техника выполнения, мастер-класс с фото и видео
Художественное рисование по ткани по старинным китайским традициям развивалось с производства знаменитого живописного шелка. Оно начиналось с особого механического способа окрашивания текстиля, отчего приобрело название горячий батик, техника выполнения которого применялась на основе работы с горячим воском.
Приемы создания красивейших узоров по шелку и других натуральных тканей продолжает существовать лишь благодаря востребованности этого занятия как искусства и как ремесла, выделяя мастеров батика по всему миру. Знакомство с батиком обычно завлекают своими великолепными работами, увиденными где-нибудь на выставках шарфов ручной работы, или просто живописи по шелку, но как делать такие вещи, кажется, что процесс изготовления расписанных изделий не тяготит.
Основные этапы
Технология окрашивания ткани с помощью воска немного упростилась в наше время, даже начинающие художники могут с минимальными затратами труда освоить это занятие.
Это медный резервуар с тонкой трубочкой на конце. Внутрь сосуда набирают растопленный воск и проводят или капают на ткань, создавая резерв. Воск будет препятствовать окрашиванию ткани, чем и нужно пользоваться. Затем ткань либо погружают в краски и рисуют воском снова, либо раскрашивают кистями, если это живопись.
Воск не должен остывать на поверхности ткани, он должен пропитаться в ткань, поэтому в работе нельзя медлить. Линии должны быть непрерывны, если у вас в планах ограничивать цвет именно по очертанию узора.
Шелк в основном расписывается анилиновыми красителями, они имеют легкую структуру, но ярко смотрятся на тонкой ткани.
Роспись платка
Рассмотрим мастер-класс по созданию модного аксессуара с цветами своими руками. При выполнении техники безопасности и инструкции по шагам, возможно, получится не только новая красивая вещь, но и новый художник по шелку.
Для начала приготовьте такие материалы по списку:
- шелковый отрезок;
- краски, предназначенные для шелка;
- кисти щетинные, синтетические и натуральные;
- подрамник из деревянных брусков;
- воск или свечи;
- старые емкости эмалированные и жестяные;
- канцелярские гвозди с широкими шляпками;
- газетная макулатура;
- шаблон, картинки;
- очищенная или дистиллированная вода.
Шаг 1. Ткань нужно простирать в горячей воде, даже если она новая. Нужно смывать все нежелательные химические соединения, которые могут остаться от производства, так как химические краски могут реагировать и испортить цвет. Не высушенную ткань натягиваем на подрамник с помощью кнопок, сначала за углы, затем за середины сторон, и так далее, пока наш платок не будет натянут как барабанная поверхность.
Шаг 2. После высыхания подкладываем под низ эскиз. Тонкое полотно шелка почти прозрачное. На хлопке рисунок можно нанести фантомный маркером или мягким карандашом. Опытные мастера могут навести чантингом свободный рисунок.
Шаг 3. Растапливаем воск на водяной бане. Закидываем кусочки в жестяную баночку, помещаем в кастрюле с небольшим количеством воды, ставим на огонь, также в баночку с воском разогреваем щетинные кисти.
Шаг 4. Начинаем «рисовать» на сухой ткани. Воск наносим на предполагаемые самые светлые места и разбрызгиваем кистями. Слегка намочив ткань водой, берем краски самых светлых тонов или очень разбавленными цветами дистиллированной водой. Теперь даем высохнуть.
Шаг 4. Добавляем еще линий из воска и еще брызг, снова покрываем красками, но уже по тону темнее. Проделывайте эти манипуляции до последних штрихов.
Шаг 5. По завершению окрашивания, снимаем ткань с подрамника. Теперь нам нужно снять воск сначала механическим способом, отшелушить его вручную. Затем берем кипу газет и начинаем выпаривать утюгом между бумагой оставшийся воск, пока газеты не станут чистыми.
Художественные приемы
Горячий батик можно выполнять с помощью трафаретов, вырежьте нужные вам рисунки и щетинными кистями разбрызгайте воск через отверстия.
Используйте соль для получения водных капельных разводов. Посыпьте слегка на мокрый рисунок.
На мокрой ткани краски растекаются свободнее, на сухой можно наносить четкие линии тонкими кистями, для определения контуров. Ограничивающие детали могут удерживать краску, внутри же островков можете наносить разные цвета для плавных переходов.
Растопленный воск можно наносить кистью.
Видео по теме статьи
youtube.com/embed/5SnSZogW-rI?feature=oembed» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»/>
Самые лучшие посты
Этот волшебный батик: с чего начать? | Обучение
Благодаря тому, что в наше время батик становится всё более популярным, труд батичиста значительно облегчился наличием всевозможных красок, резервов, контуров и шёлка — как искусственного, так и натурального. Дело остаётся за малым — за финансами. Но не спешите расстраиваться, краски нынче готовят на покупателей разных рангов.Разберёмся, что нам нужно для начала.
1. Сами краски. Их легко найти не только в специализированных магазинах декоративных штучек, но даже в обычных канцтоварах или в Интернете. Самые лучшие краски для батика — немецкой фирмы «Javana». В их каталоге, кстати, можно найти всё, что нужно. Но эти краски, конечно же, дорогие, я думаю, что их стоит покупать тогда, когда вы уже чувствуете себя в батике уверенно.
Для проб же подойдут краски наших производителей: фирмы «Гамма» и «Декола». Испробовала их на собственном опыте — вполне ничего себе. Краски бывают двух видов: акриловые и водорастворимые. Акриловые создают на ткани тонкую плёночку, часто делая ткань твёрдой, плотной. Эти краски хороши для х/б тканей, футболок или же для росписи панно. Но для платков, шарфиков и других нежных шёлковых вещей лучше выбрать водорастворимые краски. Неплохи краски также фирм «Хоббилайн», «Марабу». Все их я использовала и довольна ими.
Также краски делятся на запариваемые утюгом и запариваемые горячим паром. Легче всего с красками, запариваемыми утюгом — меньше возни. Первая моя работа улетела в трубу — запариваемые паром краски не закрепились и после стирки передо мной лежал чистейший кусок шёлка. Век живи — век учись. Запаривать батик тоже нужно научиться.
