История возникновения вышивки крестиком
Начав вышивать, спрашиваете ли вы себя: неужели мне больше нечего делать? Зачем мы всегда отдаем свое свободное время для хобби? А спросите себя: разве кого – то интересует мое увлечение кроме меня самого? Знаете поговорку: «Лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками». Вышивание – больше всего отражает сущность поговорки, ведь с ее помощью мы может показать всю свою любовь и преданность человеку. В каждую работу мы стараемся вложить частичку себя, поэтому такая работа становится, намного ценнее, в отличие от фабричного изделия. Одариваемый бесспорно оценит вашу работу и заботу о нем, подумает, что вы много времени и сил вложили в изготовления его подарка! Этот подарок будет напоминать о вашем внимание и никогда не забудется. Поэтому, распределяя свое время, подумайте, что тот подарок, который вы сделаете сами, своими руками, будет, гораздо ценней и ближе, чем покупной.
История возникновения вышивки крестом
Вышивка крестиком является одним из самых древнейших видов рукоделия. Точное время появления вышивки неизвестно. Нет и сведений, когда же вышивка крестиком стала отдельным видом рукоделия. В наше время имеются образцы вышивки даже 10 века. Однако, несомненно, она возникла гораздо раньше. В разных странах преобладал свой определенный цвет, и стили узора отличались между собой. В вышивке отражался национальный колорит и индивидуальное виденье прекрасного у каждого народа.
В ХVI веке в Западной Европе счетная вышивка приобрела особую популярность. В то время она включала в себя большую часть библейских текстов и сюжетов. Уже в 18-ом веке в вышивке стал более сильно заметен классический стежок крестом, а тематика стала более разнообразной. В восточных странах вышивкой традиционно украшали предметы домашнего обихода – накидки, ковры, вьючные мешки. Они всегда отличались огромным разнообразие цветов и сложностью орнамента. Со временем вышивка стала неотъемлемой частью костюма и домашней утвари и на Западе.
С ХVIII века вышивка вошла в дома всех без исключения слоев населения. Вышивка народная была связана с обрядами и обычаями, а городская формировалась под влиянием запада. Вышивка играла не только роль украшения. Она играла роль оберега, располагаясь на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. на воротнике, рукавах, подоле). В наше время вышивка крестиком является распространенным хобби.
Вышивание – один из видов рукоделия, уходящий своими корнями еще в первобытную культуру. Первоначально в качестве материала для вышивки использовались волокна конопли, кожа животных, шерсть, волосы.
Так как вышивка производилась при помощи иголки, которая является как бы острым окончанием нитки: бумажной или шерстяной, шёлковой, то и иголка, до тех пор, пока она не стала металлической и не пришла к совершенствования, делалась из различных материалов: кости, деревья, а у древних людей были рыбьи кости, древесные иглы, щетина и другое. Вышивают бумагой, шелком, нитками, золотом, шерстью, с использованием бус, серебром, бисером, стеклярусом, иногда настоящим жемчугом, с применением блёсток, монет, а также самоцветных камней. Вышивки Индии и Ирана отличаются большим разнообразием изображались птицы, животные, растительные мотивы и классический национальный литературный сюжет. Вышивка крестиком в Византийской империи, выделялась красотой шёлкового шитья (серебро, золото), разнообразными узорами, значительно повлияли на развитие искусства вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные орнаменты, расцветки и техника вышивки крестом, своя для каждой национальности.
Вышивку крестиком без труда можно превратить в любимое занятие, занимаясь которым можно создавать симпатичные предметы интерьера, с помощью которых любой дом может приобрести уютный вид. А вышивка на подушках, рубашках и полотенцах может послужить отличным сувениром.
В прошлые времена дамы вышивали, используя для этого совершенно другие инструменты и рабочие материалы, нежели сейчас – иглой им служили осколки костей животных, а нитками для них были жесткие жилы.
Также использовали различные подручные средства, такие как кожу животных, волокна конопли. Подумав о которых сейчас невозможно представить из пригодными для вышивки. Это неудивительно, ведь осколки костей давно заменили металлическими иголками, а вместо кожи животных используют канвой.
Современная вышивка
В данное время существует большое разнообразие техник вышивки: вышивка гладью, крестом, лентами, ковровая техника, гобелен. Благодаря такому огромному разнообразию техник вышивки, несомненно, получиться воплотить в работе любые задумки дизайнеров. Также, в продаже существует очень большое разнообразие наборов для вышивания. И любую схему можно посмотреть в журналах, газетах и в интернет магазине вышивки. Наборы для вышивания также могут стать отдельным подарком.
создание и справка, русская кратко, возникновение на Руси, появление в России
На сегодняшний день вышивка крестом — это одно из самых популярных хобби среди женщинВышивка крестом – один из наиболее оригинальных и востребованных видов искусства, которое привлекает к себе очень многих рукодельниц. Издавна вышивка крестиком применяется для украшения жилища, обуви, одежды. Со временем искусство вышивки крестиком все больше совершенствовалось. Сейчас вышивание крестом подразумевает под собой искусство украшения различных тканей и готовых изделий красивым орнаментом и красивым сюжетным рисунком. Вышивка может выполняться не только вручную, но и есть машинная вышивка. Сохранившаяся вышивка помогает ощутить всю передаваемую атмосферу прошлого и в полной мере ощутить ее ценность для каждого народа.
Красивая вышивка крестом: история создания
Среди многих мастериц пользуется большой востребованностью вышивка крестиком, однако, далеко не каждый знает какая история создания вышивки. Во все времена вышивка крестиком пользуется большой востребованностью, так как это позволяет интересно выразить свою индивидуальность. Мотивы вышивки изменялись со временем и все больше совершенствовались.
Прежде чем украшать различные изделия вышивкой, необходимо изучить историю создания орнамента, ведь зачастую узоры имеют свой особый сакральный смысл
Изначально вышивка применялась для изделий, которые служили в качестве оберегов, мотивом для которых служили:
- Природные узоры;
- Мотивы, взятые из повседневной жизни;
- Оригинальные орнаменты.
По мере развития вышивки появлялись более оригинальные и современные мотивы, каждый из которых имеет свое собственное обозначение. Сохранившиеся мотивы работ позволяют оценить всю красоту и необычной старинной вышивки для которой использовались дорогостоящие материалы, а также иметь полное представление о жизни предков.
Важно! Прежде чем приступать к вышивке, необходимо предварительно тщательно изучить историю ее возникновения, а также особенность каждого из орнаментов.
С чего началась история вышивания крестиком в России
Изначально вышивка на Руси было занятием исключительно для избранных, в состав которых входили только представители знати и монахи.
Если раньше вышивка была привилегией знати, то сейчас различные инструменты, нити и орнаменты для вышивания доступны всем желающим рукодельницам
Материалом для работы служили дорогостоящие ткани, а именно шелк или бархат, а также:
- Серебряные и золотые нитки;
- Жемчуг;
- Драгоценные камни.
Начиная с 18 века, вышивка крестом перестает быть привилегией знатных особ и становится доступной для простых крестьянских девушек. С этого момента история русской вышивки переходит совершенно на новый уровень, и появляются совершенно новые оригинальные узоры.
Русская вышивка была очень сильно подвержена влиянию Византии, поэтому переплетение различных стилей просматривается в работах мастериц. Сейчас вышивка крестом переходит на совершенно новый уровень и пользуется большой востребованностью.
