Первые шаги в батике: что нужно знать, уметь и иметь
Все мы когда то начинали… Я даже помню, как начинала я! Моё увлечение батиком началось не три года назад, когда я впервые натянула ткань на раму, а лет 10-12 назад, когда я первый раз купила краски Гамма «Батик-хобби». Краски те пришлось выкинуть, т.к. у них истек срок годности. Однако перед этим они 10 лет стояли в шкафу немым укором…
Первый же настоящий раз, такой, когда ткань была расписана, рисунок закреплен, а затем превращен в панно, произошел значительно позже, всего чуть больше трех лет назад. С тех пор я прошла, как мне кажется, огромный путь, и оглядываясь на себя начинающую, очень жалею, что в тот момент у меня не было ЯМ. Честное слово! Какого количества ошибок я бы не допустила! Хотя, если быть честной, всё равно очень многие тонкости пришли с личным опытом, потому что даже здесь, на ЯМ, при всём огромном богатстве и разнообразии публикаций и мастер-классов, я так и не увидела такой, который поможет сделать самый первый шаг в батике. Есть описания красок и тканей, есть рекомендации по закреплению паром и обработке края, есть чудесная публикация, в которой мастера рассказывают о том, чем пользуются они, но все эти публикации больше подходят для тех, кто уже кое-что знает о батике.
А я хочу рискнуть и в своей первой публикации начать с азов. Итак, что нужно знать, уметь и иметь (из материалов и приспособлений), для того, чтобы создать свой первый батик.
Для начала хочу сказать, что мнение автора — это его личное мнение и может сильно не совпадать с вашим, но тоже имеет право быть! И моё мнение таково: не стоит тратить огромные деньги для того, чтобы купить дорогие краски и натуральный шелк, если вы только начинаете или еще только думаете, а не начать ли! Вдруг, это окажется не вашим, а материалы уже будут куплены, деньги (и немалые, уж поверьте! батик — дорогое удовольствие) потрачены…. Начинайте с малого и простого: с отечественных красок (для начинающих — самое то!), искусственных тканей, небольших самодельных рам.
Но, давайте по порядку! А вернее, с конца: что вам нужно иметь!
Для того, чтобы первый раз расписать ткань вам, как минимум, понадобятся: сама ткань (для первого раза отлично подойдут искусственные атлас, креп-сатин, шифон и т.д.), рама, краски, кисти, карандаш, резерв, приспособление для его нанесения (специально не пишу трубочка, потому что сама ими никогда не пользовалась и начинающим мастерам их не рекомендую, но об этом позже), кнопки, палитра и задумка, которую вы хотите воплотить!
А теперь обо всём этом подробнее и с комментариями.
Ткань. Как уже писала, учиться лучше на том, что не так дорого, как натуральный шелк. Мои первые эксперименты проходили над атласом и портьерной тканью (да-да! и она тоже подходит, причем очень даже, для изготовления панно).
Почему панно? Тому есть множество причин. Конечно, хочется сразу что-то такое, что можно будет носить и форсить, т.е. шарф, палантин, платок…. Но, для таких утилитарных вещей лучше подходят натуральные ткани (в идеале -шелк) и краски под запарку. Запаривать возможно только натуральный шелк, думаю, объяснять почему не нужно. Кроме того, т.к. мы предполагаем, что этот материал предназначен для самых начинающих, то объясню, почему именно такие краски. Если совсем примитивно, то краски для батика делятся на два вида: парозакрепляемые и под утюг. Первые: активные и кислотные, анилины и проционы… если честно, в химических процессах и их составах разбираюсь так себе, но вам это в настоящий момент и не слишком важно, захотите — узнаете подробности. Главное, что вам нужно знать: запаривание изделия — процесс достаточно нервный. Не буду говорить, что это сложно, нет! Мастер-классов на эту тему здесь — много. Мне это удалось с первого раза… Но нервы…сколько их было потрачено и тратится каждый раз, когда я ставлю запариваться очередной платок или шарф… а вдруг что-то пойдет не так?! Так что для начинающих — это не вариант. Но у них есть огромное преимущество перед акрилом: они не меняют структуру шелка. Ткань остается нежной и легкой. Это потому, что эти краски проникают в структуру ткани, в отличие от акрила. Он работает по-другому: акрил создает вокруг волокон ткани цветную пленочку.
Краски, которые закрепляются утюгом- это акрил. Даже если вы не увидели на баночке надписи: акрил, это точно он! Он не плох, ни в коем случае! Но за счет своих особенностей даже самый качественный акрил самых лучших производителей делает ткань….жестче. Да простят меня другие мастера, работающие с акрилом, но я использую акрил ТОЛЬКО для панно.
Но вернемся к ткани. Кусок ткани, на которой вы будете творить свое первое панно, должен быть на 7-10 см больше, чем предполагаемый размер готовой работы. Это объясняется очень просто: когда вы сотворите чудо, вы наверняка захотите повесить его на стену и любоваться! Для этого вам нужно будет натянуть ткань на раму… именно для этого нужен некий запас по краям.
Ткань перед росписью необходимо обязательно постирать и отгладить. Чаще всего ткани продаются аппретированными, т.е. обработанными специальными составами, чтобы меньше мялись и пачкались. В аппретированный материал краски впитываются ОЧЕНЬ плохо! Так что не ленитесь, стирайте свой холст!
Рама. Сейчас у меня, да и у всех мастеров, влюбленных в батик всерьез и надолго, штук 15 разных рам. И для платков, и для шарфов, и для палантинов. От 40х40 до 110х110. Но для начала остановитесь на небольшой раме, например 60х60 см. Или оттолкнитесь с выбором размера от размера будущего шедевра. Прибавьте по 10 см и ваяйте раму! Понятно, что в интернете можно купить раздвижные рамы, но давайте вспомним, что это наш первый опыт, и мы пока ни в чем не уверены… Кода вы определитесь для себя, что батик — это ваше всё, купите или закажете себе рамы всех видов и размеров. Но пока хватит одной.
Свою первую раму я делала сама. Купила на хоз.рынке деревяшки (уж простите, не знаю как назвать правильно… брус???) сечением 2,5 х2,5 см. Отпилила ножовкой кусочки нужной длинны, скрепила металлическими уголками. Получилось достаточно прочно (ткань при натягивании не гнула деревяшки), дешево и сердито.
До сих пор все рамы у меня самодельные. Правда, сейчас мне их делаем муж. Но принцип изготовления не меняется.
Чтобы рама не окрасилась, а это обязательно случится, ведь краска будет пропитывать ткань, раму можно залакировать… Но проще просто обмотать скотчем! И просто, и быстро, и эффект будет достигнут. Если скотч потеряет презентабельный вид, а это неизбежно, ведь мы будем тыкать в него кнопками и пачкать красками, его легко заменить.
Краски. Немного о красках я уже писала выше. Продолжим тему. Выбор красок сейчас просто невероятный. Я даже не буду пытаться обозреть необозримое и впихнуть в с статью невпихуемое… Так как сегодня мы говорим о начинающем мастере, то ему я рекомендую остановиться на Деколе.
Отечественные краски, не дорогие, разнообразные по цвету, устойчивые к выгоранию. Хорошо смешиваются и не дают неожиданных результатов. А еще продаются везде! И это — большое преимущество! Потому что в нашем городе, хотя назвать его совсем маленьким язык не повернется, всё таки, 200 тыс. жителей, кроме собственно Деколы в различных вариациях я красок для батика не нашла. А Декола оказалась отличным вариантом для начала. Закрепляются эти краски утюгом. Цвета получаются яркие и сочные. Кстати! У Деколы есть не только жидкие акриловые краски по шелку, но и краски для текстиля! Они гуще и подходят для свободной росписи.