2. Резервирующий состав. Прежде чем выбирать состав, нужно определиться с техникой, в которой вы будете работать. Бывает горячий батик — когда рисунок резервируется горячим растопленным воском. Холодный батик резервируется специальными резервами фабричного производства.
Как компромисс между двумя техниками появился в продаже и холодный воск, с помощью которого вы сможете работать в технике горячего батика, но не нагревая его. По запаху и консистенции он похож на клей ПВА, уж не знаю, что там за хитрость. Начинать я советую с техники холодный батик — проще, понятнее, приятнее.
3. Ткань. Конечно, для батика лучше всего выбрать натуральный шёлк: эксельсиор, атлас, крепдешин, шифон, туаль и т. п. Но для первых занятий, первых ляпов, да и вторых тоже, искусственный шёлк вполне подойдёт.
4. Рамка раздвижная. Для того, чтобы рисовать на шёлке, нужна специальная рама, на которую ткань туго натягивается, становясь для вас «листом бумаги». Рамки эти продают в магазине. Но если у вас нет возможности её купить, приведите мужа в этот магазин, пусть он посмотрит, как эта рамка сделана. Уверяю вас, мужчина с руками легко соорудит вам то же самое по минимальной цене.
5. Кисти. Лучше сразу взять хорошие фирменные кисти, например, хороши кисти гаммовские. Возьмите для начала номер 3,5, круглые и плоские.
6. Палитра. Для смешения красок подойдёт и детская пластиковая палитра, и простое блюдце, и отдельные пузырёчки. Я смешиваю краски в пенициллиновых пузырьках.
7. Пипетки. Несколько штук. Чтобы не перерасходовать драгоценную краску, лучше брать и смешивать помаленьку. Только запоминайте пропорции смешения разных цветов (в каплях, например 5:10), чтобы, если не хватит, смешать точно такой же цвет.
Ну вот, пожалуй и всё, что пригодится. А в следующей статье я расскажу, как нужно рисовать — нюансы нелёгкого, но прекрасного рукоделия.
Батик шарф Маки Гардероб | АТС «Золотая рыбка» ЗАКРЫТА Карточка АТС 1 | Коровки и гортензия Игрушка, Фоторепортаж 4 | Букет сирени Картина, панно, рисунок |
Букет роз Картина, панно, рисунок | Тюнинг футболок Декор предметов | Как нарисовать два сплетенных дерева и… Видео, Картина, панно, рисунок, Мастер-класс 3 | Как нарисовать дерево и закат в технике… Видео, Картина, панно, рисунок, Мастер-класс |
Как нарисовать острый красный перец…. Видео, Картина, панно, рисунок, Мастер-класс 2 | Турецкий орнамент на платке. Роспись… Видео, Гардероб, Мастер-класс 1 | #Сидимдома жил-был пес…. Гардероб | Батик Картина, панно, рисунок |
Роспись панно на натуральном шелке в… Видео, Картина, панно, рисунок, Мастер-класс | Батик Картина, панно, рисунок | Холодный батик, платок «Грёзы… Декор предметов, Мастер-класс 4 | Шарфик (узелковый батик) Гардероб |
Парочка Картина, панно, рисунок | Древо жизни Декор предметов 3 | Как рисовать лотосы и воду на шелке. Видео, Декор предметов, Мастер-класс 5 | Разношёрстная компания Игрушка, Фоторепортаж 10 |
Шелковый платок тюльпаны в холодном… Видео, Декор предметов, Мастер-класс 6 | Готовимся к осени Гардероб | БАТИК «СЕМЕН» Картина, панно, рисунок | Слоник из джинсов + выкройка Игрушка 22 |
Мастер-класс «Холодный батик»
Вещь, расписанная вручную, помогает своему хозяину подчеркнуть индивидуальность, личные предпочтения и даже рассказать об эмоциональном состоянии. Особенно помогает в этом холодный батик — техника, благодаря которой каждый мастер получает возможность почувствовать себя волшебником, создающим яркие рисунки удивительной красоты.
История техники
Само слово «батик» пришло к нам из Индонезии — дословно его можно перевести как «капля воска». Такое название стиль тканевой росписи получил благодаря особенностям нанесения рисунка. Чтобы краски с определенных деталей на эскизе не растекались по всему полотну, мастера придумали маленькую хитрость – резервировать цвета с помощью специальных составов, главный ингредиент которых — воск.
Холодный батик имеет родственное направление — технику горячей росписи, при которой краски и воск нужно разогреть перед нанесением. В отличие от горячего стиля, в данном случае растапливать ничего не нужно.
Техники холодного батика
Существует несколько способов рисования батиком в холодном стиле. Их не используют во время горячего нанесения потому, что в этом нет необходимости: многие из них не предполагают обозначения контура резерватором — только краски, и ничего больше.
К примеру, в Японии и Индии придумали такие интересные разновидности, как бандан и сибори. Обе техники основываются на сворачивании ткани и нанесении на нее краски в сложенном виде — из-за складок окрашивающая жидкость растекается по материи неравномерно, образуя мраморный рисунок, как в калейдоскопе.
Различие сибори и бандан в том, что в первом случае ткань складывают определенным образом — эту традицию японцы взяли из оригами. Второй же способ предполагает многократное образование узелков на ткани и похож на японское искусство фурошики.
Иногда мастера отпускают фантазию в полет — так появилась техника свободной росписи батика, при которой резерв не используют совсем или используют в очень ограниченном количестве, чтобы чуть-чуть подчеркнуть контур фигуры.
Тем не менее, основной способ рисования — классический с применением резервирующих жидкостей.
Необходимые инструменты
Профессионалы чаще всего советуют именно холодный батик для начинающих — не нужно тратить время на огнеопасный процесс подогрева резерва. Перед началом работы удостоверьтесь в том, что у вас есть все необходимые инструменты.
