что такое энкаустика подробно, особенности, история развития. Известные художники, работавшие в технике энкаустики, и примеры картин разных эпох и стилей
Энкаустика (от древнегреческого enkaustikos — «выжигание») — это техника живописи, в которой связывающим веществом для красок служит воск. При написании картины художник расплавляет восковую краску и наносит ее на основу кистью или специальной палочкой. Произведения искусства, выполненные в этой технике, отличаются яркостью и сочностью цветовых оттенков.
Энкаустика — весьма сложная в исполнении техника, требующая от художника особого таланта и осторожности при работе с горячими красками. Но энкаустические произведения искусства, в отличие от картин, написанных маслом или темперой, меньше подвержены разрушению под воздействием перепадов температуры и влажности.
Особенности энкаустики
Энкаустика во все времена не пользовалась особой популярностью среди художников. Живописцу, чтобы написать картину в этой технике, приходится сталкиваться со многими трудностями:
- Тщательно подбирать рецептуру для получения краски оптимальной плотности.
- Заранее готовить краски всех нужных оттенков, а не смешивать их на палитре во время работы.
- Действовать быстро и уверенно, пока воск остается мягким.
- Работать только на твердом материале основы (камне, древесине, штукатурке или бетоне).
- Иметь в наличии постоянный источник тепла (открытый огонь) для разогрева быстро остывающей краски.
История энкаустики
История энкаустики, по мнению большинства специалистов в сфере искусства, насчитывает более 3000 лет. Иероглифические надписи и свитки указывают, что в Древнем Египте эту технику использовали для художественного оформления саркофагов мумий и стен гробниц фараонов. К сожалению, образцы творчества египетских мастеров до наших дней не сохранились.
Существуют также документальные свидетельства о том, что энкаустика была широко распространена в Древней Греции. Археологи даже нашли несколько описаний рецептов изготовления энкаустических красок, которыми пользовались художники Протоген, Гераклит, Нициас, Апеллес и другие.
Самые ранние из дошедших до нас образцов энкаустических произведений искусства датируются I веком нашей эры. В 1887 году археологи обнаружили на территории современного Египта огромное количество погребальных портретов эпохи Римской империи. Всего было найдено около 900 картин, которые получили общее название «Фаюмские портреты».
Реалистичные изображения мужчин и женщин выполнены на деревянных досках. Но в технике энкаустики написаны только самые ранние произведения искусства (I — середина II вв.). В более поздних работах художники использовали сначала восковую, а затем яичную темперу.
Мастерство создания восковых картин унаследовали от римлян византийские живописцы. До середины XII века они применяли эту технику для написания икон, но все же отказались от нее в пользу более удобной темперной живописи. В результате чего секреты древнего искусства были полностью утрачены почти на 800 лет.
Только в 30-х гг. ХХ века художнику Фрицу Фейсу (Fritz Faiss) вместе с доктором Хансом Шмидом (Hans Schmid) удалось заново открыть технику энкаустической живописи «Пунический воск». Результаты своей работы они опубликовали в научной прессе, что вызвало большой интерес в среде искусствоведов.
Бурный рост числа сторонников абстракционизма во второй половине ХХ века способствовал активному поиску новых художественных материалов и методов самовыражения. Это привело к росту популярности альтернативных техник живописи, в том числе энкаустики. В результате чего, уже более 70 лет сотни художников по всему миру активно работают с восковыми красками и добиваются признания публики.
Известные мастера энкаустики
Имена самых известных мастеров энкаустики современности мало знакомы большинству обычных людей. Но критики и миллионы ценителей искусства по всему миру признают наличие несомненного таланта у следующих живописцев:
- Эстер Геллер (Esther Geller) — американская художница, автор уникальных органических абстракций. Геллер не только много экспериментировала с восковой живописью, но и долгие годы делилась своими знаниями со слушателями на лекциях в разных уголках Земли.
- Тони Шерман (Tony Scherman) — современный канадский художник портретного и исторического жанров. Особую известность ему принес цикл картин времен Наполеона и Французской революции.
- Бэтси Эби (Betsy Eby) — мастер абстрактной живописи, автор лирических и сдержанных картин. Эби очень любит классическую музыку и черпает вдохновение в произведениях лучших композиторов разных эпох.
- Педро Куни-Браво (Pedro Cuni-Bravo) — американский художник испанского происхождения. Куни-Браво не только пишет картины, но и занимается восстановлением древних фресок, выполненных в разных техниках.
На портале Very Important Lot любой посетитель имеет возможность принять участие в арт-аукционах, чтобы приобрести предметы антиквариата. На сайте также можно недорого купить картины в технике энкаустики напрямую у современных художников.