Кстати! Мы же с вами не уточнили, что для самой первой работы лучше выбрать «холодный» батик. Этот такая техника росписи. Но о техниках мы поговорим чуть позже! Уточнение важно для того, чтобы стал понятен выбор жидкого акрила по шелку и необходимость резерва. И как раз сейчас мы о нем поговорим.
Резерв в батике, это не только способ не дать краскам растечься. Это еще и декоративный элемент. В панно декоративная функция резерва проявляется особенно явно. Но это тема для отдельного разговора. Сегодня мы говорим о первых шагах. И в нашем первом панно резерв будет бесцветным. Какой вы для себя выберете резерв — решать вам. Для начала вам нужно знать, что резерв бывает несмываемый и смываемый. Еще он бывает цветной и бесцветный(прозрачный). На водной и резиновой(бензиновой) основе. Думаю, те, кому будет очень интересно, найдут информацию о видах резерва. Сейчас мы выбираем, что лучше для начинающих.
Я начинала с резервом «Гамма» и для меня он до сих пор самый удобный: недорогой, доступный и достаточно качественный. К его минусам можно смело отнести запах. Поэтому при работе с этим резервом — открывайте форточки! Он продается в баночках по 70 мл. Сохнет около суток. Для его нанесения используют стеклянные трубочки или специальные флакончики с насадками, но о них потом.
Второй доступный вариант — смываемый резерв «Декола». Он продается в тубах и снабжен утончающимся к кончику колпачком. Предполагается, что так вам будет удобно рисовать линии. Однако мне было не удобно. И я выдавливала его в бутылочку ( о бутылочках и флакончиках чуть позже), немного разводила (ибо густоват) и только потом рисовала. Из плюсов: запаха нет, быстро сохнет. Из минусов: линия местами слегка потеряла четкость.
О технике нанесения резерва, его густоте относительно плотности ткани и тому подобных тонкостях написано уже много, поэтому останавливаться на этом подробно я не буду, а перейду сразу к… приспособлениям для нанесения резерва!
Я специально не говорю о трубочках, хотя если вы откроете книги по батику, то увидите, что все авторы хором пишут о стеклянных трубочках для резерва. Я лично никогда трубочками не пользовалась, ибо сразу поняла все сложности работы с ней. Зато моя фантазия бурно искала выход и нашла его в виде небольших флакончиков из-под жидкости для разбавления лаков для ногтей! На кончик такого флакончика я приспосабливала металлический кончик от стержня для гелевой ручки из которого был аккуратно выдавлен шарик. Уже потом увидела в каком то из постов на ЯМ идею с кончиком от механического карандаша, но к тому моменту я обзавелась специальными флакончиками с металлическими соплами. Вот именно их я вам и рекомендую приобрести. Хотя бы парочку. Работать ими куда удобнее, чем трубочкой. Если же возможности купить это чудо нет, идея с флакончиком и наконечником от карандаша вам в помощь!
Что осталось? Кнопки. НА сайтах, которые торгуют материалами для художников, и для батика в.т.ч. можно увидеть чудо природы: специальные кнопки для батика или крючки. Однако их бешеная стоимость меня от них отпугнула напрочь. Я пользуюсь обычными канцелярскими кнопками-гвоздиками, которые хорошо втыкаются и стоят копейки. Для первых опытов ничего лучше и не придумаешь. Позже в качестве приятности купите себе специальные крючки… хотя я сейчас придумала для себя другой способ: сделала крючки из портновских шпилек. Острый кончик загнула крючком, а в петельку очень удобно протаскивать нитку или кнопку :))) Но это уже излишества.
Карандаш. Я использую очень мягкие карандаши 6М или 8М для нанесения рисунка-наброска на ткань. Кто-то использует маркеры для ткани, но мне работать с ними не понравилось. Так что, карандаш наше всё.
Кисти. Полный набор кистей вы купите себе потом, а для начала хватит 2-3: тонкой, средней и большой. Каждая из них пригодится вам. Тонкая — для прорисовки мелких деталей. Средняя — для росписи основных фрагментов. Большая — заливать фон. Кисти лучше покупать натуральные, но это сильно зависит от предпочтений мастера. Хорошая синтетическая кисть будет лучше, чем плохая беличья.
Палитра. Многие мастера покупают специальные палитры для художников: пластиковые с углублениями-ванночками. Я поступала проще — использовала белые пластиковые тарелки. И купить недорого и выбросить не жалко! бОльших объемов краски — ванночки, в которых продается бульонное желе. Очень, кстати, удобно!
Итак, как мне кажется, я вспомнила всё, что понадобиться начинающему мастеру.
А теперь пара слов о том, что нужно знать и уметь…
Когда то очень давно я закончила художественную школу. Это было так давно, что особых навыков у меня не осталось. Но вспомнила я быстро. Самое главное, что я вынесла оттуда — это умение смешивать краски и знания, что я получу, если смешаю определенные цвета; навыки работы с акварелью, а значит умение держать кисть. Вот это вам будет нужно. Понятно, что научить вас держать кисточку и писать ею по интернету не получится. А вот о смешивании красок материалов много. Прежде чем возьметесь за работу — почитайте обязательно!
Эскизы необходимой величины я лично давно делаю при помощи компьютера и, если вам будет интересно, — поделюсь своим способом. По старинке мастера рисуют эскизы на бумаге в натуральную величину или переносят на ткань по квадратам (как вариант), а особенно талантливые творят прямо на ткани. Я к таковым себя не отношу, поэтому хитрю как могу. :)))
Конечно, прежде чем вы начнете творить свой первый батик, узнайте как можно больше о техниках, коих множество и каждая по-своему прекрасна, о красках и свойствах ткани, о том, как создавать эскизы и где искать вдохновение… Во всем этом вам поможет Ярмарка мастеров. А я на этом поспешу откланяться.
С уважением,
Наталья.
Инструменты и материалы для “холодного” батика
В этой статье я расскажу подробно про материалы и инструменты, которые используются при создании “холодного” и “горячего” батика, а также росписи в свободной технике.
Начнем с ткани. При создании батика предпочтение лучше отдать тканям из натуральных волокон. Совет многих художников — начинать первые пробные работы на ситце, ещё новичкам подходят батист, бязь, крепдешин. С приобретением опыта открываем новые материалы: креп-жоржет, туаль, креп-шифон. Лично я работаю на ситце, креп-сатине, натуральном шелке.
Работы на креп-сатине сияют. Краски на нем играют всеми оттенками перламутра. На ситце получаются яркие, чистые, звонкие работы. У каждого цвета свой ясный голос, но при этом не возникает диссонанса в звучании.
Очень не понравилось работать на искусственном шелке. Почему-то краска “уходила”, теряла цвет и получалась какая-то невнятная серость. Удивило поведение резерва — он растекался. Может, это мне так не повезло, а у Вас все будет иначе с искусственным шелком.
Ткань перед работой обязательно стираем, прополаскиваем и гладим. Стираем, чтобы смыть вещества, придающие ткани товарный вид. Гладим, чтобы на ней было удобно и приятно работать.
В любом случае выбор за Вами, здесь огромное поле для экспериментов. Пробуя работать с разными тканями, Вы обязательно найдете ту, которая будет идеально подходить для реализации именно Ваших замыслов.
Следующим пунктом у нас будут подрамники. Подрамник — это рама, на которую натягивается ткань для дальнейшей работы. Если роспись маленькая, вместо подрамника можно использовать пяльцы, но ткань надо натянуть как барабан.
Работы средних и больших размеров выполняются на деревянных подрамниках, желательно из мягких пород дерева, чтобы легко входили кнопки. Деревянные подрамники бывают заданных размеров или профессиональные — раздвижные.
Раздвижной подрамник очень удобен — не занимает много места и универсален. Он представляет собой четыре рейки, которые скрепляются между собой и подгоняются под размер определенной работы. Потом его можно разобрать и использовать для следующей.
