Валяние — что это такое и с чем его едят:)
Добрый день!
Хочу представить вашему вниманию статью, в которой я попыталась описать, что такое валяние (фелтинг), какие необходимы материалы для этого и некоторые трудности, которые могут у вас возникнуть в начале вашего пути.
Я сама ещё новичок в этом деле, поэтому прошу не судить строго…просто хочется по горячим следам описать те вопросы, которые возникали у меня самой при знакомстве с валянием.
Валяние шерсти (набивание, фильцевание, фелтинг) — это техника рукоделия, в процессе которой из непряденной шерсти для валяния создаются объемные игрушки или одежда или другие декоративные предметы. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться.
Валяние шерсти бывает сухое и мокрое.
Мокрым валянием обычно изготавливают элементы одежды и плоские детали. Осуществляется данная процедура при помощи мыльного или специального раствора.
Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается мыльным раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Об этой технике мы поговорим чуть позже.
Для создания объемных игрушек используют технику сухого валяния. В процессе сухого валяния волокна шерсти спутываются между собой, уплотняются и превращаются в войлочную массу. Для этого используются специальные иглы с зазубринами.
Иглы для сухого валяния.
Иглы для сухого валяния состоят из рукоятки, рабочей части (имеющей насечки) и наконечника. При втыкании иголки в шерсть, насечки зацепляют волокна шерсти и проталкивают их внутрь изделия. В результате чего, происходит спутывание шерстяных волокон.
Иглы различаются по многим параметрам:
1. Длина (длина иглы и длина рабочей части).
2. Толщина. В зависимости от толщины иглы ей присваивается определенный номер.
По толщине иглы подразделяются на толстые, средние и тонкие
.Толстыми иглами всегда начинают работу (например, №36). Так как они лучше цепляют шерсть и спутывают её, процесс уваливания идет быстрее. Но поскольку иголка толстая, остается много дырочек и поверхность получается неровная. Поэтому далее начинают работать более тонкой иголкой (например, №38). И на финишном этапе работают тонкой иголкой, «выглаживая» поверхность (например, №40, 42 или №38*).
Часто мастера от начала и до конца пользуются средней по толщине иголкой (например, №38).
3. Сечение. Иглы различаются по типу сечения рабочей поверхности:
— треугольная. Используется в начале валяния. Простота их формы обеспечивает легкое проникновение иглы в изделие, ускоряя процесс сваливания. Толстые треугольные иглы применяются для начального валяния; средние — можно использовать для валяния от начала и до конца; тонкие — для финишной отделки изделия.
— обратная треугольная. Используется для придания изделию пушистости. Иглы имеет обратное направление засечек, вследствие чего ворсинки шерсти вытаскиваются наружу. – звездчатая. Такое сечение позволяет более эффективно вваливают ворсинки шерсти, чем треугольные, это обусловлено количеством и расположением зазубринок.
— кручёная «звёздочка». Валяние «крученой звездой» ускоряет процесс сваливания шерсти, поскольку зубья на крученом стержне расположены по всему диаметру иглы, а не один над другим, как, например, в треугольных иглах. На каждой грани иглы таких зазубрин по четыре, т.е. всего 16 , а не 8, как у обычной «звездочки». Таким образом, каждый зубец максимально задействован в процессе валяния. Более того, за счет своей крученой оси дырочки от иглы становятся менее заметными.
— корончатая. Предназначена для вставки отдельных прядей в изделие (например, в голову игрушек). Насечки сделаны у кончика иглы, что позволяет ей работать только на поверхности изделия, не утапливая шерсть, а лишь фиксируя её. Строение корончатой иглы не позволяет декору пробиваться на обратную сторону изделия.
Для удобства держания иголки применяют специальные иглодержатели. Для увеличения производительности валяния существуют приспособления, объединяющие по несколько иголок (от 3 до 9 шт). Такое устройство позволяет ускорить процесс формирования больших игрушек.
При валянии обычно рекомендуется втыкать иголку в шерсть под прямым углом. От этого условия можно отойти, но воткнув иголку под углом, нужно вытащить её под тем же углом. Иначе иголочка может обломиться.
С иголочками разобрались, теперь обсудим, что ещё необходимо для создания игрушек. Огромный интерес и выбор представляет
Шерсть бывает однородная и неоднородная. В свою очередь однородная шерсть подразделяется на тонкую, полутонкую и полугрубую, а неоднородная на грубую и полугрубую. Также важна толщина шерсти и многие другие характеристики.
Остановимся кратко на данном разделе, поскольку шерсть для валяния бывает очень разной и имеет массу особенностей.
Итак, основные виды шерсти, с которыми вы встретитесь в магазинах рукоделия: кардочес и гребенная лента.
1. Кардочёс — это шерсть австралийского мериноса, специальным образом обработанная (по своей структуре шерстяная вата). На мой взгляд, она идеально подходит для сухого валяния, поскольку легко сваливается иголочкой, и нет необходимости убирать «направление» шерсти, в отличие от гребенной ленты. Обычно используется кардочес толщиной около 27 микрон. Цвета разнообразны, можно подобрать любую палитру.
2. Гребенная лента. Это прямая шерсть, которую продают в виде ленты. На мой взгляд, её менее удобно использовать для сухого валяния, поскольку приходится распушать шерсть, прикладывать больше усилий по вваливанию и убирать следы направления шерсти. Но иногда она просто необходима, например, когда нужно сделать длинную шерсть или привалять волосы, кисточки на ушах и тд. Цветовая палитра также многообразна.
Часто, чтобы эффективно распушить шерсть в ленте используют так называемые «карщетки» или «пуходерки» для собак.
Обычно в наших магазинах можно встретить шерсть Семеновской и Троицкой фабрики, а также кардочес Новозеландский и тд.
Что важно: тонкую шерсть нужно использовать на верхних слоях изделия, поскольку она тяжело сваливается и не создает нужного объема. Её прелесть в том, что она создает идеально ровную поверхность на игрушке (правда для этого нужно время и терпение). Для создания же основного объема изделия можно применять плотную шерсть, она хорошо уваливается и быстро наращивает объем.
Иногда применяют некоторые «хитрости». Если нужно создать достаточно крупную и объемную игрушку можно использовать для внутреннего слоя синтепон для игрушек или сливер.
Синтепон сваливают при помощи иголочек для валяния или скручивают оборачиванием обычной ниткой.
Сливер являет собой неочищенную шерсть, волокна которой не знали краски и сохранили свой естественный цвет. Сливер грубоват, но легко и быстро сваливается. Его также уваливают грубой иголочкой до необходимой формы. После создания основной формы поверх нее начинают приваливать обычную шерсть, которая будет видна снаружи игрушки. Но помните, если впоследствии вы хотите распушить вашу игрушку при помощи обратной иголочки, то 99 %, что синтепон или сливер вылезет наружу – а значит, цвет опушки будет светлым.
Ну вот, основное обсудили, теперь нужно сказать несколько слов о безопасности при валянии.
Помните, вы работаете с очень острыми иголками и втыкаете их глубоко и часто, поэтому велика опасность нанести себе серьезные травмы. Нужно работать очень аккуратно и не отвлекаться при выполнении процедуры валяния. Нельзя валять у себя на коленях и на жестких поверхностях (например, столе). В первом случае вы пораните себя, а во втором испортите поверхность и скорее всего сломаете иголку.
Для того чтобы обезопасить себя и свое рабочее место, нужно пользоваться подложками. Самая простая и доступная подложка это губка для мытья посуды или автомобильная губка. Недостаток у неё только один, шерсть вваливается в губку и застревает в ней, поэтому приходится вытаскивать деталь и валять её с обратной стороны и так много раз, пока деталь хорошо не сцепится. Также со временем от постоянного протыкания губка разрушается.