Историческая справка о вышивке крестом: особенность и мотивы
Историческая справка старинной вышивки крестом не сохранила точных сведений относительно возникновения этого вида искусства и мастерице, которая первой начала вышивать крестиком. Известно только то, что вышивкой женщины занимались еще с древности.
Вышивка – это прекрасная возможность познакомиться с историей и культурой различных народов
Вышивка, как и совершенно любое другое искусство, характеризуется тем, что она:
- Отображает культуру определенной страны;
- Национальные традиции;
- Особенности региона.
Историческая справка вышивки крестом кратко рассказывает о национальных особенностях каждого народа. Отличалась вышивка крестиком цветами и узорами, которые широко применяли мастерицы в своих работах. В те времена вышивкой украшались постельное белье, занавески, одежду, полотенца и многие другие вещи. Очень часто использовалась вышивка и для украшения подвенечного наряда невесты.
Самые настоящие произведения искусства мастерицы вышивали на Востоке, используя для этого самые оригинальные и причудливые узоры, которые до сих пор завораживают своей необычайной красотой.
Ручная вышивка крестиком в настоящее время очень высоко ценится и приравнивается к стоимости драгоценных камней и золота.
Истории вышивания крестом: с чего все началось
Для многих вышивка крестиком не только очень интересное и увлекательное занятие, но и возможность украсить свой дом красивыми изделиями. С момента появления этого искусства прошло много времени, однако, оно не утрачивает своей актуальности и сейчас.
Вышивка крестом издавна служила не только украшением дома, но и являлась мощным оберегом семьи
Картинки для вышивки в разные времена сильно различались, потому как в разные времена пользовались популярностью:
- Библейские мотивы и узоры;
- Растительные орнаменты;
- Оригинальные изображения различных животных и птиц.
Каждый узор имеет свое определенное символическое значение и вышивается строго определенным цветом. Существует множество вариантов вышивки крестиком, однако, наибольшей популярностью и востребованностью пользуется простой односторонний полный крестик. При такой вышивке и лицевая и изнаночная сторона получается очень аккуратной. Соблюдая несложные правила вышивки можно сделать готовое изделие очень красивым и аккуратным.
Что таит в себе история вышивки крестом (видео)
Всеми любимая вышивка крестиком имеет свою достаточно интересную историю возникновения этого вида искусства. Кроме того, каждый применяемый для вышивки узор и орнамент имеет свою собственную историю возникновения и обозначение.
Самые лучшие посты
История возникновения и развития вышивки крестом
Вышивка крестом — это наиболее распространенный вид народного искусства. Точно неизвестно о том, когда и где впервые начали вышивать. Но история возникновения вышивания предположительно идет вместе с появлением первого стежка, который был сделан каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Материалом для вышивки крестом служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка и шерсти, также применяли натуральный волос. Как и в первобытные времена, вышивка крестом применяется для украшения одежды, обуви и жилища.
Со временем искусство украшения материалов с помощью нитей и иглы совершенствовалось и развивалось. На сегодняшний день под вышивкой понимают искусство украшения тканей и готовых изделий орнаментом или сюжетным рисунком. К тому же вышивка может выполняться не только ручным, но и машинным способами.
Сохранившаяся вышивка помогает нашим современникам ощутить всю атмосферу прошлого, понять особенности каждого народа в отдельности.
Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, созданы были еще на территории Древнего Китая и ученые относят их к VI-V векам до н.э.
Русская вышивка имеет свою многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, которые относятся к IX-XII векам. Люди издавна передавали красоту природы, свои ощущения условными знаками и узорами: крестами, линиями, ромбами и многими другими способами. Также и наши предки выражали свое восприятие к непонятным явлениям природы, к окружающему миру с помощью условных знаков — символов. По народным поверьям, вышивка крестом должна была не только украшать одежду, предметы быта, но и оберегать от любого зла. Особенно ценными в этом плане считались обыденные полотенца. Над созданием такого полотенца работали одновременно несколько мастериц. Если же они начинали делать работу на рассвете и заканчивали ее до того, как сядет солнце, то изделие считалось способным оберегать от различных болезней, от злых сил или стихийных бедствий.
Первоначально вышивка на Руси была занятием для избранных, в их число входили монахи и представители знати. Материалом для работы служили дорогие ткани — шелк или бархат, жемчуг, драгоценные камни, серебряные или золотые нити. Подобной вышивкой украшали не только одежду бояр и членов царской семьи, но и облачения церковнослужителей, убранство для храмов. Одной из самых искусных мастериц того времени была Ксения — дочь известного русского царя Бориса Годунова. До наших дней сохранилась ее работа, выполненная в 1601 году. Это было покрывало, которое она сделала специально для царского престола. Начиная с XVIII века, вышивка перестает быть привилегией знати. Она переходит в разряд обязательных занятий простых крестьянских девушек. Безусловно, их работы выполнялись не из дорогих материалов. Но художественная ценность их была ничуть не меньше. Крестьянские рукодельницы умело подбирали узоры, сочетали цвета и мастерски выполняли различные стежки, все это помогало им создавать невероятной красоты шедевры.
Вышивкой в то время занимались, в основном, женщины. Девочек начинали учить
Русская вышивка была очень подвержена влиянию рукоделия со стороны Византии. Поэтому переплетение стилей часто присутствует в работах мастериц. Но сочетание исконно русских мотивов с наследием иностранных школ вышивания нисколько не портит, а даже наоборот, привносит в этот вид рукоделия особые прелесть и неповторимость.
Вышивка крестом современного мира немного видоизменилась, но все же начало она берет именно из древних времен. Сейчас мода на изделия ручной работы, а особенно на вышивку крестом, то проходит, то появляется вновь, заставляя брать в руки иголку и нитки не только женщин, но и мужчин. Многие представители сильного пола увлекаются именно вышиванием крестиком и создают великолепные полотна.
Умение вышивать крестом позволяет внести в интерьер нотку самобытности и романтики, реализовать свои творческие способности и фантазию, сделать подарки родным и близким, и, наконец, скоротать вечер за приятным занятием. Вышивать крестом довольно легко и просто, достаточно всего лишь научиться прокладывать наклонные стежки, а со временем придут умение и опыт, которые позволят вам быстро и аккуратно выполнять работы любой сложности.
Надеемся, что данная история возникновения и развития вышивки крестом поможет вам глубже изучить истоки вашего любимого вида рукоделия. Давайте и мы постараемся сохранить этот великолепный вид искусства, и будем радовать не только себя, но и людей, которые смогут полюбоваться вашей работой, вышитой крестом.
История возникновения вышивки крестом | Онлайн энциклопедия Мифы народов мира
Вышивка – один из древнейших видов рукоделия. Ее история началась еще во времена первобытных людей. Как только женщины научились шить с помощью каменной иглы и ниток, изготовленных из подручных материалов, они стали задумываться о том, как можно украсить одежду. И тогда-то им на ум и пришла идея воспользоваться стежками для создания узоров. Как и сегодня, использовалась вышивка для украшения одежды и обуви, бытовых мелочей.
Изначально для создания вышивки использовались жилы животных, нитки из льна и конопли, шерсть и даже волосы. Создавались же узоры на коже и шкурах животных, позднее – на вытканных полотнищах.
На Руси вышивка играла огромное значение. С помощью орнаментов и разнообразных узоров – линий, крестов, ромбов люди не только украшали свою одежду, но и создавали мощные обереги талисманы. Так, вышитое за один световой день полотенце считалось мощнейшим оберегом, способным излечивать даже от смертельных болезней. Над таким полотенцем работали одновременно несколько рукодельниц. Они начинали свою работу на рассвете и должны были успеть завершить ее до заката солнца.