Перед натяжкой я советую Вам оклеить подрамник малярным скотчем. Это убережет его от протекающей краски, которая при дальнейшем использовании подрамника может испачкать новую работу.
Следующий пункт — крепления для ткани. Я натягиваю её с помощью силовых кнопок. Тонкую, нежную ткань рекомендую закреплять булавками или специальными трехзубчатыми кнопками.
Ткань на подрамнике должна быть натянута ровно и туго. Чтобы добиться такого эффекта, начинаем прикреплять ткань кнопками по углам, потом закрепляем противоположные друг другу середины сторон и далее продолжаем процесс натягивания, пока не добьемся упругой вибрации ткани при соприкосновении с пальцами.
Кусок ткани должен быть сантиметра на четыре больше размеров подрамника по длине и ширине.
Часто возникает вопрос, как и чем переносить рисунок на ткань. Я подкладываю под неё эскиз и обвожу его фломастером, который также используют при работе с вышивками. Линии рисунка при соприкосновении с водой исчезают.
Раньше пробовала простым карандашом — не отстирывается. Гелевая ручка остается на ткани, ее можно использовать, если цвет совпадает с цветом контура.
Однажды я, желая смыть ее, постирала работу в стиральной машинке… так вот, краски поблекли, а линии, выполненные гелевой ручкой, остались. Попытка работы с капиллярными ручками привела к появлению некрасивых пятен на ткани. В итоге я сделала выбор в пользу “волшебных” фломастеров, прекратив эксперименты с остальными канцелярскими товарами.
Очень важно ответственно отнестись к выбору стеклянной трубки для нанесения резерва и самого резерва, если речь идет о “холодном” батике.
Стеклянная трубочка представляет собой систему из трех частей: первая — самая длинная — прямая стеклянная трубка, вторая часть шаровидная, именно там находится резерв, а третья часть — выходное отверстие — изогнутый носик, через который вытекает резерв.
Стеклянные трубочки представлены в магазинах в широком ассортименте. Они имеют разные диаметры выходных отверстий. Благодаря этому можно выбирать инструмент для тонких линий или потолще, в зависимости от Ваших предпочтений. При выборе обратите внимание, чтобы кончик носика трубочки был без видимых дефектов и обязательно под углом 135 градусов.
Трубочка требует к себе аккуратного, бережного отношения. Она очень хрупкая. Каждый раз после окончания работы её нужно промыть любым растворителем, во избежание высыхания остатков резерва внутри. При образовании в трубочке пробки из засохшего резерва, следует аккуратно прочистить её носик тонкой проволокой.
Резервирующий состав имеет резкий запах, а по консистенции напоминает жидкое тесто. Состав для контура можно приготовить самим или купить в специализированном магазине. В зависимости от Ваших целей можете выбрать бесцветный или цветной контур.
Всегда обращайте внимание на срок годности резерва и на его консистенцию. Состав должен быть однородным.
Есть резервирующие составы на водной основе, но они хуже держат контур и часто протекают. “Гаммовский” резерв идеален для новичков, однако работать нужно строго вдали от огня в хорошо проветриваемом помещении, чтобы не попасть под воздействие паров бензина и резинового клея.
После нанесения контура необходимо дать ему просохнуть в течение пары часов. Можно ускорить этот процесс феном.
Краски для батика условно можно разделить на два вида — парозакрепляемые и термофиксируемые. Парозакрепляемые требуют закрепления путем запаривания. Термические закрепляются проглаживанием горячим утюгом. Некоторые мастера фиксируют цвет, положив работу в микроволновку.
Я пользуюсь красками, требующими термообработки. После проглаживания цвета моего батика становятся яркими, насыщенными и устойчивыми. После закрепления работу спокойно можно стирать, цвет никуда не денется.
Когда только начиналось мое знакомство с батиком, я пользовалась парозакрепляемыми красками, и было много разочарований. Если не закрепить такую краску — любая капля воды испортит ее, а при неправильном или недостаточном запаривании краска смывается и цвет тускнеет. Мне не понравилось ими работать.
Многие фирмы выпускают краски и контуры для батика. Профессионалы отдают предпочтение продукции под маркой «Marabu», «AvantGarde», «Gutta». Для новичков очень хороший вариант — это наборы акриловых красок по ткани фирм “Гамма” или “Декола”. В наборах от “Гаммы” помимо красок есть стеклянная трубочка, резерв и инструкция по применению.
Роспись выполняется кисточками разного размера. Подойдут кисти из синтетики или натурального волоса, такие как белка, пони, колонок, однако после работы нужно их тщательно мыть в теплой воде с мылом, не допуская засыхания. Также можно применять губки.
Я работаю кисточками. Флейц использую при заливке больших площадей, а маленькие кисти идеальны для проработки деталей.
В этой статье я постаралась рассмотреть все, что может понадобиться при работе над первым батиком. Единственное, что я могу добавить — действуйте! Несмотря на описанные сложности, работа по ткани очень интересна и увлекательна. Результат Вам понравится, и, может быть, это станет началом долгого творческого пути. Успехов Вам!
Выбираем ткань для батика. | Журнал Ярмарки Мастеров
Сегодня я расскажу о тканях, которые использую в работе. В основном это конечно же натуральный шелк. С ним приятно работать и он великолепно смотрится, а так же комфортен в носке. Но натуральный шелк — это только состав ткани. Натуральный шелк может быть тонким, плотным, мягким, упругим, гладким, шероховатым, из него даже ковры ткут! Одни виды шелка подходят для традиционной росписи, другие скорей для экспериментальной. Одни хорошо драппируются и потому отлично смотрятся в платках, другие хорошо держат форму и не растягиваются, поэтому их лучше использовать для штор и панно. Поэтому из всего многообразия шелков я выбрала несколько видов и работаю в основном с ними, иногда обращаясь и к менее распространенным типам полотна.
Дальше я буду рассказывать о каждом виде с точки зрения использования шелка в жизни: как носится, драпируется и т.д., и с точки зрения художника: насколько приятна ткань в работе.
Атлас.
Скорей всего при слове «шелк» вы представили себе атлас. Именно он, король шелков, воплощает в себе все лучшее: благородный блеск, мягкость, красивые складки, игру цвета. Правда, некоторые не любят его за скользкость и чрезмерную нежность. На тонком атласе довольно просто поставить зацепку или сдвинуть волокна при стирке. Поэтому в своих работах я чаще использую атлас плотностью 14. Он не намного тяжелее атласа 12плотности, но при этом его основные нити расположены более плотно и полотно не так легко травмировать.
Я люблю атлас за то, что краски на нем легко растекаются, цвета выглядят ярче, чем на других шелках, и атлас всегда сохраняет мягкость. Не люблю за тянучесть. Довольно сложно бывает изобразить на атласе прямые линии, особенно ближе к краю, который невозможно натянуть идеально ровно. К тому же у атласа есть лицо и изнанка, не очень удобно для платков.
Крепдешин.
Этот шелк как раз для тех, кто не любит блеск и скользкость. Крепдешин имеет чуть шероховатую поверхность (которая все равно остается шелковой, ее не сравнить со льном, например). А не любят его как раз за эту шероховатость и отсутствие блеска. Каждому свое. При этом он мягкий и легко драпируется.
У меня бывают периоды большой любви к крепдешину, когда я отдаю должное его способности держать линию при свободной росписи, мягкости и сдержанности. Нет блеску и роскоши атласа, даешь благородство крепдешина!)) Но есть у него и свои недостатки: он тянется гораздо больше атласа, то есть с прямыми линиями еще сложнее, и может заметно сократиться в размерах после снятия с рамы и стирки.
Туаль.