В магазинах для рукоделия продается «продвинутая» модель подложки – специальная
Сейчас стали продавать специальные подложки из жесткого войлока фирмы Efco. Шерсть не вваливается в неё и по цене как минимум в 2 раза дешевле щетки.
Вот и все основные материалы, которые будут необходимы нам при валянии.
Скажу ещё буквально два слова о глазках, носиках, ресничках и прочих мелочах.
В принципе вы можете сделать все части вашей игрушки из шерсти, но всё же готовые глазки выглядят живее. Их можно купить в магазинах рукоделия или сделать самому, к примеру, из полимерной глины (я, к сожалению, пока не овладела данной техникой). Глазки бывают пластмассовые и стеклянные. Пластмассовые стоят дешевле почти в 10 раз, но стеклянные выглядят живее. Глазки различаются по размеру, цвету, бывают плоские и округлые. Носики
также бывают разного размера и цвета.Если вы всё-таки решили сделать свою поделку целиком из шерсти, то для того, чтобы хоть чуть-чуть оживить взгляд и сделать носик с мокреньким эффектом, можно покрыть их несколькими слоями глянцевого лака.
Ещё очень важны реснички, они делают взгляд милее. Реснички бывают разных цветов и различаются по длине ресниц. Продают их также в рукодельных магазинах обычно в ленте. Отрезаете сколько нужно и приклеиваете к глазику.
Если вы надумаете сделать ежика, вам нужен будет «ежиковый» мохер. Он бывает разного по длине ворса и идеально имитирует иголочки ежика, правда стоит ох как не дешево.
Ну и в заключении вам предстоит побыть немного «визажистом». Игрушка выглядит гораздо более живой и симпатичной, если её затонировать (подкрасить). Обычно тонировку делают сухой постелью, но в случае если вы не располагаете такими художественными принадлежностями, то подойдут обычные тени, румяна и карандаши для подводки разных цветов.
Для меня огромный интерес составляет придумать какой-то аксессуар для своих игрушек (желательно сделанный вручную) и подарочную упаковку, в которой покупателю будет приятно получить свою игрушку. Ну тут каждый применяет свою фантазию!
Вот и всё, кажется, получилось описать основные детали, с которыми вам придется столкнуться, занявшись нелегким, но ОЧЕНЬ интересным и приятным занятием — валянием.
Спасибо за внимание!
Наташа Насонова.
Валяние — это… Что такое Валяние?
Кукла, выполненная в технике фильцеванияВаляние шерсти (фелтинг: от англ. felt — войлок, фильцевание, фильц, набивание) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).
История валяния
Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.
В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.
В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.
Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.
Виды валяния
Различают два вида валяния шерсти — сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий — игрушек, бижутерии, фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно сваленные поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.
Материалы для валяния
Иглы для сухого валянияДля сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом.
Расходные материалы — шерсть мериноса, так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.
Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон, вата, другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк, органза, различные декоративные нити и волокно.
При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.
Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100 % шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме до стирки.
В последнее время получил распространение — нанофелтинг (англ. nunofelting). Нанофелтинг — это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовление одежды, шарфов и других декоративных украшений.
Разновидности шерсти
Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и тёмная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.
Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.
Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.
Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхостная для создания светлого фона и для домашнего крашения.
Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда. Используется для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы.
Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.
Ангора или мохер: шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.
Книги
- Nicky Epstein Nicky Epstein’s Fabulous Felted Bags: 15 Bags to Knit And Felt. — Unicorn, 2006. — ISBN 189-3-0631-51
- Ники Эпстайн Объемное вязание. Создаем дизайнерские вещи = Knitting Never Felt Best. — М.: Эксмо, 2009. — С. 184. — ISBN 978-5-699-37731-2
Ссылки
Мастер-класс смотреть онлайн: Обзор и анализ различных способов валяния
Недавно прошло моё выступление на фестивале валяния Сергея и Гузель Костыны. Я долго готовилась и взяла самую актуальную тему тонкого войлока на сегодняшний день: «Обзор и анализ способов валяния». Но желание упорядочить знания на бумаге никак не покидает меня. Поэтому я и решила написать эту статью — мастер-класс. Рассказать все более обстоятельно и без жуткого волнения. И добавить еще несколько выводов к уже рассказанному материалу. Итак, начнем.
Если вы занимаетесь валянием одежды более 5 лет, то могли наблюдать, как изменялась толщина войлока, способы раскладки и уваливания изделий. Еще недавно стандартом была 2-х или 4-слойная ортогональная раскладка для обычного жилета, и усадка примерно в 30% (КУ=1,4). Уваливался такой жилет исключительно в рулоне. В итоге сочетание раскладки, усадки и способа валяния давало качественный плотный войлок.
Со временем, мастера научились делать раскладку тоньше, армировать войлок тканями и волокнами, стали придумывать, чем же можно заменить валяние в рулоне… В итоге, мнения настолько сильно разделились, что в некотором роде образовалось противостояние. Люди, которые безапелляционно стали заявлять, например, что при валянии в рулоне невозможно посадить вещь по фигуре, или, наоборот, что бросанием можно только испортить войлок. Конечно же, такие заявления абсолютно необоснованны и говорят только о недостаточном опыте авторов или вырванных из контекста фразах мастеров.
Поэтому, ближе к делу. Давайте разбираться во всем по порядку.
Почему у разных мастеров сейчас такие разные коэффициенты усадки?
Кто-то уходит в минимализм (КУ=1,3, КУ=1,4), кто-то размахивается на огромные коэффициенты (КУ = 2,2). Неужели разница только в «руках мастера» и в особой технике раскладки? Конечно же нет. Если мы попробуем назвать главные причины и их влияние, то выйдет примерно следующее:
Конечно, я могу ошибаться на несколько процентов, да и «особый способ раскладки» — сильно плавающая величина. Но, тем не менее, картина выглядит именно так.
Попробуйте разложить два одинаковых образца, притереть их, и один сразу опустить в кипяток и начать жамкать, а другой выкатать в рулоне. Вы сразу почувствуете разницу. Тут я могла бы и остановиться, навязав всем мораль — «не поливай кипятком, не швыряй, на жамкай», но самое удивительное, что я буду не совсем права. Свалять качественный войлок этими методами сейчас вполне возможно. Только надо соблюдать очень важные условия — рассчитать КУ и делать так только с ОЧЕНЬ ТОНКИМ войлоком.
Истина сегодняшней действительности в том, что ТОНКИЙ ВОЙЛОК УМЕЕТ ПРОЩАТЬ. Вот толстый не умеет, а тонкий умеет. Если вы возьмёте, разложите тапочки, притрёте их хорошенько и затем станете месить-кидать, то в итоге получите рыхлое целлюлитное нечто. И если с рыхлостью, возможно, удастся справиться, в ущерб размеру, то целлюлит останется с этими тапочками на их недолгое «всегда». А вот если вы разложите тонкий-тонкий свитерок, и проделаете с ним то же самое — в результате можете получить здоровский войлок — эластичный и приятный. Конечно, при этом надо понимать степень готовности полотна, но об этом позже. Факт в том, что на данный момент есть способы валяния, неприемлемые для толстого войлока, но вполне подходящие для тонкого. Надо всего лишь понимать механику их работы.
Сравнительный анализ методов валяния.
Для примера я провела небольшой эксперимент. Разложила 5 одинаковых образцов: слой вискозы вертикально, укрепляющая рамка шерсти, слой шерсти горизонтальной ёлочкой (не очень тонко), сверху квадрат маргиланского газа и волокна вискозы, шёлка тусса и льна. Все образцы подравняла по краю и основательно притерла ВШМ. Так притерла, что ни одно волокно уже не смело подняться, как ни тяни. И после этого пути образцов разошлись, я сваляла их все совершенно разными способами.