«Рисуем утюгом» или Энкаустика | Журнал Ярмарки Мастеров
Энкаустикой называют живопись восковыми красками.
Расцвет и популярность энкаустики приходятся на эпоху античности, когда она была столь же излюбленной и распространенной техникой, как темпера в средние века или масляная живопись, начиная с эпохи Возрождения и до нашего времени. Выдающиеся мастера Древней Греции Парассий, Полигнот, Зевскис писали энкаустическими красками и достигали, как сообщают нам их современники, поразительной живости изображения. Про Зевскиса античные авторы рассказывают, что будто бы он однажды так написал виноград, что птицы слетались его клевать. Конечно, это всего лишь легенда, но она косвенно свидетельствует о необыкновенных возможностях энкаустической техники.
Пчелиный воск, применяемый в качестве связующего вещества, придает краскам много ценных качеств: он стоек к воздействию внешних условий, влагонепроницаем и обладает прекрасной связующей способностью. При высыхании воск не уменьшается в объеме так сильно, как масло; не темнеет и не желтеет со временем, обладает прозрачностью и большой пластичностью, позволяющей получить красивый рельефный мазок
Воск в его обычном состоянии невозможно употреблять для живописи, для этого его следует привести в жидкое состояние, а это можно сделать или путем разогрева на огне, или путем растворения в эфирных маслах, но в последнем случае мы получим восковую эмульсию, и живопись, исполненную такими красками, будет более правильно называть восковой темперой, а не энкаустикой. Настоящей же, классической энкаустикой была живопись разогретыми восковыми красками, о чем говорят два факта: во-первых, сообщение Плиния о том, чтобы восковые краски «делать жидкими» и «употреблять кисть». Во-вторых, само слово «энкаустика» в переводе означает «вжигание», и, следовательно, энкаустическая живопись это не только живопись восковыми красками, но и предварительно разогретыми или вжигаемыми после окончания работы. Но как производилось вжигание? Вот главный вопрос, на который по сей день также нет полного ответа.
Разогревание восковых красок возможно различным образом: на металлической жаровне, подогревом основы, на которой ведется живопись, или применением горячих инструментов. Наконец, возможна работа и твердыми холодными восковыми красками путем набора из отдельных кусочков подобно смальтовой мозаике, с тем, чтобы затем набранное изображение оплавить и обработать горячими инструментами.
Неизвестно также и когда была изобретена энкаустика. Плиний писал: «Неизвестно, кто начал первым рисовать по воску и заниматься энкаустической живописью». Если бы энкаустика была изобретена в Древней Греции, то Плиний, первый знаток и историк античного искусства, знал бы и об этом. Вероятно, поэтому живопись восковыми красками была известна еще до греков.
Наиболее известными из сохранившихся образцов энкаустики являются Фаюмские портреты (погребальные портреты в Римском Египте I—III веков н. э. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году).
Портрет мальчика по имени Евтихий. Из собрания Музея Метрополитен
Химический анализ показал наличие в красочном слое воска. Но применялся ли он в холодном или разогретом состоянии, неизвестно, и поэтому нельзя утверждать, что это была энкаустика, а не восковая темпера.
Более конкретными сведениями из области энкаустической техники мы обязаны художнику В. Хвостенко, посвятившему изучению энкаустики многие годы, который, можно сказать, заложил основы технологии современной энкаустики, возбудил интерес к этой технике у многих советских художников.
Своими реконструкциями, сделанными на основе исследования античных образцов и изучения письменных источников, В. Хвостенко подтвердил предположение, что в античности было два основных способа энкаустики: горячий и холодный. Исполненные им в энкаустике живописные произведения наглядно продемонстрировали целый ряд преимуществ горячего способа. Цвет, положенный на поверхность, совершенно не изменяется, красочный слой сохраняет свежесть и после высыхания, благодаря чему живопись всегда выглядит сочной и свежей, мазки краски сохраняют рельефность, а лессировки позволяют достигать тончайших нюансов. Энкаустика позволяет работать пастозными и тонкими лессировочными слоями, соответственно приготовляя корпусные и лессировочные краски. В качестве основы энкаустической живописи служат дерево, мрамор, шифер и др. Причем с каждой из этих поверхностей воск одинаково хорошо сцепляется.