Девушки учились искусству вышивки с детства. Задачей каждой девушки было собрать себе приданное – вышитые скатерти и полотенца, одежду, другие бытовые мелочи. Украсить все эти предметы вышивкой она должны была самостоятельно. При этом оценивалось качество стежков и узоров, и делался вывод о том, насколько хорошая хозяйка выйдет из мастерицы.
До XVIII века вышивкой занимались только знатные и богатые девушки. Причиной этого была высокая стоимость материалов. Со временем, искусство вышивки стало доступным и девушкам из низших слоев общества. При этом они использовали для создания вышивки более дешевые и простые материалы.
Сегодня вышивка утратила свое сакральное значение. С ее помощью уже не украшают одежду, не создают обереги. Да и мало кто использует давние орнаменты в своей работе, создает свои собственные. В основном рукодельницы предпочитают купить набор для вышивания крестиком и заняться вышиванием уже готового сюжета, картины, которая украсит их жилье.
Несмотря на то, что вышивка утратила свое первоначальное значение, она до сих пор остается одним из наиболее популярных видов рукоделия. Практически каждая вторая женщина хотя бы раз в жизни пробовала вышить собственную картину и показать ее своим друзьям и близким.
историческая справка, создание русского вышивания крестиком
Техника вышивки крестом применялась еще во времена строительства замковИстория вышивки крестом берет свое начало еще во времена средневековья, когда данное ремесло обязана была освоить каждая девица. Все они старались, пытаясь удивить будущих сватов своими работами. Сегодня ремесло несколько трансформировалось и умение вышивать не является обязательным условием для современной женщины. Однако себя в этом хобби находят очень многие! Ведь, при грамотном подходе, умение вышивать можно перевести в отличный способ заработка.
Краткая историческая справка о вышивке крестом
По некоторым данным, история вышивки крестом берет свое начало еще во времена первобытных племен. Тогда, проживая в пещерах, люди еще не имели понятия о красоте и моде. Их основной задачей было скрепить шкуры, чтобы обеспечивать себе надежное тепло и защиту от внешних факторов. Однако, как известно, у человеческой фантазии просто нет границ. На уровне легенд существует мнение, что одна из первобытных модниц и изобрела методику украшения грубых шкур необычными по тем временам открытыми швами. Пусть не в том виде, в каком ремесло существует сейчас, однако начало пути уже наметилось.
Время шло и совершенствовалось абсолютно все:
- Материалы;
- Инструменты;
- Навыки мастериц.
Вышивка крестиком по праву признается наиболее востребованным способом украсить одежду и подчеркнуть индивидуальность. Причем, от модницы не потребуется никаких специфических навыков! Достаточно лишь приобрести канву со схемой, а после просто выполнять все предписания. Работа эта не быстрая, но и результат стоит усилий!
Локация: вышивка крестом и история ее создания
Историческая справка дает весьма расплывчатое представление о том, где именно зародилась первая вышивка. Достоверно известно лишь, что самые первые работы были обнаружены в Китае и датировались пятым веком до нашей эры.
Данная гипотеза вполне реальна, ведь именно восточные страны впервые представили миру элементы искусства.
Сначала все базировалось исключительно на тканевых картинах, а уже потом перешел на элементы интерьера, одежду и т.д. Объясняется это тем, что искусство постоянно развивается, ища новые пути выражения.
Сегодня мастера из Китая все также продолжают радовать потребителей своими шедеврами, транспонируя вышивку на:
- Роскошные панно;
- Небольшие модульные картины;
- Одежду;
- Предметы интерьера;
- Обувь.
Путей использования вышивки находится отнюдь немало. Конечно, роскошные примеры ручной работы стоят довольно дорого, поэтому использовать их нужно лишь для особых вещей и случаев. Так называемые машинные варианты же делаются буквально за несколько минут! Поэтому и располагаются они абсолютно на всем, чем можно, ведь себестоимость работы минимальна.
Возможно, вам также будет интересна статья о старинных схемах вышивки крестом: https://homeli.ru/dekor/vyshivka/krestikom/starinnye-skhemy-vyshivki-krestom.
В наши дни: история вышивки крестиком
История создания вышивки давно канула в лету, однако истинные мастерицы относятся к ней крайне бережно, стремясь не только повторить работы своих предшественниц, но и приумножить их наследие. Без такого стремления процесс вышивания очень быстро надоел бы, и желающих продолжать его жизнь с каждым годом находилось бы все меньше и меньше.
Рукодельницы современности внесли в процесс следующие изменения:
- Объемная вышивка;
- Плавный переход цветов;
- Реалистичность создаваемых картин.
Конечно, технический прогресс не стоит на месте, открывая для вышивания на порядок больше возможностей.
Мастерицам больше не нужно кропотливо переносить рисунок на канву! Достаточно лишь приобрести готовый материал.
Между тем, не все зависит от машин. Истинные шедевры получаются только благодаря стараниям рукодельниц, их усердию и внимательности. В противном случае работу уже не спасет абсолютно ничего!
Смотрите и другие идеи вышивки узоров крестом в нашей подборке: https://homeli.ru/dekor/vyshivka/krestikom/skhemy-uzorov-vyshivki-krestom.
Краткая история русской вышивки крестом
История русской вышивки крестом берет начало еще с незапамятных времен. Первые упоминания были сделаны еще в сказках, которые переходили от одного поколения к другому. Остается только представить, насколько глубоко произросла корнями в античный мир понятная и известная многим вышивка.
Однако такие творенья – это не просто искусство!
Для предков вышивка была:
- Способом защиты от злых сил;
- Ценной реликвией, которая передавалась от поколенья к поколенью;
- Подарком, который можно было презентовать дорогому человеку.
Самые интересные авторские схемы вышивки крестом со всеми нюансами вы найдёте в материале: https://homeli.ru/dekor/vyshivka/krestikom/avtorskie-skhemy-vyshivki-krestom.
С чего началась история вышивки крестом (видео)
История вышивки не такая уж однозначная, как это может показаться на первый взгляд. Для того чтобы понять всю философию, необходимо досконально изучить вопрос, перелопатив десятки источников. И, возможно, только тогда двери истории будут слегка приоткрыты.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!История вышивки крестом | Увлекательный мир вышивки
История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков. Это рукоделие относится к эпохе первобытной культуры. Материалом для вышивки крестом в разные времена служили: жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, также применяли и натуральный волос.
В России вышивка крестом имеет древнюю историю. Ею украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта. В музеях накоплено большое количество образцов народной вышивки крестом. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка крестом условно подразделялась на крестьянскую (народную) и городскую. Народная вышивка крестом была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства, тогда как городская вышивка крестом испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.
К тринадцати – пятнадцати годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые рушники, подзоры, скатерти, головные уборы. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство мастерства и трудолюбия невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых шерстяных и льняных тканей. Ее украшали не только вышивкой крестом, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца.
На территории России археологами были обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Эти находки, относящиеся к IX — XII векам. Тем самым подтверждают, что вышивка крестом существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины — вышивальщицы создавали в своих вышивках сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой крестом украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также свадебные и праздничные рубахи, полотенца (рушники), занавеси, скатерти, головные уборы, холщовые сарафаны, платки. Вышитое полотенце могло использоваться не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на придорожных и могильных крестах, священных деревьях, украшали капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На масленице, свадьбе, при рождении или смерти человека вышитые полотенца (рушники) были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обычному полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.
