. Если качественно научиться этому виду искусства, оно может стать довольно прибыльным делом, ведь в технике папье-маше можно сделать всё что угодно. Это может быть оригинальная расписная шкатулка, маска, елочные украшения, куклы и даже мебель.
Главное — проявить фантазию и запастись терпением, ведь любые изделия ручной работы ценятся гораздо выше фабричных, потому так уникальны и производятся в большинстве случаев в единственном экземпляре. А всё, что нужно для «производства», — всего лишь стопка старых газет и клей.
Приложение 2
Инструкция по технике безопасности
При работе с бытовыми электроприборами
(холодильник, стиральная машина, электрочайник,
Швейная машина, кухонный комбайн, мясорубка и т.п.)
Общие требования безопасности
1. К работе с электробытовыми приборами допускаются лица прошедшие инструктаж по правилам их безопасной эксплуатации.
2. Работник должен знать инструкцию по эксплуатации каждого прибора.
3. Травмоопасность :
-при включении электробытовых приборов в сеть
-при выключении их из электросети
-при работе с неисправными приборами
-при несоблюдении инструкции по их эксплуатации.
4. Включать электробытовые приборы в сеть в соответствии с потребляемым напряжением, согласно прилагаемым к приборам инструкций.
5. Соблюдать личную гигиену и чистоту рабочего места.
6. Не включать не загруженные приборы в сеть.
Требования безопасности перед работой
1. Проверить исправность гибкого электрошнура, вилки, подводящих кабелей
2. Очистить прибор от пыли сухой чистой тканью.
3. Проверить исправность электрической розетки.
Требования безопасности во время работы
1. Загрузить прибор в соответствии с требованиями инструкций
2. Вытереть насухо руки, включить электробытовой прибор в сеть.
3. Не оставлять включенный прибор без присмотра.
4. Включить приточно-вытяжную вентиляцию.
5. Не допускать к работе с электробытовыми приборами посторонних лиц.
6. Электробытовые приборы должны устанавливаться на устойчивую огнестойкую, диэлектрическую подставку.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. В случае возгорания, короткого замыкания отключить сухими руками электробытовой прибор из электросети, сообщить об этом администрации, завхозу, электрику.
2. О случаях травматизма сообщить администрации.
3. При пожаре сообщить администрации и службе, принять меры к его тушению.
Требования безопасности по окончании работы
1. Отключить прибор от электросети, не дергать за электрошнур.
2. После полной остановки электродвигателя произвести очистку прибора.
3. Не допускать падения электробытовых приборов.
4. Не допускать воздействия на подводящие кабели, электрошнуры горячих жидкостей, падения тяжёлых предметов.
5. Не допускать очистку холодильника от наледи острыми предметами.
6. О всех недостатках, отмеченных в работе электробытовых приборов, сообщить администрации, завхозу, или электрику.
Приложение 3
Конечный результат
Папье-маше — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Кресло из[уточнить]папье-маше, инкрустированное перламутромПапье́-маше́ (фр. papier mâché «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.
Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях из папье-маше изготавливают даже мебель и светильники, которые не так-то просто отличить от «настоящих»[1].
В Федоскине, Палехе, Холуе, Мстёре из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.
История
Несмотря на французское название, родиной папье-маше считается Китай, где и была изобретена бумага. Первые предметы из папье-маше были обнаружены при раскопках в Китае, это были древнекитайские доспехи и шлемы. Для придания им жёсткости применяли многослойное покрытие лаком. Эти предметы относятся к династии Хань (202 до н. э. — 220 н. э.).
В те времена доспехи из папье-маше были самым технологичным защитным оснащением, оно выдерживало попадание стрелы и скользящий удар меча. Наряду с неплохой прочностью, бумажные доспехи очень мало весили, позволяя бойцу быстро двигаться в бою[2].
Из Китая интерес к папье-маше распространился в Японию и Персию, где в этой технике изготавливали уже маски и другие атрибуты для праздников. Постепенно эта техника распространилась по всему миру и наибольшей популярностью пользовалась в европейских странах. С середины XVII века Франция начала собственное производство изделий в технике папье-маше; изначально это было изготовление кукол, которые пользовались большой популярностью. Англичане последовали их примеру с 1670 года. Наибольшую популярность папье-маше получила в 1800 годах. В Россию эту технику принёс Пётр I.