Современные художники-любители, рисующие в технике энкаустики, используют уже готовый цветной воск и каутерий – ручку с нагревательным наконечником и сменными насадками – для прорисовки мелких деталей и обычный маленький утюжок без отверстий на подошве. С помощью этих нехитрых инструментов можно нарисовать вот такую картину
Или вот такую («Цветные переливы», художник Светлана, фамилия не указана)
Профессиональные художники в качестве красок используют состав «Энкаустика» — смесь кристаллов воска и смолы Даммар (закристаллизованный сок елки, родина которой Индонезия). Эта смесь разогревается при 175 градусах, затем добавляются пигменты и краска готова к использованию. Для рисования используют кисти различных размеров и собственные пальцы.
Художник фиксирует каждый слой с помощью нагревания пламенем поверхности, перед нанесением нового слоя. Некоторые картины могут иметь десять или более слоев, создавая неповторимые эффекты.
Техника энкаустики чем-то схожа с акварельной живописью в части создания эффекта воздушности, прозрачности и переливов нежных цветов, когда свет проходит через полупрозрачные слои и отражается обратно на поверхность.
«Вербы в вазе», автор Ольга Гришнякова
Но акварель, при всем богатстве и разнообразии применяемых техник, в отличие от энкаустки, не позволяет делать рельефные мазки, и создавать тем самым фактурный объем рисунка.
Таким образом, энкаустика соединяет в себе нежность и прозрачность световых эффектов акварели, и рельефность масляной живописи в сочетании с тончайшей лессировкой.
«Пион», автор Ольга Гришнякова
модная техника рисования и основные советы начинающим (115 фото)
Энкаустика – в переводе с греческого – искусство выжигания. Техника рисования, при которой воск связывает частицы красок между собой. Изображение наносится расплавленными цветными карандашами.
Еще в глубокой древности художники создавали объемные картины и иконы восковой энкаустикой. Она была тайной и переходила от предков.
Содержимое обзора:
Чем увлекательна
Техника энкаустика отлично подходит женщинам, находящимся в декрете. Можно даже назвать антидепрессантом, так как отлично успокаивает и отвлекает от однообразия бытовых будней. Такой вид рисования помогает перенести свое настроение на бумагу и отвлечься от хандры и ненужных мыслей.
Простота используемого сырья, которое можно приобрести в любом канцелярском магазине по доступной цене, в виде цветных восковых карандашей (брусочков) и утюжка для энкаустики. Для нагревания материала подойдет и самый обычный советский утюг с гладкой подошвой.
Опрятность занятия. Горячим воском не испортить маникюр, не разбрызгать по сторонам, не испачкать руки и окружающие предметы. В случае попадания на стол или мебель, воск тут же остывает и его легко удалить с любой поверхности.
Дополнительным преимуществом энкаустики можно отметить краткосрочность создания картины. Ведь на одно изделие вы потратите от 10 до 30 минут свободного времени.
Материалы для рисования
Данное прикладное искусство сильно полюбилось начинающим художникам, так как не требует знаний техники живописи. Начать можно с абстракции, отражающей текущее настроение, если пока не выходит писать пейзажи и натюрморты.
Художественный воск, насыщенный пигментами различных цветов, является основным материалом для использования в работе над произведением. Заменить его возможно восковыми мелками и карандашами.
Нагревается вещество при помощи утюга для энкаустики. Он устанавливается подошвой вверх и на ней плавятся материалы. Перед тем как плавить новый цвет поверхность очищается салфеткой или бумажным полотенцем.
К вспомогательным материалам относятся ткань для полирования, подкладка для защиты пространства вокруг полотна и, собственно, плотный картон для нанесения воска.
Выполнить энкаустику можно также с помощью фена с режимом переключения температуры, но использовать нужно небольшие карандаши из воска.
Профессиональная энкаустика выполняется стержнем, который нагревается – его называют каутерий. Им возможно создать узор гораздо сложнее и прорисовать маленькие детали картины.
Для этого в продаже имеются насадки с различной толщиной и формой.
Техники рисования
Можно изучить несколько видов нанесения воска, попробовать каждый из них и создавать свои шедевры, ведь энкаустика для начинающих – это хороший старт в мир искусства.
Начать проще с утюга и отрабатывать художественные приемы. Позже, научившись, перейти уже к работе с каутерием.
При помощи носа утюга
Им прорисовываются маленькие элементы рисунка. Обмакнув носик в расплавленный воск, наносите завитки и линии на картон, не забывая после каждого цвета удалять с поверхности утюга остатки предыдущего.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Отпечаток
При его помощи создаются хаотичные линии, чем-то напоминающие сосудистую сетку, жилки или оттиск смятой бумаги. После того, как нанесете краску, нужно прижать поверхность утюга к картону и поднять, не двигая из стороны в сторону.