Возникнув в древности, искусство вышивки крестом на протяжении многих веков постоянно совершенствовалось. Человек, живший среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки — символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, к непонятным явлениям природы. Каждая линия, знак были полны понятного только ему смысла, были одним из средств общения.
Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры — рисунки. Так возникли орнаменты — последовательное повторение отдельных узоров или их группы (раппорт).
По своим мотивам орнамент может быть:
а. Геометрический — состоящий из различных геометрических элементов.
б. Меандровый — в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр.
в. Растительный или фитоморфный — составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.
г. Животный — в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых.
д. Птичий — составлен из стилизованных фигур птиц.
е. Человекообразный — с изображением человеческих фигур и полуфигур.
Шрифтовый — напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках.
Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа, создавшего его. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность всегда сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
Орнамент народных вышивок крестом всегда был тесно связан со структурой ткани домашнего приготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде прямых и ломаных линий, точек, треугольников, квадратов, кругов, крестов, розеток. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональное соотношения его частей.
Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.
В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух и трехцветные, а также многоцветные.
По способу расположения на изделии орнамент может быть:
- Ленточным — в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его.
- Сетчатым — при котором вся поверхность заполнена узором.
- Центрическим или розеточным — в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб, или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.
Материал по технологии (5 класс) на тему: Реферат «История возникновения вышивки крестом»
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Красноярский государственный педагогический университет им В. П. Астафьева»
институт математики, физики и информатики
РЕФЕРАТ
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫШИВКИ КРЕСТОМ
Выполнила: студентка 15 группы Зятнина Юлия.
Проверил: доцент ТиМОМИ Семёнов И. В.
Красноярск, 2013 г.
Содержание:
- Введение.
2. Основная часть.
2.1. История возникновения вышивки крестом.
2.2. История развития вышивки крестом.
2. 4. Вышивальное искусство на Руси.
2. 5. История возникновения и развития вышивки «Ришелье».
3. Заключение.
4. Приложения.
Введение
Актуальность
Выбранная мною тема актуальна на сегодняшний день, так как вышивка крестом — это наиболее распространённый вид народного искусства. Вышивание развивалось ещё с древности, и первыми материалами для создания рукоделия являлись различные подручные средства. Сохранившаяся вышивка помогает нашим современникам ощутить атмосферу прошлого, понять особенности каждого народа. Русская вышивка имеет свою многовековую историю. Наши предки передавали непонятые явления природа с помощью знаков и символов. По народным обычаям вышивка являлась оберегом дома от зла. Первоначально русская вышивка являлась предметом обихода для знатных людей. Начиная с 18 века, вышивка становится обязательным предметом обихода крестьянских девушек. Сейчас вышивкой занимаются не только женщины, но и мужчины. Вышивка крестом применяется для украшения одежды, обуви, интерьера дома и др. Картины, вышитые крестом передают красоту природы. Рукоделие, сделанное своими руками, может стать приятным подарком для родных и близких людей. Вышивать крестом довольно легко и просто, стоит только захотеть научиться этому рукоделию, и со временем фантазия и творчество не даст остановиться на полпути к созданию изысканных шедевров.
Цель
Цель моего реферата состоит в том, чтобы ознакомить слушателей с историей возникновения и развития вышивки. Так же в ходе реферата я хочу проявить заинтересованность у слушателей к одному из древнейших видов искусства – вышивке.
Задачи
- Изучить подробно историю возникновения и развития вышивки крестом.
- Представить аудитории работы, вышитые крестом.
- Заинтересовать слушателей своей работой.
История возникновения вышивки крестом
История возникновения вышивки уходит далеко в глубь веков.[2] Это искусство относится к эпохе первобытной культуры.[3] Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды.[4]
Как известно женщина в любой ситуации остаётся женщиной.[7] И наши женщины-предки тому не исключение. Оберегательницы семейного очага не хотели ходить в одинаковых нарядах, но не большое разнообразие в материале для одежды ничего большего и не предполагало. Тогда первобытные «рукодельницы» придумали способ привлечения внимания – украшение наряда вышивкой.[6] Материалом для вышивки крестом служили жилы животных, льняные и конопляные нити, а так же использовали натуральный волос.[5]
Можно сказать, что древние работы являются предметом общения между национальностями и поколениями, попыткой предков донести до потомков самые важные жизненные мудрости.[6]
История развития вышивки крестом
Вышивание – один из самых распространённых видов народного искусства.[1][Приложение1] Под вышивкой подразумевают украшение изделий из различных материалов. Все виды вышивки можно разделить на две группы: счётная (вышивается по счёту нитей) и свободная (вышивается свободными швами по орнаменту).[8] Выполняться она может как ручным, так и машинным способом.[7]
Со временем искусство украшения материалов с помощью нити и иглы совершенствовалось и развивалось.[5] Действие, первоначально предназначающееся только для пошива одежды, постепенно приобрело дополнительное применение — декоративное.[1] Носившая когда-то сугубо бытовой характер, вышивка превратилась в интереснейшее хобби.[6]
Орудием для вышивания с развитием цивилизации были каменное шило, костяные, стальные и позолоченные иглы. Причём переход от примитивных орудий труда к более современным изменил способы вышивания, привёл к появлению новых приёмов, расширил границы рисунков и орнаментов, применяемых в вышивке.[1] Наиболее приемлемыми материалами вышивания для современных рукодельниц являются шелковые, льняные или хлопковые нити, тогда как в первобытные времена для изготовления изделия, наравне с нитями, применялись все подручные вещи.
Главными мотивами во все времена оставались природа и быт человека.[7]
В музеях нашей страны собрано множество образцов народной вышивки.[4] Лучше всего сохранились изделия 19 века. Сохранившаяся вышивка помогает нашим современникам понять атмосферу прошлого, а так же особенности каждого народа.[5]
В 19 века вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную).[3] Городская вышивка была под влиянием западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная содержала в себе старинные обряды и традиции.[4]
Со временем узорчатые фигуры видоизменялись и усложнялись. Так возникли орнаменты последовательного повторения фигур, носившие название «раппорт».
По своим мотивам орнамент может быть:
Понятие | Определение |
Геометрический | — состоящий из различных геометрических элементов. |
Меандровый | — в виде беспрерывных ломаных линий, получивший своё название от Древней Греции, в честь реки Меандр. |
Растительный или фитоморфный | — составленный из рисунков, материалами которым служили листья. |
Животный | — в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых. |
Птичий | — составлен из стилизованных фигур птиц. |
Человекообразный | — с изображением человеческих фигур и полуфигур. |
Шрифтовый (вязь) | — напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках. |
Орнамент народных вышивок всегда тесно связан с изготовлением домашних тканей. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения.
Очень важную роль во всех видах рукоделия играет колорит – сочетание цветовой гаммы и их оттенков. Гармоническое сочетание очень часто заключается в уравновешенности холодных и тёплых цветов. Один и тот же орнамент в вышивке приобретает новое звучание, в зависимости от подбора цветов нитей, он может казаться блеклым или ярким, холодным или тёплым. Нужно помнить, что фон изделия дополняет узор, он должен сочетаться с цветовой гаммой.
Цветовая гамма вышитого рисунка привлекает к себе внимание. Существует цветовой круг, в нём представлены цвета спектра солнечного света. Их расположение определила матушка-природа, семь основных цветов – это цвета радуги.