Стеклянная палочка
Главный прибор при работе с резервирующей жидкостью. У нее довольно необычное строение — полая прозрачная соломинка длиной 15-20 сантиметров с круглым резервуаром на конце, из которого выходит закругленный острый носик.
Такой внешний вид обуславливается функциями инструмента — носик окунается в емкость с резервом и с помощью вытягивания воздуха с обратной стороны в палочку закачивается вещество, которое сохраняется в шаре.
Во время работы палочку слегка отклоняют, прижимают носик к контуру и проводят по линиям, рисуя резервирующий скелет. При этом угол наклона должен быть не больше 135 градусов, иначе жидкость выльется с обратной стороны.
Если вы не можете найти такой инструмент в своем городе, не отчаивайтесь! В качестве инструмента легко приспособить баночки от жидкого клея с тонким носиком, на который надет сужающийся колпачок, или медицинские спринцовки. Здесь вы сами сможете регулировать толщину нарисованной линии за счет нажима на емкость.
Кисти
При непосредственной работе с красками вам понадобятся кисти разного диаметра и размера. Желательно выбирать кисточки с натуральным ворсом — к примеру, из беличьей шерсти.
Тонкие инструменты нужны для обработки мелких деталей с резным строением, более широкие подойдут для нанесения основных цветов и получения цветовых переходов в одной ячейке — градиентов.
Широкие фоновые пространства можно окрашивать с помощью ватных дисков или тампонов — слегка смочите диск в цветовом пигменте, отожмите его, чтобы избавиться от излишков, и начните протирать легкими движениями ткань.
Выбор материалов
Как правило, холодный батик выполняется на таких тканях, как шелк, хлопок, шерсть, иногда — синтетические материи. Однако, в последнее время многие художники отходят от этого, подбирая новые рабочие материалы — к примеру, более толстые и грубые ткани.
Если вы работаете с плотными нестандартными материалами, мастера советуют делать более широкий резервирующий контур, которым нужно обводить рисунок как с лицевой, так и с изнаночной сторон. Эти меры предосторожности помогут ткани пропитаться резервом наверняка.
Приобретите специальные краски для батика — их можно найти во многих крупных магазинах товаров для изобразительного искусства. Внимательно смотрите на свойства красителя — некоторые виды подходят для крашения одних определенных видов ткани, тогда как другие универсальны. Во время обучения вам достаточно купить набор из нескольких основных цветов: красного, желтого, синего, белого, черного.
И не забудьте о резервирующем составе! В зависимости от того, на какой ткани и в какой технике вы работаете, выбирайте вещество с бензином, резиной, воском или вазелином в составе.
Холодный батик — техника выполнения
Технология холодного батика довольно проста. Изначально мастер должен растянуть ткань на раме и нанести эскиз будущего рисунка — желательно использовать водорастворимые или исчезающие со временем карандаши.
Дальше по основным линиям рисунка специальным резервирующим составом наносится сплошной контур. Основная задача мастера заключается в том, чтобы в контурном обрамлении не было разрывов и зазоров, иначе краска, нанесенная на следующем этапе, растечется и испортит работу.
Профессионалы придумали маленькую хитрость — правильность нанесения резервирующего состава можно проверить с помощью воды. На обратную сторону ткани в каждую ячейку, образованную резерватором, брызгают несколько капель воды. Если в каком-нибудь месте вода просачивается сквозь резерв в следующий элемент рисунка, нужно подсушить это место и добавить каплю вещества, замкнув контур.
Такая процедура несколько замедляет рабочий процесс, но дает возможность выполнить работу более качественно.
Далее техника холодный батик предполагает непосредственное нанесение специальной краски. Не ограничивайте себя в выборе цветов и их оттенков. Вы даже можете применять несколько красок для одной ячейки, создавая оригинальные цветовые переходы.
Полностью готовое высушенное изделие обязательно нужно запарить в горячей воде и с помощью утюга, чтобы закрепить рисунок на ткани.
Мастер-класс — холодный батик на платке
На самом деле, даже некоторые сложности во время процесса росписи не смогут вас заставить бросить работу над изделием в технике холодный батик — настолько интересно рисовать этими водными красками, каждый раз получая новый рисунок.
Чтобы убедиться в простоте данного стиля, попробуйте самостоятельно создать расписной шелковый платок. Автор данного мастер-класса использует народную роспись хохлому, но вы можете взять за основу любой другой рисунок.
Подготовьте красные, желтые и черные краски для росписи батиком, квадратный шелковый платок нейтрального цвета без рисунков, черный и золотистый контурные резервы.
На листах формата А4 нарисуйте эскиз будущих узоров.
Натяните платок на специальный подрамник, прикрепив его с помощью строительного степлера.
Переверните платок изнаночной стороной к себе. Мягким простым карандашом перенесите рисунок на ткань.
Обведите контур черным резерватором.
Распишите рисунок в заранее выбранных тонах.
Выполняя предыдущий пункт, оставьте фон незакрашенным.
С помощью ватного диска затонируйте фон, создавая плавный переход от красного к желтому.
Когда желтый фон высохнет, нанесите изображение с помощью черного резерва на нем. Не забывайте, что каждую новую краску нужно наносить только после полного высыхания предыдущего выполненного шага.
Затонируйте части изображения в контуре.
Переверните платок на лицевую сторону и нанесите легкими быстрыми движениями тонкие завершающие детали.
Вы можете оставить изделие сушиться, снять его с подрамника и носить уже после данного этапа.
Но профессионалы рекомендуют запарить работу, чтобы закрепить цвет — замотайте ткань в полотенце и старые газеты. Сверните заготовку трубочкой, а затем — бубликом. Подвесьте бублик на шнуре над кастрюлей, в которую налейте воды примерно на четверть всего объема.
В таком положении вещь должна париться около двух часов. Снимите заготовку и разверните ее. Постирайте вещь при тридцатиградусной температуре — это можно сделать и в стиральной машинке. Прогладьте сухое изделие утюгом на минимальной температуре.
Чтобы подробнее изучить технологию, в которой выполняется холодный батик, посмотрите следующий видеоурок по расписыванию красивого панно.