Третий кит батика А может первый. Свои первые опыты в росписи я ставила именно на нем. Он дешевле атласа и крепдешина, не тянется, достаточно тонок, чтобы хорошо пропитываться резервом, цвета на нем не меняют свою насыщенность в зависимости от угла падения света. В общем с ним работать легко. Но в конечном итоге выглядит он скромнее, чем атлас и крепдешин. Он не так мягок, не обладает роскошным блеском или интересной фактурой. И тем не менее он прекрасно подходит для вещей, которым необходимо держать форму (галстуки, наволочки, шторы,одежда), для легких летних платочков, или вещей с росписью, где много прямых линий. И на мой взгляд туаль — это лучшая ткань для панно.
Саржа или твил.
Признаюсь, я затеяла эту статью ради саржи Сейчас это моя любимая ткань, но поскольку раньше я ее не использовала, мои заказчики, возможно, мало с ней знакомы. Поэтому я ее немножко понахваливаю. Итак саржа подобно туалю мало тянется, поэтому на ней возможна самая замысловатая роспись, обладает легким блеском и интересной фактурой. Она мягкая и хорошо драпируется. Одинакова с двух сторон. И особый момент, платки Hermes по большей части делаются именно из саржи.
Недостатки…, я в своей влюбленности их пока не вижу. Ну, возможно, вы просто не любите саржу, а любите атлас.
Шифон.
Шифон я почти не использую, но иногда случается, поэтому опишу. Шифон тонкая, чуть шероховатая ткань. Хорошо подходит для одежды, поскольку не скользит. Например для тонких накидок. Или для платков. Большой-пребольшой шифоновый платок можно упаковать в маленькую-премаленькую сумочку и достать в нужный момент. Удобно для летних путешествий.
В работе я шифон не люблю. Он слишком тянется, быстро сохнет, краска на него ложится не очень равномерно. Возможно, я просто не умею его готовить
Фуляр.
Упомяну и фуляр, справедливости ради, поскольку давно с ним не работаю. Фуляр тонкая шелковая ткань. Очень тонкая, очень нежная. Зацепки, сдвиги основных нитей — спутники фуляра. Но он мягче туаля и иногда может быть предпочтительней.
Не 100% шелковые ткани.
Я люблю работать с шелком. Для меня, как для художника, это идеальный холст, на которым краски текут и играют и работа движется с удовольствием. Другие ткани это сложная территория, иногда она подсказывает новые интересные решения, иногда просто добавляет сложностей. Но бывает же что и шелк приедается и хочется чего-то новенького, необычного.
Батист, хлопок/шелк.
Интересная ткань. Не блестящая, мягкая, с интересной фактурой. Хорошо драпируется. Для меня это «зимняя» ткань, хотя она достаточно тонкая и подойдет для летних вещей тоже.
Поскольку краски хорошо растекаются на батисте, он может использоваться для росписи в классических техниках батика. А его чуть шероховатая поверхность прекрасно подходит для свободной росписи. Надо учитывать, что цвета на батисте получаются более приглушенными, чем на 100% шелке.
Шерсть/шелк.
Зимняя ткань. Грубоватая на вид, с выраженной фактурой, но довольно мягкая. Отлично подходит для свободной росписи, а вот классический холодный батик на ней выполнить довольно сложно.
Вот такие ткани я использую. Почти любой платок или шарф может быть повторен на другом виде ткани, чем он был выполнен изначально. Поэтому не стесняйтесь предлагать новые решения, возможно это пойдет на пользу старому сюжету
Как выбрать краситель для батика, или Путеводитель для новичка
Написать эту статью меня подстегнула одна из моих учениц, которая после первого мастер-класса пошла в магазин и купила совершенно не те материалы и красители, которые я рекомендовала.
Понятно, что запомнить всю информацию, которую мастер вам дает на уроке довольно сложно, еще сложнее выбрать краситель в магазине, когда от обилия баночек и фирм-производителей разбегаются глаза.
Итак, вы сходили на мастер-класс по батику или посмотрели его на Ярмарке Мастеров или где-то еще в недрах интернета. И захотели сделать работу в технике батик у себя дома. Что для этого нужно? Рама, шелк, кисти, резервирующий состав и краски для шелка. Вот о красках для батика я и хочу поподробнее рассказать в этой статье. Я не буду затрагивать краски, которыми работают профессиональные батикисты или которые очень редко встречаются в магазинах. Я расскажу о красках, которые вы можете встретить практически в любом хобби или художественном магазине. На сегодняшний день красителей и фирм-производителей довольно много и, не имея опыта, довольно легко запутаться в том, что же вам действительно нужно, чтобы расписать платочек вашей мечты.
Начнем с того, что нам точно не нужно — это красители с надписью TEXTIL.
Мы же с вами ищем баночки с надписью «Для батика», «Шелк» или «Silk».
Кому не объясняли на мастер-классе, дополнительно скажу, что самые распространенные красители делятся на два типа: акриловые (термозакрепляемые) и анилиновые (парозакрепляемые). Для чего нам нужно это знать? От этого зависит способ закрепления краски на ткани — акриловые закрепляются утюгом, анилиновые нужно закреплять на пару дома или везти в автоклав. Иначе при первой же стирке краситель просто смоется.
Так как прикладывать особых усилий для закрепления акриловых красителей не нужно, то их чаще всего выбирают любители батика для работы. С них я и начну свой рассказ.
Обычно на них написано «Акрил» или стоит значок утюжка (фиксация красителя утюгом).
Итак, самыми распространенными и встречающимися в магазинах красками для батика являются красители таких фирм, как Гамма, Декола, Love2art и Олки. Также это самые бюджетные красители. Если вы не уверенны, что будете заниматься батиком, но попробовать очень хочется — смело покупайте любой из наборов этих фирм. По качеству они примерно одинаковы. В наборах фирмы Гамма Хобби Акрил вас ждет трубочка для нанесения резервирующего состава, сам резервирующий состав и красители 5 основных цветов. Также красители можно купить и отдельно, их цветовая палитра включает 11 цветов.
К сожалению, у этих красителей есть минус — они делают ткань жесткой. Поэтому ими можно работать либо на плотном шелке, либо сильно разводить водой или использовать для картин и панно.
Следующая группа акриловых красителей — красители иностранных фирм-производителей. Тут уже пропадает эффект жесткости и утяжеления ткани, как в предыдущей группе, появляется больший цветовой ряд на выбор, но появляется другой минус — эти красители стоят серьезных денег.
Фирмы Pebeo, Marabu и Javana бесспорные лидеры на этом рынке. Первые две фирмы выпускают прекрасные красители, которые отлично окрашивают и фиксируются на ткани, имеют богатую цветовую палитру.
А вот по наблюдениям батикистов, красители фирмы Javana могут сильно бледнеть после первой стирки. Вполне возможно у кого-то и был положительный опыт с этими красителями, но предупредить о возможном эффекте считаю необходимым. Это опыт не одного человека.
Переходим к парозакрепляемым (анилиновым) красителям. Эти красители уже для серьезно увлеченных батиком и профессионалов. Почему? Все дело в фиксации красителя на ткани — это довольно хлопотный процесс, который может испортить ваш шедевр на самом последнем этапе работы. Хотя конечно эти красителя превосходят акрилы по своим свойствам — прокрашивают волокна ткани полностью, вы никогда не отличите изнанку от лицевой стороны, не утяжеляют ткань, шелк остается легким и блестящим.
Так же как и с акрилами — ценовой разброс достаточно велик.
Самыми бюджетными и, несмотря на название «Хобби», качественными красителями являются красители фирмы «Гамма». Продается в наборах с трубочкой и резервирующим составом, а также отдельно красители, цветовой ряд — 11 цветов. Из минусов — при первой стирке вымывается некоторое количество красителя.
Очень хороши красители фирмы «Dupont». Широчайшая цветовая гамма, яркие цвета, хорошо фиксируются на шелке. Из минусов — достаточно дорогие по цене и время запаривания увеличивается до 3-х часов.