В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- трёхцветные, а так же многоцветные. Хорошо сочетаются:
Цвет | Сочетание с другими цветами |
Красный | — с чёрным, жёлтым, бежевым, оранжевым. |
Синий | — с серым, голубым, жёлтым, золотистым. |
Жёлтый | — с коричневым, красным, чёрным, фиолетовым, оранжевым. |
Зелёный | — с тёмно-жёлтым, лимонным, кремовым, чёрным, салатовым, оранжевым |
Фиолетовый | — с сиреневым, бежевым, золотистым, чёрным. |
Орнамент бывает:
Вид | Определение |
Ленточным | — в виде прямой или кривой, которая украшает середину изделия. |
Сетчатым | — при котором вся поверхность заполняется узором. |
Центрическим или розеточным | — в котором отдельные элементы рисунка вписаны в квадрат, круг, ромб, расположенные в центре изделия. |
Современные расположения орнаментов зависят от их формы, назначения, вкуса и навыков мастерицы. Компонуя узор, всегда надо выделять его центральную часть.
Вышивка крестом современного мира немного видоизменилась, но всё- таки начало она берёт из древних времён. Сейчас мода на вышивку, то пропадает, то появляется, заставляя взять в руки иглу и нитку не только женщин, но и мужчин. Многие представители сильного пола увлекаются именно вышиванием крестиком, создавая великолепные полотна. Умение вышивать крестиком помогает внести в интерьер нотку самобытности, вышивка может стать приятным подарком для друзей и родных, так занимаясь, данным хобби, можно скоротать вечера. Вышивать крестом достаточно не сложно, стоит только научиться прокладывать наклонные стежки, и со временем, опыт и умение, помогут вам создать красивейшие изделия.[6]
С каждым годом у этого хобби появляется всё больше поклонниц и поклонников.
Вышивальное искусство на Руси
Какова же была история вышивки крестиком на Руси? Русская вышивка имеет очень глубокие корни.[6] На Руси исконно вышивка была одним из самых любимых видов рукоделия.[1] О её существовании в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, которые относятся к 9-12 векам.[5] Это указывает, на то что русское вышивание не только существовало в то время, но уже находилось на высоком уровне совершенствования и развития.
С приходом на Русь христианства вышивка приобрела новое значение. Теперь вышитые изделия рассматривались как символ Христовой веры. Особенная роль отводилась вышивке крестом.
Первоначально вышивка на Руси предназначалась для избранных, в их число входили монахи и представители знати.[Приложение2] Дело в том, что используемые при этом материалы были просто не по карману простому народу. Материалом для работы служили дорогие ткани – шёлк, бархат, драгоценные камни, золотые нити. Подобной вышивкой украшали не только одежду бояр и членов царской семьи, но и облачения церковнослужителей. Одной из известных мастериц того времени была Ксения – дочь известного царя Бориса Годунова. До наших дней сохранилась её работа, выполненная в 1601 году. Это было покрывало, которое она сделала специально для царского престола. Материалом для работы послужили серебряные и золотые нити, бархат и драгоценные камни. Сюжет вышивки – коленопреклонение мужей Никона и Сергия Радонежского Деве Марии и Иисусу Христу. До 18 века были популярны вышивальные мастерские, которые царицы и княгини устраивали при своих светлицах. При этом хозяйки мастерских, из высшего сословия, не только руководили работой, но и принимали в ней активное участие. Так, работы княгини Марии, высоко ценились современниками за высокохудожественное исполнение.[Приложение3]
Начиная с 18 века, вышивка перестаёт быть привилегией знати. Она переходит в разряд обязательных занятий простых крестьянских девушек.[Приложение4] Безусловно, их работы выполнялись не из дорогих материалов. Но художественная ценность была ничуть не меньше. Крестьянские девушки умело подбирали узоры, орнаменты, цвета, всё это помогало им создавать настоящие шедевры.
Вышивкой в то время занимались женщины. Приданное для девочки начинали готовить с самого раннего детства. Уже к 13-15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданное.[2] Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца.[3] Причём количество подготовленных вещей должно было хватить на несколько лет семейной жизни. Самый главный атрибут предстоящего торжества – свадебное платье, выполненное руками русской красавицы. Белый цвет на Руси считался цветом чистоты и поэтому он не использовался в качестве основы подвенечного платья. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданного как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты.[4] Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями.[2] После того, как жена переступила порог дома своего мужа, в нём только пользовались полотенцами, сделанными руками хозяйки дома. Кроме того, они являлись неотъемлемым атрибутом свадебного торжества, на них ставили иконы и покрывали красный угол избы. Эту работу доверяли только искусным мастерицам, работы которых были чрезвычайно поразительными.
В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей.[3] Её украшали не только вышивкой, но и тесьмой.[4]
Искусство декоративного вышивания на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища (полотенца, простыни, скатерти), одежды и различных бытовых обиходах.[8] Вышитое полотенце использовалось не только в быту.[2] Ритуальные, богато вышитые полотенца развешивали на священных деревьях.[3] Позднее, в крестьянских семьях, появился обычай развешивать полотенца на иконах и зеркалах.[4] По народным поверьям, вышивка не только должна была украшать одежду и предметы домашнего обихода, но и оберегать от всякого зла и сглаза.[5] Особую силу оберегать людей от злых помыслов отдавали обыденному (за один день сделанному) полотенцу. Как правило, над созданием его работали несколько мастериц одновременно. Если такое полотенце успевали сделать с утра до того, как сядет солнце, то оно считалось безупречно чистым, способным оберегать людей.
Помимо этого, мастерицы создавали миниатюры, где изображали природные явления и бытовые сюжеты.[1] Часто на изображении можно встретить человека с поднятыми руками, священное дерево, райских птиц и сказочных животных. В узорах и орнаментах рукодельницы скрывали особый смысл. Так, например, ромб и круг символизировали солнце, а крючковатый крест — желание добра окружающим.
Русская вышивка была очень подвержена влиянию изделия со стороны Византии. Поэтому переплетение стилей часто отображается в работах мастериц. Но сочетание русских мотивов с иностранными нисколько не портит вышивку, а даже наоборот, показывает всю её прелесть и изысканность.
Независимо от того, кто выполнял работу, вышивку можно разделить на северную и среднерусскую. В чём же отличие изделий, выполненных мастерами разных широт? Дело в том, что умельцы разных областей использовали разные мотивы, орнаменты и цвета в вышивке. Среднерусские работы отличаются большей красочностью, как в нитях, так и в мотивах. Северные народы являлись более сдержанными, отдавая предпочтения белым и красным цветам. Наиболее часто они использовали в своей работе такие приёмы, как крест и белая строчка.
Ещё одной отличительной чертой вышивки среднерусских мастериц является применение зеркального эффекта. Изображаемые ими орнаменты как будто отражаются в зеркале, повторяясь несколько раз. В качестве узора очень часто выступали непокрытые нитями цветные части ткани. Чаще всего эти узоры рассматривались в сгибах ткани и в подоле сарафана. В своих работах среднерусские мастерицы, так же как и северные не ограничивались одним узором, они применяли такие швы, как козлик, крест, косичка и другие.
Глядя, на вышитые работы, тяжело не влюбиться в могучую Русь, ведь нельзя, живя в России по достоинству не оценивать всё богатство страны — её бурные реки, леса, то есть окружающую нас природу.
История возникновения и развития вышивки «Ришелье»
Среди многочисленных техник вышивания своей благородностью и красотой выделяется вышивка «Ришелье», ажурная вышивка, которая относится к свободному вышиванию по контору.[8][Приложение5] Несмотря на кажущуюся сложность, вышивка эта довольно проста, хотя и требует терпения и времени.