Холодный батик — одна из разновидностей батика. Эта техника росписи по ткани использует специальный резервирующий(ограничивающий растекание краски по ткани) состав холодным, в отличие от техники горячего батика.
Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку. Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки, либо же более современную версию — резервирующий состав в тюбике. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к её рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава. Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки.
Технология холодного батика
Большое значение для качества наводки контура имеет наклон члена трубочки: он должен быть загнут под углом 130°. Если он загнут под более тупым углом, то при работе трубочку приходится держать почти перпендикулярно к плоскости ткани. При этом напор резервирующего состава усиливается, что может привести к непредвиденному растеканию резервирующего состава по ткани (т. е. к браку). В местах более замедленного движения и в начале линии обычно получаются капли. Поэтому вести трубочку по ткани следует равномерно, а в начале работы быстро опускать на ткань, не дожидаясь образования капли. Отнимая трубочку от ткани, её переворачивают носиком вверх, и резервирующий состав уходит из кончика. Противоположный конец трубочки должен быть слегка приподнят, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань. После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Более чем на 24 часа оставлять незакрашенным наведенный рисунок на ткани не рекомендуется, так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной наводке.
Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.
Холодный батик
Холодный батик основан на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий графический характер. При этом количество цветов не ограничивается. Резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура. Хорошее проникновение резерва в ткань — важнейшее условие в контурной росписи. Если при нанесении контура останутся пропуски и разрывы, краска выйдет за пределы рисунка. При работе на плотной ткани наводят толстый контур, а на прозрачных, легких тканях — более тонкий. После того как контур рисунка наведен, ему дают просохнуть. Перед нанесением краски необходимо проверить качество наведения резерва на изнаночной стороне образца, капнув вовнутрь каждой формы воды. Если в каком-либо месте вода пробивает резерв, этот участок образца следует просушить и навести резерв вторично, но уже по изнаночной стороне. После этого снова проверьте качество линии. Начинать заливку цветом следует с самых светлых тонов, чтобы легче было перекрыть более темным тоном нежелательный брак. При этом не следует забывать, что участки рисунка необходимо равномерно насыщать краской, чтобы не образовывались разводы.
Виды техник
«Классический» — выполняется методом наводки резервом замкнутых плоскостей, сродни витражу, с однослойной росписью.
«Многослойный» — выполняется аналогично витражу, но расписывается в несколько слоёв.
«Незамкнутая графика» — роспись проходит без использования замкнутых плоскостей, методом разрыва резервной линии, с прониканием цвета одной плоскости в цвет другой плоскости.
«Свободная роспись» («Акварельная техника») — расписывается в акварельной технике по специальному покрытию на шелке, без резерва. «Холодный» батик самый доступный и выразительный, вследствие чего получает широкое применение как при росписи изделий утилитарного назначения, так и при работе над авторскими панно[1].
ХОЛОДНЫЙ БАТИК ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ, ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
Чем нужно запастись?
Материалы для техники холодного батика доступно каждому. Существуют специализированные наборы, для тех, кто хочет ознакомиться с батиком. Потребуется:
Ткань. Мастера росписи советуют брать шелк, хлопок, лен. Перед применением постирать и погладить.
Краски для холодного батика — акрил или гуашь.
Резервирующий состав. Фактически ваш контур, позволяющий не смешивать соседние цвета. Линия должна быть не толстой, но четкой. Из всех материалов, он самый дорогой.
Стеклянная трубочка. Именно ей наносится резервирующий состав. Они бывают разной толщины. Для новичков подойдет средний диаметр. Слишком тонкая оставляет слабый след и не всегда можно рассмотреть проведена линия или нет
Обязательно подрамник, на которую натягивают ткань. Подойдут пяльцы для вышивания крестиком.
Кисточки берут как натуральные, так и синтетические.
Палитра для разведения краски.
Вода и салфетки для промывки и просушки кисточек.
Трафарет. Первый раз всегда сложный. Стоит подобрать подходящий шаблон.
Ход работы по созданию рисунка на ткани по технике холодный батик
Подобрав подходящий рисунок и ткань можно приступать к процессу рисования:
Прежде всего, закрепляем полотно на раму – гвоздики, булавки, нитки и скрепки помогут нам. Ткань не должна провисать. Иначе резервная линия получится не ровной, и отразиться на рисунке. Можно закрепить на пальцах.
Карандашом наносим рисунок. Лучше через трафарет или подложив шаблон под ткань, если просвечивается.
Обводим контур бесцветной краской через трубочку. Не нажимаем сильно, касаемся ткани только концом. Наносим аккуратно и один раз, следует обратить внимание на то, что контур должен быть замкнутым. Если этого не сделать, краска перемешается и исправить оплошность не выйдет! Не торопитесь, состав должен впитаться в ткань.
Закончив обводку, оставляем работу сушиться на час. Ткань обязательно должна подсохнуть иначе результат будет неприятным. Повесть его на балконе, пусть проветрится от запаха краски. После этого, проверьте целостность контура, если есть ошибки, подкорректируйте и снова отправьте сушиться. Для более точных результатов разведите мыло с водой и этим раствором, кисточкой, пройдитесь по границам. В случае «халтуры» — вода просочится.
На этом работа с резервом завершается. Трубочку необходимо промыть бензином или уайт-спиритом и оставить сушится.
Далее мы начинаем наносить краску. Можно брать как концентрированную смесь, так и разбавленную. Второе значительно лучше. Оно даст более нежный результат для пастельных работ.
Краска наносится в определенном порядке: сначала светлый оттенок, затем темный. Для разбавленной краски это правило особенно важно. Раствор можно нанести ватой или кисточкой.
После закрашивания крупной детали или фона, пройдитесь ватным диском и соберите лишнюю влагу.
Оставляем батик сушиться на сутки. Только после полного высыхания его можно снять.
Что делать с работой дальше решать самостоятельно: повесить в рамочку или носить. Во втором случае необходимо закрепить краску и обработать ткань паром.