Красители фирмы «AvantGarde» также имеют довольно большую цветовую палитру, но их также как и предыдущие нужно долго запаривать, цена на них тоже не на каждый кошелек.
Красители фирмы «Jaсquard» имеют несомненное преимущество перед другими. Несмотря на также довольно высокую стоимость, имеют в наборе жидкий фиксатор для краски. То есть эти красители можно закреплять как паром, так и прополоскав в этом закрепителе. Так что желающим попробовать анилины, но боящимся процесс запаривания — очень рекомендую.
Надеюсь, моя статья будет вам полезна и хоть немножко поможет сориентироваться в удивительном мире батика!
Батик. Практическое руководство по росписи ткани
Искусство росписи тканей дало миру сарафаны России, расписанные ткани и сари Индии, необыкновенные кимоно Японии. Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи ткани – батик.
История батика
Техника батика насчитывает не одну сотню лет, в
течение которых она все усложнялась и
совершенствовалась. Это очень древнее
художественное ремесло. В разных странах техника
батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет
свои особенности, но в любом случае используют
воду и воск.
Участки ткани, покрытые воском, не впитывают
краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером
и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных
конусообразных пакетиков, «чантингом», а для
повторения рисунка используют деревянные или
медные штампы, трафареты из дерева или
высококачественной бумаги.
Понятие «батик» впервые появляется в
голландских текстах XVII столетия. Яванцы называют
батик «амбатик», что означает рисование и письмо.
Хотя на художественных изображениях из Индии и
можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает
роспись в технике батика, ранних образцов таких
тканей не обнаружено. Самые древние образцы
найдены в Египте, они датируются V веком н. э.
Среди других находок, относящихся к глубокой
старине, – японские ширмы периода Нара (646 — 794).
Считается, что они были расписаны или китайскими
художниками, эмигрировавшими в Японию, или на их
родине.
Искусство батика очень древнее. Самые ранние
упоминания об использовании красителей для
ткани можно найти в китайских текстах,
относящихся примерно к 2500 г. н. э. Изобретение
шелка также приписывают китайцам (хотя есть
мнение, что еще в I тысячелетии до н. э. его вполне
могли производить и в Индии). НО то, что батик
применяли в Китае во времена династии Суй (710 –
794), известно абсолютно точно. В любом случае
история прочно связывает это искусство с Китаем,
ведь именно оттуда оно распространилось по всему
миру – вместе с шелком. Нежная, легкая материя
ценилась тогда на вес золота и экспортировалась
из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на
Ближний Восток и в Индию. Потому-то этот торговый
путь и получил название Великого шелкового пути.
Есть свидетельство, что к 1677 году торговля шелком
из Индии распространилась на о. Ява и в Персию.
Во времена китайских династий Суй (581 – 618) и Тан
(618 – 907) Япония находилась под большим влиянием
Китая, поэтому вполне возможно, что именно тогда
батик из Китая был экспортирован в Японию. Об
этом свидетельствуют и ширмы, относящиеся к
периоду Нара (646 –794). В Японии в VIII веке батик
был широко распространен. Всем известно, что эта
страна всегда славилась своими великолепно
отделанными кимоно.
В былые времена японцы много времени проводили
сидя со скрещенными ногами, поэтому им нужна
одежда, не стесняющая движений. Кроме того, в этой
стране, как, впрочем, и повсюду на Востоке, не было
принято демонстрировать свою фигуру. Но
социальный статус необходимо было как-то
обозначить, поэтому украшение одежды стало
обычным делом для японцев.
Роспись по ткани с применением воска в Японии
часто сочетали с другими техниками окраски –
например, с узелковой техникой, позволяющей
создать очень сложные узоры.
В начале XIX века Миязаки Юзен (по другим
источникам Миядзани Юдзен) создал собственный
стиль, используя и трафареты, и крашение с
защитным составом. Его работы сразу можно
отличить: великолепные рисунки располагаются в
пределах четко выделенных участков.
Батик завоевал особую популярность на о. Ява, где
специалисты в этом деле достигли небывалых высот
мастерства. Йоджакарта, Соло, Чиребон,
Пекалонган, Тегал, Таксималая, Индрамаю, Гарут,
Лезам и Семаранг – такие звучные «имена» носят
крупные центры производства батика на острове.
Одежду из тканей с узорами, выполненными в
технике батика, поначалу носили лишь
аристократы. Свое свободное время они посвящали
росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень
трудоемкой работе стали подключать и слуг.
На о. Ява традиционные узоры и техника их
нанесения передавались из поколения в поколение,
причем в каждой семье они назывались по-разному.
Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или
кавунг (с круговыми элементами). На Центральной
Яве используют более темные краски, чем не
северном берегу острова, где ткани расписывают в
основном с целью продажи.
Северную Яву часто посещали арабские и китайские
купцы, прибывающие из-за моря. Традиционные
мотивы здесь несколько изменились в угоду вкусам
потенциальных покупателей. Кроме того, в ярких
красках – розовой, желтой и синей, которыми
искусно изображены птицы и цветы, четко
прослеживается влияние Китая.
Ислам запрещает изображать людей и животных,
поэтому, когда он распространился на о.Ява,
изображения на ткани стали более стилизованными,
а среди красок начал преобладать священный для
мусульман зеленый цвет. В то же время голландские
купцы предпочитали европейские мотивы – их
привлекали букеты, бабочки и птицы. Интерес к
батику в Европе подхлестнула и книга по его
истории, написанная генерал-губернатором о. Ява
Томасом Раффлсом.
В 1835 году в голландском городе Лейдене была
открыта первая фабрика по производству батика.
Следом за ней такие предприятия появились в
Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме. Для
получения наибольшей прибыли с наименьшими
затратами при воспроизведении сложных яванских
узоров была разработана новая технология. Чтобы
обучать рабочих, голландцы не поскупились нанять
индонезийских мастеров. Возвращаясь на Яву, эти
специалисты, в свою очередь, налаживали
производство батика на родине. В то время воск
наносился с помощью печатных штампов, что
значительно удешевило и позволяло получать
очень сложные узоры. Для тканей с раппортным
узором штампы подгоняли друг другу.
Поле резкого обвала мировой экономики в 1920-х
годах батик из промышленного производства снова
стал ремеслом одиночек. В Голландии открылась
школа батика, он превратился в прикладное
искусство. Зачастую замысловатые и
стилизованные изделия в технике батика сильно
повлияли на стиль модерн и таких художников, как
мадам Пангон, Крис Лебо и Чарльз Ренни Макинтош.
Материалы и инструменты
Ткань – из натурального шелка
(крепдешин, шифон, туаль, креп-жоржет), но можно
использовать и хлопчатобумажные ткани (батист,
штапель, тонкий поплин, маркизет). Ткань можно
купить метражом и в виде готовых платков,
галстуков или шарфов.
Краски – выбор красок для росписи по
шелку достаточно велик. Одни краски разводятся
только спиртом, другие разбавляются также и
водой. Отличаются они и по способу закрепления –
утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром,
причем каждая из них имеет как свои преимущества,
так и свои недостатки. И все же бесспорное
предпочтение знатоки отдают высококачественным
краскам французской фирмы «Lefrans & Bourgeois»,
закрепляемым путем запаривания. Можно
использовать анилиновые красители как
отечественного, так и импортного производства.
Высококачественные краски итальянской фирмы
«Maimeri» и «Maimeri idea» закрепляются утюгом. Краска для
росписи ткани marabu фирмы «Дигл Дизайн» (silk, textill).На
сегодняшний день на рынке имеется множество
подобных красителей. Из отечественных
красителей удобен в применении набор для росписи
тканей «Батик», «Ученик» фирмы «Гамма». Он
конечно уступает импортным красителям, но для
начинающих это замечательный вариант.