Способ №1 Притирка руками с изнаночной стороны
Теоретически я всегда понимала, что таким способом можно свалять изделие до полной готовности. Но практически я была не готова к этому подвигу. И моё чутье меня не подвело. Думаю, я валяла так первый и последний раз в жизни. Это оказался самый долгий способ из всех опробованных, при том, что я валяла маленький квадратик. А что, если бы платье в пол? В общем, долго, нудно и тяжело, руки устают моментально. Конечно же, я рассчитывала, что такие мучения должны вознаградиться какими-то космическими свойствами готового материала… Увы, чуда не случилось.
Хотя трение и происходило с изнанки, шерсть прилично съела декор лицевой части. При эластичной раскладке «ёлочкой», полотно совершенно не тянулось, а волокна вискозы с изнанки сплющились в однородную кашу. Весь декор стал настолько плоским, как будто его нарисовали на шерстяном квадратике. В общем, я не в восторге, но возможно, я что-то не понимаю в этой жизни… Валяет же так Atsuko Sasaki свои сумочки (5 дней трения на одну сумку) и счастлива. Значит, есть где ловить кайф в этом способе. Но я воздержусь, поехали дальше.
Характеристики полотна: маленький КУ, тонкое не тянущееся полотно с абсолютно плоской поверхностью, декор изрядно съеден шерстью.
Ощущения от работы: работа долгая и нудная, руки быстро устают.
Возможности использования: думаю, этот способ валяния разумнее всего применять в качестве дополнительного при необходимости «выглаживания» поверхности изделия. Ну или в качестве медитации…
Способ №2 Нежное подбрасывание, вымешивание руками
После получасового трения мне захотелось быстрого результата и вторым способом стало подбрасывание образца. Возможно, я не права, что добавила сюда еще и вымешивание, но расширить эксперимент и придать ему большую чистоту, можете и вы сами, на основании уже пройденного мною пути. Итак, я нежно подбрасывала образец, затем мяла его и расправляла. Результат не заставил себя ждать, буквально через несколько минут войлок стабилизировался и вскоре совсем свалялся. Единственное, что огорчало — образец стал маленьким и толстеньким, шерсть нещадно съела декор на лицевой стороне. Хотя это я и так предполагала перед началом тестирования. А вот то, что меня приятно удивило — это очень красивая фактура изнанки, залитой волокнами вискозы и суперэластичные свойства высохшего образца.
Характеристики полотна: большой КУ, полотно толстое, но очень эластичное. Самая красивая фактура изнанки из всех вариантов, но самый съеденный декор с лицевой стороны.
Ощущения от работы: работа легкая и приятная, результат мгновенный, но с краями придется работать отдельно. А вот с посадкой по фигуре при такой эластичности проблем возникнуть не должно.
Возможности использования: самый подходящий способ валяния для создания эластичного войлока. Однако стоит учитывать сильное увеличение толщины изделия и активное проникновение шерсти в декор. То есть для получения тонкого полотна шерсть придется раскладывать очень-очень тонко и очень-очень ровно (чтобы не было потом дыр). Декора должно быть много, чтобы после пиршества шерсти еще осталось, чем порадовать глаз.
Способ №3 Валяние в тазике с тёплой водой
Этот способ валяния я пробовала несколько раз до эксперимента. И каждый раз он вызывал у меня недоумение. Однако, нужно было сравнить результат и вот что получилось. Процесс валяния в теплой воде очень приятен. Но в моей голове так и не прояснилось, как можно пройти всю поверхность большого изделия, не пропустив ни кусочка. Ладно мой квадратик, а как с платьями в пол? Мне кажется, вывод напрашивается сам. Валяние происходит не за счет того, что вы трете отдельный участок, а за счет того, что вы постоянно ворочаете изделие в теплой мыльной воде. Ведь если мы что-то пропустим, то там войлок должен не сваляться, а он сваливается равномерно. Значит, либо у вас глаз-алмаз, либо одно из двух.
В общем, по времени работать пришлось чуть меньше, чем во втором случае, квадратик стал прямоугольником (единственный из всех образцов). По ширине немного тянулся, а по высоте — нет. Декор съеден, фактура средненькая. Края выровнять не удалось со всем моим опытом.
Характеристики полотна: большой КУ, полотно толстое, тянется только в ширину. Съеденный декор и с лица и с изнанки.
Ощущения от работы: работа легкая и приятная, результат мгновенный, но с краями придется работать отдельно и, по-видимому, очень серьезно.
Возможности использования: отличный способ перемешать все слои в изделии. Сколько бы вы не положили шерсти и волокон, теплая вода их мгновенно смешает.
Способ №4 Валяние на трубе с воздушно-пузырьковой пленкой
По поводу этого и следующего способа хочу сразу расставить все точки над «i». Мой рулон — это оптимально подобранный набор материалов и инструментов для достижения наилучшего результата. Не буду сейчас вдаваться в подробности, а только перечислю условия. Это сантехническая труба 5 см в диаметре с толстой изоляцией + воздушно пузырьковая пленка ТРЕХСЛОЙНАЯ, то есть без торчащих с одной стороны пузырей. Все пузыри внутри. А в случае пятого способа — это отсутствие ВПП и икеевская пленка на столе. Эти характеристики дают мне требуемый результат. Минимум воды и грязных полотенец, минимум усталости при всей тяжести работы и отличный результат.
Итак, при валянии с воздушно пузырьковой пленкой я закатывала на трубу виток пленки, потом образец и фиксировала канцелярскими резинками. Катала с усилием в разных направлениях, переворачивая образец после каждых 70-ти прокатываний туда-сюда. В итоге получился тонкий войлок с идеально сохраненным декоративным слоем. К сожалению, по своим эластичным характеристикам он проигрывал образцу №2. То есть он отлично тянулся, но плохо возвращался к исходному состоянию.
Характеристики полотна: маленький КУ, тонкое полотно, отлично сохраненный декор, хорошо растягивается, но плохо возвращается к исходной форме. Идеальные края, которые не приходится дорабатывать.
Ощущения от работы: работа не легкая, требует времени и физических усилий.
Возможности использования: этот способ был и остается оптимальным для валяния любых вещей любой толщины и с любым количеством декора. Но это серьезный труд, работа дольше и тяжелее, чем способы №2 и №3.Если нужен суперэластичный войлок, то есть смысл на начальных этапах взяться за рулон, а затем уже переходить ко второму способу валяния. Или заменить способ декорирования в пользу эластичности. Так же стоит обратить внимание на длину изделия. Чтобы качественно провалять длинные вещи, их лучше иногда складывать пополам и наматывать с конца. Чтобы середина оказалась на последнем витке пленки.
Способ №5 Валяние на трубе без пленки (можно с полотенцем)
Я вынесла этот способ в отдельную категорию, потому что думала, что результат будет отличаться от способа №4. По факту, различий практически не было. Валять с пленкой было мягче для рук, а без пленки было легче перематывать рулон. Но я думаю, что здесь есть подводный камень. При валянии образца по четвертому способу, он захватывал всего один виток пленки и при этом отлично проваливался. Если бы изделие было длиннее, то многочисленные витки пленки стали бы препятствовать сваливанию внутренних слоёв. В этом плане способ №5 заметно выигрывает. То есть изделие наматывается без пленки, все его витки проваливаются гораздо более равномерно, чем в способе №4.
Характеристики полотна: маленький КУ, тонкое полотно, отлично сохраненный декор, хорошо растягивается, но плохо возвращается к исходной форме. Идеальные края, которые не приходится дорабатывать.
Ощущения от работы: работа не легкая, требует времени и физических усилий. Легко и быстро перематывать рулон без всяких завязок.
Возможности использования: те же, что и в способе № 4, но это более оптимальный способ для валяния очень длинных вещей. Если к процессу добавить работу рубелем, то можно свалять изделие быстрее и с меньшими трудозатратами.
Краткое сравнение способов я записала в таблицы:
*Мин. КУ — это КУ, подходящий для работы в техниках сэндвич и армированный войлок, но недопустимый для работ, в которых с какой либо стороны открыт шерстяной слой.