Искусство, начавшееся развиваться вместе с самим человечеством, претерпевало разные метаморфозы: менялись его смыслы, принципы, технологии. Когда человек в древности наносил на дерево, глину, ткань какой-то узор, это не просто служило эстетическим идеалам – действо имело сакральное значение. Корни многих художественных техник лежат в язычестве. Каждый цветок, завиток, геометрическая фигура имели свое значение и не были случайны. Батик, являясь искусством росписи по ткани, также следует этой концепции.
Что это такое?
Само слово «батик» имеет индонезийские корни, а если перевести его дословно, получится «капля воска». Особенности нанесения рисунка на ткань обусловили такое название.Чтобы краски не растекались по материи, мастера научились фиксировать цвета с помощью особых составов, основным компонентом которых был воск.
Батик может быть горячим и холодным. Техника горячей росписи предполагает разогревание красок и воска перед нанесением на ткань, холодный батик обходится без предварительного растапливания. Если горячий батик появился очень давно, то холодный возник с развитием химпроизводства. В нем работает специальный химический резервирующий состав, напоминающий гель, способный застывать на ткани. Так как в основе этого состава содержатся бензин и клей, варить его дома, мягко говоря, небезопасно.
В каком-то смысле холодная техника для выполнения проще и усилий требует немного меньше.
Считается, что техника холодного батика в большей степени подходит начинающим мастерам, так как они не пугаются широкого фронта работ, действий с высокими температурами и неожиданного поведения составов.
История возникновения
Родина батика – Индонезия. В те далекие времена, когда это искусство только зарождалось, женщины уже старались всячески украсить собственные наряды. Чтобы подчеркнуть свою принадлежность к тому или иному роду, нужно было украшать одежду определенными рисунком и цветовой гаммой.
И хотя выбор красителей был достаточно ограниченным, красочные полотна умелицы создавали успешно. Надо сказать, что каждый род хранил свои секреты о том, как удавалось добиться того или иного цвета, как получался интересный узор. Особенности мастерства передавались от старших к младшим поколениям. Рисунки были самыми разными – орнаменты, абстрактные и сюжетные истории.
Продвижение искусства подразумевает два пути: вглубь и вширь, если сказать очень просто. Это значит, что методики усложнялись, а технологии становились все совершеннее – это продвижение вглубь. А вширь – это расширение масштабов. Из Индонезии искусство батика перешло в Японию и Китай, где приобрело новое развитие. Китай внес большой вклад в продвижение батика – он подарил искусству росписи по ткани шелк, и это сочетание остается актуальным поныне.
Японцы придумали так называемый обратный батик, когда ткань сначала окрашивалась, а затем выбеливалась щелочью. Голландские путешественники привезли батик в Европу, которая могла дать этому направлению еще один виток развития, однако чуть не прекратила само существование искусства росписи по ткани. Европейцы быстро насытились батиком и увлеклись английской набивной техникой. Но кустари-одиночки смогли сохранить уникальное искусство украшения полотен.
Сегодня батик – это не только горячая техника, более востребованная, с
Батик техника выполнения: виды холодный горячий
Древнее декоративно-прикладное искусство батик вызывает очень сложные чувства — это смесь восторга умением мастеров и интереса к особой технике живописи. Техника окрашивания появилась несколько тысяч лет назад для текстильной ручной росписи ткани с помощью горячего воска.
Современный батик для начинающих использует значительно больше методов окрашивания, но все они объединены по принципу использования различных веществ (среди них — парафин) в качестве резерватора, которые предотвращает обработанные участки от проникновения краски в волокна и, таким образом, образуется шаблон.
Особенности техники
Техника батик использовалась в Китае, Перу, Японии, Шри-Ланке, в странах Африки. Древнейший батик обнаружен в Египте, который датируются 5 в. до н. э. Еще более древние образцы тканей принадлежат Японии, но их авторство приписывают китайским художникам-иммигрантам. История этого искусства прочно связана с Китаем, откуда батик распространялся по всему миру. Шелковые ткани, окрашенные с помощью этой техники, продавались от Китая до Средиземного моря — именно поэтому это направление назвали Великий шелковый путь.
Одними из первых использовали способ росписи ремесленники с острова Ява. Очень быстро эта техника здесь превратилась из ремесла в искусство и некоторые из местных художников известны во всем мире. Это дорогостоящая технология, занимающая много времени, изначально использовалась в одежде как привилегия аристократов. Секреты различных техник батика передавались из поколения в поколение и хранились в пределах одной семьи ремесленников.
Для многочисленных зарубежных покупателей ремесленники начали использовать яркие цвета и природные мотивы — птиц и цветы. Ислам значительно повлиял на искусство батика, так как мусульманам не разрешается изображать людей и животных, узоры приобрели стилизованные формы с дополнением восточными орнаментами и арабской вязью.
В 1835 году был открыт первый завод тканей с росписью батик в голландском городе Лейдене. Европейцы улучшили технологию и начали массовое производство батика. Воск наносили с помощью печатных штампов — это снизило себестоимость продукции и позволило получить очень сложные узоры.
Методы и приемы
Существует несколько видов приемов изготовления батика.
Горячий
Техника горячего батика заключается в применении растопленного воска с помощью специального инструмента под названием чантинг. Процесс напоминает рисунок карандашом — это трудоемкий многоступенчатый процесс. Горячий восковой резерв наносят только на хлопковые и льняные ткани.
Холодный
Техника холодного батика подразумевает использование специального прозрачного резерва для консервирования участков, состоящего из густой смеси резины с другими компонентами. Холодный резерв наносится стеклянной трубкой с резервуаром на шелк. В европейском художественном батике применяют анилиновые красители.
Солевой раствор
Свободная роспись включает грунтовки ткани физиологическими солевыми растворами, которые ограничивают растекаемость пигментов по ткани.
Материалы
В искусстве росписи по ткани для начинающих и профессионалов используются только натуральные тканые материалы:
- шелк,
- лен,
- хлопок.