Выравнивание
Без данного метода сама по себе энкаустика невозможна, потому что это основа всех остальных.
Поворачивайте утюг подошвой вверх, возьмите выбранный карандаш и намажьте поверхность, чтобы он расплавился и не растекся. Затем утюжок переворачивается, и расплавленная масса переносится на бумагу, без надавливания на него, чтобы не сжечь поверхность.
Нанесение воска с помощью ребра
Ребром осуществляется прорисовка тонких линий различной длины. Например, цветочки и травка. Сначала краска наносится выравниванием.
Утюг ставится ребром и проводятся линии разной толщины и длины, которые завися от силы давления на утюг.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Обучение энкаустике
Как нарисовать энкаустику без утюжка и воска? Для этого потребуется плотная бумага или кусок картона, разноцветные карандаши и фен с регулятором температуры. То есть и без специальных материалов можно познакомить ребенка с искусством, преподав уроки энкаустики.
Нужно подготовить лист бумаги или картона: смазать край клеем и выдержать пару часов для подсыхания.
Возьмите карандаши, предварительно выбрав по цвету. Размер карандашей должен быть средним – не слишком коротким, но и не длинным (можно подрезать).
Приклейте их в виде заборчика к краю листа или картона, предварительно намазанные клеем.
Включите фен на максимально горячую температуру и прогрейте концы карандашей по направлению вниз.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Установите вертикально лист и наклоняйте в разные стороны таким образом, чтобы расплавленный воск перетекал и создавал нужный узор.
Когда работа высохнет – картина готова. Можно украшать стены и предметы интерьера своими изделиями, создавать подарки в виде открыток. Все зависит только от вашей фантазии. Но не забывайте делать фото энкаустики в память о своих произведениях искусства.
Фото энкаустики
Также рекомендуем просмотреть:
Просмотров: 5 595
Энкаустика в живописи | Artrue
Описание техники, история и примеры работ, выполненных энкаустическими красками.
Портрет мальчика. Фаюмские портреты.
Что такое энкаустика?
В изобразительном искусстве термин «энкаустика» (от греческого слова «сгоревший») называет технику, при которой в качестве связующего элемента цветовых пигментов выступает воск. После нанесения на поверхность (в качестве которой обычно выступали деревянные панели или стены) горячего слоя красок произведение повторно нагревалось, что способствовало устранению всех видимых штрихов кисти и шероховатостей. Энкаустика впервые была применена греческими мастерами, наносившими восковую краску с помощью кистей и шпателей, а в качестве инструмента для нагрева применялись обычные факелы. В настоящее время в качестве нагревательного элемента применяются специальные лампы, тепловые пушки и другие приборы, которые предоставляют художнику больше времени для работы с материалами. Таким образом, рецепт энкаустики заключается в смешивании воска (например, пчелиного) или различных смол с соответствующими пигментами с дальнейшим нагреванием произведения для придания специфичного эффекта поверхности.
Технология достаточно универсальна и располагает рядом текстурных и цветовых преимуществ, делающих ее отличным выбором во многих ситуациях. Созданные восковые работы можно отполировать до зеркального блеска, а также объединить некоторые элементы в коллажи, дополнить ими другие композиции.
Святой Сергий и Вакх (6–7 век)
Процесс затвердевания происходит достаточно быстро, но получившуюся работу всегда можно отредактировать, повторно подвергнув ее разогреву. Картины и фрески, созданные с помощью этой техники, не желтеют и не трескаются с течением времени, кроме того, они не нуждаются в дополнительной защите (например, стекле), а также не выделяют токсичных паров. Единственная трудность, связанная с использованием энкаустических красок, — потребность в том, чтобы они на момент работы находились в расплавленном состоянии. Хотя, современные инструменты сделали довольно простым решение этой проблемы.
Христос Пантократор из Синайского монастыря
Происхождение и история
Энкаустика возникла в античной эпохе. По словам римского историка Плиния, чьи труды датируются первым веком нашей эры, технология была изобретена греческими мастерами в период с 480 до 323 года до н.э. Энкаустические краски приобретают популярность в египетском, римском и византийском искусстве. Плиний также упоминает использование этих красок при декорации терракотовых и мраморных скульптур.