В своем эксперименте я не стала затрагивать другие способы валяния — трение войлоком о войлок, работа на стиральной доске, «перегибание», катание в рулоне без сердцевины и так далее. Для меня некоторые из них служат определенным целям. Например, быстрое валяние маленьких вещей, или работа со жгутами, или посадка изделия по фигуре. Это отдельная тема еще на несколько страниц, а я и так уже много написала. К тому же нас ждет еще один важный раздел…
Механика работы шерсти при разных способах валяния.
Раз шерстинка, два шерстинка, а три уже много…
Наш эксперимент наглядно показал, как работает шерсть в процессе валяния. При воздействии в толщину полотна (валяние в рулоне, притирка руками в плоскости) мы получаем гладкий тонкий войлок с ярким декором и с небольшим коэффициентом усадки. При работе с объёмом (подбрасывание, вымешивание, валяние в теплой воде), войлок получается значительно толще, декор уходит в шерсть, но при этом появляется эластичность. Почему же так происходит?
При работе в плоскости мы намеренно сдерживаем усадку (увеличение толщины) и как бы требуем от шерсти работать только в одном направлении — сцепляться с соседними шерстинками, но не вставать дыбом, пытаясь свернуться в клубок.
При работе в объеме мы позволяем шерсти действовать самостоятельно и она, как осьминог, распускает свои щупальца во все возможные направления. Платье не становится шариком только потому, что у нас очень тонкая раскладка и хорошо притертое изделие. Первичное сцепление полотна ВШМ задает границы дозволенного, соединяет точечно шерстинки и не позволяет им убегать полностью. Допустим, одна шерстинка соприкасается с другими в трех точках. Она не может встать и уйти на 10см дальше, но она может завернуться в петельки, попутно цепляя другие шерстинки и создать модель трикотажа в войлоке.
Таким образом, нам всегда стоит помнить, что если у нас работа в плоскости, то можно обойтись маленьким КУ и средней толщиной раскладки. При наличии рук из нужного места и определенных знаний построения выкройки и раскладки шерсти, изделие сядет по фигуре само и все края будут идеальны без лишних движений.
Если же мы планируем работать с объёмом, надо настраиваться на большой КУ (кроме техник из разряда исключений), и на дополнительную работу с открытыми срезами. Раскладка должна быть идеально тонкой и равномерной, зато процесс валяния будет быстрым и лёгким. И эластичность, опять же козырь…
Думайте вами, решайте сами, валять или не валять….
Надеюсь, моё пространное объяснение было понятно тем, кто ищет знаний. Вот еще прикладываю видео. Оно без слов, но там можно посмотреть на все способы валяния «в движении».
И последнее. Я прекрасно осознаю ценность этой информации и делюсь ей не столько из врожденного альтруизма, сколько из желания «сделать мир лучше». Пожалуйста, взгляните внимательно на свой войлок, постарайтесь применить эти знания и повысить качество своих работ и каждый фелтмейкер будет вам благодарен. Только работая над собой, мы можем изменить мир войлока в лучшую сторону. Я хочу, чтобы не осталось людей, которые говорят: «Я знаю, что такое этот войлок, он развалится от первого дождя». Я хочу, чтобы в сознании людей слово ВОЙЛОК равнялось слову КАЧЕСТВО. И если моя статья в этом поможет, я буду очень-очень рада.
Ваша вечная зануда, Сапельникова Татьяна.
История валяния | Журнал Ярмарки Мастеров
об истории валяния и его особенностях.
Валяние — самая древняя техника изготовления тестиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Существует, также, красивая легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер.
Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. Только натуральная шерсть обладает прядильными качествами или свойлачиваемостью (при механической или тепловлажностной обработке) и люди смогли по достоинству оценить это уже. Войлок — так назвали материал получаемый в процессе валяния шерсти. Некогда этот материал был единственным видом текстиля для многих народов, особенно кочевых. Им покрывали юрты, делали из него ковры, чехлы, матрасы и подушки, головные уборы — вот не полный перечень.С натуральной шерстью очень приятно работать, она теплая, живая, мягкая, разноцветная. Для создания изделий в традиционной технике использовалась грубая шерсть, вода, мыло и две руки. В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Пожалуй, нет ни одного народа в мире, который с древнейших времен не создавал бы в этой технике множество удобных и полезных вещей для жизни. Россия имеет собственные традиции в искусстве валяния . У нас валяные бурки, кошмы, шляпы, ковры делали из овечьей шерсти с помощью, так называемых, шерстобит или шаповал. Но больше всего прославилась теплая и удобная русская обувь — валенки, которые изготавливают непосредственно валянием, смачивая шерсть горячим паром и натягивая на специальные колодки.В Киргизии сваляный в однородное полотно войлок называют кийиз . Для его изготовления в строго отведенное время года с овец состригают густую длинную шерсть, хорошо ее промывают, сушат и очищают. Затем раскладывают на циновку, обильно смачивают кипятком и, сворачивая циновку, сбивают шерсть ногами. Полученный войлок вынимают из циновки и еще многократно, поливая горячей водой, сбивают и скатывают локтями и ладонями. Готовое полотно расстилают на земле и высушивают на солнце. На протяжении веков такое войлочное полотно было для тюркских народов предметом первейшей жизненной необходимости, служа не только чисто утилитарным целям, но и превосходным материалом для творчества. Оно природно, органично, наполнено энергетикой древних традиций и одновременно просто в обращении, что крайне актуально для современного дизайна. Различие в цветах и оттенках шерсти тоже не осталось незамеченным. Было создано огромное множество орнаментов с характерными элементами.
Валяние, как процесс изготовления шерстяных изделий, возможен только благодаря особенности строения волосков шерсти. Под микроскопом хорошо видно, что волоски шерсти имеют чешуйчатую поверхность, и чешуйки, располагаясь в один слой, налегают друг на друга на подобие черепицы. При очень большом увеличении такой волосок будет напоминать ствол пальмы. И когда в процессе валяния шерстяные волокна хаотично переплетаются друг с другом, чешуйки начинают начинают играть роль «замочков», не позволяя им высвободиться. Поэтому шерсть — единственное волокно, которое можно свалять.
Таким образом процесс создания из шерсти и плоских, и объемных изделий подразумевает использование технологий и приёмов, которые бы позволяли должным образом смешивать и переплетать волокна шерсти. Появились большие мастерские, и валяльное производство. В середине 19-начале 20 веков изобрели валяльные прессы, и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна. При валянии объем кома значительно уменьшается (у войлока до 80%), а плотность и прочность значительно возрастают, но до опеределённого предела, после которого перенапряжённые волокна начинают разрываться и материал превращается в труху.
В последние десятилетия увлечение валянием (felting, filt, filc) охватило весь мир! И для этого есть веские причины. Во-первых, научиться валять — очень просто. Во-вторых, результат виден практически сразу, что очень важно для начинающих. В-третьих, для валяния обычно не нужно сложных устройств и большого пространства — достаточно столика. В-четвертых, сам процесс валяния — это отличная релаксация. И наконец, в-пятых, вы получаете замечательную возможность украсить себя, свой дом, делать чудесные подарки родным и близким и даже получать постоянный доход. Войлок можно кроить, окрашивать в любые цвета, соединять с другими фактурами, дополнять вышивкой, бисером, кружевами и перьями, создавая уникальные авторские вещи.
Существуют две основные техники валяния шерсти: валяние «по-сухому» (сухое или холодное) и «по-мокрому» (мокрое или горячее).
Для мокрого валяния (felting) понадобится шерсть, пупырчатая пленка, москитная сетка, мыло и горячая вода. Это классический способ. Основная его хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии. Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются — таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, а смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые «замочки» их крепко держат, что и позволяет войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Таким образом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полуобъемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (очёчники, сумки, обувь и т.п.), и войлочные оболочки для изделий, подлежащих наполению набивочным материалом, когда для создания оболочки применяются объемные макеты (игрушки, сувениры). Эта техника великолепно подходит для создания украшений, обуви, одежды и предметов интерьера.