Технология
Существуют три технологии изготовления изделий из папье-маше.
По первой технологии изделие изготавливается послойным наклеиванием маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. В классической технике наносится до 100 слоёв бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер. Формы — гипсовые, хотя часто используются воздушные шарики для основы сферической поделки. Иногда среди слоёв бумаги добавляют слои ткани/марли, чтобы изделие стало более крепким на разрыв (то есть армируют).
По второй технологии изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в тёплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. «Тесто» выливают в приготовленную форму или наносят слоем на её поверхности и выдерживают до полного высыхания.
По третьей технологии изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твёрдого плотного картона.
Полученное изделие грунтуется и раскрашивается.
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
История папье-маше | Творческие проекты и работы учащихся
История папье-маше
Во время работы я узнала, чтопапье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий : табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же разнообразные изделия мебели, включая кровати и гардеробы.
К этому же времени относится расцвет производства изделий из папье-маше в самых разных странах. Например, во времена королевы Виктории, на британских островах существовало около 25 компаний по выпуску таких изделий. Наиболее известные мастера этого периода Дженнингс и Беттридж из Бирмингема, которые имели собственные магазины в Лондоне и Нью-Йорке.
Китайцы, изобретшие бумагу, заметили, что из целлюлозной пульпы, шедшей на изготовление бумажных листов, можно было при желании формировать разнообразные фигурки. Они забивали влажной пульпой вырезанные из дерева формы, получая небольшие статуэтки. Потом таким же образом стали производить декоративные шлемы, крышки для посуды и др.
Папье-маше в России стало популярно в эпоху Петра I, который сделал государственной политикой коллекционирование предметов искусств и поддержку ремесел . Но промышленное производство художественных изделий из папье-маше (лаковой миниатюры) возникло только в 19 веке (Федоскино Палех, Мстера и Холуй).
Технологии изготовления папье–маше
Название технологии | Описание | Материалы |
1. Послойное склеивание на заранее подготовленной модели. | Изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. | Поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер, бумага |
2.Формирование изделия из бумажной массы. | Изделие формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания. | Смесь крахмального клейстера, столярный клей, бумага, мел, |
3.Склеивание под давлением. | Изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона. Высушенные изделия , шпатлюют, шлифуют, грунтуются, подвергаются росписи | Пластилин, плотный картон. |
Материалы, инструменты и приспособления для изготовления копилки в технике папье-маше
Для изготовления копилки мне понадобятся следующие материалы:
- воздушный шар
- нитки
- газеты, тетрадная бумага
- клей, кисточка
- упаковка для яиц
- Гуашь и цветная бумага
В своей работе я использовала следующие инструменты для изготовления копилки:
- кисточка для окрашивания заготовки и покрытия гуашью;
- канцелярский нож для прорезывания отверстия;
- и конечно карандаш, ведь без него никакое дело не спорится.
Словарь
Грунтовка – состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске поверхность для создания надёжного сцепления верхних (кроющих) слоёв покрытия с окрашиваемой поверхностью.
Крахмальный клейстер — это клей для бумаги. Картофельную муку (крахмал) заливают небольшим количеством воды и тщательно размешивают до сметанообразного состояния. В полученный раствор тонкой струйкой вливают крутой кипяток, непрерывно помешивая раствор, чтоб небыло комков.
Папье — маше (франц. papier mâché), буквально — жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением «
Роспись — живопись на стенах, потолках, предметах быта.
Шлифовка — обработка твердой поверхности трением для придания гладкости, определенной формы.
Шпатлёвка — пастообразная замазка , приготовленная на масле, клее.
Эскиз – предварительный, неоконченный рисунок, набросок.
Папье Маше — Статьи
Любой термин, включенный в глоссарий, в этих статьях автоматически подчеркивается. Если вам нужна краткая ссылка на термин, просто наведите на него указатель мыши. Щелкнув мышью, вы перейдете к полному определению.
Общий
Картонаж — происхождение, история и сегодняшняя интерпретация
Гигантская попытка спасти гиганта.Панда — самый редкий медведь на планете и один из наиболее угрожаемых видов в мире.
В чем именно разница между папье-маше и бумажной глиной? Что такое Картон Пьер?
Дэвид Винитт делится с нами своей прекрасной коллекцией украшений Gemma Taccogna.