Выполнение техники батик с горячим воском предусматривает изготовление определенных смесей для резерва — это композиция из парафина и пчелиного воска. Идеальная пропорция смесь для приготовления батика составляет 30 процентов пчелиного воска и 70 процентов парафина:
- Пчелиный воск хорошо прилипает к ткани, но не трескается;
- Парафин не липнет, но легко дает трещины.
- Регулировка состава помогает получать особенные результаты в росписи.
В окрашивании используется краситель для ткани, который растворяется в холодной воде, чтобы предотвратить восковый резерв от плавления. В современном искусстве применяют быстродействующие красители ткани или кубовые краски. Для начинающих они сложнее в обращении, но обеспечивают быстрые результаты.
Создание батика на ткани включает использование воска и тканевых красителей.
Рисунок наносится с помощью воска специальным инструментом. В некоторых регионах используют медный штамп для печати рисунка воском на ткани — после установки конструкции ткань окунают в краситель. Воск предотвращает закрытие области от поглощения красителя, что позволяет окрасить их в другой цвет. После окрашивания воск удаляют, используя кипящую воду. Процесс окрашивания начинается снова и повторяется, пока на ткани появляется полный рисунок.
Виды
Различные типы батика имеют собственный региональный дизайн и цветовые схемы.
Ява
Яванский считается самым древним. Для окрашивания хлопковых тканей применяют цвета глины — коричневый, индиго, черный и кремовый. Прибрежный яванский батик отличается яркими красками, цветочными мотивами, изображениями птиц.
Судан
Суданский батик включает яркие сочные оттенки, но основным является индиго из-за производства краски «индиго» в этой области.
Индия
Индийские мастера исторически сохраняют ткани для платьев и одежды, украшая орнаментами к определенным событиям в жизни.
Шри-Ланка
Техника Шри-Ланки появилась сравнительно недавно, но для туристов в стране расписывают предметы одежды в батик ткани, скатерти, гобелены и росписи, и даже постельное белье и одеяла.
Особенности работы
Мелкие узоры на ткани были изначально созданы для королевской семьи и легко узнаваемы по эффекту растрескивания.
Воск
Восковая живопись — это тончайшая работа, от начинающих требует внимания и терпения. Материал растягивается на раме для равномерного проникновения горячего резерватора — пчелиного воска, смолы или парафина. Изображение затем впитывается с углем. Воск наносится на участки ткани, которые не будут краситься. Ткани дают высохнуть в течение двадцати четырех часов, затем гладят между листами бумаги, чтобы удалить воск и закрепить краситель. Сушку проводят медленно, вдали от источников тепла и солнечного света, чтобы сохранить цвета. Весь процесс повторяется каждый раз при добавлении цвета. В некоторых принтах используют до тридцати цветов.
Выбор и подготовка ткани
Хотя художественная форма батика очень сложная, используемые инструменты простые – это небольшой тонкостенный медный контейнер с короткой бамбуковой ручкой около 11 см длиной. Контейнер из меди заполняют расплавленным воском и рисуют на ткани. Разные размеры желобов с номерами для определенных размеров позволяют создавать разнообразные эффекты дизайна. Размер носика варьируется от 1 мм в диаметре для очень тонкой детальной работы до более широких носиков для заполнения больших участков. Точки и параллельные линии могут быть нарисованы инструментами, которые имеют до 9 носиками.
Количество цветов в батике демонстрирует, сколько раз он был погружен в ванну с красителем и сколько раз слои воска должны были быть нанесены и удалены. Многоцветный батик требует больше манипуляций, чем работа с 1-2 цветами. Многочисленные процессы окрашивания обычно отражаются в цене ткани. В настоящее время, химические красители в значительной степени заменить традиционные, поэтому оттенков стало намного больше.
Для особых случаев расписывали золотую материю. Батик ранее украшали золотом при помощи специальной пудры или фольги наносили узор с использованием клея из яичного белка или льняного масла и желтой глины. Существуют тысячи различных узоров, но старинные дизайны были связаны с традиционными орнаментами и религиозными верованиями.
Разметка рисунка
Контур узора блокируется на ткани углем или графитом. Часто узор делают трафаретами или шаблонами.
Другой метод трассировки рисунка на ткани — это размещение на стеклянном столе, освещенном снизу. Тень создает рисунок на ткани, который обводят карандашом. Воск повторяет контур карандаша на ткани.
Применение воска с медной крышкой состоит в том, что колпачок погружают в расплавленный воск. Когда материя пропитана воском, он действует как штамп. Крышка вдавливается в поверхность, и колпачок переносит свою форму. Вощеную материю погружают в ванну с красителем первого цвета, и она остается в ванне до нужного оттенка. Темные цвета требуют более длительных периодов или многочисленных погружений. Затем помещают в ванну с холодной водой, чтобы затвердел воск.
Иногда воск соскребали маленьким ножом перед новым погружением в ванну. Для получения мраморного эффекта на воске намеренно делали трещины перед окрашиванием. Краситель проникает в крошечные трещины и создает тонкие линии.
Природная красота и высокая художественная ценность всегда очаровывали и вдохновляли живописцев на создание собственных узоров в батике.
Анастасия Лементуева » Батик (рисование по ткани)
Материалы и инструменты:
1. Ткань. Для начала можно использовать обычную х/б (бязь, ситец, сатин, тонкое простынное полотно). Не используйте толстые ткани, на них будут плохо и не полностью получаться техники! Если вы уже чувствуете, что достаточно узнали о батике, покупайте шелк. (например крепдешин)
2. Краска. Лучше использовать покупные наборы красок с названием ДЛЯ БАТИКА. (Marabu, Pebeo) Для смешивание красок можно использовать формы из-под конфет. Желательно, чтоб они были глубокими, т к не редко краски нужно разбавлять водой.
3. Для холодного батика: Стеклянная трубочка с загнутым концом и резервуаром в нижней части — инструмент для нанесения резерва в технике холодного батика. Что бы загнать резерв в трубочку, вам понадобится резиновая груша (можно купить в любой аптеке). Ну и сам резерв (в банке или в тюбике). Резерв бывает цветным и прозрачным. Он создает контур, за который не вытекает краска.