Для сухого валяния (needle felting) нужны будут только поролоновая губка (или щетка-мат), специальные иглы для валяния и, конечно, качественная шерсть. Сухое валяние – уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. Эта техника напоминает лепку.Этот способ называют также фильцеванием (от анг. felting, нем. filzen). Он подразумевает перемещивание волокон шерсти с помощью фильцевальной иглы, которая имеет специальные, сделанные под небольшим наклоном, насечки. Когда такая игла проходит сквозь слой шерсти, она увлекает за собой попавшие в насечки волоски. Несложно представить, что при многократном протыкании комка шерсти волокна переплетутся требуемым образом и получится войлочное изделие. Фильцеванием пользуются для нанесения рисунка на ткань и, особенно этот способ незаменим, для создания войлочных изделий сложной формы, например таких, как игрушки, в том числе и коллекционные, а так же куклы, украшения. Кроме того, иногда бывает очень удобно применять комбинированную технику, используя возможности валяния и по-мокрому, и по-сухому.
В процессе валянии объем комочка уменьшается в 3-5 раз, в зависимости от желаемой плотности готового изделия. При любом способе валяния нужна шерсть. Поэтому рассмотрим ее виды немного подробнее. Для валяния используется любая натуральная шерсть. Чаще всего овечья разных видов и верблюжья. Так же подходит шерсть и других животных.
Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и темная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.
Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Это более дешевый материал, часто используется в целях экономии шерсти. Из неё изготавливается основа, поверх которой уже выкладывается декоративный слой из цветной шерсти.
Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а так же для набивки шитых игрушек.
Выбеленка : расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется для как поверхностная, для создания светлого фона и для домашнего крашения. Часто ее выбирают при отсутствии нужного цвета т.к. она легко окрашивается.
Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда. Используется для валяния игрушек и др. изделий без использования шерсти-основы.
Полутонкая овечья шерсть: используется для декора и отделки изделий.
Ангора или мохер: шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.
Меринос — полутонкая овечья шерсть. Используется так же как и ангора.
Для валяния подходит шерсть без синтетических добавок. Если в ней встречаются жесткие ворсинки, то полотно из нее получится не совсем гладким. К тому же эти ворсинки сильно «лезут» из готового изделия. При выборе сырья обратите внимание на окраску шерсти. Чем меньше она окрашена, тем легче сваливается. С шерстью темных и «кислотных» цветов придется работать более тщательно, и это займет больше времени. Волокна шерсти для работы не режутся ножницами, а отрываются очень маленькими прядками. Для мягких на ощупь игрушек потребуется меньше шерсти, чем для твёрдых. К примеру для изготовления одной игрушки высотой 25 сантиметров средней плотности, потребуется около 300 грамм шерсти сливер, которая будет использоватся, как основа, и 100 грамм полутонкой шерсти или ангоры для отделки. Придать шерсти красивую фактуру можно с помощью различных натуральных волокон, таких как бамбук, соя, лен, крапива, банан и даже морские водоросли. Очень эффектно смотрятся добавления шелковых нитей или обычного мулине.
Выше были упомянуты иглы для валяния. С ними стоит познакомиться поближе.
Иголки для объемного валяния изготавливаются из закаленной стали .Поэтому они обладают достаточной упругостью и не гнутся во время работы. При втыкании иголки в шерсть, насечки в нижней её части зацепляют волокна и проталкивают их в нижние слои, посредством чего происходит спутывание. Таким образом достигается эффект валяния. Иглы для фильцевания бывают разные и предназначены для разных этапов работы. Те, что с удлиненным лезвием, подходят для начала: более грубые, они легко справляются даже с шерстью, содержащей остевой волос. Более короткие и тонкие — для завершения работы: изделия становятся гладкими и приобретают законченный вид. Начиная работать с иглой для валяния, будьте осторожны — ею можно легко поранить руки. Лучше заранее потренироваться, чтобы научиться уверенно ее держать. Основное правило работы с иглой: выводить ее из изделия нужно под тем же углом, что и вводить. В противном случае волокна будут хуже переплетаться, а лезвие иглы может погнуться или ее острие сломается. Удары иглой наносятся под прямым углом к поверхности и лишь иногда под более острым, в зависимости от задачи. Форма сечения иголок для валяния бывает двух видов — треугольная и звёздчатая.
Разновидности иголок:
19 треугольные: для тяжелой работы с грубой шерстью и растительными волокнами.
36 треугольные: для основной работы с грубой шерстью.
38 звездчатые: для валяния плоских деталек (ушек, плавничков, хвостиков), создания рельефов.
40 треугольные: для тонких шерстяных волокон, мелких деталей.
36 корончатые: для вваливания волос в голову игрушек,приваливания пятнышек и полосочек.
38 корончатые: для вваливания волос в голову игрушек,приваливания пятнышек и полосочек, более тонкие чем 36 №, но чаще ломающиеся.
50 с длинным лезвием: используются при проработке мест излома формы: изгиба бедра, поворота шеи, сгиба локтя и т.д. Везде, где силуэт фигуры ломается или изгибается надо пройтись длинными иглами, направляя их под разными углами. Благодаря такой обработке объемные детали, например, стопы или ладошки, уплотнятся изнутри.
60 или №70 с длинным лезвием: для первоначального заваливаняе объёма. Когда игла в процессе работы начнет пробивать мохер с сильным напряжением, а лезвие — угрожающе изгибаться, необходимо перейти на более тонкие иглы №50.
На последнем этапе используется самая тонкая игла № 45, с коротким лезвием. С ее помощью поверхность выравнивается, заглаживается и уплотняется.
Номер иглы легко определить, зная толщину h лезвия иглы, а чтобы не путаться с запятыми и нулями принято толщину h умножать на 100 (h х 100). Соответственно, если лезвие иглы имеет толщину 0,6 мм, значит это игла №60. Помимо размера иглы различаются длиной лезвия: иглы с удлиненным лезвием — №70, №50, иглы с коротким лезвием — №90, №75, №60, №45. Иглы для валяния, из-за своей остроты и наличия специальных зазубрин, дополнительно упаковываются в пластиковый контейнер. По этой же причине рекомендуется пользоваться специальными ручками для этих игл. Они бывают на одну, две, четыре и шесть игл. Чтобы использовать ручку на четыре или шесть игл, необходимо отвинтить держатель по направлению стрелки на рисунке, вставить иглы с нижней стороны держателя в отверстия и завинтить держатель обратно в ручку. Ручки для нескольких игл удобны при работе с большими поверхностями т.к. увеличивается производительность работы.
В руках комочки шерсти держать неудобно да и не безопасно. Поэтому для фильцевания хорошо использовать щетку-мат или специальный поролоновый коврик. Поролон несколько отличается от обычно встречаемого. Он скорее напоминает полиэтилен, но более плотный и часто используется при прокладке деталей при упаковке мебели.
Текстильная глина — так часто называют шерсть: ведь войлок получается из шерсти: верблюжьей, овечьей, козьей. Он годится не только для экспериментов модельеров, гораздо шире возможности этого уникального материала раскрываются в условиях самостоятельного творчества. Сегодня один из самых старых, традиционных материалов вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям и на совеременных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитья одежды, а не только как утеплитель. Оно природно, органично, наполнено энергетикой древних традиций и одновременно просто в обращении, что крайне актуально для современного дизайна. Современные дизайнеры одежды, аксессуаров, игрушек с большим интересом обратились в последнее время к войлоку, дающему огромные возможности для создания креативных и практичных предметов. Многие работают в «горячей» технике, но самое широкое распространение получил «холодный» способ как многогранный, но доступный вид рукоделия. В англоязычных странах он носит название «фельт» (felt), в переводе означающем «шерсть», в немецком , более известном у нас, варианте — «фильц-надель», образованном сочетанием слов «шерсть» (filz) и «игла» (nadel), хотя в России оба этих термина с успехом заменяет старое доброе русское слово «валяние». Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой «изюминкой» в одежде. Но и любители этого хобби вполне самостоятельно творят как аксесуары, так и ювелирные украшения. Они любят валять игрушки как в виде самостоятельных изделих, так и в виде небольших украшений. Фильцеванием можно быстро украсить поднадоевшие рукавички и другие предметы гардероба или создать совершенно фантастический цветок для украшения интерьера или одежды. Одним словом — старинное рукоделие это стильно!