Папель-маше Sermel красочное и очень коллекционное. Кевин М. Павлак делится с нами своей интересной винтажной коллекцией.
Папье-маше играет большую роль в праздновании Нового года в Эквадоре, и Хосе Тобар запечатлел это торжество на камеру, чтобы поделиться с нами.
Какую пасту использовать? Узнайте здесь …
Отрывки из неопубликованной книги Джеммы были любезно присланы нам ее близким другом Джеки Мэй.
Узнайте, как из яиц можно делать творческие изделия из папье-маше.
Теперь вы сделали свою вещь из папье-маше, не хотите ли вы разместить ее снаружи? Используйте мой опыт работы с герметиками и красками в качестве руководства.
Крис Шиллинг успешно завершил создание своей узкой лодки из папье-маше. Здесь вы можете следить за проектом от начала до конца.[Обновлено 25.05.06]
Используйте отходы — их много (и бесплатно!)
Углубленный анализ тонкой границы между искусством и ремеслом, а также их восприятие в мире искусства.
Старые модели из папье-маше самой известной собаки в мире (RCA Victor’s HMV Nipper) с любовью возвращены к жизни.
Консультации специалиста по консервации и реставрации папье-маше профессиональным консерватором.
Посмотрите на Серджио Бустаманте, вероятно, самого известного художника по папье-маше, и его невероятные работы.
Знаете ли вы…?
Все любят игрушки, и если присмотреться, можно найти несколько старых папье-маше.
Печально известное и безошибочное использование папье-маше в викторианском стиле.
Истоки, популярность и «ох» — вот эти ингредиенты!
Дебби Эндрюс, заядлый коллекционер кукол и член Клуба кукол Великобритании, делится своими знаниями об истории кукол из папье-маше.
История бумаги — Производство бумаги на протяжении веков от HQ PaperMaker ™
Истоки и история бумаги
Paper имеет богатую и красочную историю, охватывающую всю географию мира и его культуры. Проследить его развитие дает нам представление о безжалостном воображении, творчестве, а иногда и глупости человечества.
Благодаря чудесному созданию бумаги были сохранены многие описания нашего мира, чтобы мы могли делиться ими и учиться на них.
Бумага использовалась для многих целей, не только для литературы, но и для военных планов, для создания долларовой банкноты и, конечно же, для того, чтобы дать людям дома возможность создавать свои собственные письма в физической форме в течение сотен лет.Распечатываете ли вы советы с lovemoney.com или просто пишете любовное письмо, бумага жизненно важна для организации современного бизнеса и экономики, а также для развлекательных целей, таких как журналы и газеты.
Мы подготовили следующую историю бумаги вместе с описанием того, как она сделана, для чего она используется, и некоторыми словами, которые полезно знать, говоря о бумаге.
Мы надеемся, что это информативный, полезный и интересный документ, который вдохновит вас так же, как и мы, в отношении бумаги.Мы приветствуем ваши комментарии и предложения. Свяжитесь с нами в любое время.
Египет 3000 г. до н.э.
г.Когда мы думаем о происхождении бумаги, наш ум может вернуться более 5000 лет назад к долине реки Нил в Египте. Именно там процветала болотная трава под названием Cyperous Papyrus . Египтяне вырезали из стебля растения тонкие полоски и размягчали их в мутных водах Нила. Затем эти полоски складывались под прямым углом, чтобы сформировать своего рода циновку. Затем мат растирали в тонкий лист и оставляли сушиться на солнце.Получившиеся листы идеально подходили для письма. Поскольку они были легкими и портативными, они стали предпочтительным средством письма египтян, греков и римлян для ведения записей, духовных текстов и произведений искусства.
Именно из папируса происходит слово бумага. Хотя листы папируса были похожи на бумагу с точки зрения функций, будучи ламинированными листами, они были технически больше похожи на циновку и, следовательно, не были такими же, как бумага сегодня. Подобные процессы были развиты и в других странах — в Центральной Америке во 2 веке нашей эры майя создали аналогичный продукт для букмекерской конторы.На островах Тихого океана бумагу изготавливали путем нанесения тонкой коры на бревна особой формы для изготовления одежды и ритуальных предметов. Однако сегодня ни один из этих листов не может считаться настоящей бумагой.