4. Для горячего батика: Хозяйственные свечи. Кисти (щетина) для нанесения воска. А так же специальные инструменты для нанесения тонких линий чантингом или тьянтингом (картинка ниже).
Выделяют холодный и горячий батик.
Техники холодного батика.
1. Завязывание.
Для этого способа потребуется толстая веревка или нитка, сложенная в несколько слоев. Ткань можно взять за центр, чтобы образовался конус. Отступить немного от верхушки и плотно замотать веревкой. Чем крепче получится завязь, тем лучше! Потом отступить немного от первой завязи и сделать вторую и так далее.
Так же можно завязать в ткань пуговицы или монетки, для получения более интересного рисунка.
2. Скручивания.
Очень похоже на первый способ, только тут ткань нужно еще скрутить, прежде чем завязывать.
3. Складывания и подгибания.
Ткань складывается в определенном порядке. Можно сложить ткань в виде гармошки, квадратов или треугольников. Слоев должно быть много. Их можно загладить и перевязать веревкой для лучшего результата. Краска накапливатся сверху и снизу на ткань.
4. Зашивания ткани.
Мотивы узора предварительно прошиваются на ткани, а потом завязываются нитями. Ткань стягивается так же крепко, как и в остальных случаях. Такие узоры бывают более четкими и графическими. Этот способ дает более плавные переходы, в отличии от простого завязывание.
5. Работа с резервом.
Работа с резервом предполагает некий рисунок, его можно нарисовать на бумаге, обвести жирным маркером.
С начала нужно натянуть ткань на подрамник. Ткань должна плотно сидеть, никаких провисаний быть не должно! По ощущениям она должна быть натянута, как барабан.
Затем берете свой заготовленный рисунок на бумаге, подкладываете его под подрамник и плотно прижимаете к ткани (это можно сделать, подложив пару книжек). Берете стеклянную трубочку, наполняете ее резервом и аккуратно обводите рисунок.
Главное не наделать дырок в контуре, иначе ваш рисунок поплывет. Проверить наличие дыр можно на просвет или с помощью обычной воды, без краски.
6. Дополнительные эффекты.
Морская соль и обычная столовая дают интересные результаты. Так же можно использовать мочевину.
Выжигание — для дополнительных эффектов, еще сырую ткань можно скомкать и на несколько секунд положить под горячий утюг. (делать это следует аккуратно)
Часть информации взята отсюда:
http://mobileef81.narod.ru/yzelbattehnikavip.htm
Так же в холодном батике можно рисовать без помощи резерва, сохраняя при этом более-менее ясный контур и избегая размытостей.
Соляной раствор.
В банку с теплой водой добавляем кучу соли. Чем соли больше, тем лучше! Все это тщательно размешиваем и кисточкой накладываем на натянутую на подрамник ткань. Так можно прокрыть пару раз. Ждем, пока ткань полностью высохнет и начинаем работать краской.
С помощью этого способа краска не почти расползается (степень расползания зависит от кол-во соли в воде).
Внимание! Перед тем как натягивать ткань, подрамник лучше обклеить обычным скотчем! Тогда краска не будет впитываться в деревяшку и не будет пачкать следующие работы.
Техники работы горячего батика.
Перед началом работы надо приготовить резерв. Для этого нам понадобятся хозяйственные свечи. Для приготовления резерва вам понадобятся маленькая электроплитка и кастрюлька или банка из толстой жести (я использовала банку из-под тушенки). Загружаем свечи в банку и ставим ее в кастрюлю с водой. И только после этого ставим на плиту. После того, как воск расплавиться, огонь нужно уменьшить или выключить. Так же можно использовать покупные устройства)
Не забудьте натянуть ткань на подрамник.
1. Многослойная работа.
При работе в горячем батике важно помнить, что начинать работу нужно с самых светлых мест. И заканчивать самыми темными. Если не хотите оставлять белых мест, закрасьте ткань сразу светлым цветом. Цвет наносите с помощью кисти. Сначала нужно дождаться, пока краска высохнет, и только потом закреплять нужные места резервом!
Затем ждем, пока резерв остынет и наносим следующий слой краски. Ждем полного высыхания и закрепляем нужные участки.
Количество слоев не ограничивается, он может быть как один, так и несколько.
2. Кракелюры.
Для этой техники ткань нужно покрыть тонким слоем резерва. Дождаться, пока он застынет и аккуратно смять ткань. Таким образом получаются трещинки. Их можно сделать как на всей работе, так и на отдельной ее части. Получившиеся трещины нужно закрыть краской.
3. Набрызг.
Набрызг можно сделать с помощью кисти или чантингом, или тьянтингом. Сначала накладывается один слой краски, потом делаем набрызги кистью с резервом. Далее кладем следующий слой краски и опять делаем набрызг. И так раза 4-5 для лучшего эффекта. С помощью этого способа можно сделать брызги волн, звезды, цветы и т. д.
После того как работа будет закончена она станет деревянной от воска. Этот воск придется вытопить. Для этого нужно много газет и утюг. Снимаем работу с подрамника, закладываем между толстого слоя газет и пропариваем утюгом, пока весь воск не останется на газетах.
How to Batik — DIY Batik Clothing & Fabric Dyeing
Магазин- Войти
- Нужна помощь?