Виды валяния | Журнал Ярмарки Мастеров
Этот материал взят из Википедии, мне бы хотелось, чтобы мои подписчики и покупатели могли познакомиться с валянием поближе.
Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt — войлок, фильцевание, фильц, набивание) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).
Различают два вида валяния шерсти — сухое и мокрое.
При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал.Сухое валяние применяется для создания объемных изделий — игрушек, бижутерии, фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно сваленные поделки.
Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.
Материалы для валяния
Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом.
Иглы для сухого валяния
Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом.
Расходные материалы — шерсть мериноса, так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.
Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон, вата, другая шерсть для набивки.
Для декорирования изделий используется шелк, органза, различные декоративные нити и волокно.
Также существует метод валяния связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100 % шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме до стирки.
В последнее время получил распространение — нанофелтинг (англ. nunofelting). Нанофелтинг — это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовление одежды, шарфов и других декоративных украшений.
Шерсть для валяния
Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле используется грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и тёмная.
Как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов нужен сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков.
Для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек — очес: мелкие волоски с овечьей шерсти.
Как поверхостная шерсть для создания светлого фона и для домашнего крашенияидет выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть.
Для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы используется верблюжка: расчесанная шерсть верблюда.
Для декора и отделки изделий идет полутонкая овечья шерсть, а также ангора или мохер: шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском.
Свойства шерсти и процесс валяния
Искала информацию о полезных свойствах шерсти и в записях у Натальи Гамолиной прочитала:
«Если использовать натуральную шерсть, то содержащийся в ней ланолин растворяется при температуре 35-37 градусов Цельсия (как раз температура тела) и легко проникает в кожу. Он благотворно действует на мышцы, суставы, позвоночник, снимает боли и стимулирует кровообращение. …»
Получается, что если валять с использованием контрастного душа — термошока, то полезные свойства сходят на нет? Ещё где-то читала по поводу использования жидкости для мытья посуды — слишком сушит не только наши руки , но и и шерсть полностью обезжиривает.
С другой стороны :
«Свойлачиваемость шерсти происходит тогда, когда она подвергается «термошоку» — при резком охлаждении или нагревании — из-за происходящего по этой причине сцепления внешних чешуек шерстяных волосков.
Противоречие получается.
Но, дальше:»Сцепление чешуек шерстяных волосков происходит, как правило, под влиянием одного из трех факторов: влажности, высоких температур или трения (в последнем случае особенно при участии щелочи).»
Один из трех! Не совсем понятно. Влажность — намочить и ждать?
Высокие температуры — только, без контраста? Да и не полезно вроде.
Остается просто «трение при участии щелочи» — для шарфиков согласна подходит, а для
толстых вещей — это ж сколько тереть надо?
Получается, чтобы сохранить полезность шерсти допустим только последний вариант?
Уважаемые мастерицы- что думаете по этому поводу?
PS: Другие полезности шерсти:
1) У шерстяных волокон очень низкая теплопроводность поэтому нам тепло в шерстяной одежде и голова в сауне защищена именно шерстяной шапкой, чтобы не перегревалась.
2) Высокая гигроскопичность (наибольшая среди волокон). Шерсть может впитывать до 20 % (40%-?) воды от своего веса и не создавать ощущения влажности. Она сдерживает процесс старения кожи, удерживая тело в сухом тепле, что позволяет телу дышать.
3) Овечья шерсть способствует заживлению ран и переломов, благодаря большому количества ланолина. — Видимо не наш вариант, если шерсть с фабрики.
4) Шерстяные волокна ускоряют восстановительные процессы, снимая болевые ощущения и усиливают микроциркуляцию крови. Зуд, который мы ощущаем при носке шерстяных вещей – последствия своеобразного микромассажа волокнами шерсти. Именно «кусачая» шерсть укрепляет нервную систему (и закаливает волю ), стимулируя кожные нервные окончания
5) Шерсть имеет способность уменьшать положительную ионизацию на поверхности тела человека. Изобилие синтетики, техника, окружающая человека излучают положительно заряженные ионы, переизбыток которых ухудшает состояние здоровья человека и вызывает чрезмерное образование серотонина, который в избытке вызывает беспокойство, раздражительность, напряженность, головную боль, депрессию, истощение.
PS: PS: Дополнение от Евгения aka Esha
В войлочных тапках прекращают воня…. эээээ специфически пахнуть мужские ноги!!!! (вероятно это проявление чудесных свойст гигроскопичности шерсти, но думаю, действительно стоит выделит в отдельный пункт)
то есть ваще! то есть даже если он потом целый день провозит эти ноги в машине ! Жены особо феромонистых мужчин просто плачут от радости мне в почту после, того как их мужья пару недель походят в войлочных тапках!
( отмечу, что путем эксперимента выяснили, что наилучший эффект дают ничем не подшитые тапки)
зы.
еще есть одна бабушка , которая в них — спит! и говорит, что от этого у нее перестали болеть «шпоры»… но возможно ,что этот случай уникальный
Валяние и не только. Мифы и размышления на тему
Девочки, воскресно-весеннее настроение )) захотелось поделиться своими размышлениями на ТЕМУ
1) Валяние и вязание Наверное, редко кто пришёл в валяние ВДРУГ. Как правило, этому предшествовало вязание, вышивка, шитьё или что-либо рукотворческое. Я это к чему? меня всегда удивляла уверенность девушек, которые ни разу не держав в руках шерсть и даже не сваляв ни единого цветка или шарика просятся на МК по валянию одежды. КАК?!! пытаюсь объяснить, когда соглашаются начать с малого, то понимают, что не всё так просто. Но этот вопрос «откуда такая уверенность» всё-же не давал мне покоя. В один прекрасный момент я получила ответ от одной своей ученицы. «Ты понимаешь, я очень давно вяжу. Лет 20. А начала я вязать … Сначала приставала к подруге «Свяжи мне свитерок» Подруга купила мне очень хорошей шерсти, дала довольно сложную схему и я с перепугу связала идеальный свитер! С тех пор вяжу и не боюсь. Когда узнала про валяние, решила «А что!….» и тут меня ожидал сильный подвох. Свалять, а уж тем более идеальную вещь у меня не получилось!»
Таким образом, я могу дать аргументированный ответ
Валяние — не есть по сути вязание. Даже если мы используем шерсть и тут, и там. В вязании мы используем продукт заданной толщины, заданных характеристик (крутка, состав и т.д.) В случае неудачи мы сможем это распустить и свяжать заново. И всё-равно получить удовлетворительный результат. В валянии мы можем очень долго биться над удовлетворительным результатом.
— В валянии распустить нельзя
— В валянии мы не всегда можем прогнозировать, какой толщины получится вещь. Мне часто хочется чуть-чуть потоньше или чуууть потолще. Процесс во многом интуитивный и требующий твёрдой руки.
— мы не всегда знаем, как поведёт себя шерсть. Бывают «прорухи на старуху» Либо привычную шерсть чуть-чуть по-другому покрасили, либо тестируем новую шёрстку, а пикантная добавка к бленду противится валянию и всё! Связать — ну чуть другая будет пластичность, но непринципиальная.