«Ришелье» относится к вышивке городского типа. Она возникла в эпоху возрождения в 14 веке в Италии. Широкое распространение получила в Центральной и Западной Европе. В Европу образцы ажурной вышивки поступили с Востока. Расцвет ажурной вышивки приходится на 15-15 века, когда Италия, после Франция, и уж потом другие страны Центральной Европы перешли на это хобби. Особенно почитали этот вид искусства при дворце Лоренца Медичи. Изделия, выполненные ажурной вышивкой по контору, были привилегией знати. За рукоделием проводили досуг вельможи и придворные. Мода на вышитые платочки, полотенца и другие предметы обихода стимулировала открытию женских школ в Европе. Ажурная вышивка имела разнообразие в узорах, и в связи с этим у ажурной вышивки «ришелье», как мы её сейчас называем, были разные названия, например, «ренессанс», «венецианская».
«Ренессанс» — это ажурная вышивка с геометрическими фигурами, которые соединялись гладкими перемычками.
Мотивы узора вышивки, преимущественно соединялись швами пико. Пико иногда выполнялись и по наружному краю вышивки на фестонах.
Вышивку венецианским швом соединяли на тонком полотне, что бы легче было прокладывать стежки.
Фестонный в узоре по контору делался выпуклым, так же как и венецианский. Фон в узоре заполнялся различными отделками, что делало изделие более ярким и похожим на кружево.
Это очень сложный вид вышивки, и сейчас он редко используется, почти забыт.
Вышивка «Ришелье» своим названием обязана кардиналу Ришелье, при Людовике 8. Одна из легенд гласит, что именно он запретил ввоз во Францию из Италии дорогих кружев, в связи, с чем их пришлось заменить кружевной вышивкой по полотну, выполнявшейся на отечественных фабриках. По другой легенде кружева были любимыми украшениями одежды кардинала. Он носил воротники, манжеты, ботфорты и перчатки, украшенные ажурной вышивкой. Существует и такая легенда, что кардинал сам любил вышивать на досуге в технике «ришелье», в области которой он достаточно преуспел.
«Ришелье» — вид вышивки, границы узора которого обшивают обычным петельным узором, а ткань между краями деталей вырезают.
Эту вышивку можно выполнять вручную и на швейной машинке. В ажурной вышивке вырезают или сами фигуры или ткань между ними. Узоры для вышивки чаще всего представляют стилизованные листья или цветы. Вышитые изделия выглядят очень эффектно. Ажурная с просветами вышивка смотрится как кружевное полотно.
В настоящее время, вышивку по свободному контору называют «ришелье» и подразделяют её на «ришелье» с бридами и безбридное.
Бриды – воздушные мостики, перемычки, которые удерживают узоры между собой.
Сейчас «ришелье» остаётся самой изысканной и благородной, самой любимой и популярной вышивкой. Очень нарядно смотри на изделиях белой ткани: постельное бельё, скатерти, дорожки.
В технике «ришелье» нити подбираются в тон ткани. Обычно ажурную вышивку выполняют белыми нитками на белой ткани. Особенно нарядно выглядят изделия, вышитые шёлковыми нитями на шёлковых тканях.
«Ришелье» — ажурная и изысканная вышивка. Её использует при создании скатертей, постельного белья, салфеток, отделки одежды.
Даже мало знакомые люди с данной техникой выполнения изделия сразу же представляют себе классическую белую вышивку по льну, с различными вырезами в виде геометрических фигур.
Типичный признак «ришелье» — это бриды, которые пересекают изделие мостиком, соединяя элементы узора.
Заключение
Вышивка крестом – один из любимых видов рукоделия. История возникновения вышивки уходит далеко вглубь веков.
Изготовление картин, вышитых крестом, способствует развитию творческого воображения.
В процессе целенаправленного создания картин вырабатывается свобода действий во владении материалами.
Но главное, что получаешь во время работы – это душевное удовольствие. Во время вышивания убеждаешься, что хобби и творческая работа гармонично связаны между собой.
Процесс вышивания крестом непрерывно радует нас своей красотой, так как в этой работе у нас развивается фантазия. После такого хобби замечаешь, что с приподнятым и восторженным настроением берёшься за другую работу.
В ходе представления реферата я ознакомила слушателей с историей возникновения и развития вышивки. И я думаю, что я смогла проявить заинтересованность у слушателей к одному из древнейших видов искусства – вышивке.
Литература:
- Аристамбекова Н. Е. Вышивка крестом. — Этерна, 2006.
- Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. – М., 1999.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. Просвещение, 1991. Переизданная просвещением, 1967. – 3 изд. – с. 3-50.
- Выготский Л. С. Психология искусства/ Под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.
- Анна. История возникновения и развития вышивки крестом [Электронный ресурс] http://www.vishivka-krestikom.ru/. – 24.08.2012, 15:37. — режим доступа: http://www.vishivka-krestikom.ru/9-istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-vyshivki-krestom.html
- Анна-Мария. История вышивки крестом [Электронный ресурс] http://crestik.ucoz.ru/ . — 04.07.2010. – режим доступа: http://crestik.ucoz.ru/publ/istorija_vyshivki_krestom_v_rossii/5-1-0-58
- Андрей Рымарчук. История вышивки [Электронный ресурс] http://vishey.ru/. – режим доступа: http://vishey.ru/history.htm.
- Света. История возникновения и развития вышивки «Ришелье» [Электронный ресурс] http://x-stitch.com.ua/ . – 31. 03. 2012. — режим доступа: http://x-stitch.com.ua/stati/istorija-tradici/istorija-vozniknovenija-i-razvitija-vyshivki-rishele.html
Приложения
Приложение 1.
Приложение 2.
Пр
П
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
7 забавных фактов об истории вышивки крестиком
Вышивка крестиком, как и любое другое хобби, имеет свою эволюцию и прогресс на протяжении всей истории. Когда вы думаете об истории вышивания крестиком, в вашей голове может возникнуть образ молодых девушек среднего возраста, на которых няни кричат о неровности их стежков. Вот 7 забавных фактов из истории вышивки крестиком, которые могут вас удивить!
Мало того, что вышивка крестиком существовала задолго до средневековья, но ее следы были обнаружены в Китае и Индии задолго до того, как она попала в Европу.Один из самых ранних пробоотборников, обнаруженный в Египте, датируется 6 веком. На кусках ткани, датируемых 3000-5000 гг. До н.э., обнаружены следы вышивки полушвом!
Вышивка крестом распространилась по всему миру, как и все остальное: торговые пути, миграции, вторжения и т. Д. Это одно из тех хобби, которое, если его открыть и изучить, станет частью традиций и культуры этого места. От Китая, Индии и Египта до Средиземноморья, Испании и Северной Европы — это хобби, которое путешествовало по миру!
Хотя сначала вышивка крестиком практиковалась в основном в сельской местности, со временем она объединила культуру богатых и высших слоев общества в средние века.Вышивка крестиком дома в то время стала признаком богатства, благородства и социального статуса. Даже Екатерина Арагонская сама вышивала рубашки короля!
В наши дни у нас есть возможность получить любой узор, который мы хотим, за несколько минут. Книжки с выкройками существуют по крайней мере с 17 века и состояли из черных точек на странице. Выбор цвета оставлен за брошюровщиком.
Исторически молодых девушек и женщин обучали вышивке крестиком и рукоделию.По принципу «две птицы — один камень» образцы, которые им давали, часто содержали моральные ценности и библейские стихи.