Контурный состав – Для каждой краски
подходит определенный контурный состав, обычно
фирма производящая текстильные краски
производит и контурный состав, подходящий для
нее. Как правило, резервирующий состав имеет
прозрачный цвет, для того чтобы сделать состав
определенного цвета добавляют золотой,
серебряный или цветной контур.
Деревянная
рама – можно купить в магазине или сделать
на заказ в багетной мастерской. Существуют
специальный профессиональные рамы для батика с
гайками, что обеспечивает возможность подогнать
ее под любой размер.
Палитра и пипетки – облегчают забор
краски из флаконов и их смешивание. Палитра
должна быть с углублениями и обязательно белого
цвета.
Стеклянные трубочки или пластмассовый
флакон с пипеткой на конце – служат для
проведения тонких линий в технике холодного
батика. Стеклянные трубочки можно
встретить в специализированном магазине или в
наборе для работы с батиком. Можно использовать
стеклянные чертежные рейсфедеры, медицинские
капельницы с тонкими загнутыми под 135 градусов
кончиками. Пластмассовый флакон на конце имеет
металлический колпачок-насадку с полой иглой или
узким отверстием. Чантинг – металлический
инструмент для нанесения контуров.
Клейкая лента – нужна для оклеивания
верхней стороны рамы перед началом работы,
благодаря этому дерево не сможет впитать в себя
краску и не запачкает вашу следующую работу.
Фен – ускоряет процесс высыхания
красок. А так же помогает создать
замечательные живописные эффекты в технике
свободной росписи.
Кнопки – (канцелярские) для натягивания
ткани. Лучше использовать трехзубчатые кнопки
или булавки, поскольку после их удаления
остаются лишь маленькие проколы. Можно
использовать стиплер.
Кисти – (беличьи или колонковые) Если вы
решили вплотную заняться батиком, вам
понадобятся профессиональные кисти:
- Широкая беличья кисть;
- Веерная кисть;
- Беличья кисть «Petit Gris pur» международный номер 11;
- Кисть из волоса красной куницы Экстра – международный номер 5;
- Кисть из полиамидов – международный номер 4;
Калька и алюминиевая фольга – Калька используется для заворачивания раск
как она называется, какой материал нужно использовать для холодной и горячей техники?
— Собираемся отдать ребенка в школу творчества на занятия по ручной росписи по ткани. Знаю, что нужно будет закупить необходимые материалы, в том числе и сам материал. Какой должна быть ткань для батика, в частности, для холодного батика?
Анастасия Бычкова
Старший продавец в магазине тканей
Ткань для батика — это определенный вид материала, хорошо поддающийся окрашиванию и обладающий высокой цветовой устойчивостью. Важное значение имеет состав: для такого декорирования лучше всего использовать ткани однородного состава, поэтому смесовые полотна не подойдут, так как краска на них ложится неравномерно.Основные требования следующие: полотно не должно растягиваться и иметь слишком тонкую фактуру. Выбирать ткани рекомендуется только с полотняным переплетением, при этом они должны хорошо впитывать влагу и не обладать водоотталкивающими свойствами.
Конкретный выбор того или иного полотна зависит от способа росписи. Для начинающих мастеров, работающих в технике холодный батик, подойдут натуральный шелк или атлас:
- шелк прекрасен своей легкостью и воздушной нежной фактурой, благодаря которой, материя окрашивается очень быстро. Шелк отлично впитывает любой вид красителя и сохраняет яркость и насыщенность цвета надолго. Однако шелковый текстиль нельзя использовать при горячей технике росписи;
- атлас известен всем своей идеально гладкой поверхностью и глянцевым блеском. На ровную однородную ткань легко наносятся краски, при этом они не растекаются и не высыхают слишком быстро, позволяя зафиксировать все мазки. Подходит практически для любого вида батика, включая холодный и горячий способы. К недостаткам можно отнести сложность нанесения прямых линий.
Вискоза идеально подходит для горячей техники, так как горячий воск не способен повредить структуру полотна. Этот текстиль обладает высокой цветоустойчивостью и красиво драпирующейся фактурой, которая смотрится еще интереснее с расписным узором. Минусы: полотно склонно к сминанию, поэтому перед работой его следует разгладить.
Ниже представлен список подходящих материалов для ручной росписи с описанием и фотографиями.
— Анастасия Бычкова Старший продавец в магазине тканей
Лучшие ткани для батика
Шелк
роспись по ткани для начинающих, что это, рисунки и мастер классы
Термин «батик» зародился на острове Ява. Именно оттуда популяризировалось ремесло. Он подразумевает под собой процесс окрашивания ткани с использованием техники резиста, то есть покрытие участков ткани стойким к красителям веществом, чтобы они не впитывали цвета. Считается, что этой технике более тысячи лет.
Что такое батик
Если заглянуть в историю, то можно увидеть подтверждение — в начале веков нашей эры в Африке, на ближнем востоке и в некоторых местах в Азии такая техника была широко используема.
Что за материалПопулярность ремесла можно объяснить тем, что он предлагает огромные возможности для художественной свободы. На ткани можно выводить несметное количество рисунков, а не ограничиваться тем, что может выдать ткацкий станок. Также, батик очень стоек, цвета несмываемы, в отличие от набивных рисунков.
Батик — древнее текстильное ремесло, происхождение которого связано с Африкой (Египет), Китаем, Японией и Центральной Азией, более распространен сегодня в Малайзии и Индонезии.
Происхождение ремеслаСлово батик означает «роспись воском». Самые лучшие работы выполняют на ткани с высокой плотностью нитей и ровную поверхность, такую как хлопок или шелк.
Ткань для батика заготавливают заблаговременно. Простирать, растянуть на поверхности, чтобы резиста лучше проник в волокна. В качестве резиста используют пчелиный воск, смола или парафин.
Воск наносится на участки ткани, а не на всю ткань. Для получения красителей с помощью специального инструмента, который называется «пение» (инструмент из медной чаши с тонкой струей и деревянной ручкой).
Нанесение воска на обозначенные участки всего куска может занять месяцы. Затем наносится краситель на ткань щеткой или маканием определенных участков.
Нанесение на волокно пигментаВажно! Ткани дают высохнуть в течение до двадцати четырех часов для отверждения, затем гладят. Затем ткань промывают в холодной / кипящей воде до прозрачности.
Ткань затем высушивается медленно, вдали от тепла и солнечного света, так что цвета хорошо закрепляются и становятся постоянными, не исчезают.
История магического ремесла
Свидетельства ранних примеров батика были обнаружены на Дальнем Востоке, Среднем Востоке, в Центральной Азии и Индии более 2000 лет назад. Возможно, что эти области развивались независимо, без влияния торговых или культурных обменов. Тем не менее, более вероятно, что ремесло на корабле распространилось из Азии на острова Малайского архипелага и с запада на Ближний Восток через караванный маршрут. Батик практиковался в Китае еще во времена династии Суй.
Это были шелковые батики, которые также были обнаружены в Наре, Япония, в форме экранов и приписаны периоду Нара. Вероятно, что они были сделаны китайскими художниками. Они украшены деревьями, животными, флейтистами, сценами охоты и стилизованными горами.
Расписанная тканьВ Индии не было обнаружено никаких свидетельств очень старых хлопковых батиков, но фрески в пещерах Аджунта изображают головные уборы и предметы одежды, которые вполне могли быть батиками. На Яве и руинах храма на Бали есть фигуры, чьи одежды имеют узор, напоминающий батик. К 1677 году появились данные о значительной экспортной торговле, в основном шелком из Китая на Яву, Суматру, Персию и Индостан. В Египте были выкопаны льняные и иногда шерстяные ткани с белыми узорами на синем фоне. Они были сделаны в Египте, возможно, в Сирии.