- Создатели
- Выучить
- Праздники
- Новые продукты
- Лидеры продаж
- Бренды
- Списки желаний
- Клеи
- Товары для творчества
- Товары для рукоделия
- Модели и миниатюры
- Краска
- Техника и поделки
- Инструменты
- Сделки
Клеи для дерева, бумаги и волокна
- Клей для коллажей
- Клей для ткани
- Цемент каучуковый
- Клеи-распылители
- Клей белый
- Клей для дерева
Универсальный клей
- Цианоакрилат
- Эпоксидная
- Горячий клей
- Цемент модели
- Клей для пенополистирола
Крепление
- Магниты
- Лента
- липучка
Клейкие принадлежности
- Адгезивные растворители
- Аппликаторы и аксессуары
Рисунок
- Мелки и мел
- Ручки для рисования Decocolor
- Фломастеры
- Чернила и ручки для рисования
- Пастель и уголь
- Карандаши и ластики
- Ручки для опытной окраски
- Маркеры Prismacolor Art
- Список литературы
- Ручки для рисования Sharpie
Скульптура
- Класс Chiodo
- Инструменты для лепки из глины
- Отвердители для лепки
- Не затвердевающие глины
- Резьба по тыкве
- Видео о скульптуре
Живопись
- Краски для аэрографа
- Кисти
- Мастихин
- Пигмент
- Акварель
Бумага
- Пенопласт
- Альбомы для рисования и блокноты
Как нарисовать батик на ткани «Fashion Design :: WonderHowTo
Ведущая Ксандрия Оои изучает технику рисования батиком в Центре Джади Батек в Малайзии.
(1) Часть 1 из 3 — Как рисовать батик на ткани, (2) Часть 2 из 3 — Как рисовать батик на ткани, (3) Часть 3 из 3 — Как рисовать батик на тканиСегодня неделя Черной пятницы на WonderHowTo! Не пропустите все крупные распродажи в магазинах Gadget Hacks и Null Byte.А если вы хотели посещать некоторые занятия, не влезая в долги, ознакомьтесь с нашими лучшими предложениями на онлайн-курсах для различных наборов навыков. Не пропустите эти огромные скидки:
См. 10 лучших продаж BF от Gadget Hacks на онлайн-курсах (скидка до 99%)>
См. 13 лучших продаж BF Null Byte на онлайн-курсах (до 99%) выкл)>
фактов о батике для детей
Батик — это метод окрашивания ткани и придания ей стойкости с помощью воска.Такие ткани родом из Индонезии. Их также можно найти в Малайзии, Японии, Китае, Азербайджане, Индии, Шри-Ланке, Египте, Нигерии, Сенегале и Сингапуре.
История батика
Свидетельства ранних образцов батика были найдены на Дальнем Востоке, Ближнем Востоке, в Средней Азии и Индии более 2000 лет назад. Однако более вероятно, что судно распространилось из Азии на острова Малайского архипелага и с запада на Ближний Восток через караванный путь. Они украшены деревьями, животными, флейтистами, сценами охоты и горами.Индонезия, самая популярная на острове Ява, — это область, где батик достиг величайших достижений. Сегодня существует множество примеров этого вида батика, а также ручной работы во многих частях мира.
Батик — искусство, которое становится все более популярным на Западе. В Индонезии батик — это часть древней традиции, которой учили веками. Слово батик пришло из Явы и означает «точка». Чтобы сделать батик, художник использует ткань в качестве бумаги, и они просто начинают наносить горячий воск на ткань.Каждая культура имеет разные традиционные стили батика. История батика действительно выразительна. Художнику доступно множество техник, позволяющих увлекательно исследовать уникальный процесс.
Специальная ручка, называемая тяньтинг, используется для рисования батика.Техника
На этой картинке изображен человек, рисующий батик с тяньтингом.Чтобы сделать батик, они используют ткань в качестве бумаги, и они просто начинают наносить горячий воск на ткань.И они сказали, что если мы повторим процесс, он будет более красочным. На первом этапе убедитесь, что ткань выстирана. Узоры батика нарисованы карандашом, а затем снова нарисованы горячим воском. Очень часто люди используют инструмент, похожий на ручку, называемый тяньтинг. После высыхания ткани области сохраняют свой первоначальный цвет, а также виден узор между областями, имеющими цвет и не имеющими цвета. Это дает им образец. Затем художник повторяет процесс по одному разу для каждого цвета.Очень традиционный вид батика, называемый письменным батиком, рисуется только с помощью тяньтинга. Ткань нужно натянуть с двух сторон и три-четыре раза поставить в цветную ванну. Процесс может занять до года.
Картинки для детей
Текстиль, окрашенный воском, из Нии (Таримский бассейн), Китай
Мастерицы батика на Яве рисуют замысловатые узоры, используя канат и воск, которые хранятся горячими и жидкими в небольшой подогреваемой сковороде.
Нанесение воска с помощью колпачка (штампы медные пластины).
Современная мужская рубашка в стиле батик в стиле Solo, цвет sogan с мотивом lereng
Терминология индонезийского батика
Типичный внутренний батик имеет глубокие землистые цвета с различными местными узорами (современный kain panjang с узором sidha от Solo).
Напротив, типичный прибрежный батик имеет яркие цвета с узорами, взятыми из многих культур ( kain panjang с мотивами лотоса из Семаранга, 1880).
Мастер по изготовлению батика, изготавливающий батик. Малазийский батик обычно украшен цветочными мотивами светлых тонов.
Мастерица батика рисует кистью воском в Канди, Шри-Ланка
Восковые отпечатки проданы в магазине в Западной Африке
Parang klithik выкройка от Solo.
Sidha Drajat выкройка от Solo.
Типичный ярко-красный цвет для батика Lasem называется abang getih pithik (куриный кроваво-красный).
Голова саронга из Баньюмаса, около 1880-х годов.
Pasung или pucuk rebung узор, около 1800-х годов.
Саронг из северной Явы, около 1900-х годов.
Исходный узор, нарисованный карандашом.
Нанесение узоров воском на брус .
Различные инструменты для изготовления батика, кантование показано вверху.
Печатный воск-полимерный резист для батика с колпачком
Колпачок для нанесения горячего воска.
Выбор колпачка медные печатные блоки с традиционным узором батика
Окрашивание ткани в цвет.
Окрашивание ткани в цвет.
Bedhoyo танцоров из Solo.
Группа женщин в разноцветных батиках.
Слуги в Кратоне Джокьякарте.
Яванский мужчина в типичной современной рубашке из батика.
Пожилая сунданская женщина в саронге из батика и головном уборе
Портрет женщины в саронге и кебая с ребенком.