Отец настоящей бумаги — Цай Лунь
Бумага в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, поступает из другого источника — Китая. При раскопках гробниц бывшей династии Хань (207 г. до н.э. — 9 г. н.э.) была обнаружена шелковая ткань с текстами Лао-цзы — отца даосизма (родился в 604 г. до н.э.). В 105 году нашей эры главный евнух Ханьского императора Хо-Ти Тсай Лун экспериментировал с широким спектром материалов и усовершенствовал процесс мацерации волокон растений до тех пор, пока каждая нить не стала полностью отдельной.
Отдельные волокна смешивали с водой в большом чане. Затем в чан погружали сетку и поднимали через воду, захватывая волокна на своей поверхности. После высыхания этот тонкий слой переплетенных волокон стал тем, что сегодня мы называем бумагой. Тонкая, но гибкая и прочная бумага Тсай Луня с тонкой гладкой поверхностью была известна как Тсай Ко-Ши, что означает «выдающаяся бумага Тсай», и он стал почитаемым покровителем бумажного производства.
Миллион молитв
Только в 3 веке секретное искусство изготовления бумаги начало расползаться из Китая, сначала во Вьетнам, а затем в Тибет.Он был завезен в Корее в 4 веке и распространился в Японии в 6 веке.
Там в 8-м веке императрица Шотука предприняла масштабный проект, состоящий в печати миллиона молитв — дхарани — на отдельных листах бумаги, каждый из которых был установлен в отдельной пагоде. С таким глубоким началом неудивительно, что изящное искусство изготовления бумаги продолжается в Японии и по сей день, получая глубокое признание и постоянно повышая уровень изощренности.
Путешествие на Запад
Производство бумаги медленно распространилось по Азии до Непала, а затем и Индии.Он сделал свой настоящий рывок на запад в 751 году нашей эры, когда династия Тан находилась в состоянии войны с исламским миром. Во время битвы на берегу реки Тарус исламские воины захватили китайский караван, в котором оказалось несколько производителей бумаги. Они увезли их в Самарканд, который вскоре стал крупным центром производства бумаги.
Постепенно бумажники продвинулись дальше на запад через мусульманский мир — в Багдад, Дамаск и Каир. Наконец, когда мавры из Северной Африки вторглись в Испанию и Португалию, они принесли с собой технологии, и так в 12 веке производство бумаги вошло в Европу.
Распространение слова
В Европе папирус перестало использоваться в IX веке. Художники и литераторы того времени предпочитали гладкий и блестящий пергамент. Однако пергамент, сделанный из кожи животных, был чрезвычайно дорогим. Фактически, было подсчитано, что для одной библейской рукописи на пергаменте требовалось шкуры 300 овец. Идея использования бумаги как предмета повседневного обихода возникла только в 15 веке. Когда Иоганн Гутенбург усовершенствовал подвижный шрифт и напечатал свою знаменитую Библию в 1456 году, он не только распространил слово христианства, но и произвел революцию в массовой коммуникации.Именно с этой даты обычно отмечается рождение современной бумажной и полиграфической промышленности.
Эпоха экспериментов
Технология печати быстро развивалась, и спрос на бумагу постоянно возрастал. Ранняя европейская бумага изготавливалась из переработанного хлопка и льна, и торговля старой тряпкой быстро развивалась. Говорят, что черная чума попала в Англию из Европы на этих старых тряпках. Однако вскоре этого источника стало недостаточно, и были предприняты некоторые любопытные попытки найти новые материалы, самой жуткой из которых была переработка египетских мумий для создания оберточной бумаги! Другие экспериментировали с такими волокнами, как солома, капуста, осиные гнезда и, наконец, с деревом, что привело к недорогим и заменяемым материалам для изготовления бумаги.Сегодня длинные мягкие волокна древесины хвойных пород, например ели, стали наиболее подходящим источником целлюлозы для массового производства.
Массовое производство
Спрос на бумагу также привел к необходимости повышения эффективности производства. В конце 18-го века труды Николаса Луиса Роберта привели к созданию машины, которая могла производить непрерывный отрезок бумаги на бесконечной проволочной сетке с прижимными роликами на одном конце. Усовершенствованная и продаваемая братьями Фурдринье, новая машинная бумага вскоре заменила традиционные отдельные листы, изготовленные вручную.