Поскольку женщины не присоединялись к работе, им приходилось искать хобби после завершения повседневных дел. С наступлением индустриальной эпохи и массовым производством моделей выбор и доступность моделей значительно увеличились.
Многие до сих пор считают рукоделие и вышивку старым увлечением своей бабушки. Однако вышивка крестиком возвращается в более молодую возрастную категорию! С появлением таких сайтов, как Pinterest (не забудьте подписаться на них!), Возрос интерес к домашнему ремеслу, а вместе с ним и повторное введение вышивки крестиком.
Вот и все! Надеюсь, вам понравились эти забавные факты и вы узнали что-то новое! Знаете ли вы еще какие-нибудь забавные факты из истории вышивки крестом? Затем поделитесь ими в разделе комментариев ниже!
.«историй» Джо Версо | Основы вышивки крестиком — Этюд для вышивальщиц
Джо Версо
Записка от Джейн Гринофф
Прошло много лет с тех пор, как Джо погибла в автокатастрофе, оставив всех нас в глубоком шоке. Я до сих пор помню, как она угрожала окрасить мою челку в фиолетовый цвет, а также, по крайней мере, частично ответственна за худшее похмелье в моей жизни!
Джо Версо была покровителем CSG, когда мы запустили ее в 1996 году, и она внесла свой вклад во многих отношениях за короткое время до своей аварии.Эта статья была высоко оценена командой CSG и нашими членами, и мы с удовольствием и сожалением продолжаем включать ее. К тебе, Джо ……….
Чтобы проследить историю вышивки крестиком, мы должны вернуться к самым истокам вышивки, так как только относительно недавно вышивка крестиком использовалась в качестве единственной строчки в изделии. Древние настенные росписи и скульптуры показывают, что вышивка использовалась на одежде с древнейших времен. Древний перуанский пробоотборник для беговых стежков датируется 200-500 годами нашей эры.Самый ранний фрагмент вышитого полотна, вышитого крестиком, относится к VI-VII векам нашей эры. Его нашли в коптской гробнице в Верхнем Египте, где его сохранил сухой климат пустыни.
Известно, что вышивка крестиком процветала во времена династии Тан в Китае (618-906 гг. Н.э.), когда она вполне могла распространиться на запад по торговым путям. К XI веку самая известная из всех ранних вышивок, гобелен из Байе, находилась в стадии разработки. На самом деле это не гобелен в строгом смысле слова (то есть тканый текстиль), а вышивка, изображающая вторжение норманнов в Англию в 1066 году.
В Испании под влиянием исламской цивилизации мавров (756-1492) была популярна блэкворк — считается, что эта техника повлияла на развитие вышивки крестом. Блэкворк представлял собой геометрические узоры на белом полотне с использованием шерсти паршивой овцы. Считается, что он был привезен в Англию в шестнадцатом веке Екатериной Арагонской, первой испанской женой Генриха VIII.
В Восточной Европе в то время процветало народное искусство, и вышивка крестиком использовалась для украшения предметов домашнего обихода с использованием геометрических и цветочных узоров, которые до сих пор встречаются в моделях.Но вышивка крестиком действительно пришла в себя с работой семплеров.
Самая первая печатная книга с выкройками была выпущена в Германии в 1524 году, но это было за много лет до того, как книги с выкройками стали доступны. Таким образом, сшиватели записывали образцы своих любимых строчек и узоров на длинные полосы узкой ткани, отсюда и название «сэмплер». Они не предназначались для демонстрации, но были свернуты и хранились в ящике до тех пор, пока они не понадобились для справки. Они стали семейным достоянием. Часто сложная строчка выполнялась рядом с этапами, используемыми для ее создания.Ранние образцы часто были полностью покрыты примерами стежков и узоров, собранных вместе, что свидетельствовало о том, что сшивателю необходимо использовать каждый квадратный дюйм своего драгоценного полотна.
В шестнадцатом веке популярности вышивки в Европе способствовало изобретение книгопечатания. В ранних книгах с выкройками предлагались дизайны для вышивки крестиком и других форм, таких как блэкворк. Образцы для вышивки крестом печатались в виде черных квадратов или точек, оставляя выбор цвета за вышивальщиком.Сшиватель мог отсчитывать узор на ткани или отделять узор, прокалывать в нем отверстия и набрасывать узор через отверстия, используя цветной порошок.
Самый ранний из сохранившихся датированных пробоотборников был сшит английской девушкой Джейн Босток в 1598 году — чуть более 400 лет назад. Сэмплер Джейн содержит цветочные и животные мотивы, образцы узоров и стежков, а также алфавит (в алфавите отсутствуют буквы J, U и Z, как это было принято в то время). По мотивам есть свидетельства того, что Джейн имела доступ к ранней книге выкроек.
По мере того, как в XVII веке книги с выкройками стали более доступны в Европе и Америке, функция пробоотборников изменилась. Они превратились в обучающие инструменты, сшитые детьми, чтобы научить их навыкам рукоделия, которые необходимы молодым девушкам, которые будут шить и маркировать домашнее белье и одежду. Сшивая буквы и цифры, детей учили основам грамотности и счета.
Образцыстали популярным способом привить моральные добродетели, поэтому мы часто находим стихи очень благочестивого тона.Одну бедную душку заставили вышивать:
Господи, посмотри на маленького ребенка
По натуре грешный, грубый и дикий.
О возложи на меня свою милостивую руку
И сделай меня тем, кем я должен быть.
Высокая младенческая смертность, будучи фактом жизни в то время, озабочена смертью. Были сшиты траурные семплеры, и многие мрачные стихи были включены в семплеры. Интересно, какое удовлетворение, не говоря уже о удовольствии, можно было получить от вышивания следующего:
Когда я умру и в могиле
И все мои кости гнилые,
К этому времени я мог вспомнить
Когда меня должны забыть.
Еще одно свидетельство образовательной ценности пробоотборников можно увидеть в тех, которые работали в детских домах Мюллера в Бристоле, где пробоотборники развили узнаваемый стиль. В монохромном красном цвете на них изображены буквы и цифры разных размеров и стилей, чтобы продемонстрировать навыки вышивания, которые понадобятся девочкам, если они будут работать по дому. Пробоотборники служили полезными справочными материалами для потенциальных работодателей.
Шли годы, девочки начали осваивать навыки рукоделия в школе, а не на коленях матери.В дополнение к традиционным сэмплерам они сшивали сэмплеры карт и даже набивали глобусы мира (как ни странно, названия мест, как правило, втиснуты там, где они подходят, а не в географически точных положениях). Пробоотборники большой сложности использовались для обучения женам и матерям навыкам изготовления и ухода за одеждой.
Производство пробоотборников процветало в Германии, Голландии, Великобритании и Америке в семнадцатом веке, но в восемнадцатом веке пробоотборники начали меняться.Они стали более декоративными и были выставлены дома, чтобы продемонстрировать мастерство юного шитья иглой посетителям или даже потенциальным женихам. К этому времени вышивка крестиком стала основным используемым стежком, а вышивальщицы были более креативными, создавая индивидуальные проекты, вдохновленные событиями и объектами из их собственной жизни. Они включали в себя дома, местные сцены, наивные и простые фигуры, взятые из реального мира, и теперь эти рисунки дают нам бесценное представление о социальной истории того периода.