Наверное, да… свалять можно быстрее, чем связать. Но вязать мы можем хоть в метро, а валять мы можем только на подготовленном столе и желательно без сквозняков )
Возвращаясь к термину «Валяние — не есть по сути вязание» я хочу сказать, что нельзя ожидать от войлока такой-же пластичности и эластичности, как от вязаной вещи. Потому как сама природа этих вещей разная.
2) Валяние и шитьё по следам недавно увиденного комментария ))) «Валяльщицы вообще уже… такие цены!!! а ведь сшить вещь гораздо сложнее, чем свалять!» Ну да, ну да…. А Вы пробовали? А ничего, что мы при этом делаем ткань? ну так…. мимоходом )))) При шитье можно использовать выкройку, максимально точную и близкую к «телу». А при валянии добиться идеальной посадки гораздо сложнее. Да, тут уже не распустишь, но… опять-таки мы можем взять проверенную выкройку и с минимальной погрешностью довести вещь к первой примерке. Мы можем взять кань, идеально подходящую под наши задачи по толщине и пластичности. Валяя вещь, иногда на первой примерке вещь может очень неправильно сесть. И подправить при шитье мне гораздо проще и быстрее. Да, сейчас я нашла способ использовать оснаровку и в валянии. Но и всё-равно, посадить шитую вещь можно быстрее хотя бы потому, что её не нужно мочить и сушить. Да и подкладку ставить на валяную вещь дольше, чем на шитую. Не проще, не сложнее, просто дольше!
ну да ладно, я в последнее время вообще ни с кем не спорю и ничего не доказываю.
3) Ну почему так упорно женщины хотят стирать свои вещи в машинке? Почему, когда кто-то запихивает на 40 градусов кашемировый свитер и достаёт нечто, ругает себя. А когда в машику пихают (не побоюсь этого слова) шарф-паутинку, а вытаскивают маленький скрюченный комочек шерсти, то ругают мастера? Почему, когда в магазине покупают тапочки, не спрашивают, сколько их проносят, а покупая валяные, у меня создаётся впечатление, что они планирут их, как минимум, передать по наследству? Кстати, я знала дам, которые стирали в машинке дорогущие шёлковые костюмы, которые после этого уже не подлежали восстановлению.
Я понимаю, что тут момент истины в вопросе довалянности очень трудно показать на пальцах, потому как есть масса нюансов и дать однозначный алгоритм определения очень сложно. И многие могут говорить, что это пластично, а на самом деле, это просто недоваляно, что эти дырочки — авторская задумка. Но это уже совсем другая дискуссия
4) Перфекционисты. Они есть везде. Перфекционизм может быть и врагом, и союзником. Союзник — в достижении идеального результата. Враг — в неприятии результатов. Из разговора с ученицей » я смотрю, что делают другие, и что делаю я! я тупица, у меня не по-лу-чи-лооось…. «
— во-первых, а почему ты решила, что у других всё получается? Просто они не показывают то, что не получилось )))
— во вторых, сколько «жилетиков» у тебя не получилось? Два? ДВА?!!!! Всего два жилетика и столько соплей?!….. ох ты ж…. ну сделай ещё …. пять ))) А вдруг шестой или даже уже третий будет хорошим? а седьмой просто отличным?
— нет своих идей? копируй, подражай, ищи…. прощупав, как работают другие, сможешь вывести свою линию. Любой художник не гнушается изучать технику других мастеров… Накопив умение, мастерство, технику и имея твёрдую руку, начнёшь генерировать своё
— Многие ждут быстрых результатов. Не нужно так торопиться. Вы никогда не задумывались, почему в ВУЗе учатся именно 5 лет? Может быть, это тот срок, когда ты накапливаешь знания, прямые и сопутствующие, чтобы уже после окончания института шлифовать свои знания. Возможно, это сравнение не очень корректно. Но я почему-то только ближе к пятому году начала чувствовать и понимать войлок так, как я бы того хотела. Заметьте, только начала! И у меня был кризис «отчисления», когда я не могла сдать… ну к примеру, физику ))) Мне не хватало внутренней свободы, терпения, хотелось нового, но я не знала чего. Встречались люди, которые меня отвлекали от основного, главного…. но я всё это пережила. Я просто об этом никому не рассказываю. Многие, как правило, видят картинку и не хотят понять, что все мы земные люди и учимся только благодаря своим ошибкам и неудачам. Поэтому у меня к перфекционистам пожелание не бояться неидеальных вещей! Перешагните и идите дальше, не теряйте время на рефлексию. И поверьте, у многих есть заветная коробочка размером с…. микроволновку-холодильник ))) с тем, что не плучилось, испорчено, недоваляно или переваляно. Лучше влюбитесь и сделайте что-то во влюблённо-весеннем настроении
Подводя черту,могу предположить, что данный вид творчества молодой, многим неизвестный, нечётко определены стилистические направления (да и слишком уж они разные, а иногда и вправду пугающщие ) Люди боятся нового и тяжело принимают это. Я думаю, должно пройти ещё лет так несколько, прежде чем войлочные страсти успокоятся и войлочная одежда будет столь же популярна, как и вязаная или шитая. Уравновесятся и цены. И да, будет и дорогая валяная одежда, и не очень. Возвращаясь к вязанию ))) я часто вижу, насколько рыхло связано то, что должно быть связано гораздо плотнее. И я до сих пор нахожусь в поисках своей портнихи, потому как и тут не то, и здесь не это….
Что это за чувство? Тексты песен
Что это за чувство?
ГАЛИНДА(разговорный) Дорогая, самая дорогая Momsie and Popsical:
ELPHABA
(говорит) Мой дорогой Отец:
ОБАЕсть путаница
За проживание здесь, в Шизе:
ELPHABA
Но, конечно, я буду заботиться о Нессе:
GLINDA
Но, конечно, я поднимусь выше:
ОБЕ
Потому что я знаю, что вы хотите, чтобы я ответил
Да, была путаница
Как видите, мой сосед по комнате:
ГАЛИНДА
Необычно и необычно
И вообще невозможно описать:
ELPHABA
Блондинка.
ГАЛИНДА
Что это за чувство?
Так неожиданно и ново?
ELPHABAI почувствовал момент
Я тебя увидел:
ГАЛИНДА
У меня пульс учащается:
ELPHABA
Голова кружится:
ГАЛИНДА
Мое лицо краснеет:
ОБЕ
Что это за чувство?
Горячий как пламя,
У него есть название?
Да!: Отвращение
Настоящая ненависть
ГАЛИНДА
Для лица
ELPHABA
Ваш голос
ГАЛИНДА
Ваша одежда
ОБА Скажем так — ненавижу все это
Всякая маленькая черта, хоть и маленькая
Заставляет мою плоть ползать
С простым полным отвращением
Это странное возбуждение
В таком общем отвращении
Он такой чистый и крепкий!
Хотя я признаю, что это произошло быстро
Тем не менее я верю, что это может длиться
И я буду ненавидеть
Ненавижу тебя
Всю жизнь!
СТУДЕНТЫ
Дорогая Галинда, ты слишком хороша
Как вы это переносите? Не думаю, что смогу!
Она ужас! Она татарка!
Мы не хотим показывать предвзятость,
Но Галинда, ты мученица!
ГАЛИНДА
Что ж: эти штуки отправили нам попробовать!
СТУДЕНТЫ
Бедная Галинда, вынуждена жить
С кем-то таким омерзительным
Мы все просто хотим вам сказать:
Мы все на вашей стороне!
Мы делимся вашими:
СТУДЕНТОВ ГАЛИНДА И ЭЛЬФАБА
Что это за чувство ненависти
Так неожиданно и ново? Настоящая ненависть
Я почувствовал момент для ее лица, ее голоса
Я увидел тебя Ее одежда
Мой пульс учащается Скажем так:
Голова кружится Мы все это ненавидим!