Фаюмские портреты
Энкаустическая краска широко использовалась при создании картин в классической и поздней эллинистической греческой живописи. К сожалению, из-за специфики деревянных панелей никаких греческих и римских панно того времени не сохранились. Одним из самых ранних примеров использования техники, дошедших до наших дней, являются Фаюмские портреты, датированные I–III веками н.э. и созданные греческими художниками в Египте. После завоеваний Александра Великого (356–323 годы до н.э.) большое количество греков осело в Египте. Зажиточные семьи, населявшие города к западу от Нила (Каир, Хавара, Антинополь, Ахмим и т.д.), заказывали портреты умерших близких, именно они были найдены в ходе археологических раскопок и стали одним из самых известных примеров использования энкаустики.
Портрет мальчика. Фаюмские портреты.
Византийское искусство
В рамках религиозного искусства Византии создавались иконы и картины с применением восковых красок, преимущественно, на деревянных панелях. Одна из самых больших коллекций таких работ находится в монастыре Святой Екатерины на Синае, основанном в шестом веке императором Юстинианом.
Икона апостола Петра. Монастырь Святой Екатерины.
Средние века
В средние века в Западной Европе (около 400–800 годов) энкаустическая краска была заменена темперой, процесс работы с которой был дешевле и проще. Однако техника широко применялась в восточной Европе, в частности, ы Константинополе.
В наше время
Европейские художники, такие как Винсент Ван Гог и Юлиус Шнорр фон Карольсфельда, добавляли в масляные краски воск, что помогало облегчить разделение прозрачных областей цвета. В двадцатом веке техника использовалась в работах мексиканца Диего Ривера, а также американца Джаспера Джонса.
Мастер-класс смотреть онлайн: Энкаустика — рисуем за 1 час!
ЭНКАУСТИКА (греч. egkaustike от egkausis — «выжигание») — техника росписи восковыми красками горячим способом. Использовалась в античности с V в. до н. э. Древнегреческие художники писали по деревянным доскам (см. пинака; «Пёстрая стоя»), терракотовым плитам, по мрамору, слоновой кости, а также, в настенных росписях, по штукатурке. При этом связующим веществом обычных минеральных красителей был воск. Чистый пчелиный воск долго варили в морской воде и таким образом отбеливали. Затем в полученную пластичную и горячую массу добавляли смолу и мелко растертые пигменты. Такую пасту накладывали на основу с помощью разогретых инструментов. Специалисты считают, что в античности использовали три основных способа работы в этой технике.
Первый способ заключался в том, что красочную пасту накладывали на основу каутерием (греч. kauterion — «прожигатель») — металлическим стержнем, на одной стороне которого была ложечка для набирания краски, а на другой — лопаточка для заглаживания красочного слоя (предполагают, что этот инструмент появился только в IV в. до н. э.).
Второй способ заключался в том, что на основе прочерчивали контуры кестром (греч. kentron, лат. cestrus) — иглой или острием наподобие штихеля. Углубленный контур препятствовал растеканию краски, что особенно важно при работе на вертикальной поверхности. Далее роспись осуществляли, вероятно, кистью.
Третий способ заключался в свободном письме кистью. Согласно Плинию, последний способ использовали для росписи кораблей. Предполагают также, что техника росписи с помощью кестра, как более графичная, — самая древняя, затем она была усовершенствована с помощью каутерия, а свободная и более живописная работа кистью преобладала в позднее время. После наложения красок на основу картина выглядела мозаичной (без тональных переходов).
Поэтому вторая стадия работы заключалась в том, что разогретыми в печи каутериями краски разглаживали и, одновременно, перемешивали по границам цветовых пятен, создавая плавные переходы одного тона в другой. По завершении работы краски «прижигали», пододвигая вплотную к картине (стене) жаровню с горячими углями. Таким способом писали картины знаменитые живописцы V-IV вв. до н. э.
Современная энкаустика начала развиваться в Европе в прошлом веке. Благодаря научному прогрессу изобретено множество приспособлений, облегчающих техническую сторону работы с восковыми красками. Современные мастера данной техники живописи используют металлические столы с подогревом и вакуумом, паяльники, газовые горелки и печи. Некоторые мастера предпочитают самостоятельно делать краски на основе воска, добавляя смолу и сухие пигменты.
Мастер-класс по энкаустике — инструкция.
Мы будем использовать готовые материалы для удобства и быстроты исполнения графических работ. Итак, начнем.
1. Для начала организуем рабочее место — застелим стол газетами или ненужной бумагой формата А3.
2. Подготовим утюг, желательно без отпаривателя, а еще лучше легкий дорожный утюг со съемной плоской ручкой. Нагреваем утюг на минимальной отметке 1.
3. Возьмем лист белого мелованного картона формат А4, набор масляной пастели или восковые мелки для детского творчества (продаются в канцелярских товарах), мастихин, свечу хозяйственную толстую, бумажные салфетки (для очистки утюга).