В течение девятнадцатого века изготовление сэмплеров и вышивка крестиком пришла в упадок, в основном из-за увлечения берлинской шерстью, которое началось с 1830-х годов. Богато украшенные рисунки с натуры были нарисованы или напечатаны на холсте в Берлине, а затем проданы по всей Германии, Великобритании и Америке. Сшиватели покрывали орнаменты шерстяными изделиями, часто вышивкой для палаток или полукрестом, но иногда и вышивкой крестиком, чтобы изготавливать многие предметы для дома — пуфы для ног, колокольчики, кошельки, подушки, противопожарные экраны, подушки для иголок.К 1840 году в Англии было доступно 14000 узоров для берлинской шерсти, все они были просты для вышивания из цветной таблицы, но предлагали тонкую штриховку и повышенный реализм. Когда усовершенствования в технике окрашивания привели к появлению ярких новых цветов нитей, таких как фиолетовый, пурпурный и фиолетовый, возросшие масштабы и ажиотаж дали дополнительный импульс повсеместному увлечению берлинской шерстью.
Но вышивка как развлечение быстро потеряла популярность в Европе и Америке в конце того же века, несмотря на усилия Уильяма Морриса (1834-96) и его Движения искусств и ремесел, и особенно дочери Уильяма Мэй, ведущего представителя вышивки. .Посмертный звон прозвучал для домашней вышивки и ручного шитья одежды и домашнего постельного белья, когда в 1828 году первая вышивальная машина была изобретена Джозефом Хейлманом, а затем американец Элиас Хоу изобрел домашнюю швейную машину, которую производил Исаак Сингер с 1851 года. стали приобретать фабричные и вышитые машинной вышивкой одежду и белье по разумным ценам, их навыки пришли в упадок.
Мировые войны I и II закрепили упадок в Британии, поскольку женщины были необходимы для поддержки военных действий, а вышивка в школах стала меньше.Те, у кого еще оставалось свободное время и любили рукоделие, создавали патриотические образцы, посвященные таким событиям, как коронация короля Георга V1 в 1937 году, хотя предпочтение отдавалось вышивке в свободном стиле, а не вышивке крестиком. В Британии вышивка крестиком продолжалась в тридцатые, сороковые и пятидесятые годы с помощью предварительно проштампованных наборов для вышивки крестиком: кресты были напечатаны на ткани, а затем вышиты.
Вышивка крестиком в том виде, в каком мы ее понимаем сегодня, была вновь открыта в шестидесятые годы, когда увеличение свободного времени было фактором возрождения счетной вышивки крестом для удовольствия.И снова вышивальные машины работали по схемам, и ранние наборы того периода предлагали копии традиционных сэмплеров, возвращая вышивку крестиком к ее корням. К счастью для нас, наркоманов, за последние тридцать лет взрыв интереса к ремеслу привел к расцвету всех мыслимых типов дизайна, предлагая что-то интересное на любой вкус и умение.
Дополнительная литература
Sebba, Anne Samplers: Пять веков искусного ремесла
Weidenfeld and Nicholson (1979)
Пробоотборники Colby, Averil
B.T. Batsford Ltd. (1964)
Дон, Сара Традиционные пробоотборники
Дэвид и Чарльз (1986)
Бек, Томазина История вышивальщицы: рукоделие от эпохи Возрождения до наших дней
Дэвид и Чарльз (1995)
Вышивка крестиком Часто задаваемые вопросы FAQs — Основы вышивки крестиком
Что означает количество потоков?
Все ткани продаются ярдами, метрами или их частями и описываются количеством нитей до 1 дюйма (2,5 см), т. Е. Их количеством. Чтобы проверить количество ткани , положите линейку на ткань и подсчитайте количество блоков или ниток в 1 дюйме (2,5 см) — используйте иглу, чтобы следить за нитками. Если на 1 дюйм (2,5 см) 14 блоков, то ткань рассчитана на 14 единиц.Льняное полотно с плотностью 28 нитей будет иметь 28 нитей на 1 дюйм (2,5 см).
Как рассчитываются размеры дизайна для вышивки крестиком?
Все, что определяет конечный размер дизайна для вышивки крестом. — это количество стежков вверх и вниз и количество нитей в ткани. Рассчитайте размер конструкции следующим образом:
Посмотрите на свою таблицу и подсчитайте количество петель в каждом направлении.
Разделите это число на количество стежков до 2.5 см (1 дюйм) на ткани по вашему выбору, и это определит размер готовой модели. Например, 140 стежков, разделенных на айду с 14 счетчиками, равняются размеру дизайна 10 дюймов (25,5 см).
Теперь добавьте запас для растяжки, обрамления или отделки. Я всегда добавляю 13 см (5 дюймов) к обоим размерам для изображения или сэмплера. Это можно уменьшить до 7,5 см (3 дюйма) для небольших проектов.
Сколько прядей для сшивания?
Количество используемых ниток хлопка (мулине) в основном зависит от количества стежков используемой ткани.Если сомневаетесь, сделайте несколько крестиков на краю ткани и определите, сколько прядей вы предпочитаете. Если в таблице не указано, сколько прядей использовать, проверьте, потянув нить за край ткани и сравнив ее с прядями хлопка. Они должны быть того же веса, что и нитки в ткани.
Заправка нити в иглу или заправка нити?
Иногда заправка нити в иглу может победить вас, обычно когда вы устали, отвлекаетесь или слишком долго шили!
Так что попробуйте вместо этого прошить нить.
Пропустите нить через указательный палец и крепко держите ее. Другой рукой, придерживая заостренный конец иглы, потрите игольное ушко вверх и вниз по нити. Нить выйдет через игольное ушко, как по волшебству.
Как проверить стойкость цвета?
Обеспечение стойкости цвета ниток очень важно, особенно если вам нужно постирать изделие или вы планируете покрасить его в чай. У меня был опыт, когда потоки не просто бегают, а скачут! У вас не должно возникнуть проблем с хорошо известными уважаемыми брендами, такими как DMC, Anchor и Madeira, но будьте особенно осторожны с рождественскими красными.
Чтобы проверить стойкость цвета, положите работу лицевой стороной вниз на чистую поверхность и прижмите обратную сторону стежков чистой влажной белой тканью. Любые следы цвета на ткани означают, что цвета ниток не стойкие, поэтому не стирайте и не красите чай.
Как выполнить одинарный крестик на аиде или на полотне?
Ведите иглу вверх с изнаночной стороны ткани в нижнем левом углу блока аида или слева от вертикальной нити равномерного переплетения. Перекрестите один блок аиды или две нити ровного переплетения и вставьте иглу в правый верхний угол.Протолкните и поднимитесь в нижний правый угол. Завершите строчку в верхнем левом углу. Чтобы проработать соседнюю строчку, поднимите иглу в нижнем правом углу первой строчки.
Как вышить крестиком за два путешествия?
Вяжите первую ногу вышивки крестом, как указано выше, но вместо завершения петли выполните следующую половину петли и продолжайте до конца ряда. Завершите вышивки крестом на обратном пути. Я рекомендую этот метод, так как он формирует аккуратные вертикальные линии на обратной стороне работы.Этот метод не подходит для вышивки крестиком поверх одной тканевой нити.
Что такое твидинг?
Если для одного стежка указаны два номера оттенка, это называется твидингом. Это простой способ увеличить количество цветов, не покупая больше ниток.
Чтобы наклеить твид , просто засовывайте в иглу более одной цветной нити одновременно и работайте как одна. Вы также можете применить технику твида к рабочим французским узлам и слиткам, чтобы добиться большего эффекта.Металлические нити и смешанные нити также можно твидить с помощью многожильного хлопка.
.