В Европе и Америке массовое производство бумаги превратилось в процветающую отрасль, поставляя огромные объемы бумаги для производства газет, книг, журналов, бумажных пакетов, туалетной бумаги, денег и множества других целей, включая одежду, дымоходы. и даже гробы! Сегодня рост потребления бумаги превратился в сложную экологическую проблему, и потребность в новых материалах становится все более острой. Хотя переработка принесла пользу, много бумаги по-прежнему тратится впустую.
Взгляд вперед
Благодаря непрекращающемуся воображению человечества слова, которые вы читаете в данный момент, упорядочиваются в цифровом виде и отправляются по всему миру с помощью новой технологии, что свидетельствует о новой революции в массовой коммуникации. По мере развития этих новых технологий, где будущее бумажного производства? Мы в HQ PaperMaker уверены, что это было в прошлом, когда бумагу ценили за присущие ей чувственные качества — признание, которое глубоко уважает используемые материалы, мастерство мастера и уникальное качество готового продукта.
Возвращение к традициям
На западе, в то время как промышленное производство бумаги процветало, искусство ручного изготовления бумаги почти исчезло — им занимаются лишь несколько художников и ремесленников. Однако в небольших районах по всей Азии традиция сохранилась.
Между прочим, традиционная азиатская бумага, которую часто называют «рисовой бумагой», вообще не производится из рисовых волокон. Чаще его делают из разностороннего тутового дерева, разновидности которого также используются для кормления тутовых шелкопрядов и в медицине.В отличие от холодной точности и стандартизации, которых требует промышленное производство, мягкие, тонкие текстуры и естественное ощущение бумаги ручной работы, как говорят, отражают теплое сердце изготовителя бумаги, который с преданностью изготавливает каждый лист.
Производство бумаги в Таиланде
В Таиланде есть записи о производстве бумаги за семьсот лет. Традиционно бумага использовалась для буддийских текстов, храмовых писаний и ритуальных целей. Раньше бумагу делали из внутренней коры дерева Хой Streblus Asper (L.) Лур . Ранее, в 20-м веке, производство бумаги в Хой стало вымирать из-за нехватки деревьев Хой. Производство бумаги в Таиланде возобновилось только после того, как японцы оккупировали королевство во время Второй мировой войны. На протяжении столетий японцы изготавливали бумагу под названием «Кодзо» из внутренней коры тутового дерева Broussonetia Papyrifera (L.) Vent .
В Таиланде тутовое дерево, известное как «са», росло в изобилии, и спрос Японии на карты, банкноты и другие документы привел к расцвету производства бумаги са.Тутовое дерево по-прежнему в изобилии в Таиланде — оно растет в диком виде по всему северному лесу и низменностям, а тайские мастера продолжают производить бумагу ручной работы, используя ту же технику, что и на протяжении веков. Тем не менее, по мере того, как международный спрос на эту продукцию растет, разрабатываются новые специальные виды бумаги, в дизайн которых входят цветные красители, лепестки цветов и другие материалы.
HQ Group были одними из первых в Таиланде, кто произвел са-бумагу с лепестками и листьями почти десять лет назад, и наши оригинальные конструкции бумажных листов с использованием, например, лепестков бугенвиллии и листьев тамаринда, по-прежнему пользуются огромной популярностью во всем мире.
Процесс
Несмотря на то, что на качество бумаги влияет множество тонкостей, производство бумаги по сути является простым процессом. Независимо от того, используются ли переработанные материалы или свежие органические вещества, процесс начинается с измельчения материала на небольшие полоски и замачивания их на ночь, чтобы ослабить волокна. Далее волокна кипятят 2-6 часов, периодически переворачивая. По окончании волокна промывают пресной водой для удаления примесей, а затем вручную удаляют мелкие частицы или пятнышки.
Волокна взбивают в блендере или вручную до кремообразной массы. На этом этапе можно добавить красители для создания цветной бумаги. Мякоть выливается в большую ванну, а волокна подвешиваются в воде. Мастер опускает сетку в рамке в воду и с большим мастерством поднимает ее на поверхность, улавливая волокна на сетке. Экраны можно либо оставить на солнце для просушки, либо переложить на доски, прессовать, разгладить и затем высушить.