О, что это за чувство? Ev’ry little trait
У него есть название? Делает нашу плоть
Да: начать сканирование :.
Ahhh: Ahhh:
ВСЕ
Ненависть!
ГАЛИНДА И ЭЛЬФАБА ВСЕ
Странное возбуждение, ненависть
В такой тотальной ненависти ненависти
Такая чистая, такая сильная Отвращение
СТУДЕНТЫ
Так сильна!
ГАЛИНДА И ЭЛЬФАБА
Хотя я признаю, что это произошло быстро
Тем не менее я верю, что это может длиться ВСЕ
И я буду ненавидеть ненависть
За вечную ненависть Отвращение
Поистине глубоко ненавижу ненавижу тебя
Вся моя ненависть
Долгая жизнь! Настоящая ненависть
ELPHABA
Бу!
Последнее обновление: 10 августа 2018 г.
Идина Мензель — Что это за чувство? Тексты песен
[Разговорный — Галинда:]Дорогие, самые дорогие, Момси и Эскимо
[Разговорный — Эльфаба:]
Мой дорогой отец
[Оба:]
Произошла некоторая путаница
С проживанием здесь, в Шизе
[Эльфаба:]
Но конечно, я буду заботиться о Нессе
[Галинда:]
Но, конечно, я поднимусь над ней
[Оба:]
Потому что я знаю, что вы хотите, чтобы я ответил
Да, произошла некоторая путаница
Как видите, моя соседка по комнате
[Галинда:]
Необычно и необычно
И вообще невозможно описать
[Разговорный — Эльфаба:]
Блондинка
[Галинда:]
Что это за чувство
Такое внезапное и новое?
[Эльфаба:]
Я почувствовал момент
Я увидел тебя
[Галинда:]
Мой пульс учащается
[Эльфаба:]
Моя голова кружится
[Галинда :]
Мое лицо краснеет
[Оба:]
Что это за чувство?
Фервид как пламя
Есть ли у него название?
Да
Ненависть
Настоящая ненависть
[Галинда:]
Для вашего лица
[Эльфаба:]
Твой голос
[Галинда:]
] Ваша одежда [
] Скажем так — я ненавижу все это
Каждая маленькая черта, даже маленькая
Моя плоть начинает ползать
С простым крайним отвращением
Странное возбуждение
Такое всеобщее отвращение
Это такое чистое, такое сильное
Хотя я признаю это пришел быстро
Тем не менее я верю, что это может длиться
И я буду ненавидеть, ненавидеть тебя
Всю свою жизнь
[Студенты:]
Дорогая Галинда, ты слишком хороша
Как ты это выдерживаешь? Не думаю, что смогу
Она ужас! Она татарин
Мы не собираемся показывать предвзятость
Но Галинда, ты мученица
[Галинда:]
Ну, эти штуки отправили нам испытать
[Студенты]
Бедная Галинда заставила проживать
С кем-то таким отвратительным
Мы просто хотим сказать вам
Мы все на вашей стороне
Мы разделяем ваши
[Входят Галинда и Эльфаба]
Ненависть
Настоящая ненависть
Для ее лица , ее голос, ее одежда
Скажем так:
Мы ненавидим все это
Каждую мелочь
Каким бы маленьким она ни была
Делает нашу плоть
Начинаем ползать
[Галинда и Эльфаба поют одновременно со студентами:]
Что такое это чувство
Такое внезапное и новое?
Я почувствовал момент
Я увидел тебя
Мой пульс учащается
Моя голова кружится
Ой, что это за чувство?
У него есть название?
Да
[Все:]
Ahhhhhh
Ненависть
[Галинда и Эльфаба (студенты):]
Странное возбуждение (отвращение)
В таком всеобщем отвращении (отвращение к чистоте)
Это так сильно ! (так сильно)
Хотя я признаю, что это произошло быстро
Тем не менее я верю, что это может длиться
И я буду ненавидеть (ненавидеть…)
За вечное отвращение (отвращение …)
Поистине глубоко
Отвращение к тебе (ненависть к тебе! …)
Всю свою жизнь
[Ученики:]
Отвращение
Неподдельное отвращение
[Эльфаба :]
Бу
[Крики — Галинда:]
А
Что это за чувство? Слова — Кристин Ченовет (Обзор)
Что это за чувство? Текст песни
ГАЛИНДА:
(разговорный) Самые дорогие Момси и Эскимо:
ELPHABA:
(разговорный) Мой дорогой отец:
ОБА:
Произошла путаница
За проживание здесь, в Шизе:
ELPHABA:
Но, конечно, я позабочусь о Нессе:
ГАЛИНДА:
Но, конечно, я поднимусь выше:
ОБА:
Потому что я знаю, что вы хотите, чтобы я ответил
(Разговорный 🙂 Да
Произошла путаница
Как видите, мой сосед по комнате:
ГАЛИНДА:
Необычно и необычно
И вообще невозможно описать:
ELPHABA:
Блондин.
ГАЛИНДА:
Что это за чувство,
Такой неожиданный и новый?
ELPHABA:
Я почувствовал момент
Я увидел тебя;
ГАЛИНДА:
У меня учащается пульс;
ELPHABA:
Голова кружится;
ГАЛИНДА:
Мое лицо краснеет;
ОБА:
Что это за чувство?
Горячий как пламя,
У него есть название?
Да! Ненависть
Настоящая ненависть
ГАЛИНДА:
Для лица;
ELPHABA:
Ваш голос;
ГАЛИНДА:
Ваша одежда;
ОБА:
Скажем так — ненавижу все это
Все маленькие черты, даже маленькие
Моя плоть начинает ползать
С простой ненавистью
Странное возбуждение
В таком общем отвращении
Он такой чистый, такой сильный!
Хотя я признаю, что это произошло быстро
Тем не менее я верю, что это может длиться
И я буду ненавидеть
Ненавижу тебя
Всю жизнь!
СТУДЕНТОВ:
Дорогая Галинда, ты слишком хороша
Как ты это терпишь? Не думаю, что смогу!
Она ужас! Она татарка!
Мы не хотим показывать предвзятость,
Но Галинда, ты мученица!
ГАЛИНДА:
скважина; эти штуки отправляются нам попробовать!
СТУДЕНТОВ:
Бедная Галинда, вынуждена жить
С таким отвратительным человеком
Мы просто хотим вам сказать:
Мы все на вашей стороне!
Мы разделяем ваши;
ОБА:
Что это за чувство
Такой неожиданный и новый?
Я почувствовал, как увидел тебя
У меня учащается пульс
Голова кружится
Ой, что это за чувство?
У него есть название?
Есть
А-ч
СТУДЕНТОВ (ИСТОРИЯ):
Ненависть Настоящая ненависть
За лицо, голос, одежду
скажем так — мы все это ненавидим
все маленькие черты, какими бы маленькими они ни были
заставляет нашу плоть ползать
ААА!
ВСЕ:
Отвращение!
СТУДЕНТОВ:
ненависть
ОБА:
Странное возбуждение
СТУДЕНТОВ:
ненависть
ОБА:
В таком общем отвращении
СТУДЕНТОВ:
ненависть
ОБА:
Он такой чистый, такой сильный
СТУДЕНТОВ:
Такой сильный!
ОБА:
Хотя я признаю, что это произошло быстро
Тем не менее я верю, что это может длиться
И буду…
СТУДЕНТЫ (ФОН):
отвращение …
ОБА:
ненависть
Навсегда …
СТУДЕНТОВ (ИСТОРИЯ):
отвращение …
ОБА:
отвращение,
Я искренне ненавижу тебя
ненавижу тебя
Всю свою жизнь!
СТУДЕНТОВ:
Отвращение
Настоящая ненависть
ELPHABA:
Бу!
ГАЛИНДА:
АХ!
[Спасибо ДжЕННИ, Стефани Баумгарт и Лекси за исправления]
.