Представители племени, которые практиковали ремеслоИндонезия, особенно остров Ява, — это область, где батик достиг наивысшей вершины. Голландцы привезли индонезийских мастеров, чтобы преподавать ремесло голландским надзирателям на нескольких фабриках в Голландии с 1835 года. Швейцарцы производили имитационный батик в начале 1940-х годов. Восковая блочная форма печати была разработана на Ява с использованием колпачка.
К началу 1900-х годов немцы наладили массовое производство батиков. Есть много примеров этой формы батика, а также ручной работы во многих частях мира сегодня. Компьютеризация техники батика — очень недавняя разработка.
Виды и классификация батика
Техника рисования по ткани включает в себя такие разновидности:
- Рисование холодной техникой. То есть резистом выступает контур на основе бензина, парафина или резинового клея. Прекрасный вариант для новичков.
- Горячая техника, которая предполагает рисование горячим жидким воском. При этом рисуют не просто контур, но и каждый цвет. По окончанию всей работы, воск снимают с помощью бензина. Эта техника наиболее трудоёмка.
- Техника с помощью узелков. Для получения неповторимого рисунка, ткань связывают в узелок, без какого-либо резерва, окунают в пигмент либо распространяют рисунок кистью.
Существует вариант, когда резист не применяют, а просто — кистью наносят рисунок на ткань.
Разные техники батикаЧто нужно для батика: ткани, рамки, краски
Для занятий необходимо:
- Приготовить рамку или пяльца, в зависимости от размера холста. Существует специальное приспособление для батика, продается в специализированном магазине.
- Ткань батик — что это можно узнать у мастеров или в специальном магазине. Используют натуральную ткань — х/б, шелк, батист, шерсть. Однако плотная ткань не подходит, так как сквозь ее волокна не проступит резист и пигмент.
- Карандаш бумага — для создания эскиза
- Батик рисунки для начинающих на ткани
- Ножницы для ткани.
- Пчелиный воск, в зависимости от техники исполнения.
- Вода.
- Перчатки, для защиты рук.
- Помимо этого будут необходимы краски, резист.
Стоит сказать, что резист можно приобрести готовый, в стартовых наборах или же приготовить самостоятельно.
Техника работы с холодным батиком
Батик как рисовать по ткани может показаться сложным новичку. Но это не о холодной технике рисования.
Техника холодного ремеслаХолодная техника отличается тем, что резист может быть бесцветным либо же пигментированным. Часто это парафиновый или бензиновый контур. Наносят состав специальной трубкой, разного диаметра.
При такой технике пигмент прекрасно закрепляется с помощью запаривания, которое обеспечит, в будущем прекрасную стойкость цветов на ткани.
Краски для ремеслаТакая техника может варьироваться в зависимости от типа:
- Классический — рисунки созданы при помощи замкнутого холодного резиста. Нанесение в один слой.
- Многослойный. Рисунок наносят в несколько слоев.
- Незамкнутый. Роспись производиться с помощью линии резерва и смещения соседней плоскости.
- Свободный тип. При такой технике рисунок наносят хаотично, а на заключительном этапе наносят резерв. Такой вариант предполагает несколько способов выполнения. Это могут быть краски с солевым раствором, краски с загустителем в качестве резерва, масляные краски, специальные печатные краски.
Техника батик — горячий способ
Батик роспись, по ткани для начинающих в горячей технике сложна.
Техника горячей росписи выполняется на двух видах ткани- шелке и хлопке. Для того чтобы нанести краситель, предварительно наносится воск специальной заострённой бамбуковой палочкой или специальным инструментом чантингом. Если есть участки, где нет необходимости окрашивать пигментом, такой участок прорисовывают воском.
Важно отметить, что горячая техника трудоемка, так как покрытии воском участков может повторяться несколько раз. Именно от этого зависит интенсивность и яркость цветов будущего рисунка, а также стойкость пигмента.
Горячий батик может иметь различия в технике выполнения:
- Однослойный. То есть фиксация происходит при нанесении воска в один слой.
- Многослойный, когда на ткань наносят несколько слоев воска, тем самым можно создать градацию цветов на рисунке.
- Вытравка. Такой метод предполагает фиксацию определенных цветов на участке с вытравкой до белого цвета участков, где нет воска.
Узелковый батик: техника выполнения для начинающих
Узелковая техникаПрекрасным вариантом для новичков станет техника узелкового батика. Она, в принципе, нес ложная. Суть ее окрашивания состоит в том, чтобы скрутить ткань узелками, в которых не должно быть окрашивания. Важно — при окрашивании такой техникой, нужно использовать анилиновые красители. Такие красители прекрасно подходят для натуральных тканей — бязь, ситец, сатин.
Для того чтобы получить оригинальный узор, нужно по-разному скрутить ткань.
Другие виды росписи и рисования
Существуют и другие техники рисования — экспериментальные. К ним относят:
- Аэрографию. Когда сочетается машинная и ручная роспись, а краска распространяется по ткани специальным аппаратом — аэрографом.
- Шибори. Такая техника очень проста и доступна для всех. Ткань связывают узелком и помещают в краску.
- Поливка. При такой технике воск поливается на ткань в горячем виде.
- Штамповка. Такой вариант предполагает нанесение заранее приготовленного узора с помощью жидкого воска.
- Роспись валиками, которая также применяется при расплавленном воске.
Также существует батик как рисовать на ткани — живописный, обратный, монументальный, офортный, философский и т.д.
Монументальный вариантМногие опытные художники этой техники восторгаются ремеслом батика, так как оно неповторимо. Процесс, когда ткань поглощает в себя воск и краску, отражая игру оттенков нельзя не с чем сравнить.
Современный батик роспись по ткани, хотя и во многом благодаря прошлому, заметно отличается от традиционных и формальных стилей. Например, художник может использовать офорт, разгрузочное окрашивание, трафареты, различные инструменты для окрашивания, рецепты воска с различными сопротивляемыми поверхностями, работать с шелком, хлопком, крепдешин , шерстью, кожей, бумагой или даже древесиной и керамикой.
Что такое батик?
Батик (произносится как «бах-тик») — это техника, используемая для окрашивания тканей. Батикинг — относительно простой процесс, который часто дает прекрасные результаты.
Женщина с цветкомСначала на ткань наносится расплавленный воск на те участки, которые не должны быть окрашены.Существуют различные методы нанесения жидкого воска, но наиболее распространены нанесение воска кистью или прямое наливание. Как только расплавленный воск остывает, он затвердевает и проникает в ткань. Далее ткань пропитывается краской. Воск предотвращает проникновение красителя на ткань и, следовательно, сохраняет первоначальный цвет этих участков ткани.
Для удаления воска после окрашивания можно использовать растворитель.Как вариант, затвердевший воск можно выдавить утюгом; горячая поверхность расплавляет воск и продавливает ткань. Если желателен многоцветный дизайн, процесс повторяется для каждого цвета.
Для батика можно использовать многие ткани, но, кажется, лучше всего подойдет простой светлый хлопок.Трещины в воске позволяют тонким полоскам краски проникать на ткань, что придает батику характерный вид.
.Как делать батик с детьми
В течение учебного года мне нужно было найти подходящую для детей идею батика. Раньше я занимался восковым батиком с детьми, но с горячим воском бывает немного сложно. Также не очень интересно гладить воск с помощью большого количества газет. Я слышал о приклеивании батика к белому клею, но результаты меня разочаровали. Я наткнулся на эту идею синего клея, и мне она нравится !!!
Теперь о нем говорят в школе, потому что он настолько удобен для пользователей. Итак, приступим:
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
— моющийся гель-клей
— вощеная бумага
— ткань, хлопчатобумажный муслин
— акриловая краска
— кисти
— раковина или ванна для замачивания
— сушилка или утюг для нагрева
Вам понадобится этот вид клея.Сначала я сделал этот батик с версией Sparkle, но это лучше.