4. Алгоритм действий:
На разогретый утюг наносим быстрым движением воск (одной рукой держим рабочую плоскость утюга паралельно полу и второй рукой проводим свечкой по ютугу равномерно «смачивая» поверхность) — воск выступает в качестве расстворителя мелков, чем больше воска — тем прозрачнее светлее будет рисунок. Затем наносим штрихами цвета какие вам больше нравятся. Для удобства можно заранее поделить мелки на две категории «теплые» (желтые, красные, оранжевые, коричневые) и «холодные» (голубые, синие, фиолетовые, зеленые).
Проводим утюгом по картону слева направо или справа налево, как вам будет удобнее. Фон вы можете сделать утюгом одним из способов: провести одним движением из стороны в сторону, сделать волну, круг, «восьмерку» и т.д.
5. Последние штрихи. Смотрим что получилось, если сюжет читается хорошо — по возможности добавляем яркие контрастные элементы для усиления эффекта. Для рисования можно использовать носик и грани утюга, мастихин, шило. Чтобы нарисовать деревья, камыш, птиц — используем утюг, наносим более темный тон на грань утюга и прикладываем легким быстрым движением тонкими штрихами, рисуя ветки деревьев или траву и цветы. Для более тонких и четких контуров лучше использовать узкий мастихин — для работы нужно нагреть мастихин на утюге или над огнем и быстрыми движениями прорисовывать контуры, например, в портретах. Третий способ — по остывшей работе рисуем шилом тонкой штриховкой как твердым карандашем выбирая лишний воск до цвета бумаги (см. первую иллюстрацию с портретом).
Удачи и вдохновения всем первооткрывателям и творческим личностям! С Любовью, Анаис :-))
Такие работы могут получиться и у вас. Дерзайте!
Энкаустика – экскурс в историю и современность
Здравствуйте, уважаемые читатели! Для многих из вас слово энкаустика, возможно, совершенно ничего не говорит. Кто-то слышал его, но не заинтересовался значением и происхождением понятия. И только те из читателей, кто всерьез изучает различные виды рукоделия и творчества, знают, что красивое слово энкаустика представляет собой живопись горячим воском. Зародившись в глубокой древности, в наши дни этот вид творчества переживает свое уже третье рождение. Сегодня мы не будем рассматривать саму технику живописи, вникать в ее загадки и сложности. Задача настоящей статьи заключается в кратком изложении истории зарождения и развития энкаустики.
В Словаре Брокгауза и Эфрона, издававшемся в 1890—1907 годах говорится, что способ живописи с использованием восковых красок был известен еще древним грекам и римлянам. Однако, в чем заключалась его техника осталось невыясненным. Авторы словаря, ссылаясь на Плиния Младшего и Витрувия, предполагали существование двух родов энкаустики: живопись сухими и жидкими (расплавленными) восковыми красками.
Еще две тысячи лет назад древнеримский историк Плиний Старший писал, что неизвестно, когда и кто первым придумал писать картину воском и вжигать его. История возникновения энкаустики до сих пор малоизученна. Так, недавние находки расписанных энкаустическими красками древних камней в Сибири датируются 32-м тысячелетием до н. э.
Как создавались картины
Фаюмский портрет
До нашего времени образцы энкаустики дошли только в так называемых, фаюмских портретах мумий эллинистической эпохи Египта, писанных на досках и найденных в Фаюмском оазисе. Кроме того в Геркулане и Помпее были открыты стенные декоративные украшения, в некоторых из них присутствует восковая живопись.
Процесс создания картины прекрасно описал древнеримский поэт Анакреон в своей оде, которая обращена к художнику-энкаусту:
«Нарисуй, о лучший из художников, мастер в Искусстве Родосском, нарисуй, как я скажу, мою далекую подругу. Нарисуй, прежде всего, ее черные мягкие волосы, и, если воск твой это может, нарисуй их благоухающими. Выше век нарисуй под темными локонами чело, белое, как слоновая кость. Пусть дуги бровей не раздельными будут и не соединенными, но, как у ней, пусть одна, нежно теряясь, переходит в другую. Но для взгляда очей должен ты взять чистое пламя. Пусть будут они лазурно-блестящими, как у Афины, и влажными, как у Цитерии. Нарисуй ей нос и щеки, смешав молоко и розы, и губы нарисуй, как у Пейто, сладостно влекущими к поцелую. У подбородка и мраморной шеи пусть витают хариты. Одень ее, наконец, в сияющий пурпур, и пусть немного просвечивает тело. Стой! Вот я ее уже вижу! Еще мгновение — и ты, воск, залепечешь!»