Возможности
Бумага, изготовленная в соответствии с этой традицией, отличается прочностью, гибкостью и универсальностью.Их может использовать каждый для упаковки подарков, письма, рисования и рисования. Они также используются мастерами для изготовления книг и переплета, канцелярских принадлежностей и поздравительных открыток, коробок, рамок для картин и так далее. Бумага также находит широкое применение в архитектуре и дизайне интерьеров, например, в производстве обоев, ширм, жалюзи и абажуров. Используя такие техники, как лепка и папье-маше, можно сделать практически все — вазы, подносы, украшения, мебель и утилитарные изделия, такие как картонные коробки и упаковка.На самом деле, бумага — такой универсальный носитель, что ее использование ограничено только воображением … Итак, мечтай!
Хотите выучить несколько полезных слов для разговора о бумаге?
.Какова история и происхождение слова «стереотип»?
Малыши: у них почти такая же вероятность стать мемами, как у котят и щенков, которые говорят самые ужасные вещи, используют пищу для украшения лица и просто в целом проявляют импульсивность, требовательность, игнорируют разум.
За исключением того, что вся характеристика несправедлива; это стереотип. Это подводит нас к сути этой статьи: почему мы называем это «стереотипом»?
«Стереотип» пошел по пути, аналогичному «клише».’
Существительное стереотип обычно применяется в том виде, в котором мы его использовали выше — для обозначения общепринятого ментального образа, который представляет чрезмерно упрощенное мнение, предвзятое отношение или необдуманное суждение о ком-то или чем-то. Но до того, как о людях сложились стереотипы, стереотипы были сделаны из металла и находили в типографиях.
Традиционная печать механического типа, а не человека с пишущим инструментом первоначально предполагала, что типограф кропотливо размещал каждый элемент шрифта — каждую букву, каждый знак пунктуации и т. Д.—На тарелку. Затем чернила будут нанесены на шрифт и на него наложена бумага, прежде чем на него будет опущена верхняя пластина и прижата к ней, тем самым перенося чернила на бумагу. Оригинальный деревянный пресс Гутенберга середины 15 века мог печатать около 250 страниц в час. Если вы хотите напечатать больше, вам понадобится больше печатных машин, и каждую из них нужно будет загружать индивидуально с элементами шрифта.
Это сработало, но к концу 18 века постоянно растущий спрос на печатные материалы был удовлетворен инновациями: стереотип был своего рода печатной формой, которая могла быть одной из многих.Процесс создания стереотипа начался с оригинального вида тарелки, которая затем использовалась в качестве формы для создания формы (технически матрицы) из мата или папье-маше. Матрица была достаточно прочной, чтобы ее можно было использовать для отливки множества стереотипов из горячего металла. Затем устойчивые стереотипы можно было использовать снова и снова для печати нескольких страниц.
Слово французское по происхождению: stéréotype . Stéré- соответствует английскому stere- ; оба означают «твердый».»Стереотипы были не подвижным (или подвижным) шрифтом, а твердым шрифтом.
Stereotype функционирует как существительное и как глагол в английском языке с приложениями для печати; это отливка тарелки, а также означает «сделать из него стереотип». Глагол также означает «повторять без вариаций», «делать банальным» и «развивать в себе стереотипы».
Ни существительное, ни глагол не потребовалось много времени, чтобы перейти от печатного к переносному использованию:
В нем много стихов от природы, и я думаю, что скоро он станет известным в этой области.По крайней мере, у меня достаточно поэтического вкуса, чтобы признать его превосходство. Хотя внешне он не эксцентричен, более глубокие черты его характера странны и не отмечены стереотипом обыденной жизни.
— Денисон Олмстед, Жизнь и сочинения Эбенезера Портера Мейсона , 1842Продолжайте, мой дорогой друг, пока вы и те, кто, как и вы, были спасены, как бы огнем, из темной тюрьмы, не превратите эти свободные, незаконные импульсы в законы; и Новая Англия, отделившаяся от залитого кровью Союза, будет гордиться тем, что является домом-убежищем для угнетенных, — пока мы больше не просто «прячем изгоя» и не делаем заслугой бездельничать, пока за ним охотятся. среди нас; но, заново освящая землю паломников в качестве убежища для угнетенных, провозглашаем наше ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ рабу так громко, что звуки доносятся до каждой хижины в Каролине и заставят убитого сердцем раба вскочить при мысли о былых Массачусетс.
— Фредерик Дуглас, Рассказ о жизни Фредерика Дугласа , 1845
Ни один из примеров не вполне соответствует современному использованию, но путь для современного использования явно есть.
.