Я также покупаю в магазине Dollar безымянный бренд, который отлично работает.
Я использовал 5 бутылочек для 24 детей, и мы смогли сделать с ними 3 проекта.
Я обрезал ткань по размеру, и у меня есть слой вощеной бумаги под ней.
Нарисуйте изображение прямо на ткани с помощью флакона с клеем. Для бабочки я сначала слегка прорисовал карандашом в своем дизайне. Следы карандаша удаляются на этапе стирки.
Если у детей возникают проблемы с выдавливанием бутылки, налейте немного в чашку и используйте кисть .
Когда закончите, дайте ему полностью высохнуть примерно на 12 часов.
Развлекается рисованием (Джефф, 5 лет).
Обязательно используйте художественную рубашку, чтобы защитить свою одежду.По окончании окраски дать полностью высохнуть. В зависимости от веса ткани это может занять несколько часов.
Когда высохнет, вам нужно замочить ткань в теплой (почти горячей) водяной бане. В зависимости от веса ткани время замачивания может составлять от 10 минут до 1/2 часа (для более тяжелых тканей требуется больше времени). Я использую ванну, потому что она лучше всего подходит для большого количества предметов.Не беспокойтесь о том, что краска соскользнет, в воде останется только несколько хлопьев засохшего цвета.Чтобы помочь ему, вы также можете немного почесать его щеткой для ногтей.
Когда клей полностью исчез с ткани, отожмите кусок и просушите. Я использую сушилку, потому что я нетерпелив, и с 24 предметами я хотел, чтобы это было сделано.
Вшивайте в готовый проект. В этом случае Джефф хотел подушку для своей комнаты.
Это один из проектов, который я делал со школой ко Дню отца, самодельные ветроуказатели.Я использовала очень легкую ткань (подкладочный материал — полиэстер).
Еще мы сделали таблички с именами для всех детей из плотного холста.
В обоих случаях синий клеевой батик работал отлично !!
Попробуйте, возможности безграничны. Вы можете сделать флаги, баннеры, сумки, рубашки на заказ или просто красивую настенную подвеску.
увидимся позже
гейл
Pongee Silk — это гладкая ткань! Это то, что вам нужно для Batik
Последние сообщения от Eva Basile (посмотреть все)
Красивая гладкая ткань с компактным, но плавным переплетением, шелковистая: это то, что вам нужно для батика. При использовании шелка понжи цвета ярче , красивее; небольшой медный инструмент, используемый для распределения воска по поверхности шелка, идеально скользит, без ошибок или подтеканий.
Линии четкие, даже мелкие детали хорошо просматриваются. Батик удивителен своими красочными принтами, такими же четкими как на лицевой стороне, так и на оборотной стороне!
Когда я учился в художественной школе, меня больше всего интересовали ткани; Войлок был загадкой, мы не знали, что это такое, а сериграфическая печать была трудоемкой. Блочная печать и трафарет, которые мы, честно говоря, называли маской, не давали ошеломляющих результатов.
Вот почему, если у меня было свободное время в школе, что случается часто, Я тратил свое время на изготовление батика : школа, которую я посещал, не была клеткой, которая пугает так много детей; для меня это было похоже на вечеринку.
Итак, я пошел в библиотеку и прочитал « Etude De La Plante» Вернея.
В школе, , у нас был экземпляр этой удивительной книги , напечатанной вручную в 1908 году, с великолепными иллюстрациями, своего рода Библии в стиле модерн, с десятками и десятками исследований листьев, фруктов и цветов, все проанализированные и интерпретированные в элегантные, линейные декоративные мотивы. Скромные, повседневные растения, такие как барвинок или цикламен, стали бордюрами и модулированными или размещенными узорами.
Так что наполненный тем, что я узнал из этой книги, я сидел и составлял свои рисунки для платков и декоративных панелей , которые, благодаря батику, я даже смог сделать. Самое замечательное, что это были не школьные проекты, а настоящие принты!
Ткань? Мы использовали все, что могли найти в большом деревянном чулане в нашей лаборатории. Насколько я знаю, это был шелк понжи , но я не знала, как дать ему имя. Для нас это был шелк .Теперь я знаю, что это был эпонж, так как я узнал его шелковистую шелковистость.
Если вам понравилась эта статья, возможно, вам также понравится Идеальная протравка.
.Батик безопасен — А как насчет ЮНЕСКО?
В отличие от додо, который в старину стал вкусной едой для голодных моряков, прекрасное искусство индонезийского батика не исчезнет, несмотря на необходимость оставаться актуальным в мире массового производства.
Это отчасти благодаря ЮНЕСКО, которая недавно провозгласила эту традицию нематериальным культурным наследием Индонезии. Это означает несколько вещей:
- Батик теперь официально признан принадлежащим Индонезии.
- Теперь он находится под официальной защитой правительства Индонезии.
- Возросло понимание этого вида искусства, а также возобновился интерес к его сохранению.
Фантастические новости о батике и длинный список других исчезающих форм искусства, которые ЮНЕСКО помогла сохранить и повысить осведомленность.
На передовой борьбы с массовым производством — мастер NOVICA Юни Кристина (слева). Она специализируется на пекалонгском батике и является одним из многих производителей, сохраняющих эту традицию.
Поиск надежного рынка для уникальных предметов является ключом к сохранению используемых технологий. Перед этим Юни и ее муж Рики продавали свои репродукции батика из магазина в магазин. Теперь с NOVICA их жизнь изменилась. Благодаря большому количеству заказов от нетерпеливых зарубежных коллекционеров (то есть вас), теперь у них есть мастерская, и они могут нанимать соседей в своей маленькой деревне, обеспечивая общине столь необходимый доход.
Если бы не такие успешные операции, безопасность таких методов все равно была бы под угрозой, поскольку кажется, что даже ЮНЕСКО не застрахована от резкого сокращения бюджета.
По состоянию на ноябрь 2011 г. финансирование ЮНЕСКО со стороны США было приостановлено по техническим причинам, связанным с признанием ЮНЕСКО Палестины.
Пока неясно, как нехватка финансирования в размере до 22% годового бюджета ЮНЕСКО повлияет на операции, но одно можно сказать наверняка: ослабление ЮНЕСКО — это не только плохая новость для культурных традиций, таких как батик, но и плохая новость для всех.
Кажется вероятным, что многие важные программы, такие как защита нематериального культурного наследия во всем мире, будут сокращены, чтобы сохранить на плаву их наиболее важные операции: они включают программы обучения грамоте, обеспечение свободы мировой прессы, защиту мировых памятников и поддержка системы предупреждения о цунами в океане.
Итак, чем мы можем помочь?
Самая неотложная задача, с которой сталкивается ЮНЕСКО, — это заполнение огромного пробела в их финансировании. Поэтому мы подумали, почему бы не использовать широкую привлекательность драгоценных форм искусства и не провести собственный недельный сбор средств? Наши Хранители искусств собрались вместе, чтобы сформировать собрание некоторых из самых ценных мировых художественных традиций — 10% выручки на этой неделе будут переданы непосредственно ЮНЕСКО . Посмотреть коллекцию можно здесь
Предпочитаете пожертвовать напрямую ЮНЕСКО? Сделать пожертвование можно здесь
Если вы цените наше человеческое наследие и построение открытого, свободного общества, поделитесь этой малоизвестной историей с друзьями и последователями — и вы будете помогать мастерам со всего мира.
Считаете ли вы, что мы как общество делаем достаточно для защиты нашего наследия?
NOVICA ставит перед собой цель сохранить формы искусства, давая возможность ремесленникам получать стабильный доход от своих ремесел. Как вы думаете, этот подход эффективен? И есть ли какие-нибудь известные вам виды искусства, которые все еще требуют нашего внимания? Дайте нам знать в комментариях ниже.
Оцените этот пост:
[Всего: 0 Среднее: 0]
.