Фаюмский портрет
Возрождение энкаустики
Заброшенную еще в средние века живопись восковыми красками в новейшее время пытались возродить технолог Фернбах, живописцы Ю. Шнорр, Роттман, Преллер и другие, но полученные ими результаты имели очень мало общего с древней энкаустикой.
В XVIII веке в Бельгии и Германии началось возрождение энкаустики. Происходило оно под влиянием открытых в то время археологических памятников греко-римского мира. Благодаря популярности античного искусства энкаустика быстро стала модной и художники Европы почти столетие создавали полотна в этой технике. Так как фаюмские портреты еще не были открыты и изучены, то многие мастера технологию придумывали сами.
На середину XX века пришлось третье рождение энкаустики. В то время московские живописцы, отец и дочь В. и Т. Хвостенко попытались с наибольшей точностью возродить древнюю технологию. Исследователи их творчества считают, что многие секреты они сумели раскрыть, но некоторые новые приемы восковой живописи изобрели сами.
Творчество для всех
Именно тогда же к древнему искусству проявили интерес и непрофессионалы. Произошло упрощение древних техник, но два главных атрибута — «воск» и «тепло» остались незыблемыми. Хотя в современной энкаустике воск может быть заменен восковыми мелками или восковой пастелью, а вместо жаровни нынешние мастера зачастую используют обычный утюг. Поэтому это творчество получило название «рисование утюгом».
Сейчас в магазинах, предлагающих товары для рукоделия можно найти не только специальный воск для энкаустики, но и каутерии, специальные утюги, шпатели и другие атрибуты живописи воском. Специалисты утверждают, чтобы заниматься таким творчеством не нужно уметь рисовать. Однако необходимо иметь творческое начало, чувство цвета, фантазию… Зато запечатленное мгновение застывший яркий воск сохранит на века. Ведь восковые краски со временем совершенно не тускнеют.
На этом завершим наш экскурс в историю энкаустики. Жду ваших комментариев и надеюсь, что вы поделитесь новостью с друзьями в социальных сетях. Если тема вам интересна, то можно будет продолжить разговор о таком оригинальном творчестве. Успехов вам и удачи!
С уважением, Александр Гончаров
Что такое:: энкаустика — ikirov.ru
Энкаустика не очень широко известна в творческих кругах, хотя корнями своими уходит в древние времена. А все потому, что мало кто догадывается, что для рисования можно использовать расплавленный воск.
Энкаустика не очень широко известна в творческих кругах, хотя корнями своими уходит в древние времена. А все потому, что мало кто догадывается, что для рисования можно использовать расплавленный воск.
Что это такое и откуда появилось?
Энкаустика — техника живописи, в которой в качестве красок используется цветной расплавленный воск. Разновидностью энкаустики является восковая темпера. Многие раннехристианские иконы написаны именно в этой технике.
Первые образцы энкаустики были обнаружены в Египте, в оазисе Фаюм («фаюмские портреты»). Это были посмертные живописные изображения усопших. В дальнейшем техникой энкаустики пользовались греки для создания ранних икон. Самым ярким иконографическим примером техники энкаустики считается образ Христа Пантократора (VI век), находящийся в Синайском монастыре.
Особенности работ в стиле «энкаустика»
Картины, нарисованные воском, хранятся долго и не теряют своих художественных качеств за счет того, что воск очень устойчив к влиянию внешней среды. Вообще, считается, что воск — наиболее устойчивый материал для рисования. Сохранившиеся до наших времен картины, возраст которых составляет более тысячи лет, — прямое тому доказательство.
Определенную прелесть занятиям энкауcтикой добавляет и тот факт, что конечный результат трудно представить. Конечно, если вы создаете не абстрактную картину, а, например, натюрморт, композиция будет ясна. Но вот как ляжет воск, какие неожиданные сочетания и смешения получатся — предугадать трудно.
В наши дни энкаустическая живопись требует дорогого оборудования и материалов. Но не нужно вздыхать и откладывать занятия энкаустикой в долгий ящик. Для знакомства с техникой и освоения базовых приемов вам понадобится совсем немного.
Что необходимо?
Техника энкаустики за долгие годы существования претерпела множество изменений. Методы и материалы модернизировались. Сейчас можно говорить о технике современной энкаустики, которая отличается от своих исторических прототипов.
Овладеть этой техникой может и взрослый, и ребенок. Даже рисовать уметь для этого не надо: можно создавать абстрактные картины и фантастические пейзажи. Картины и открытки в стиле энкаустика станут удивительным подарком родным и близким.
Для начала вам понадобится бумага (или картон), восковые мелки и утюг. Этот набор материалов — самый доступный и не требует больших материальных затрат.
Техника исполнения энкаустики состоит в нанесении на горячую поверхность утюга восковых мелков разных цветов, которые затем переносятся на картон или бумагу гладящими и прикладывающими движениями.
Естественно, главным инструментом энкаустики является специальный утюжок. Он маленького размера. Довольно легкий, без дырочек на подошве. Имеет снимающуюся ручку, которая позволяет превратить утюг в нагревательную поверхность для некоторых техник энкаустики. Но стоит этот инструмент довольно дорого.
Специальный утюжок можно заменить самым обычным дорожным утюгом: он маленький, без дырочек на подошве и имеет возможность регулировки температуры.
Когда все необходимые инструменты у вас имеются — приступайте к творчеству! Приобщитесь к одной из древних техник живописи- энкаустике.
Остается только пожелать вам удачи в освоении этой удивительной и увлекательной технике рисования горячим воском — энкаустике.
определение энкаустики по The Free Dictionary
Избегая популярной «коллекции Вульфа», чьи анекдотические полотна заполняли одну из главных галерей чугунной и энкаустической изразцов, известную как Метрополитен-музей, они прошли по коридору в комнату, где развалились «древности Чеснолы». Они исследуют его стиль работы и узнают о древней технике энкаустической живописи. Зал по праву гордится Большим залом (самый большой в мире сводчатым потолком в мире, когда он был построен), 7737 трубным органом Уиллиса (самый большой в мире орган когда построено) и лучший в мире образец облицованного энкаустической плиткой пола Minton, заключенный в первое в мире коммерческое здание с кондиционером.Воск или техника энкаустики — одно из немногих мероприятий, не описанных в книге. В Художественном музее Кейп-Кода с 18 мая состоится мероприятие «Унесение: полупрозрачность, прозрачность, трансцендентность в современной энкаустике». пигменты, взвешенные в пчелином воске. Она представит демонстрацию использования энкаустической среды с 18:00. Художественное общество Хаддерсфилд снова организовало отличную ежегодную выставку в Художественной галерее Хаддерсфилда с широким разнообразием тем и материалов — на этот раз включая работы в фотошопе и энкаустике. воск.Моя почти отстраненность от этих рельефов — они гораздо больше рельефов, чем скульптуры — усиливается воспоминаниями об ослепляющем энтузиазме, который встретил оригинальные энкаустические флаги, цели, числа с координатной сеткой и алфавиты, которые в середине века установили территорию этой новой Работы до сих пор рудники. Замена пола включала в себя в общей сложности более 700 квадратных метров энкаустической плитки ручной работы. Галерея William & Joseph представила Ричарда Поттера и его современную энкаустику на панели в персональной выставке под названием «Эволюция судно.«Предметы, представленные на выставке, были сфокусированы на произведениях смешанной техники из энкаустики, марли, тканей и гипса на панелях и исследовали концепцию сосуда». Это были энкаустические плитки, что означало, что сама глина была цветной, а не цветным существом Ограниченные раскопки, проведенные в начале 1900-х годов, выявили находки международного значения, включая энкаустическую плитку для пола, которые хранятся в Британском музее. .энкаустика | Описание, методы и факты
Энкаустическая живопись , техника рисования, при которой пигменты смешиваются с горячим жидким воском. Художники могут изменить консистенцию краски, добавив к воску смолу или масло (последнее для использования на холсте). После того, как краска была нанесена на основу, которая обычно сделана из дерева, гипса или холста, по поверхности пропускают нагревательный элемент, пока отдельные следы кисти или шпателя не сольются в однородную пленку. Это «прожигание» цветов — важный элемент истинной техники энкаустики.
портрет мумии Портрет мумии молодой девушки, энкаустика из Аль-Файюма, Египет, II век; в Лувре, Париж. Giraudon / Art Resource, Нью-ЙоркБританская викторина
Это или То? Художник против архитектора
Хелен Франкенталер
Энкаустический воск обладает многими свойствами масляной краски: он может создавать очень яркий и привлекательный эффект и дает большие возможности для элегантной и выразительной работы кистью.Однако практические трудности использования среды, которую нужно держать в тепле, значительны. Помимо большей изощренности современных методов обогрева, современная техника похожа на ту, что описал римский ученый I века н.э. Плиний Старший. Энкаустическая живопись была изобретена древними греками и доведена до пика своего технического совершенства жанровым художником Паузиасом в 4 веке до нашей эры.
.